В слитом исходном коде Яндекса нашли нарушения политик ИБ

В слитом исходном коде Яндекса нашли нарушения политик ИБ

В слитом исходном коде Яндекса нашли нарушения политик ИБ

Яндекс опубликовал результаты внутреннего расследования инцидента с попавшим в открытый доступ программным кодом. Оказалось, что вместе с ним слили данные некоторых партнеров, ошибки в системе часто исправляли “костылями”, а Алиса подслушивала хозяев. Кроме того, SEO-алгоритмы Яндекса очень похожи на Google.

Почти 45 ГБ программного кода сервисов Яндекса попали в Сеть на минувшей неделе. Уже не секрет, что торрент с кодом на хакерский форум выложил бывший сотрудник ИТ-корпорации. Дамп он сделал в июле 2022 года, сами файлы датируются февралем, как раз в период начала СВО.

Накануне вечером, на пятый день скандала, Яндекс представил общественности результаты внутреннего расследования, а также извинился перед пользователями и партнерами.

“Опубликованные фрагменты действительно взяты из нашего внутреннего репозитория — инструмента, с помощью которого разработчики компании работают с кодом, — говорится в отчете. — При этом содержимое архива соответствует устаревшей версии репозитория — она отличается от актуальной версии, которая используется нашими сервисами”.

И хотя ИТ-гигант по-прежнему утверждает, что опубликованные фрагменты не несут угрозы безопасности пользователей или работоспособности сервисов, собственный аудит показал серьезные нарушения политик информационной безопасности и этических принципов самого Яндекса.

А именно:

  • В коде содержались данные некоторых партнёров. Например, водителей — их контакты и номера удостоверений передавались из одного таксопарка в другой.
  • Зафиксированы случаи, когда логику работы сервисов корректировали не алгоритмами, а “костылями”.
  • В сервисе “Яндекс Лавка” существовала возможность ручной настройки рекомендаций любых товаров без пометки об их рекламном характере.
  • Наличие приоритетной поддержки для отдельных групп пользователей в сервисах “Такси” и “Еда”.
  • Некоторые части кода содержали слова, которые никак не влияли на работу сервисов, но были сами по себе оскорбительны для людей разных рас и национальностей.

Кроме того, согласно исходному коду “Яндекс Алисы”, приложение способно включать микрофон устройства в случайный момент времени даже без упоминания “Алисы”. Это делалось якобы для улучшения качества активации ассистента.

“Сейчас нам очень стыдно, и мы приносим извинения нашим пользователям и партнёрам”, — заявили в “Яндексе”.

Одной из причин таких нарушений в политиках безопасности в самой компании назвали чрезмерную приверженность подходу Zero Bug Policy.

Политика нулевой терпимости к багам вынуждала ИТ-специалистов Яндекса постоянно что-то подкручивать и подставлять “костыли”, а не решать проблему системно.

Другой проблемой, которой, как выяснилось, в руководстве Яндекса уделяли мало внимание, стала техноэтика и моральные принципы. В коде “проскакивают” расистские и оскорбительные комментарии, оставленные айтишниками.

В конце расследования Яндекс еще раз извинился и пообещал “выучить урок”.

Добавим, накануне определённую закономерность в слитом коде обнаружил и SEO-консультант Мартин Макдональд (Martin MacDonald).

“Слив кода Яндекса — вероятно, самое интересное, что произошло в SEO за долгие годы”, — написал эксперт у себя в Twitter.

По словам другого исследователя Алекса Буракса (Alex Buraks), почти в 2 тыс. факторах ранжирования поисковой системы Яндекса угадывается “след” Google.

 

Яндекс, четвертая по объему поисковая система в мире, якобы берет на работу бывших сотрудников Google, чтобы использовать их осведомленность в SEO конкурента.

Буракс отмечает, первым в списке факторов ранжирования Яндекса значится “PAGE_RANK”. Он, весьма вероятно, связан с базовым алгоритмом, разработанным основателями Google.

Добавим, российское подразделение Google летом объявило о банкротстве в связи с “невозможностью исполнения денежных обязательств” из-за ареста банковского счета. Арбитражный суд Москвы ввел в компании процедуру наблюдения.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru