Обратная сторона ПО DrWeb - Общий форум по информационной безопасности - Форумы Anti-Malware.ru Перейти к содержанию

Recommended Posts

lomonov

Около года назад я обратился в ФСБ РФ. Я изложил некоторые факты, которые касаются непосредственно функциональности ПО DrWeb. Очень скоро мне позвонил сотрудник ФСБ и предложил встретиться…

В конце встречи меня попросили не разглашать некоторое время информацию, которой я поделился с сотрудниками ФСБ. Я понимал, что речь идёт о национальной безопасности, так как ряд «силовых ведомств» используют ПО DrWeb. Поэтому я держал «обет молчания» почти год, так как, по моему представлению, принятие надлежащих мер по устранению угрозы национальной безопасности должно было составить не более 3-6 месяцев.

Ещё я добавил 4 месяца – «на всякий случай»…

Сейчас, я считаю, что пользователи ПО DrWeb должны знать те факты, которые я узнал в период май-июль 2012 года.

Небольшое отступление. Я в прошлом программист, и сам, в своё время писал компьютерные вирусы (когда ещё не было ответственности за написание вредоносных программ). Поэтому я в некоторых моментах ориентируюсь очень хорошо и вижу то, что не видят многие современные программисты.

Для сохранения интриги (как же без неё), я буду публиковать факты постепенно. Я предоставляю возможность читателям заострить внимание на деталях, которые для меня очевидны, но могут быть незнакомы читателям. И, конечно же, я представляю возможность «бойцам DrWeb» вылить на меня ушат грязи. Это мне поможет лучше аргументировать те факты, которые я буду приводить.

Итак…

Факт № 1.

Руководству «Доктор Веб» крайне интересно, что делает каждый сотрудник компании за своим рабочим компьютером. Поэтому, за каждым сотрудником компании установлено непосредственное наблюдение - http://www.aw-ss.ru/doc02w/t1s031.jpg, http://www.aw-ss.ru/doc02w/t1s032.jpg.

Цитата - «На рабочих компьютерах сотрудников ООО «Доктор Веб», в том числе на компьютере Ломонова А.Л., установлена программа LiteEmanager, которая позволяет следить за действиями пользователя компьютера, а также с периодичностью в 30 секунд производит снимки с экрана».

Я не зря написал выше, что я в прошлом программист. Первое что я делаю, когда начинаю работать с «новым» компьютером, - я изучаю конфигурацию компьютера и состав ПО, которое установлено на этом компьютере. Для этого я использую специально настроенную ОС, которая загружается после выполнения процедуры POST (самодиагностика основного оборудования компьютера при включении) и старта загрузчика BIOS. Поэтому я точно знаю, что программа LiteEmanager не была установлена на моём рабочем компьютере…

Продолжение фактов следует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Около года назад я обратился в ФСБ РФ. Я изложил некоторые факты, которые касаются непосредственно функциональности ПО DrWeb.

Эх, такое интригующее начало ... а в итоге слив в наблюдение за сотрудниками.

При чем тут ФСБ и нац. безопасность? <_<

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
ak_
Поэтому я точно знаю, что программа LiteEmanager не была установлена на моём рабочем компьютере…

А наблюдение и съёмки велись с помощью недокументированных возможностей антивируса DrWeb? :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Васька

Мне кажется это нормально, когда рабочий компьютер находится под контролем администрации.

Только мне слабо вериться, что "программа LiteEmanager" сможет эффективно противостоять специалисту экстра класса. (хотя я не специалист может и сможет)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
priv8v

а проще нельзя было сказать, что с лайфсд подгрузились? и зачем такие сложности? оно в логе авз невидимо что-ли?

если остальные факты тоже будут относится к сугубо внутренней организации трудового процесса компании (аля черная з.п, слежка вконтакте, камеры в туалете, увеличенный раб.день, нарушение санпин и т.д), то пусть едет на Чудское озеро и сам ...

вы лучше дайте факты о недокументированных функциях антивируса, как заявили ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Doctor_Petrov

По-моему, кроме факта собственного обращения в ФСБ автор пока не сообщил ничего интересного и нового. Это всё уже и так всем известно, давно прочитали и обсудили.

Ждём вторую серию оперы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
dot_sent
По-моему, кроме факта собственного обращения в ФСБ автор пока не сообщил ничего интересного и нового. Это всё уже и так всем известно, давно прочитали и обсудили.

Ждём вторую серию оперы

Если эта опера будет развиваться в том же темпе, что и предыдущая, то информации можно ждать где-нибудь в восьмой части, через полгода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
lomonov

«Опера» будет развиваться побыстрее. К концу мая все читатели получат все факты, которые я желаю представить.

Прелюдия необходима, что бы не создалось впечатления, что я публикую материалы только из мести.

Также я желаю, чтобы все мои материалы были максимально аргументированы, и что бы на все вопросы были адекватные ответы.

Позже, я также опубликую обращение в ФСБ с материалами – можете удостовериться в правдивости как самого факта моего обращения в ФСБ, так и представляемых фактови событий.

Если желаете большего – анализируя некоторые события, которые произошли в некоторых ведомствах, за последние 10 месяцев, вы сможете найти подтверждения моим публикациям.

На некоторые вопросы я долго не мог найти адекватного ответа.

Например, зачем взрослому и, вроде как, состоявшемуся человеку заниматься такими вещами. Вещами, которые кроме моральных аспектов предусматривают, в том числе, и уголовную ответственность?

Сейчас же у меня есть ответы на все вопросы.

Приведённый факт № 1 – факт слежки за сотрудниками ООО «Доктор Веб» (который невозможно опровергнуть) опубликован не для демонстрации самого факта слежки, а для раскрытия самого эффективного алгоритма сбора конфиденциальных данных о конкретном человеке.

Вы можете хранить гигабайты различной информации на жёстком диске своего компьютера и не знать, что находится в этих гигабайтах. Эта информация может быть для Вас не важна. А то, что для Вас важно – всегда на экране монитора, и на клавиатуре Вашего компьютера.

Изучив жёсткий диск компьютера не всегда правильно можно получить впечатления о пользователе. Но, изучив сканы экрана (с промежутком 0,5 или 1 минута), и изучив все тексты, которые набирает пользователь на клавиатуре, Вы об этом пользователе будете знать ВСЁ.

Всё – это, в том числе, его знакомства, предпочтения, увлечения, личные привязанности, аккаунты, пароли, коды и всю другую информацию, о которой знает только это лицо.

Поэтому, по факту № 1 необходимо было сделать вывод о том, что некоторые лица из ООО «Доктор Веб» прекрасно знают о самом эффективном способе сбора конфиденциальной информации о человеке, и используют данный способ для сбора компромата на всех своих сотрудников.

Сразу возникает вопрос – возможно ли сканировать экран компьютера и отслеживать действия на клавиатуре удалённого компьютера?

И как сделать, что бы действия программы-шпиона не были определены пользователем или другим ПО?

Факт № 2.

Нет, его чуть позже.

Возвратимся к технике вопроса. Сколько информации надо передать для записи на жёсткий диск или в сеть, что бы знать всё, что производит с компьютером пользователь?

Клавиатура.

При нажатии на клавишу клавиатуры генерируется скан-код нажатия, при отпускании клавиши генерируется скан-код отжатия (я не описываю случаи, когда генерируется 1, 3 или 4 байт – для общего представления это не принципиально). Итого – одно нажатие на клавишу – 2 байта информации. Я обращаю внимание – ни килобайты, ни гигабайты, ни терабайты, а, всего лишь 2 байта.

Сколько может человек нажать клавиш за 1-ну минуту?

Если 5 нажатий за 1 секунду (нажатие - 20 мс), то 5 * 60 = 300.

300 * 2 байта = 600 байт.

То есть, передавая 600 байт в 1 минуту, вы можете знать всё, что набирает пользователь на своём компьютере!

Обратите внимание – не 600 килобайт (мегабайт, гигабайт), а всего лишь – 600 байт. Данный объём будет генерироваться, если user «барабанит» по клавиатуре на грани человеческих возможностей.

Можно (но не обязательно) добавить к каждому нажатию (или отжатию) байт, кодирующий относительное время нажатия (байта достаточно – 1/256 минуты, а если нужна особая точность – 2 байта – 1/65536 минуты).

И получается – 600 + 300 * 2 = 1200 байт несжатой информации.

Если этот поток сжать (при применении правильных алгоритмов этот потом можно сжать от 20% до 50%), то надо передать меньше килобайта информации в минуту.

И этого достаточно, что бы знать об глупом usere всё. Всё – это, в том числе, - коды, пароли, акаунты, тексы в «аську», электронные письма и т.д. и т.п.

Контроль экрана.

Продолжение следует…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Z.E.A.
а проще нельзя было сказать, что с лайфсд подгрузились? и зачем такие сложности?

Там у него принципиально новая операционная система, которая называется LomovOS. :D:D

Но, изучив сканы экрана
пароли

Интересно, как это возможно по скриншотам определить пароль?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Васька

Блин, мне страшно...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AlexxSun

:punish: Дальше будет наверное как в теме про «Иммунитет» — на 50 страниц обсуждение и 320 тыс. просмотров? ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Doctor_Petrov

Не, врядли... В этом зале совсем скучное кино...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
UIT
Интересно, как это возможно по скриншотам определить пароль?

Регистрация на ресурсе который присылает письмо с логином и паролем в открытом виде. Для восстановления пароля используются некие пользовательские алфавитно-символьно-цифровые последовательности и в недрах веб интерфейса управления эта информация к сожалению просто спокойно себе видна:( а дальше все последствия зависят от того что и куда сделал разработчик.

Что конкретно подразумевает автор темы - без понятия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
lomonov

Что-то, господа, вы всё несоразмерно усложняете. Или же, не очень внимательно читаете.

Всё гораздо проще.

Что бы узнать все ваши пароли не надо перехватывать письма или лезть в «недры веб интерфейса управления». Надо «всего-лишь» знать, что набивает пальчиками user на своей клавиатуре. «Перехват» скан-кодов клавиатуры позволяет воссоздать ВСЁ, что делает user на своей клавиатуре, в том числе – нажатие (и - отжатие) клавиш «Ctrl», «Shift», клавиш управления курсором и любые (ЛЮБЫЕ) другие комбинации клавиш. Далее надо интерпретировать, в каком регистре набиралась строка (нажимались клавиши). А это не представляет никаких трудностей, так как ВСЯ история работы на клавиатуре уже перехвачена.

Поэтому, что бы знать все пароли и набираемые личные данные, не надо иметь сканы экрана. Сканы экрана просто-напросто не нужны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
OlegAndr
- И вот бежит, значит, Белопенная Луиза, по воде, - монотонно рассказывает свои истории стрик-тритон, - Босиком. Бежит, она, значит, босиком по воде... По воде, ага. По поверхности.

Вы так и будете тянуть кота за хвост, или резанете правду-матку в сжатом удобном для восприятия виде?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
SDA
Около года назад я обратился в ФСБ РФ. Я изложил некоторые факты, которые касаются непосредственно функциональности ПО DrWeb. Очень скоро мне позвонил сотрудник ФСБ и предложил встретиться…

Продолжение фактов следует.

Как страшно жить :facepalm:http://u.os-7.ru/68p

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
K_Mikhail

Интересно, почему стало публиковаться здесь, а не на ав-сс.ру (там этих "выкладок" нет)?

Фиктивный "Ломонов"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
grixa

Краткий итог: в Dr.Web за действиями работников следят с помощью специализированного ПО. (Для тех, кому лень читать про скан-коды, кодирование информации и т.д.). Осталось узнать, с какой целью? Например, в некоторых компаниях осуществляется фиксирование действий пользователя с целью увеличения эффективности тех. поддержки.

Хочу напомнить, что почти во всех фирмах доступ к интернету осуществляется через прокси. И там пишутся логи. И часто, эти логи читаются/анализируются для предотвращения утечек информации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
lomonov

Извините, господа, но мне придётся «потянуть кота за хвост»…

Не будем обманывать друг друга – у большинства читателей уже чётко сформировались окончательные выводы. И моя задача представить предоставить максимальную аргументацию – причины, мотивы, цели. Не желаю создать впечатление как о голословном, и ничем не подтверждённом «черном пиаре».

Для любителей «погорячей» - «сенсации» здесь (http://www.anti-malware.ru/forum/index.php?showtopic=20501&st=420&start=420)

Контроль экрана.

Скан экрана в сжатом состоянии «весит» 20-100 кбайт. Достаточно много для скрытой передачи посредством интернет с промежутками 30-60 секунд. Такой трафик, с такой периодичностью легко обнаружить.

В то же время важная информационная составляющая экрана содержится не в картинках, а в тексте.

«Выбрасываем» все ненужные картинки, оставляем только текст, учитываем, что то, что вводил user на клавиатуре за последние 60 секунд уже упаковано в 100-600 байт, учитываем ещё то, что надо следить не за всей экранной текстовой информацией, а только за её изменениями, упаковываем (оценочная компрессия от 50% до 90%), и… получаем минимальный объём информации для передачи в сеть или записи на диск, ну и как следствие – минимальный трафик.

Вижу, что технические подробности очень утомляют читателей, поэтому не буду приводить алгоритм техники получения важной информации экранной области в минимальном объёме.

Если же кого-то заинтересуют подробности, могу расписать.

Итог таков: в совокупностью с перехватом скан-кодов клавиатуры важную информацию с экрана можно получить в максимальном объёме не более 6 кБайт в несжатом виде. Это – в случае, если Вы очень быстро читаете какой-нибудь большой документ или очень большое письмо и каждые 30-60 секунд информация на Вашем 22-х дюймовом экране полностью обновляется.

Если же Вы ведёте активную переписку с 3-мя оппонентами одновременно, которые успевают за минуту нажать 300 раз на клавиши клавиатуры, и Вы им, за эту же минуту, успеете ответить, то объём несжатых данных составит 1800 байт, а применяя эффективные алгоритмы кодирования избыточной информации и компрессии эти 1800 можно «превратить» в 300 байт (и менее), а 6 кБайт – в 1 кБайт (и менее).

Общий итог: я утверждаю, что умный программист, глубинно понимающий работу устройств компьютера (контроллера клавиатуры, видеосистемы, таймера, прямого доступа в память и пр.) может без всяких проблем сделать программный модуль, который будет «снимать» всю информацию с клавиатуры и экрана компьютера и кодировать эту информацию в периодический (30-60 секунд) трафик объёмом не более 3 кбайт (3 кБайт = 3072 байт).

Продолжение следует...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
lomonov

Не могу не высказаться по поводу комментариев, защищающих слежку.

Сексом все занимаются. И если Вы соглашаетесь, что Ваши «домашние утехи» снимают на видеокамеру, то какие могут быть претензии, если такой порноролик с Вашим участием появится на YouTube? Но если же Ваш секс снимается скрытой камерой без Вашего уведомления – не думаю, что Вы будете довольны. И во всех цивилизованных странах (и, конечно же, в России) это будет считаться преступлением.

А лица, которые защищают слежку, - это не только люди без гражданской позиции, но и скрытые пособники преступников.

Подумаешь, украли кошелёк или взорвали бомбу… Ну, украли кошелёк, ну, и украли… Ну, погибло несколько десятков человек, ну, и погибло… Везде есть воры – во всех странах. Везде есть террористы… Ну, такая вот жизнь… Знаю компанию, где постоянно крадут кошельки – нормальная компания… Везде так… В этом есть даже какие-то плюсы, что кошельки крадут… Всё нормально!

Меня, как и других сотрудников ООО «Доктор Веб» о слежке не предупреждали. И в трудовом договоре об этом ничего не сказано. А если бы об этом предварительно сообщали, не думаю, что все изначально согласились бы работать в такой компании.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AlexxSun

Думаю, что любая компания уровня Dr. Web, Симантек или Лаборатории Касперского, обладающая какими-либо технологическими новшествами, базами данных по вирью и пр., будет стараться заботиться о своей информационной независимости и охране своих секретов от конкурентов. Соответственно — просто обязана приглядывать за своими сотрудниками, дабы те не слили информацию куда-либо на сторону.

Поэтому, фраза:

А если бы об этом предварительно сообщали, не думаю, что все изначально согласились бы работать в такой компании
звучит как-то очень уж наивно, тем более с вашей, такой продвинутой и осведомлённой в технологиях стороны ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
lomonov

Продолжаю «тянуть кота за хвост».

А были ли веские причины узнать, что же я делаю на своём домашнем компьютере в период лето 2012 года у некоторых "уважаемых" лиц?

Зачем им это? Ведь я уже был уволен во 2-ой раз, и суд на предмет незаконности увольнения уже проиграл.

http://www.aw-ss2.ru/page/bstm001.htm

Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении меня был вынесен 21.01.2012. Ознакомиться с материалами проверки я смог только в конце июня 2012. По УПК РФ, я имею право ознакомится со всеми материалами проверки сразу же после вынесения процессуального решения, т.е. сразу после 21.01.2012.

Но у меня это не получалось. Материалы "гонялись" по различным инстанциям – прокуратура по САО, прокуратура Москвы, УВД по САО, была даже попытка усмотреть признаки преступления по ст.137 УК РФ, которая вызвала недоумение не только у меня, но и у сотрудников СК по САО Москвы. И материалы проверки (вроде как, безобидные) я смог "словить" только 29.06.2012.

Так зачем было "прятать" от меня материалы проверки?

Ещё до ознакомления с материалами проверки, по моему заявлению, была организована проверка БСТМ Москвы и УВД по САО Москвы, и «уважаемые» люди опасались, что в материалах проверки я могу заметить «следы» их преступлений:

- фальсификации доноса на меня;

- фальсификации показаний на меня (моими «товарищами» по работе);

- фальсификации оперативных мероприятий сотрудниками БСТМ.

Да, и ещё. Один "ну очень уважаемый" человек оживал серьёзного повышения в начале лета 2012 года. Цитата с сайта МВД России «Указом Президента Российской Федерации от 16 июня 2012 года Голованов Виктор Владимирович назначен на должность начальника Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации.»

http://www.aw-ss.ru/

Так были ли веские причины у "уважаемых" лиц знать, что я "творю" на своём домашнем компьютере?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
lomonov
Думаю, что любая компания уровня Dr. Web, Симантек или Лаборатории Касперского, обладающая какими-либо технологическими новшествами, базами данных по вирью и пр., будет стараться заботиться о своей информационной независимости и охране своих секретов от конкурентов. Соответственно — просто обязана приглядывать за своими сотрудниками, дабы те не слили информацию куда-либо на сторону.

Поэтому, фраза:

звучит как-то очень уж наивно, тем более с вашей, такой продвинутой и осведомлённой в технологиях стороны ))

Ну, да... Ну, да...

Фраза о необходимости соблюдать закон звучит наивно...

О чём это я...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Z.E.A.
Регистрация на ресурсе который присылает письмо с логином и паролем в открытом виде. Для восстановления пароля используются некие пользовательские алфавитно-символьно-цифровые последовательности и в недрах веб интерфейса управления эта информация к сожалению просто спокойно себе видна:( а дальше все последствия зависят от того что и куда сделал разработчик.

Что конкретно подразумевает автор темы - без понятия.

Всё равно "скриншотирование" даже если через 30 секунд, слишком много, дабы успеть поймать пароль, который пришел в письме. + не каждые сайты присылают его в открытом виде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Васька

Не завидую я товарищу майору, который каждые 30 секунд смотрит на скриншоты моего монитора...

Товарищ майор простите... если сможете!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • demkd
      ---------------------------------------------------------
       5.0.2
      ---------------------------------------------------------
       o Обновлен формат образа автозапуска до v5.
       
       o Утилита cmpimg обновлена до версии 1.05 для поддержки нового формата образов автозапуска.
         
       o Утилита uvs_snd обновлена до версии 1.06 для поддержки нового формата образов автозапуска.

       o В окне монитора активности процессов теперь отображается:
          o Точная информация о занятой процессом памяти и загрузке GPU для актуальных версий Win10/11. 
            (старые версии uVS и стандартный диспетчер задач Windows в некоторых случаях отображают очень далекие от реальности цифры).
          o Занятая процессом видеопамять (VRAM).
            (!) Для получения данных uVS не использует счетчик производительности, поэтому значение может немного отличаться от того что показывает Диспетчер задач.
            (!) Доступно только для дискретных видеокарт.
          o Суммарная загрузка процессами RAM/VRAM(сумма НЕ равна всей занятой физической памяти, учитывается только то что занято процессами)/cpu/gpu
            при выбранной сортировке по соответствующему столбцу с данными.

       o Исправлена критическая ошибка в работе серверной части uVS при установленном флаге bReUseRemote.
         При отключении клиента могло произойти аварийное завершение серверной части uVS из-за сбоя синхронизации потоков, что в свою очередь могло
         привести к подвисанию процесса клиентской части uVS на несколько минут.

       o Предупреждение о внедренном потоке в процесс с измененным кодом перенесено из информации базового файла в информацию
         о фейковом процессе с соответствующим pid.

       o В функцию очистки диска от временных файлов добавлен каталог C:\Windows\SystemTemp

       
    • demkd
      да, эта дыра существует еще с висты, странно что до сих пор ее не закрыли.
    • AM_Bot
      Отечественная платформа корпоративных коммуникаций eXpress позволяет пользователям организовывать видеоконференции, осуществлять звонки, обмениваться сообщениями и работать с корпоративной почтой. Система предназначена для импортозамещения Microsoft Teams, Slack, Zoom и других подобных продуктов.      ВведениеФункциональные возможности eXpress 3.482.1. Видеоконференции и чаты2.2. Пользовательские настройки2.3. Ролевая модель2.4. Интеграция с DLP-системами2.5. Поддержка ОС «Аврора»Архитектура eXpress 3.48Системные требования eXpress 3.48Лицензирование eXpress 3.48Сценарии использования eXpress 3.486.1. Вход пользователя6.1.1. Работа с контактами6.1.2. Работа с чатами6.1.3. Работа с файлами6.1.4. Работа со звонками6.2. Работа администратора6.2.1. Работа с пользователями6.2.2. Аудит6.2.3. Запросы на выход (логаут)6.2.4. Настройка сервераВыводыВведениеБезопасность и удобство корпоративных коммуникаций являются актуальными задачами для большинства компаний, вне зависимости от их размера и сегмента, в котором они работают. Во многом это обусловлено распространенностью западных публичных мессенджеров и бытовыми привычками пользователей. Основными рисками при использовании публичных мессенджеров, не предназначенных для корпоративного применения, являются утечка конфиденциальной информации организации, распространение вредоносных программ с пользовательских устройств, которые могут оказаться в инфраструктуре компании, отсутствие контроля средствами предотвращения утечек (DLP) при использовании мобильных устройств, а также уязвимости программной части мессенджеров.Наша редакция уделяет особое внимание теме безопасности корпоративных коммуникаций. Так, в 2025 году в нашей студии представители отечественных производителей собирались на эфире AM Live для обсуждения этой проблемы. Тезисы, прозвучавшие в ходе эфира, для вашего удобства сведены в отдельной статье, с которой вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке. В ходе дискуссии проводились опросы, чтобы выяснить имеющуюся практику и ожидания заказчиков от платформ корпоративных коммуникаций.Так, по данным опроса респондентов, 35 % участников мероприятия хотели бы в первую очередь внедрить систему унифицированных коммуникаций (аналог Microsoft Teams). 28 % отдали предпочтение почтовым системам (аналогам Microsoft Exchange). 8 % указали на необходимость внедрения мессенджеров. Еще один немаловажный фактор — трудности, связанные с переходом на российские корпоративные платформы коммуникаций. 14 % опрошенных отметили, что слишком высока стоимость таких решений. 8 % сообщили о низкой функциональности, 21 % указали на недостаточную надёжность. 13 % респондентов не видят никаких препятствий и всем довольны. На рисунке ниже представлены результаты аналогичного опроса в 2024 году. Сравнивая результаты, можно прийти к выводу, что за прошедший год снизилось количество респондентов, недовольных функциональностью и стоимостью отечественных систем, однако выросла доля тех, кого не устраивает надёжность. Рисунок 1. Результат опроса зрителей о проблемах отечественных систем коммуникаций Действительно, отечественные производители долгое время отставали от зарубежных в части функциональных возможностей, надёжности и других параметров, однако тренд на импортозамещение привёл к скачку в развитии российских платформ корпоративных коммуникаций.Одна из таких платформ — eXpress, разрабатываемая в России с 2015 года. Ранее мы готовили обзор на предыдущую версию этой системы. Рассмотрим возможности и особенности обновленной версии продукта — eXpress 3.48.Функциональные возможности eXpress 3.48Система eXpress является супераппом, т. е. сочетает в себе функции нескольких приложений. Так, на официальном сайте вендора заявлены следующие функциональные возможности: обмен сообщениями в персональных и групповых чатах, отправка документов, совершение аудиозвонков, организация видеоконференций (ВКС), смарт-приложения (Smart Apps) и чат-боты (например, встроенные кадровые сервисы), а также работа на собственном распределенном протоколе Федерации для бесшовного общения с пользователями приложения из других компаний.Видеоконференции и чатыС момента предыдущего обзора в системе были доработаны возможности, связанные с проведением видеоконференций.Во-первых, добавлен таймер обратного отсчёта конференции. Это важно для соблюдения тайминга её участниками и позволит не нарушать запланированный распорядок рабочего дня. За 10 минут до конца конференции отображается предупреждение. По истечении времени выводится уведомление «Время конференции вышло» (при этом конференция не завершается автоматически).  Рисунок 2. Таймер обратного отсчёта в eXpress 3.48 Во-вторых, для пользователей, находящихся дома или в общественных местах, добавлена функция размытия фона и индивидуальные виртуальные фоны.  Рисунок 3. Выбор виртуального фона в eXpress 3.48 В-третьих, для предотвращения утечек конфиденциальных данных приложение сигнализирует, если в чате находится пользователь публичного сервера. Рисунок 4. Предупреждение о нахождении пользователя публичного сервера в eXpress 3.48 Удобными нововведениями стали возможность создания опросов и викторин непосредственно в чате или канале без использования ботов, а также автоматический статус «в звонке», если вы разговариваете с кем-то в eXpress или находитесь в конференции. Рисунок 5. Создание опроса в чате eXpress 3.48 В новой версии eXpress значительно расширил возможности общения для публичных пользователей: им стали доступны индивидуальные и групповые звонки с видео без ограничений. Ранее публичные пользователи могли созваниваться только с корпоративными пользователями. Теперь они могут могут созваниваться друг с другом в персональных и групповых звонках. Конференции по-прежнему доступны только корпоративным пользователям.Пользовательские настройкиДля многих пользователей важны не только функции мессенджера для взаимодействия с другими пользователями, но и дополнительные возможности для его настройки «под себя». В связи с этим в новой версии eXpress появилась возможность сменить аватар и установить пользовательский статусв: доступны шаблоны, индивидуальные статусы, срок действия, автоответ и настройки уведомлений о сообщениях и звонках. Рисунок 6. Создание статуса в eXpress 3.48 Ролевая модельДля предотвращения утечек данных и для управления доступами к функциям приложений по различным атрибутам, в eXpress 3.48 доработана ролевая модель, в которой настраиваются политики безопасности для различных групп пользователей.Областью действия ролевой модели могут быть чаты, каналы и обсуждения. На втором этапе разработки ролевой модели предусмотрены следующие типы правил: запрет возможности переслать / поделиться / сохранить вложения в память устройства, ограничения возможности скачивать вложения от пользователей «чужого» корпоративного сервера (CTS), запрет загрузки / просмотра вложений, запрет отправки / пересылки вложений, обязательный ПИН-код.Ролевая модель позволяет гибко настраивать доступы и определенные действия как для всех пользователей, чатов и Smart Apps, так и выборочно. Рисунок 7. Настройка ролевой модели в eXpress 3.48 Интеграция с DLP-системамиВ новом релизе eXpress добавлена возможность включения проверки файлов и сообщений DLP-системами, а новая функция «DLP в разрыв» не только информирует специалиста по безопасности компании об отправке опасных сообщений, но и способна остановить отправку чувствительных данных. Таким образом, в системе есть возможность работы с сообщениями, медиафайлами, документами, а также создание личных дел. Используя журнал аудита, администратор может просматривать около 30 видов событий. Рисунок 8. Настройка интеграции с DLP-системами Платформа интегрируется с DLP-системами компаний «Стахановец», Falcongaze, InfoWatch, SearchInform, «Солар».Поддержка ОС «Аврора»Начиная с января 2025 г. eXpress стал доступен для пользователей устройств на базе отечественной ОС «Аврора». В силу тренда на импортозамещение, в том числе операционных систем мобильных устройств, подобная возможность стала весьма своевременной. Клиент для устройств, использующих указанную операционную систему, на данный момент позволяет работать с чатами, вложениями, чат-ботами, сообщениями и другими элементами продукта.Архитектура eXpress 3.48Типовая архитектура eXpress состоит из следующих серверов: медиасервер, предназначенный для организации видео- и аудиосвязи между пользователями; сервер для транскодирования записей звонков и конференций в файлы (форматы MP4 для видеоконференций и AAC для аудиоконференций); CTS-сервер, он же корпоративный сервер eXpress.В общем случае медиасервер должен быть размещён в «демилитаризованной зоне» (DMZ), т. к. требуется его публикация в интернете. Если в архитектуре используется единый корпоративный сервер Single CTS, то сервер транскодирования должен быть размещён в том же сетевом сегменте, что и Single CTS. Если в архитектуре используется разделённый корпоративный сервер (Front CTS и Back CTS), то в этом случае сервер транскодирования должен быть в том же сетевом сегменте, что и сервер Back CTS. Рисунок 9. Типовая схема архитектуры eXpress при использовании Front CTS и Back CTS Компоненты eXpress представлены следующими Docker-контейнерами: coturn (сервис STUN / TURN),janus (сервис для групповых звонков), redis (KV-хранилище), transcoding (отвечает за перекодировку записи в выходной формат), transcoding_storage (сервис временного хранения записей), nginx (веб-сервер, который отвечает за маршрутизацию внутренних подключений), traffic (отвечает за терминацию TLS на входе).Полное описание архитектуры продукта содержится в руководстве администратора, размещенном на официальном сайте вендора.Системные требования eXpress 3.48Системные требования для установки eXpress в инфраструктуре зависят от количества пользователей. Начиная со 100 пользователей необходимо выделить отдельный сервер транскодирования. Пропускная способность сети при проведении видеоконференций для входящего трафика рассчитывается как количество участников, умноженное на 1,5 Мбит/с. Исходящий трафик зависит от типа звонка и раскладки экрана у участников. Если у участников воспроизводится мультиэкран (мозаика), то на каждого участника приходится произведение количества ячеек в мозаике (максимально — 20) на 140 кбит/с (низкое качество). Для звукового канала необходимо 16 кбит/с. Демонстрация экрана зависит от характера картинки: для статичных презентаций — 30–50 кбит/с, для динамичных максимальные значения могут достигать 2 Мбит/с на каждого участника.Ниже приведены несколько таблиц с системными требованиями к серверам в зависимости от количества пользователей. Более точную информацию можно получить в справочных материалах вендора. Таблица 1. Системные требования к распределенной инсталляции на 100 пользователейКомпонентПроцессор, количество ядерОперативная память, ГБЖесткий диск, ГБВвод-вывод, операций в секундуFront CTS114513Media324513Transcoding246513Back CTS41035843Bot24859 Таблица 2. Системные требования к распределенной инсталляции на 500 пользователейКомпонентПроцессор, количество ядерОперативная память, ГБЖесткий диск, ГБВвод-вывод, операций в секундуFront CTS214513Media19104513Transcoding446513Back CTS81679773Bot4714515 Таблица 3. Системные требования к распределенной инсталляции на 1000 пользователейКомпонентПроцессор, количество ядерОперативная память, ГБЖесткий диск, ГБВвод-вывод, операций в секундуFront CTS224513Media 118104513Media 218104513Transcoding646513Back CTS12241530123Bot61224525 Для функционирования указанных компонентов требуется одна из перечисленных ОС: Ubuntu 22.04 LTS и выше, CentOS 7 и выше, CentOS Stream 8 и выше, RHEL 7.1 и выше, РЕД ОС 7.2 и выше, Astra Linux Special Edition 1.7 и выше (в редакциях «Воронеж» и «Смоленск» запуск возможен только при индивидуальной настройке окружения).Лицензирование eXpress 3.48Лицензирование eXpress производится по пользователям. Пользовательские лицензии eXpress приобретаются по количеству пользователей суммарно на всю инсталляцию. Корпоративные серверы не лицензируются, количество серверов CTS не лимитируется. По желанию заказчика в рамках eXpress могут быть разработаны и выпущены отдельные брендированные мобильные приложения, что потребует развертывания корневого сервера федерации eXpress ETS. Серверная лицензия eXpress ETS приобретается дополнительно к пользовательским лицензиям. Для платформы есть два вида лицензий.Срочные, на 12 месяцев с ежегодным продлением. В стоимость включено право использования любых обновлений и новых версий eXpress (Software Assurance) в течение всего срока действия лицензии. Бессрочные (eXpress Perpetual), с включенным Software Assurance на 1 год или 3 года. По истечении этого срока Software Assurance должно быть продлено отдельно.Сценарии использования eXpress 3.48Рассмотрим, как функциональные возможности, которыми оснащена система, можно использовать в инфраструктуре на практике. Вход пользователяДля начала работы в eXpress пользователю необходимо пройти процедуру входа одним из четырех способов. Вендор рекомендует вход по номеру телефона, т. к. в этом случае вводится дополнительный фактор в виде СМС-сообщения, что дополнительно защищает учетную запись. Рисунок 10. Способы входа в eXpress 3.48 Работа с контактамиПоиск аккаунтов в системе достаточно прост — после ввода нескольких символов пользователю предоставляется выбор предположительных контактов. При этом в выдаче сначала отображаются пользователи по полному совпадению, затем происходит обнаружение контактов, загруженных локально, после чего выдаётся результат поиска на текущем корпоративном сервере. В последнюю очередь выполняется выдача с доверенных корпоративных серверов.  Рисунок 11. Карточка контакта в eXpress 3.48 Корпоративную информацию в карточке можно скрыть на уровне сервера от сторонних компаний либо настроить гибкий доступ — только для своих коллег по организации, для пользователей доверенных серверов или для всех без исключений.В системе можно обмениваться контактами через ссылку или куар-код. Рисунок 12. Обмен контактами в eXpress 3.48 Работа с чатамиПользователи по-разному могут взаимодействовать друг с другом в eXpress. В их распоряжении есть персональные чаты, групповые чаты для регулярного общения, каналы для новостей, и, наконец, комнаты, являющиеся чатами конференций, в которых хранится переписка и материалы идущей или прошедшей встречи. Для обеспечения конфиденциальности в чатах может быть включено сквозное шифрование (когда все сообщения зашифрованы личными ключами участников, а не общим серверным ключом). Есть и определенные особенности по управлению беседами. Например, в чате с включенным сквозным шифрованием может быть не более 128 участников из-за технических ограничений. Администратор не может удалять сообщения участников в чате, но в канале такое право у него есть. Пользователь может сохранять избранные сообщения в чате «Сохранённые сообщения». Рисунок 13. Работа с чатами в eXpress 3.48 В случае необходимости можно настроить автоматическое удаление сообщений, используя режим конфиденциальности. Работа с файламиВ eXpress пользователи могут передавать файлы друг другу. Корпоративные пользователи могут обмениваться файлами объёмом не более 1 ГБ, для пользователей личных аккаунтов это ограничение составляет 250 МБ. Для корпоративных пользователей можно настроить ролевую модель и определять запреты по пересылке, просмотру, скачиванию файлов. Можно установить запреты на скриншоты, буфер обмена.Чтобы минимизировать вероятность того, что мессенджер будут использовать как инструмент для организации атак, настраиваются интеграции с антивирусами и системами класса DLP.По умолчанию хранение файлов — бессрочное, но во избежание нехватки места на сервере, есть возможность настройки автоматической очистки.Работа со звонкамиПользователи eXpress могут проводить персональные и групповые звонки, а также конференции. При этом групповые звонки для всех могут организовывать как корпоративные, так и публичные пользователи, в то время как конференции — только корпоративные, а некорпоративные подключаются к ним по гостевой ссылке или по приглашению. Рисунок 14. Работа с конференциями в eXpress 3.48 При создании конференции можно установить срок действия ссылки, а также её доступность. Ссылка может быть доступна всем, включая гостей, любым корпоративным серверам или же доверенным корпоративным серверам. Чтобы минимизировать риски попадания в звонок нежелательных лиц, можно установить пароль на конференцию. Кроме ссылки, можно отправить приглашение на встречу в виде куар-кода. Чтобы облегчить работу с системой, есть надстройка к Outlook для проведения конференций, которая позволяет создавать приглашения на них непосредственно из почтового клиента.Работа администратораАдминистратор может управлять пользователями и ограничениями для них, видимостью корпоративных данных, настройками приложения и корпоративного сервера. Все эти действия производятся в веб-консоли eXpress, доступ к которой может быть как у системных администраторов, так и у поддержки вендора, если это было оговорено заранее.Далее рассмотрим некоторые разделы консоли администратора.Работа с пользователямиРабота с пользователями в системе ведется в соответствующем разделе интерфейса. Можно искать учетные записи сотрудников по имени, почте, идентификатору. Рисунок 15. Пользователи в eXpress 3.48 Для каждого пользователя в системе создается личный профиль, в котором есть информация о серверах, с которыми связан аккаунт, можно управлять сессиями на клиентских устройствах, просматривать события блокировок пользователя, получать информацию об открытых ключах пользователя и так далее.  Рисунок 16. Карточка пользователя в eXpress 3.48 Из этого же раздела можно отправить команду на логаут — отключение пользовательской учетной записи от сервера с последующей потерей доступа к корпоративным перепискам и другим данным, хранящимся на платформе. Такой сценарий весьма распространен при увольнении сотрудников. АудитВ разделе аудита администратор может просматривать все события, связанные с пользователями: ошибки, события по пользователям, их действиям. Раздел имеет фильтры для выбора событий. Нажав на соответствующую строчку лога, можно посмотреть детали события. Отфильтрованные записи можно экспортировать в формат CSV. Рисунок 17. Раздел аудита и карточка события в eXpress 3.48 Запросы на выход (логаут)Запросы на выход могут поступать от пользователя, администратора, автоматически из Active Directory или OpenID либо в случае самостоятельного удаления аккаунта. После принятия запроса администратором аккаунт перестаёт быть связан с сервером и теряет доступ к корпоративной переписке. Рисунок 18. Запросы на логаут в eXpress 3.48 Настройка сервера В этом разделе администратор определяет настройки платформы в целом и сервера в частности. Так, можно настроить аватар сервера и фоны чатов, включение сквозного шифрования по умолчанию в чатах и каналах, указать контакты администратора и поддержки и определить значения иных параметров. Для контроля версий клиентского ПО администратор может запретить подключение к серверу с устаревшей версией клиентского приложения eXpress. Рисунок 19. Страница настроек сервера в eXpress 3.48 Рисунок 20. Настройка регистрации пользователей в eXpress 3.48 Для усиления безопасности при использовании системы можно настроить многофакторную аутентификацию: по номеру телефона, средствами Active Directory / Keycloak на корпоративном сервере. Кроме этого, сами пользователи могут установить личный пароль и ПИН-код, который также можно сделать обязательным, используя соответствующее правило ролевой модели.ВыводыПлатформа eXpress 3.48 представляет собой гибкий инструмент для предоставления коммуникационных сервисов как внутри компании, так и за её пределами. Используя систему, можно организовывать звонки, чаты, видеоконференции, а также интегрировать внутренние сервисы компании, используя боты и Smart Apps.Для обеспечения информационной безопасности в eXpress реализована многофакторная аутентификация, режим повышенной конфиденциальности, можно установить сроки действия ссылок и автоудаление сообщений. Поддерживается интеграция с DLP и антивирусом, реализована ролевая модель.Для удобства разных категорий пользователей система поддерживает работу на всех популярных ОС: Windows, macOS, Android, iOS, «Аврора». Реализованы такие опции, как размытие фона и пользовательские виртуальные фоны, возможность смены аватара пользователя, установки статуса, проведения опросов в чате и много других полезных функций.Достоинства:Развитые функции безопасности.Большое количество поддерживаемых ОС.Возможность брендирования по запросу заказчика.Гибкая модель лицензирования.Разнообразие пользовательских возможностей: управление фонами, аватарами, статусами.Недостатки:Отсутствие режима вебинара.Количество одновременно подключаемых пользователей в режиме видеоконференции — не более 256.Ограниченные функциональные возможности для приложений в ОС «Аврора».Возможность автоматического логаута отсутствует, но ожидается в следующих версиях.Реклама, 18+. Рекламодатель: АО «Анлимитед Продакшен» ИНН 9707047232ERID: 2VfnxxWSnQYЧитать далее
    • PR55.RP55
      Инструмент EDR-Freeze позволяет отключать антивирусы через систему отчетов Windows https://www.comss.ru/page.php?id=17831
    • Ego Dekker
      ESET Cyber Security был обновлён до версии 9.0.4500. Исправлено: не обновлялись модули после обновления до новой версии антивируса.
×