Промышленные объекты были главной целью кибератак в 2022 году

Промышленные объекты были главной целью кибератак в 2022 году

Почти четверть всех атак на российские компании в 2022 году пришлась на промышленный сектор. Свежую аналитику публикует “Лаборатория Касперского”. В целом в прошлом году эксперты выявляли минимум три критических инцидента в день.

Самыми атакуемыми отраслями в России и СНГ в 2022 год стали промышленность (24%), финансовые организации (20%), ИТ-компании (17%), транспорт (14%) и СМИ (12%). Такие выводы содержатся в ежегодном аналитическом отчёте, в котором изучались данные Kaspersky Managed Detection and Response.

Интенсивнее всего атаковали средства массовой информации: были выявлены инциденты высокого уровня критичности и более чем в трети случаев — целевые атаки.

Если говорить о мире в целом, чаще всего инциденты представляли собой целевые атаки с непосредственным участием человека (30%) и атаки вредоносных программ без участия человека, но тоже с серьезными последствиями (26%). Почти 20% случаев были связаны с разного рода киберучениями (19%).

 

Легальные инструменты по-прежнему популярны среди атакующих. С их помощью киберпреступники маскируют свою активность под легитимную работу ИТ-сотрудников. Например, использование powershell.exe и rundll32.exe фиксировалось в 6% инцидентах высокой критичности, comsvcs.dll — в 2%, а reg.exe — в 1% инцидентов.

В 2022 году эксперты “Лаборатории Касперского” обнаруживали каждый день как минимум три критических инцидента. Речь о случаях, когда требуется вмешательство аналитика и тех, что в меньшей степени поддаются автоматизации.

Среднее время обнаружение инцидента высокого уровня критичности по всем отраслям составило 43,8 минуты — показатель увеличился примерно на 6%. Это связано с ростом случаев, расследование которых требует серьезного вовлечения аналитиков SOC.

Чаще всего фиксировались инциденты среднего уровня критичности. Большая их часть (72%) были успешно устранены после получения только одного события безопасности (алёрта). Это подтверждает достаточно высокую оперативную готовность клиентов Kaspersky MDR, добавили в компании.

“В последнее время мы наблюдаем тенденцию, что атаки вредоносного ПО с большим ущербом начинаются как целевые с участием человека: первоначальное проникновение и запуск выполняются вручную, а дальнейшее распространение — без участия человека”, — комментирует цифры руководитель центра мониторинга кибербезопасности “Лаборатории Касперского” Сергей Солдатов.

По словам эксперта, количество таких сложных инцидентов растёт. Компаниям рекомендуется добавить к классическому мониторингу событий безопасности инструменты для активного поиска угроз.

Добавим, основным этапом в подготовке целевых атак становится киберразведка. Тенденция заметна по росту сетевых атак, попыткам несанкционированного доступа к корпоративным системам и атакам через партнеров или подрядчиков. Отличной “поддержкой” в подготовке к целевым атакам становятся “сливы”.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru