В слитом исходном коде Яндекса нашли нарушения политик ИБ

В слитом исходном коде Яндекса нашли нарушения политик ИБ

В слитом исходном коде Яндекса нашли нарушения политик ИБ

Яндекс опубликовал результаты внутреннего расследования инцидента с попавшим в открытый доступ программным кодом. Оказалось, что вместе с ним слили данные некоторых партнеров, ошибки в системе часто исправляли “костылями”, а Алиса подслушивала хозяев. Кроме того, SEO-алгоритмы Яндекса очень похожи на Google.

Почти 45 ГБ программного кода сервисов Яндекса попали в Сеть на минувшей неделе. Уже не секрет, что торрент с кодом на хакерский форум выложил бывший сотрудник ИТ-корпорации. Дамп он сделал в июле 2022 года, сами файлы датируются февралем, как раз в период начала СВО.

Накануне вечером, на пятый день скандала, Яндекс представил общественности результаты внутреннего расследования, а также извинился перед пользователями и партнерами.

“Опубликованные фрагменты действительно взяты из нашего внутреннего репозитория — инструмента, с помощью которого разработчики компании работают с кодом, — говорится в отчете. — При этом содержимое архива соответствует устаревшей версии репозитория — она отличается от актуальной версии, которая используется нашими сервисами”.

И хотя ИТ-гигант по-прежнему утверждает, что опубликованные фрагменты не несут угрозы безопасности пользователей или работоспособности сервисов, собственный аудит показал серьезные нарушения политик информационной безопасности и этических принципов самого Яндекса.

А именно:

  • В коде содержались данные некоторых партнёров. Например, водителей — их контакты и номера удостоверений передавались из одного таксопарка в другой.
  • Зафиксированы случаи, когда логику работы сервисов корректировали не алгоритмами, а “костылями”.
  • В сервисе “Яндекс Лавка” существовала возможность ручной настройки рекомендаций любых товаров без пометки об их рекламном характере.
  • Наличие приоритетной поддержки для отдельных групп пользователей в сервисах “Такси” и “Еда”.
  • Некоторые части кода содержали слова, которые никак не влияли на работу сервисов, но были сами по себе оскорбительны для людей разных рас и национальностей.

Кроме того, согласно исходному коду “Яндекс Алисы”, приложение способно включать микрофон устройства в случайный момент времени даже без упоминания “Алисы”. Это делалось якобы для улучшения качества активации ассистента.

“Сейчас нам очень стыдно, и мы приносим извинения нашим пользователям и партнёрам”, — заявили в “Яндексе”.

Одной из причин таких нарушений в политиках безопасности в самой компании назвали чрезмерную приверженность подходу Zero Bug Policy.

Политика нулевой терпимости к багам вынуждала ИТ-специалистов Яндекса постоянно что-то подкручивать и подставлять “костыли”, а не решать проблему системно.

Другой проблемой, которой, как выяснилось, в руководстве Яндекса уделяли мало внимание, стала техноэтика и моральные принципы. В коде “проскакивают” расистские и оскорбительные комментарии, оставленные айтишниками.

В конце расследования Яндекс еще раз извинился и пообещал “выучить урок”.

Добавим, накануне определённую закономерность в слитом коде обнаружил и SEO-консультант Мартин Макдональд (Martin MacDonald).

“Слив кода Яндекса — вероятно, самое интересное, что произошло в SEO за долгие годы”, — написал эксперт у себя в Twitter.

По словам другого исследователя Алекса Буракса (Alex Buraks), почти в 2 тыс. факторах ранжирования поисковой системы Яндекса угадывается “след” Google.

 

Яндекс, четвертая по объему поисковая система в мире, якобы берет на работу бывших сотрудников Google, чтобы использовать их осведомленность в SEO конкурента.

Буракс отмечает, первым в списке факторов ранжирования Яндекса значится “PAGE_RANK”. Он, весьма вероятно, связан с базовым алгоритмом, разработанным основателями Google.

Добавим, российское подразделение Google летом объявило о банкротстве в связи с “невозможностью исполнения денежных обязательств” из-за ареста банковского счета. Арбитражный суд Москвы ввел в компании процедуру наблюдения.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru