Перейти к содержанию
Сергей Ильин

Интервью Натальи Касперской для журнала Финанс

Recommended Posts

Сергей Ильин

Предлагаю всем ознакомиться с объемным и интересным интервью с Натальей Касперской, генеральным директором компании "Инфовотч" и председателем совета директоров "Лаборатории Касперского".

****************************************

Наталья Касперская умудряется справляться с двумя компаниями и воспитывать четверых детей. Одна из наиболее успешных российских бизнес-леди, до 2007 года руководившая «Лабораторией Касперского», теперь занимается собственным проектом. Но прежнего работодателя без внимания не оставляет.

18-vh-s.jpg

Наталья, вам сложно объяснять клиентам, чем занимается Infowatch?

– Могу сравнивать с антивирусным бизнесом, в котором проработала почти 15 лет. По сравнению с антивирусом продукт более сложный, но интуитивно понятный. Достаточно сказать «возможны утечки» – и люди понимают, что с ними необходимо бороться.

Сильно помогает выделение отдельного сегмента рынка защиты от утечек в определениях IDC и других исследовательских агентств. Поначалу (продукт придумали внутри «Лаборатории Касперского» еще в 2001 году) сталкивались с трудностями. Дело в том, что у крупных компаний, с которыми мы работаем, бюджеты категоризированы. И если под продукт нет категории, то его просто не купят. Разговор короткий: «В какую область информационной безопасности вы попадаете? – Ни в какую. – Нет, тогда не можем».

Теперь с объяснениями стало легче, но и конкуренция появилась. За последний год она резко выросла – и в России, и в мире. Крупные международные игроки скупили мелкие компании, занимавшиеся защитой от утечек. Я опять сталкиваюсь с теми же конкурентами, что и на антивирусном рынке.

Какую долю рынка занимает Infowatch?

– Не менее 70%, мы – абсолютный лидер. Рынок, правда, пока маленький. Именно в этом году развернется настоящая борьба за него.

Есть за что бороться?

– По оценке аналитического центра Infowatch, объем российского рынка DLP (Data Loss Prevention – предотвращение утечек данных) в 2008 году составил порядка $20 млн. Что касается 2009-го, на этот год IDC делал прогноз роста порядка 30%. Конечно, по факту будет меньше – мы ждем 10–15%.

Слабовато для рынка, который только начинает развиваться.

– Продукты DLP сейчас нацелены на сегмент Enterprise. Это крупные, медленные клиенты. Цикл продаж составляет 9–12 месяцев. Еnterprise-рынок в принципе очень вязкий, долгий, сложный. Нельзя ожидать здесь взрывного роста.

Но, выходит, инерция должна накапливаться?

– По идее, да. Тот же IDC ожидает ускорения роста 30–35–40%, потом «плато» и снижение темпов.

Когда вы ждете достижения «плато»?

– Трудно сказать. Ранее планировалось, что пика роста рынок достигнет через пять лет. Но в этом году он явно будет меньше 30%. Дальше рынок может ускориться. А может замедлиться и потом дать резкий скачок. Не берусь предсказывать. Развитие ситуации во многом зависит от самих вендоров, насколько эффективными будут средства борьбы. Чего греха таить, текущие средства борьбы с утечками несовершенны. Много дырок, через которые можно залезть.

Впрочем, для столь юного рынка это нормально. Со схожей ситуацией я сталкивалась на начальном этапе развития антивирусного рынка, когда если система ловила 90% вирусов, это считалось очень хорошим результатом. Сейчас, если ловишь меньше 99,99% угроз в тестах – ты не антивирус, а непонятно что. Средствам борьбы с утечками еще предстоит пройти путь совершенствования технологий.

Развитие DLP решений будет идти в нескольких направлениях. Первый путь – технологический. Если мы хотим успешно бороться с утечками, то надо использовать все эффективные технологии или их комбинацию. Например, сейчас Infowatch применяет лингвистику. Можно определить слова или комбинации слов, отнести их к разряду конфиденциальных для данной компании, и уже по ним отслеживать документы, в том числе вновь созданные.

Есть технология цифровых отпечатков (fingerprints), которую мы недавно встроили. Ее суть в том, что она позволяет делать с файла «слепки» – части текста, которые используются как образцы для сравнения с потоком исходящей из компании информации.

Также мы используем технологию детектирования объектов – модуль, позволяющий выявлять в анализируемом трафике специфические текстовые объекты, выстроенные по определенным алгоритмам, например, номера кредитных карт.

Существует система меток, когда файл просто маркируется как конфиденциальный. Это одна из наиболее простых технологий, но требующая колоссальных изменений в информационной системе компании, как на этапе внедрения, так и в процессе использования. Поэтому мы ее не применяем.

Второй путь – увеличение числа каналов защиты от утечек. В компьютере много разъемов для подключения, скажем, флэшки, DVD или некой сети. Эти разъемы также надо защищать. Устройства вроде Blackberry или iPhone, которые подключаются напрямую в корпоративную сеть, тоже представляют значительную угрозу информационной безопасности предприятия, являясь весьма вероятным каналом утечки информации. О стандартных каналах вроде e-mail или http даже не говорю. Общее число каналов – несколько десятков. Пока мы защищаем только основные, но принцип Парето действует и на нашем рынке. То есть, инвестируя 20% усилий, мы закрываем 80% каналов.

Какие планы строите на пятилетнюю перспективу?

– Мне трудно говорить о долгосрочных планах. Бизнес очень динамичен, рынок – в начальной стадии. Меняются парадигмы, подходы. Поэтому мы предпочитаем рассчитывать на год. В случае стартапа такая политика абсолютно оправданна. Например, в прошлом году мы планировали небольшой рост на 25–30%, поскольку основной задачей было налаживание выпуска качественного продукта. В результате план перевыполнили, показав рост на 50%. Но пока это не самый важный показатель. Основная задача на 2009 год – выход на прибыльность, поскольку проект до сих пор инвестируемый. Хотя сейчас все DLP-вендоры убыточны. Мы можем стать первым игроком рынка, который выйдет в прибыль.

Расскажите о своем видении «светлого будущего» Infowatch.

– Сейчас основное направление работы – продажи крупным корпоративным клиентам. Они отличаются длинным циклом продаж и резкой сезонностью поступления денежных средств, что ставит компанию в сложное положение. У нас большинство денег приходит в конце декабря.

С сезонностью собираемся бороться двумя путями. Первый – выход на другие рынки. Продукт интернациональный, и мы можем продавать его не только в России. Активно работаем в Германии – там есть первые клиенты, формируется воронка продаж. А вот во Франции процесс пока немного затормозился, видимо, придется искать другого партнера. В качестве третьей страны рассматриваем Великобританию. Но она сейчас в такой рецессии, что мы, скорее всего, изменим эти планы.

Второй путь – развитие сегмента СМБ. В июне выходит первая версия продукта для средних и мелких компаний. Идея необходимости защиты начинает работать среди этих клиентов, мы видим серьезный рост спроса в этом сегменте.

Разве не логичнее начать с Великобритании?

– 90% наших конкурентов – американские компании. Те же имена, что в антивирусах: Symantec, McAfee, WebSense. Мы – единственный европейский разработчик на DLP-рынке. А английский рынок идет в тесной связке с американским. И выходить в Великобританию без США очень трудно. В свою очередь американский рынок очень большой. Его покорение требует серьезных инвестиций. Пока мы тренируемся на зайчиках, в роли которых выступают Германия и Франция. Поняв требования клиентов здесь, можно будет переходить к Штатам. Англосаксы хорошо понимают, что они хотят от системы защиты от утечек. Так что требования к продуктам там в определенной степени сформировались. В Германии это понимание очень приблизительное. А во Франции отсутствует вообще.

С чем это связано? Не воруют данные?

– Сложно сказать. Вот нет у них такой категории. Нет понимания, что это нужно. Когда говоришь им «Система защиты от утечек», твои слова однозначно ассоциируются с криптографией. И этот стереотип трудно преломить. Тебя не понимают.

Кстати, мы начинаем работать в Испании, там рынок более адекватный. Даже существует ассоциация DLP, приглашавшая нас выступить с лекциями. И мы увидели очень позитивный отклик. Изначально Испанию не планировали, а теперь думаем, что стоит. Тем более, поддержка испанского языка уже реализована. На Италию есть планы.

Прокомментируйте проблемы, возникшие с выходом компании в Германию.

– История как в сказке, когда крикнул, не подумав. Лингвистический движок использовал бессловарную морфологию немецкого языка. Мы анализируем слова, но не обязательно словоформы. При попытке запустить продукт с этим движком в Германии, выяснилось, что наша технология не работает на реальных документах. Дело в том, что в немецком языке есть две проблемы, сложные для автоматического распознавания. Первая – беглые приставки. Например, в глаголе ablegen приставка ab– может отделяться и оказываться в любом месте предложения. Догадаться в таком случае, что ab относится к legen, – задача для системы очень нетривиальная. Вторая проблема – сложные слова. Немцы очень любят слеплять несколько слов вместе… Таких сложных слов нет в словаре, и наша технология не срабатывает.

Так вот, перед выходом на рынок, никто не удосужился проверить работоспособность технологии. Мы сделали помпезный запуск, громко заявили о себе. И только потом узнали, что продукт невозможно применять. Слава богу, что запуск был сделан только для партнеров, и что мы не стали устраивать массированную рекламную кампанию. В результате нам пришлось делать морфологию для немецкого языка. На это ушло порядка года. И сейчас мы гордимся, что являемся единственной компанией в мире, использующей словарную морфологию немецкого языка в своих продуктах.

Теперь мы делаем второй заход на немецкий рынок. За это время подтянули качество продукта, нарастили функционал. Партнеры уже отсмотрели первую версию, им нравится, и они готовы смягчиться.

С какими проблемами Вы столкнулись, придя в Infowatch в 2007 году?

– Разработка была в тяжелом состоянии. Бывший генеральный Евгений Преображенский в свое время отвечал в «Лаборатории Касперского» за крупные корпоративные продажи. Поскольку Infowatch сразу был ориентирован на корпоративный рынок, его и решили назначить руководителем. В результате он и занимался только продажами. Но коммерческая разработка software – отдельное искусство, которое ему не давалось. А у меня самой в бытность генеральным директором «Лаборатории» до Infowatch просто никогда не доходили руки. «Лаборатория» росла со скоростью более 100% в год, ни о чем другом думать было просто некогда. Поэтому на Infowatch время выделялось по остаточному принципу.

В результате почти через 4 года работы Infowatch продукт работал с огромными проблемами. Мы поставили Жене deadline на решение этих проблем до июня 2007 года. Новая версия так и не вышла. Ни в июне, ни в августе, ни в сентябре. В октябре мы с Евгением расстались.

Я не виню Женю однозначно. Наверно, мне следовало больше ему помогать. Кстати, потом, придя в Infowatch, я обнаружила, что представляла себе бизнес иначе, оказалось, что здесь все другое – другие подходы, другие каналы, абсолютно другой маркетинг. У меня полгода ушло, чтобы вникнуть в дело.

Как кризис повлиял на число обращений в компанию и продажи?

– На число обращений – никак. Интерес даже вырос. Правда, надо понимать – у нас не хватает статистики из-за очень выраженной сезонности. В первом квартале продажи самые низкие. Пока план на второй квартал сильно больше прошлогоднего. Но все будут решать итоги октября-декабря. Среди клиентов, планировавших ставить Infowatch, однозначно отказавшихся нет. Первая тенденция – заказчики просят реструктурировать платеж. Либо отнести его подальше, либо разбить. Второй тренд – «Столько не купим, сначала сделаем пилотный проект».

Каких изменений во внешней среде вы ожидаете с вступлением в силу закона о персональных данных? Многие критикуют его за чрезмерную расплывчатость формулировок…

– Число публикаций на тему увеличится. Как следствие, интерес вырастет. В реальности, я не думаю, что новое требование принесет нам много клиентов. Я не верю, что произойдет резкий скачок, когда от совершенно плохой ситуации мы вдруг перейдем к идеально хорошей. Такого не бывает. Процесс будет долгим и мучительным, с проверками и коррупцией.

Какую долю в продажах займет СМБ?

– По сути DLP-бизнеса, система защиты от утечек больше востребована со стороны Enterprise. Радикального перераспределения спроса мы не ждем. Вряд ли доля СМБ в продажах составит больше трети. Мы все равно продолжим ориентироваться на крупных клиентов. Здесь мы уже подходим к тому, чтобы предлагать отраслевые решения.

Что будет обрезано в решении для SMB?

– Во-первых, все будет установлено на одном сервере. Такие показатели нагрузки в СМБ не нужны, поэтому требования по ней снизятся. Например, мы держим базу в несколько терабайт – для небольшой компании так много не надо. Лингвистическую технологию в первую версию не станем включать, но потом будем ее интегрировать. У продукта будет упрощенный интерфейс и не так много возможностей по аналитике, как у «большого» решения.

После выхода первой версии мы планируем совершенствовать систему согласно пожеланиям клиентов. Вообще говоря, выводить на рынок совершенно новый продукт очень сложно потому, что трудно сразу выдумать весь возможный функционал. Как это сделать? Либо проводить дорогие маркетинговые исследования по всей целевой аудитории, причем выборка должна быть правильной, иначе результат будет негодным. Либо следовать своему чутью. Второй путь сильно дешевле. Исходя из здравого смысла и консультаций с 3-4 компаниями, которые горят желанием и готовы быть бета-тестерами, мы составили функционал. А уж насколько он будет воспринят рынком – покажет будущее.

Кто обычно в компаниях занимается переговорами с вами: IT или служба безопасности?

– Это интересный момент. Общаемся мы со службой безопасности, иногда доходим и до топ-менеджмента. Айтишники зачастую выступают в роли оппортунистов. Они не желают, чтобы на системе висела еще одна непонятная штуковина, сопротивляются. Приходится с ними бороться, объяснять, что система нужна: «Да, она не защищает от 100% утечек, но где вы видели абсолютную защиту? И в любом случае это лучше, чем ничего». Часто удается привлечь их на свою сторону.

Кому принадлежит Infowatch?

– Основных владельца два: «Лаборатория Касперского» и ваш покорный слуга. У меня контрольный пакет. По одной простой причине: я сказала, что буду заниматься этим проблемным активом только в случае, если у меня будет контроль. Мне кажется, сделка прошла к обоюдной выгоде. Надо было решать, что делать с Infowatch: то ли закрывать, то ли инвестировать. Второй шаг был очень рискованным, так как мог «перекосить» «Лабораторию». Рассматривался вариант с продажей. Но, изучив показатели, решили, что продать дорого будет трудно. А дешево – нецелесообразно. Так я и стала владельцем Infowatch.

Задумываетесь о выходе из этого проекта?

– Рано. Для начала надо сделать работоспособный бизнес. И там уже будем думать: вывести ли его на биржу, продать ли за хорошие деньги или растить как независимую компанию. Можно попробовать собирать другие компании под нашу концепцию безопасности. Такой консалтингово-софтверный холдинг… У бизнеса много путей, но обсуждать их пока рано.

Сейчас вы продаете продукт через партнеров – чем хороша такая схема работы?

– Чтобы ввести свою систему продаж, мне надо нанять 40 продавцов в регионах. Мало того, к ним нужны внедренцы, которые постоянно будут в командировках. Зачем все эти сложности, если есть нормальные партнеры? Я вообще исповедую концепцию, что надо делиться. Люди, которые заинтересованы в твоем бизнесе и делают на этом деньги, будут тебя поддерживать. Одному сложно, хотя, конечно, существуют исключения вроде Dell.

Одной из причин, по которой «1С» стала лидером рынка, а «Консультант» обогнал «Гарант», была эффективная работа с партнерами…

– Мне кажется, это очень правильно. Я бы не смогла работать, как Майкл Делл, который продает свои компьютеры, минуя партнеров. А мы делимся. Есть группа лояльных компаний, которые заинтересованы в процветании Infowatch. Это замечательно, это обеспечивает нашу устойчивость. И если партнеров станет больше за счет выхода в сектор SMB, то наша устойчивость только повысится.

На чем сейчас основан успех «Лаборатории Касперского»? Вовсе не на супер-технологиях. Ведь качество технологий невозможно проверить извне. Коммерческий успех компании базируется на мощной партнерской сети, которую мне в свое время удалось построить. Сейчас у «Лаборатории» 30 тыс. партнеров по всему миру. Даже если что-то случится с продуктом, то эта огромная подушка безопасности позволит компании плыть еще очень долго. Делись, и тебе прибудет.

Сколько сейчас у Infowatch партнеров?

– Порядка 20, не считая зарубежных.

Сколько за 6 лет было инвестировано в Infowatch?

– Интересно, но мы не считали. Несколько миллионов долларов, я полагаю. С 2005 года пошли продажи, более-менее зарабатывать стали в 2006-м.

Почему в бытность генеральным директором «Лаборатории» вы не воспользовались удобным моментом и не вывели компанию на IPO?

– Мнения акционеров разошлись.

В чем причина разногласий?

– Кто-то считал, что надо выходить на биржу и использовать полученные средства для еще большего роста, а кто-то хотел оставить компанию домашней.

Общались с потенциальными организаторами?

– Мы провели большую работу для организации предварительного частного размещения. Думаю, его, как первый шаг к IPO, все-таки сделаем.

Что интересного вам рассказали андеррайтеры?

– Они очень позитивно оценивают компанию и ее шансы на успех даже на падающем рынке. «Лаборатория» показывает хороший рост. А ее устойчивость велика благодаря огромной партнерской сети. Флагманский продукт «Антивирус Касперского» реально входит в пятерку лучших в мире по качеству. Однозначно утверждать, что он № 1, не могу: мы же не можем выиграть все существующие тесты. Но программа действительно одна из лучших на рынке.

Какие оценки озвучивали организаторы? Например, журнал «Финанс.» в своем апрельском рейтинге самых дорогих компаний оценил «Лабораторию» в $600 млн.

– Как минимум в два раза больше.

До кризиса?

– И сейчас тоже. «Лаборатория» – то, что инвесторы называют unique story. Показатели роста и доходности долгое время остаются на высоком уровне. Мы вышли на 4-е место в мире среди антивирусных компаний по объему продаж. Денежные поступления в 2008 году достигли $360 млн. При этом у бизнеса высокая рентабельность и понятная бизнес-модель.

Насколько я понимаю, речь идет о сумме заключенных контрактов. Она сильно разнится с выручкой?

– Выручка по GAAP для антивирусов сложно считается. Если мы продаем годовую лицензию в декабре, и пусть даже сразу получили деньги, к выручке по GAAP мы можем отнести только 1/12 этой суммы. Поэтому revenue по GAAP примерно на 25–30% меньше.

В 2010 году «Лабораторию» можно будет оценить в $2 млрд?

– До сих пор компания ориентировалась на рост. Основной задачей было не получение прибыли, а ускорение или поддержание темпов роста. В этом году свои коррективы внес кризис, пришлось сокращать расходы. А сокращение расходов невольно влечет за собой снижение темпов роста.

«Лаборатория» с начала своего существования занималась региональной экспансией. Но такое развитие неизбежно заканчивается. Идти в Замбию-Конго-Нигерию не имеет смысла, поскольку затраченные усилия не окупятся. Число стран, которые потенциально могут принести доход, конечно. И мы, по большей степени, уже там работаем. Значит, дальше региональный рост будет неизбежно сокращаться. Надо искать новые драйверы роста. Таким толчком может стать выход в сегмент Enterprise.

Но можно развивать смежные направления, предлагая в нагрузку к антивирусу другие продукты...

– Есть такая возможность. Но для развития параллельных направлений нужны свободные средства. Либо чтобы скупать компании, либо чтобы организовывать их у себя. Последний путь – долгий и сложный. В «Лаборатории» приживалось только то, что легко прилепляется к антивирусу. Например, близкий по концепции антивирусу антиспам. Но вот мы начали развивать проект security as a service. То есть держим у себя хостинговую систему, а клиенты используют ее для удаленной работы по типу аутсорсинга. И выясняется, что это совершенно другой бизнес, который работает по иным законам. Мы три года его запускали. Только сейчас он начинает давать первые результаты.

А на покупку компаний у «Лаборатории» нет денег – она развивается за счет собственных средств. Фактически возможности роста у нас ограничены, если мы не делаем нечто радикальное по привлечению денежных средств: IPO, продажа доли финансовому инвестору.

Сколько лет «Лаборатория» сможет бурно расти?

– Думаю, постепенно темпы роста будут снижаться. В конечном итоге всё зависит от того, сумеем ли мы оседлать вторую волну – так выйти на Enterprise-рынок, чтобы это послужило новым драйвером роста.

Но в развитии путем поглощений тоже есть подвод­ные камни.

– Конечно, бездумная покупка компаний – не лучшая стратегия. Поглощения часто заканчиваются неудачно – не происходит синергии. Да, в первый год у тебя взлетает доход. Но уже на второй год эффект сходит на нет. Надо не просто купить, а купить умно: понять, что правильно впишется в бизнес, как мы сумеем обеспечить последующие темпы роста.

Вспомните про Symantec. Компания вдруг решила выйти на рынок хранения данных, купив Veritas, которая была в 2 раза ее больше. И уже пятый год пытается ее переварить. В это время цена акций Symantec снижается, показатели на антивирусном рынке – тоже.

Другой пример – McAfee. Бизнес компании стал падать, когда они накупили кучу всего. Потом сменился менеджмент, парадигма поменялась. И McAfee начал продавать купленное раньше. Теперь они жестко фокусируются на сегменте Enterprise security. В результате этих шагов капитализация McAfee стала расти. И сейчас она стоит всего в 2 раза меньше Symantec при шестикратно меньшем обороте. В индустрии есть внутреннее ощущение, что McAfee сильно оживилась. Могу ошибаться, но моя теория такова: у сфокусированных компаний больше шансов на успех. Конечно, есть исключения. Например, Microsoft. Но это отдельная история.

С чем связан ваш уход с поста генерального директора «Лаборатории»?

– Усталость накопилась, разногласия появились. Я решила заняться чем-то другим. И тут кстати подвернулся Infowatch. Хотя я и работала много лет управляющим большой компании, но ощущаю себя не столько крупным управленцем, сколько бизнесменом. Мне нравится запускать бизнес, развивать его. А последние два года в «Лаборатории» приходилось заниматься контролем роста. Неинтересно. Кроме того, когда масштаб и сложность задач вырастают на порядок, надо привлекать профессиональных управленцев.

Какое участие в управлении «Лабораторией» вы принимаете как председатель совета директоров?

– Есть чисто формальная обязанность – сборы совета директоров. Кроме того, я участвую в двух комитетах. Первый – risk committee, где мы анализируем возможные риски для бизнеса, поручаем проведение исследований и даем рекомендации. Второй – продуктовый комитет, связанный с управлением портфелем из порядка 30 продуктов «Лаборатории». Довольно сложно принимать решение, что производить в первую очередь, где мы расширяемся, а что усекаем. Раз в неделю я появляюсь в «Лаборатории».

  • Upvote 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин

Первая в рейтинге самых богатых дам — супруга московского мэра Елена Батурина и ее миллиард.Но кто же вторая? Долгое время это место занимали наемные управленцы либо супруги крупных бизнесменов.

Однако на минувшей неделе на второй строчке обосновалась женщина другой закалки — совладелица IT-компаний "Лаборатория Касперского" и InfoWatch Наталья Касперская, чью долю в "ЛК" в ходе подготовки к IPO оценили в 400 млн долларов.

И, похоже, эти 400 миллионов — заслуга самой Натальи, а не ее мужчин. Нынешний муж Игорь Ашманов и вовсе не имеет отношения к ее бизнесу, муж предыдущий, Евгений Касперский, по словам самой Натальи, — "Ландау", гениальный программист, а не менеджер. За собственно бизнес в тандеме Касперских отвечала Наталья.

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1172518

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • Ego Dekker
    • AM_Bot
      Для того чтобы обеспечить надлежащий уровень защиты информационной инфраструктуры от угроз, организации создают центры мониторинга и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности (Security Operations Center, далее — «SOC»), целью которых является быстрое реагирование на ИБ-инциденты с их последующим устранением. Но для эффективной борьбы с современными угрозами уже недостаточно просто создать SOC: необходимо оснастить его технологиями, актуальной информацией и знаниями. В этом могут помочь профильные сервисы «Лаборатории Касперского».   ВведениеСостав сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCОсновные возможности сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCОписание сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOC4.1. Kaspersky Threat Hunting4.2. Kaspersky Threat Intelligence4.3. Kaspersky Anti Targeted Attack4.4. Kaspersky Endpoint Detection and ResponseРеагирование на инцидентыАнализ защищённости и тестирование на проникновениеЭкспертные тренинги для специалистов SOCВыводы ВведениеМы не раз уже ссылались на исследование «Лаборатории Касперского» под названием «Прогнозы по продвинутым угрозам на 2020 год». Помимо прочего, оно подтверждает рост сложности методов проведения атак. Злоумышленники намеренно пытаются проводить свои операции под ложным «флагом», чтобы отвести от себя первоначальные подозрения, и точечно выбирают жертв, которые готовы заплатить значительные суммы за восстановление данных. Не перестают появляться новые варианты вредоносных действий в сфере финансовых услуг (в частности — в онлайн-банкинге). При этом в настоящее время средства защиты часто нацелены на обеспечение безопасности рабочих станций, в то время как злоумышленники расширяют свой инструментарий и распространяют атаки не на терминалы, а на сетевое оборудование. Обнаружить такие воздействия всё сложнее.Накопленный специалистами «Лаборатории Касперского» опыт изучения компьютерных угроз и разработки высокоэффективных технологий защиты от них, глубокая экспертиза и практические навыки реализации сложных проектов в области кибербезопасности, реализованные в сервисах компании, обеспечат многоуровневую поддержку SOC организации для повышения его эффективности в борьбе с комплексными угрозами. Состав сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCСервисы «Лаборатории Касперского» для SOC нацелены на обеспечение эталонного подхода к защите, используя четыре ключевых элемента: управление знаниями, анализ угроз, активный поиск угроз и грамотно налаженный процесс реагирования на инциденты. Сообразно этому комплекс сервисов содержит несколько перечисленных далее частей.Threat Hunting: услуга Kaspersky Managed Protection позволяет своевременно обнаружить атаки, обходящие превентивные системы защиты, путём круглосуточного мониторинга и анализа угроз информационной безопасности экспертами «Лаборатории Касперского».Threat Intelligence: потоки данных об угрозах, индивидуализированные отчёты (аналитика о проблемах безопасности для конкретных компаний или стран, а также финансовых организаций), аналитические отчёты о постоянных угрозах повышенной сложности (APT), сервисы Threat Lookup, Cloud Sandbox, CyberTrace.Kaspersky Anti Targeted Attack: защита корпоративной сети от целевых атак злоумышленников.Kaspersky Endpoint Detection and Response: защита рабочих станций.Реагирование на инциденты, в том числе — анализ вредоносных программ и цифровая криминалистика.Анализ защищённости и тестирование на проникновение: проверка надёжности корпоративной системы борьбы с угрозами и компетентности персонала, ответственного за неё.Экспертные тренинги: формирование у специалистов SOC навыков в области реагирования на инциденты, цифровой криминалистики, анализа вредоносных программ. Рисунок 1. Сравнение классического SOC и SOC на основе сервисов «Лаборатории Касперского»  Основные возможности сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCИспользование сервисов «Лаборатории Касперского» для SOC предоставляет организации следующие возможности и преимущества:Своевременное обнаружение угроз посредством использования машинного обучения и множества аналитических данных, что позволяет быстро и эффективно выявлять и отражать сложные атаки.Использование аналитических данных, предоставляемых в различных форматах и по разным каналам, для понимания контекста проблемы и обеспечения SOC требуемыми актуальными сведениями. Это даст возможность непрерывно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, а также активно обнаруживать и приоритизировать угрозы информационной безопасности.Активный поиск угроз, реализуемый за счёт постоянного мониторинга событий, обнаружения новой и ранее неизвестной активности злоумышленников.Помощь экспертов «Лаборатории Касперского» в анализе вредоносных программ и цифровой криминалистике, благодаря чему можно своевременно получить полную картину инцидента для совершенствования текущих мер защиты.Своевременное реагирование на инциденты, выполняемое компетентными специалистами и позволяющее быстро обнаружить и предотвратить любую вредоносную активность, восстановить системы и бизнес-процессы.Анализ защищённости в реальных условиях, реализуемый за счёт глубоких экспертных знаний вместе с передовыми методами исследования.Тестирование на проникновение, которое показывает существующие сценарии атак на основе собранных данных об угрозах. Это даёт возможность оценить готовность средств защиты к отражению нападений.Экспертные тренинги для специалистов SOC, повышающие их квалификацию в области реагирования на инциденты, цифровой криминалистики и анализа вредоносных программ. Сотрудники центра мониторинга и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности получат знания и опыт, которые позволят правильно проанализировать большие объёмы данных и выбрать направление для дальнейшего расследования. Описание сервисов «Лаборатории Касперского» для корпоративного SOCKaspersky Threat HuntingСервис Threat Hunting представляет собой круглосуточную службу мониторинга и реагирования на инциденты — Kaspersky Managed Protection. Для конкретной организации формируется команда экспертов, обладающих богатым практическим опытом в области анализа угроз; это позволяет предоставить сервис, подобранный полностью индивидуально и нацеленный на непрерывное обнаружение и исследование проблем информационной безопасности, равно как и на защиту от них. Круглосуточная служба мониторинга своевременно выявляет инциденты, собирает необходимые для классификации данные, определяет степень уникальности атаки, в случае необходимости запускает процесс реагирования на инцидент и обновление баз знаний средств защиты для блокировки угрозы, а также ретроспективно анализирует системную и сетевую активность процессов и приложений с целью расследования инцидентов.Использование сервиса предоставляет следующие преимущества:Качественная и своевременная защита от целевых атак и вредоносных программ посредством взаимодействия с экспертами «Лаборатории Касперского».Обнаружение нестандартных атак (т.н. non-malware attacks, атаки с применением неизвестных ранее инструментов, эксплуатирующие уязвимости нулевого дня).Оперативная защита от обнаруженных угроз посредством мгновенного обновления баз данных.Комплексный анализ инцидентов, в том числе — на основе методов и технологий, используемых злоумышленниками.Комплексный подход к организации полного цикла защиты от целевых атак. Рисунок 2. Защита инфраструктуры организации с помощью круглосуточной службы Kaspersky Managed Protection  Kaspersky Threat IntelligenceСервис Kaspersky Threat Intelligence является источником информации для SOC и состоит из следующих компонентов.Потоки данных об угрозах, предназначенные для того, чтобы дополнять существующие средства защиты и повышать уровень экспертного анализа специалистов SOC, предоставляя актуальные данные об индикаторах угроз (IP- и URL-адреса, домены, контрольные суммы файлов и т.д.).Индивидуализированные аналитические отчёты об угрозах для конкретных компаний или стран, для финансовых организаций, об APT.Сервис Threat Lookup, представляющий собой единую платформу с доступом к накопленным «Лабораторией Касперского» данным о компьютерных угрозах и их взаимосвязях, а также с возможностью поиска в режиме реального времени. Непрерывное аккумулирование информации об индикаторах угроз позволяет специалистам SOC предотвращать атаки злоумышленников ещё до того, как безопасности компании будет нанесён ущерб. Результатом работы сервиса является отчёт, в котором содержатся краткое описание проблем безопасности, технические подробности и список соответствующих индикаторов компрометации.Сервис Cloud Sandbox — облачная песочница, позволяющая мгновенно реагировать на инциденты, определять источники вредоносных файлов и защищать от неизвестных угроз посредством проверки поведения подозрительного объекта на виртуальной машине, изолированной от реальной инфраструктуры организации. В результате сервис подготавливает отчёт с описанием исследуемого файла, техническими подробностями и списком индикаторов компрометации, имеющих отношение к изученному образцу.Сервис CyberTrace, предназначенный для повышения эффективности классификации событий ИБ и первоначального реагирования на инциденты. Он позволяет упростить интеграцию потоков аналитических данных об угрозах с SIEM-системами и источниками журналов, тем самым обеспечивая специалистам SOC своевременную осведомлённость, необходимую для принятия решений.Стоит отметить, что части сервиса Kaspersky Threat Intelligence показывают максимальную эффективность в том случае, если работают вместе и дополняют друг друга. Каждый компонент является источником данных для остальных. Рисунок 3. Главное окно Kaspersky Threat Intelligence   Kaspersky Anti Targeted AttackСервис Kaspersky Anti Targeted Attack — это платформа для обнаружения и противодействия комплексным угрозам на уровне сети. Доступны следующие возможности:визуализация корпоративной инфраструктуры,централизованный и автоматизированный процесс сбора и хранения данных,анализ инцидентов с помощью передовых технологий на базе машинного обучения, что позволяет свести к минимуму количество рутинных задач, связанных с обнаружением угроз,взаимодействие компонентов платформы в режиме реального времени, что даёт возможность сопоставлять данные с вердиктами от компонентов детектирования и ретроспективными материалами,сведение всей информации в единый инцидент для мгновенного реагирования и расследования,автоматизация задач по расследованию инцидентов, что ведёт к оптимизации расходования ресурсов специалистами SOC.Автоматизация отслеживания и реагирования на угрозы в Kaspersky Anti Targeted Attack реализована за счёт единой работы множества компонентов. В их числе — динамический анализ и эмуляция угроз с помощью песочницы; современные технологии обнаружения, включающие антивирусное ядро, использование YARA-правил, анализ сетевых пакетов и мобильных приложений на наличие вредоносной активности, проверку репутации URL-адресов и доменных имён и многое другое; анализатор целевых атак на основе машинного обучения, поведенческого анализа и автоматизированного сопоставления вердиктов (полученных от песочницы и механизмов обнаружения) с ретроспективными данными; репутационная база угроз, позволяющая держать руку на пульсе новых проблем безопасности, что повышает вероятность раннего обнаружения атак. Рисунок 4. Автоматизированное отслеживание угроз в сети и реагирование на них с помощью Kaspersky Anti Targeted Attack  Kaspersky Endpoint Detection and ResponseСервис Kaspersky Endpoint Detection and Response представляет собой платформу, обеспечивающую защиту рабочих мест. Сервис показывает картину событий безопасности в корпоративной инфраструктуре и позволяет автоматизировать выполнение рутинных операций по выявлению, приоритизации, расследованию и нейтрализации сложных угроз. Использование сервиса позволяет решать следующие задачи:формирование целостного подхода к выявлению и расследованию инцидентов, а также реагированию на них,исполнение рекомендаций ФинЦЕРТ, Федерального закона № 187-ФЗ и положений Указа Президента РФ № 31с «О создании ГосСОПКА»,постоянный мониторинг и активный поиск нелегитимной активности и индикаторов компрометации на всех рабочих местах,повышение эффективности реагирования на инциденты за счёт дополнения SIEM или SOC вспомогательными данными с возможностью сопоставления результатов с событиями других систем,быстрое реагирование на инцидент и прекращение его развития, а также устранение последствий атаки на рабочих станциях и восстановление их работоспособности без влияния на работу пользователей.К преимуществам сервиса можно отнести единый агент для защиты и контроля рабочих станций и серверов, централизованный сбор, запись и хранение данных о событиях безопасности (обеспечивает оперативный доступ к ретроспективным материалам при расследовании продолжительных атак), автоматический сбор, анализ и сопоставление данных для автоматизации и оптимизации работы специалистов SOC, единую консоль для реагирования на угрозы, обеспечение комплексной многоуровневой защиты посредством совместной работы с Kaspersky Anti Targeted Attack, а также использование Kaspersky Private Security Network для защиты инфраструктуры с повышенными требованиями к изоляции. Рисунок 5. Комплексная защита рабочих станций на основе сервиса Kaspersky Endpoint Detection and Response, интегрированного с Kaspersky Endpoint Security  Реагирование на инцидентыРеагирование на инциденты информационной безопасности, включающее цифровую криминалистику и анализ вредоносных программ, требует оперативного выделения значительных внутренних ресурсов. Речь идёт о компетентных специалистах, которые готовы оценить масштабы инцидента и быстро принять меры против распространения атаки: чем скорее последует реакция, тем меньше будет негативных последствий. Но реалии таковы, что даже у грамотно организованного SOC не хватает внутренних возможностей (как временных, так и профессиональных) для незамедлительной остановки атаки.В рамках сервиса «Лаборатории Касперского» специалисты компании оказывают услуги или проводят консультации по реагированию на инциденты, что позволяет быстро и компетентно ответить на угрозу. Эксперты проводят следующие действия:выявление скомпрометированных ресурсов, изоляция угрозы и остановка распространения атаки,поиск, сбор и анализ улик, а также восстановление хронологической картины и логики развития инцидента,анализ вредоносных программ, использованных для атаки (в случае их обнаружения),выявление источников атаки и дополнительных скомпрометированных систем, проверка инфраструктуры организации на возможные признаки компрометации,анализ исходящих соединений сети с внешними ресурсами для выявления нелегитимных объектов,устранение угрозы и выдача рекомендаций в отношении дальнейших действий по устранению последствий.Для наиболее эффективного и оперативного отклика на инциденты процесс реагирования должен включать шаги, представленные на рисунке 6. Рисунок 6. Процесс реагирования на инциденты  Анализ вредоносных программ предназначен для понимания их поведения, а также целей, которые преследуют злоумышленники. Эксперты составляют подробный отчёт, содержащий свойства экземпляра программного обеспечения (краткое описание и вердикт по классификации «Лаборатории Касперского»), детальное описание (анализ функций, поведения и целей программы, индикаторы компрометации, предназначенные для нейтрализации угрозы) и сценарий устранения последствий с рекомендациями по защите инфраструктуры организации от угроз данного типа.В ходе проведения цифрового криминалистического анализа эксперты «Лаборатории Касперского» используют для восстановления картины инцидента множество источников: трассировки сети, образы жёстких дисков, дампы памяти и т.д. Как указано на рисунке 6, в начале расследования клиент собирает улики и предоставляет описание инцидента, а эксперты исследуют симптомы последнего, идентифицируют исполняемый файл вредоносной программы (если он есть) и проводят его анализ. Итогом становится содержательный отчёт, включающий меры по ликвидации последствий.Сервис доступен по подписке или для устранения единичного инцидента. Анализ защищённости и тестирование на проникновениеСервис тестирования на проникновение подразумевает, что эксперты «Лаборатории Касперского» проводят анализ уязвимостей объектов инфраструктуры и возможных последствий их эксплуатации, оценивают эффективность текущих мер защиты, а также планируют меры по устранению обнаруженных недостатков и повышению уровня защищённости. В результате организация получает практическую демонстрацию реальных сценариев атаки с выявленными изъянами защиты корпоративной сети, а своевременное обнаружение последних позволяет не допустить финансового, операционного и репутационного ущерба. Сервис также обеспечивает соответствие государственным, отраслевым и корпоративным стандартам, включая GDPR.Виды тестирования на проникновение, проводимого экспертами «Лаборатории Касперского»:внешнее (без априорных данных об инфраструктуре организации);внутреннее (например, имитация действий посетителя, имеющего только физический доступ в офис);с использованием методов социальной инженерии (фишинг, небезопасные ссылки в электронных письмах и т.п.) для оценки уровня осведомлённости сотрудников организации в вопросах информационной безопасности.Стоит отметить, что в рамках сервиса может производиться анализ защищённости беспроводных сетей на территории организации.Сервис анализа защищённости включает три вида проверок, перечисленные далее.Анализ защищённости приложений предназначен для выявления уязвимостей в прикладных программах любого типа (крупные облачные решения, ERP-системы, механизмы дистанционного банковского обслуживания и другие специализированные бизнес-приложения, а также встроенные программы и мобильное ПО). Сервис позволяет избежать потерь различного рода, свести к минимуму издержки на ликвидацию последствий, организовать непрерывность жизненного цикла безопасной разработки программного обеспечения, а также выполнить требования государственных, отраслевых или корпоративных стандартов.Анализ защищённости банкоматов и POS-терминалов обнаруживает недостатки защиты платёжных устройств и позволяет снизить риск их компрометации за счёт заблаговременного выявления уязвимостей. Так же, как и в предыдущем случае, с помощью сервиса можно улучшить механизмы безопасности, избежать различного рода потерь в результате возможной атаки и обеспечить выполнение требований регуляторов.Анализ защищённости телекоммуникационных сетей включает проверку конфигурации инфраструктуры, сетей связи по стандартам GSM, UMTS и LTE, приложений, обеспечивающих пользование сервисами (например, IP-телевидением), средств голосового общения через интернет (VoIP) и телекоммуникационного оборудования. Экспертные тренинги для специалистов SOCНавыки в области реагирования на инциденты, цифровой криминалистики и анализа вредоносных программ являются обязательными для специалистов SOC. В рамках тренингов эксперты «Лаборатории Касперского» делятся практическими знаниями и опытом в области информационной безопасности, а также уникальными данными об угрозах.Тренинги, формирующие вышеуказанные навыки, продолжаются по 5 дней и делятся на два уровня: базовый и экспертный.Тренинг по реагированию на инциденты и цифровой криминалистике позволит специалистам SOC лучше понять все стадии расследования инцидентов и даст необходимые сведения для успешного самостоятельного устранения последствий. Также он укрепит знания специалистов во всём, что касается поиска следов киберпреступления и анализа различных типов данных с целью установить источник и временные параметры атаки. После прохождения тренинга специалисты SOC самостоятельно смогут своевременно реагировать на инциденты, анализировать улики, восстанавливать хронологию и логику инцидентов, определять источники атаки и дополнительные скомпрометированные системы, а также выяснять причины инцидента для предотвращения подобных нарушений в будущем.Тренинг по анализу вредоносных программ поможет специалистам SOC качественнее проводить расследования атак, анализировать вредоносные объекты, выявлять индикаторы компрометации, писать сигнатуры для обнаружения опасных файлов либо заражённых рабочих станций. После прохождения тренинга специалисты SOC смогут самостоятельно проводить анализ подозрительного образца и его возможностей, определять степень  его вредоносности, выявлять возможности его воздействия на скомпрометированные системы организации, а  также составлять план устранения последствий. ВыводыУгрозы безопасности информационных активов организаций постоянно меняются, и для защиты от них необходимо оперировать максимально возможным объёмом информации, развивать экспертные компетенции специалистов, оперативно реагировать на инциденты и на регулярной основе проводить анализ защищённости инфраструктуры. Современные организации создают центры мониторинга и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности, чтобы достичь требуемого уровня борьбы с угрозами; но для максимальной эффективности работы SOC необходимо наладить взаимодействие с сервисами или продуктами, которые, с одной стороны, снабдят SOC необходимыми актуальными данными, а с другой стороны, будут помогать принимать решения и расследовать инциденты.Сервисы «Лаборатории Касперского» позволяют повысить уровень безопасности организации, встретить во всеоружии комплексные и целевые угрозы, а также обеспечить такое взаимодействие с SOC, при котором специалисты центра будут полностью освобождены от рутинных операций, а организация получит мощный инструмент для своевременного обнаружения угроз и реагирования на инциденты. Также с помощью этих сервисов можно получать экспертную помощь «Лаборатории Касперского» в исследовании вредоносных программ и в цифровой криминалистике, а также в анализе защищённости, тестировании на проникновение и многом другом. Читать далее
    • AM_Bot
      Недавно специалисты компании Positive Technologies представили новую версию системы MaxPatrol SIEM 5.1, предназначенной для выявления киберинцидентов. Команда разработчиков и продуктового маркетинга рассказала Anti-Malware.ru о новых возможностях продукта и продемонстрировала их.     ВведениеУскоряем работу на 30%Ищем атаки в прошлом с помощью правил корреляцииУправляем ролями пользователейОбъединяем похожие события в один инцидентЗашел, увидел, загрузил: как установить пакеты экспертизы в два «клика»Анализируем «сырые» событияНазывайте как хотите: кастомизация полей в виджетахВыводы ВведениеВ марте Positive Technologies выпустила новую версию системы для выявления инцидентов MaxPatrol SIEM. В MaxPatrol SIEM 5.1 теперь есть возможность уменьшить время реагирования на похожие инциденты, гибко управлять ролями пользователей, проводить ретроспективный анализ по правилам корреляции, анализировать «сырые» события и устанавливать пакеты экспертизы в два щелчка мышью. При этом скорость обработки данных на одной инсталляции выросла благодаря переходу на новую версию поисковой системы. Ускоряем работу на 30%MaxPatrol SIEM «переехал» на версию 7.4 ядра Elasticsearch. Внутреннее тестирование показало, что обновление увеличило скорость работы продукта на треть. Версия 5.0 обрабатывала до 30 тысяч событий в секунду (EPS, events per second) на одной инсталляции; теперь в таких же условиях EPS достигает 40 тысяч. Это важно для компаний с большой инфраструктурой, требующей высокой скорости. Ищем атаки в прошлом с помощью правил корреляцииПредставьте, что в новостях появилась информация об атаке на компании вашей отрасли. Вы хотите проверить, не взломана ли ваша инфраструктура по той же схеме. В этом случае поможет ретроспективный анализ — проверка сохранённых событий ИБ на наличие в них данных об угрозах, о которых стало известно только сейчас.Пользователи MaxPatrol SIEM 5.1 могут делать это двумя способами: по индикаторам компрометации и по правилам детектирования угроз (правилам корреляции). Соответственно, после установки последних можно ещё раз «проиграть» поток поступивших ранее событий и применить к ним новые правила. Это особенно полезно для тех, кто пишет собственные правила и использует пакеты экспертизы (то есть наборы способов обнаружения атак и рекомендаций по реагированию, разработанные Positive Technologies).Чтобы ретроспективный анализ заработал, нужно:создать профиль для задачи ретроспективного анализа,указать в нём период, за который нужно проверить данные, и параметры выполнения задачи (продолжительность и скорость выполнения, ограничение по количеству срабатываний правил),создать и запустить задачу на ретроспективную корреляцию событий для созданного профиля.Если вы ничего не поняли, или поняли, но не всё, то посмотрите видеоролик — в нём всё понятно и наглядно показано (и озвучка приятная): Управляем ролями пользователейРанее в системе можно было задать две роли — администратора или оператора. Теперь SIEM-администраторы смогут создавать другие новые роли и разрешать им доступ к определённым разделам продукта. Смотрите, как это можно сделать за три минуты:Гибкое управление ролями пользователей особенно полезно для компаний с иерархической или географически распределённой инфраструктурой, когда нужно дать пользователям возможность работать только с теми данными, которые относятся к их области мониторинга. Именно такие компании настойчиво просили об этой «фиче».В следующую версию мы добавим возможность ограничить доступ не только к разделам, но и к группам активов и событий. Иначе говоря, можно будет выбрать определённый набор активов, с которыми могут работать пользователи с одной ролью, и отказать им в доступе ко всем остальным активам. Сейчас такое возможно реализовать, если задать права каждому пользователю по отдельности. Объединяем похожие события в один инцидентЧтобы избавить пользователей от потока одинаковых инцидентов и помочь им снизить трудозатраты на реагирование на похожие подозрительные события, мы добавили в MaxPatrol SIEM возможность настраивать их агрегацию в один инцидент.Для этого в конструкторе правил корреляции пользователю нужно выбрать правило и задать параметры «склеивания»: к какому инциденту добавить события (уже закрытому или новому), как считать уровень опасности инцидента, за какой временной интервал агрегировать события и с какого момента его отсчитывать. К примеру, несколько последовательных неудачных попыток аутентификации можно задать как один инцидент. Это мы и сделали в видео: Зашёл, увидел, загрузил: как установить пакеты экспертизы в два «клика»Использование пакетов экспертизы стало значительно более удобным. Теперь в базе знаний появился раздел «Пакеты экспертизы», в котором наборы правил обнаружения угроз, разработанные экспертами Positive Technologies, сгруппированы в тематические папки. Вместе с правилами в папках вы найдёте белые списки, обновления параметров сбора и обработки событий ИБ, рекомендации по реагированию. Здесь же хранятся базовые правила обнаружения угроз, доступные «из коробки».У каждого пакета экспертизы есть подробное описание: какие правила есть в его составе, как настроить источники событий, как правильно реагировать на инцидент. Описание доступно прямо из интерфейса. Если описание пакета экспертизы устраивает пользователя и он хочет установить правила на свою инсталляцию, то теперь он может это сделать в два «клика».Посмотрите, как выглядят пакеты экспертизы в MaxPatrol SIEM 5.1:На апрель 2020 года пользователям MaxPatrol SIEM доступны 17 пакетов экспертизы, которые содержат более 370 правил обнаружения атак. Новые пакеты мы загружаем ежемесячно. Анализируем «сырые» событияДля анализа и обработки событий ИБ из разных систем нужно привести эти события к единому формату. Для этого в SIEM используются парсеры, которые обрабатывают события с помощью формул нормализации. Производители систем, подключённых к SIEM, регулярно обновляют свои продукты и могут изменить формат данных или добавить новые типы событий.Чтобы получать все необходимые данные в MaxPatrol SIEM и быть уверенными в том, что формулы нормализации работают корректно, пользователи теперь могут работать с «сырыми» событиями. Исходное событие можно скопировать в один «клик» и добавить его в инструмент создания правил (Software Development Kit, SDK) для написания формулы нормализации.Если хотите наглядности, то смотрите видео с демонстрацией того, как выглядят «сырые» события в MaxPatrol SIEM, как создать виджет для контроля их поступления и как работает полнотекстовый поиск по событиям:Если вы предпочитаете текст, то читайте дальше. Здесь тоже коротко и весьма наглядно.Чтобы оперативно следить за тем, попадают ли в MaxPatrol SIEM события, которые не проходят нормализацию, можно настроить виджет на панели мониторинга (дашборде) и автоматическую отправку уведомлений на почту. Рисунок 1. Как следить с помощью виджета, поступают ли в систему события без нормализации  Содержимое всех событий — и нормализованных, и сырых — пользователи MaxPatrol SIEM могут найти по полнотекстовому поиску. Для этого в строку поиска достаточно ввести любой из признаков события. Такая функциональность полезна в случаях, когда есть время на глубокий анализ подозрительных действий. Например, можно отфильтровать события по IP-адресу или имени пользователя и увидеть всю их активность. Называйте как хотите: индивидуализация полей в виджетахС новой версией пользователи могут присвоить собственные названия полям событий и активов в выборках данных. Это поможет упростить понимание виджетов и отчётов, в которых такие поля используются. Покажем это на примере. Ниже приводим виджет без кастомизации названия полей (приходится догадываться, о чём он, не так ли?). Рисунок 2. Виджет без индивидуализации названия полей  А вот тот же самый виджет после обновления MaxPatrol SIEM до версии 5.1 и после изменения названий полей. Рисунок 3. Виджет после обновления MaxPatrol SIEM до версии 5.1  О том, как это получилось, мы рассказали в двухминутном видео: ВыводыМы перечислили новые возможности продукта MaxPatrol SIEM 5.1, а также продемонстрировали его преимущества. Если вы хотите протестировать нововведения, заполните короткую форму на сайте и выберите источники событий ИБ для подключения к MaxPatrol SIEM.Если вы уже пользуетесь MaxPatrol SIEM, то для обновления до последней версии обратитесь в техническую поддержку или к вашему интегратору — партнёру Positive Technologies. Читать далее
    • AM_Bot
      Surfshark VPN — быстро растущий платный VPN-сервис, способный работать под управлением любой популярной операционной системы. Помимо кросс-платформенности Surfshark VPN выделяется отсутствием лимитов на количество подключений и объём трафика, а стоимость услуг на фоне конкурентов выглядит низкой. Хватит ли этому сервису преимуществ для того, чтобы можно было предпочесть его остальным? ВведениеФункциональные возможности Surfshark VPNТестирование Surfshark VPN3.1. Запуск и настройки3.2. Тестирование скорости3.3. Тестирование доступа к региональным ресурсамТехнические характеристики Surfshark VPNЦеновая политикаБезопасность и хранение данныхВыводы Введение Рынок VPN-приложений в последние годы переживает взрывной рост, при этом особенно активно развиваются кросс-платформенные решения. Согласно отчёту Global Market Insights, в 2019 году только для мобильных платформ было скачано 480 млн экземпляров клиентских программ VPN-сервисов.На этой волне появившийся в 2018 году Surfshark VPN начал быстро набирать популярность, и на сегодняшний день разработчики считают его наиболее интенсивно растущим платным VPN-сервисом в мире: за два года количество пользователей успело превысить миллион. Официальные презентации сервиса вызывают интерес: вендор обещает высокие скорости соединения, гарантию анонимности и немалое количество дополнительных функций за скромную цену. Функциональные возможности Surfshark VPNОсновная задача Surfshark VPN решается благодаря широкому спектру географических положений: пользователям доступна возможность подключаться из 61 страны через 1 040 серверов. Такой выбор помогает не только добиваться анонимности, но и пользоваться регионально ограниченными услугами — например, получать доступ к библиотеке Netflix, BBC iPlayer, Amazon Fire TV.Для повышенной безопасности решение предлагает воспользоваться функцией MultiHop — подключением к сети через два разных сервера. Многоуровневое туннелирование не только усложняет деанонимизацию, но и в некоторых случаях ускоряет подключение.Для сохранения скорости связи с проверенными ресурсами Surfshark VPN содержит функцию белых списков: пользователь может выбрать, какие приложения, сайты или IP-адреса будут обходить VPN.Кроме того, Surfshark способен решить проблему деанонимизации при разрывах связи: с помощью функции Kill Switch доступ к интернету автоматически отключается, если VPN-подключение прервётся.Ещё одно приятное дополнение — фильтр рекламы, блокировка трекеров и вредоносных скриптов с функцией CleanWeb. Тестирование Surfshark VPNЗапуск и настройкиДля регистрации аккаунта на сайте surfshark.com понадобится ввести только адрес электронной почты. Никаких дополнительных данных вендор не собирает — это большой «плюс» для тех, кто ценит приватность.Surfshark обладает простым интерфейсом. Главное окно, открывающееся при запуске, настроено для немедленной анонимизации: здесь присутствует всего одна яркая кнопка «Подключить», которая соединяет с ближайшим к пользователю или с самым быстрым на данный момент сервером. Рисунок 1. Запуск Surfshark VPN, главный экран  Здесь же будет сохраняться список последних подключений пользователя. Кроме того, из главного экрана можно перейти в режим Kill Switch, разрывающий незащищённое соединение с интернетом. Рисунок 2. Функция Kill Switch в Surfshark VPN  В разделе «Места» можно подключиться к одному из 1 040 серверов во всём мире. К сожалению, среди этого разнообразия нет возможности симулировать соединение из Китая — такая функция бывает полезной для тех, кто работает с этой страной из-за границы. Однако для работы внутри зоны «Великого файрволла» в Surfshark VPN есть функция NoBorder, позволяющая обходить такие ограничения.Также в интерфейсе есть индикатор ожидаемой скорости подключения, что очень удобно при выборе среди нескольких серверов в одной стране. Стоит отметить, что не все доступные серверы физически расположены в соответствующих странах: некоторые IP-адреса являются виртуальными, однако это — единичные случаи. Рисунок 3. География серверов в Surfshark VPN  Возможность получить статический IP-адрес, защищённый виртуальной частной сетью, очень порадует владельцев персональных серверов. Такая функция есть далеко не у всех VPN-сервисов и часто продаётся отдельно. Surfshark VPN предлагает на выбор несколько вариантов — в Германии, Японии, Нидерландах, Сингапуре, Великобритании или США. Рисунок 4. Доступные статические IP-адреса в Surfshark VPN  Сторонние тесты на анонимизацию подтверждают, что Surfshark VPN хорошо подменяет IP-адреса и передаёт координаты провайдера выбранного региона. Присвоенные сетевые идентификаторы в большинстве случаев не числятся в чёрных списках и принимаются сайтами как реальные данные пользователя. Системное время и язык браузера при этом не меняются, для полной анонимизации их нужно модифицировать вручную. Рисунок 5. Результаты проверки анонимности при подключении к украинскому серверу Surfshark VPN  Режим автозапуска Surfshark VPN имеет несколько полезных гибких настроек. Например, пользователь может создать список доверенных сетей, при сеансах связи из которых VPN не используется. Это позволит не задумываться о безопасности соединения, если часто приходится подключаться к интернету в общественных местах.В разделе дополнительных настроек можно составить белый список сайтов и приложений — при обращении к ним трафик будет идти напрямую, минуя VPN. Рисунок 6. Дополнительные настройки в Surfshark VPN  Разработчики уделили много внимания повышенной безопасности пользователя — это видно по ряду настроек и дополнительных функций. Так, Surfshark VPN может защитить от рекламы и следящих скриптов с функцией CleanWeb или предотвратить потенциальные атаки со стороны интернета вещей путём запрета входящих подключений других устройств локальной сети в режиме «Невидимка для устройств». Рисунок 7. Настройки протоколов в Surfshark VPN  Тестирование скоростиТестирование соединения показало, что Surfshark VPN почти не снижает скорость скачивания файлов, но отдача трафика заметно страдает. Рекомендованный приложением самый быстрый сервер находился в Москве и обеспечивал скорость в 25 Мбит/с входящего трафика и 9 Мбит/с исходящего. Рисунок 8. Результаты тестирования скорости подключения самого быстрого сервера Surfshark VPN  Интересны результаты серверов из других стран. Мы подключились к серверу в Орландо, США и проверили показатели. Скорость входящего соединения в среднем составила 14 Мбит/с (примерно 1,8 МБ/с), скорость отдачи трафика не превышала 7 Мбит/с (800 КБ/с) при средней скорости в 0,6 Мбит/с. Это подходит для веб-сёрфинга без заметных задержек. Рисунок 9. Результаты тестирования скорости подключения к американскому серверу Surfshark VPN  Функция MultiHop проводит туннель через две страны. Пользователю доступно около дюжины пар серверов. При использовании двойного туннеля можно не только повысить уровень безопасности, но и ускорить соединение. Рисунок 10. Функция двойного подключения MultiHop в Surfshark VPN  Мы попробовали соединиться с сервером в США через Австралию и сделали замеры скорости. Результаты действительно стали немного лучше — 16 Мбит/с входящего трафика и 1,3 Мбит/с исходящего. Пинг-тест при этом показал результаты вдвое хуже — задержка передачи пакетов составила 531 мс против 244 мс в классическом туннеле. Рисунок 11. Результаты тестирования скорости двойного подключения к американскому серверу в Surfshark VPN  Тестирование доступа к региональным ресурсамДалеко не все VPN-сервисы годятся для доступа к региональному контенту. Тот же Netflix системно борется с VPN-подключениями и отправляет IP-адреса в стоп-листы целыми диапазонами. Проверим, способны ли алгоритмы Surfshark VPN обходить защиту регионально ограниченных ресурсов.Обойти блокировки американских сервисов с помощью Surfshark VPN удалось. Так, Netflix свободно допускает пользователя к своим библиотекам при подключении через любой сервер в США. Рисунок 12. Доступ к ограниченному контенту Netflix через Surfshark VPN  В свою очередь, IP-адреса серверов в Великобритании на момент теста оказались в стоп-листах. И BBC iPlayer, и HBO GO распознали VPN и заблокировали соединение. Рисунок 13. Доступ к ограниченному контенту BBC через Surfshark VPN  Так или иначе с проблемами периодической блокировки IP-адресов приходится сталкиваться любому VPN-сервису, поэтому будем считать, что нам повезло оценить скорость решения проблемы во время теста. Техническая поддержка Surfshark VPN сработала быстро: уже на следующий день удалось получить свободный доступ к обоим сервисам через сервер в Манчестере. Рисунок 14. Доступ к ограниченному контенту HBO через Surfshark VPN  Сайты, заблокированные на территории России, этот VPN также успешно открывает. Требований по ограничению доступа на данный момент Surfshark VPN от Роскомнадзора не получал. Технические характеристики Surfshark VPNРазработчики постарались сделать интерфейс максимально удобным для кросс-платформенного использования, поэтому Surfshark VPN готов предложить подходящий вариант исполнения для почти любого типа устройств:агенты для Windows, macOS, Linux, Raspberry Pi;мобильные приложения для iOS и Android;плагины для браузеров Chrome и Firefox;приложения для Fire TV и Apple TV;Smart DNS — потоковая передача контента на устройствах, не поддерживающих VPN-приложения, например консолях Xbox и Playstation, ТВ-приставках.Шифрование в Surfshark VPN происходит по наиболее быстрому алгоритму AES-256-GCM. Это — не уникальное преимущество, поскольку такой алгоритм стал стандартом качества хороших VPN-сервисов, но факт его применения можно считать достоинством.Для подключения Surfshark VPN по умолчанию использует протокол IKEv2, но вручную можно выбрать и другие варианты, такие как OpenVPN (TCP / UDP) или Shadowsocks. Ценовая политикаПри выборе тарифного плана Surfshark VPN стоит обращать внимание на скидки и акции. Так, на момент написания обзора можно абонировать сервис за два доллара США при подписке на два года вперёд, что является одним из наиболее выгодных предложений на рынке. Самое важное — то, что в стоимость подписки входит неограниченное количество подключений с любых поддерживаемых устройств. Таким образом, один аккаунт защитит и мобильный телефон, и рабочий ноутбук, и ТВ-приставку, и домашний сервер. Рисунок 15. Тарифная политика Surfshark VPN  Для пользователей iOS, macOS и Android доступна бесплатная пробная версия приложения Surfshark VPN на 7 дней. Для других платформ пробных версий не предусмотрено, но есть гарантия возврата денег в течение 30 дней, если приложение не понравилось. Безопасность и хранение данныхШтаб-квартира Surfshark LTD зарегистрирована на Британских Виргинских островах — в популярном офшоре, оберегающем приватность своих резидентов. Здесь нет требований по хранению информации о пользователях, что и зафиксировано в политике конфиденциальности Surfshark VPN.Surfshark LTD не собирает никаких сведений о действиях своих подписчиков: IP-адреса, история просмотров, информация о сеансе, используемая пропускная способность, метки времени подключения, сетевой трафик и другие подобные данные нигде не сохраняются. Для регистрации аккаунта требуется минимально необходимая информация — адрес электронной почты и основные платёжные данные (сумма платежа, валюта, дата оплаты и история заказов). Оплатить сервис Surfshark VPN можно и анонимно, с использованием криптовалют.Несмотря на то, что данных о пользователе у вендора практически нет, Surfshark LTD публикует отчёты по принципу «свидетельства канарейки». «Свидетельство канарейки» — способ обхода запретов на разглашение информации об изъятии данных пользователей. Такие отчёты выпускаются постольку, поскольку компания не получает никаких судебных и правительственных постановлений, и прекращают публиковаться в случае изъятия сведений. ВыводыПри неплохих показателях скорости разработчики Surfshark VPN добавили полезные дополнительные функции для повышения удобства пользования продуктом: белые списки сайтов и сетей подключения, разрыв связи при потере VPN-соединения, двойное туннелирование, присвоение статических IP-адресов и многое другое.Хотя количество доступных серверов здесь — не самое большое, географии подключений уже сейчас достаточно для реализации любого сценария использования VPN.Заметными достоинствами являются поддержка торрент-протоколов и отсутствие ограничений по объёму трафика. Поскольку во многих странах распространение торрентов запрещено, Surfshark VPN будет удобен для использования за рубежом.Удачным решением стали неограниченные одновременные подключения. Это позволяет использовать Surfshark как универсальный VPN-шлюз на мобильных устройствах, компьютерах и локальных устройствах. Скачать Surfshark VPN можно по этой ссылке.Преимущества:Широкий спектр вариантов подключения — более 1 000 серверов в 61 стране.Простые процессы установки и управления, возможность автоматического поиска самого быстрого сервера.Отсутствие практики сохранения журналов пользовательской активности.Кросс-платформенность, адаптированность к разным типам настольной и мобильной техники.Неограниченное количество одновременно подключаемых устройств.Поддержка торрент-протоколов.Белые списки сайтов и сетей подключения для гибкой настройки.Доступ к Netflix, Hulu, BBC iPlayer, Sky TV, HBO GO, YouTube, ESPN и другим регионально ограниченным ресурсам.Недостатки:Нет пробной версии для пользователей Windows.Небольшое количество точек подключения в Азии, отсутствие сервера в Китае.Высокая стоимость при ежемесячной оплате. Читать далее
    • Ego Dekker
      Антивирусы были обновлены до версии 13.1.21.
×