Перейти к содержанию
Николай Терещенко

Политика антивирусной безопасности предприятия.

Recommended Posts

Николай Терещенко

Давайте поговори о документах, которые должны регламентировать антивирусную безопасность на предприятии.

Многие спросят, а зачем они нужны, поставил антивирус, настроил его и все ок ... ? Но, скорее всего это будет вопрос от того, кто не управлял и не контролировал антивирусную защиту предприятия, с количеством сотрудников - начиная с нескольких десятков.

Именно наличие данных документов решает довольно большой объем проблем связанных с ответственностью сотрудников, администраторов, да и в целом повышается управляемость системой и снижается время реакции на какие-либо инциденты.

Для начала опишу свое видение документов, которые должны обязательно присутствовать:

1. Политика антивирусной безопасности.

2. Регламент антивирусного контроля.

3. Инструкция администратора.

4. Инструкция пользователя.

Теперь, чуть подробнее о каждом из этих документов.

Политика антивирусной безопасности - высокоуровневый документ, который прописывает стандарт компании в этой области. Описывает принципы и порядок функционирования системы антивирусной защиты. Определяет ответственность каждого из участников системы, определяет объекты, подлежащие защиты.

Регламент антивирусного контроля - Документ описывает действия администратора системы в штатных и не штатных ситуациях. Представляет собой краткую инструкцию администратора, типовые пункты для данного документа:

- ...

- Периодические действия

-- Мониторинг в реальном времени

-- Ежедневные действия

-- Еженедельные действия

-- ...

- Действия во внештатных ситуациях

- Различные порядки внесения изменений (настройки, защищаемых объектов и т.п.)

- ...

Инструкции администратора - техническая детализация действий администратора, например, в регламенте есть пункт об обязательном ежедневном контроле актуальности антивирусных баз, а в инструкции прописывается, как и где это посмотреть (с технической точки зрения).

Т.е. Регламент - это настольный документ администратора, а Инструкции - это документ, к которому администратор обращается, если не знает, как точно это действие выполняется. В том числе этот документ полезен, если роль администратора системы переходит к другому сотруднику.

Инструкция пользователя - данный документ доносит до пользователя его зону ответственности. Очень важно понимать (как показывает практика), что документ более 3 страниц никто читать не будет. Лучше если его объем будет две страницы.

На мой взгляд, именно такое сочетание документов позволяют организовать наиболее адекватную антивирусную защиту на предприятии. Снизить риск, связанный с человеческим фактором – при наличии подобных документов уменьшается время принятия решения во внештатной ситуации, контроль системой можно достаточно быстро передать другому техническому специалисту, без снижения работоспособности самой системы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot

А как на счет положении об антивирусном контроле?

Такой документ вроде должен в предложенной структуре быть между регламентом и инструкциями. Суть его представить информацию регламента более кратко, дать сжатый набор правил, обязанностей и прав сотрудников компании.

Еще хотелось бы уточнить, для компаний какого размера необходима такая регламентация этого комплекса?

На мой взгляд, для сегмента СМБ (средний и малый бизнес) такой набор документво может быть излишним и может быть сильно сокращен.

И еще один момент, на котором я хотел бы сразу акцентировать внимание: часто бывает что на бумаге написано одно, все с этим согласны, но на деле совсем другое. Каким образом и кто в организации должен проверять соответствие реальности написанному в регламентирующих документах (по сути это аудит комплекса безопасности)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
VladB

Документ безусловно нужен. Как бывший нач. подразделения ИБ не маленькой фирмы скажу, что если пользователь не расписался за такую инструкцию, а потом взял и отключил антивирус, то... ничего вы ему сделать не можете.

Для малого бизнеса конечно документов может быть и меньше, однако они должны быть безусловно. Если нужно - готов поделиться опытом их создания

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Орешин
Документ безусловно нужен. Как бывший нач. подразделения ИБ не маленькой фирмы скажу, что если пользователь не расписался за такую инструкцию, а потом взял и отключил антивирус, то... ничего вы ему сделать не можете.

А что это за странный антивирус, который пользователь может взять.... И отключить ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Николай Терещенко
Документ безусловно нужен. Как бывший нач. подразделения ИБ не маленькой фирмы скажу, что если пользователь не расписался за такую инструкцию, а потом взял и отключил антивирус, то... ничего вы ему сделать не можете.

А что это за странный антивирус, который пользователь может взять.... И отключить ?

Это не странный антивирус... Безусловно, у ряда пользователей в организации есть административные права на рабочую станцию - все беды именно отсюда. Как говорится, на какие хитрости не иди, локальный администратор в любом случае может сделать что угодно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Николай Терещенко

2 admin:

На самом деле как называется документ не важно, важно его содержание и что бы тот, кто его должен использовать знал о его существовании.

А документы делятся на следующие:

1. Документ - Как у нас все организовано на предприятии, кто за что отвечает и т.п.

2. Документ - Что необходимо выполнять, что бы система антивирусной защиты функционировала на 100%.

3. Документ - Где и как с технической точки зрения это выполняется (техническое описание к документу 2, с детализацией по конкретной сети).

Для пользователей создается отдельная инструкция (некая выжимка на 2 страницы), что бы лишний раз их не грузить чтением ненужных им документов. Самое главное - они должны понимали, куда и кому надо звонить в экстренных случаях.

Конечно, можно отказаться от документа № 3, а прописать часть необходимой информации (по конкретной сети) в документе № 2 и сделать ссылки на документацию к самим продуктам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot

Допустим все документы готовы, все подписано, согласовано и т.д. Ответственные лица отчитались о проделанной работе. Пошли обычные будни и часто бывает что на бумаге написано одно, все с этим согласны, но на деле совсем другое.

Каким образом и кто в организации должен проверять соответствие реальности написанному в регламентирующих документах (по сути это аудит комплекса безопасности)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Serge
Каким образом и кто в организации должен проверять соответствие реальности написанному в регламентирующих документах (по сути это аудит комплекса безопасности)?

Составляется

1) перечень регламентных работ Службы ИТ (ИТ отдела, сисадмина и т.д.), где есть такая работа "Контроль системы антивирусной безопасности", периодичность, трудоемкость..

2) журнал или отчет о проделанной работе за месяц

3) инструкция системного администратора (если надо)

Этих документов достаточно, чтобы закрепить ответственность за данную работу за сисадмином.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Serge
Давайте поговори о документах, которые должны регламентировать антивирусную безопасность на предприятии.

Насчет больших предприятий ничего сказать не могу..

Для компаний 50, 100, 200 человек

1) Техническая политика не нужна.

2) Организационно одного регламента (например ИБ и т.п.) где в числе прочего есть глава про антивирусную защиту вполне достаточно. Хотя это больше фича и показатель активности ИТшников

3) Ну а инструкции пользователям, подкрепленные административными мерами это вообще мечта (такого не бывает). Они даже если и есть никакой ответственности не подразумевают, хотя вероятно заставляют немножко думать

Видимо риски в финансовом выражении для небольших компаний небольшие, чтобы проводить серьезную административную работу :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Николай Терещенко
Каким образом и кто в организации должен проверять соответствие реальности написанному в регламентирующих документах (по сути это аудит комплекса безопасности)?

А вот тут, как мне кажется, наиболее удачным вариантом будет передать ответственность за контроль выполнения утвержденных документов (именно по этой системе) Отделу ИБ.

Т.е. системные администраторы устанавливают, настраивают и т.п. саму систему, а отдел ИБ контролирует как они это делают в соответствии с утвержденными документами.

Для компаний 50, 100, 200 человек

1) Техническая политика не нужна.

Что подразумевается под технической политикой?

3) Ну а инструкции пользователям, подкрепленные административными мерами это вообще мечта (такого не бывает). Они даже если и есть никакой ответственности не подразумевают, хотя вероятно заставляют немножко думать.

Без инструкций пользователя, подкрепленными административными мерами - никуда ... Это небольшой документ, 2 страницы максимум. За ознакомление с данным документом и подтверждением, что я - такой-то, такой-то обязуюсь выполнять все его требования - пользователь расписывается в неком журнале учета... Просто в конечном итоге, когда что-то случится, ответственность ляжет на администратора системы.

А как показывает практика, обеспечение ИБ на предприятии - это процесс, в который вовлечены все сотрудники от уборщицы, до генерального ... (Конечно я не предлагаю писать инструкции для уборщиц ... ;-) )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot

Каким образом и кто в организации должен проверять соответствие реальности написанному в регламентирующих документах (по сути это аудит комплекса безопасности)?

Составляется

1) перечень регламентных работ Службы ИТ (ИТ отдела, сисадмина и т.д.), где есть такая работа "Контроль системы антивирусной безопасности", периодичность, трудоемкость..

2) журнал или отчет о проделанной работе за месяц

3) инструкция системного администратора (если надо)

Этих документов достаточно, чтобы закрепить ответственность за данную работу за сисадмином.

Я интересовался кто будет проверять регламнтые работы, журналы и сообще соответсвие реалий документам? Контрольный орган?

Нельзя же люди сами себя проверяли ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
VladB

Каким образом и кто в организации должен проверять соответствие реальности написанному в регламентирующих документах (по сути это аудит комплекса безопасности)?

Составляется

1) перечень регламентных работ Службы ИТ (ИТ отдела, сисадмина и т.д.), где есть такая работа "Контроль системы антивирусной безопасности", периодичность, трудоемкость..

2) журнал или отчет о проделанной работе за месяц

3) инструкция системного администратора (если надо)

Этих документов достаточно, чтобы закрепить ответственность за данную работу за сисадмином.

Я интересовался кто будет проверять регламнтые работы, журналы и сообще соответсвие реалий документам? Контрольный орган?

Нельзя же люди сами себя проверяли ...

В некоторых больших организациях существует отдел аудита. Это их работа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Serge
Я интересовался кто будет проверять регламнтые работы, журналы и сообще соответсвие реалий документам? Контрольный орган?

Нельзя же люди сами себя проверяли ...

В небольших организациях кроме ИТ отдела никто вирусней заниматься не будет..

Может начальник ИТ отдела проверять.

Опять таки никто не делает аудит работы уборщицы - если грязно это видно..

Комп тормозит - проблема ИТ отдела, а что это вирусы или еще что пусть сами разбираются..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
VladB
В небольших организациях кроме ИТ отдела никто вирусней заниматься не будет..

Может начальник ИТ отдела проверять.

Опять таки никто не делает аудит работы уборщицы - если грязно это видно..

Комп тормозит - проблема ИТ отдела, а что это вирусы или еще что пусть сами разбираются..

На самом деле то пблема не отдела ИТ, а отдела ИБ, но это так, детали!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot
В небольших организациях кроме ИТ отдела никто вирусней заниматься не будет..

Может начальник ИТ отдела проверять.

Опять таки никто не делает аудит работы уборщицы - если грязно это видно..

Комп тормозит - проблема ИТ отдела, а что это вирусы или еще что пусть сами разбираются..

В небольших компаниях - да, а в более крупных - должен кто-то проверять.

Пример, ген. директор разрататывая стратегию предприятия не знает есть или были у него вирусы на компе. Он знает что процесс регламентирован, инструкции написано, все вроде как в норме.

Статистикой по вирусных инцидентам, эпидеямиям, сбоям и т.д. владеет начальник отдела безопасности.

В моем понимании он должен в срок, ежемечно, может даже чаще отчитываться по обстановке. Используя средства централизованного администрирования, сгенерить отчет можно за пару минут, уже с графиками и прочими аксессуарами :-) Этот отчет должен ложиться на стол руководителя, учтываться при расчете рисков, планировоании бюджета и т.д.

Кроме этого, регулярно этот же руководитель должен проверять соответствие реалий описанному в регламенте и инструкциях. Если что-то не так - назазывать и испралять ситуцацию.

Какой сисадмин в здравом уме сам будет подавать инфу о вирусной эпидении руководству, тем более если в этом его вина (на обновились по какой-то причине вовремя базы скажем) ? Он ее умолчил, а то что важная инфа уже ушла на лево руководство не будет знать, продолжая реализовывать планы, которые уже известны конкурентам. Так можно фирму уронить на раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
А что это за странный антивирус, который пользователь может взять.... И отключить ?

На мой взгляд, это принципиальный момент. Нельзя функциональность конкретного продукта делать де-факто пунктами политики, в том смысле, что если продукт не позволяет нарушить некий пункт, значит его можно опустить. Это не верно. На мой взгляд правильная формулировка --- "администратор оставляет за собой право внедрять средства автоматического контроля за политикой".

Пример: Можно запретить загружать из Интернета исполняемые файлы. Независимо можно на шлюзе поставить блокировку загрузки EXE-файлов, но это не будет означать, что всем, кому удалось обойти блокировку, можно качать все что угодно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • Dmitrius
      Арбитражный управляющий Каждый может оказаться в такой ситуации, когда требуется профессиональная и своевременная поддержка юриста. Если и вы вынуждены стать банкротом и оформить это по закону, то необходимо обратиться за такой услугой в центр банкротства. В компании работают квалифицированные специалисты с большим опытом, а в их багаже большое количество успешно завершенных дел. Именно поэтому вы сможете надеяться на отличный результат. Важно учесть тот момент, что специалисты детально изучают вопрос для того, чтобы подробно рассмотреть вопрос, после чего выявить возможности благоприятного результата. Списать долги Волгоград (Списание кредитов) получится по закону. Нет необходимости в том, чтобы переживать за процесс. Так специалисту удастся списать те долги, которые вы не в силах выплатить. Увы, но этот процесс может занять несколько месяцев, к тому же он не бесплатный. Банкротство физических лиц в Волгограде ведет компетентный сотрудник – он добросовестно и ответственно подойдет к решению вопроса. Он будет защищать интересы клиента, руководствуясь Конституцией. Юрист по банкротству займется оформлением документов и заявления, подготовит все факты в пользу того, чтобы объявить вас неплатежеспособным. Опыт сотрудников позволяет браться за дела различной сложности. Арбитражный управляющий Волгоград поможет вам избавиться от долгов. Что касается расценок, то на них влияют самые разные факторы, включая расходы на законодательном уровне. Подписывается договор на указание услуг – в нем указываются обязанности каждой стороны, набор услуг. Юрист рассмотрит все аспекты вашего дела. Важным моментом является то, что все ваши долги будут списаны в полном объеме при положительном исходе дела. Специалист использует все ресурсы, которые потребуются для того, чтобы получить положительный результат.
    • Dmitrius
      Септик в Москве и Московской области Компания долгое время и на выгодных условиях оказывает услуги, связанные со строительством автономной канализации в Москве и области. Если Вам необходима выгребная яма – ознакомьтесь с интересующей информацией на официальном портале. Автономная канализация, организованная на дачном участке, положительно влияет на уровень комфорта. Несмотря на то, планируется ли круглый год проживать на участке или только летом, вы почувствуете удобство. Цену на ее установку вы сможете узнать на сайте. Компания длительное время работает в данной сфере, а потому предлагает только выгодные условия, доступные цены, а сами работы выполняются быстро, аккуратно и в наиболее комфортное время. Она наладила сотрудничество с проверенными и надежными поставщиками оборудования. Специалисты создадут высокотехнологичную и работающую систему под ключ. В работе используются только надежные, качественные материалы, выполняются технологические условия. Если говорить о ценах, то они остаются на среднем уровне, а потому воспользоваться услугой смогут все, кто хочет. Кольцевой накопитель отлично подходит для сбора сточных вод при условии, что в доме на постоянной основе проживают до 7 человек. Все работы будут выполнены в минимальные сроки и тогда, когда это удобно именно вам. С собой будут все необходимые инструменты, а также материалы. Сотрудники осуществят установку и выполнят все нужные работы. При появлении вопросов задайте их сотрудникам, которые все пояснят, а также определят общую стоимость работ. Специалисты выполнят все необходимые работы, несмотря на время года. Отсутствуют дополнительные наценки, переплаты, только прозрачные условия сотрудничества.
    • Ramonsmaps
      Over the years of independence, the institute has trained more than 13000 physicians (including 800 clinical interns, 1116 masters, 200 postgraduates and 20 doctoral students) in various directions.

      870 staff work at the institute at present,[when?] including 525 professorial-teaching staff in 55 departments, 34 of them are Doctors of science and 132 candidates of science. 4 staff members of the professorial-teaching staff of the institute are Honoured Workers of Science of the Republic of Uzbekistan, 3 – are members of New-York and 2 – members of Russian Academy of Pedagogical Science.

      The institute has been training medical staff on the following faculties and directions: Therapeutic, Pediatric, Dentistry, Professional Education, Preventive Medicine, Pharmacy, High Nursing Affair and Physicians’ Advanced Training. At present[when?] 3110 students have been studying at the institute (1331 at the Therapeutic faculty, 1009 at the Pediatric, 358 at the Dentistry, 175 students at the Professional Education Direction, 49 at the faculty of Pharmacy, 71 at the Direction of Preventive Medicine, 117 ones study at the Direction of High Nursing Affair).

      Today graduates of the institute are trained in the following directions of master's degree: obstetrics and gynecology, therapy (with its directions), otorhinolaryngology, cardiology, ophthalmology, infectious diseases (with its directions), dermatovenereology, neurology, general oncology, morphology, surgery (with its directions), instrumental and functional diagnostic methods (with its directions), neurosurgery, public health and public health services (with its directions), urology, narcology, traumatology and orthopedics, forensic medical examination, pediatrics (with its directions), pediatric surgery, pediatric anesthesiology and intensive care, children's cardiology and rheumatology, pediatric neurology, neonatology, sports medicine.

      The clinic of the institute numbers 700 seats and equipped with modern diagnostic and treating instrumentations: MRT, MSCT, Scanning USI, Laparoscopic Center and others.

      There are all opportunities to carry out sophisticated educational process and research work at the institute.

      Source:
      https://adti.uz/magistratura/
      medical institutes of uzbekistan

      Tags:
      medical institutes of uzbekistan
      regional scientific medical library
      electronic library of a medical student
      electronic medical library official website
    • Dmitrius
      Сервис подбора и сравнение кредитов Случается так, что деньги нужны срочно. Поэтому если у вас нет накоплений, рациональней всего обратиться за помощью на этот сайт, где собраны надежные, проверенные банки, которым точно можно доверять. Учреждения подготовили лучшие предложения, которые только возможны. На этом сайте есть возможность подобрать кредит, а также оформить займ либо взять деньги на приобретение автомобиля. И самое главное, что все это на наиболее выгодных для вас условиях. Автокредит Казахстан проценты - это шанс купить все, что нужно, не отказывая себе в покупке. Все банковские продукты различаются требованиями, условиями выдачи, а потому рекомендуется детально изучить условия договора и особенности выдачи денежных средств. Потребительский кредит оформить (рассчитать) в Алматы получится в данный момент. На этом сайте вы сможете не только подобрать подходящий вариант, но и сравнить имеющиеся. Затем следует определиться с тем, в какой банк обратиться за материальной поддержкой. Составить заявку на выдачу средств можно в режиме реального времени. Кредит наличными заявка онлайн выдается в течение часа наиболее комфортным для вас способом. На портале опубликован список всех доступных предложений, имеется необходимая информация о каждом банке и кредитах. Выберете самую низкую процентную ставку, а также сумму и сроки, на которые планируете занять сумму. Все максимально просто, быстро и понятно. Ипотека проценты Казахстан (ипотека Казахстан) - это отличная возможность решить свои жилищные проблемы. Важно помнить о том, что лишь надежные компании с огромным опытом готовы предложить приемлемые условия. Выберете подходящий для себя банковский продукт, чтобы поправить материальное положение.
    • Dmitrius
      Интернет магазин автозапчастей  Интернет-магазин «AUTOSHOP» реализует внушительный выбор деталей на автомобили - их можно подобрать не только по наименованию, но и артикулу и другим параметрам. Имеются разные запчасти на любые автомобили самых разных марок и моделей - вы сможете их найти в один клик. Запчасти находятся на складе - это дает возможность осуществить быструю транспортировку. Сотрудничество исключительно с надежными, проверенными поставщиками, которые работают на совесть и предлагают продукцию безупречного качества и с длительными эксплуатационными сроками. Автозапчасти интернет магазин для иномарок рекомендует ознакомиться с полным ассортиментом – он даст возможность подобрать вариант с учетом обозначенных требований. Перед тем, как осуществить приобретение, необходимо детально изучить технические аспекты, ведь именно они влияют на сроки эксплуатации и внешний вид авто. Но если вам требуется помощь специалиста, то вы всегда можете воспользоваться профессиональной консультацией. Автозапчасти для иномарок Курск вы обязательно подберете для любой машины, несмотря на год производства. Изучите справочник автотоваров, каталог, а также новости, представленные на данную тематику - информация поможет принять правильное решение. Сотрудники интернет-магазина быстро реагируют на появление новых деталей в европейских магазинах для того, чтобы в ближайшее время пополнить ими свой ассортимент. Это даст возможность быстро среагировать за изменяющуюся ситуацию. Каталог автозапчастей Курск содержит огромный перечень деталей. Они созданы в соответствии с самыми высокими стандартами, нормами, требованиями. Администрация проверяет запчасти на соответствие заданным характеристикам, поэтому в продажу попадает только та продукция, которая имеет сопроводительную документацию, сертификаты. На продукцию есть гарантии, подтверждающие безупречное качество, оригинальность.
×