Фишеры начали использовать чат-боты для кражи ключей к аккаунтам и счетам

Фишеры начали использовать чат-боты для кражи ключей к аккаунтам и счетам

Фишеры начали использовать чат-боты для кражи ключей к аккаунтам и счетам

Эксперты Trustwave SpiderLabs предупреждают о новой уловке фишеров: на одном из сайтов-ловушек обнаружен чат-бот, который шаг за шагом выманивает у посетителей целевую информацию. Использование интерактивного элемента придает больше убедительности фальшивке; с той же целью злоумышленники имитируют CAPTCHA и прием платежей с двухфакторной аутентификацией (2FA).

Атака, как обычно, начинается с фишингового письма — в данном случае с извещения DHL о проблемах с доставкой. Анализ email-заголовков показал, что в строке From: отсутствует адрес отправителя.

 

Нажатие кнопки, вставленной в тело письма, инициирует запуск браузера и загрузку PDF-файла со ссылками на фишинговый сайт. Этот трюк призван ввести в заблуждение email-защиту.

 

На сайте-ловушке посетителя приветствует виртуальный помощник. Это подобие чат-бота обладает скромным набором реплик, его основная задача — завоевать доверие потенциальной жертвы и заставить ее заполнить фишинговые формы. 

Визитера просят подтвердить номер для отслеживания почтового отправления и поясняют, что в ходе транспортировки стикер на бандероли был поврежден, в результате доставка стала невозможной. Для достоверности чат-бот показывает фото некой бандероли, предлагая предоставить недостающие данные и оплатить повторное оформление мелкого пакета, которое придется выполнить вручную.

 

Если адресат согласен на изменение сроков доставки и кликнет по предложенной кнопке, ему покажут CAPTCHA — картинку, встроенную в HTML. Уловка тоже призвана создать иллюзию легитимности ресурса, но в отличие от чат-бота уже использовалась в атаках фишеров.

Затем пользователя просят заполнить первую фишинговую форму — ввести учетные данные DHL (email и пароль) и предпочтительный адрес доставки. После отправки этих сведений его перенаправляют на страницу Secure Pay, где требуется ввести данные платежной карты: имя владельца, номер, срок действия и код CVV. 

Аналитики заметили, что Secure Pay при этом проверяет правильность номера карты и пытается определить ее тип. По завершении процесса жертве через редирект отображается страница подтверждения транзакции с полем для ввода одноразового пароля, якобы высланного в виде СМС.

Примечательно, что номер телефона при этом не запрашивали, в формах фишеров эта строка отсутствует. Исследователи попробовали вводить произвольные цифры, но им каждый раз сообщали, что время ввода истекло, и возвращали на ту же страницу. Пятая попытка оказалась успешной — «код» с благодарностью приняли. 

Приведенный здесь образец фишингового письма был обнаружен 25 марта. Сайт с чат-ботом все еще работает, но перенесен в другой домен — какой, эксперты не пишут. Прежний, 24mhd[.]com, явно не имел ничего общего с используемым брендом; в URL страниц, правда, имя DHL было вставлено, но с опечаткой в расчете на невнимательность пользователей— как dhi (см. список фишинговых ссылок в блог-записи SpiderLabs).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ущерб от Android-вредоноса NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей

F6 предупреждает о новой опасной вредоносной версии легитимного Android-приложения NFCGate. По данным аналитиков, она встроена в многофункциональный банковский троян RatOn и в ближайшее время может быть использована против клиентов крупных российских банков. Такой зловред позволяет злоумышленникам незаметно для владельца устройства похищать деньги как с банковских счетов.

По расчётам F6, только за первые 10 месяцев 2025 года ущерб от всех вредоносных версий NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей.

МВД также фиксирует рост заражений: во второй половине года на «обратную» модификацию NFCGate пришлось более половины всех инцидентов — 52,4%.

RatOn: новая и более опасная связка

Исследователи ThreatFabric первыми обнаружили RatOn в Чехии, а специалисты F6 смогли получить его образец и подробно изучить. По их словам, RatOn значительно мощнее предыдущих модификаций NFCGate: фактически, это целый набор инструментов для скрытного управления устройством.

Схема заражения выглядит так:

  1. Пользователь скачивает поддельное приложение — исследованный образец маскировался под TikTok.
  2. После установки на устройстве незаметно появляется второй APK-файл — троян удалённого доступа.
  3. Затем устанавливается третий APK — вредоносная версия NFCGate.

Эта «матрёшка» позволяет преступникам развернуть нужную функциональность поэтапно, не вызывая подозрений.

RatOn получает полный доступ к устройству через Android Accessibility — систему специальных возможностей, которая в данном случае используется в целях удалённого управления.

Троян умеет:

  • запускать банковские приложения, вводить ПИН-код и увеличивать лимиты операций;
  • выполнять автоматические переводы на заранее подготовленные счета;
  • собирать данные из приложений, соцсетей и мессенджеров;
  • подменять номера счетов и другие чувствительные данные;
  • отправлять СМС;
  • блокировать экран «чёрным окном», скрывая свою активность;
  • заставлять пользователя менять пароль и перехватывать его;
  • создавать новые контакты и подменять номера в телефонной книге.

Для удалённого контроля RatOn делает снимки экрана каждые 50 мс и передаёт потоковое изображение злоумышленникам.

Аналитики F6 отмечают: функциональность RatOn изначально адаптирована под русскоязычные приложения. Это значит, что разработчики закладывали возможность атаковать российских пользователей ещё на этапе разработки.

Кроме того, предыдущие версии NFCGate почти всегда доходили до России: сначала применялись за рубежом, а затем появлялись в атаках на российских клиентов банков.

Как защититься

Рекомендации специалистов F6:

  • не общаться в мессенджерах с незнакомцами, представляющимися сотрудниками банка или госструктур;
  • не переходить по ссылкам из СМС и сообщений;
  • не устанавливать приложения по совету посторонних и с непроверенных сайтов;
  • скачивать программы только из официальных магазинов (RuStore, Google Play);
  • внимательно читать отзывы о приложениях;
  • не сообщать никому логины, пароли, PIN и CVV-коды;
  • при подозрении на компрометацию карты — сразу блокировать её через банк;
  • не удалять банковские приложения по просьбе незнакомых людей.

Также можно самостоятельно проверить устройство:

  1. Какие приложения имеют доступ к NFC.
  2. Какой софт выбран платежной системой по умолчанию.
  3. Какие программы подключены к Android Accessibility.

Если среди них есть что-то неизвестное или установленное «по чьему-то совету», такое приложение лучше удалить.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru