Ибешники предлагают правительству создать платформу как ГосСОПКА, но лучше

Ибешники предлагают правительству создать платформу как ГосСОПКА, но лучше

Ибешники предлагают правительству создать платформу как ГосСОПКА, но лучше

Участники рынка кибербезопасности предлагают правительству создать платформу сбора и обмена информацией по кибератакам. Она будет похожа на ГосСОПКА, но станет открытой бизнес-сообществу.

О возможном появлении единой платформы по сбору и обмену информацией о киберинцидентах пишет сегодня “Ъ”. Идею правительству подкинули сами участники рынка. Чиновники инициативу поддержали.

Речь идет о скомпрометированных банковских картах, учетных записях и вредоносных программах, уточнили журналистам в одной крупной ИТ-компании. Платформа будет помогать специалистам в оперативной борьбе со злоумышленниками.

Запуск самой системы должно взять на себя государство, а ее наполнением займутся профильные компании.

“Инициатива обсуждается с другими ведомствами, пока окончательное решение не принято”,— уточнили в Минцифры. С кем именно идет диалог, там не уточнили.

В России уже есть платформа, выполняющая похожую функцию. Это система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Её контролируют ФСБ России и Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ), входящий в структуру Банка России.

На рынке кибербеза говорят, что ГосСОПКА “не открыта для бизнес-сообщества”.

“К сожалению, платформа на базе ФСБ не стала полноценной площадкой обмена информацией и опытом”,— подтверждает директор центра мониторинга и противодействия кибератакам IZ:SOC компании “Информзащита” Иван Мелехин.

По его мнению, для реагирования на новые киберинциденты в первую очередь необходимы индикаторы компрометации (IoC), описания техник и тактик атак и детектирующих правил (правило, по которому система способна выявлять вредоносную активность).

Глава отдела продуктов компании “Код безопасности” Павел Коростелев считает, что создание платформы может повысить оперативность реагирования на актуальные угрозы.

“Пользователи системы смогут делиться необходимыми данными, например, какой софт используют злоумышленники или с каких IP-адресов они приходят, — это нужная и полезная информация, особенно если она предоставляется своевременно”, — поясняет он.

Но, подчеркивает эксперт, главная проблема инцидентов в информационной безопасности в том, что их легко скрыть, поэтому успех проекта будет зависеть от самих пользователей платформы.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Каждая вторая компания в Москве увольняла сотрудников после ИБ-инцидентов

Компания «СёрчИнформ» опубликовала исследование о том, как московские организации пережили 2025 год в части информационной безопасности. В опросе участвовали 125 специалистов ИБ из разных компаний — от госсектора до коммерческих структур. Главная цифра, которая сразу бросается в глаза: 59% московских компаний сталкивались с ИБ-инцидентами по вине сотрудников.

И, что важно, в 62% случаев нарушение произошло ненамеренно — обычные ошибки, невнимательность, неправильная работа с документами.

Эксперты считают, что это показатель недостаточной осведомлённости сотрудников и нехватки обучения.

Замгендиректора «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев отмечает: случайные инциденты всегда преобладают, потому что даже люди, знающие базовые правила, могут допускать ошибки.

 

Поэтому ИБ-службам стоит не только внедрять защитные системы, но и помогать сотрудникам понимать, как правильно работать с конфиденциальными данными.

Какие инциденты случались чаще всего

В 2025 году компании фиксировали:

  • утечки данных — 47%
  • внешние атаки через сотрудников — 17%
  • откаты и взяточничество — 14%
  • стороннюю занятость/«боковики» — 12%
  • промышленный шпионаж — 11%
  • дискредитацию компании — 11%

Чаще всего злоумышленники пытались «слить»:

  • персональные данные — 56%
  • внутренние регламенты — 48%
  • данные о клиентах и сделках — 35%
  • финансовые документы — 24%
  • техническую информацию — 19%

Через какие каналы утекала информация

Лидеры здесь вполне ожидаемы:

  • почта — 63%,
  • мессенджеры — 59%,
  • облачные сервисы — 38%,
  • флешки и другие носители — 32%.

Интересно, что ИИ-сервисы пока не стали массовым каналом утечек — о таких случаях заявили лишь 6% компаний.

Кто становился виновником утечек

Чаще всего — обычные сотрудники: их упомянули 72% компаний. Далее идут:

  • линейные руководители — 30%,
  • руководители направлений — 22%,
  • топ-менеджеры — 15%,
  • внештатные специалисты — 12%,
  • контрагенты — 10%.

Как компании наказывают нарушителей

Большинство обходятся предупреждением или выговором — так делают 75% компаний. Но 52% организаций увольняли сотрудников, ставших причиной инцидента. До суда дело доходило в 10% случаев. А 9% работодателей нарушителей никак не наказывали.

 

Кто обнаруживает инциденты

  • ИБ- или ИТ-службы — 83%,
  • сотрудники других подразделений — 32%,
  • контрагенты — 9%.

Исследование проводится ежегодно в рамках Road Show SearchInform, и 2025 год в очередной раз показал: человеческий фактор остаётся главной причиной ИБ-инцидентов, а компании — даже при развитой технической защите — всё ещё нуждаются в системном обучении персонала.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru