Вымогательство а-ля Luna Moth: вишинг и кража данных без участия зловредов

Вымогательство а-ля Luna Moth: вишинг и кража данных без участия зловредов

Вымогательство а-ля Luna Moth: вишинг и кража данных без участия зловредов

Эксперты Palo Alto Networks выявили вымогательскую кампанию, в ходе которой злоумышленники используют адресные рассылки и вишинг. Намеченную жертву под любым предлогом просят позвонить по указанному номеру, а затем в ходе разговора убеждают предоставить удаленный доступ к компьютеру; согласие открывает возможность для кражи данных с целью получения выкупа.

Автором текущих целевых атак, по данным Palo Alto, является кибергруппа Luna Moth, она же Silent Ransom. Поддельные письма вначале рассылались на адреса небольших юридических компаний, позднее вымогатели переключились на крупный ретейл и уже выманили у жертв сотни тысяч долларов.

Примечательно, что злоумышленники стараются сократить до минимума свой цифровой след: широко используют социальную инженерию и пускают в ход лишь легитимные инструменты. Жертву обрабатывают по схеме TOAD, которую также практикуют мошенники, притворяющиеся техподдержкой; с этой целью Luna Moth создала колл-центры, зарегистрировала множество телефонных номеров у VoIP-провайдеров и открыла аккаунты на веб-сервисе Zoho Assist. 

Распространяемые поддельные сообщения кастомизируются с учетом характера выбранной цели и не содержат вредоносных вложений или ссылок. Приманкой обычно служит инвойс или платная подписка, якобы оформленная на имя получателя.

 

К фальшивке прикреплен безобидный PDF-документ, в котором указан номер телефона для связи на случай возникновения вопросов — например, для отмены подписки, по которой скоро начнут снимать деньги с карты. В ранних рассылках Luna Moth для большей правдоподобности использовала логотип компании-отправителя, которую она имитировала, сейчас авторы атак ограничиваются приветственным заголовком.

 

Номера телефонов для жертв вначале повторялись, а позднее стали уникальными; адресату также могут предоставить выбор из нескольких вариантов. При вызове собеседник в ходе разговора высылает приглашение присоединиться к сеансу удаленной поддержки через Zoho Assist — якобы для большего удобства. Если жертва согласится, мошенник перехватит управление ее клавиатурой и мышью, включит доступ к буферу обмена и размоет экран, чтобы скрыть дальнейшие действия от пользователя.

После этого в систему устанавливается инструмент удаленного управления Syncro, чтобы обеспечить стороннее присутствие, а также менеджер файлов Rclone или клиент WinSCP — для выкачивания ценных данных с компьютера и подключенных сетевых ресурсов. Процесс в этом случае может занять от нескольких часов до пары недель.

Если у жертвы нет админ-прав, автор атаки не пытается закрепиться в системе, а сразу переходит к краже данных с помощью WinSCP Portable — прямо во время телефонной беседы. В ходе инцидентов, попавших в поле зрения Palo Alto, злоумышленники не пытались продвинуться дальше по сети и довольствовались тем, что нашли у жертвы.

После кражи информации пострадавшему высылается письмо с требованием выкупа; его размер составляет от двух до 78 биткоинов, в зависимости от платежеспособности атакованной организации. Каждой жертве назначается свой криптокошелек, тем, кто проводит платеж в заданные сроки, предоставляется скидка в 25%. Неплательщикам могут угрожать потерей репутации — вымогатели обещают рассказать о случившемся крупным клиентам жертвы, называя их имена.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Здравоохранение и госсектор вошли в топ отраслей по кибератакам в 2025 году

По данным центра Solar 4RAYS, во втором квартале 2025 года на одну российскую организацию в среднем приходилось более 160 заражений вредоносными программами — это на 20% больше, чем в начале года. Хакеры используют такие атаки не только для шпионажа, но и ради заработка на украденных данных. Чаще всего под удар попадают здравоохранение, госсектор, промышленность и ТЭК.

Хотя количество организаций, где фиксировались заражения, снизилось на 23% (до 17 тысяч), среднее число атак на одну компанию выросло.

Эксперты объясняют это сезонным фактором: летом активность и хакеров, и ИБ-служб обычно снижается, а значит, атаки дольше остаются незамеченными. При этом прогнозируется, что осенью число атакованных организаций вырастет.

Во втором квартале больше всего заражений пришлась на промышленность (36%), медицину (18%), образование (13%) и ТЭК (11%). Но уже в июле–августе ситуация изменилась: доля заражений в медучреждениях выросла до 27%, а в госсекторе почти удвоилась — до 17%. В этих сферах заметно увеличилось и среднее число атак на одну организацию.

 

Если в начале года чаще всего фиксировались стилеры (ПО для кражи данных), то к середине года их доля снизилась до 28%, а заметно выросла активность APT-группировок (35%) и вредоносов для удалённого доступа (RAT) — до 23%. По словам специалистов, такие программы сложнее обнаружить, а их использование позволяет злоумышленникам не только похищать данные, но и перепродавать доступ к заражённым системам.

 

Около 35% заражений майнерами и ботнетами было зафиксировано именно в сетях медицинских организаций. Причины — быстрый темп цифровизации при недостаточном уровне защиты и высокая ценность медицинских данных, которые часто используют для вымогательства.

Наибольший интерес у атакующих вызывают сферы с критически важными данными и инфраструктурой — ТЭК, промышленность, госсектор и медицина. При этом риск успешной атаки возрастает там, где уровень киберзащиты остаётся низким.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru