Обнаружен новый вид кибероружия

Лаборатория Касперского сообщает об обнаружении сложной вредоносной программы, которая в настоящий момент активно используется в ряде стран в качестве кибероружия. По сложности и функционалу вредоносная программа превосходит все ранее известные виды угроз.

Вредоносная программа была обнаружена «Лабораторией Касперского» во время исследования, инициированного Международным союзом электросвязи (МСЭ; International Telecommunications Union). Программа, детектируемая защитными продуктами «Лаборатории Касперского» как Worm.Win32.Flame, разработана для ведения кибершпионажа. Она позволяет похищать важные данные, в том числе информацию, выводимую на монитор, информацию о системах – объектах атак, файлы, хранящиеся на компьютере, контактные данные пользователей и даже аудиозаписи разговоров.

Независимое исследование было начато по инициативе МСЭ и «Лаборатории Касперского» после серии инцидентов с другой, пока еще неизвестной вредоносной программой под кодовым именем Wiper, которая уничтожала данные на компьютерах в странах Западной Азии. Эту вредоносную программу еще только предстоит обнаружить; однако во время анализа инцидентов специалисты «Лаборатории Касперского» в сотрудничестве с Международным союзом электросвязи выявили новый вид вредоносной программы, сейчас известной как Flame. По предварительным результатам этот зловред активно используется уже более двух лет, с марта 2010 года. Из-за своей исключительной сложности и направленности на конкретные цели до настоящего момента он не мог быть обнаружен ни одним защитным продуктом.

Хотя Flame отличается по своим характеристикам от зловредов Duqu и Stuxnet, ранее использовавшихся в качестве кибероружия, такие факты как география атак, использование специфичных уязвимостей в ПО, а также то, что целью атак становятся только определенные компьютеры, указывают на то, что Flame относится к той же категории сложного кибероружия.

«Уже на протяжении нескольких лет опасность военных операций в киберпространстве является одной из самых серьёзных тем информационной безопасности. Stuxnet и Duqu были звеньям одной цепи кибератак; их применение вызвало озабоченность в связи возможной перспективой развязывания кибервойн во всем мире. Зловред Flame, по всей вероятности, является еще одним этапом такой войны. Важно понимать, что подобное кибероружие легко может быть обращено против любого государства. Кроме того, в кибервойнах, в отличие от традиционных, развитые страны оказываются наиболее уязвимыми», – прокомментировал обнаружение Flame генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.

Согласно имеющимся данным, основная задача Flame – кибершпионаж с использованием информации, украденной с зараженных машин. Похищенные данные передаются в сеть командных серверов, размещенных в разных частях света. Вредоносная программа рассчитана на кражу широкого спектра данных: документов, снимков экрана, аудиозаписей, а также на перехват сетевого трафика. Это делает ее одним из наиболее сложных и полнофункциональных средств проведения кибератак из обнаруженных на сегодняшний день. Вопрос об использованном вредоносной программой векторе заражения пока остается без ответа. Однако уже сейчас ясно, что Flame может распространяться по сети несколькими способами, в том числе путем эксплуатации той же уязвимости в службе диспетчера печати и того же метода заражения через USB-устройства, который использует червь Stuxnet.

«Предварительные выводы исследования, проведенного по срочному запросу МСЭ, подтверждают целевой характер этой вредоносной программы. Один из наиболее тревожных фактов относительно кибератаки, проводимой с помощью Flame, состоит в том, что она в данный момент находится в активной стадии, и те, кто ее проводят, постоянно ведут наблюдение за зараженными системами, собирают информацию и выбирают новые объекты для достижения своих, неизвестных нам целей», – комментирует главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев.

Эксперты «Лаборатории Касперского» в настоящее время проводят углубленный анализ Flame. В ближайшие дни планируется публикация серии материалов, раскрывающих подробности о новой угрозе по мере их выяснения. На данный момент известно, что вредоносная программа содержит несколько модулей, насчитывающих в общей сложности несколько мегабайт исполняемого кода, что почти в 20 раз больше, чем размер червя Stuxnet. Это означает, что для анализа данного кибероружия потребуется большая команда высокопрофессиональных экспертов по безопасности со значительным опытом в области киберзащиты.

МСЭ будет использовать возможности сети IMPACT, состоящей из 142 стран и нескольких крупных игроков отрасли, включая «Лабораторию Касперского», для информирования государственных органов и технического сообщества о данной киберугрозе и обеспечения скорейшего завершения технического анализа угрозы.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Волокна Windows позволяют выполнить вредоносный шеллкод незаметно для EDR

На проходящей в Сингапуре конференции Black Hat Asia были представлены два новых способа использования волокон Windows (fibers) для выполнения вредоносного кода. Один из них, Poison Fiber, допускает проведение атаки удаленно.

Автором обоих PoC является независимый ИБ-исследователь Даниел Джэри (Daniel Jary). По его словам, атаки Poison Fiber и Phantom Thread представляют собой улучшенные варианты opensource-разработок: они позволяют надежнее скрыть сторонний шеллкод или другую полезную нагрузку в системе, находящейся под защитой EDR.

Поддержка волокон была введена в Windows 3 и ранних версиях macOS в обеспечение многозадачной работы по упрощенной схеме. В те времена у процессоров было меньше ядер, и разделение рабочей нагрузки на потоки не всегда давало нужный эффект.

Концепция волокон обеспечила более мелкое дробление, уже внутри потоков. При этом они существуют только в режиме пользователя, а планирование осуществляет поток, в контексте которого они выполняются.

Для ядра ОС волокна невидимы (к планировщику заданий обращаются потоки, они и считаются исполнителями всех операций), из памяти их извлечь трудно. Подобные свойства очень привлекательны для злоумышленников: они позволяют внедрить в систему вредоносный код в обход антивирусной защиты.

Волокна и по сей день используются некоторыми процессами Windows, а также облегчают перенос приложений с других платформ. Возможность злоупотреблений проверялась неоднократно; так, в 2022 году были опубликованы PoC-методы сокрытия в волокне шеллкода и маскировки стека вызовов с помощью спящего волокна (добавлен в набор Cobalt Strike).

Разработка Phantom Thread использует второй подход, но при этом возможность обнаружить зловреда сканированием памяти полностью исключена. С этой целью создается волокно, а затем патчится таким образом, чтобы выдать его за поток.

Второй PoC, созданный Джэри (Poison Fiber), перечисляет запущенные процессы Windows и фиксирует потоки, использующие волокна, а затем предоставляет возможность внедрить пейлоад или шеллкод в спящее волокно — такие всегда найдутся на стеке. Вредоносная инъекция защиту не насторожит, как случае с остановом потока, а исполнение запустит легальная программа.

«Атаки через волокна — это не повышение привилегий, не обход UAC, но доставка полезной нагрузки при этом привлекает намного меньше внимания, — пояснил исследователь для Dark Reading. — Их легко реализовать и труднее детектировать, поэтому волокна — прекрасный вариант для любого скрипт-кидди».

Публиковать другие подробности и PoC-коды Джэри пока не собирается, но советует ИБ-службам включить Windows Fibers в список потенциальных векторов атаки, а EDR-защиту постоянно проверять на готовность к новым угрозам.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru