Ибешники предлагают правительству создать платформу как ГосСОПКА, но лучше

Ибешники предлагают правительству создать платформу как ГосСОПКА, но лучше

Ибешники предлагают правительству создать платформу как ГосСОПКА, но лучше

Участники рынка кибербезопасности предлагают правительству создать платформу сбора и обмена информацией по кибератакам. Она будет похожа на ГосСОПКА, но станет открытой бизнес-сообществу.

О возможном появлении единой платформы по сбору и обмену информацией о киберинцидентах пишет сегодня “Ъ”. Идею правительству подкинули сами участники рынка. Чиновники инициативу поддержали.

Речь идет о скомпрометированных банковских картах, учетных записях и вредоносных программах, уточнили журналистам в одной крупной ИТ-компании. Платформа будет помогать специалистам в оперативной борьбе со злоумышленниками.

Запуск самой системы должно взять на себя государство, а ее наполнением займутся профильные компании.

“Инициатива обсуждается с другими ведомствами, пока окончательное решение не принято”,— уточнили в Минцифры. С кем именно идет диалог, там не уточнили.

В России уже есть платформа, выполняющая похожую функцию. Это система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Её контролируют ФСБ России и Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ), входящий в структуру Банка России.

На рынке кибербеза говорят, что ГосСОПКА “не открыта для бизнес-сообщества”.

“К сожалению, платформа на базе ФСБ не стала полноценной площадкой обмена информацией и опытом”,— подтверждает директор центра мониторинга и противодействия кибератакам IZ:SOC компании “Информзащита” Иван Мелехин.

По его мнению, для реагирования на новые киберинциденты в первую очередь необходимы индикаторы компрометации (IoC), описания техник и тактик атак и детектирующих правил (правило, по которому система способна выявлять вредоносную активность).

Глава отдела продуктов компании “Код безопасности” Павел Коростелев считает, что создание платформы может повысить оперативность реагирования на актуальные угрозы.

“Пользователи системы смогут делиться необходимыми данными, например, какой софт используют злоумышленники или с каких IP-адресов они приходят, — это нужная и полезная информация, особенно если она предоставляется своевременно”, — поясняет он.

Но, подчеркивает эксперт, главная проблема инцидентов в информационной безопасности в том, что их легко скрыть, поэтому успех проекта будет зависеть от самих пользователей платформы.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru