Вымогательство а-ля Luna Moth: вишинг и кража данных без участия зловредов

Вымогательство а-ля Luna Moth: вишинг и кража данных без участия зловредов

Вымогательство а-ля Luna Moth: вишинг и кража данных без участия зловредов

Эксперты Palo Alto Networks выявили вымогательскую кампанию, в ходе которой злоумышленники используют адресные рассылки и вишинг. Намеченную жертву под любым предлогом просят позвонить по указанному номеру, а затем в ходе разговора убеждают предоставить удаленный доступ к компьютеру; согласие открывает возможность для кражи данных с целью получения выкупа.

Автором текущих целевых атак, по данным Palo Alto, является кибергруппа Luna Moth, она же Silent Ransom. Поддельные письма вначале рассылались на адреса небольших юридических компаний, позднее вымогатели переключились на крупный ретейл и уже выманили у жертв сотни тысяч долларов.

Примечательно, что злоумышленники стараются сократить до минимума свой цифровой след: широко используют социальную инженерию и пускают в ход лишь легитимные инструменты. Жертву обрабатывают по схеме TOAD, которую также практикуют мошенники, притворяющиеся техподдержкой; с этой целью Luna Moth создала колл-центры, зарегистрировала множество телефонных номеров у VoIP-провайдеров и открыла аккаунты на веб-сервисе Zoho Assist. 

Распространяемые поддельные сообщения кастомизируются с учетом характера выбранной цели и не содержат вредоносных вложений или ссылок. Приманкой обычно служит инвойс или платная подписка, якобы оформленная на имя получателя.

 

К фальшивке прикреплен безобидный PDF-документ, в котором указан номер телефона для связи на случай возникновения вопросов — например, для отмены подписки, по которой скоро начнут снимать деньги с карты. В ранних рассылках Luna Moth для большей правдоподобности использовала логотип компании-отправителя, которую она имитировала, сейчас авторы атак ограничиваются приветственным заголовком.

 

Номера телефонов для жертв вначале повторялись, а позднее стали уникальными; адресату также могут предоставить выбор из нескольких вариантов. При вызове собеседник в ходе разговора высылает приглашение присоединиться к сеансу удаленной поддержки через Zoho Assist — якобы для большего удобства. Если жертва согласится, мошенник перехватит управление ее клавиатурой и мышью, включит доступ к буферу обмена и размоет экран, чтобы скрыть дальнейшие действия от пользователя.

После этого в систему устанавливается инструмент удаленного управления Syncro, чтобы обеспечить стороннее присутствие, а также менеджер файлов Rclone или клиент WinSCP — для выкачивания ценных данных с компьютера и подключенных сетевых ресурсов. Процесс в этом случае может занять от нескольких часов до пары недель.

Если у жертвы нет админ-прав, автор атаки не пытается закрепиться в системе, а сразу переходит к краже данных с помощью WinSCP Portable — прямо во время телефонной беседы. В ходе инцидентов, попавших в поле зрения Palo Alto, злоумышленники не пытались продвинуться дальше по сети и довольствовались тем, что нашли у жертвы.

После кражи информации пострадавшему высылается письмо с требованием выкупа; его размер составляет от двух до 78 биткоинов, в зависимости от платежеспособности атакованной организации. Каждой жертве назначается свой криптокошелек, тем, кто проводит платеж в заданные сроки, предоставляется скидка в 25%. Неплательщикам могут угрожать потерей репутации — вымогатели обещают рассказать о случившемся крупным клиентам жертвы, называя их имена.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

MaxPatrol SIEM научилась выявлять угрозы в AWS, Microsoft 365 и Яндекс 360

Система мониторинга событий информационной безопасности MaxPatrol SIEM расширила набор детектов для работы с крупными облачными платформами. Теперь продукт выявляет подозрительную активность в Amazon Web Services (AWS) и Microsoft 365, а также отслеживает угрозы в «Яндекс 360», контейнерных средах и службе каталогов «Альт Домен».

Дополнительно система начала фиксировать атаки с использованием утилиты NetExec. Новые экспертные правила уже доступны пользователям.

По данным Synergy Research Group, AWS и Microsoft занимают около половины мирового рынка облаков. Компании используют эти платформы для хранения данных, работы приложений и обмена документами. Успешная атака на такие сервисы может привести к утечке информации, распространению вредоносных программ и дальнейшему продвижению злоумышленников внутри корпоративной инфраструктуры.

Экспертный центр безопасности PT ESC добавил в MaxPatrol SIEM 35 правил, предназначенных для выявления аномальной активности в AWS и Microsoft 365. Среди отслеживаемых событий — создание подозрительных приложений, выдача привилегированных прав, массовое копирование или удаление данных, добавление новых сертификатов и секретов.

Это позволяет сотрудникам SOC быстрее находить действия, связанные с попыткой закрепления в сети или подготовкой к эксфильтрации данных.

Расширена и поддержка отечественных платформ. MaxPatrol SIEM научилась анализировать события Яндекс Браузера для организаций — в частности, загрузку потенциально опасных файлов, выполнение вредоносного JavaScript-кода в расширениях и изменения политик браузера.

Кроме того, система отслеживает события в контейнерных средах, «Альт Домене» и фиксирует использование утилиты NetExec, которую нередко применяют злоумышленники при движении по сети.

По словам специалистов, обновления связаны с ростом числа атак на облачные и гибридные инфраструктуры и необходимостью учитывать более широкий набор техник злоумышленников. Новые правила позволяют быстрее выявлять подозрительные действия и реагировать на возможные инциденты.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru