Перейти к содержанию
Сергей Ильин

Интервью с Вениамином Левцовым, Директором департамента развития LETA IT-company

Recommended Posts

Сергей Ильин

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию интервью с Вениамином Левцовым, Директором департамента развития LETA IT-company.

http://www.anti-malware.ru/node/724

Интервью полностью посвящено DLP-рынку России: его состоянию в целом, существующим игрокам, продуктам и тонкостям их внедрения. Я думаю, взгляд Вениамина на рынок должен быть интересен потому, что именно на стороне интегратора, каким являемся LETA IT-company, наилучшим образом видны потребности рынка и его тенденции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Орешин

Черт, забавно сегодня было пытаться общаться по сему интервью, еще его не читая. Честно говорил всем, с кем общался по телефону: «Не читал еще ! Нет мнения ) Дай прочесть, потом пообщаемся !». А они все о том же «Левцов на Инфовотч наехал !».

Теперь понял о чем речь Но !

Вениамин, а ты не хочешь «раскрыть» вот этот абзац ?

Возможно, многие со мной не согласятся, но в результате рынок немного от всего этого устал. Некоторые технические сложности реализации проектов на базе InfoWatch в сочетании с активным маркетингом вызвали падение доверия и к решению как таковому, и к классу продуктов в целом. Мы были тому свидетелями в последние полтора года.

Так как читается очень не однозначно. Варианты прочтения от:

«Инфовотч все делал не так, и все устали»

до «Так как рынок двигал один Инфовотч, а все остальные вендоры заняли выжидательную позицию – если что получится, мы придем на поляну Инфовотча».

Мое мнение, тезисы что ли (вдруг кому интересно ?! ;):

- InfoWatch проделал и делает колоссальную работу.

- Остальные вендоры заняли или выжидательную позицию или им просто было не России (но это специфика рынка – все компании (до покупки) компании: «Мама, Папа, я – спортивная семья»);

- Поведение (позиционирование) вендора, который появился вторым, считаю не корректным и даже тупиковым могло привести к такому позиционированию: «Websense ? А знаем-знаем ! Это которые Infowatch ругают». Не смотря на это, ребята очень быстро смогли нарастить компетенцию у партнеров – тут наверно наложилась усталость от InfoWatch. В нужное время в нужном месте.

- Положа руку на сердце, года два назад у меня было стойкое мнение: «InfoWatch дело хорошее, но мы никогда сотрудничать не будем» - получилось по другому, чему я рад :)

- Вендора номер три – желтенький такой :) . По сути, сначала за уши тащили потенциальные партнеры, а потом за уши тащил российский офис. Получилось пока половинчатое решение. Но с другой стороны он уже присутствует и два подобранных партнера – действительно сильные. Хотя очевидно они будут не единственные. Хотя иногда позиция отдельных личностей из компании мне кажется хамоватая – но может это накладывает просто, что мы раньше работали вместе – думаю пройдет ;)

- Про красных антивирусных сложно что-то сказать. Так как они только вылезли – чуть подождать надо :)

- Забавно, что большие усилия, что бы сократить свою долю на российском рынке InfoWatch делает – сам InfoWatch – при том осмысленно и грамотно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин

Честно говоря не вижу никаких наездов в словах Вениамина ... DLP не внедряется на раз-два-три, заказчики это поняли - сказки не ожидается. Infowatch как драйвер рынка, естественно рискует, так как первым быть всегда тяжело. Понабиваешь шишки, а потом кто-то желтый, синий или красный будет двигаться по проложенным рельсам почти на халяву.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Орешин
Честно говоря не вижу никаких наездов в словах Вениамина ... DLP не внедряется на раз-два-три, заказчики это поняли - сказки не ожидается. Infowatch как драйвер рынка, естественно рискует, так как первым быть всегда тяжело. Понабиваешь шишки, а потом кто-то желтый, синий или красный будет двигаться по проложенным рельсам почти на халяву.

Вот ! Это к вопросу кто ка читает. Я то же прочитал как ты, но еще не читая интервью слышал что кто-то прочитал это как наезд. Поэтому, мне кажется, что стоит развернуть ответ или прокомментировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кирилл Керценбаум

А на мой взгляд, как ни читай, в любом случае вывод будет один и тот же и в нем я полностью согласен с Вениамином: ИнфоВотч проделал большую работу по подготовке рынка и его информированию, за что ему большое спасибо. Однако, уникальную возможность перейти от слов к делу они упустили, видимо ошибочно полагая что запас прочности еще велик, а западные конкуренты еще долго не будут обращать внимание на российский рынок; это и было самой главной ошибкой. Теперь место придется уступить тем, кто не только хорошо знает что такое DLP, а еще и предлагает конкретные решения и продукты. Что это за компании - смотрим квадрант Лидеров Магического квадрата Гартнера

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов
Теперь место придется уступить тем, кто не только хорошо знает что такое DLP, а еще и предлагает конкретные решения и продукты. Что это за компании - смотрим квадрант Лидеров Магического квадрата Гартнера

Сам собой Гарднер не позволяет даже войти в тройку лидеров на антивирусном рынке России. Откуда же такой пафос по DLP? Просто так упражняться в красноречии - скучно, и главное - неприбыльно.

Предлагаю тебе пари на два миллиона рублей, кто из нас в 2009 году сделает в России больше. Вениамина позовем в гаранты и аудиторы, как независимого эксперта и общего партнера всех DLP-вендоров. А читателей anti-malware - в свидетели.

За слова иногда имеет смысл отвечать, а то никто всерьез воспринимать не будет. Спорим или будем за квадраты прятаться?

  • Upvote 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов

Михаилу Орешину и Сергею Ильину

Сегодня ожидания заказчика по DLP не совпадают с функционалом реализованных проектов, участники DLP-Russia это отмечали. Это связанно, в том числе, с прямолинейным пиаром: "замучили утечки, покупай DLP". Попользовав один продукт, сначала заказчики решили, что проблема или в продукте, или технологии (лингвистике). Те кто попробовал отпечатки или метки, загрустили еще больше - халявы не будет, никакой технологией целиком проблему не решишь, придется вкалывать самим...

К сожалению, такая ситуация усугубляется нежеланием интеграторов инвестировать в экспертизу. Максимум, чему они учатся - инсталляции и настройке. Поэтому функционал продуктов используется процентов на 20. С этим столкнулись не только мы. но и другие вендоры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кирилл Керценбаум

Рустэм, я думаю не стоит спускаться на уровень пустой полемики. Я лишь высказал свое мнение и прогноз, основанные на текущей ситуации на рынке, мнение Заказчиков и некоторых других факторах; все, что зависит от меня, чтобы он оказался верным - я сделаю, это уж точно :rolleyes:

То что Инфовотч в ближайшее время останется лидером рынка DLP в России я не подвергаю сомнению (тем более достойные внимания продукты и решения у компании есть), так как помимо технологических факторов, всегда остаются не менее важные - географическая близость к Заказчикам, знание особенностей работы на локальном рынке и др. Что касается квадратов и прочих геометрических фигур, то к ним конечно же нельзя относиться как к единственному показателю того, кто находится на каком месте, однако думаю подвергать сомнению тот факт, что они хорошо отражает динамику распространения тех или иных продуктов и решений среди Заказчиков

Да и рынок DLP в ближайшие годы будет таков, что места на нем хватит всем, другой вопрос что требования к технологиям у Клиентов будут все серьезнее и серьезнее...

Сегодня ожидания заказчика по DLP не совпадают с функционалом реализованных проектов, участники DLP-Russia это отмечали. Это связанно, в том числе, с прямолинейным пиаром: "замучили утечки, покупай DLP". Попользовав один продукт, сначала заказчики решили, что проблема или в продукте, или технологии (лингвистике). Те кто попробовал отпечатки или метки, загрустили еще больше - халявы не будет, никакой технологией целиком проблему не решишь, придется вкалывать самим...

И кто в этом виноват как не производители DLP решений? Многие доносят ли до клиентов, что решений проблем утечек Информации - это не только покупка и внедрение DLP продукта, но и изменение самого подхода к созданию, хранению и перемещению информации

К сожалению, такая ситуация усугубляется нежеланием интеграторов инвестировать в экспертизу. Максимум, чему они учатся - инсталляции и настройке. Поэтому функционал продуктов используется процентов на 20. С этим столкнулись не только мы. но и другие вендоры.

А много ли интеграторов способных на это? Их единицы и эти единицы и двигают новые технологии, такие как DLP, в массы. Те интеграторы, кто понимает что DLP - это не только установка и настройка, но и много работы по аудиту и обучению, наиболее востребованы сейчас на рынке, а у остальных еще есть время подготовиться к его бурному росту

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов

Нет, так нет - достаточно, что "уступить место" сменилось на "сделаю все возможное" :). Принято.

В несовпадении ожиданий виноват незрелый рынок. Я не верю, что злые продавцы обманывают глупых заказчиков. Все происходит с обоюдного согласия. Все знают, как надо делать, но никто этого не делает, ни продавцы, ни покупатели. Первым нужно продать лицензии, у них квоты, планы и комиссионные - отсюда нежелание вкладываться в развитие рынка и экспертизу. Левцов правильно говорит про процедуру внедрения, но и его компания ничего этого не делает. Вторым скорее нужно поставить галочку "проблема решена".

Отсюда субъективный прогноз на ближайшие два года.

1. Рынок. Рывка не будет. Рынок DLP - рынок пассивного спроса, компании жили без этой технологии 40 лет, еще пару лет легко потерпят. В кризисе часть заказчиков - коммерческие банки и промпредприятия. Платежеспособные заказчики - госы, госбанки, ТЭК, телекомы - сокращают расходы. Поэтому миллионных контрактов не будет, а на много маленьких ни у кого не хватит ресурсов.

2. Интеграторы. Партнеры никого двигать не будут, займут выжидательную позицию. Мультивендорные партнеры договорятся со всеми участниками рынка, выполнив минимальные требования для поставки лицензий. Одновендорные партнеры, будут пытаться получить заказы не у заказчика, а у вендора.

3. Лидер. В этой ситуации одна крупная сделка может резко изменить рыночное положение. Шансы есть у всех, у каждого вендора свои плюсы и минусы, причем не только в продуктах, но и в лицензионной политике, партнерских программах, наличии сертификатов и т.д.. Будет много маленьких игроков - "вендор одного заказчика".

4. Фичи. Поскольку решение будут принимать не технари, бренд, близость к заказчикам и возможность адаптировать продукт будут более востребованы у платежеспособных заказчиков, чем технические фичи.

В такой ситуации любая сделка будет работать на рынок, раскручивать ситуацию "у всех есть DLP-продукты, а у нас нет", помогать остальным игрокам продавать, рекрутировать новых партнеров и т.д., Кто-бы не выиграл в относительных цифрах, в абсолютных выиграют все участники рынка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин

В кризисе, как и в абсолютно любом событие, есть и позитивная сторона. Возрастают шансы на передел рынка для тех, кто будет работать лучше других, тут я согласен с пунктов 3 у Рустема. Если кто-то имеет намерения переделить рынок под себя, то делать это надо именно в кризис, когда всем тяжело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ashot

А есть данные по долям рынка (такой-то продукт занимает столько-то %%) и вообще объем всего нашего DLP-рынка? ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов
А есть данные по долям рынка (такой-то продукт занимает столько-то %%) и вообще объем всего нашего DLP-рынка? ;)

Нет данных :(.

Во-первых, в России никто не заморачивается считать DLP-рынком, у нас "аналитики" считают рынок "средств защиты от утечек", в него включают все, что каким-то боком можно отнести к этой теме. Форрестеровские вендоры, одно-канальные решения (Дозор, MIME Sweeper, IBM email Security), системы управления доступом (DeviceLock, Device Control, Zlock), corporate spyware, системы анализа корпоратиного контента без возможности блокирования (Софтинформ) и DRM - системы. Поэтому за 2007 год "аналитики" называют цифры от 20 до 120 млн.

Во вторых, из всех вышеперечисленных, кроме InfoWatch, никто о результатах продаж не отчитывается. Наверное, боятся испугать "аналитиков" объемами продаж. Поэтому "аналитики" питаются слухами, а слухи запускать - не мешки ворочать. Начинаешь проверять - начинают путать инсталляции и продажи :)). Вылезают бесплатные пилоты, годичные отсрочки платежа и т.д. Рынок - это когда платят, а не когда даришь :).

Мы скромно считаем, что в ценах заказчика занимаем в России половину рынка "околоутечных" продуктов на корпоративном рынке (от 1000 пользователей, у нас это минимальная инсталляция), Левцову отдельное спасибо за 70%. В 2008 у нас будет 280 млн рублей по уже заключенным контрактам. Боюсь, что это единственная достоверная цифра, которую мы увидим по 2008. Даже лидер по борьбе с утечками по версии CNews цифр о своем лидерстве не раскрывает. У меня есть ощущение, что Крок одного только InfoWatch Traffic Monitor продает больше, чем лидер - всего DLP. Почему тогда Крок не лидер? Надо будет спросить CNews, где они берут данные.

Я давно предлагаю всем проаудироваться и посчитаться для собственного блага, хоть под IDC, хоть под Anti-Malware. По 2008 году такой отчет будет делать DLP-Expert, но боюсь, точные данные будут только по InfoWatch, остальные "ответят уклончиво" :)).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ashot
Поэтому за 2007 год "аналитики" называют цифры от 20 до 120 млн

интересные "аналитики", учитывая, что веcь мировой DLP за 2007-й это 150 лямов, а на 2008-й это около $210-250M ;)

где берет CNews данный понятно, это не секрет - в их опроснике можно нарисовать любые цифры. Я уж не говорю, что одни и теже деньги считаются по нескольку раз (у вендоров, у дитрибуторов и у интеграторов).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Михаил Орешин
А много ли интеграторов способных на это? Их единицы и эти единицы и двигают новые технологии, такие как DLP, в массы. Те интеграторы, кто понимает что DLP - это не только установка и настройка, но и много работы по аудиту и обучению, наиболее востребованы сейчас на рынке, а у остальных еще есть время подготовиться к его бурному росту

Кирилл, не хотелось бы перекидывать мячик, но разве это не задача вендоров ?

Донести до рынка какой-то общий вижн. Донести то партнеров (в данном случае интеграторов), что собственно им стоит сделать и зачем. Обычно же сотрудничество с новым вендором или со старым, но по старым решениям сводится к следующим предложениям (тут не только про DLP)

1) Надо обучить 1 sale-а и двух технарей – сдать экзамены

2) Давайте мы что-нибудь за фигачим вместе, мы компенсируем половину по затратам

3) Готовы ездить с вами по presale-ам куда угодно

4) В целом, сами предлагайте, как вы нас будете продавать, а мы посмотрим…

5) Подробный рассказ о ТТХ продукта…

Скучно :-/ И не конструктивно. Давай возьмем твою презу с DLP Russia – просто под руку подвернулась. Если тебе кажется, что это наезд на тебя представь что я обсуждаю презу Миши Кондрашина по Ликпрув. Или Миши Прибочего по DSS.

Итак

1) Первые 3 слайда стандартная статистика/пугалочка и слова как это важно

2) Короткое описание, что это за решение– пару фраз буквально…

3) Далее матерные технические слова по самой системе и что с чем интегрируется…

4) Ну и под конец добить всех гартнером и клиентами…

Да это стандарт презентаций – но это мог быть любой продукт DLP, да даже не DLP, в эту схему антивирус ляжет, антиспам – что угодно.

Мы скромно считаем, что в ценах заказчика занимаем в России половину рынка "околоутечных" продуктов на корпоративном рынке (от 1000 пользователей, у нас это минимальная инсталляция), Левцову отдельное спасибо за 70%. В 2008 у нас будет 280 млн рублей по уже заключенным контрактам. Боюсь, что это единственная достоверная цифра, которую мы увидим по 2008. Даже лидер по борьбе с утечками по версии CNews цифр о своем лидерстве не раскрывает. У меня есть ощущение, что Крок одного только InfoWatch Traffic Monitor продает больше, чем лидер - всего DLP. Почему тогда Крок не лидер? Надо будет спросить CNews, где они берут данные.

То есть весь рынок около DLP ~ 20-22 мил $ на 2008 год…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ashot
То есть весь рынок около DLP ~ 20-22 мил $ на 2008 год…

уверен, что меньше! Мне кажется, что идет подмена понятий,когда рынок Information Protection & Control (IPC) выдается за DLP. Но это мое частное мнение ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
nremezov

"Первое: никаких тестовых сред. Запускать надо только на реальной информационной системе компании и реальных документах.

Второе: только мониторинг. Случайная ошибочная блокировка важного письма генерального директора может убить проект на взлете.

Третье: секретность. Сотрудники не должны быть осведомлены о запуске системы.

Четвертое: срочность. У DLP проектов есть негативный налет «долгостроя». Максимальный срок запуска и тестирования не должен превышать трех месяцев, что вполне реально при работе с большинством представленных продуктов. "

Очень интересно чем обусловлено рождение 1,3 и 4-го принципов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов
уверен, что меньше! Мне кажется, что идет подмена понятий,когда рынок Information Protection & Control (IPC) выдается за DLP. Но это мое частное мнение ;)

Так и есть, я и сказал "околоутечных" продуктов, DLP конечно меньше. Из форрестеровских вендоров в 2008 году в России были сделки у InfoWatch, Websense и McAffee, до конца года будут сделки по Vontu, может и TrendMicro что-то продать успеет. Периметрикс считаем? Они обещали в этом году сделать 5 миллионов долларов, но продукт позже запланированного появился, тем не менее двух клиентов они называли на Infosec Moscow, клиентам можно тупо позвонить.

Ты скажи вендоров, которых относишь к DLP, вместе и подсчитаем. На корпоративном рынке все сделки известны, известны все цены, политика лицензирования и количество проданных лицензий, тут не напишешь, как в cnews, что угодно, всегда есть у кого спросить :).

А вот как считать в СМБ - пока непонятно.

Хотя все это абсолютно ненужные упражнения. Реально DLP продукты конкурируют не только между собой, а еще и с кучей продуктов, от DRM до HIPS (сам однажды выиграл тендер против CA HIPS). Поэтому это и есть рынок, который интересно считать - сколько денег тратят российские компании на борьбу с утечками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рустэм Хайретдинов
интересные "аналитики", учитывая, что веcь мировой DLP за 2007-й это 150 лямов, а на 2008-й это около $210-250M ;)

Это охренительный прорыв - обычно для корпоративных ИБ систем российский рынок составляет 1-2% от мирового, а тут только наши аудированные продажи составляют > 5% от мирового рынка. А мы DLP - у нас и справка от Форрестера есть :). В 2007 были сделки по Websense CPS, т.е. наш рынок DLP - составляет >7% от мирового, при том, что ни по населению, ни по ВВП, ни по каким другим показателям мы не приближаемся к этому соотношению. Тогда получается, что DLP-единственный рынок, где Россия потребляет такую высокую долю мирового потребления. Ну хорошо, самую большую из хайтековских продуктов. Ведь есть еще Майбахи и Бентли :).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Компания «АВ Софт» является российским производителем средств обеспечения информационной безопасности, которые вендор разрабатывает с 2010 г. Портфель продуктов включает в себя систему защиты от целевых атак ATHENA, программный комплекс для имитации корпоративной инфраструктуры LOKI, антивирусный мультисканер OCTOPUS, корпоративный мессенджер BOND и другие продукты, уже зарекомендовавшие себя у российских заказчиков.    ВведениеПозиционирование вендора на рынкеСектор рынкаATHENALOKIOCTOPUSBONDCRIMLABNFIКатегории заказчиковНовые продуктыЗарубежные проектыГибкость и адаптация решенийПартнёрская сетьСертификацияПодведение итоговВыводыВведениеБренд «АВ Софт» придумал Антон Чухнов, основатель компании, имея скромное желание изменить индустрию информационной безопасности в России. Сердце потребителей планировалось пронзить стрелой чего-то нового и оригинального.В 2010 году системы на базе технологии «песочницы» обладали слабой гравитацией на рынке, многим идея казалась неперспективной и странной. Антон пришел от неё в восторг и объединил в первом прототипе системы ATHENA возможность анализировать поведение программного обеспечения с антивирусным мультисканером. Единство технологий принесло первый коммерческий успех, который стал отправной точкой для набора команды и развития продукта.В 2016–2019 гг. палитра предложений компании существенно увеличилась. В ней появились классы решений по маскировке операционных систем, защите мобильных устройств и мониторингу компрометации сетевых устройств. Каждое разработанное решение имеет свой стиль и концептуальное преподнесение. Система ATHENA стала флагманским продуктом и гибко адаптировалась под различные инфраструктурные пожелания заказчиков. Компания стала участником ассоциации АРПП «Отечественный софт», резидентом инновационного центра «Сколково», выиграла несколько конкурсов по инновациям в сфере ИТ и безопасности.В 2020 г. компания «АВ Софт» стала лауреатом гранта российского фонда РФРИТ по разработке системы ложных распределённых целей на базе технологии «deception». Новое решение позволит имитировать ИТ-инфраструктуру организации и заманивать злоумышленников в «ловушки», оберегая реальные устройства от кибератак. Система ATHENA была выбрана для участия в отечественном мультисканере (аналоге VirusTotal), который уже активно проходит тестирование. Также компании удалось развить партнёрскую сеть и реализовать ряд научно-технологических проектов.В команде есть всё необходимое для развития и роста: концентрация идей, потенциал для создания новых продуктов и самый важный бриллиант для любого вендора — доверие заказчиков.Позиционирование вендора на рынкеОбъективная оценка вендора на рынке играет важную роль для потребителей продуктов и услуг в области информационной безопасности. Управление рисками при выборе поставщика решений для защиты ИТ-инфраструктуры требует высоких профессиональных компетенций. Базовая оценка контрагента, выполняемая финансовым отделом, может упустить важные аспекты этой весьма наукоёмкой сферы.Можно выделить следующие направления анализа организаций, специализирующихся на разработке программного обеспечения и оказании услуг в области информационной безопасности:сектор рынка,категории заказчиков,создание новых продуктов,зарубежные проекты,гибкость и адаптация решений,партнёрская сеть,сертификация.Оценка всегда предполагает градацию её уровней, поэтому была разработана шкала присвоения веса по каждому параметру оценки. Таблица 1. Параметры оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию Сектор рынкаЗдесь важно учесть возможность не только начитаться маркетинговых материалов на сайте, но и получить пробную версию или возможность организации «пилота», который не потерпит крушение, что достоверно подтвердит наличие самих продуктов.У компании «АВ Софт» есть следующие направления решений:антивирусный мультисканер,песочница (sandbox),ловушки (deception),контроль сетевого взаимодействия устройств,криминалистический анализ,безопасная коммуникация.Разнообразие направлений продуктов в компании даёт представление о системном охвате рынка, развитии смежных компетенций у специалистов и потенциальной возможности построения сложных конструкций в ИТ-инфраструктуре.Пробные версии показывают возможности продуктов компании, о которых будет рассказано далее.ATHENAФлагманский продукт по защите от целенаправленных атак AVSOFT ATHENA SANDBOX с помощью методов поведенческого анализа и искусственного интеллекта способен проверять всю входящую в компанию информацию на наличие опасного и вредоносного содержимого.Внутри системы ATHENA присутствует множество инструментов проверки, которые можно разделить на два больших блока анализа: статический и динамический. Рисунок 1. Интерфейс системы ATHENA При прохождении файлом или веб-ссылкой статического вида анализа выполняется проверка контента на наличие известных сигнатур множеством локальных антивирусных ядер, синтаксическими анализаторами (парсерами) и искусственным интеллектом, а также осуществляется сбор информации по исследуемому объекту во внешних репутационных базах данных.При динамической проверке осуществляется анализ поведения файла в имитационной среде — «песочнице» (она может быть как виртуальной, так и физической), которая соответствует реальному рабочему месту пользователя или серверу компании. В ней происходят запуск файла, провоцирование его на вредоносные действия, сбор событий о его поведении и вынесение вердикта на основе результатов аналитического блока и поведенческих сигнатур, которые разработаны командой аналитиков «АВ Софт».Стоит отметить, что в системе ATHENA присутствует широкая линейка поддерживаемых в песочницах операционных систем, включающая отечественные ОС:Microsoft Windows;Linux:Astra Linux,RedOS,Alt Linux,Red Hat Enterprise Linux,Debian,Ubuntu,openSUSE,CentOS;Android.После завершения всех видов анализа система ATHENA отображает подробный отчёт. Рисунок 2. Отчёт по проверке в системе ATHENA Рисунок 3. Отчёт по проверке сетевого трафика в системе ATHENA Важно обращать внимание на современность и удобство интерфейсов систем, которые вы берёте попробовать. Сейчас уже вполне устойчиво сформировались общепризнанные требования и правила по эргономике, грамотному использованию цветовых палитр, а также интерактивным возможностям современного программного обеспечения. Если вы осознаёте, что интерфейс часто вводит вас в заблуждение или недоумение, т. е. вы не понимаете, куда нужно двигаться и что делать, и вместо службы доставки вкусного ужина пытаетесь дозвониться до службы поддержки вендора, то что-то идёт не так. Любое нарушение графическими интерфейсами устоявшихся сценариев поведения пользователей тормозит бизнес-процессы компании.LOKIПрограммный комплекс AVSOFT LOKI DECEPTION имитирует корпоративную инфраструктуру на базе технологии «deception» и позволяет виртуально моделировать на различном уровне любое устройство в организации, включая оборудование IoT и IIoT (контроллеры АСУ ТП). Рисунок 4. Интерфейс системы LOKI Имитация устройств осуществляется с помощью ловушек (honeypot) и песочниц (sandbox). На рабочих местах сотрудников и серверах разворачиваются приманки, которые ведут в ловушки и песочницы, уводя вектор атаки от реальных устройств.Использовать систему LOKI несложно, достаточно сделать 4 шага:Просканировать подсети для определения состава активных устройств.Система сама предложит ловушки к ним, можно будет просто согласиться с её выбором.Развернуть ловушки в выбранной подсети одной кнопкой.Скачать приманки на рабочие места и установить их. Рисунок 5. Панель статистики системы LOKI Сейчас линейка имитируемых устройств в системе LOKI уже включает в себя большой список типов и моделей, который активно пополняется: рабочие станции, серверы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, IP-телефоны, IP-камеры, принтеры и сканеры, PoS-терминалы, ЧПУ-станки. Рисунок 6. Карта сети ловушек и реальных устройств в системе LOKI При работе с программным продуктом не стоит забывать о простоте его использования, чтобы любой шаг был естественен и логично следовал из предыдущего. В системе LOKI есть эта особенность, хотя изначально концепция идеи может сформировать представление о чём-то громоздком и сложном. Конечно, комплексы, автоматизирующие процессы в информационной безопасности, имеют большие функциональные возможности, но продукт должен стараться исключать людей из процесса, выполняя по максимуму всё самостоятельно, т. к. человеческий фактор — это всегда риск.OCTOPUSСистема AVSOFT OCTOPUS MULTISCANNER — это антивирусный мультисканер, который может быстро обрабатывать большие объёмы трафика и подходит в том числе для небольших компаний за счёт невысокой стоимости.Внутри системы — больше 20-ти локальных антивирусных ядер, при желании можно добавить и больше. Помимо этого есть модули статического анализа файлов, модели на базе машинного обучения, интеграция с внешними репутационными сервисами.Можно отправить на проверку самые разнообразные типы файлов: исполняемые, офисные, скрипты, мобильные приложения, архивы, включая многотомные и закрытые паролем, и др. Рисунок 7. Страница проверки файлов в системе OCTOPUS При оценке любой современной системы важно учитывать скорость обработки данных; если вендор предлагает решить её только за счёт «железа», то это — порочная практика, т. к. она всегда ставит перед заказчиком вопрос о дополнительных затратах. Важно уточнять у вендора, как происходит обработка очередей и больших объёмов задач, чтобы подстраховать себя от незапланированных финансовых потоков во внешний мир.BONDAVSOFT BOND MESSENGER — мессенджер для безопасного корпоративного общения. Он позволяет управлять всей коммуникацией в компании через собственный сервер. После развёртывания мессенджера в инфраструктуре никто кроме уполномоченных администраторов из персонала заказчика не имеет доступа к серверу, включая самих разработчиков программы. Рисунок 8. Интерфейс мессенджера BOND Получение быстрого доступа к продукту, как в случае с мессенджером, который можно просто скачать и поставить, даёт возможность сразу оценить его характеристики и принять решение. Если приходится пройти сражение с драконом или спасти принцессу, чтобы получить «пилот» или пробный доступ, то стоит задуматься, стоит ли ввязываться в этот бой, поскольку так же сложно могут быть выстроены и другие процессы, связанные с поддержкой или инсталляцией в инфраструктуру.CRIMLABКриминалистическая лаборатория AVSOFT CRIMLAB ANALYTICS предоставляет инструменты для детального анализа файлов и разнообразной агрегации собранных данных: сравнение исследований, создание коллекций, формирование базы знаний и др. Решение актуально для центров мониторинга информационной безопасности (SOC) и компаний, которые хотят развить компетенции своих специалистов в данной области. Рисунок 9. Схема работы CRIMLAB Решение позволяет проводить детальный анализ содержимого любого типа файлов, изучать его поведение в виртуальных и физических песочницах, тонко индивидуализировать параметры среды исследования и добавлять инструменты исследований, а также осуществлять ретроспективный анализ. Рисунок 10. Подробный отчёт по файлу Возможность тонкой индивидуализации внутренних функций и настроек системы всегда говорит о её гибкости и адаптивности, это уже стало базовым качеством многих современных программных продуктов. Не стоит забывать, что осуществление индивидуализации не должно быть сложным или запутанным, т. к. это повышает риск ошибок, система должна запрещать пользователю выполнять заведомо некорректные настройки.NFIНебольшой программно-аппаратный комплекс AVSOFT NFI контролирует взаимодействие сетевых устройств с внешней сетью (интернетом). NFI представляет собой устройство, которое берёт в кольцо сетевые пакеты, работая на 3-м уровне модели OSI. Инспектор способен оперативно выявить и заблокировать компрометацию любого сетевого устройства и оповестить об этом службу безопасности. Рисунок 11. Схема работы AVSOFT NFI NFI имеет графический интерфейс, в котором можно задавать правила фильтрации и управлять устройством. Рисунок 12. Интерфейс программно-аппаратного устройства NFI Итак, компанией охвачены востребованные направления на рынке информационной безопасности и этих направлений больше 5-ти, что даёт основание присвоить ей 3 балла по принятой методике оценки.Категории заказчиковДля вендора большую роль играет получение опыта с разными категориями заказчиков. Все осознают, что государственные и коммерческие организации — это два больших разных «королевства» со своими требованиями и правилами. Непрерывная реконструкция и анализ многогранных кейсов с клиентами может помочь пересмотреть процесс реализации новых проектов. Заказы от коммерческих компаний преимущественно ориентированы на скорость и оптимизацию затрат, от государственных структур — на соблюдение требований регуляторов, а качество, конечно, интересует всех.Компания «АВ Софт» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками. Веер направлений деятельности клиентов включает в себя промышленность, транспорт, оказание услуг по безопасности и задачи связанные с обороной. Не присутствуют пока зарубежные заказчики, что позволяет поставить по методике оценки 2 балла.Новые продуктыОриентация на создание новых продуктов — обязательный талисман для всех, кто планирует расти. Сфера кибератак развивается со скоростью гепарда, поэтому вендорам важно не упускать шанса моделировать инструменты охоты, которых ни у кого нет или которым есть куда стремиться по уровню качества. Конкуренты всегда помогают в развитии, никогда не сидят спокойно и ждут возможности забрать себе кусочек того, что кто-то потерял, потому что отстал в развитии. Если компания постоянно генерирует новые идеи и не жалеет ресурсов на развитие новых продуктов, то это выделяет её с точки зрения планирования долгосрочной стратегии.Команда «АВ Софт» почти каждый год выпускает новый продукт, и основная концепция компании как таковая базируется на непрерывном выпуске новых продуктов. По методике можно присвоить ей 3 балла.Зарубежные проектыКогда вендор вращается только в своей домашней зоне, это не даёт ему возможности развиться до уровня международных конкурентов, и тем самым он обрекает себя на стагнацию, которая наступит рано или поздно. Очень важно стремиться расширять круг заказов за границами комфортного «стеклянного шара», адаптируя свои решения под требования заказчиков из других стран.Опыта зарубежных проектов компания «АВ Софт» пока не имела шанса получить, поэтому по методике ей ставим 0 баллов.Гибкость и адаптация решенийСпособность продуктов гибко трансформироваться не всегда удобна вендорам, потому что это влечёт за собой дополнительные ресурсы на поддержку и сопровождение. Но желания заказчиков никто не отменял, и пока они не удовлетворены — это всегда отличный повод для действия. Клиентоориентированный подход уже пронизывает все сферы рынка и требует покориться ему в том числе и от поставщиков решений по информационной безопасности.Индивидуализация продуктов компании «АВ Софт» возможна и является одним из обязательных условий работы с заказчиками, взятых на себя командой. Высокая адаптивность продуктов — это всегда отчасти и риск, но при должной оптимизации этого процесса он даёт гораздо больше, чем ограничения клиентов. Формируется совершенно иной уровень доверия, появляется возможность реализовать действительно полезные проекты. По методике мы можем поставить в данной категории 3 балла.Партнёрская сетьРазвитая партнёрская сеть свидетельствует о доверии и устойчивой позиции вендора на рынке. Если среди партнёров есть крупные интеграторы и дистрибьюторы, то это показывает, что компания получила признание у сильных игроков.У компании «АВ Софт» — больше 15-ти партнёров, что даёт основание выставить ей по методике ещё 3 балла.СертификацияПолучение сертификации — ювелирная работа, которая требует в первую очередь стабильности продуктов и чёткого их соответствия заявленным требованиям. При наличии лицензий можно сделать вывод о том, что присутствует баланс между разработкой новых функций и их устойчивым состоянием.Часть продуктов компании «АВ Софт» имеет сертификацию, остальные находятся в процессе её получения, поэтому в нашей финальной метрике мы можем выставить 2 балла.Подведение итоговВ итоговой таблице компания «АВ Софт» получает 16 баллов, что вполне неплохо, но значит, что есть куда стремиться. Цветом выделены баллы, которые компания получила в результате прохождения оценки в рамках настоящего материала. Таблица 2. Методика оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию ВыводыОценка вендора может быть адаптирована под потребности конкретной организации и особенности защиты её ИТ-инфраструктуры. Рекомендуется также выстраивать управление рисками в части поставки решений по информационной безопасности и методику оценки качества продуктов и услуг вендора. Читать далее
    • andery777
    • Guffy
    • andery777
      Только для 10? Как думаете с 7 совместима?
    • AM_Bot
      Продукт, известный сейчас как Ideco UTM, произошёл из Ideco ICS (Internet Control Server), первый выпуск которого состоялся в 2005 г. За 15 лет продукт поменял название, расширил список функциональных возможностей и стал называться Ideco UTM. В конце 2020 года состоялся релиз новой, 9-й версии; слоганом презентации стало «Дальше только космос». Рассмотрим, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей, 8-й версией.    ВведениеНовые возможности Ideco UTM 9Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейПреимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиКонцепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Принцип «всегда на связи»ВыводыВведениеIdeco UTM представляет собой шлюз безопасности типа Unified Threat Management (система единообразной обработки угроз) российского разработчика «Айдеко». Предыдущая, 8-я, версия этого шлюза рассматривалась на нашем сайте весьма подробно. Новая редакция продукта обладает широкими функциональными возможностями за счёт использования таких модулей и механизмов, как защита от несанкционированного доступа и внешних угроз (межсетевой экран, WAF, контроль приложений и другие), контроль доступа, контентная фильтрация, антивирусная проверка трафика, антиспам (на основе технологий «Лаборатории Касперского»), возможности работы в качестве VPN-, DNS-, DHCP- и даже почтового сервера.Исходя из перечисленных функций можно сказать, что Ideco UTM уже вышел за рамки привычного класса устройств для сетевой безопасности и представляет собой экосистему, работающую не только для организации и защиты сети, но также для частичного построения серверной инфраструктуры.За прошедшие 15 лет это решение стали использовать такие компании и ведомства, как Федеральная таможенная служба, холдинг «Вертолёты России», ArcelorMittal. В целом более 14 000 организаций используют в своих сетях решение Ideco UTM.Ещё одним преимуществом рассматриваемого решения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволяет использовать Ideco UTM 9 для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16 ноября 2015 г., а также в рамках программы импортозамещения, что важно в свете планируемого перевода субъектов КИИ на российские продукты.Новые возможности Ideco UTM 9Ideco UTM 9 основана на новейшем ядре Linux 5.11. В этой версии обновлены многие системные пакеты, увеличена производительность, включена поддержка новых платформ.Переработан веб-интерфейс администратора. Теперь он ещё удобнее с точки зрения структуры и работает быстрее, чем раньше. Рисунок 1. Интерфейс администратора Ideco UTM 9 Добавлена ролевая модель администраторов. Теперь благодаря ей доступ разделён на две категории: полный доступ и только чтение, что позволяет предоставлять его обучающимся или неопытным пользователям. Рисунок 2. Добавление учётной записи администратора Реализован раздельный доступ в консоль по SSH под логинами администраторов. Это позволяет настроить сети, из которых возможен доступ по SSH. Раньше была возможность подключаться только к веб-интерфейсу шлюза. Рисунок 3. Управление доступом по SSH В обновлённой версии шлюза безопасности добавлена установка пароля администратора при развёртывании сервера. Данная возможность исключает использование стандартных паролей и делает необходимой их ручную смену после установки продукта. Это позволяет избавиться от типичной проблемы использования нестойких и подверженных взлому паролей в привилегированных учётных записях.В межсетевой экран добавлены счётчики срабатывания правил, что позволяет эффективнее управлять правилами, удаляя или дорабатывая правила файрвола не имеющие срабатываний. Рисунок 4. Управление правилами файрвола В Ideco UTM 9 появился почтовый узел («релей») с возможностью работы в качестве полноценного почтового сервера с модулем антиспама от «Лаборатории Касперского». Рисунок 5. Основные настройки почтового релея Почтовый релей может подписывать исходящие письма DKIM-ключом, который используется почтовыми сервисами для идентификации и классификации электронной почты. Рисунок 6. Включение функции DKIM В продукте обновлён модуль системы предотвращения вторжений. Теперь он более эффективен в выявлении и предотвращении атак.Добавлена возможность отправки оповещений о событиях на сервере с помощью телеграм-бота. Рисунок 7. Настройка телеграм-бота Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейIdeco UTM — это программное решение, что весьма выгодно с точки зрения отсутствия необходимости покупать продукт вместе с аппаратной частью. Достаточно выделить соответствующие ресурсы из уже имеющихся. Несмотря на новые функции, появившиеся в версии 9, требования к аппаратному обеспечению не изменились по сравнению с 8-й версией. Таблица 1. Минимальные системные требования, предъявляемые Ideco UTM 9Минимальные системные требованияПримечаниеПлатформаОбязательна поддержка UEFI Гипервизор2-е поколение виртуальных машин HyperV (с отключённым SecurityBoot) ПроцессорIntel Pentium G / i3 / i5 / Xeon E3 / Xeon E5 с поддержкой инструкций SSE 4.2Требования могут варьироваться в зависимости от сетевой нагрузки и используемых сервисов, таких как контентная фильтрация, антивирусы и система предотвращения вторжений. Для работы системы требуется минимум два, лучше четыре ядра процессора.Объём оперативной памяти8 ГБ (16 ГБ при количестве пользователей более 75)Дисковая подсистемаЖёсткий диск (магнитный или SSD) объёмом 64 ГБ или больше с интерфейсом SATA, SAS либо совместимый аппаратный RAID. В случае использования почтового сервера — второй жёсткий диск.Не поддерживаются программные RAID-контроллеры (интегрированные в чипсет или материнскую плату). При использовании аппаратных RAID-контроллеров настоятельно рекомендуется использовать плату с установленным аккумулятором, иначе высока вероятность краха RAID-массива. Не поддерживаются диски объёмом выше 2 ТБ.Сетевые адаптерыДва сетевых адаптераРекомендуются сетевые адаптеры, основанные на чипсетах 3Com, Broadcom, Intel или Realtek со скоростью 100/1000 Mбит/с.ДополнительноМонитор, клавиатураДля установки и работы Ideco UTM не требуются предустановленная ОС и дополнительное программное обеспечение. Ideco UTM устанавливается на выделенный сервер с загрузочного компакт-диска или USB-накопителя, при этом автоматически создаётся файловая система и устанавливаются все необходимые компоненты. Ниже в таблице представлены несколько типов конфигураций, которые зависят от количества пользователей. Таблица 2. Минимальные характеристики сервера для Ideco UTM 9 в зависимости от количества пользователей в сетиКоличество пользователей2550–200200–50010002000Модель процессораIntel Pentium Gold G5400 или совместимыйIntel i3 8100 или совместимыйIntel i5, i7, Xeon E3 от 3 ГГц или совместимыйIntel Xeon E3, E5 или совместимыйIntel Xeon E5 или совместимый 8-ядерныйОбъём оперативной памяти4 ГБ (рекомендуется 8 ГБ)8 ГБ16 ГБ16 ГБ32 ГБДисковая подсистема64 ГБ64 ГБHDD 500 ГБ либо SSD 256 ГБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБСетевые адаптерыДва сетевых адаптера Преимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиIdeco UTM имеет немало особенностей и отличий. Как было сказано выше, это — программное решение, поддерживаемое всеми гипервизорами, без привязки к конкретным аппаратным платформам. Благодаря этому можно разворачивать продукт как на собственных мощностях, так и в облаке.Настройка шлюза упрощена за счёт большей автоматизации процесса. Рисунок 8. Настройка контроля приложений Время внедрения системы в организации минимизировано благодаря интеграции с Active Directory, SIEM, DLP-системами, а также предпродажной (presale) поддержке от производителя решения. Рисунок 9. Настройка интеграции с Active Directory Рисунок 10. Настройка отправки отчётов в SIEM Рисунок 11. Настройка интеграции Ideco UTM с сервисами ICAP (DLP, антивирусы и т. д.) В Ideco UTM есть все модули глубокого анализа трафика, как в классических UTM- / NGFW-решениях, что позволяет предотвращать многие атаки на корпоративные ресурсы компании-покупателя.Одна из концепций «Айдеко» — использование опенсорс-продуктов в совокупности со своими разработками. Компания не скрывает факта использования программ с открытым исходным кодом: ядра Linux, Suricata, Nginx, Squid и других. «Айдеко» дорабатывает их и делится этими доработками с сообществом. Собственные разработки «Айдеко» касаются создания правил для определения и предотвращения атак.Отметим усовершенствованную систему справки — рядом с каждым пунктом меню веб-интерфейса продукта есть иконка, нажав на которую администратор перейдёт к соответствующему пункту документации. Рисунок 12. Иконка вызова документации Рисунок 13. Переход в документацию Быстрые релизы и постоянное развитие продукта — принцип «agile» в действии. Также отдельного упоминания заслуживают мгновенные ответы техподдержки по различным каналам коммуникации.Давайте рассмотрим последние два принципа чуть подробнее.Концепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Компания «Айдеко» уделяет огромное внимание управлению изменениями своего продукта. С момента выхода 9-й версии в конце 2020 года выпущено уже 8 релизов. Средний интервал между ними составляет около 2 недель.Обновления касаются не только исправления выявленных ошибок, но и улучшения используемых модулей (например, в редакции от 19 марта обновлён модуль системы предотвращения вторжений Suricata до версии 6.0.2), а также ввода новой функциональности (в релизе от 5 февраля добавлены новые возможности, касающиеся учёта и отчётов по веб-трафику).Таким образом, компания заботится о том, чтобы решение было удобно для организаций и действительно работало так, как это нужно пользователям.Принцип «всегда на связи»Забота о клиентах проявляется не только в том, что компания регулярно обновляет свой продукт, но и в том, что она обеспечивает его поддержку и собирает обратную связь для выявления потребностей используя абсолютно разные каналы связи. Это — классическая почта и портал технической поддержки, многоканальный телефон, телеграм-бот и канал в Telegram, чат в веб-интерфейсе самого продукта. Также в чат и в телеграм-бот оперативно приходит информация о наличии новой версии Ideco UTM.ВыводыIdeco UTM 9 — это постоянно развивающееся отечественное решение, включившее в себя не только функциональную часть как таковую, но и современный подход к разработке и сопровождению продукта. С одной стороны, это IPS, межсетевой экран, почтовый релей и т. д., а с другой стороны — постоянная обратная связь с производителем решения, регулярные релизы и обновления.С каждой версией производитель всё больше заботится об администраторах с базовыми знаниями сетевых технологий, упрощая процесс настройки шлюза безопасности, структурируя веб-интерфейс и принудительно заставляя уходить от «пустых» паролей и паролей «по умолчанию», что важно для бюджетных организаций и компаний с маленьким штатом ИТ-сотрудников. Читать далее
×