AM_Bot

Критерии оценки антивирусов

В этой теме 24 сообщений

Друзья, постоянно приходится слышать и читать в различных форумах о критериях оценки антивирусов, что тут только не приводится в качестве параметром ...

Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

В идеале посмотрев это должны бытьтакие критерии, чтобы простой пользователь посмотрев результат оценки (цифры по шкале) понял, подходящий это для него продукт или нет, стоит ли его покупать/ставить и т.д.

Понимаю, задача сложная, но решать ее надо (рассчитываю на вашу помощь). Для начала предлагаю выработать такие криетрии для персональных продуктов. :)

Вот какой список поучился у меня:

1. Эффективность работы (качество проверки)

2. Функциональность

3. Скорость работы

4. Требования к ресурсам

5. Надежность работы

6. Интерфейс и настройки

7. Простота использования

8. Цена

Пункты 6 и 7 являются взаимозаменяющими по сути, нужны сразу два, потому как некоторым юзерам важны настройки, а другим простота работы и оба подхода имеют право на жизнь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Друзья, постоянно приходится слышать и читать в различных форумах о критериях оценки антивирусов, что тут только не приводится в качестве параметром ...

Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

В идеале посмотрев это должны бытьтакие критерии, чтобы простой пользователь посмотрев результат оценки (цифры по шкале) понял, подходящий это для него продукт или нет, стоит ли его покупать/ставить и т.д.

Понимаю, задача сложная, но решать ее надо (рассчитываю на вашу помощь). Для начала предлагаю выработать такие криетрии для персональных продуктов. :)

Вот какой список поучился у меня:

1. Эффективность работы (качество проверки)

2. Функциональность

3. Скорость работы

4. Требования к ресурсам

5. Надежность работы

6. Интерфейс и настройки

7. Простота использования

8. Цена

Пункты 6 и 7 являются взаимозаменяющими по сути, нужны сразу два, потому как некоторым юзерам важны настройки, а другим простота работы и оба подхода имеют право на жизнь.

Я бы еще добавил наличие и простота общения со службой тех поддержки в том или ином регионе, так как что толку мне (в Киеве) от наличия тех поддержки в США?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Я бы еще добавил наличие и простота общения со службой тех поддержки в том или ином регионе, так как что толку мне (в Киеве) от наличия тех поддержки в США?

Скорее не простота общения, а наличие локальной (местной) службы технической поддержки.

В этом плане компания TrendMicro сделал очень умный шаг. По партнерскому соглашению, первая линия технической поддержки оказывается самим партнером компании TrendMicro, продавшим ПО заказчику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На счет техподдержки я думал, тут могут бысть непонятки.

1. Как ее оценивать

2. Оценка техподдрежки будет предвзята изначально.

Поясню на примерах.

Возьмем две модели техподдержки ЛК и Тренд Микро. У первых она оказывается центральным офисом, у вторых - партнером, продавающим продукт. Какая из моделей них лучше? Для одних (персональщиков) - наверное первая, для корпораторов - скорее вторая.

Но может быть и наоборот в зависимости из личных предпочтений. Скажем не любит человек звонить по межгороду, хоть и на бесплатный номер, или в компании партнере не могут качественно решить его проблему.

Кто-то оказывает поддержку толкьо по e-mail, а другие по e-mail и телефону.

Кому то техподдержка Доктора Веба нравится, а другой будет считать ее хамской и оценит на 2-ку. :?

Можно это продолжать. Вот и получается сильно предвзято в случае эксперсной оценки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тем не менее, в сравнениях, наличие локально технической поддержки необходимо отмечать (как она организуется и т.п.). И пусть конечный клиент сам выбирает, что ему по душе ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Тем не менее, в сравнениях, наличие локально технической поддержки необходимо отмечать (как она организуется и т.п.). И пусть конечный клиент сам выбирает, что ему по душе ...

согласен! А о хамской поддержке Др Веб не будем. Не хочу о грустном!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Я бы еще добавил наличие и простота общения со службой тех поддержки в том или ином регионе, так как что толку мне (в Киеве) от наличия тех поддержки в США?

Мысль правильная, так как поддержки у разных вендоров могут быть разные, но есть продукты, которые можно, например, купить в Интернет-магазине в штатах и потом не иметь возможности получить консультацию по-русски в принципе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

Кто будет оценивать? Эксперт(ы) или голосованием?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Меня сейчас очень озадачил вопрос выработки списка критериев оценки антивирусов, но именно с точки зрения конечного пользователя (не специалиста).

Кто будет оценивать? Эксперт(ы) или голосованием?

Возможна как эксперстная оценка, так и оценка пользователями в ходе голосования. Второй вариант требует детальной проработки, чтобы свести к минимуму различные спикуляции и искажение результатов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Второй вариант требует детальной проработки, чтобы свести к минимуму различные спикуляции и искажение результатов.

Я именно этим и интересовался. Тогда все дело в формулировках вопросов:

1. Эффективность работы (качество проверки)

Вопрос: Сколько раз за последние пол года вы обнаруживали опасные файлы, которые не обнаруживал ваш антивирус?

2. Функциональность

Есть ли какие-то функции, которых вам не хватает в вашем продукте?

3. Скорость работы

Чуствуете ли вы замедление работы при включенном антивирусном мониторе?

4. Требования к ресурсам

Хватает ли аппаратной конфигурации вашего компьютера для работы с данным антивирусом?

5. Надежность работы

Сколько раз за последние пол года вы сталкивались со сбоями, которые "лечились" выгрузкой резидентного монитора?

6. Интерфейс и настройки

Понимаете ли вы смысл всех опций продукта?

7. Простота использования

Приходилось ли вам при использовании продукта обращатся в тех. поддержку или читать документацию?

8. Цена

Считаете ли вы, что продукт, который вы используете стоит потраченных на него денег? (укажите сумму)

Примечание: Это нулевое приближение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Все дело в формулировках вопросов

Именно в правильных критериях оценки!

На всех семинарах бывает такая картина: сидит противный человек и на все рассказы докладчика о новых предлагаемых его компанией сервисах/услугах/продуктах бормочет (или же во весь голос заявляет): "А вот у меня этого нет, и мне не надо, все и так работает. И нафига оно тогда нужно, глупости эти ваши?!". Считаю, что если уж браться за такую сложную тему как оценка эффективности работы продуктов, необходим не субъективно-личный (к чему мы скатимся, если мер не примем), а несколько более формальный подход.

В качестве "первого", а не "нулевого" приближения:

1. Эффективность работы (качество проверки)

Вопрос: Сколько раз за последние пол года вы обнаруживали опасные файлы, которые не обнаруживал ваш антивирус?

Замечание: шпионов на своей машине средний юзер или "так себе" админ не обнаружит. Да что там, сейчас вирус-червь-троянец стал недеструктивным на машине-носителе и непосвещенному не будет заметен. Определение методом опроса в данном случае гарантировано не может быть объективным.

2. Функциональность

Есть ли какие-то функции, которых вам не хватает в вашем продукте?

Та же ситуация. Когда угрозы неочевидны, недостаток функций может не ощущаться. Некоторые, вообще, на шлюз решений не предлагают. При этом красиво доказывают бесполезность подобного решения. И кто то верит.. Ау, есть среди нас поклоники Nod32?

3. Скорость работы

Чуствуете ли вы замедление работы при включенном антивирусном мониторе?

Предлагаю дополнить: "...при включении (и перечислить некий базовый минимальный набор) функций". Иначе самый распоследний тормоз-антивирус "со снятыми галочками" покажет неплохие результаты.

4. Требования к ресурсам

Хватает ли аппаратной конфигурации вашего компьютера для работы с данным антивирусом?

5. Надежность работы

Сколько раз за последние пол года вы сталкивались со сбоями, которые "лечились" выгрузкой резидентного монитора?

6. Интерфейс и настройки

Понимаете ли вы смысл всех опций продукта?

Будет ли кому то легче, если окажется, что кто-то недопонимает необходимость той или иной опции некоего вендора? Разъяснять непонятное - в том числе и для этого существют службы технической поддержки. Может, необходимо обсудить явно высососаные из пальца (бывают такие! или, может, я их недопонял?) опции?

7. Простота использования

Приходилось ли вам при использовании продукта обращатся в тех. поддержку или читать документацию?

Странно немного. Если продукт корпоративный, документацию к нему всегда неплохо было бы почитать. Может лучше так: Считаете ли Вы необходимым внешнее обучение данному продукту?

8. Цена

Считаете ли вы, что продукт, который вы используете стоит потраченных на него денег? (укажите сумму)

Может, поскольку все соглашаются, что ТСО важнее цены, введем доп. околоценовые критерии? Кол-во администраторов на 100 р/ст, затраты на администрирование (человеко-часов в месяц), стоимоть/необходимость/длительность обучения, возможность автоматизации типично ручных работ (остановка процессов запущенных вирусом, чистка реестра после заражения и пр.), возможность удаленного централизованного и пр. администрирования?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может обратим одновременно внимание на антиспамовые решения..

Назовём спам текстовым вирусом (такое определения я прочитал на сайте касперского) и начнём оценивать по предложенным критериям..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О тех поддержке..

Был случай, столкнулся я с необходимостью в премиум саппорте (продуктов тренд микро)

Компания реселлер заявила, что такую поддержку оказывает центральный офис, у нас такой возможности нет..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
О тех поддержке..

Был случай, столкнулся я с необходимостью в премиум саппорте (продуктов тренд микро)

Компания реселлер заявила, что такую поддержку оказывает центральный офис, у нас такой возможности нет..

Именно, так об этом говорилось в другой ветке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

у нас кто-нибудь предоставляет премиум поддержку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
у нас кто-нибудь предоставляет премиум поддержку?

Я так понял, что - нет. Михаил Кондрашин может прокоментировать точнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ну а если всё таки отвлечся от идеального продукта?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
у нас кто-нибудь предоставляет премиум поддержку?

Если "у нас" и "предоставляет" означает возможность получить в России, то да, но в настоящий момент от инженера из Германии или Филипин, то есть по-английски.

Если "предоставляет", означает "имеются прецеденты", то да. Мне как-то звонили из российского представительства одной французкой компании.

Если "кто-нибудь" означает российских интеграторов, то нет по определению Premium Support. С другой стороны многие партнеры Trend Micro представлют различные пакеты тех. поддержки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
ну а если всё таки отвлечся от идеального продукта?

Что вы называете Премиум-поддержкой? Для Trend Micro --- это вполне определенная позиция в прайс-листе и контракт, где зафиксировано время решения проблем, время реации на вирус, штраф за несоблюдение сроков и т.п.

Нужно собрать по больше представителей других вендоров в этом фруме, чтобы узнать , что из сервиса можно купить напрямую.

Что скажут те, кто уже присутствуют?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

это определение дали мне представители тренд-микро

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Все дело в формулировках вопросов

Именно в правильных критериях оценки!

На всех семинарах бывает такая картина: сидит противный человек и на все рассказы докладчика о новых предлагаемых его компанией сервисах/услугах/продуктах бормочет (или же во весь голос заявляет): "А вот у меня этого нет, и мне не надо, все и так работает. И нафига оно тогда нужно, глупости эти ваши?!".

Это на семинарах такой "товарисч" сильно мешает. В опросе его отдельное мнение "потонет".

Замечание: шпионов на своей машине средний юзер или "так себе" админ не обнаружит. Да что там, сейчас вирус-червь-троянец стал недеструктивным на машине-носителе и непосвещенному не будет заметен. Определение методом опроса в данном случае гарантировано не может быть объективным.

Нужно просто менять формулировку: Случалось ли так, что проверка вашего компьютера другим проудктом выявляля зараженность серьезным вирусом?

2. Функциональность

Есть ли какие-то функции, которых вам не хватает в вашем продукте?

Та же ситуация. Когда угрозы неочевидны, недостаток функций может не ощущаться.

Если не ощущаются, значит и не нужно. Не это ли правда последней инстанции? Но опять же можно сформулировать иначе:

О каких функциях других продуктов вы знаете, которые вам бы хотелось видеть в используемом у вас?

3. Скорость работы

Чуствуете ли вы замедление работы при включенном антивирусном мониторе?

Предлагаю дополнить: "...при включении (и перечислить некий базовый минимальный набор) функций". Иначе самый распоследний тормоз-антивирус "со снятыми галочками" покажет неплохие результаты.

Я предлагаю учесть это при общете результатов. То есть посмотреть что пишут про непойманые вирусы и что про быстродействие.

В принципе с замечанием я согласен, но сичтаю что это можно учесть в формулировке дополнительного вопроса:

Оптимизировали ли вы нстройку антивирусного монитора, или используете уонфигурацию по-умолчанию? Что вас сподвигло на переконфигурирование? (быстродействие?)

6. Интерфейс и настройки

Понимаете ли вы смысл всех опций продукта?

Будет ли кому то легче, если окажется, что кто-то недопонимает необходимость той или иной опции некоего вендора? Разъяснять непонятное - в том числе и для этого существют службы технической поддержки. Может, необходимо обсудить явно высососаные из пальца (бывают такие! или, может, я их недопонял?) опции?

Давайте дополним. Приходилось ли вам обращатся в тех. поддержку для выяснения смысла опций продукта? Успешно ли?

Лично меня интересует, насколько то, что у иностранных продуктов английский интерфейс вводит в заблуждение пользователей. С другой стороны, если все написано по-русски, насколько это облегчает жизнь.

7. Простота использования

Приходилось ли вам при использовании продукта обращатся в тех. поддержку или читать документацию?

Странно немного. Если продукт корпоративный, документацию к нему всегда неплохо было бы почитать. Может лучше так: Считаете ли Вы необходимым внешнее обучение данному продукту?

Я предлагаю букет вопросов:

1. Читали ли вы документацию?

2. Приходилсоь ли вам читать документацию для выяснения каких-либо аспектов продукта?

3. На каком языке вы читали документацию?

4. Насколько полно она написана?

Разумеется про обучение вопрос тоже имеет смысл.

8. Цена

Считаете ли вы, что продукт, который вы используете стоит потраченных на него денег? (укажите сумму)

Может, поскольку все соглашаются, что ТСО важнее цены, введем доп. околоценовые критерии? Кол-во администраторов на 100 р/ст, затраты на администрирование (человеко-часов в месяц), стоимоть/необходимость/длительность обучения, возможность автоматизации типично ручных работ (остановка процессов запущенных вирусом, чистка реестра после заражения и пр.), возможность удаленного централизованного и пр. администрирования?

Все это очень сложно.

Согласись, что цена продукта, это очень важный параметр, хотя не самый важный.

Лучше про TCO задать отдельные вопросы. Про зарплату администраторов, непосредственно занимающихся антивирусов. Про запрдату администраторов занимающихся частично антивирусом. "Частично" --- что бы в процентах.

Потом можно умножать количество указанных выше вирусных инцидентов на зарплаты и проводить прочую аналитику. Это делается в Excel очень просто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я согласен, очень многое зависит от правильных формулировок, спросить одно и тоже можно по-разному.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Я согласен, очень многое зависит от правильных формулировок, спросить одно и тоже можно по-разному.

Важно, чтобы результаты поддавались прозрачной, статистической интерпретации. Например, можно было бы найти корреляцию между характером ответов на определенный вопрос и количеством компьютеров в сети. Или оценить TCO умножив зарплаты на инциденты и прибавив стоимость лицензии. Разумеется со всякими коэффициентами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Важно, чтобы результаты поддавались прозрачной, статистической интерпретации. Например, можно было бы найти корреляцию между характером ответов на определенный вопрос и количеством компьютеров в сети. Или оценить TCO умножив зарплаты на инциденты и прибавив стоимость лицензии. Разумеется со всякими коэффициентами.

Конечно, иначе неинтересно вообще заморачиваться с этим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти с помощью Facebook Войти Войти с помощью Twitter
Anti-Malware.ru Вконтакте   Anti-Malware.ru в Facebook   Anti-Malware.ru в Twitter   Anti-Malware.ru в LinkedIn   RSS
  • Сообщения

    • AM_Bot
      Пользуясь интернетом, вы наверняка услышите о существовании вредоносных веб-сайтов. Сервис Virustotal, например, хорошо известен в Сети тем, что с помощью него можно узнать, какой сайт является вредоносным, а какой безобидным. Но что на самом деле значит факт признания сайта «злонамеренным»? Какие конкретно действия выполняют эти сайты? Давайте попробуем разобраться, как работают такие сайты, как их вычислить и защитить себя.  Каким образом действует вредоносный сайтСайты, заражающие пользователей без взаимодействия с нимиКак можно защитить себяВыводыКаким образом действует вредоносный сайтМожно выделить два основных типа вредоносных сайтов. Первым требуется взаимодействие с пользователем для осуществления заражения, вторым же не нужно никаких действий пользователя. При посещении злонамеренного сайта можно заразиться несколькими способами, например, нажать на рекламный баннер, загрузив себе на компьютер вредоносную программу. Если сайт фишинговый, он может похитить ваши учетные данные, маскируясь под онлайн-банкинг или что-то подобное. Также для заражения порой достаточно просто нажать на ссылку, перейти на сайт и… всё, больше никаких действий не потребуется, все остальное сделает сервер злоумышленника.Рисунок 1. Предупреждение браузера о подозрительном сайтеВ случае загрузки вредоносного файла механизм прост: вы заразите свой компьютер, как только запустите такой файл (это не обязательно должен быть exe-файл, это вполне может быть изображение или PDF). Если же мы говорим о вредоносной рекламе, тут все немного сложнее — часто такая реклама, изначально являясь безобидной, располагается на вполне легитимных и заслуживающих доверия сайтах, только затем оснащаясь вредоносной составляющей, заражающей посетителей этого легитимного сайта. В некоторых случаях для заражения необходимо нажать на такое рекламное объявление, при этом вы будете перенаправлены на злонамеренный веб-сайт. В других случаях от вас не потребуется даже этого, заражение произойдет автоматически, в фоновом режиме.Сайты, заражающие пользователей без взаимодействия с нимиКогда мы говорим о сайтах, способных заражать домашние компьютеры, не требуя каких-либо действий от пользователя, мы задаемся вопросом, как они работают. Ответ заключается в основном в двух технологиях — JavaScript и Flash. Когда вы посещаете сайт, созданный с использованием только HTML (в настоящее время очень редко можно встретить сайт без JavaScript, однако давайте говорить теоретически), основное поведение веб-приложения заключается в том, что вы запрашиваете страницу, а сервер отображает ее в качестве ответа.На стороне клиента в этом случае ничего опасного не происходит. Использование только HTML приводит к многочисленным ограничениям при рендеринге веб-страницы, поэтому вполне вероятно, что веб-разработчик захочет использовать JavaScript — язык, который поможет ему сделать его веб-страницы более запоминающимися и функциональными.Если позволить скриптам выполняться на стороне сервера, это будет сильно перегружать его, поэтому JavaScript выполняет скрипты на стороне клиента (таким образом, скрипт запускается непосредственно на вашем компьютере), что приводит к оптимизации работы сервера.Следовательно, мы имеем ситуацию, в которой вредоносный сайт может выполнить скрипт на компьютере пользователя без его ведома. Более того, злоумышленники сейчас часто используют обфускацию кода, запутывая его и шифруя, поэтому даже при анализе исходного вредоносной кода страницы пользователь не обнаружит ничего подозрительного.Как можно защитить себяГоворя о безопасности в случае, когда сайт пытается заразить вас после определенного действия с вашей стороны, совет простой — избегайте нажатия на рекламные баннеры и загрузки непонятного содержимого на ваш компьютер. Если вам очень хочется нажать на рекламное объявление, рекомендуется сделать это на виртуальной машине или проверить на раннее упомянутом Virustotal, это позволит трезво оценить потенциальный риск.Однако здесь вы можете столкнуться с редиректом или серией редиректов, тогда Virustotal вам вряд ли поможет. Можно, конечно, положиться на работу вашего антивируса и брандмауэра, однако мы все прекрасно понимаем, к чему это обычно приводит.Рисунок 2. Наиболее популярные векторы атакЧто касается второго сценария, когда для заражения от вас не требуется никаких действий, тут рекомендация такова — всегда обновляйте браузер. Большинство таких атак нацелены на уязвимое программное обеспечение, причем используются хорошо известные уязвимости. Поэтому специалисты в области информационной безопасности не устают повторять — обновляйте все, что обновляется у вас в системе.Но и тут есть оговорка — данная стратегия не спасет вас от уязвимостей нулевого дня (0-day). В этом случае можно посмотреть на то, какие браузеры наиболее популярны, и пользоваться менее популярным, так как злоумышленники изначально нацелены на то, чтобы охватить как можно более обширную аудиторию пользователей.В качестве еще одного способа можно создать в браузере некий черный список известных вредоносных сайтов, что гарантированно убережет вас от посещения таких сайтов, однако придется постоянно обновлять такой список, внося новые сайты. Кроме этого, у Google есть такой список сайтов, так что поисковая система непременно отобразит вам предупреждение при попытке посетить злонамеренный веб-сайт.ВыводыОзнакомившись с основными принципами работы вредоносных сайтов, вы сможете сделать правильный выбор, который поможет обеспечить безопасность вашего компьютера. В целом все строится вокруг прописных истин (не посещать сомнительные сайты, обновлять программы), но иногда и популярные легитимные сайты взламывают, размещая на них вредоносный код. Так что просто стоит учитывать общие моменты и понимать степень риска. Читать далее
    • ViktorFazz
      Я постоянно захожу на портал bookmakers24.ru смотрю рейтинги букмекерских контор. Даже когда в командировки езжу, захочу с телефона и ставлю ставки.
    • ViktorFazz
      я себе недавно построил тоже)))
    • AM_Bot
      В статье рассказано о возможностях системы StaffCop Enterprise 4.1 в части аналитики поведения пользователей и выявления аномалий. StaffCop Enterprise — это специализированный продукт с функциями UEBA, DLP и SIEM. Он предназначен для решения комплекса задач по защите от утечек информации, расследования инцидентов внутри организации, контроля бизнес-процессов и мониторинга использования рабочего времени сотрудниками.   ВведениеСбор данныхСтатистический анализИнтеллектуальный анализ. Автоматический детектор аномалийПредупреждение и расследованиеДополнительные возможности StaffCopВыводы  ВведениеОдна из основных, самых серьезных угроз для бизнеса сегодня — это утечки конфиденциальной информации. Как правило, источниками таких угроз являются недобросовестные сотрудники компаний — инсайдеры. Инсайдером может стать абсолютно любой сотрудник: и молодой сисадмин, и сотрудница бухгалтерии. Мотивы у них могут быть совершенно различные: подкуп со стороны конкурентов или заинтересованных лиц, шантаж, личная выгода и многое другое.Традиционно для защиты от утечек применяются системы класса DLP. Но чем сложнее и изощреннее становятся методы атак, тем сложнее DLP-решениям контролировать потенциальные каналы утечек. Классический алгоритм выявления инсайдеров и предотвращения утечек (настроить правило контроля/блокировки — получить уведомление об утечке) работает уже не так эффективно: выявить утечку данных сложно и долго, если, например, «слив» произошел через разрешенные каналы (USB-носители, мессенджеры) и пользователь при этом имел санкционированный доступ к ресурсам.Одним из новых, но достаточно эффективных методов детектирования инсайдеров стал анализ поведения пользователей и выявление аномалий в их поведении. Подход подразумевает, что необычная активность, не соответствующая стандартному профилю, может более точно указывать на потенциальные инциденты информационной безопасности. По классификации Gartner, этот класс решений называется User and Entity Behavior Analytics (UEBA). Это новый тренд, активно набирающий обороты на рынке информационной безопасности. Решения этого класса анализируют образцы поведения пользователей, применяя специализированные алгоритмы и статистический анализ для детектирования значительных аномалий в поведении, указывающих на потенциальные угрозы. Таким образом, UEBA призваны заблаговременно обнаружить и предупредить об отклонениях в поведении.StaffCop Enterprise, о котором мы подробно поговорим в этой статье, — это специализированный продукт с функциями UEBA, DLP и SIEM. Он помогает решать комплекс задач по предотвращению утечек информации, расследованию инцидентов, если таковые произошли, а также контролировать бизнес-процессы и то, как рабочее временя используется сотрудниками. Сбор данныхИнформационная безопасность складывается из двух взаимодополняющих частей: предупреждение и расследование инцидентов. Оба механизма работают быстро и эффективно благодаря архитектуре StaffCop: агенты на рабочих станциях собирают информацию (события), а вся обработка происходит на выделенном сервере.Каждый тип события имеет свой набор измерений, по которым события разных типов могут быть связаны между собой. Каждое событие имеет стандартный набор измерений — данные о компьютере, пользователе, дате и времени, а также собственные атрибуты характерных для данных событий. Например, события типа «почта» имеют дополнительные измерения — данные о приложении, атрибуты, специфичные для диалогов: направление (входящие/исходящие), отправитель, получатель, формат сообщения, канал общения, участники переписки. Рисунок 1. Контроль каналов утечки информации Типы событий в StaffCop Enterprise:время активности — данные о наличии активности;ввод с клавиатуры;вход/выход из системы;посещение сайтов;операции с файлами;сеть — события, связанные с сетевыми подключениями, содержат информацию об IP-адресе подключения и сокете;снимок экрана;снимок с веб-камеры;запись с микрофона;внешние диски — данные об операциях со съемными USB-накопителями;установка ПО — факты установок и деинсталляции программного обеспечения;буфер обмена;интернет-пейджер;почта;перехваченный файл;устройства — данные о подключении и отключении USB-устройств, в том числе тех, которые не являются накопителями;активность — данные, собранные при помощи модуля контроля присутствия на рабочем месте;системный лог — используется для хранения логов агента при отладке;печать документов. Статистический анализВ основе StaffCop Enterprise лежит технология комплексного многомерного анализа данных OLAP, которая позволяет строить многомерные отчеты «на лету» и обрабатывать огромные объемы данных за секунды.Давайте рассмотрим несколько примеров, как в StaffCop можно анализировать поведение пользователей и быстро выявлять их опасные действия на основе статистики с помощью конструктора отчетов, различных таблиц и графиков.Поиск и расследование аномалий на примере файловых операцийЗадача: проанализировать операции копирования файлов с участием съемных носителей. Найдем отклонения от нормального поведения и всплески активности, узнаем, кто это был, что и когда было скопировано.Самым наглядным способом будет построить линейный график количества событий копирования файлов на съемные носители.  Сделать это очень просто — указать интересующий интервал времени, в конструкторе отчетов ограничить набор данных по измерениям «операции копирования», «тип диска: Removable» и выбрать вид отображения «Линейный график». Рисунок 2. Линейный график количества событий копирования файлов Невооруженным взглядом видно значительное превышение фактов копирования файлов в один из дней. При нажатии на вершину графика можно перейти к списку всех операций копирования в этот день.Для детализации данных можно просто кликнуть на нужный узел графика. На картинке ниже мы «провалились» глубже и визуализировали полученные данные с помощью гистограммы, разбив в конструкторе данные по пользователям. Рисунок 3. Детализация данных: гистограмма Если вы предпочитаете числовые значения графическому представлению можно воспользоваться таблицами. Рисунок 4. Визуализация отчета: числовые значения Стоит отметить, что все графики и таблицы имеют собственный конструктор для быстрой детализации и уточнения данных. Рисунок 5. На тепловой диаграмме можно оценить интенсивность и время всех операций исследуемого пользователя В нашем случае пользователь непрерывно копировал файлы с 11:15 до 13:37. В просмотрщике событий легко догадаться, что это исходные коды одного из дистрибутивов Linux, которые были скопированы с жесткого диска на флэш-накопитель Kingston DataTraveler 2.0 USB Device. Рисунок 6. Детализация события в StaffCop Enterprise Таким образом можно быстро и эффективно находить нетипичную активность пользователей или программ. Такие действия применимы практически к любым видам событий.Опасные действия чаще всего возникают при спонтанной активизации:обращения к личной почте;сетевая активность приложений;подключение съемных USB-устройств: флэшек, телефонов и т. п.;использование принтера;активность во внерабочее время. Интеллектуальный анализ. Автоматический детектор аномалийДля того чтобы упростить работу сотрудника службы безопасности для аналитики действий пользователей и выявления отклонений в StaffCop реализован автоматический детектор аномалий. Он анализирует поведение пользователя за выбранный период времени и показывает отклонения от нормального поведения. Рисунок 7. Автоматический детектор аномалий в StaffCop Enterprise Например, каждый сотрудник ежедневно использует одни и те же приложения примерно одинаковое число раз. Если число операций многократно превышает стандартное значение, то StaffCop Enterprise выдает такое событие за аномальное поведение, что может являться потенциальной угрозой.Поиск и расследование аномалий на примере копирования в облакоРабочая инструкция офицера безопасности предприятия может включать различный набор инструкций. В этом примере одной из таких еженедельных рутинных задач является проверка фактов копирования файлов в облачные сервисы.Детектор аномалий позволяет в автоматическом режиме находить отклонения от стандартного поведения пользователей. Для того чтобы эта функция корректно работала, необходимо задать представительный промежуток времени, чтобы система смогла построить паттерны поведения и найти в них отклонения от нормы. Поэтому выбираем 30-дневный период. Рисунок 8. Выбор временного периода для запуска Детектора аномалий Чтобы запустить Детектор аномалий, необходимо нажать соответствующую опцию в выпадающем меню Отчеты. Рисунок 9. Запуск «Детектор аномалий» в StaffCop Enterprise В появившемся отчете находим, что пользователь Oksana в семь раз превысила свою же норму копирования файлов в облачный сервис Dropbox.com. Рисунок 10. Отчет по аномалиям в StaffCop Enterprise Простой комбинацией фильтров в Конструкторе располагаем данные в отчете таким образом, чтобы название считанного с жесткого диска файла появлялось в таблице операций рядом с именем передаваемого в облачный сервис файла. Рисунок 11. В отчете StaffCop Enterprise видно, кто, когда и какие файлы передавал за периметр сети На приведенном скриншоте видно, что в 12:58:28 12 сентября 2017 г. файл «Технико-коммерческое предложение StaffCop Enterprise.docx» был считан с жестокого диска компьютера пользователя Oksana, а в следующую секунду (12:58:29) этот же файл был передан в облачный сервис.Вывод: при помощи Детектора аномалий, встроенного в StaffCop Enterprise 4.1, возможно выявлять инциденты автоматически. Предупреждение и расследованиеДля предупреждения угроз StaffCop имеет емкую библиотеку встроенных фильтров и предоставляет широкие возможности для построения собственных: это может быть ключевая фраза, файл или любое другое событие на компьютере пользователя.Кроме того, в системе предусмотрены также исключающие фильтры (анти-фильтры) — можно исключить из выборки заведомо неинтересные события. Таким образом, возможно коррелировать и фильтровать любые события, содержащиеся в базе данных. Рисунок 12. Исключающие фильтры (анти-фильтры) в StaffCop Enterprise 4.1 Способ оповещения о сработавшем фильтре можно настроить в зависимости от срочности: отправкой сообщения на электронную почту офицера ИБ или уведомлением в панели администратора StaffCop. Дополнительные возможности StaffCopStaffCop Enterprise позволяет также легко контролировать дисциплину сотрудников, выявлять блокирующие факторы и расследовать причины их появления:Учет рабочего времени сотрудников в онлайн-режиме (табель учета рабочего времени, детализированные отчеты о рабочем времени каждого сотрудника).Контроль присутствия на рабочем месте.Снимки экрана.Просмотр удаленного рабочего стола и удаленное управление.Подключение к рабочему столу пользователя осуществляется прямо из консоли администратора в браузере, при желании можно захватить управление компьютером. Рисунок 13. Удаленное подключение к рабочему столу сотрудника компании ВыводыStaffCop Enterprise представляет собой мощный набор инструментов для анализа событий и информации, что позволяет оценивать и контролировать продуктивность сотрудников за компьютерами, быстро и точно расследовать инциденты информационной безопасности внутри предприятия, а также решить широкий спектр задач, связанных с ИБ-аналитикой. С помощью StaffCop Enterprise можно контролировать критичные информационные ресурсы на предмет подозрительной активности и нетипичного поведения.Система имеет гибкую настройку фильтров и оповещений, поэтому возможную утечку или вторжение удается обнаружить на ранней стадии, чем существенно сократить последствия. Глобальная система записи всех возможных событий позволяет в случае произошедшего инцидента быстро добраться до источника утечки и точно назвать время, автора и объем утраченной информации. Тепловые карты активности, графы взаимодействий сотрудников и движения информации, настраиваемые графики событий, предустановленные и пользовательские фильтры — все это помогает отследить любой сценарий поведения. Для анализа не нужно обладать специальными знаниями: достаточно понимать, что ищешь, и просто выбирать поля в форме.Таким образом, StaffCop Enterprise позволяет сократить время, требуемое как на обнаружение реальной угрозы, так и на дальнейшее расследование инцидентов с критичными данными. Читать далее
    • Valeron
      Кто делает ставки на футбол, посоветуйте букмекера?