Иван

Тотальный антивирус

В этой теме 7 сообщений

интересно, выделенное жирным енто о ком?

Тотальный антивирус

Источник: Хакер (Москва)

Автор: Крис Касперски

Универсальный антивирусный центр своими руками

Появившаяся некогда идея проверять файл сразу по многим антивирусам оказалась очень удачной. Онлайновая антивирусная служба www.virustotal.com имеет тысячи посещений ежедневно, при этом обладая дюжиной недостатков. Сервис не раскрывает своих секретов, однако автор давно разобрал его по винтикам и теперь работает над улучшенной реализацией.

В то время как одни пользователи держат на компьютере целый зоопарк различных антивирусов, конфликтующих друг с другом и тормозящих ПК (не говоря уже о стоимости лицензий или сложности поиска правильного "лекарства"), хакеры предпочитают ловить малварь самостоятельно. В крайнем случае — проверяют подозрительные файлы на бесплатных онлайновых службах типа того же www.virustotal.com. Эти же службы используются для "обкатки" вирусов собственного написания на предмет обнаружения эвристическими анализаторами. И хотя, если верить блогу Евгения Касперского (www. viruslist.com/en/weblog), хакеры не доверяют virus-total’у, поскольку он передает подозрительные файлы антивирусным компаниям и вирусы начинают палиться еще на старте, эта точка зрения отражает лишь малую часть действительности. Да, действительно, профессиональные разработчики атакующих программ и rootkit’ов проверяют их на "вшивость" исключительно локальным способом на своих собственных машинах, предотвращая утечку информации, но... профессионалов единицы, к тому же экспериментируя с virus-total’ом, хакеры определяют общие критерии ругательства антивирусов, выявляя последовательности машинных команд/вызовов API-функций, приводящих к срабатыванию эвристического анализатора. Однажды "обломав" антивирус, хакер может многократно использовать найденный способ обхода эвристика. Достаточно посетить любые форумы, где обитают вирусописатели, чтобы убедиться, что они весьма неравнодушны к virus-total’у и активно его используют.

А что если создать еще более качественный сервис? Ведь virus-total примитивен до ужаса — качество сканирования оставляет желать лучшего, не говоря уже о длинных "социалистических" очередях, в которых приходится подолгу простаивать из-за частых перегрузок сервера (а все потому, что балансировка нагрузки и оптимизация изначально не предусматривались!). На момент написания этих строк, мыщъх по заказу одной антивирусной компании (имя которой разглашать не вправе) руководит разработкой онлайнового сервиса, рассчитанного на "магистральную" загрузку и предоставляющего пользователям кучу всевозможных рычагов управления. Естественно, исходный код к статье не прилагается, да он и не нужен, главное — это концепт, плюс некоторые неочевидные тонкости, с которыми придется столкнуться при "промышленных" масштабах эксплуатации. Естественно, это требует широких сетевых каналов, мощных многопроцессорных систем и еще кучу всего. Словом, без солидных финансовых вложений тут никак не обойтись. Однако никто не заставляет нас создавать сервис планетарного масштаба и, если постараться, можно вполне уложиться в бюджет $2000 или даже меньше. Нам потребуется интернет-канал с безлимитным тарифом, чтобы злые люди не кинули нас на входящий трафик, который будет весьма значительным. В качестве компьютера вполне подойдет машина с процессором C ore2Duo и парой гигабайт оперативной памяти. О проблемах с лицензированием антивирусов мы поговорим в одноименной врезке, а пока отметим, что никаких особых программистских навыков не понадобится. Подойдет любой язык (Си, Perl, PHP) и минимальный опыт работы с C GI (пользуясь случаем, хочу порекомендовать библиотеку C GIC ).

***

Viru s-total изнутри

Virus-total устроен не просто, а очень просто. Он использует консольные версии антивирусов, управляемые посредством командой строки и выдающие результат сканирования в стандартный проток вывода, который легко перенаправить в файл или пайп (pipe).

Что мы делаем? Через специальную форму на сайте закачиваем "подопытный" файл, скармливаем его антивирусу, предварительно перенаправив вывод во временный файл/пайп, который тут же парсим (то есть выбрасываем все лишнее, оставляя только статус проверки и имя вируса). Парсить вывод легче всего Perl’ом, поддерживающим мощный механизм регулярных выражений, но Си-программы намного более производительны, а потому предпочтительнее (особенно, при большом наплыве пользователей).

На этом, собственно говоря, возможности virus-total’а и заканчиваются. Это создает большие проблемы: во-первых, далеко не все антивирусы имеют консольные версии, а, во-вторых, даже те, что имеют, поведением зачастую радикально отличаются от полноценных GUI -версий. В чем легко убедиться, сравнив результаты сканирования большой коллекции вирусов локальным способом и через virus-total — сравнение будет отнюдь не в пользу virus-total’а.

Учитывая, что практически все антивирусы (и GUI -версии в том числе) поддерживают запись результатов сканирования в log-файл и позволяют задавать имя сканируемого файла через командную строку или, на худой конец, через механизм DDE (Dynamic Data Exchange), ничего не стоит прикрутить GUI -версию к онлайновой службе. Просто "скармливаем" антивирусу файл, форсируем запись результатов сканирования в log-файл, который парсим так же, как и вывод консольных версий. Остается только собрать "показания" всех имеющихся в нашем распоряжении антивирусов, оформить их в виде HTML-таблицы и выдать на экран, что по силам даже самым начинающим программистам.

В клинических случаях, когда антивирус начисто игнорирует командную строку или не умеет вести логи, на помощь приходит механизм Windows-сообщений (Windows Message или, сокращенно, WM). Посылая WM-сообщения элементам управления антивируса, мы можем манипулировать кнопками, меню и прочими элементами управления по своему усмотрению. Аналогичным способом извлекается и содержимое окна, содержащего результаты проверки. Получив форматированный rich-текст или plain-текст, пропускаем его через парсер — и все!

***

Маленькие секреты больших серверов

При попытке реализации вышеописанной модели неизбежно всплывут проблемы удручающе низкой производительности. Но мы не боимся трудностей и начнем щемить их одну за другой. Первое и очевидное. Как показывает статистика, различные пользователи преимущество проверяют одни и те же файлы, как правило, принадлежащие Windows или популярным программным пакетам. Чтобы сократить накладные расходы, рекомендуется подсчитывать контрольную сумму файла перед его проверкой и, если такой файл уже проверялся ранее, выдавать уже готовые результаты сканирования, сохраненные в базе данных. На первый взгляд, в реализации алгоритма нет ничего сложного, но тут притаилось немало подводных камней. Вот наиболее актуальные:

• антивирусные базы обновляются постоянно и потому даже за короткий промежуток времени информация о сканировании безнадежно устаревает. Следовательно, необходимо вместе с контрольной суммой сохранять и дату последнего времени сканирования (отображая ее пользователю), а также предусмотреть кнопочку "rescan";

• использование алгоритма CRC 32 может показаться плохой идеей, поскольку он выдает множество коллизий (разные файлы имеют идентичные контрольные суммы), к тому же его легко подделать, модифицировав любое количество байт файла и затем скорректировав 4 байта так, чтобы скомпенсировать искажения. Однако CRC 32 шустро работает, обгоняя MD5 и другие хорошие алгоритмы. Поэтому возникает идея: для каждого файла, прогоняемого через антивирусы, мы генерируем CRC 32 и MD5 (с учетом времени сканирования накладными расходами на расчет контрольной суммы можно пренебречь), а при последующей проверке залитого пользователем файла сначала проверяем CRC 32 (проверяется очень быстро) и, если такой контрольной суммы в нашей базе нет, MD5 можно и не вычислять — зачем? Ведь и так видно, что файл еще не проверялся;

• многие "честные" файлы (особенно входящие в состав операционной системы) снабжены цифровой подписью или их целостность может быть проверена путем обращения к серверам Microsoft, что осуществляется намного быстрее антивирусного сканирования, и раз по данным Microsoft, файл не изменен, зачем его прогонять через антивирусы?!

Также крайне желательно реализовать опцию, позволяющую пользователю выбирать режим сканирования с эвристикой и без (чего не сделано на virustotal). Эвристика представляет собой довольно затратную по времени и ресурсам ЦП операцию, но далеко не все пользователи доверяют полученным результатам и хотят видеть имя конкретного вируса (если он есть), а не расплывчатое предупреждение, обычно ругающееся на упаковщик/протектор, которым обработан честный файл. С другой стороны, вирусописателям совершенно неинтересно сканирование по базе (так как только что написанного вируса там заведомо нет) и они предпочли бы задействовать только эвристику, экономя тем самым ресурсы нашего сервера. Так почему бы не пойти им навстречу?

Закачка больших файлов предоставляет серьезную проблему, имеющую несколько решений. Самое простое (и глупое) — установить верхний

предел закачиваемого файла в пару мегабайт (или около того), чуть-чуть умнее: лимитировать суммарный размер всех файлов, закачанных за сутки с одного I P (но тут возникает проблема определения I P, поскольку очень часто мы будем видеть не I P пользователя, а I P прокси сервера провайдера). Полезно рекомендовать юзерам сжимать файлы перед отправкой zip’ом или другим популярным архиватором для уменьшения нагрузки на канал или делать это автоматически на клиентской стороне специальным скриптом. Наконец, за сканирование больших файлов можно взимать деньги, но об этом мы поговорим чуть позже, а пока продолжим тему оптимизации. Профилировка показывает, что львиная доля накладных расходов приходится на запуск антивируса, инициализацию его движка и загрузку антивирусных баз. Перемещение антивирусов на виртуальный диск существенно увеличивает "подвижность" системы, но накладные расходы на создание новых процессов по-прежнему будут большими, поэтому мы используем GUI -версии антивирусов и, путем эмуляции клавиатурного ввода, воздействуем на элементы управления, заставляя их сканировать новые файлы и выдавать результат. При этом антивирус запускается всего один раз. Красота! Впрочем, можно реализовать и динамический алгоритм: при небольшой нагрузке на сервер о накладных расходах на порождение новых процессов можно не заботиться, а с ростом нагрузки — просто брать несколько файлов, закачанных пользователями за последние несколько минут и "скармливать" их антивирусу всем скопом, в результате чего количество запусков резко сокращается. Главное не запутаться, какой пользователь что закачал, но это уже мелочи технической реализации.

Естественно, сканирование лучше запускать на всех антивирусах параллельно, а не последовательно и вместо того, чтобы "тупо" запрещать пользователю закрывать окно браузера до окончания процесса сканирования (как это делает virus-total), отслеживать TCP/IP соединение и при его обрыве автоматически "выбрасывать" файл, принадлежащий данному пользователю, из очереди на сканирование. Плюс реализовать стандартную кнопку "отмены" (так же отсутствующую у virus-total’а) — если пользователь видит, что первые три-четыре антивируса ничего не находят, так следует ли дожидаться результатов проверки всех антивирусов? Особенно, если самые качественные антивирусы поставить вперед остальных, выделив им максимальный приоритет ЦП. Как вариант, можно вообще не следить за TCP/IP сессий и при заливке нового файла назначать пользователю I D задачи, который он может ввести в любое время, отключившись от Сети и повторно подключившись, например, через час, когда его очередь уже подошла. А можно рассылать результаты сканирования по e-mail — тогда пользователь не будет скучать в ожидании своей очереди.

И совсем не помешает прикрутить к нашему сервису утилиту вроде PEiD, определяющую тип и версию упаковщика/проектора (правда, довольно часто ошибающуюся). И опционально реализовать распаковку набором статических распаковщиков, работающих намного быстрее тех, что встроены в антивирусы. Тут есть один подводный камень — хотя 99% вирусов распознаются по распакованному дампу, некоторые, особо ленивые, сотрудники антивирусных компаний включают в базу сигнатуры упакованного файла, и после распаковки он перестает опознаваться как вирус. Однако, учитывая, что распакованный файл прогоняется через легион антивирусов, вероятность ложно-негативного срабатывания стремится к нулю.

***

Зарабатываем деньги лопатами

Мир жесток и все в нем упирается в деньги. На голом энтузиазме никой онлайновый сервис долго не продержится, поэтому приходится разрабатывать не только программный код, но и жизнеспособную бизнес-схему. Рассмотрим возможные источники дохода. Первое — рост посещаемости нашего сайта. На посещаемости, как известно, можно нехило заработать, особенно, если мы, например, продаем собственные защитные комплексы, предлагаем услуги по пен-тестингу и т. д. Онлайновый сервис привлекает клиентов намного активнее любых баннеров и, главное, привлекает именно тот контингент, который нам нужен, следовательно, возросшие объемы продаж покроют все расходы на поддержку и обслуживание серверов, отплату трафика и т. д.

Второе — отчисления от антивирусных компаний, чью продукцию мы рекламируем и кому передаем штаммы свежих вирусов. Тут, правда, много не заработаешь, поскольку лишь небольшая часть посетителей кликнет по ссылке "купить" антивирус, а стоимость вирусного штамма обычно составляет $1 (а то и меньше). Вот и считай, на какой уровень посещаемости нужно выйти, чтобы окупить расходы на поддержку сервера, которые, кстати говоря, тем больше, чем выше посещаемость.

Третье — взимать деньги непосредственно с самих пользователей. Хочешь подолгу стоять в очередях и сканировать файлы не больше чем ... мегабайт? Пожалуйста, пользуйся нашим сервисом бесплатно! Хочешь иметь определенные привилегии — будь добр заплатить. Главное, выбрать удобную схему оплаты. Здесь вам не Америка, здесь климат (финансовый) иной. Кредитные карты имеют единицы, электронные системы платежей только начинают набирать популярность. Зато практически каждый IT-специалист — владелец сотового телефона, а значит, можно воспользоваться микро-платежами через SMS либо потребовать от клиента сообщить номер карты универсальной оплаты (перечислив заданную сумму на счет, который он может расходовать, когда пользуется нашим сервисом). Как показывает практика, сотовые платежи приносят наибольшую отдачу, поскольку телефоны распространены повсеместно, а сам процесс оплаты требует минимум телодвижений, и (что немаловажно) клиент практически ничем не рискует. А вот с кредитными картами все намного сложнее и есть риск, что нечестный оператор снимет с них совсем не ту сумму, какая ожидалась. Тоже относится и к микро-платежам через SMS. Гарантий, что снимут 150 рублей, а не 450, у клиента нет никаких.

***

А что в итоге?

Разумеется, в статье охвачены далеко не все проблемы, с которыми неизбежно столкнется всякий, попытавшийся воздвигнуть подобный онлайновый сервис. Но задача выполнена — мыщъх предоставил вполне законченную, отлаженную и работоспособную схему, которая скоро будет запущена в промышленную эксплуатацию.

***

Проблемы конфиденциальности

Вирусы встречаются не только в программах, но и в офисных документах, PDF’ах и прочих файлах с конфиденциальной информацией, разглашать которую крайне нежелательно, поэтому необходимо предусмотреть опцию "не отсылать данный файл в антивирусные центры", при необходимости взводимую пользователем. Технически это реализуется проще простого, но... как избежать злоупотреблений?! Особенно, если мы строим наш бизнес на отправке свежих штаммов разработчикам антивирусов?

Идея первая (тупая до безобразия) — наплевать на все приличия и отсылать файлы в антивирусные центры независимо от состояния каких-то там галочек. Главное: создать у пользователя иллюзию, что его конфиденциальность строго блюдут, ну а что происходит на самом деле, он все равно не узнает. Ну... до тех пор, пока тайное не станет явным и не разразится скандал, идущий совсем не на пользу нашему ресурсу.

Идея вторая — поддерживать эту опцию только для пользователей, открывшим у нас счет. Кстати, это представляет собой нехилую мотивацию для оплаты услуг, особенно с учетом того, что о конфиденциальности в основном беспокоятся корпоративные пользователи, привыкшие платить за услуги (в отличие от домашних юзеров, тяготеющих к халяве вне зависимости от стоимости полнофункционального аккаунта).

Идея третья — файл все-таки отправлять, но перед этим удалять всю текстовую и графическую информацию, что не противоречит ни логике, ни здравому смыслу, ни даже соглашению, заключенному с пользователем нашего сервиса.

***

info

Сервисы, подобные virustotal.com, распространены в хакерских кругах. Основное их отличие — приватность. Они никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату. Одругих хакерских сервисах ты можешь прочитать в подробной статье прошлого номера ][.

***

warning

Антивирусные пакеты зачастую несовместимы между собой. Но, как правило, несовместимы проактивные защиты и мониторы, работающие в реальном времени, в то время как статические сканнеры (а именно они нам и нужны) отлично функционируют в одной системе.

***

Юридические проблемы лицензирования

Пользовательские соглашения (EULA) на коммерческие антивирусы не разрешают использовать их в онлайновых сервисах без заключения специальных контрактов, что вообще-то логично. Однако не стоит думать, что всякий контракт обязательно связан с необходимостью выплаты дополнительных отчислений. Вовсе нет! Достаточно проявить надлежащий дипломатический подход!

Крупные бренды заинтересованы в рекламе своей продукции и потому охотно разрешают использовать полнофункциональные версии антивирусов без всяких отчислений, поскольку конечный пользователь реально видит, кто сосет, а кто нет. Правда, могут выдвинуть встречные условия типа сохранения логотипов, генерации ссылок на их сайты и т. д. Все это мелочи, решаемые в рабочем порядке. А что мелкие бренды? Они, конечно, понимают, что сравнение с конкурентами будет не в их пользу. Тут есть один очень интересный момент. Мелкие антивирусные компании страдают хронической нехваткой свежих вирусов, которые попадают к ним в последнюю очередь, и потому онлайновый сервис, автоматически отсылающий уже детектируемые конкурентами вирусы — для них прекрасное средство пополнения вирусных баз и продвижения в различных рейтингах. С мелких брендов можно даже взимать плату за каждый новый вирус, и есть большая вероятность, что платить они согласятся!

Короче говоря, лицензионные проблемы — это и не проблемы вовсе. А вот разных проволочек — предостаточно и нужно заранее быть готовым к тому, что нас будут перебрасывать от одного ответственного лица (которое ничего не решает) к другому, третьему, и так по цепочке... Это уже издержки цивилизации, против которых не попрешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Раньше, в каком-то из журналов, он (Крис) писал, что сотрудничает с индийской K7 Computing http://www.k7computing.com/

Возможно, и здесь речь о них же

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Иван

не говоря уже о длинных "социалистических" очередях, в которых приходится подолгу простаивать из-за частых перегрузок сервера

Крис Касперски боится 5-минутных очередей???

На момент написания этих строк, мыщъх по заказу одной антивирусной компании

Да, забавно, а ещё, что это за слово - мыщъх??? :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Да, забавно, а ещё, что это за слово - мыщъх??? biggrin.gif

Давно- и общеизвестный ник Криса. Страна должна знать своих героев! (С)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
мыщъх ... руководит
Страна должна знать своих героев!

Понятно, им тут видимо подразумевается прикрытие слова МЫ?

Только вот писать о себе одновременно во множественно-величавом и одновременно в третьем лице, это, уж, извините, через чур... (чтобы никого не обидеть) ммм... величественный героизм. :) Очень даже хорошо. :)

Сервисы, подобные virustotal.com, распространены в хакерских кругах. Основное их отличие — приватность. Они никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату.

А это он о ком? Неужели - это правда?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Понятно, им тут видимо подразумевается прикрытие слова МЫ?

Только вот писать о себе одновременно во множественно-величавом и одновременно в третьем лице, это, уж, извините, через чур... (чтобы никого не обидеть) ммм... величественный героизм. :) Очень даже хорошо. :)

А это он о ком? Неужели - это правда?

http://www.viruslist.com/ru/weblog?discuss...70&return=1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

A.

никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату. А это он о ком? Неужели - это правда?

http://www.viruslist.com/ru/weblog?discuss...70&return=1

Спасибо. Ознакомился. (Правда цитирована немножко не та часть моего сообщения, выше показана мною правильная цитата). В ответ могу привести известную фразу: Дааа, ужж... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти с помощью Facebook Войти Войти с помощью Twitter
Anti-Malware.ru Вконтакте   Anti-Malware.ru в Facebook   Anti-Malware.ru в Twitter   Anti-Malware.ru в LinkedIn   RSS
  • Сообщения

    • ViktorFazz
      я себе недавно построил тоже)))
    • AM_Bot
      В статье рассказано о возможностях системы StaffCop Enterprise 4.1 в части аналитики поведения пользователей и выявления аномалий. StaffCop Enterprise — это специализированный продукт с функциями UEBA, DLP и SIEM. Он предназначен для решения комплекса задач по защите от утечек информации, расследования инцидентов внутри организации, контроля бизнес-процессов и мониторинга использования рабочего времени сотрудниками.   ВведениеСбор данныхСтатистический анализИнтеллектуальный анализ. Автоматический детектор аномалийПредупреждение и расследованиеДополнительные возможности StaffCopВыводы  ВведениеОдна из основных, самых серьезных угроз для бизнеса сегодня — это утечки конфиденциальной информации. Как правило, источниками таких угроз являются недобросовестные сотрудники компаний — инсайдеры. Инсайдером может стать абсолютно любой сотрудник: и молодой сисадмин, и сотрудница бухгалтерии. Мотивы у них могут быть совершенно различные: подкуп со стороны конкурентов или заинтересованных лиц, шантаж, личная выгода и многое другое.Традиционно для защиты от утечек применяются системы класса DLP. Но чем сложнее и изощреннее становятся методы атак, тем сложнее DLP-решениям контролировать потенциальные каналы утечек. Классический алгоритм выявления инсайдеров и предотвращения утечек (настроить правило контроля/блокировки — получить уведомление об утечке) работает уже не так эффективно: выявить утечку данных сложно и долго, если, например, «слив» произошел через разрешенные каналы (USB-носители, мессенджеры) и пользователь при этом имел санкционированный доступ к ресурсам.Одним из новых, но достаточно эффективных методов детектирования инсайдеров стал анализ поведения пользователей и выявление аномалий в их поведении. Подход подразумевает, что необычная активность, не соответствующая стандартному профилю, может более точно указывать на потенциальные инциденты информационной безопасности. По классификации Gartner, этот класс решений называется User and Entity Behavior Analytics (UEBA). Это новый тренд, активно набирающий обороты на рынке информационной безопасности. Решения этого класса анализируют образцы поведения пользователей, применяя специализированные алгоритмы и статистический анализ для детектирования значительных аномалий в поведении, указывающих на потенциальные угрозы. Таким образом, UEBA призваны заблаговременно обнаружить и предупредить об отклонениях в поведении.StaffCop Enterprise, о котором мы подробно поговорим в этой статье, — это специализированный продукт с функциями UEBA, DLP и SIEM. Он помогает решать комплекс задач по предотвращению утечек информации, расследованию инцидентов, если таковые произошли, а также контролировать бизнес-процессы и то, как рабочее временя используется сотрудниками. Сбор данныхИнформационная безопасность складывается из двух взаимодополняющих частей: предупреждение и расследование инцидентов. Оба механизма работают быстро и эффективно благодаря архитектуре StaffCop: агенты на рабочих станциях собирают информацию (события), а вся обработка происходит на выделенном сервере.Каждый тип события имеет свой набор измерений, по которым события разных типов могут быть связаны между собой. Каждое событие имеет стандартный набор измерений — данные о компьютере, пользователе, дате и времени, а также собственные атрибуты характерных для данных событий. Например, события типа «почта» имеют дополнительные измерения — данные о приложении, атрибуты, специфичные для диалогов: направление (входящие/исходящие), отправитель, получатель, формат сообщения, канал общения, участники переписки. Рисунок 1. Контроль каналов утечки информации Типы событий в StaffCop Enterprise:время активности — данные о наличии активности;ввод с клавиатуры;вход/выход из системы;посещение сайтов;операции с файлами;сеть — события, связанные с сетевыми подключениями, содержат информацию об IP-адресе подключения и сокете;снимок экрана;снимок с веб-камеры;запись с микрофона;внешние диски — данные об операциях со съемными USB-накопителями;установка ПО — факты установок и деинсталляции программного обеспечения;буфер обмена;интернет-пейджер;почта;перехваченный файл;устройства — данные о подключении и отключении USB-устройств, в том числе тех, которые не являются накопителями;активность — данные, собранные при помощи модуля контроля присутствия на рабочем месте;системный лог — используется для хранения логов агента при отладке;печать документов. Статистический анализВ основе StaffCop Enterprise лежит технология комплексного многомерного анализа данных OLAP, которая позволяет строить многомерные отчеты «на лету» и обрабатывать огромные объемы данных за секунды.Давайте рассмотрим несколько примеров, как в StaffCop можно анализировать поведение пользователей и быстро выявлять их опасные действия на основе статистики с помощью конструктора отчетов, различных таблиц и графиков.Поиск и расследование аномалий на примере файловых операцийЗадача: проанализировать операции копирования файлов с участием съемных носителей. Найдем отклонения от нормального поведения и всплески активности, узнаем, кто это был, что и когда было скопировано.Самым наглядным способом будет построить линейный график количества событий копирования файлов на съемные носители.  Сделать это очень просто — указать интересующий интервал времени, в конструкторе отчетов ограничить набор данных по измерениям «операции копирования», «тип диска: Removable» и выбрать вид отображения «Линейный график». Рисунок 2. Линейный график количества событий копирования файлов Невооруженным взглядом видно значительное превышение фактов копирования файлов в один из дней. При нажатии на вершину графика можно перейти к списку всех операций копирования в этот день.Для детализации данных можно просто кликнуть на нужный узел графика. На картинке ниже мы «провалились» глубже и визуализировали полученные данные с помощью гистограммы, разбив в конструкторе данные по пользователям. Рисунок 3. Детализация данных: гистограмма Если вы предпочитаете числовые значения графическому представлению можно воспользоваться таблицами. Рисунок 4. Визуализация отчета: числовые значения Стоит отметить, что все графики и таблицы имеют собственный конструктор для быстрой детализации и уточнения данных. Рисунок 5. На тепловой диаграмме можно оценить интенсивность и время всех операций исследуемого пользователя В нашем случае пользователь непрерывно копировал файлы с 11:15 до 13:37. В просмотрщике событий легко догадаться, что это исходные коды одного из дистрибутивов Linux, которые были скопированы с жесткого диска на флэш-накопитель Kingston DataTraveler 2.0 USB Device. Рисунок 6. Детализация события в StaffCop Enterprise Таким образом можно быстро и эффективно находить нетипичную активность пользователей или программ. Такие действия применимы практически к любым видам событий.Опасные действия чаще всего возникают при спонтанной активизации:обращения к личной почте;сетевая активность приложений;подключение съемных USB-устройств: флэшек, телефонов и т. п.;использование принтера;активность во внерабочее время. Интеллектуальный анализ. Автоматический детектор аномалийДля того чтобы упростить работу сотрудника службы безопасности для аналитики действий пользователей и выявления отклонений в StaffCop реализован автоматический детектор аномалий. Он анализирует поведение пользователя за выбранный период времени и показывает отклонения от нормального поведения. Рисунок 7. Автоматический детектор аномалий в StaffCop Enterprise Например, каждый сотрудник ежедневно использует одни и те же приложения примерно одинаковое число раз. Если число операций многократно превышает стандартное значение, то StaffCop Enterprise выдает такое событие за аномальное поведение, что может являться потенциальной угрозой.Поиск и расследование аномалий на примере копирования в облакоРабочая инструкция офицера безопасности предприятия может включать различный набор инструкций. В этом примере одной из таких еженедельных рутинных задач является проверка фактов копирования файлов в облачные сервисы.Детектор аномалий позволяет в автоматическом режиме находить отклонения от стандартного поведения пользователей. Для того чтобы эта функция корректно работала, необходимо задать представительный промежуток времени, чтобы система смогла построить паттерны поведения и найти в них отклонения от нормы. Поэтому выбираем 30-дневный период. Рисунок 8. Выбор временного периода для запуска Детектора аномалий Чтобы запустить Детектор аномалий, необходимо нажать соответствующую опцию в выпадающем меню Отчеты. Рисунок 9. Запуск «Детектор аномалий» в StaffCop Enterprise В появившемся отчете находим, что пользователь Oksana в семь раз превысила свою же норму копирования файлов в облачный сервис Dropbox.com. Рисунок 10. Отчет по аномалиям в StaffCop Enterprise Простой комбинацией фильтров в Конструкторе располагаем данные в отчете таким образом, чтобы название считанного с жесткого диска файла появлялось в таблице операций рядом с именем передаваемого в облачный сервис файла. Рисунок 11. В отчете StaffCop Enterprise видно, кто, когда и какие файлы передавал за периметр сети На приведенном скриншоте видно, что в 12:58:28 12 сентября 2017 г. файл «Технико-коммерческое предложение StaffCop Enterprise.docx» был считан с жестокого диска компьютера пользователя Oksana, а в следующую секунду (12:58:29) этот же файл был передан в облачный сервис.Вывод: при помощи Детектора аномалий, встроенного в StaffCop Enterprise 4.1, возможно выявлять инциденты автоматически. Предупреждение и расследованиеДля предупреждения угроз StaffCop имеет емкую библиотеку встроенных фильтров и предоставляет широкие возможности для построения собственных: это может быть ключевая фраза, файл или любое другое событие на компьютере пользователя.Кроме того, в системе предусмотрены также исключающие фильтры (анти-фильтры) — можно исключить из выборки заведомо неинтересные события. Таким образом, возможно коррелировать и фильтровать любые события, содержащиеся в базе данных. Рисунок 12. Исключающие фильтры (анти-фильтры) в StaffCop Enterprise 4.1 Способ оповещения о сработавшем фильтре можно настроить в зависимости от срочности: отправкой сообщения на электронную почту офицера ИБ или уведомлением в панели администратора StaffCop. Дополнительные возможности StaffCopStaffCop Enterprise позволяет также легко контролировать дисциплину сотрудников, выявлять блокирующие факторы и расследовать причины их появления:Учет рабочего времени сотрудников в онлайн-режиме (табель учета рабочего времени, детализированные отчеты о рабочем времени каждого сотрудника).Контроль присутствия на рабочем месте.Снимки экрана.Просмотр удаленного рабочего стола и удаленное управление.Подключение к рабочему столу пользователя осуществляется прямо из консоли администратора в браузере, при желании можно захватить управление компьютером. Рисунок 13. Удаленное подключение к рабочему столу сотрудника компании ВыводыStaffCop Enterprise представляет собой мощный набор инструментов для анализа событий и информации, что позволяет оценивать и контролировать продуктивность сотрудников за компьютерами, быстро и точно расследовать инциденты информационной безопасности внутри предприятия, а также решить широкий спектр задач, связанных с ИБ-аналитикой. С помощью StaffCop Enterprise можно контролировать критичные информационные ресурсы на предмет подозрительной активности и нетипичного поведения.Система имеет гибкую настройку фильтров и оповещений, поэтому возможную утечку или вторжение удается обнаружить на ранней стадии, чем существенно сократить последствия. Глобальная система записи всех возможных событий позволяет в случае произошедшего инцидента быстро добраться до источника утечки и точно назвать время, автора и объем утраченной информации. Тепловые карты активности, графы взаимодействий сотрудников и движения информации, настраиваемые графики событий, предустановленные и пользовательские фильтры — все это помогает отследить любой сценарий поведения. Для анализа не нужно обладать специальными знаниями: достаточно понимать, что ищешь, и просто выбирать поля в форме.Таким образом, StaffCop Enterprise позволяет сократить время, требуемое как на обнаружение реальной угрозы, так и на дальнейшее расследование инцидентов с критичными данными. Читать далее
    • Valeron
      Кто делает ставки на футбол, посоветуйте букмекера? 
    • Valeron
      Нужно уметь работать на дому)
    • Valeron