Kaspersky поймала зловреда, который шпионил за властями и правозащитниками

Kaspersky поймала зловреда, который шпионил за властями и правозащитниками

Kaspersky поймала зловреда, который шпионил за властями и правозащитниками

Эксперты «Лаборатории Касперского» обнаружили бэкдор SessionManager. Он позволяет получить доступ к корпоративной ИТ-инфраструктуре. Жертвами шпионажа становились госорганы и некоммерческие организации в России, Европе и Африке.

Киберпреступники внедряют зловред дистанционно как модуль для Microsoft IIS — набор веб-сервисов, включающий почтовый Exchange. С работой этого сервера сталкивается сотрудник любой компании, где настроена корпоративная почта Microsoft. Для SessionManager и других вредоносных IIS-модулей взломщики эксплуатируют уязвимость ProxyLogon.

Проникнув в систему, злоумышленники могут читать корпоративную почту, распространять вредоносные программы и управлять заражёнными серверами.

По данным «Лаборатории Касперского», первые атаки с использованием SessionManager датируются мартом прошлого года. Жертвами чаще всего становились государственные органы и некоммерческие организации в Африке, Южной Азии, Европе и на Ближнем Востоке, а также в России. Бэкдор удалось обнаружить на 34 серверах в 24 компаниях. SessionManager часто остаётся незамеченным, так как его плохо детектирует большинство популярных онлайн-сканеров.

«Ставшая публично известной в начале 2021 года уязвимость ProxyLogon в сервере Microsoft Exchange дала злоумышленникам новый вектор атаки, которым они активно пользуются, в том числе для загрузки бэкдоров в виде модулей веб-сервера IIS, — рассказывает Денис Легезо, ведущий эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского». — С помощью одного из таких зловредов, SessionManager, злоумышленники получают стойкий к обновлениям, долговременный и успешно скрываемый доступ к корпоративной ИТ-инфраструктуре».

Хакерские группировки очень любят такие зловреды, а в “Лаборатории Касперского” их умеют ловить. Неделю назад мы писали про APT-группу ToddyCat, которая бэкдорит Exchange-серверы в Европе и Азии.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru