Перейти к содержанию
Андрей-001

Возможен ли аутсорсинг информационной безопасности?

Recommended Posts

Андрей-001

Возможен ли аутсорсинг информационной безопасности?

До недавнего времени аусторсинг был скорее модной темой дискуссий, нежели распространенной и экономически выгодной моделью приобретения услуг. Но перед реальным бизнесом никогда не стояла задача слепо следовать модным тенденциям.

В ходе дискуссии на 15-м CIO-Форуме, организованном журналом «Директор информационной службы» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con, выяснилось, что ИТ-менеджеры придерживаются полярно противоположных взглядов, к тому же их мнения нередко противоречивы.

От разочарований к экспертизе

Российский рынок аутсорсинговых услуг входит в интересную фазу. Непонимание и необоснованный оптимизм сменились завышенными ожиданиями, следом за которыми пришел целый шлейф разочарований. Сейчас наступает фаза зрелости, когда к ИТ-менеджерам и руководителям предприятий приходит понимание, кому и зачем нужен аутсорсинг, а сама тема аутсосринга становится практикой, аккумулирующей способы решения возникающих проблем.

Еще недавно решение об аутсорсинговой модели принималось отнюдь не по причине ее эффективности, а как дань моде. Результатом стали неизбежные разочарования. Предприятия нередко стремились отдать на аутсорсинг все свои ИТ-службы и ИТ-услуги, при этом не до конца представляя их объемы, взаимосвязи, значение для бизнеса, мечтая о единственном — чтобы ИТ обходились дешевле. Нередко такие проекты проваливались, а идея аутсорсинга дискредитировалась.

Возможно поэтому Олег Самарин, заместитель технического директора Cisco Systems, считает, что движущей силой аутсорсинга в первую очередь остается экономическая эффективность, а также нехватка квалифицированных кадров и высокие зарплаты при неполной загрузке, в результате чего предприятию становится невыгодно держать своих собственных специалистов.

«Чаще всего на решение об аутсорсинге влияют финансовые факторы. Иногда компании ограничивают закупку оборудования и ПО, чтобы не увеличивать стоимость основных средств, при этом тот же функционал компания готова оплачивать как услугу. Такая финансовая схема улучшает финансовые показатели компании и позволяет экономить на управлении активами», — считает Рустэм Хайретдинов, заместитель генерального директора компании InfoWatch.

По мнению Сергея Петренко, ведущего консультанта по информационной безопасности компании «АйТи», у каждого предприятия имеется сразу несколько причин для принятия решений о передаче информационной безопасности на аутсорсинг: «Это может быть экономическая составляющая — ведь всегда выгоднее получать комплекс услуг за фиксированную плату. В некоторых случаях, передавая выполнение ряда услуг сторонней фирме, компания может снизить свои издержки на информационной безопасности, например, за счет сокращения штатного расписания».

«Следует отметить и такой фактор, как готовность руководства к подобным проектам. Аутсорсинг информационной безопасности — это с точки зрения бизнеса всего лишь одна из множества услуг. Посмотрите на рынок связи, раньше все крупные бизнес-структуры строили собственные сети связи, теперь без проблем пользуются услугами операторов связи», — отмечает руководитель дирекции информационной безопасности компании «ТрансТелеКом» Дмитрий Соболев.

Переход на аутсорсинг в первую очередь призван сделать бизнес более эффективным, соответственно, экономическая выгода появится не сразу, а после того, как правильно отлаженный бизнес получит дополнительную прибыль. Бывают и случаи, когда отказ от аутсорсинга означает проигрыш для бизнеса: время, силы, средства уйдут на освоение непрофильных функций, а конкурентные преимущества в основном деле будут упущены, поэтому главным аутсорсинговым мотивом и в России, и на Западе становится стремление сделать бизнес более управляемым. Непрофильные направления выводятся из компании и передаются на аутсорсинг. Это очень убедительный мотив, особенно для компаний, которые работают в развивающихся сегментах и ставят перед собой амбициозные планы. Ведя при этом агрессивную политику на рынке, они вынуждены все свои ресурсы, как финансовые так и интеллектуальные, тратить на основной бизнес. Все остальное, и не только ИТ, расценивается ими как обуза.

«Если у предприятия есть понимание, что текущая система не удовлетворяет требованиям или если требования изменяются под воздействием внешних обстоятельств (новых запросов клиентов, акционеров и т.д.), то, как правило, очень сложно в короткий срок создать универсальную систему информационной безопасности с нуля или переработать существующую без сторонней помощи. В этих условиях наиболее эффективно привлечь сторонних специалистов и организации с богатым опытом разработки и внедрения таких систем. В дальнейшем аутсорсеры могут обучить внутренних специалистов для ежедневной поддержки отдельных систем и процедур, осуществляя при этом, например, регулярные аудиты», — считает директор по ИТ и информационной безопасности компании Luxoft Иван Гаврилюк.

Кадровый мотив

Проблема дефицита квалифицированных кадров в той или иной степени касается всех. Она усугубляется тем, что ИТ-решения все более усложняются и требуется более глубокая экспертиза для их внедрения, поддержки и сопровождения. Это означает, что специалистов компании необходимо непрерывно обучать и платить им достойные зарплаты. Компания, для который ИТ и информационная безопасность не являются основным бизнесом, никогда не сможет конкурировать по зарплатам персонала с профессиональной специализированной компанией, где у специалистов зарплата всегда будет выше, потому что в ИТ-компании они работают в центрах прибыли, а не в центре затрат, какими обычно являются ИТ-отделы предприятия.

Если ИТ-директору и удастся добиться от руководства компании одобрения и понимания того, что его сотрудники должны непрерывно обучаться, то, как только они наберут необходимую компетенцию, они тут же получат предложение от специализированных компаний с большей зарплатой.

«Вспомним классическую ситуацию: отдел информационной безопасности на предприятии не слишком большой, а спектр задач, которые на него возлагаются, крайне широк, — рассуждает Михаил Орешин, директор московского филиала компании ”Поликом Про”. — Отделы информационной безопасности просто вынуждены передавать часть функций на аутсорсинг. По большому счету, на аутсорсинг может отдаваться все, кроме, пожалуй, принятия решений о том, какая информация является критичной для бизнеса и оперативных мероприятий».

Поддержка и сопровождение систем собственными силами становятся необоснованно дорогими, и имеет смысл объединить усилия по информационной безопасности, например, с поставщиком телекоммуникационных услуг, считает руководитель практики информационной безопасности компании Energy Consulting Integration Андрей Голов. Вторым фактором в пользу аутсосинга он считает потерю компетенции в области информационной безопасности (например, вследствие увольнения ключевых сотрудников). Третьим фактором может стать изменение ИТ-стратегии, например, региональная экспансия и децентрализация — при отсутствии квалифицированных кадров в регионах эти процессы повлекут за собой частичный аутстаффинг или аутсорсинг систем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001

Что передавать?

Одно из правил аутсорсинга гласит, что передавать можно только те сервисы и услуги, которые можно выделить из общей совокупности задач. Поэтому, как отмечает руководитель службы информационной безопасности в странах СНГ компании «Вымпелком» Станислав Попов, передавать на аутсорсинг можно, прежде всего, внешние аудиты информационной безопасности. «Практически всегда на аутсорсинге осуществляется разработка и внедрение решений по безопасности, — добавляет он. — Кроме того, на аутсорсинге часто реализуется поддержка третьего уровня решений по безопасности (обычно это поддержка от вендора). Поддержка второго уровня (администрирование средств) также может быть реализована силами компании-аутсорсера, но не всегда и везде это возможно. Однозначно можно передать решение инцидентов по атакам из Internet. Скорее всего, никогда не будут переданы на аутсорсинг управление информационной безопасностью, решение внутренних инцидентов и управление ключевыми средствами защиты».

Этот список дополняет руководитель направления информационной безопасности департамента ИТ-инфраструктурных решений компании «Ситроникс информационные технологии» Сергей Зорин: «На аутсорсинг можно отдать не только различные виды аудитов информационной безопасности, но также разбор инцидентов, организацию ”ловушек”. Следует отметить, что на основе рекомендаций по результатам аудита обычно разрабатываются политики безопасности и другие организационные документы, что тоже часто отдается на аутсорсинг. Вывести на аутсорсинг следует и деятельность, требующую лицензирования. На аутсорсинг можно отдать и организацию коммуникаций: различного рода VPN-решения, защиту от DDoS-атак, управление сложными системами предотвращения вторжений. Можно еще отметить развивающуюся область конкурентной разведки».

По мнению Леонида Короха, CIO компании Aladdin, ответ на вопрос о том, что передавать на аутсорсинг, зависит от ряда факторов, начиная от профиля и специализации компании-заказчика и заканчивая уровнем доверия к аутсорсеру и экономическими аспектами: «Проще сказать, какие мероприятия информационной безопасности нельзя ”выносить из избы”. К ним прежде всего относятся все аспекты защиты конфиденциальной информации и персональных данных. Вопросы управления системой информационной безопасности, распределения прав доступа и полномочий сотрудников в системе также не стоит выносить на аутсорсинг. А вот то, что касается фильтрации контента, защиты от массовых вирусных и спам-эпидемий — эти аспекты информационной безопасности можно и нужно отдавать на откуп профессионалам».

Риски аутсорсинга информационной безопасности

В России бытует убеждение, что при аутсорсинге количество и объемы рисков возрастают. На самом деле при аутсорсинге одни риски заменяются другими. Например, уходит риск потери компетенции технического персонала или риск внеплановых убытков от порчи оборудования, так как эта проблема переходит в компетенцию поставщика услуг, при этом аутсорсер, принимая на себя риск порчи оборудования, существенно его сокращает, во-первых, благодаря более высокой компетенции своего персонала, а во-вторых — более качественной поддержке со стороны вендоров.

Гаврилюк убежден, что риски при аутсорсинге скорее уменьшаются, так как снижаются риски неквалицированного подхода и выполнения чьего-то политического заказа внутри предприятия. «Тем не менее идеальный подход — это когда созданная и построенная аутсорсерами система информационной безопасности проходит независимый аудит на соответствие стандартам безопасности, например ISO 27001».

Корох отмечает, что если смотреть на вопрос несколько шире, взяв, к примеру, тему аутсорсинга разработки приложений, то, пожалуй, самым опасным стал бы риск уязвимости корпоративного ПО: «В самом деле, по данным аналитической группы Quocirca, 90% организаций, пострадавших от действий киберпреступников, отдавали в аутсорсинг разработку более 40% своих систем, 60% заказчиков не проверяет безопасность решений на наличие ”дыр”, а еще 20% вообще не заботятся вопросами безопасности. Замечу, это западное исследование, где культура ведения проектов на аутсорсинге значительно более зрелая, чем в России».

Кроме того, при любом аутсорсинге у заказчика возникают новые, качественно другие риски, например, риск попадания в зависимость от провайдера. «Это общие для аутсорсинга риски — недостаточно подробно составленные SLA, допускающие разночтения, которые каждой стороной будут истолковываться в свою пользу. Эти риски будут уменьшаться по мере наработки опыта. Инструменты контроля нужно, соответственно, выбирать сообразно контрольным параметрам — количеству предотвращенных инцидентов, найденных уязвимостей или ложных срабатываний», — полагает Хайретдинов.

«При наличии SLA риск сводится к ничтожной величине, а если аутсорсер предоставляет дополнительные гарантии (страхует собственные услуги), то заказчик получает даже больше, чем может реализовать сам с точки зрения информационной безопасности.

Несомненно, в первую очередь контроль качества и уровень информационной безопасности достигается обеспечением прозрачности оказываемых услуг. И здесь очень важно использовать те подходы, которые предписывает стандарт ISO 27001:2005. Заказчику должны быть продемонстрированы результаты анализа рисков в границах аутсорсинга, обоснованы меры, которые снижают риски, предоставлен доступ к информации в процессе оказания услуг. В то же время должны быть четко обозначены границы влияния заказчика на процесс оказания услуг и ответственность исполнителя. Ну и конечно, нужен внешний аудит услуг аутсорсинга, который может быть проведен в форме как добровольной сертификации, так и посредством периодических аудиторских проверок», — убежден Соболев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001

Перспективы

На CIO-Форуме попытка обсудить вопрос, возможен ли аутсорсинг информационной безопасности, по сути, потерпела фиаско. Один из участников форума поставил точку в этом вопросе, ответив, что, беря в руки телефон, мы уже вынуждены передавать информацию голосом через услуги традиционного оператора связи, поэтому вопрос перешел в плоскость перспектив аутсорсинга информационной безопасности, как и на каких условиях возможна передача сокровенного третьему лицу и что этому мешает.

«Думаю, мешает — не то слово. Скорее, сдерживает. А сдерживает как раз конкретная реализация, недостаточное понимание и умение грамотно оценить такие факторы, как экономическая целесообразность, категория конфиденциальности информации и пр. Но самый главный сдерживающий фактор — это риск потери контроля над защитными средствами компании. Другими словами, сдерживает оценка рисков, связанных с утечкой конфиденциальной информации, оправданности немалых затрат на аутсорсинг и вполне оправданные опасения относительно надежности аутсорсеров. Дело даже не том, что не доверяют партнерам, дело в людях. Никакие договоры и гарантии не снимут реального опасения по отношению к людям, которым ты доверяешь самое главное — безопасность компании», — считает Попов.

Более осторожен в оценках перспектив рынка аутсорсинговых услуг информационной безопасности Голов: «Я не очень верю в развитие аутсорсинга в России в настоящее время, тем более — аутсорсинга систем информационной безопасности. Мне кажется, что мода на это прошла и народ реально начал оценивать ситуацию. Слишком велики риски, высока стоимость услуг, юридически слабо проработаны вопросы (особенно те, что касаются компенсации в случае инцидентов), нет готовности инфраструктуры (особенно в регионах)».

Точка зрения Зорина более оптимистична: «В ближайшей перспективе рынок аутсорсинга будет расти по двум причинам: стандартизация в области информационной безопасности позволит более точно и понятно проводить работы по аудиту, еще один фактор — рост ущерба от кибератак на отказ в обслуживании. Многие компании все больше зависят от бизнеса в Internet. Ужесточение законодательства в области обработки и хранения информации приводит к увеличению затрат компаний на информационную безопасность, и здесь тоже будет наблюдаться рост числа отданных на аутсорсинг проектов. В наш век информатизации и глобализации вряд ли что-то сможет негативно повлиять на развитие рынка информационной безопасности и аутсорсинга услуг информационной безопасности. Если только вмешается глобальный финансовый кризис... Но и это, пожалуй, лишь на время затормозит неуклонное развитие рынка».

30.10.2008г.

Источник: [http://www.osp.ru/cio/2008/10/5509733/]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Компания «АВ Софт» является российским производителем средств обеспечения информационной безопасности, которые вендор разрабатывает с 2010 г. Портфель продуктов включает в себя систему защиты от целевых атак ATHENA, программный комплекс для имитации корпоративной инфраструктуры LOKI, антивирусный мультисканер OCTOPUS, корпоративный мессенджер BOND и другие продукты, уже зарекомендовавшие себя у российских заказчиков.    ВведениеПозиционирование вендора на рынкеСектор рынкаATHENALOKIOCTOPUSBONDCRIMLABNFIКатегории заказчиковНовые продуктыЗарубежные проектыГибкость и адаптация решенийПартнёрская сетьСертификацияПодведение итоговВыводыВведениеБренд «АВ Софт» придумал Антон Чухнов, основатель компании, имея скромное желание изменить индустрию информационной безопасности в России. Сердце потребителей планировалось пронзить стрелой чего-то нового и оригинального.В 2010 году системы на базе технологии «песочницы» обладали слабой гравитацией на рынке, многим идея казалась неперспективной и странной. Антон пришел от неё в восторг и объединил в первом прототипе системы ATHENA возможность анализировать поведение программного обеспечения с антивирусным мультисканером. Единство технологий принесло первый коммерческий успех, который стал отправной точкой для набора команды и развития продукта.В 2016–2019 гг. палитра предложений компании существенно увеличилась. В ней появились классы решений по маскировке операционных систем, защите мобильных устройств и мониторингу компрометации сетевых устройств. Каждое разработанное решение имеет свой стиль и концептуальное преподнесение. Система ATHENA стала флагманским продуктом и гибко адаптировалась под различные инфраструктурные пожелания заказчиков. Компания стала участником ассоциации АРПП «Отечественный софт», резидентом инновационного центра «Сколково», выиграла несколько конкурсов по инновациям в сфере ИТ и безопасности.В 2020 г. компания «АВ Софт» стала лауреатом гранта российского фонда РФРИТ по разработке системы ложных распределённых целей на базе технологии «deception». Новое решение позволит имитировать ИТ-инфраструктуру организации и заманивать злоумышленников в «ловушки», оберегая реальные устройства от кибератак. Система ATHENA была выбрана для участия в отечественном мультисканере (аналоге VirusTotal), который уже активно проходит тестирование. Также компании удалось развить партнёрскую сеть и реализовать ряд научно-технологических проектов.В команде есть всё необходимое для развития и роста: концентрация идей, потенциал для создания новых продуктов и самый важный бриллиант для любого вендора — доверие заказчиков.Позиционирование вендора на рынкеОбъективная оценка вендора на рынке играет важную роль для потребителей продуктов и услуг в области информационной безопасности. Управление рисками при выборе поставщика решений для защиты ИТ-инфраструктуры требует высоких профессиональных компетенций. Базовая оценка контрагента, выполняемая финансовым отделом, может упустить важные аспекты этой весьма наукоёмкой сферы.Можно выделить следующие направления анализа организаций, специализирующихся на разработке программного обеспечения и оказании услуг в области информационной безопасности:сектор рынка,категории заказчиков,создание новых продуктов,зарубежные проекты,гибкость и адаптация решений,партнёрская сеть,сертификация.Оценка всегда предполагает градацию её уровней, поэтому была разработана шкала присвоения веса по каждому параметру оценки. Таблица 1. Параметры оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию Сектор рынкаЗдесь важно учесть возможность не только начитаться маркетинговых материалов на сайте, но и получить пробную версию или возможность организации «пилота», который не потерпит крушение, что достоверно подтвердит наличие самих продуктов.У компании «АВ Софт» есть следующие направления решений:антивирусный мультисканер,песочница (sandbox),ловушки (deception),контроль сетевого взаимодействия устройств,криминалистический анализ,безопасная коммуникация.Разнообразие направлений продуктов в компании даёт представление о системном охвате рынка, развитии смежных компетенций у специалистов и потенциальной возможности построения сложных конструкций в ИТ-инфраструктуре.Пробные версии показывают возможности продуктов компании, о которых будет рассказано далее.ATHENAФлагманский продукт по защите от целенаправленных атак AVSOFT ATHENA SANDBOX с помощью методов поведенческого анализа и искусственного интеллекта способен проверять всю входящую в компанию информацию на наличие опасного и вредоносного содержимого.Внутри системы ATHENA присутствует множество инструментов проверки, которые можно разделить на два больших блока анализа: статический и динамический. Рисунок 1. Интерфейс системы ATHENA При прохождении файлом или веб-ссылкой статического вида анализа выполняется проверка контента на наличие известных сигнатур множеством локальных антивирусных ядер, синтаксическими анализаторами (парсерами) и искусственным интеллектом, а также осуществляется сбор информации по исследуемому объекту во внешних репутационных базах данных.При динамической проверке осуществляется анализ поведения файла в имитационной среде — «песочнице» (она может быть как виртуальной, так и физической), которая соответствует реальному рабочему месту пользователя или серверу компании. В ней происходят запуск файла, провоцирование его на вредоносные действия, сбор событий о его поведении и вынесение вердикта на основе результатов аналитического блока и поведенческих сигнатур, которые разработаны командой аналитиков «АВ Софт».Стоит отметить, что в системе ATHENA присутствует широкая линейка поддерживаемых в песочницах операционных систем, включающая отечественные ОС:Microsoft Windows;Linux:Astra Linux,RedOS,Alt Linux,Red Hat Enterprise Linux,Debian,Ubuntu,openSUSE,CentOS;Android.После завершения всех видов анализа система ATHENA отображает подробный отчёт. Рисунок 2. Отчёт по проверке в системе ATHENA Рисунок 3. Отчёт по проверке сетевого трафика в системе ATHENA Важно обращать внимание на современность и удобство интерфейсов систем, которые вы берёте попробовать. Сейчас уже вполне устойчиво сформировались общепризнанные требования и правила по эргономике, грамотному использованию цветовых палитр, а также интерактивным возможностям современного программного обеспечения. Если вы осознаёте, что интерфейс часто вводит вас в заблуждение или недоумение, т. е. вы не понимаете, куда нужно двигаться и что делать, и вместо службы доставки вкусного ужина пытаетесь дозвониться до службы поддержки вендора, то что-то идёт не так. Любое нарушение графическими интерфейсами устоявшихся сценариев поведения пользователей тормозит бизнес-процессы компании.LOKIПрограммный комплекс AVSOFT LOKI DECEPTION имитирует корпоративную инфраструктуру на базе технологии «deception» и позволяет виртуально моделировать на различном уровне любое устройство в организации, включая оборудование IoT и IIoT (контроллеры АСУ ТП). Рисунок 4. Интерфейс системы LOKI Имитация устройств осуществляется с помощью ловушек (honeypot) и песочниц (sandbox). На рабочих местах сотрудников и серверах разворачиваются приманки, которые ведут в ловушки и песочницы, уводя вектор атаки от реальных устройств.Использовать систему LOKI несложно, достаточно сделать 4 шага:Просканировать подсети для определения состава активных устройств.Система сама предложит ловушки к ним, можно будет просто согласиться с её выбором.Развернуть ловушки в выбранной подсети одной кнопкой.Скачать приманки на рабочие места и установить их. Рисунок 5. Панель статистики системы LOKI Сейчас линейка имитируемых устройств в системе LOKI уже включает в себя большой список типов и моделей, который активно пополняется: рабочие станции, серверы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, IP-телефоны, IP-камеры, принтеры и сканеры, PoS-терминалы, ЧПУ-станки. Рисунок 6. Карта сети ловушек и реальных устройств в системе LOKI При работе с программным продуктом не стоит забывать о простоте его использования, чтобы любой шаг был естественен и логично следовал из предыдущего. В системе LOKI есть эта особенность, хотя изначально концепция идеи может сформировать представление о чём-то громоздком и сложном. Конечно, комплексы, автоматизирующие процессы в информационной безопасности, имеют большие функциональные возможности, но продукт должен стараться исключать людей из процесса, выполняя по максимуму всё самостоятельно, т. к. человеческий фактор — это всегда риск.OCTOPUSСистема AVSOFT OCTOPUS MULTISCANNER — это антивирусный мультисканер, который может быстро обрабатывать большие объёмы трафика и подходит в том числе для небольших компаний за счёт невысокой стоимости.Внутри системы — больше 20-ти локальных антивирусных ядер, при желании можно добавить и больше. Помимо этого есть модули статического анализа файлов, модели на базе машинного обучения, интеграция с внешними репутационными сервисами.Можно отправить на проверку самые разнообразные типы файлов: исполняемые, офисные, скрипты, мобильные приложения, архивы, включая многотомные и закрытые паролем, и др. Рисунок 7. Страница проверки файлов в системе OCTOPUS При оценке любой современной системы важно учитывать скорость обработки данных; если вендор предлагает решить её только за счёт «железа», то это — порочная практика, т. к. она всегда ставит перед заказчиком вопрос о дополнительных затратах. Важно уточнять у вендора, как происходит обработка очередей и больших объёмов задач, чтобы подстраховать себя от незапланированных финансовых потоков во внешний мир.BONDAVSOFT BOND MESSENGER — мессенджер для безопасного корпоративного общения. Он позволяет управлять всей коммуникацией в компании через собственный сервер. После развёртывания мессенджера в инфраструктуре никто кроме уполномоченных администраторов из персонала заказчика не имеет доступа к серверу, включая самих разработчиков программы. Рисунок 8. Интерфейс мессенджера BOND Получение быстрого доступа к продукту, как в случае с мессенджером, который можно просто скачать и поставить, даёт возможность сразу оценить его характеристики и принять решение. Если приходится пройти сражение с драконом или спасти принцессу, чтобы получить «пилот» или пробный доступ, то стоит задуматься, стоит ли ввязываться в этот бой, поскольку так же сложно могут быть выстроены и другие процессы, связанные с поддержкой или инсталляцией в инфраструктуру.CRIMLABКриминалистическая лаборатория AVSOFT CRIMLAB ANALYTICS предоставляет инструменты для детального анализа файлов и разнообразной агрегации собранных данных: сравнение исследований, создание коллекций, формирование базы знаний и др. Решение актуально для центров мониторинга информационной безопасности (SOC) и компаний, которые хотят развить компетенции своих специалистов в данной области. Рисунок 9. Схема работы CRIMLAB Решение позволяет проводить детальный анализ содержимого любого типа файлов, изучать его поведение в виртуальных и физических песочницах, тонко индивидуализировать параметры среды исследования и добавлять инструменты исследований, а также осуществлять ретроспективный анализ. Рисунок 10. Подробный отчёт по файлу Возможность тонкой индивидуализации внутренних функций и настроек системы всегда говорит о её гибкости и адаптивности, это уже стало базовым качеством многих современных программных продуктов. Не стоит забывать, что осуществление индивидуализации не должно быть сложным или запутанным, т. к. это повышает риск ошибок, система должна запрещать пользователю выполнять заведомо некорректные настройки.NFIНебольшой программно-аппаратный комплекс AVSOFT NFI контролирует взаимодействие сетевых устройств с внешней сетью (интернетом). NFI представляет собой устройство, которое берёт в кольцо сетевые пакеты, работая на 3-м уровне модели OSI. Инспектор способен оперативно выявить и заблокировать компрометацию любого сетевого устройства и оповестить об этом службу безопасности. Рисунок 11. Схема работы AVSOFT NFI NFI имеет графический интерфейс, в котором можно задавать правила фильтрации и управлять устройством. Рисунок 12. Интерфейс программно-аппаратного устройства NFI Итак, компанией охвачены востребованные направления на рынке информационной безопасности и этих направлений больше 5-ти, что даёт основание присвоить ей 3 балла по принятой методике оценки.Категории заказчиковДля вендора большую роль играет получение опыта с разными категориями заказчиков. Все осознают, что государственные и коммерческие организации — это два больших разных «королевства» со своими требованиями и правилами. Непрерывная реконструкция и анализ многогранных кейсов с клиентами может помочь пересмотреть процесс реализации новых проектов. Заказы от коммерческих компаний преимущественно ориентированы на скорость и оптимизацию затрат, от государственных структур — на соблюдение требований регуляторов, а качество, конечно, интересует всех.Компания «АВ Софт» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками. Веер направлений деятельности клиентов включает в себя промышленность, транспорт, оказание услуг по безопасности и задачи связанные с обороной. Не присутствуют пока зарубежные заказчики, что позволяет поставить по методике оценки 2 балла.Новые продуктыОриентация на создание новых продуктов — обязательный талисман для всех, кто планирует расти. Сфера кибератак развивается со скоростью гепарда, поэтому вендорам важно не упускать шанса моделировать инструменты охоты, которых ни у кого нет или которым есть куда стремиться по уровню качества. Конкуренты всегда помогают в развитии, никогда не сидят спокойно и ждут возможности забрать себе кусочек того, что кто-то потерял, потому что отстал в развитии. Если компания постоянно генерирует новые идеи и не жалеет ресурсов на развитие новых продуктов, то это выделяет её с точки зрения планирования долгосрочной стратегии.Команда «АВ Софт» почти каждый год выпускает новый продукт, и основная концепция компании как таковая базируется на непрерывном выпуске новых продуктов. По методике можно присвоить ей 3 балла.Зарубежные проектыКогда вендор вращается только в своей домашней зоне, это не даёт ему возможности развиться до уровня международных конкурентов, и тем самым он обрекает себя на стагнацию, которая наступит рано или поздно. Очень важно стремиться расширять круг заказов за границами комфортного «стеклянного шара», адаптируя свои решения под требования заказчиков из других стран.Опыта зарубежных проектов компания «АВ Софт» пока не имела шанса получить, поэтому по методике ей ставим 0 баллов.Гибкость и адаптация решенийСпособность продуктов гибко трансформироваться не всегда удобна вендорам, потому что это влечёт за собой дополнительные ресурсы на поддержку и сопровождение. Но желания заказчиков никто не отменял, и пока они не удовлетворены — это всегда отличный повод для действия. Клиентоориентированный подход уже пронизывает все сферы рынка и требует покориться ему в том числе и от поставщиков решений по информационной безопасности.Индивидуализация продуктов компании «АВ Софт» возможна и является одним из обязательных условий работы с заказчиками, взятых на себя командой. Высокая адаптивность продуктов — это всегда отчасти и риск, но при должной оптимизации этого процесса он даёт гораздо больше, чем ограничения клиентов. Формируется совершенно иной уровень доверия, появляется возможность реализовать действительно полезные проекты. По методике мы можем поставить в данной категории 3 балла.Партнёрская сетьРазвитая партнёрская сеть свидетельствует о доверии и устойчивой позиции вендора на рынке. Если среди партнёров есть крупные интеграторы и дистрибьюторы, то это показывает, что компания получила признание у сильных игроков.У компании «АВ Софт» — больше 15-ти партнёров, что даёт основание выставить ей по методике ещё 3 балла.СертификацияПолучение сертификации — ювелирная работа, которая требует в первую очередь стабильности продуктов и чёткого их соответствия заявленным требованиям. При наличии лицензий можно сделать вывод о том, что присутствует баланс между разработкой новых функций и их устойчивым состоянием.Часть продуктов компании «АВ Софт» имеет сертификацию, остальные находятся в процессе её получения, поэтому в нашей финальной метрике мы можем выставить 2 балла.Подведение итоговВ итоговой таблице компания «АВ Софт» получает 16 баллов, что вполне неплохо, но значит, что есть куда стремиться. Цветом выделены баллы, которые компания получила в результате прохождения оценки в рамках настоящего материала. Таблица 2. Методика оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию ВыводыОценка вендора может быть адаптирована под потребности конкретной организации и особенности защиты её ИТ-инфраструктуры. Рекомендуется также выстраивать управление рисками в части поставки решений по информационной безопасности и методику оценки качества продуктов и услуг вендора. Читать далее
    • andery777
    • Guffy
    • andery777
      Только для 10? Как думаете с 7 совместима?
    • AM_Bot
      Продукт, известный сейчас как Ideco UTM, произошёл из Ideco ICS (Internet Control Server), первый выпуск которого состоялся в 2005 г. За 15 лет продукт поменял название, расширил список функциональных возможностей и стал называться Ideco UTM. В конце 2020 года состоялся релиз новой, 9-й версии; слоганом презентации стало «Дальше только космос». Рассмотрим, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей, 8-й версией.    ВведениеНовые возможности Ideco UTM 9Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейПреимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиКонцепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Принцип «всегда на связи»ВыводыВведениеIdeco UTM представляет собой шлюз безопасности типа Unified Threat Management (система единообразной обработки угроз) российского разработчика «Айдеко». Предыдущая, 8-я, версия этого шлюза рассматривалась на нашем сайте весьма подробно. Новая редакция продукта обладает широкими функциональными возможностями за счёт использования таких модулей и механизмов, как защита от несанкционированного доступа и внешних угроз (межсетевой экран, WAF, контроль приложений и другие), контроль доступа, контентная фильтрация, антивирусная проверка трафика, антиспам (на основе технологий «Лаборатории Касперского»), возможности работы в качестве VPN-, DNS-, DHCP- и даже почтового сервера.Исходя из перечисленных функций можно сказать, что Ideco UTM уже вышел за рамки привычного класса устройств для сетевой безопасности и представляет собой экосистему, работающую не только для организации и защиты сети, но также для частичного построения серверной инфраструктуры.За прошедшие 15 лет это решение стали использовать такие компании и ведомства, как Федеральная таможенная служба, холдинг «Вертолёты России», ArcelorMittal. В целом более 14 000 организаций используют в своих сетях решение Ideco UTM.Ещё одним преимуществом рассматриваемого решения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволяет использовать Ideco UTM 9 для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16 ноября 2015 г., а также в рамках программы импортозамещения, что важно в свете планируемого перевода субъектов КИИ на российские продукты.Новые возможности Ideco UTM 9Ideco UTM 9 основана на новейшем ядре Linux 5.11. В этой версии обновлены многие системные пакеты, увеличена производительность, включена поддержка новых платформ.Переработан веб-интерфейс администратора. Теперь он ещё удобнее с точки зрения структуры и работает быстрее, чем раньше. Рисунок 1. Интерфейс администратора Ideco UTM 9 Добавлена ролевая модель администраторов. Теперь благодаря ей доступ разделён на две категории: полный доступ и только чтение, что позволяет предоставлять его обучающимся или неопытным пользователям. Рисунок 2. Добавление учётной записи администратора Реализован раздельный доступ в консоль по SSH под логинами администраторов. Это позволяет настроить сети, из которых возможен доступ по SSH. Раньше была возможность подключаться только к веб-интерфейсу шлюза. Рисунок 3. Управление доступом по SSH В обновлённой версии шлюза безопасности добавлена установка пароля администратора при развёртывании сервера. Данная возможность исключает использование стандартных паролей и делает необходимой их ручную смену после установки продукта. Это позволяет избавиться от типичной проблемы использования нестойких и подверженных взлому паролей в привилегированных учётных записях.В межсетевой экран добавлены счётчики срабатывания правил, что позволяет эффективнее управлять правилами, удаляя или дорабатывая правила файрвола не имеющие срабатываний. Рисунок 4. Управление правилами файрвола В Ideco UTM 9 появился почтовый узел («релей») с возможностью работы в качестве полноценного почтового сервера с модулем антиспама от «Лаборатории Касперского». Рисунок 5. Основные настройки почтового релея Почтовый релей может подписывать исходящие письма DKIM-ключом, который используется почтовыми сервисами для идентификации и классификации электронной почты. Рисунок 6. Включение функции DKIM В продукте обновлён модуль системы предотвращения вторжений. Теперь он более эффективен в выявлении и предотвращении атак.Добавлена возможность отправки оповещений о событиях на сервере с помощью телеграм-бота. Рисунок 7. Настройка телеграм-бота Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейIdeco UTM — это программное решение, что весьма выгодно с точки зрения отсутствия необходимости покупать продукт вместе с аппаратной частью. Достаточно выделить соответствующие ресурсы из уже имеющихся. Несмотря на новые функции, появившиеся в версии 9, требования к аппаратному обеспечению не изменились по сравнению с 8-й версией. Таблица 1. Минимальные системные требования, предъявляемые Ideco UTM 9Минимальные системные требованияПримечаниеПлатформаОбязательна поддержка UEFI Гипервизор2-е поколение виртуальных машин HyperV (с отключённым SecurityBoot) ПроцессорIntel Pentium G / i3 / i5 / Xeon E3 / Xeon E5 с поддержкой инструкций SSE 4.2Требования могут варьироваться в зависимости от сетевой нагрузки и используемых сервисов, таких как контентная фильтрация, антивирусы и система предотвращения вторжений. Для работы системы требуется минимум два, лучше четыре ядра процессора.Объём оперативной памяти8 ГБ (16 ГБ при количестве пользователей более 75)Дисковая подсистемаЖёсткий диск (магнитный или SSD) объёмом 64 ГБ или больше с интерфейсом SATA, SAS либо совместимый аппаратный RAID. В случае использования почтового сервера — второй жёсткий диск.Не поддерживаются программные RAID-контроллеры (интегрированные в чипсет или материнскую плату). При использовании аппаратных RAID-контроллеров настоятельно рекомендуется использовать плату с установленным аккумулятором, иначе высока вероятность краха RAID-массива. Не поддерживаются диски объёмом выше 2 ТБ.Сетевые адаптерыДва сетевых адаптераРекомендуются сетевые адаптеры, основанные на чипсетах 3Com, Broadcom, Intel или Realtek со скоростью 100/1000 Mбит/с.ДополнительноМонитор, клавиатураДля установки и работы Ideco UTM не требуются предустановленная ОС и дополнительное программное обеспечение. Ideco UTM устанавливается на выделенный сервер с загрузочного компакт-диска или USB-накопителя, при этом автоматически создаётся файловая система и устанавливаются все необходимые компоненты. Ниже в таблице представлены несколько типов конфигураций, которые зависят от количества пользователей. Таблица 2. Минимальные характеристики сервера для Ideco UTM 9 в зависимости от количества пользователей в сетиКоличество пользователей2550–200200–50010002000Модель процессораIntel Pentium Gold G5400 или совместимыйIntel i3 8100 или совместимыйIntel i5, i7, Xeon E3 от 3 ГГц или совместимыйIntel Xeon E3, E5 или совместимыйIntel Xeon E5 или совместимый 8-ядерныйОбъём оперативной памяти4 ГБ (рекомендуется 8 ГБ)8 ГБ16 ГБ16 ГБ32 ГБДисковая подсистема64 ГБ64 ГБHDD 500 ГБ либо SSD 256 ГБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБСетевые адаптерыДва сетевых адаптера Преимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиIdeco UTM имеет немало особенностей и отличий. Как было сказано выше, это — программное решение, поддерживаемое всеми гипервизорами, без привязки к конкретным аппаратным платформам. Благодаря этому можно разворачивать продукт как на собственных мощностях, так и в облаке.Настройка шлюза упрощена за счёт большей автоматизации процесса. Рисунок 8. Настройка контроля приложений Время внедрения системы в организации минимизировано благодаря интеграции с Active Directory, SIEM, DLP-системами, а также предпродажной (presale) поддержке от производителя решения. Рисунок 9. Настройка интеграции с Active Directory Рисунок 10. Настройка отправки отчётов в SIEM Рисунок 11. Настройка интеграции Ideco UTM с сервисами ICAP (DLP, антивирусы и т. д.) В Ideco UTM есть все модули глубокого анализа трафика, как в классических UTM- / NGFW-решениях, что позволяет предотвращать многие атаки на корпоративные ресурсы компании-покупателя.Одна из концепций «Айдеко» — использование опенсорс-продуктов в совокупности со своими разработками. Компания не скрывает факта использования программ с открытым исходным кодом: ядра Linux, Suricata, Nginx, Squid и других. «Айдеко» дорабатывает их и делится этими доработками с сообществом. Собственные разработки «Айдеко» касаются создания правил для определения и предотвращения атак.Отметим усовершенствованную систему справки — рядом с каждым пунктом меню веб-интерфейса продукта есть иконка, нажав на которую администратор перейдёт к соответствующему пункту документации. Рисунок 12. Иконка вызова документации Рисунок 13. Переход в документацию Быстрые релизы и постоянное развитие продукта — принцип «agile» в действии. Также отдельного упоминания заслуживают мгновенные ответы техподдержки по различным каналам коммуникации.Давайте рассмотрим последние два принципа чуть подробнее.Концепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Компания «Айдеко» уделяет огромное внимание управлению изменениями своего продукта. С момента выхода 9-й версии в конце 2020 года выпущено уже 8 релизов. Средний интервал между ними составляет около 2 недель.Обновления касаются не только исправления выявленных ошибок, но и улучшения используемых модулей (например, в редакции от 19 марта обновлён модуль системы предотвращения вторжений Suricata до версии 6.0.2), а также ввода новой функциональности (в релизе от 5 февраля добавлены новые возможности, касающиеся учёта и отчётов по веб-трафику).Таким образом, компания заботится о том, чтобы решение было удобно для организаций и действительно работало так, как это нужно пользователям.Принцип «всегда на связи»Забота о клиентах проявляется не только в том, что компания регулярно обновляет свой продукт, но и в том, что она обеспечивает его поддержку и собирает обратную связь для выявления потребностей используя абсолютно разные каналы связи. Это — классическая почта и портал технической поддержки, многоканальный телефон, телеграм-бот и канал в Telegram, чат в веб-интерфейсе самого продукта. Также в чат и в телеграм-бот оперативно приходит информация о наличии новой версии Ideco UTM.ВыводыIdeco UTM 9 — это постоянно развивающееся отечественное решение, включившее в себя не только функциональную часть как таковую, но и современный подход к разработке и сопровождению продукта. С одной стороны, это IPS, межсетевой экран, почтовый релей и т. д., а с другой стороны — постоянная обратная связь с производителем решения, регулярные релизы и обновления.С каждой версией производитель всё больше заботится об администраторах с базовыми знаниями сетевых технологий, упрощая процесс настройки шлюза безопасности, структурируя веб-интерфейс и принудительно заставляя уходить от «пустых» паролей и паролей «по умолчанию», что важно для бюджетных организаций и компаний с маленьким штатом ИТ-сотрудников. Читать далее
×