Перейти к содержанию
AM_Bot

Критерии оценки антивирусов

Recommended Posts

AM_Bot

Друзья, постоянно приходится слышать и читать в различных форумах о критериях оценки антивирусов, что тут только не приводится в качестве параметром ...

Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

В идеале посмотрев это должны бытьтакие критерии, чтобы простой пользователь посмотрев результат оценки (цифры по шкале) понял, подходящий это для него продукт или нет, стоит ли его покупать/ставить и т.д.

Понимаю, задача сложная, но решать ее надо (рассчитываю на вашу помощь). Для начала предлагаю выработать такие криетрии для персональных продуктов. :)

Вот какой список поучился у меня:

1. Эффективность работы (качество проверки)

2. Функциональность

3. Скорость работы

4. Требования к ресурсам

5. Надежность работы

6. Интерфейс и настройки

7. Простота использования

8. Цена

Пункты 6 и 7 являются взаимозаменяющими по сути, нужны сразу два, потому как некоторым юзерам важны настройки, а другим простота работы и оба подхода имеют право на жизнь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
VladB
Друзья, постоянно приходится слышать и читать в различных форумах о критериях оценки антивирусов, что тут только не приводится в качестве параметром ...

Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

В идеале посмотрев это должны бытьтакие критерии, чтобы простой пользователь посмотрев результат оценки (цифры по шкале) понял, подходящий это для него продукт или нет, стоит ли его покупать/ставить и т.д.

Понимаю, задача сложная, но решать ее надо (рассчитываю на вашу помощь). Для начала предлагаю выработать такие криетрии для персональных продуктов. :)

Вот какой список поучился у меня:

1. Эффективность работы (качество проверки)

2. Функциональность

3. Скорость работы

4. Требования к ресурсам

5. Надежность работы

6. Интерфейс и настройки

7. Простота использования

8. Цена

Пункты 6 и 7 являются взаимозаменяющими по сути, нужны сразу два, потому как некоторым юзерам важны настройки, а другим простота работы и оба подхода имеют право на жизнь.

Я бы еще добавил наличие и простота общения со службой тех поддержки в том или ином регионе, так как что толку мне (в Киеве) от наличия тех поддержки в США?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Николай Терещенко
Я бы еще добавил наличие и простота общения со службой тех поддержки в том или ином регионе, так как что толку мне (в Киеве) от наличия тех поддержки в США?

Скорее не простота общения, а наличие локальной (местной) службы технической поддержки.

В этом плане компания TrendMicro сделал очень умный шаг. По партнерскому соглашению, первая линия технической поддержки оказывается самим партнером компании TrendMicro, продавшим ПО заказчику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot

На счет техподдержки я думал, тут могут бысть непонятки.

1. Как ее оценивать

2. Оценка техподдрежки будет предвзята изначально.

Поясню на примерах.

Возьмем две модели техподдержки ЛК и Тренд Микро. У первых она оказывается центральным офисом, у вторых - партнером, продавающим продукт. Какая из моделей них лучше? Для одних (персональщиков) - наверное первая, для корпораторов - скорее вторая.

Но может быть и наоборот в зависимости из личных предпочтений. Скажем не любит человек звонить по межгороду, хоть и на бесплатный номер, или в компании партнере не могут качественно решить его проблему.

Кто-то оказывает поддержку толкьо по e-mail, а другие по e-mail и телефону.

Кому то техподдержка Доктора Веба нравится, а другой будет считать ее хамской и оценит на 2-ку. :?

Можно это продолжать. Вот и получается сильно предвзято в случае эксперсной оценки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Николай Терещенко

Тем не менее, в сравнениях, наличие локально технической поддержки необходимо отмечать (как она организуется и т.п.). И пусть конечный клиент сам выбирает, что ему по душе ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
VladB
Тем не менее, в сравнениях, наличие локально технической поддержки необходимо отмечать (как она организуется и т.п.). И пусть конечный клиент сам выбирает, что ему по душе ...

согласен! А о хамской поддержке Др Веб не будем. Не хочу о грустном!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
Я бы еще добавил наличие и простота общения со службой тех поддержки в том или ином регионе, так как что толку мне (в Киеве) от наличия тех поддержки в США?

Мысль правильная, так как поддержки у разных вендоров могут быть разные, но есть продукты, которые можно, например, купить в Интернет-магазине в штатах и потом не иметь возможности получить консультацию по-русски в принципе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

Кто будет оценивать? Эксперт(ы) или голосованием?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot
Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

Кто будет оценивать? Эксперт(ы) или голосованием?

Возможна как эксперстная оценка, так и оценка пользователями в ходе голосования. Второй вариант требует детальной проработки, чтобы свести к минимуму различные спикуляции и искажение результатов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
Второй вариант требует детальной проработки, чтобы свести к минимуму различные спикуляции и искажение результатов.

Я именно этим и интересовался. Тогда все дело в формулировках вопросов:

1. Эффективность работы (качество проверки)

Вопрос: Сколько раз за последние пол года вы обнаруживали опасные файлы, которые не обнаруживал ваш антивирус?

2. Функциональность

Есть ли какие-то функции, которых вам не хватает в вашем продукте?

3. Скорость работы

Чуствуете ли вы замедление работы при включенном антивирусном мониторе?

4. Требования к ресурсам

Хватает ли аппаратной конфигурации вашего компьютера для работы с данным антивирусом?

5. Надежность работы

Сколько раз за последние пол года вы сталкивались со сбоями, которые "лечились" выгрузкой резидентного монитора?

6. Интерфейс и настройки

Понимаете ли вы смысл всех опций продукта?

7. Простота использования

Приходилось ли вам при использовании продукта обращатся в тех. поддержку или читать документацию?

8. Цена

Считаете ли вы, что продукт, который вы используете стоит потраченных на него денег? (укажите сумму)

Примечание: Это нулевое приближение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Прибочий Михаил

Все дело в формулировках вопросов

Именно в правильных критериях оценки!

На всех семинарах бывает такая картина: сидит противный человек и на все рассказы докладчика о новых предлагаемых его компанией сервисах/услугах/продуктах бормочет (или же во весь голос заявляет): "А вот у меня этого нет, и мне не надо, все и так работает. И нафига оно тогда нужно, глупости эти ваши?!". Считаю, что если уж браться за такую сложную тему как оценка эффективности работы продуктов, необходим не субъективно-личный (к чему мы скатимся, если мер не примем), а несколько более формальный подход.

В качестве "первого", а не "нулевого" приближения:

1. Эффективность работы (качество проверки)

Вопрос: Сколько раз за последние пол года вы обнаруживали опасные файлы, которые не обнаруживал ваш антивирус?

Замечание: шпионов на своей машине средний юзер или "так себе" админ не обнаружит. Да что там, сейчас вирус-червь-троянец стал недеструктивным на машине-носителе и непосвещенному не будет заметен. Определение методом опроса в данном случае гарантировано не может быть объективным.

2. Функциональность

Есть ли какие-то функции, которых вам не хватает в вашем продукте?

Та же ситуация. Когда угрозы неочевидны, недостаток функций может не ощущаться. Некоторые, вообще, на шлюз решений не предлагают. При этом красиво доказывают бесполезность подобного решения. И кто то верит.. Ау, есть среди нас поклоники Nod32?

3. Скорость работы

Чуствуете ли вы замедление работы при включенном антивирусном мониторе?

Предлагаю дополнить: "...при включении (и перечислить некий базовый минимальный набор) функций". Иначе самый распоследний тормоз-антивирус "со снятыми галочками" покажет неплохие результаты.

4. Требования к ресурсам

Хватает ли аппаратной конфигурации вашего компьютера для работы с данным антивирусом?

5. Надежность работы

Сколько раз за последние пол года вы сталкивались со сбоями, которые "лечились" выгрузкой резидентного монитора?

6. Интерфейс и настройки

Понимаете ли вы смысл всех опций продукта?

Будет ли кому то легче, если окажется, что кто-то недопонимает необходимость той или иной опции некоего вендора? Разъяснять непонятное - в том числе и для этого существют службы технической поддержки. Может, необходимо обсудить явно высососаные из пальца (бывают такие! или, может, я их недопонял?) опции?

7. Простота использования

Приходилось ли вам при использовании продукта обращатся в тех. поддержку или читать документацию?

Странно немного. Если продукт корпоративный, документацию к нему всегда неплохо было бы почитать. Может лучше так: Считаете ли Вы необходимым внешнее обучение данному продукту?

8. Цена

Считаете ли вы, что продукт, который вы используете стоит потраченных на него денег? (укажите сумму)

Может, поскольку все соглашаются, что ТСО важнее цены, введем доп. околоценовые критерии? Кол-во администраторов на 100 р/ст, затраты на администрирование (человеко-часов в месяц), стоимоть/необходимость/длительность обучения, возможность автоматизации типично ручных работ (остановка процессов запущенных вирусом, чистка реестра после заражения и пр.), возможность удаленного централизованного и пр. администрирования?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker

Может обратим одновременно внимание на антиспамовые решения..

Назовём спам текстовым вирусом (такое определения я прочитал на сайте касперского) и начнём оценивать по предложенным критериям..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker

О тех поддержке..

Был случай, столкнулся я с необходимостью в премиум саппорте (продуктов тренд микро)

Компания реселлер заявила, что такую поддержку оказывает центральный офис, у нас такой возможности нет..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot
О тех поддержке..

Был случай, столкнулся я с необходимостью в премиум саппорте (продуктов тренд микро)

Компания реселлер заявила, что такую поддержку оказывает центральный офис, у нас такой возможности нет..

Именно, так об этом говорилось в другой ветке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker

у нас кто-нибудь предоставляет премиум поддержку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
AM_Bot
у нас кто-нибудь предоставляет премиум поддержку?

Я так понял, что - нет. Михаил Кондрашин может прокоментировать точнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker

ну а если всё таки отвлечся от идеального продукта?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
у нас кто-нибудь предоставляет премиум поддержку?

Если "у нас" и "предоставляет" означает возможность получить в России, то да, но в настоящий момент от инженера из Германии или Филипин, то есть по-английски.

Если "предоставляет", означает "имеются прецеденты", то да. Мне как-то звонили из российского представительства одной французкой компании.

Если "кто-нибудь" означает российских интеграторов, то нет по определению Premium Support. С другой стороны многие партнеры Trend Micro представлют различные пакеты тех. поддержки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
ну а если всё таки отвлечся от идеального продукта?

Что вы называете Премиум-поддержкой? Для Trend Micro --- это вполне определенная позиция в прайс-листе и контракт, где зафиксировано время решения проблем, время реации на вирус, штраф за несоблюдение сроков и т.п.

Нужно собрать по больше представителей других вендоров в этом фруме, чтобы узнать , что из сервиса можно купить напрямую.

Что скажут те, кто уже присутствуют?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
broker

это определение дали мне представители тренд-микро

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
Все дело в формулировках вопросов

Именно в правильных критериях оценки!

На всех семинарах бывает такая картина: сидит противный человек и на все рассказы докладчика о новых предлагаемых его компанией сервисах/услугах/продуктах бормочет (или же во весь голос заявляет): "А вот у меня этого нет, и мне не надо, все и так работает. И нафига оно тогда нужно, глупости эти ваши?!".

Это на семинарах такой "товарисч" сильно мешает. В опросе его отдельное мнение "потонет".

Замечание: шпионов на своей машине средний юзер или "так себе" админ не обнаружит. Да что там, сейчас вирус-червь-троянец стал недеструктивным на машине-носителе и непосвещенному не будет заметен. Определение методом опроса в данном случае гарантировано не может быть объективным.

Нужно просто менять формулировку: Случалось ли так, что проверка вашего компьютера другим проудктом выявляля зараженность серьезным вирусом?

2. Функциональность

Есть ли какие-то функции, которых вам не хватает в вашем продукте?

Та же ситуация. Когда угрозы неочевидны, недостаток функций может не ощущаться.

Если не ощущаются, значит и не нужно. Не это ли правда последней инстанции? Но опять же можно сформулировать иначе:

О каких функциях других продуктов вы знаете, которые вам бы хотелось видеть в используемом у вас?

3. Скорость работы

Чуствуете ли вы замедление работы при включенном антивирусном мониторе?

Предлагаю дополнить: "...при включении (и перечислить некий базовый минимальный набор) функций". Иначе самый распоследний тормоз-антивирус "со снятыми галочками" покажет неплохие результаты.

Я предлагаю учесть это при общете результатов. То есть посмотреть что пишут про непойманые вирусы и что про быстродействие.

В принципе с замечанием я согласен, но сичтаю что это можно учесть в формулировке дополнительного вопроса:

Оптимизировали ли вы нстройку антивирусного монитора, или используете уонфигурацию по-умолчанию? Что вас сподвигло на переконфигурирование? (быстродействие?)

6. Интерфейс и настройки

Понимаете ли вы смысл всех опций продукта?

Будет ли кому то легче, если окажется, что кто-то недопонимает необходимость той или иной опции некоего вендора? Разъяснять непонятное - в том числе и для этого существют службы технической поддержки. Может, необходимо обсудить явно высососаные из пальца (бывают такие! или, может, я их недопонял?) опции?

Давайте дополним. Приходилось ли вам обращатся в тех. поддержку для выяснения смысла опций продукта? Успешно ли?

Лично меня интересует, насколько то, что у иностранных продуктов английский интерфейс вводит в заблуждение пользователей. С другой стороны, если все написано по-русски, насколько это облегчает жизнь.

7. Простота использования

Приходилось ли вам при использовании продукта обращатся в тех. поддержку или читать документацию?

Странно немного. Если продукт корпоративный, документацию к нему всегда неплохо было бы почитать. Может лучше так: Считаете ли Вы необходимым внешнее обучение данному продукту?

Я предлагаю букет вопросов:

1. Читали ли вы документацию?

2. Приходилсоь ли вам читать документацию для выяснения каких-либо аспектов продукта?

3. На каком языке вы читали документацию?

4. Насколько полно она написана?

Разумеется про обучение вопрос тоже имеет смысл.

8. Цена

Считаете ли вы, что продукт, который вы используете стоит потраченных на него денег? (укажите сумму)

Может, поскольку все соглашаются, что ТСО важнее цены, введем доп. околоценовые критерии? Кол-во администраторов на 100 р/ст, затраты на администрирование (человеко-часов в месяц), стоимоть/необходимость/длительность обучения, возможность автоматизации типично ручных работ (остановка процессов запущенных вирусом, чистка реестра после заражения и пр.), возможность удаленного централизованного и пр. администрирования?

Все это очень сложно.

Согласись, что цена продукта, это очень важный параметр, хотя не самый важный.

Лучше про TCO задать отдельные вопросы. Про зарплату администраторов, непосредственно занимающихся антивирусов. Про запрдату администраторов занимающихся частично антивирусом. "Частично" --- что бы в процентах.

Потом можно умножать количество указанных выше вирусных инцидентов на зарплаты и проводить прочую аналитику. Это делается в Excel очень просто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин

Я согласен, очень многое зависит от правильных формулировок, спросить одно и тоже можно по-разному.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Кондрашин
Я согласен, очень многое зависит от правильных формулировок, спросить одно и тоже можно по-разному.

Важно, чтобы результаты поддавались прозрачной, статистической интерпретации. Например, можно было бы найти корреляцию между характером ответов на определенный вопрос и количеством компьютеров в сети. Или оценить TCO умножив зарплаты на инциденты и прибавив стоимость лицензии. Разумеется со всякими коэффициентами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Важно, чтобы результаты поддавались прозрачной, статистической интерпретации. Например, можно было бы найти корреляцию между характером ответов на определенный вопрос и количеством компьютеров в сети. Или оценить TCO умножив зарплаты на инциденты и прибавив стоимость лицензии. Разумеется со всякими коэффициентами.

Конечно, иначе неинтересно вообще заморачиваться с этим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Компания «АВ Софт» является российским производителем средств обеспечения информационной безопасности, которые вендор разрабатывает с 2010 г. Портфель продуктов включает в себя систему защиты от целевых атак ATHENA, программный комплекс для имитации корпоративной инфраструктуры LOKI, антивирусный мультисканер OCTOPUS, корпоративный мессенджер BOND и другие продукты, уже зарекомендовавшие себя у российских заказчиков.    ВведениеПозиционирование вендора на рынкеСектор рынкаATHENALOKIOCTOPUSBONDCRIMLABNFIКатегории заказчиковНовые продуктыЗарубежные проектыГибкость и адаптация решенийПартнёрская сетьСертификацияПодведение итоговВыводыВведениеБренд «АВ Софт» придумал Антон Чухнов, основатель компании, имея скромное желание изменить индустрию информационной безопасности в России. Сердце потребителей планировалось пронзить стрелой чего-то нового и оригинального.В 2010 году системы на базе технологии «песочницы» обладали слабой гравитацией на рынке, многим идея казалась неперспективной и странной. Антон пришел от неё в восторг и объединил в первом прототипе системы ATHENA возможность анализировать поведение программного обеспечения с антивирусным мультисканером. Единство технологий принесло первый коммерческий успех, который стал отправной точкой для набора команды и развития продукта.В 2016–2019 гг. палитра предложений компании существенно увеличилась. В ней появились классы решений по маскировке операционных систем, защите мобильных устройств и мониторингу компрометации сетевых устройств. Каждое разработанное решение имеет свой стиль и концептуальное преподнесение. Система ATHENA стала флагманским продуктом и гибко адаптировалась под различные инфраструктурные пожелания заказчиков. Компания стала участником ассоциации АРПП «Отечественный софт», резидентом инновационного центра «Сколково», выиграла несколько конкурсов по инновациям в сфере ИТ и безопасности.В 2020 г. компания «АВ Софт» стала лауреатом гранта российского фонда РФРИТ по разработке системы ложных распределённых целей на базе технологии «deception». Новое решение позволит имитировать ИТ-инфраструктуру организации и заманивать злоумышленников в «ловушки», оберегая реальные устройства от кибератак. Система ATHENA была выбрана для участия в отечественном мультисканере (аналоге VirusTotal), который уже активно проходит тестирование. Также компании удалось развить партнёрскую сеть и реализовать ряд научно-технологических проектов.В команде есть всё необходимое для развития и роста: концентрация идей, потенциал для создания новых продуктов и самый важный бриллиант для любого вендора — доверие заказчиков.Позиционирование вендора на рынкеОбъективная оценка вендора на рынке играет важную роль для потребителей продуктов и услуг в области информационной безопасности. Управление рисками при выборе поставщика решений для защиты ИТ-инфраструктуры требует высоких профессиональных компетенций. Базовая оценка контрагента, выполняемая финансовым отделом, может упустить важные аспекты этой весьма наукоёмкой сферы.Можно выделить следующие направления анализа организаций, специализирующихся на разработке программного обеспечения и оказании услуг в области информационной безопасности:сектор рынка,категории заказчиков,создание новых продуктов,зарубежные проекты,гибкость и адаптация решений,партнёрская сеть,сертификация.Оценка всегда предполагает градацию её уровней, поэтому была разработана шкала присвоения веса по каждому параметру оценки. Таблица 1. Параметры оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию Сектор рынкаЗдесь важно учесть возможность не только начитаться маркетинговых материалов на сайте, но и получить пробную версию или возможность организации «пилота», который не потерпит крушение, что достоверно подтвердит наличие самих продуктов.У компании «АВ Софт» есть следующие направления решений:антивирусный мультисканер,песочница (sandbox),ловушки (deception),контроль сетевого взаимодействия устройств,криминалистический анализ,безопасная коммуникация.Разнообразие направлений продуктов в компании даёт представление о системном охвате рынка, развитии смежных компетенций у специалистов и потенциальной возможности построения сложных конструкций в ИТ-инфраструктуре.Пробные версии показывают возможности продуктов компании, о которых будет рассказано далее.ATHENAФлагманский продукт по защите от целенаправленных атак AVSOFT ATHENA SANDBOX с помощью методов поведенческого анализа и искусственного интеллекта способен проверять всю входящую в компанию информацию на наличие опасного и вредоносного содержимого.Внутри системы ATHENA присутствует множество инструментов проверки, которые можно разделить на два больших блока анализа: статический и динамический. Рисунок 1. Интерфейс системы ATHENA При прохождении файлом или веб-ссылкой статического вида анализа выполняется проверка контента на наличие известных сигнатур множеством локальных антивирусных ядер, синтаксическими анализаторами (парсерами) и искусственным интеллектом, а также осуществляется сбор информации по исследуемому объекту во внешних репутационных базах данных.При динамической проверке осуществляется анализ поведения файла в имитационной среде — «песочнице» (она может быть как виртуальной, так и физической), которая соответствует реальному рабочему месту пользователя или серверу компании. В ней происходят запуск файла, провоцирование его на вредоносные действия, сбор событий о его поведении и вынесение вердикта на основе результатов аналитического блока и поведенческих сигнатур, которые разработаны командой аналитиков «АВ Софт».Стоит отметить, что в системе ATHENA присутствует широкая линейка поддерживаемых в песочницах операционных систем, включающая отечественные ОС:Microsoft Windows;Linux:Astra Linux,RedOS,Alt Linux,Red Hat Enterprise Linux,Debian,Ubuntu,openSUSE,CentOS;Android.После завершения всех видов анализа система ATHENA отображает подробный отчёт. Рисунок 2. Отчёт по проверке в системе ATHENA Рисунок 3. Отчёт по проверке сетевого трафика в системе ATHENA Важно обращать внимание на современность и удобство интерфейсов систем, которые вы берёте попробовать. Сейчас уже вполне устойчиво сформировались общепризнанные требования и правила по эргономике, грамотному использованию цветовых палитр, а также интерактивным возможностям современного программного обеспечения. Если вы осознаёте, что интерфейс часто вводит вас в заблуждение или недоумение, т. е. вы не понимаете, куда нужно двигаться и что делать, и вместо службы доставки вкусного ужина пытаетесь дозвониться до службы поддержки вендора, то что-то идёт не так. Любое нарушение графическими интерфейсами устоявшихся сценариев поведения пользователей тормозит бизнес-процессы компании.LOKIПрограммный комплекс AVSOFT LOKI DECEPTION имитирует корпоративную инфраструктуру на базе технологии «deception» и позволяет виртуально моделировать на различном уровне любое устройство в организации, включая оборудование IoT и IIoT (контроллеры АСУ ТП). Рисунок 4. Интерфейс системы LOKI Имитация устройств осуществляется с помощью ловушек (honeypot) и песочниц (sandbox). На рабочих местах сотрудников и серверах разворачиваются приманки, которые ведут в ловушки и песочницы, уводя вектор атаки от реальных устройств.Использовать систему LOKI несложно, достаточно сделать 4 шага:Просканировать подсети для определения состава активных устройств.Система сама предложит ловушки к ним, можно будет просто согласиться с её выбором.Развернуть ловушки в выбранной подсети одной кнопкой.Скачать приманки на рабочие места и установить их. Рисунок 5. Панель статистики системы LOKI Сейчас линейка имитируемых устройств в системе LOKI уже включает в себя большой список типов и моделей, который активно пополняется: рабочие станции, серверы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, IP-телефоны, IP-камеры, принтеры и сканеры, PoS-терминалы, ЧПУ-станки. Рисунок 6. Карта сети ловушек и реальных устройств в системе LOKI При работе с программным продуктом не стоит забывать о простоте его использования, чтобы любой шаг был естественен и логично следовал из предыдущего. В системе LOKI есть эта особенность, хотя изначально концепция идеи может сформировать представление о чём-то громоздком и сложном. Конечно, комплексы, автоматизирующие процессы в информационной безопасности, имеют большие функциональные возможности, но продукт должен стараться исключать людей из процесса, выполняя по максимуму всё самостоятельно, т. к. человеческий фактор — это всегда риск.OCTOPUSСистема AVSOFT OCTOPUS MULTISCANNER — это антивирусный мультисканер, который может быстро обрабатывать большие объёмы трафика и подходит в том числе для небольших компаний за счёт невысокой стоимости.Внутри системы — больше 20-ти локальных антивирусных ядер, при желании можно добавить и больше. Помимо этого есть модули статического анализа файлов, модели на базе машинного обучения, интеграция с внешними репутационными сервисами.Можно отправить на проверку самые разнообразные типы файлов: исполняемые, офисные, скрипты, мобильные приложения, архивы, включая многотомные и закрытые паролем, и др. Рисунок 7. Страница проверки файлов в системе OCTOPUS При оценке любой современной системы важно учитывать скорость обработки данных; если вендор предлагает решить её только за счёт «железа», то это — порочная практика, т. к. она всегда ставит перед заказчиком вопрос о дополнительных затратах. Важно уточнять у вендора, как происходит обработка очередей и больших объёмов задач, чтобы подстраховать себя от незапланированных финансовых потоков во внешний мир.BONDAVSOFT BOND MESSENGER — мессенджер для безопасного корпоративного общения. Он позволяет управлять всей коммуникацией в компании через собственный сервер. После развёртывания мессенджера в инфраструктуре никто кроме уполномоченных администраторов из персонала заказчика не имеет доступа к серверу, включая самих разработчиков программы. Рисунок 8. Интерфейс мессенджера BOND Получение быстрого доступа к продукту, как в случае с мессенджером, который можно просто скачать и поставить, даёт возможность сразу оценить его характеристики и принять решение. Если приходится пройти сражение с драконом или спасти принцессу, чтобы получить «пилот» или пробный доступ, то стоит задуматься, стоит ли ввязываться в этот бой, поскольку так же сложно могут быть выстроены и другие процессы, связанные с поддержкой или инсталляцией в инфраструктуру.CRIMLABКриминалистическая лаборатория AVSOFT CRIMLAB ANALYTICS предоставляет инструменты для детального анализа файлов и разнообразной агрегации собранных данных: сравнение исследований, создание коллекций, формирование базы знаний и др. Решение актуально для центров мониторинга информационной безопасности (SOC) и компаний, которые хотят развить компетенции своих специалистов в данной области. Рисунок 9. Схема работы CRIMLAB Решение позволяет проводить детальный анализ содержимого любого типа файлов, изучать его поведение в виртуальных и физических песочницах, тонко индивидуализировать параметры среды исследования и добавлять инструменты исследований, а также осуществлять ретроспективный анализ. Рисунок 10. Подробный отчёт по файлу Возможность тонкой индивидуализации внутренних функций и настроек системы всегда говорит о её гибкости и адаптивности, это уже стало базовым качеством многих современных программных продуктов. Не стоит забывать, что осуществление индивидуализации не должно быть сложным или запутанным, т. к. это повышает риск ошибок, система должна запрещать пользователю выполнять заведомо некорректные настройки.NFIНебольшой программно-аппаратный комплекс AVSOFT NFI контролирует взаимодействие сетевых устройств с внешней сетью (интернетом). NFI представляет собой устройство, которое берёт в кольцо сетевые пакеты, работая на 3-м уровне модели OSI. Инспектор способен оперативно выявить и заблокировать компрометацию любого сетевого устройства и оповестить об этом службу безопасности. Рисунок 11. Схема работы AVSOFT NFI NFI имеет графический интерфейс, в котором можно задавать правила фильтрации и управлять устройством. Рисунок 12. Интерфейс программно-аппаратного устройства NFI Итак, компанией охвачены востребованные направления на рынке информационной безопасности и этих направлений больше 5-ти, что даёт основание присвоить ей 3 балла по принятой методике оценки.Категории заказчиковДля вендора большую роль играет получение опыта с разными категориями заказчиков. Все осознают, что государственные и коммерческие организации — это два больших разных «королевства» со своими требованиями и правилами. Непрерывная реконструкция и анализ многогранных кейсов с клиентами может помочь пересмотреть процесс реализации новых проектов. Заказы от коммерческих компаний преимущественно ориентированы на скорость и оптимизацию затрат, от государственных структур — на соблюдение требований регуляторов, а качество, конечно, интересует всех.Компания «АВ Софт» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками. Веер направлений деятельности клиентов включает в себя промышленность, транспорт, оказание услуг по безопасности и задачи связанные с обороной. Не присутствуют пока зарубежные заказчики, что позволяет поставить по методике оценки 2 балла.Новые продуктыОриентация на создание новых продуктов — обязательный талисман для всех, кто планирует расти. Сфера кибератак развивается со скоростью гепарда, поэтому вендорам важно не упускать шанса моделировать инструменты охоты, которых ни у кого нет или которым есть куда стремиться по уровню качества. Конкуренты всегда помогают в развитии, никогда не сидят спокойно и ждут возможности забрать себе кусочек того, что кто-то потерял, потому что отстал в развитии. Если компания постоянно генерирует новые идеи и не жалеет ресурсов на развитие новых продуктов, то это выделяет её с точки зрения планирования долгосрочной стратегии.Команда «АВ Софт» почти каждый год выпускает новый продукт, и основная концепция компании как таковая базируется на непрерывном выпуске новых продуктов. По методике можно присвоить ей 3 балла.Зарубежные проектыКогда вендор вращается только в своей домашней зоне, это не даёт ему возможности развиться до уровня международных конкурентов, и тем самым он обрекает себя на стагнацию, которая наступит рано или поздно. Очень важно стремиться расширять круг заказов за границами комфортного «стеклянного шара», адаптируя свои решения под требования заказчиков из других стран.Опыта зарубежных проектов компания «АВ Софт» пока не имела шанса получить, поэтому по методике ей ставим 0 баллов.Гибкость и адаптация решенийСпособность продуктов гибко трансформироваться не всегда удобна вендорам, потому что это влечёт за собой дополнительные ресурсы на поддержку и сопровождение. Но желания заказчиков никто не отменял, и пока они не удовлетворены — это всегда отличный повод для действия. Клиентоориентированный подход уже пронизывает все сферы рынка и требует покориться ему в том числе и от поставщиков решений по информационной безопасности.Индивидуализация продуктов компании «АВ Софт» возможна и является одним из обязательных условий работы с заказчиками, взятых на себя командой. Высокая адаптивность продуктов — это всегда отчасти и риск, но при должной оптимизации этого процесса он даёт гораздо больше, чем ограничения клиентов. Формируется совершенно иной уровень доверия, появляется возможность реализовать действительно полезные проекты. По методике мы можем поставить в данной категории 3 балла.Партнёрская сетьРазвитая партнёрская сеть свидетельствует о доверии и устойчивой позиции вендора на рынке. Если среди партнёров есть крупные интеграторы и дистрибьюторы, то это показывает, что компания получила признание у сильных игроков.У компании «АВ Софт» — больше 15-ти партнёров, что даёт основание выставить ей по методике ещё 3 балла.СертификацияПолучение сертификации — ювелирная работа, которая требует в первую очередь стабильности продуктов и чёткого их соответствия заявленным требованиям. При наличии лицензий можно сделать вывод о том, что присутствует баланс между разработкой новых функций и их устойчивым состоянием.Часть продуктов компании «АВ Софт» имеет сертификацию, остальные находятся в процессе её получения, поэтому в нашей финальной метрике мы можем выставить 2 балла.Подведение итоговВ итоговой таблице компания «АВ Софт» получает 16 баллов, что вполне неплохо, но значит, что есть куда стремиться. Цветом выделены баллы, которые компания получила в результате прохождения оценки в рамках настоящего материала. Таблица 2. Методика оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию ВыводыОценка вендора может быть адаптирована под потребности конкретной организации и особенности защиты её ИТ-инфраструктуры. Рекомендуется также выстраивать управление рисками в части поставки решений по информационной безопасности и методику оценки качества продуктов и услуг вендора. Читать далее
    • andery777
    • Guffy
    • andery777
      Только для 10? Как думаете с 7 совместима?
    • AM_Bot
      Продукт, известный сейчас как Ideco UTM, произошёл из Ideco ICS (Internet Control Server), первый выпуск которого состоялся в 2005 г. За 15 лет продукт поменял название, расширил список функциональных возможностей и стал называться Ideco UTM. В конце 2020 года состоялся релиз новой, 9-й версии; слоганом презентации стало «Дальше только космос». Рассмотрим, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей, 8-й версией.    ВведениеНовые возможности Ideco UTM 9Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейПреимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиКонцепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Принцип «всегда на связи»ВыводыВведениеIdeco UTM представляет собой шлюз безопасности типа Unified Threat Management (система единообразной обработки угроз) российского разработчика «Айдеко». Предыдущая, 8-я, версия этого шлюза рассматривалась на нашем сайте весьма подробно. Новая редакция продукта обладает широкими функциональными возможностями за счёт использования таких модулей и механизмов, как защита от несанкционированного доступа и внешних угроз (межсетевой экран, WAF, контроль приложений и другие), контроль доступа, контентная фильтрация, антивирусная проверка трафика, антиспам (на основе технологий «Лаборатории Касперского»), возможности работы в качестве VPN-, DNS-, DHCP- и даже почтового сервера.Исходя из перечисленных функций можно сказать, что Ideco UTM уже вышел за рамки привычного класса устройств для сетевой безопасности и представляет собой экосистему, работающую не только для организации и защиты сети, но также для частичного построения серверной инфраструктуры.За прошедшие 15 лет это решение стали использовать такие компании и ведомства, как Федеральная таможенная служба, холдинг «Вертолёты России», ArcelorMittal. В целом более 14 000 организаций используют в своих сетях решение Ideco UTM.Ещё одним преимуществом рассматриваемого решения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволяет использовать Ideco UTM 9 для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16 ноября 2015 г., а также в рамках программы импортозамещения, что важно в свете планируемого перевода субъектов КИИ на российские продукты.Новые возможности Ideco UTM 9Ideco UTM 9 основана на новейшем ядре Linux 5.11. В этой версии обновлены многие системные пакеты, увеличена производительность, включена поддержка новых платформ.Переработан веб-интерфейс администратора. Теперь он ещё удобнее с точки зрения структуры и работает быстрее, чем раньше. Рисунок 1. Интерфейс администратора Ideco UTM 9 Добавлена ролевая модель администраторов. Теперь благодаря ей доступ разделён на две категории: полный доступ и только чтение, что позволяет предоставлять его обучающимся или неопытным пользователям. Рисунок 2. Добавление учётной записи администратора Реализован раздельный доступ в консоль по SSH под логинами администраторов. Это позволяет настроить сети, из которых возможен доступ по SSH. Раньше была возможность подключаться только к веб-интерфейсу шлюза. Рисунок 3. Управление доступом по SSH В обновлённой версии шлюза безопасности добавлена установка пароля администратора при развёртывании сервера. Данная возможность исключает использование стандартных паролей и делает необходимой их ручную смену после установки продукта. Это позволяет избавиться от типичной проблемы использования нестойких и подверженных взлому паролей в привилегированных учётных записях.В межсетевой экран добавлены счётчики срабатывания правил, что позволяет эффективнее управлять правилами, удаляя или дорабатывая правила файрвола не имеющие срабатываний. Рисунок 4. Управление правилами файрвола В Ideco UTM 9 появился почтовый узел («релей») с возможностью работы в качестве полноценного почтового сервера с модулем антиспама от «Лаборатории Касперского». Рисунок 5. Основные настройки почтового релея Почтовый релей может подписывать исходящие письма DKIM-ключом, который используется почтовыми сервисами для идентификации и классификации электронной почты. Рисунок 6. Включение функции DKIM В продукте обновлён модуль системы предотвращения вторжений. Теперь он более эффективен в выявлении и предотвращении атак.Добавлена возможность отправки оповещений о событиях на сервере с помощью телеграм-бота. Рисунок 7. Настройка телеграм-бота Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейIdeco UTM — это программное решение, что весьма выгодно с точки зрения отсутствия необходимости покупать продукт вместе с аппаратной частью. Достаточно выделить соответствующие ресурсы из уже имеющихся. Несмотря на новые функции, появившиеся в версии 9, требования к аппаратному обеспечению не изменились по сравнению с 8-й версией. Таблица 1. Минимальные системные требования, предъявляемые Ideco UTM 9Минимальные системные требованияПримечаниеПлатформаОбязательна поддержка UEFI Гипервизор2-е поколение виртуальных машин HyperV (с отключённым SecurityBoot) ПроцессорIntel Pentium G / i3 / i5 / Xeon E3 / Xeon E5 с поддержкой инструкций SSE 4.2Требования могут варьироваться в зависимости от сетевой нагрузки и используемых сервисов, таких как контентная фильтрация, антивирусы и система предотвращения вторжений. Для работы системы требуется минимум два, лучше четыре ядра процессора.Объём оперативной памяти8 ГБ (16 ГБ при количестве пользователей более 75)Дисковая подсистемаЖёсткий диск (магнитный или SSD) объёмом 64 ГБ или больше с интерфейсом SATA, SAS либо совместимый аппаратный RAID. В случае использования почтового сервера — второй жёсткий диск.Не поддерживаются программные RAID-контроллеры (интегрированные в чипсет или материнскую плату). При использовании аппаратных RAID-контроллеров настоятельно рекомендуется использовать плату с установленным аккумулятором, иначе высока вероятность краха RAID-массива. Не поддерживаются диски объёмом выше 2 ТБ.Сетевые адаптерыДва сетевых адаптераРекомендуются сетевые адаптеры, основанные на чипсетах 3Com, Broadcom, Intel или Realtek со скоростью 100/1000 Mбит/с.ДополнительноМонитор, клавиатураДля установки и работы Ideco UTM не требуются предустановленная ОС и дополнительное программное обеспечение. Ideco UTM устанавливается на выделенный сервер с загрузочного компакт-диска или USB-накопителя, при этом автоматически создаётся файловая система и устанавливаются все необходимые компоненты. Ниже в таблице представлены несколько типов конфигураций, которые зависят от количества пользователей. Таблица 2. Минимальные характеристики сервера для Ideco UTM 9 в зависимости от количества пользователей в сетиКоличество пользователей2550–200200–50010002000Модель процессораIntel Pentium Gold G5400 или совместимыйIntel i3 8100 или совместимыйIntel i5, i7, Xeon E3 от 3 ГГц или совместимыйIntel Xeon E3, E5 или совместимыйIntel Xeon E5 или совместимый 8-ядерныйОбъём оперативной памяти4 ГБ (рекомендуется 8 ГБ)8 ГБ16 ГБ16 ГБ32 ГБДисковая подсистема64 ГБ64 ГБHDD 500 ГБ либо SSD 256 ГБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБСетевые адаптерыДва сетевых адаптера Преимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиIdeco UTM имеет немало особенностей и отличий. Как было сказано выше, это — программное решение, поддерживаемое всеми гипервизорами, без привязки к конкретным аппаратным платформам. Благодаря этому можно разворачивать продукт как на собственных мощностях, так и в облаке.Настройка шлюза упрощена за счёт большей автоматизации процесса. Рисунок 8. Настройка контроля приложений Время внедрения системы в организации минимизировано благодаря интеграции с Active Directory, SIEM, DLP-системами, а также предпродажной (presale) поддержке от производителя решения. Рисунок 9. Настройка интеграции с Active Directory Рисунок 10. Настройка отправки отчётов в SIEM Рисунок 11. Настройка интеграции Ideco UTM с сервисами ICAP (DLP, антивирусы и т. д.) В Ideco UTM есть все модули глубокого анализа трафика, как в классических UTM- / NGFW-решениях, что позволяет предотвращать многие атаки на корпоративные ресурсы компании-покупателя.Одна из концепций «Айдеко» — использование опенсорс-продуктов в совокупности со своими разработками. Компания не скрывает факта использования программ с открытым исходным кодом: ядра Linux, Suricata, Nginx, Squid и других. «Айдеко» дорабатывает их и делится этими доработками с сообществом. Собственные разработки «Айдеко» касаются создания правил для определения и предотвращения атак.Отметим усовершенствованную систему справки — рядом с каждым пунктом меню веб-интерфейса продукта есть иконка, нажав на которую администратор перейдёт к соответствующему пункту документации. Рисунок 12. Иконка вызова документации Рисунок 13. Переход в документацию Быстрые релизы и постоянное развитие продукта — принцип «agile» в действии. Также отдельного упоминания заслуживают мгновенные ответы техподдержки по различным каналам коммуникации.Давайте рассмотрим последние два принципа чуть подробнее.Концепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Компания «Айдеко» уделяет огромное внимание управлению изменениями своего продукта. С момента выхода 9-й версии в конце 2020 года выпущено уже 8 релизов. Средний интервал между ними составляет около 2 недель.Обновления касаются не только исправления выявленных ошибок, но и улучшения используемых модулей (например, в редакции от 19 марта обновлён модуль системы предотвращения вторжений Suricata до версии 6.0.2), а также ввода новой функциональности (в релизе от 5 февраля добавлены новые возможности, касающиеся учёта и отчётов по веб-трафику).Таким образом, компания заботится о том, чтобы решение было удобно для организаций и действительно работало так, как это нужно пользователям.Принцип «всегда на связи»Забота о клиентах проявляется не только в том, что компания регулярно обновляет свой продукт, но и в том, что она обеспечивает его поддержку и собирает обратную связь для выявления потребностей используя абсолютно разные каналы связи. Это — классическая почта и портал технической поддержки, многоканальный телефон, телеграм-бот и канал в Telegram, чат в веб-интерфейсе самого продукта. Также в чат и в телеграм-бот оперативно приходит информация о наличии новой версии Ideco UTM.ВыводыIdeco UTM 9 — это постоянно развивающееся отечественное решение, включившее в себя не только функциональную часть как таковую, но и современный подход к разработке и сопровождению продукта. С одной стороны, это IPS, межсетевой экран, почтовый релей и т. д., а с другой стороны — постоянная обратная связь с производителем решения, регулярные релизы и обновления.С каждой версией производитель всё больше заботится об администраторах с базовыми знаниями сетевых технологий, упрощая процесс настройки шлюза безопасности, структурируя веб-интерфейс и принудительно заставляя уходить от «пустых» паролей и паролей «по умолчанию», что важно для бюджетных организаций и компаний с маленьким штатом ИТ-сотрудников. Читать далее
×