Перейти к содержанию
Иван

Тотальный антивирус

Recommended Posts

Иван

интересно, выделенное жирным енто о ком?

Тотальный антивирус

Источник: Хакер (Москва)

Автор: Крис Касперски

Универсальный антивирусный центр своими руками

Появившаяся некогда идея проверять файл сразу по многим антивирусам оказалась очень удачной. Онлайновая антивирусная служба www.virustotal.com имеет тысячи посещений ежедневно, при этом обладая дюжиной недостатков. Сервис не раскрывает своих секретов, однако автор давно разобрал его по винтикам и теперь работает над улучшенной реализацией.

В то время как одни пользователи держат на компьютере целый зоопарк различных антивирусов, конфликтующих друг с другом и тормозящих ПК (не говоря уже о стоимости лицензий или сложности поиска правильного "лекарства"), хакеры предпочитают ловить малварь самостоятельно. В крайнем случае — проверяют подозрительные файлы на бесплатных онлайновых службах типа того же www.virustotal.com. Эти же службы используются для "обкатки" вирусов собственного написания на предмет обнаружения эвристическими анализаторами. И хотя, если верить блогу Евгения Касперского (www. viruslist.com/en/weblog), хакеры не доверяют virus-total’у, поскольку он передает подозрительные файлы антивирусным компаниям и вирусы начинают палиться еще на старте, эта точка зрения отражает лишь малую часть действительности. Да, действительно, профессиональные разработчики атакующих программ и rootkit’ов проверяют их на "вшивость" исключительно локальным способом на своих собственных машинах, предотвращая утечку информации, но... профессионалов единицы, к тому же экспериментируя с virus-total’ом, хакеры определяют общие критерии ругательства антивирусов, выявляя последовательности машинных команд/вызовов API-функций, приводящих к срабатыванию эвристического анализатора. Однажды "обломав" антивирус, хакер может многократно использовать найденный способ обхода эвристика. Достаточно посетить любые форумы, где обитают вирусописатели, чтобы убедиться, что они весьма неравнодушны к virus-total’у и активно его используют.

А что если создать еще более качественный сервис? Ведь virus-total примитивен до ужаса — качество сканирования оставляет желать лучшего, не говоря уже о длинных "социалистических" очередях, в которых приходится подолгу простаивать из-за частых перегрузок сервера (а все потому, что балансировка нагрузки и оптимизация изначально не предусматривались!). На момент написания этих строк, мыщъх по заказу одной антивирусной компании (имя которой разглашать не вправе) руководит разработкой онлайнового сервиса, рассчитанного на "магистральную" загрузку и предоставляющего пользователям кучу всевозможных рычагов управления. Естественно, исходный код к статье не прилагается, да он и не нужен, главное — это концепт, плюс некоторые неочевидные тонкости, с которыми придется столкнуться при "промышленных" масштабах эксплуатации. Естественно, это требует широких сетевых каналов, мощных многопроцессорных систем и еще кучу всего. Словом, без солидных финансовых вложений тут никак не обойтись. Однако никто не заставляет нас создавать сервис планетарного масштаба и, если постараться, можно вполне уложиться в бюджет $2000 или даже меньше. Нам потребуется интернет-канал с безлимитным тарифом, чтобы злые люди не кинули нас на входящий трафик, который будет весьма значительным. В качестве компьютера вполне подойдет машина с процессором C ore2Duo и парой гигабайт оперативной памяти. О проблемах с лицензированием антивирусов мы поговорим в одноименной врезке, а пока отметим, что никаких особых программистских навыков не понадобится. Подойдет любой язык (Си, Perl, PHP) и минимальный опыт работы с C GI (пользуясь случаем, хочу порекомендовать библиотеку C GIC ).

***

Viru s-total изнутри

Virus-total устроен не просто, а очень просто. Он использует консольные версии антивирусов, управляемые посредством командой строки и выдающие результат сканирования в стандартный проток вывода, который легко перенаправить в файл или пайп (pipe).

Что мы делаем? Через специальную форму на сайте закачиваем "подопытный" файл, скармливаем его антивирусу, предварительно перенаправив вывод во временный файл/пайп, который тут же парсим (то есть выбрасываем все лишнее, оставляя только статус проверки и имя вируса). Парсить вывод легче всего Perl’ом, поддерживающим мощный механизм регулярных выражений, но Си-программы намного более производительны, а потому предпочтительнее (особенно, при большом наплыве пользователей).

На этом, собственно говоря, возможности virus-total’а и заканчиваются. Это создает большие проблемы: во-первых, далеко не все антивирусы имеют консольные версии, а, во-вторых, даже те, что имеют, поведением зачастую радикально отличаются от полноценных GUI -версий. В чем легко убедиться, сравнив результаты сканирования большой коллекции вирусов локальным способом и через virus-total — сравнение будет отнюдь не в пользу virus-total’а.

Учитывая, что практически все антивирусы (и GUI -версии в том числе) поддерживают запись результатов сканирования в log-файл и позволяют задавать имя сканируемого файла через командную строку или, на худой конец, через механизм DDE (Dynamic Data Exchange), ничего не стоит прикрутить GUI -версию к онлайновой службе. Просто "скармливаем" антивирусу файл, форсируем запись результатов сканирования в log-файл, который парсим так же, как и вывод консольных версий. Остается только собрать "показания" всех имеющихся в нашем распоряжении антивирусов, оформить их в виде HTML-таблицы и выдать на экран, что по силам даже самым начинающим программистам.

В клинических случаях, когда антивирус начисто игнорирует командную строку или не умеет вести логи, на помощь приходит механизм Windows-сообщений (Windows Message или, сокращенно, WM). Посылая WM-сообщения элементам управления антивируса, мы можем манипулировать кнопками, меню и прочими элементами управления по своему усмотрению. Аналогичным способом извлекается и содержимое окна, содержащего результаты проверки. Получив форматированный rich-текст или plain-текст, пропускаем его через парсер — и все!

***

Маленькие секреты больших серверов

При попытке реализации вышеописанной модели неизбежно всплывут проблемы удручающе низкой производительности. Но мы не боимся трудностей и начнем щемить их одну за другой. Первое и очевидное. Как показывает статистика, различные пользователи преимущество проверяют одни и те же файлы, как правило, принадлежащие Windows или популярным программным пакетам. Чтобы сократить накладные расходы, рекомендуется подсчитывать контрольную сумму файла перед его проверкой и, если такой файл уже проверялся ранее, выдавать уже готовые результаты сканирования, сохраненные в базе данных. На первый взгляд, в реализации алгоритма нет ничего сложного, но тут притаилось немало подводных камней. Вот наиболее актуальные:

• антивирусные базы обновляются постоянно и потому даже за короткий промежуток времени информация о сканировании безнадежно устаревает. Следовательно, необходимо вместе с контрольной суммой сохранять и дату последнего времени сканирования (отображая ее пользователю), а также предусмотреть кнопочку "rescan";

• использование алгоритма CRC 32 может показаться плохой идеей, поскольку он выдает множество коллизий (разные файлы имеют идентичные контрольные суммы), к тому же его легко подделать, модифицировав любое количество байт файла и затем скорректировав 4 байта так, чтобы скомпенсировать искажения. Однако CRC 32 шустро работает, обгоняя MD5 и другие хорошие алгоритмы. Поэтому возникает идея: для каждого файла, прогоняемого через антивирусы, мы генерируем CRC 32 и MD5 (с учетом времени сканирования накладными расходами на расчет контрольной суммы можно пренебречь), а при последующей проверке залитого пользователем файла сначала проверяем CRC 32 (проверяется очень быстро) и, если такой контрольной суммы в нашей базе нет, MD5 можно и не вычислять — зачем? Ведь и так видно, что файл еще не проверялся;

• многие "честные" файлы (особенно входящие в состав операционной системы) снабжены цифровой подписью или их целостность может быть проверена путем обращения к серверам Microsoft, что осуществляется намного быстрее антивирусного сканирования, и раз по данным Microsoft, файл не изменен, зачем его прогонять через антивирусы?!

Также крайне желательно реализовать опцию, позволяющую пользователю выбирать режим сканирования с эвристикой и без (чего не сделано на virustotal). Эвристика представляет собой довольно затратную по времени и ресурсам ЦП операцию, но далеко не все пользователи доверяют полученным результатам и хотят видеть имя конкретного вируса (если он есть), а не расплывчатое предупреждение, обычно ругающееся на упаковщик/протектор, которым обработан честный файл. С другой стороны, вирусописателям совершенно неинтересно сканирование по базе (так как только что написанного вируса там заведомо нет) и они предпочли бы задействовать только эвристику, экономя тем самым ресурсы нашего сервера. Так почему бы не пойти им навстречу?

Закачка больших файлов предоставляет серьезную проблему, имеющую несколько решений. Самое простое (и глупое) — установить верхний

предел закачиваемого файла в пару мегабайт (или около того), чуть-чуть умнее: лимитировать суммарный размер всех файлов, закачанных за сутки с одного I P (но тут возникает проблема определения I P, поскольку очень часто мы будем видеть не I P пользователя, а I P прокси сервера провайдера). Полезно рекомендовать юзерам сжимать файлы перед отправкой zip’ом или другим популярным архиватором для уменьшения нагрузки на канал или делать это автоматически на клиентской стороне специальным скриптом. Наконец, за сканирование больших файлов можно взимать деньги, но об этом мы поговорим чуть позже, а пока продолжим тему оптимизации. Профилировка показывает, что львиная доля накладных расходов приходится на запуск антивируса, инициализацию его движка и загрузку антивирусных баз. Перемещение антивирусов на виртуальный диск существенно увеличивает "подвижность" системы, но накладные расходы на создание новых процессов по-прежнему будут большими, поэтому мы используем GUI -версии антивирусов и, путем эмуляции клавиатурного ввода, воздействуем на элементы управления, заставляя их сканировать новые файлы и выдавать результат. При этом антивирус запускается всего один раз. Красота! Впрочем, можно реализовать и динамический алгоритм: при небольшой нагрузке на сервер о накладных расходах на порождение новых процессов можно не заботиться, а с ростом нагрузки — просто брать несколько файлов, закачанных пользователями за последние несколько минут и "скармливать" их антивирусу всем скопом, в результате чего количество запусков резко сокращается. Главное не запутаться, какой пользователь что закачал, но это уже мелочи технической реализации.

Естественно, сканирование лучше запускать на всех антивирусах параллельно, а не последовательно и вместо того, чтобы "тупо" запрещать пользователю закрывать окно браузера до окончания процесса сканирования (как это делает virus-total), отслеживать TCP/IP соединение и при его обрыве автоматически "выбрасывать" файл, принадлежащий данному пользователю, из очереди на сканирование. Плюс реализовать стандартную кнопку "отмены" (так же отсутствующую у virus-total’а) — если пользователь видит, что первые три-четыре антивируса ничего не находят, так следует ли дожидаться результатов проверки всех антивирусов? Особенно, если самые качественные антивирусы поставить вперед остальных, выделив им максимальный приоритет ЦП. Как вариант, можно вообще не следить за TCP/IP сессий и при заливке нового файла назначать пользователю I D задачи, который он может ввести в любое время, отключившись от Сети и повторно подключившись, например, через час, когда его очередь уже подошла. А можно рассылать результаты сканирования по e-mail — тогда пользователь не будет скучать в ожидании своей очереди.

И совсем не помешает прикрутить к нашему сервису утилиту вроде PEiD, определяющую тип и версию упаковщика/проектора (правда, довольно часто ошибающуюся). И опционально реализовать распаковку набором статических распаковщиков, работающих намного быстрее тех, что встроены в антивирусы. Тут есть один подводный камень — хотя 99% вирусов распознаются по распакованному дампу, некоторые, особо ленивые, сотрудники антивирусных компаний включают в базу сигнатуры упакованного файла, и после распаковки он перестает опознаваться как вирус. Однако, учитывая, что распакованный файл прогоняется через легион антивирусов, вероятность ложно-негативного срабатывания стремится к нулю.

***

Зарабатываем деньги лопатами

Мир жесток и все в нем упирается в деньги. На голом энтузиазме никой онлайновый сервис долго не продержится, поэтому приходится разрабатывать не только программный код, но и жизнеспособную бизнес-схему. Рассмотрим возможные источники дохода. Первое — рост посещаемости нашего сайта. На посещаемости, как известно, можно нехило заработать, особенно, если мы, например, продаем собственные защитные комплексы, предлагаем услуги по пен-тестингу и т. д. Онлайновый сервис привлекает клиентов намного активнее любых баннеров и, главное, привлекает именно тот контингент, который нам нужен, следовательно, возросшие объемы продаж покроют все расходы на поддержку и обслуживание серверов, отплату трафика и т. д.

Второе — отчисления от антивирусных компаний, чью продукцию мы рекламируем и кому передаем штаммы свежих вирусов. Тут, правда, много не заработаешь, поскольку лишь небольшая часть посетителей кликнет по ссылке "купить" антивирус, а стоимость вирусного штамма обычно составляет $1 (а то и меньше). Вот и считай, на какой уровень посещаемости нужно выйти, чтобы окупить расходы на поддержку сервера, которые, кстати говоря, тем больше, чем выше посещаемость.

Третье — взимать деньги непосредственно с самих пользователей. Хочешь подолгу стоять в очередях и сканировать файлы не больше чем ... мегабайт? Пожалуйста, пользуйся нашим сервисом бесплатно! Хочешь иметь определенные привилегии — будь добр заплатить. Главное, выбрать удобную схему оплаты. Здесь вам не Америка, здесь климат (финансовый) иной. Кредитные карты имеют единицы, электронные системы платежей только начинают набирать популярность. Зато практически каждый IT-специалист — владелец сотового телефона, а значит, можно воспользоваться микро-платежами через SMS либо потребовать от клиента сообщить номер карты универсальной оплаты (перечислив заданную сумму на счет, который он может расходовать, когда пользуется нашим сервисом). Как показывает практика, сотовые платежи приносят наибольшую отдачу, поскольку телефоны распространены повсеместно, а сам процесс оплаты требует минимум телодвижений, и (что немаловажно) клиент практически ничем не рискует. А вот с кредитными картами все намного сложнее и есть риск, что нечестный оператор снимет с них совсем не ту сумму, какая ожидалась. Тоже относится и к микро-платежам через SMS. Гарантий, что снимут 150 рублей, а не 450, у клиента нет никаких.

***

А что в итоге?

Разумеется, в статье охвачены далеко не все проблемы, с которыми неизбежно столкнется всякий, попытавшийся воздвигнуть подобный онлайновый сервис. Но задача выполнена — мыщъх предоставил вполне законченную, отлаженную и работоспособную схему, которая скоро будет запущена в промышленную эксплуатацию.

***

Проблемы конфиденциальности

Вирусы встречаются не только в программах, но и в офисных документах, PDF’ах и прочих файлах с конфиденциальной информацией, разглашать которую крайне нежелательно, поэтому необходимо предусмотреть опцию "не отсылать данный файл в антивирусные центры", при необходимости взводимую пользователем. Технически это реализуется проще простого, но... как избежать злоупотреблений?! Особенно, если мы строим наш бизнес на отправке свежих штаммов разработчикам антивирусов?

Идея первая (тупая до безобразия) — наплевать на все приличия и отсылать файлы в антивирусные центры независимо от состояния каких-то там галочек. Главное: создать у пользователя иллюзию, что его конфиденциальность строго блюдут, ну а что происходит на самом деле, он все равно не узнает. Ну... до тех пор, пока тайное не станет явным и не разразится скандал, идущий совсем не на пользу нашему ресурсу.

Идея вторая — поддерживать эту опцию только для пользователей, открывшим у нас счет. Кстати, это представляет собой нехилую мотивацию для оплаты услуг, особенно с учетом того, что о конфиденциальности в основном беспокоятся корпоративные пользователи, привыкшие платить за услуги (в отличие от домашних юзеров, тяготеющих к халяве вне зависимости от стоимости полнофункционального аккаунта).

Идея третья — файл все-таки отправлять, но перед этим удалять всю текстовую и графическую информацию, что не противоречит ни логике, ни здравому смыслу, ни даже соглашению, заключенному с пользователем нашего сервиса.

***

info

Сервисы, подобные virustotal.com, распространены в хакерских кругах. Основное их отличие — приватность. Они никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату. Одругих хакерских сервисах ты можешь прочитать в подробной статье прошлого номера ][.

***

warning

Антивирусные пакеты зачастую несовместимы между собой. Но, как правило, несовместимы проактивные защиты и мониторы, работающие в реальном времени, в то время как статические сканнеры (а именно они нам и нужны) отлично функционируют в одной системе.

***

Юридические проблемы лицензирования

Пользовательские соглашения (EULA) на коммерческие антивирусы не разрешают использовать их в онлайновых сервисах без заключения специальных контрактов, что вообще-то логично. Однако не стоит думать, что всякий контракт обязательно связан с необходимостью выплаты дополнительных отчислений. Вовсе нет! Достаточно проявить надлежащий дипломатический подход!

Крупные бренды заинтересованы в рекламе своей продукции и потому охотно разрешают использовать полнофункциональные версии антивирусов без всяких отчислений, поскольку конечный пользователь реально видит, кто сосет, а кто нет. Правда, могут выдвинуть встречные условия типа сохранения логотипов, генерации ссылок на их сайты и т. д. Все это мелочи, решаемые в рабочем порядке. А что мелкие бренды? Они, конечно, понимают, что сравнение с конкурентами будет не в их пользу. Тут есть один очень интересный момент. Мелкие антивирусные компании страдают хронической нехваткой свежих вирусов, которые попадают к ним в последнюю очередь, и потому онлайновый сервис, автоматически отсылающий уже детектируемые конкурентами вирусы — для них прекрасное средство пополнения вирусных баз и продвижения в различных рейтингах. С мелких брендов можно даже взимать плату за каждый новый вирус, и есть большая вероятность, что платить они согласятся!

Короче говоря, лицензионные проблемы — это и не проблемы вовсе. А вот разных проволочек — предостаточно и нужно заранее быть готовым к тому, что нас будут перебрасывать от одного ответственного лица (которое ничего не решает) к другому, третьему, и так по цепочке... Это уже издержки цивилизации, против которых не попрешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
BiTA

Раньше, в каком-то из журналов, он (Крис) писал, что сотрудничает с индийской K7 Computing http://www.k7computing.com/

Возможно, и здесь речь о них же

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001

Иван

не говоря уже о длинных "социалистических" очередях, в которых приходится подолгу простаивать из-за частых перегрузок сервера

Крис Касперски боится 5-минутных очередей???

На момент написания этих строк, мыщъх по заказу одной антивирусной компании

Да, забавно, а ещё, что это за слово - мыщъх??? :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
dot_sent
Да, забавно, а ещё, что это за слово - мыщъх??? biggrin.gif

Давно- и общеизвестный ник Криса. Страна должна знать своих героев! (С)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001
мыщъх ... руководит
Страна должна знать своих героев!

Понятно, им тут видимо подразумевается прикрытие слова МЫ?

Только вот писать о себе одновременно во множественно-величавом и одновременно в третьем лице, это, уж, извините, через чур... (чтобы никого не обидеть) ммм... величественный героизм. :) Очень даже хорошо. :)

Сервисы, подобные virustotal.com, распространены в хакерских кругах. Основное их отличие — приватность. Они никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату.

А это он о ком? Неужели - это правда?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.
Понятно, им тут видимо подразумевается прикрытие слова МЫ?

Только вот писать о себе одновременно во множественно-величавом и одновременно в третьем лице, это, уж, извините, через чур... (чтобы никого не обидеть) ммм... величественный героизм. :) Очень даже хорошо. :)

А это он о ком? Неужели - это правда?

http://www.viruslist.com/ru/weblog?discuss...70&return=1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001

A.

никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату. А это он о ком? Неужели - это правда?

http://www.viruslist.com/ru/weblog?discuss...70&return=1

Спасибо. Ознакомился. (Правда цитирована немножко не та часть моего сообщения, выше показана мною правильная цитата). В ответ могу привести известную фразу: Дааа, ужж... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Недавно на российском рынке появился новый сервис повышения киберграмотности МТС RED на базе платформы Phishman. Он отличается широким набором учебных материалов, а также возможностью интеграции с корпоративными системами и решениями по кибербезопасности.      ВведениеСостав и формат реализации сервиса повышения киберграмотности МТС REDФункциональные возможности и архитектура системы обучения PhishmanИнтерфейсФишингСоздание фишинговых писем и формУправление сотрудникамиОбучениеОтчётностьПравилаПодключение и сопровождение сервиса повышения киберграмотности МТС REDВыводыВведениеС каждым годом информационные технологии всё глубже проникают во все сферы жизни, в том числе в корпоративную среду. Поэтому всё более актуальным в компаниях становится обучение сотрудников основам кибербезопасности и культуре безопасного поведения. Несмотря на внедрение различных межсетевых экранов, антивирусов, систем предотвращения утечек и прочего, даже комплексные системы защиты (SIEM, IRP, SOAR и другие) не позволяют добиться эффекта абсолютной защищённости, так как пользователем информационных систем компании остаётся человек, от которого и зависит их безопасность.Подавляющее большинство угроз, нацеленных на компанию, связаны с действиями сотрудников внутри: соблюдают ли они общие принципы кибербезопасного поведения, применяют ли в своей работе практики, позволяющие повысить уровень защищённости. В целом человеческий фактор остаётся самым уязвимым звеном в кибербезопасности, что требует использовать упреждающие способы защиты и постоянно повышать осведомлённость сотрудников в сфере борьбы с киберугрозами.Для решения этой задачи на рынке ИБ существует класс продуктов «обучение сотрудников основам кибербезопасности» (Security Awareness). Постоянное повышение осведомлённости позволяет существенно снизить риски для кибербезопасности компаний. Вышедший на днях на российский рынок новый сервис повышения киберграмотности МТС RED на базе системы Phishman позволяет реализовать комплексный — теоретический и практический — подход к обучению для формирования у сотрудников культуры кибербезопасного поведения.Состав и формат реализации сервиса повышения киберграмотности МТС REDВ состав сервиса повышения киберграмотности МТС RED входят:Услуга по проведению тренировочных фишинговых рассылок: планирование, подготовка и рассылка тренировочных фишинговых писем по необходимой заказчику тематике.Услуга по сопровождению процесса обучения, включая анализ бизнес-процессов заказчика, поиск оптимальных форм тренировочных рассылок и настройки интеграций (при необходимости).Услуга по подготовке персонализированных под клиента фишинговых писем и форм.Предоставление фишингового домена для компании-клиента с целью учёта статистики рассылок.Доступ к системе обучения Phishman для прохождения пользователями обучающих курсов.Доступ к порталу управления параметрами сервиса.Услуга по предоставлению отчётности за заданный период по результатам прохождения сотрудниками обучения и эффективности тренировочных фишинговых рассылок.Сервис предоставляется в двух моделях на выбор заказчика: в облачной инфраструктуре МТС RED (заказчик получает к ней защищённый доступ) или в инфраструктуре заказчика (специалисты МТС RED получают к ней защищённый доступ для администрирования).Функциональные возможности и архитектура системы обучения PhishmanФункциональность системы включает в себя:проведение тренировочных фишинговых рассылок и учёт статистики по ним;назначение обучения сотрудникам;формирование отчётов по результатам тренировочных фишинговых рассылок и обучения;автоматизация процессов обучения и формирования тренировочных фишинговых рассылок с помощью правил;интеграции с системами управления обучением (Learning Management System, LMS), с Active Directory и со средствами защиты (антивирус, МТС RED SOC).Архитектурно система состоит из трёх элементов:Модуль обучения (образовательный портал) — собственная LMS для прохождения пользователями курсов.Модуль (портал) администрирования — управление настройками системы, создание тренировочных фишинговых рассылок, назначение учебных программ, администрирование системы в целом.Модуль фиксации (учёта статистики) тренировочных фишинговых рассылок.Интерфейс Рисунок 1. Интерфейс системы Phishman Продукт имеет дружественный и интуитивно понятный интерфейс. На главной странице отображаются комплексные показатели, демонстрирующие уровень риска и устойчивость работников к фишингу. Кроме того, здесь можно увидеть топ уязвимых и стойких сотрудников, а также фишинговую активность по часам.Фишинг Рисунок 2. Страница создания тренировочных фишинговых атак Одна из основных функций сервиса МТС RED на базе Phishman — создание тренировочных фишинговых атак. При их создании можно выбрать вид атаки и задать время рассылки. Доступно три типа атак: обычная, автоматическая и случайная автоматическая.Обычная атака позволяет отправить письма в строго фиксированный момент времени. Автоатака подразумевает отправку писем всем сотрудникам в несколько волн в определённом временном интервале. Случайная автоатака в дополнение к предыдущей схеме позволяет выбрать, какая часть (доля) сотрудников и шаблонов фишинговых писем будет задействована в каждой волне рассылки. Рисунок 3. Параметры фишинговой атаки После выбора типа атаки можно назначить её цели (сотрудников, на которых будет направлена рассылка) и шаблоны.Создание фишинговых писем и форм Рисунок 4. Страница шаблонов При выборе шаблонов имеется возможность поиска и выбора по категориям. Сейчас в системе доступно 12 категорий шаблонов из различных сфер деятельности, таких как онлайн-сервисы, услуги, образование, социальные сети. Имеется функция поиска необходимых шаблонов. Рисунок 5. Редактор фишинговых шаблонов и форм Система Phishman позволяет создавать шаблоны для фишинговых писем и форм с помощью встроенного редактора. Здесь можно задать название фишингового письма, выбрать категорию шаблона, по которому письмо будет сформировано, составить текст письма. При необходимости можно также внести правки в исходный код (HTML) элементов формы — например, чтобы исправить съехавшую разметку, убрать ссылки на оригинальные страницы и проч.Управление сотрудниками Рисунок 6. Раздел «Сотрудники» При формировании тренировочного фишингового письма можно либо добавлять сотрудников в список адресатов вручную, либо автоматически загружать перечень из CSV-файла либо из службы каталогов с помощью LDAP-протокола. Каждый сотрудник должен быть привязан к отделу. Отделы имеют иерархическую структуру. Рисунок 7. Добавление нового сотрудника Перед добавлением сотрудника вручную требуется создать отдел. Ручное добавление сотрудников происходит путём ввода данных и выбора отдела либо путём перечисления в аналогичном CSV формате (данные о пользователях указываются через запятую в каждой строке). Рисунок 8. Поиск по сотрудникам В интерфейсе также имеется опция поиска по сотрудникам. Фильтр поиска можно настраивать как по основным атрибутам пользователей (Ф. И. О., отдел, адрес электронной почты), так и по более специфичным (уровень риска / устойчивости, дата добавления сотрудника в систему, дата перемещения в другой отдел, учебные группы).Сотрудники по умолчанию распределяются в системе по отделам, но их также можно отдельно добавлять в учебные группы, что позволяет объединять сотрудников, например, по уровню знаний и назначать им соответствующее их уровню обучение. Рисунок 9. Настройка синхронизации с Active Directory Для загрузки списка пользователей из Active Directory (AD) требуется настроить параметры подключения и указать учётную запись для доступа. В дополнительных параметрах можно указать отделы, которые следует исключить из синхронизации, а также настроить фильтры поиска по AD и используемые атрибуты в AD для Ф. И. О. Рисунок 10. Дополнительные параметры синхронизации с Active Directory Обучение Рисунок 11. Раздел обучения Раздел обучения включает в себя список учебных программ, а также строку для поиска. Сотрудники компании по умолчанию имеют доступ ко всем учебным программам своей компании, однако пользователи сервиса могут настроить доступ конкретного сотрудника (или группы) к конкретным обучающим курсам. Обучение для сотрудников может назначаться вручную либо при возникновении различных событий из области безопасности на основе заданных в системе правил. Например, если сотрудник попытался отправить на внешний адрес электронной почты скан паспорта, ему будет автоматически назначен курс «Защита конфиденциальной информации». Рисунок 12. Создание учебной программы Для назначения обучения нужно создать учебную программу, куда включаются нужные курсы. На момент публикации обзора в сервисе представлено 15 курсов обучения. В последнем обновлении системы Phishman были добавлены специализированные курсы по 187-ФЗ (КИИ) и 152-ФЗ (персональные данные), включающие в себя полноценное обучение по всем аспектам этих законодательных актов и обязательную проверку знаний по итогам. При создании учебной программы можно выбрать период и порядок прохождения курсов, количество попыток. Рисунок 13. Выбор курсов После установки основных параметров происходит выбор курсов, а также сотрудников, которым они будут назначены. Сотрудники получают уведомление о назначенном им обучении, а новым работникам высылаются данные для входа в личный кабинет на образовательном портале.  Рисунок 14. Интерфейс образовательного портала Прохождение курсов осуществляется на отдельном образовательном портале. Сотрудник входит на портал после получения регистрационных данных (логин и пароль). После входа можно увидеть ориентировочное время, необходимое для прохождения курса, и его название, а также выбрать любой из назначенных сотруднику курсов. Рисунок 15. Пример курса Каждый курс открывается в отдельном окне, при необходимости его можно развернуть на весь экран. Этапы прохождения курсов фиксируются, пользователь всегда может вернуться к прохождению с того места, на котором остановился. На главной странице курса есть значок «Термины»; нажав на него, сотрудник может ознакомиться с определениями основных терминов, встречающихся в курсе. Значок «Меню» позволяет увидеть перечень основных разделов (страниц) курса и осуществлять удобную навигацию по ним.Отчётность Рисунок 16. Стандартные виды отчётов В продукте представлено несколько вариантов отчётов по результатам фишинговых атак и обучения сотрудников. Можно выбрать любой вариант из заданных в системе или создать свой (пользовательский) вариант отчёта. Рисунок 17. Выбор отчёта Для формирования отчёта нужно выбрать фишинговую атаку или учебную программу. После этого можно сформировать отчёт и увидеть его содержимое. На странице отчёта показываются графики и таблица со статистикой. Все отчёты доступны для скачивания в форматах PDF и XLSX. Рисунок 18. Пример отчёта На странице отчёта можно сразу посмотреть сам отчёт в графическом представлении. В случае с отчётом по фишинговым атакам можно увидеть общую статистику по сотрудникам, минимальное время реакции на фишинг, кто из работников переходил по ссылкам или открывал вложения.Правила Рисунок 19. Раздел правил В продукте присутствует функциональность создания правил, позволяющих автоматизировать рутинные действия, такие как назначение обучения или отправка фишинга, и дающих возможность автоматически реагировать на действия различных подключённых источников данных о событиях по безопасности — например, антивируса. Клиентам центра мониторинга и реагирования на киберинциденты МТС RED также доступна интеграция с МТС RED SOC, что позволит оперативно назначать обучение основам киберграмотности по результатам корреляции и / или анализа событий первой линии мониторинга. Таким образом можно назначать курсы по событиям от всех используемых в компании средств защиты информации. Помимо назначения обучения при регистрации инцидента можно создать правило, позволяющее автоматически назначать обучение новым сотрудникам. Рисунок 20. Создание правила Для создания правила требуется указать его имя и время проверки. Рисунок 21. Выбор событий для правила После указания периода срабатывания и имени правила выбираются события, при наступлении которых оно будет применяться (например, переход по фишинговой ссылке). Рисунок 22. Действия при создании После формирования списка сотрудников происходит выбор действия, которое будет выполняться при наступлении заданного события (например, запись на учебный курс).Подключение и сопровождение сервиса повышения киберграмотности МТС REDДля подключения к сервису клиент заполняет опросный лист с базовой информацией о компании и указанием способа подключения сервиса. Специалисты МТС RED организуют доступ к системе обучения и помогут загрузить в систему список сотрудников компании. По запросу возможно использование защищённого с помощью ГОСТ VPN канала передачи данных.Команда МТС RED формирует необходимые заказчику тренировочные фишинговые рассылки, утверждает их дизайн и целевые группы у клиента. По согласованию с заказчиком формируются триггеры — события в информационных системах компании, при срабатывании которых сотрудникам автоматически назначается то или иное обучение.Ежемесячно компания получает отчёты о прохождении сотрудниками курсов обучения. Также в течение всего срока действия подписки на сервис пользователям доступны все обновления обучающих курсов — не только имеющихся в системе Phishman, но и разработанных сервисной командой МТС RED. Кроме того, сервис включает в себя решение любых задач по администрированию и сопровождению системы повышения киберграмотности сотрудников силами специалистов МТС RED.ВыводыСервис повышения киберграмотности МТС RED на базе системы Phishman имеет простой и удобный пользовательский интерфейс, обладает одним из самых широких на рынке наборов обучающих курсов для сотрудников. Интеграция с центром мониторинга и реагирования на киберинциденты МТС RED SOC, антивирусными и другими решениями по кибербезопасности позволяет компаниям отрабатывать ИБ-навыки своих сотрудников на реальных событиях.Читать далее
    • PR55.RP55
      Сейчас есть проблемы с проверкой состояния UEFI Предлагаю добавить в uVS возможность копирования\бекап BIOS\UEFI Или как минимум получение информации. ( Версия; дата и т.д. ) Для последующего анализа\передачи файла на V.T. и вир. лабы.  
    • Ego Dekker
      Компания ESET (/исэ́т/) — лидер в области информационной безопасности — представляет новые комплексные решения для многоуровневой и мультиплатформенной защиты, которые доступны в виде подписок — ESET HOME Security Essential и ESET HOME Security Premium. Таким образом, пользователи смогут обеспечить еще более мощную защиту устройств домашней сети на всех распространенных операционных системах, включая Windows, macOS, Android и iOS, а также позаботиться о безопасности важных конфиденциальных данных. Кроме того, была усовершенствована платформа управления безопасностью — ESET HOME, которая позволяет просматривать состояние домашних сетей и подключенных смарт-устройств, управлять лицензиями и загружать программы, доступные в рамках подписки. «Мы рады представить новые решения ESET для домашних пользователей. Это больше, чем просто безопасность, это комплексная защита пользователей в современной цифровой среде. Специалисты ESET объединили искусственный интеллект, человеческий опыт и облачную защиту для современной защиты от различных киберугроз. Новые планы подписок ESET обеспечивают многоуровневую защиту конфиденциальности и безопасность устройств домашней сети», — прокомментировала Мария Трнкова, директор по маркетингу ESET. Новые планы подписок и их возможности Теперь домашним пользователям доступны два плана подписок для защиты устройств — ESET HOME Security Essential и ESET HOME Security Premium, которые отвечают потребностям отдельных пользователей и их сетей для обеспечения конфиденциальности и безопасности цифровой жизни. Пользователи ESET HOME Security Essential или ESET HOME Security Premium могут использовать мощную защиту для всех основных операционных систем — Windows, macOS, Android и iOS (но количество одновременно защищенных устройств должно оставаться в рамках подписки!). ESET HOME Security Essential — это план стандартной подписки, который обеспечивает современную и многоуровневую защиту устройств от различных видов угроз в режиме реального времени с помощью следующих модулей: платформа ESET HOME для управления защитой; современная антивирусная защита ноутбуков и компьютеров (на базе операционной системы Windows — с помощью ESET Internet Security, на базе операционной системы macOS — с помощью ESET Cyber Security), смартфонов и планшетов Android (с помощью ESET Mobile Security), а также защита смарт ТВ (с помощью ESET Smart TV Security); родительский контроль (с помощью ESET Parental Control), который позволяет родителям контролировать использование мобильных устройств детьми; защита онлайн-банкинга и безопасный браузер, которые позволяют защищать конфиденциальные данные пользователей при осуществлении онлайн-платежей; расширение для конфиденциальности и безопасности браузера; инспектор сети, который предоставляет информацию о безопасности роутера и подключенных устройствах. Следует отметить, что с выходом обновленных решений были улучшены функции конфиденциальности и безопасности благодаря добавленным расширениям браузера. Кроме этого, пользователям также доступен инструмент очистки, который удаляет файлы cookie, историю и многое другое из браузера, автоматически или по требованию. ESET HOME Security Premium — план премиум-подписки, который обеспечивает еще более мощную защиту ноутбуков и компьютеров с помощью дополнительных модулей. Таким образом, в рамках данной подписки пользователям доступны все модули ESET HOME Security Essential, а также дополнительные уровни защиты ноутбуков и компьютеров (составляющие программы ESET Smart Security Premium): защита информации с помощью шифрования; управление паролями для защиты и хранения паролей и личных данных пользователей, а также для автоматического ввода данных для входа, что экономит время пользователей при заполнении веб-форм; мощное шифрование файлов и сменных носителей, что обеспечивает защиту конфиденциальных данных и предотвращает похищение информации при потере USB-накопителя или ноутбука; инструмент облачной защиты ESET LiveGuard, специально разработанный для обнаружения и обезвреживания неизвестных угроз. Подробнее о планах подписок и сравнение их функций читайте по ссылке. Обновленная платформа для управления безопасностью! Благодаря улучшению платформы ESET HOME пользователям доступны следующие возможности: управление устройствами, покупка, активация и обновление подписок, загрузка или обновление решений по безопасности, а также включение функций, в частности Управление паролями. Кроме того, теперь пользователи смогут просматривать общий уровень безопасности домашней сети, который учитывает состояние действия лицензий и статус защиты устройств, подключенных к учетной записи в трех категориях: «Защищено», «Требуется внимание» и «Предупреждение безопасности». Таким образом, пользователи получают самую современную защиту, тогда как для настройки продукта требуется минимальное взаимодействие. В то же время, новая платформа имеет параметры и функциональные возможности для активных пользователей, которые хотят контролировать и настраивать все самостоятельно. Следует отметить, что ESET HOME доступна для использования в виде веб-портала или мобильного приложения для устройств iOS и Android. Следует отметить, что помимо новых планов подписок пользователям все еще доступна защита отдельных устройств, в частности ноутбуков и компьютеров Windows, смартфонов и планшетов Android, а также программа для родительского контроля и защита смарт-телевизора. Чтобы попробовать новые возможности защиты ESET, перейдите по ссылке. Пресс-выпуск.
    • Ego Dekker
      ESET NOD32 Antivirus 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET NOD32 Antivirus 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
              ESET Internet Security 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET Internet Security 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
              ESET Smart Security Premium 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET Smart Security Premium 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
              ESET Security Ultimate 17.0.15  (Windows 10, 32-разрядная)
              ESET Security Ultimate 17.0.15  (Windows 10/11, 64-разрядная)
                                                                                  ● ● ● ●
              Руководство пользователя ESET NOD32 Antivirus 17  (PDF-файл)
              Руководство пользователя ESET Internet Security 17  (PDF-файл)
              Руководство пользователя ESET Smart Security Premium 17  (PDF-файл)
              Руководство пользователя ESET Security Ultimate 17  (PDF-файл)
              
      Полезные ссылки:
      Технологии ESET
      ESET Online Scanner
      Удаление антивирусов других компаний
      Как удалить антивирус 17-й версии полностью (пользователям Windows)?
    • AM_Bot
      «МегаФон ПроБизнес» с 2016 года предоставляет услуги информационной безопасности по модели MSSP (Managed Security Service Provider). Рассмотрим, какие сервисы предлагает компания и какие риски в ИБ минимизирует.      ВведениеЗащита от DDoS-атакWAFNGFWЗащита корпоративной почтыКриптозащитаАнализ защищённости ИТ-инфраструктуры7.1. Решения для анализа безопасности ИТ-инфраструктуры7.2. Соответствие нормативным требованиямВыводыВведениеСогласно исследованию «Лаборатории Касперского», 42 % компаний обращаются к поставщикам управляемых ИБ-услуг (MSSP) в связи с нехваткой собственных специалистов по информационной безопасности, ещё столько же — в связи с экономической целесообразностью и необходимостью следования требованиям регуляторов.Согласно выводам из того же исследования, среди главных угроз ИБ следует выделять ненадлежащее использование ИТ-ресурсов сотрудниками компании, атаки с целью вызвать отказ в обслуживании (DDoS), инциденты с поставщиками услуг.Впервые «МегаФон ПроБизнес» начал предоставлять сервис по модели MSSP семь лет назад — это была «Защита от DDoS-атак». Сейчас в портфеле компании уже более 15 решений. Рассмотрим некоторые сервисы и предоставляемую ими помощь в борьбе с обозначенными угрозами.Общий обзор российского рынка и сравнение провайдеров услуг по управлению информационной безопасностью (MSSP) наша редакция проводила ранее.Защита от DDoS-атак«Защита от DDoS-атак» — это сервис мониторинга и защиты сетевой инфраструктуры, веб-ресурсов компании от атак, результатом которых может стать недоступность активов, использующих внешние адреса. Подобные действия могут совершаться с разными целями: для вмешательства конкурентов, шантажа, сокрытия атак другого типа и т. д. Обзор этого сервиса публиковался ранее.Услуга «Защита от DDoS-атак» осуществляет фильтрацию вредоносного трафика и сохраняет доступность сервисов и приложений легитимным пользователям.Сервис построен на базе высокопроизводительного аппаратно-программного комплекса фильтрации, который входит в реестр отечественного ПО и имеет сертификат соответствия от ФСТЭК России. Защита осуществляется на уровнях L3–L7 (от сетевого до уровня приложений), а реакция на атаку может наступить уже через пять секунд. Система способна отражать крупномасштабные атаки объёмом до 300 Гбит/c.Настройка услуги занимает от 15 минут до двух часов в зависимости от сложности, а само подключение может производиться в том числе и под атакой. Выделенная служба мониторинга и реагирования работает круглосуточно и без выходных.Всего под защитой описываемого сервиса находятся более 1100 организаций, включая банки из топ-10, организации из госсегмента и телеком-сектора.WAFУслуга «МегаФон WAF» предназначена для защиты веб-приложений от сетевых атак различных типов, включая вредоносные операции с использованием бот-сетей, атаки на прикладные интерфейсы (API) и эксплуатацию уязвимостей из перечня OWASP Top-10 (наиболее опасные бреши по мнению некоммерческой организации Open Web Application Security Project Foundation).Принцип работы услуги заключается в фильтрации веб-трафика программным комплексом межсетевого экранирования уровня приложений, установленном в «МегаФон Облаке» или в инфраструктуре клиента (on-premise).  В случае обнаружения вредоносного трафика, попыток взлома приложений, кражи информации или чрезмерного потребления ресурсов серверных платформ такие попытки блокируются, а в приложения передаются только легитимные запросы.NGFWМежсетевой экран следующего поколения (NGFW) от «МегаФона» защищает информационные ресурсы от компьютерных атак, обеспечивает безопасный удалённый доступ по VPN и фильтрует интернет-запросы пользователей. Для этого используются модули предотвращения вторжений, антивирусной проверки, инспекции трафика и другие.NGFW предоставляется из «МегаФон Облака» или устанавливается в собственную инфраструктуру компании.Защита корпоративной почтыУслуга «Защита корпоративной почты» предназначена для очистки почтового трафика от спама, фишинга и вредоносных программ. Принцип действия заключается в перенаправлении почтового трафика через фильтрующие узлы путём перенастройки MX-записи в базе DNS-регистратора домена. Решение позволяет гибко настраивать все функции безопасности, в том числе и исключения для входящего почтового трафика.КриптозащитаВ рамках услуги «Криптозащита» шифруется вся информация, передаваемая по открытым каналам связи. Это позволяет обеспечивать конфиденциальность данных даже в случае их перехвата злоумышленниками.Шифрование передаваемого трафика выполняется с использованием современных российских криптографических алгоритмов на высокопроизводительном криптооборудовании ведущих производителей. Сервис позволяет организовать защищённое взаимодействие между географически удалёнными объектами в любых регионах России и выполнить требования регуляторов и российского законодательства. В рамках услуги «Криптозащита» используются СКЗИ (средства криптографической защиты информации), сертифицированные ФСБ России.Анализ защищённости ИТ-инфраструктуры«МегаФон ПроБизнес» предоставляет широкий спектр услуг по анализу защищённости ИТ-инфраструктуры, которые можно условно разделить на практическую безопасность и соответствие нормативным требованиям.Решения для анализа безопасности ИТ-инфраструктурыВ рамках услуг по анализу практической безопасности компания осуществляет поиск уязвимостей и ошибок в процессах обеспечения ИБ, которыми могут воспользоваться злоумышленники для совершения кибератак. «МегаФон ПроБизнес» предоставляет шесть услуг, направленных на выявление проблем связанных с уязвимостями и потенциальных инцидентов в ИБ.Объектами анализа могут быть внутренняя и внешняя инфраструктура, мобильные и веб-приложения, сети Wi-Fi, сотрудники (социотехнические тестирования), системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП), бизнес-приложения (ERP, CRM) и другие. При проведении анализа защищённости описываются границы работ и модели нарушителей, составляется список выявленных уязвимостей и ошибок в бизнес-логике,  разрабатываются подробные рекомендации по устранению выявленных уязвимостей.  Также эксперты «МегаФон ПроБизнеса» дают общее заключение об уровне защищённости инфраструктуры и предоставляют рекомендации по его повышению.Тестирование на проникновение (пентест) помогает найти критические уязвимости. Команда «МегаФон ПроБизнеса» оценивает устойчивость инфраструктуры в случае вторжения злоумышленника и выявляет возможную глубину продвижения вглубь системы. Анализ защищённости используют для определения общего уровня безопасности инфраструктуры. Определяется максимальное количество уязвимостей, через которые может быть совершено вторжение злоумышленника без продвижения вглубь инфраструктуры. Во время командной имитации реальных кибератак (Red Teaming) проверяется работа технической защиты и команды ИБ, оцениваются скорость и эффективность реагирования на различные угрозы. Услуга реагирования на инциденты в ИБ включает в себя пакет сервисов по оперативному реагированию или расследованию уже случившихся инцидентов, а также подключение команды экспертов «МегаФон ПроБизнеса» для устранения последствий кибератак и проведения компьютерной криминалистической экспертизы (форензики). Преимуществом пакетного подхода является то, что если к концу срока там остались неиспользованные часы, то их можно потратить на другие виды активности. Аудит в формате «As Is / To Be» — это комплексное изучение уровня ИБ и процессов управления ИТ-инфраструктурой: оценка процессов, выявление и описание проблемных зон, выдача рекомендаций по их устранению с предоставлением дорожной карты и бюджетной оценки модернизации СУИБ и системы управления ИТ-процессами, анализ существующей архитектуры инфраструктуры и средств информационной безопасности, предоставление рекомендаций по настройке элементов инфраструктуры (харденинг). В рамках аудита и построения процессов безопасной разработки (SSDLC) команда «МегаФон ПроБизнеса» исследует конвейер разработки, адаптирует методологии и процессы для трансформации и перехода к безопасной разработке ПО.Соответствие нормативным требованиямАнализ соответствия нормативным требованиям может включать в себя несколько направлений. Для субъектов КИИ производятся обследование, категорирование и проектирование системы защиты значимых объектов критической информационной инфраструктуры и реализация системы защиты в соответствии с требованиями закона № 187-ФЗ. В связи с регулярно озвучиваемыми планами по увеличению штрафов за утечки персональных данных, услуга анализа и оценки соответствия требованиям закона № 152-ФЗ «О персональных данных» поможет понять, какие риски для бизнеса существуют в реалиях компании. Ещё одна услуга, оказываемая провайдером, — аттестация ГИС по требованиям ФСТЭК России, необходимая, в частности, для государственных информационных систем.ВыводыСервисы, предоставляемые «МегаФон ПроБизнесом» по модели MSSP, востребованны по нескольким причинам: они позволяют компаниям строить эффективную информационную защиту, экономить на капитальных инвестициях в собственную инфраструктуру и фонд оплаты труда, не тратить время на подбор квалифицированного персонала и его адаптацию под применяемые СЗИ, своевременно получать квалифицированную экспертизу от команды провайдера.Команда «МегаФон ПроБизнеса» регулярно участвует в программах поиска уязвимостей за вознаграждение (Bug Bounty) и обладает рядом профильных сертификатов, таких как CEH, CHFI, CND, MCSE, EXIN, OSCP, CISSP. Имеется опыт внедрения процессов ИБ и участия в расследовании инцидентов. При необходимости оперативная команда провайдера выезжает на место инцидента с целью поиска улик, которые могут понадобиться для дальнейшего расследования.Реклама. Рекламодатель ПАО «МЕГАФОН», ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585 от 15 июля 2002 г.LdtCKW8PDЧитать далее
×