Перейти к содержанию
Иван

Тотальный антивирус

Recommended Posts

Иван

интересно, выделенное жирным енто о ком?

Тотальный антивирус

Источник: Хакер (Москва)

Автор: Крис Касперски

Универсальный антивирусный центр своими руками

Появившаяся некогда идея проверять файл сразу по многим антивирусам оказалась очень удачной. Онлайновая антивирусная служба www.virustotal.com имеет тысячи посещений ежедневно, при этом обладая дюжиной недостатков. Сервис не раскрывает своих секретов, однако автор давно разобрал его по винтикам и теперь работает над улучшенной реализацией.

В то время как одни пользователи держат на компьютере целый зоопарк различных антивирусов, конфликтующих друг с другом и тормозящих ПК (не говоря уже о стоимости лицензий или сложности поиска правильного "лекарства"), хакеры предпочитают ловить малварь самостоятельно. В крайнем случае — проверяют подозрительные файлы на бесплатных онлайновых службах типа того же www.virustotal.com. Эти же службы используются для "обкатки" вирусов собственного написания на предмет обнаружения эвристическими анализаторами. И хотя, если верить блогу Евгения Касперского (www. viruslist.com/en/weblog), хакеры не доверяют virus-total’у, поскольку он передает подозрительные файлы антивирусным компаниям и вирусы начинают палиться еще на старте, эта точка зрения отражает лишь малую часть действительности. Да, действительно, профессиональные разработчики атакующих программ и rootkit’ов проверяют их на "вшивость" исключительно локальным способом на своих собственных машинах, предотвращая утечку информации, но... профессионалов единицы, к тому же экспериментируя с virus-total’ом, хакеры определяют общие критерии ругательства антивирусов, выявляя последовательности машинных команд/вызовов API-функций, приводящих к срабатыванию эвристического анализатора. Однажды "обломав" антивирус, хакер может многократно использовать найденный способ обхода эвристика. Достаточно посетить любые форумы, где обитают вирусописатели, чтобы убедиться, что они весьма неравнодушны к virus-total’у и активно его используют.

А что если создать еще более качественный сервис? Ведь virus-total примитивен до ужаса — качество сканирования оставляет желать лучшего, не говоря уже о длинных "социалистических" очередях, в которых приходится подолгу простаивать из-за частых перегрузок сервера (а все потому, что балансировка нагрузки и оптимизация изначально не предусматривались!). На момент написания этих строк, мыщъх по заказу одной антивирусной компании (имя которой разглашать не вправе) руководит разработкой онлайнового сервиса, рассчитанного на "магистральную" загрузку и предоставляющего пользователям кучу всевозможных рычагов управления. Естественно, исходный код к статье не прилагается, да он и не нужен, главное — это концепт, плюс некоторые неочевидные тонкости, с которыми придется столкнуться при "промышленных" масштабах эксплуатации. Естественно, это требует широких сетевых каналов, мощных многопроцессорных систем и еще кучу всего. Словом, без солидных финансовых вложений тут никак не обойтись. Однако никто не заставляет нас создавать сервис планетарного масштаба и, если постараться, можно вполне уложиться в бюджет $2000 или даже меньше. Нам потребуется интернет-канал с безлимитным тарифом, чтобы злые люди не кинули нас на входящий трафик, который будет весьма значительным. В качестве компьютера вполне подойдет машина с процессором C ore2Duo и парой гигабайт оперативной памяти. О проблемах с лицензированием антивирусов мы поговорим в одноименной врезке, а пока отметим, что никаких особых программистских навыков не понадобится. Подойдет любой язык (Си, Perl, PHP) и минимальный опыт работы с C GI (пользуясь случаем, хочу порекомендовать библиотеку C GIC ).

***

Viru s-total изнутри

Virus-total устроен не просто, а очень просто. Он использует консольные версии антивирусов, управляемые посредством командой строки и выдающие результат сканирования в стандартный проток вывода, который легко перенаправить в файл или пайп (pipe).

Что мы делаем? Через специальную форму на сайте закачиваем "подопытный" файл, скармливаем его антивирусу, предварительно перенаправив вывод во временный файл/пайп, который тут же парсим (то есть выбрасываем все лишнее, оставляя только статус проверки и имя вируса). Парсить вывод легче всего Perl’ом, поддерживающим мощный механизм регулярных выражений, но Си-программы намного более производительны, а потому предпочтительнее (особенно, при большом наплыве пользователей).

На этом, собственно говоря, возможности virus-total’а и заканчиваются. Это создает большие проблемы: во-первых, далеко не все антивирусы имеют консольные версии, а, во-вторых, даже те, что имеют, поведением зачастую радикально отличаются от полноценных GUI -версий. В чем легко убедиться, сравнив результаты сканирования большой коллекции вирусов локальным способом и через virus-total — сравнение будет отнюдь не в пользу virus-total’а.

Учитывая, что практически все антивирусы (и GUI -версии в том числе) поддерживают запись результатов сканирования в log-файл и позволяют задавать имя сканируемого файла через командную строку или, на худой конец, через механизм DDE (Dynamic Data Exchange), ничего не стоит прикрутить GUI -версию к онлайновой службе. Просто "скармливаем" антивирусу файл, форсируем запись результатов сканирования в log-файл, который парсим так же, как и вывод консольных версий. Остается только собрать "показания" всех имеющихся в нашем распоряжении антивирусов, оформить их в виде HTML-таблицы и выдать на экран, что по силам даже самым начинающим программистам.

В клинических случаях, когда антивирус начисто игнорирует командную строку или не умеет вести логи, на помощь приходит механизм Windows-сообщений (Windows Message или, сокращенно, WM). Посылая WM-сообщения элементам управления антивируса, мы можем манипулировать кнопками, меню и прочими элементами управления по своему усмотрению. Аналогичным способом извлекается и содержимое окна, содержащего результаты проверки. Получив форматированный rich-текст или plain-текст, пропускаем его через парсер — и все!

***

Маленькие секреты больших серверов

При попытке реализации вышеописанной модели неизбежно всплывут проблемы удручающе низкой производительности. Но мы не боимся трудностей и начнем щемить их одну за другой. Первое и очевидное. Как показывает статистика, различные пользователи преимущество проверяют одни и те же файлы, как правило, принадлежащие Windows или популярным программным пакетам. Чтобы сократить накладные расходы, рекомендуется подсчитывать контрольную сумму файла перед его проверкой и, если такой файл уже проверялся ранее, выдавать уже готовые результаты сканирования, сохраненные в базе данных. На первый взгляд, в реализации алгоритма нет ничего сложного, но тут притаилось немало подводных камней. Вот наиболее актуальные:

• антивирусные базы обновляются постоянно и потому даже за короткий промежуток времени информация о сканировании безнадежно устаревает. Следовательно, необходимо вместе с контрольной суммой сохранять и дату последнего времени сканирования (отображая ее пользователю), а также предусмотреть кнопочку "rescan";

• использование алгоритма CRC 32 может показаться плохой идеей, поскольку он выдает множество коллизий (разные файлы имеют идентичные контрольные суммы), к тому же его легко подделать, модифицировав любое количество байт файла и затем скорректировав 4 байта так, чтобы скомпенсировать искажения. Однако CRC 32 шустро работает, обгоняя MD5 и другие хорошие алгоритмы. Поэтому возникает идея: для каждого файла, прогоняемого через антивирусы, мы генерируем CRC 32 и MD5 (с учетом времени сканирования накладными расходами на расчет контрольной суммы можно пренебречь), а при последующей проверке залитого пользователем файла сначала проверяем CRC 32 (проверяется очень быстро) и, если такой контрольной суммы в нашей базе нет, MD5 можно и не вычислять — зачем? Ведь и так видно, что файл еще не проверялся;

• многие "честные" файлы (особенно входящие в состав операционной системы) снабжены цифровой подписью или их целостность может быть проверена путем обращения к серверам Microsoft, что осуществляется намного быстрее антивирусного сканирования, и раз по данным Microsoft, файл не изменен, зачем его прогонять через антивирусы?!

Также крайне желательно реализовать опцию, позволяющую пользователю выбирать режим сканирования с эвристикой и без (чего не сделано на virustotal). Эвристика представляет собой довольно затратную по времени и ресурсам ЦП операцию, но далеко не все пользователи доверяют полученным результатам и хотят видеть имя конкретного вируса (если он есть), а не расплывчатое предупреждение, обычно ругающееся на упаковщик/протектор, которым обработан честный файл. С другой стороны, вирусописателям совершенно неинтересно сканирование по базе (так как только что написанного вируса там заведомо нет) и они предпочли бы задействовать только эвристику, экономя тем самым ресурсы нашего сервера. Так почему бы не пойти им навстречу?

Закачка больших файлов предоставляет серьезную проблему, имеющую несколько решений. Самое простое (и глупое) — установить верхний

предел закачиваемого файла в пару мегабайт (или около того), чуть-чуть умнее: лимитировать суммарный размер всех файлов, закачанных за сутки с одного I P (но тут возникает проблема определения I P, поскольку очень часто мы будем видеть не I P пользователя, а I P прокси сервера провайдера). Полезно рекомендовать юзерам сжимать файлы перед отправкой zip’ом или другим популярным архиватором для уменьшения нагрузки на канал или делать это автоматически на клиентской стороне специальным скриптом. Наконец, за сканирование больших файлов можно взимать деньги, но об этом мы поговорим чуть позже, а пока продолжим тему оптимизации. Профилировка показывает, что львиная доля накладных расходов приходится на запуск антивируса, инициализацию его движка и загрузку антивирусных баз. Перемещение антивирусов на виртуальный диск существенно увеличивает "подвижность" системы, но накладные расходы на создание новых процессов по-прежнему будут большими, поэтому мы используем GUI -версии антивирусов и, путем эмуляции клавиатурного ввода, воздействуем на элементы управления, заставляя их сканировать новые файлы и выдавать результат. При этом антивирус запускается всего один раз. Красота! Впрочем, можно реализовать и динамический алгоритм: при небольшой нагрузке на сервер о накладных расходах на порождение новых процессов можно не заботиться, а с ростом нагрузки — просто брать несколько файлов, закачанных пользователями за последние несколько минут и "скармливать" их антивирусу всем скопом, в результате чего количество запусков резко сокращается. Главное не запутаться, какой пользователь что закачал, но это уже мелочи технической реализации.

Естественно, сканирование лучше запускать на всех антивирусах параллельно, а не последовательно и вместо того, чтобы "тупо" запрещать пользователю закрывать окно браузера до окончания процесса сканирования (как это делает virus-total), отслеживать TCP/IP соединение и при его обрыве автоматически "выбрасывать" файл, принадлежащий данному пользователю, из очереди на сканирование. Плюс реализовать стандартную кнопку "отмены" (так же отсутствующую у virus-total’а) — если пользователь видит, что первые три-четыре антивируса ничего не находят, так следует ли дожидаться результатов проверки всех антивирусов? Особенно, если самые качественные антивирусы поставить вперед остальных, выделив им максимальный приоритет ЦП. Как вариант, можно вообще не следить за TCP/IP сессий и при заливке нового файла назначать пользователю I D задачи, который он может ввести в любое время, отключившись от Сети и повторно подключившись, например, через час, когда его очередь уже подошла. А можно рассылать результаты сканирования по e-mail — тогда пользователь не будет скучать в ожидании своей очереди.

И совсем не помешает прикрутить к нашему сервису утилиту вроде PEiD, определяющую тип и версию упаковщика/проектора (правда, довольно часто ошибающуюся). И опционально реализовать распаковку набором статических распаковщиков, работающих намного быстрее тех, что встроены в антивирусы. Тут есть один подводный камень — хотя 99% вирусов распознаются по распакованному дампу, некоторые, особо ленивые, сотрудники антивирусных компаний включают в базу сигнатуры упакованного файла, и после распаковки он перестает опознаваться как вирус. Однако, учитывая, что распакованный файл прогоняется через легион антивирусов, вероятность ложно-негативного срабатывания стремится к нулю.

***

Зарабатываем деньги лопатами

Мир жесток и все в нем упирается в деньги. На голом энтузиазме никой онлайновый сервис долго не продержится, поэтому приходится разрабатывать не только программный код, но и жизнеспособную бизнес-схему. Рассмотрим возможные источники дохода. Первое — рост посещаемости нашего сайта. На посещаемости, как известно, можно нехило заработать, особенно, если мы, например, продаем собственные защитные комплексы, предлагаем услуги по пен-тестингу и т. д. Онлайновый сервис привлекает клиентов намного активнее любых баннеров и, главное, привлекает именно тот контингент, который нам нужен, следовательно, возросшие объемы продаж покроют все расходы на поддержку и обслуживание серверов, отплату трафика и т. д.

Второе — отчисления от антивирусных компаний, чью продукцию мы рекламируем и кому передаем штаммы свежих вирусов. Тут, правда, много не заработаешь, поскольку лишь небольшая часть посетителей кликнет по ссылке "купить" антивирус, а стоимость вирусного штамма обычно составляет $1 (а то и меньше). Вот и считай, на какой уровень посещаемости нужно выйти, чтобы окупить расходы на поддержку сервера, которые, кстати говоря, тем больше, чем выше посещаемость.

Третье — взимать деньги непосредственно с самих пользователей. Хочешь подолгу стоять в очередях и сканировать файлы не больше чем ... мегабайт? Пожалуйста, пользуйся нашим сервисом бесплатно! Хочешь иметь определенные привилегии — будь добр заплатить. Главное, выбрать удобную схему оплаты. Здесь вам не Америка, здесь климат (финансовый) иной. Кредитные карты имеют единицы, электронные системы платежей только начинают набирать популярность. Зато практически каждый IT-специалист — владелец сотового телефона, а значит, можно воспользоваться микро-платежами через SMS либо потребовать от клиента сообщить номер карты универсальной оплаты (перечислив заданную сумму на счет, который он может расходовать, когда пользуется нашим сервисом). Как показывает практика, сотовые платежи приносят наибольшую отдачу, поскольку телефоны распространены повсеместно, а сам процесс оплаты требует минимум телодвижений, и (что немаловажно) клиент практически ничем не рискует. А вот с кредитными картами все намного сложнее и есть риск, что нечестный оператор снимет с них совсем не ту сумму, какая ожидалась. Тоже относится и к микро-платежам через SMS. Гарантий, что снимут 150 рублей, а не 450, у клиента нет никаких.

***

А что в итоге?

Разумеется, в статье охвачены далеко не все проблемы, с которыми неизбежно столкнется всякий, попытавшийся воздвигнуть подобный онлайновый сервис. Но задача выполнена — мыщъх предоставил вполне законченную, отлаженную и работоспособную схему, которая скоро будет запущена в промышленную эксплуатацию.

***

Проблемы конфиденциальности

Вирусы встречаются не только в программах, но и в офисных документах, PDF’ах и прочих файлах с конфиденциальной информацией, разглашать которую крайне нежелательно, поэтому необходимо предусмотреть опцию "не отсылать данный файл в антивирусные центры", при необходимости взводимую пользователем. Технически это реализуется проще простого, но... как избежать злоупотреблений?! Особенно, если мы строим наш бизнес на отправке свежих штаммов разработчикам антивирусов?

Идея первая (тупая до безобразия) — наплевать на все приличия и отсылать файлы в антивирусные центры независимо от состояния каких-то там галочек. Главное: создать у пользователя иллюзию, что его конфиденциальность строго блюдут, ну а что происходит на самом деле, он все равно не узнает. Ну... до тех пор, пока тайное не станет явным и не разразится скандал, идущий совсем не на пользу нашему ресурсу.

Идея вторая — поддерживать эту опцию только для пользователей, открывшим у нас счет. Кстати, это представляет собой нехилую мотивацию для оплаты услуг, особенно с учетом того, что о конфиденциальности в основном беспокоятся корпоративные пользователи, привыкшие платить за услуги (в отличие от домашних юзеров, тяготеющих к халяве вне зависимости от стоимости полнофункционального аккаунта).

Идея третья — файл все-таки отправлять, но перед этим удалять всю текстовую и графическую информацию, что не противоречит ни логике, ни здравому смыслу, ни даже соглашению, заключенному с пользователем нашего сервиса.

***

info

Сервисы, подобные virustotal.com, распространены в хакерских кругах. Основное их отличие — приватность. Они никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату. Одругих хакерских сервисах ты можешь прочитать в подробной статье прошлого номера ][.

***

warning

Антивирусные пакеты зачастую несовместимы между собой. Но, как правило, несовместимы проактивные защиты и мониторы, работающие в реальном времени, в то время как статические сканнеры (а именно они нам и нужны) отлично функционируют в одной системе.

***

Юридические проблемы лицензирования

Пользовательские соглашения (EULA) на коммерческие антивирусы не разрешают использовать их в онлайновых сервисах без заключения специальных контрактов, что вообще-то логично. Однако не стоит думать, что всякий контракт обязательно связан с необходимостью выплаты дополнительных отчислений. Вовсе нет! Достаточно проявить надлежащий дипломатический подход!

Крупные бренды заинтересованы в рекламе своей продукции и потому охотно разрешают использовать полнофункциональные версии антивирусов без всяких отчислений, поскольку конечный пользователь реально видит, кто сосет, а кто нет. Правда, могут выдвинуть встречные условия типа сохранения логотипов, генерации ссылок на их сайты и т. д. Все это мелочи, решаемые в рабочем порядке. А что мелкие бренды? Они, конечно, понимают, что сравнение с конкурентами будет не в их пользу. Тут есть один очень интересный момент. Мелкие антивирусные компании страдают хронической нехваткой свежих вирусов, которые попадают к ним в последнюю очередь, и потому онлайновый сервис, автоматически отсылающий уже детектируемые конкурентами вирусы — для них прекрасное средство пополнения вирусных баз и продвижения в различных рейтингах. С мелких брендов можно даже взимать плату за каждый новый вирус, и есть большая вероятность, что платить они согласятся!

Короче говоря, лицензионные проблемы — это и не проблемы вовсе. А вот разных проволочек — предостаточно и нужно заранее быть готовым к тому, что нас будут перебрасывать от одного ответственного лица (которое ничего не решает) к другому, третьему, и так по цепочке... Это уже издержки цивилизации, против которых не попрешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
BiTA

Раньше, в каком-то из журналов, он (Крис) писал, что сотрудничает с индийской K7 Computing http://www.k7computing.com/

Возможно, и здесь речь о них же

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001

Иван

не говоря уже о длинных "социалистических" очередях, в которых приходится подолгу простаивать из-за частых перегрузок сервера

Крис Касперски боится 5-минутных очередей???

На момент написания этих строк, мыщъх по заказу одной антивирусной компании

Да, забавно, а ещё, что это за слово - мыщъх??? :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
dot_sent
Да, забавно, а ещё, что это за слово - мыщъх??? biggrin.gif

Давно- и общеизвестный ник Криса. Страна должна знать своих героев! (С)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001
мыщъх ... руководит
Страна должна знать своих героев!

Понятно, им тут видимо подразумевается прикрытие слова МЫ?

Только вот писать о себе одновременно во множественно-величавом и одновременно в третьем лице, это, уж, извините, через чур... (чтобы никого не обидеть) ммм... величественный героизм. :) Очень даже хорошо. :)

Сервисы, подобные virustotal.com, распространены в хакерских кругах. Основное их отличие — приватность. Они никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату.

А это он о ком? Неужели - это правда?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.
Понятно, им тут видимо подразумевается прикрытие слова МЫ?

Только вот писать о себе одновременно во множественно-величавом и одновременно в третьем лице, это, уж, извините, через чур... (чтобы никого не обидеть) ммм... величественный героизм. :) Очень даже хорошо. :)

А это он о ком? Неужели - это правда?

http://www.viruslist.com/ru/weblog?discuss...70&return=1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Андрей-001

A.

никогда не отправляют обработанные файлы в антивирусные центры (гарантируя непопадание малвари в антивирусные базы), но за каждую проверку взимают небольшую плату. А это он о ком? Неужели - это правда?

http://www.viruslist.com/ru/weblog?discuss...70&return=1

Спасибо. Ознакомился. (Правда цитирована немножко не та часть моего сообщения, выше показана мною правильная цитата). В ответ могу привести известную фразу: Дааа, ужж... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Компания «АВ Софт» является российским производителем средств обеспечения информационной безопасности, которые вендор разрабатывает с 2010 г. Портфель продуктов включает в себя систему защиты от целевых атак ATHENA, программный комплекс для имитации корпоративной инфраструктуры LOKI, антивирусный мультисканер OCTOPUS, корпоративный мессенджер BOND и другие продукты, уже зарекомендовавшие себя у российских заказчиков.    ВведениеПозиционирование вендора на рынкеСектор рынкаATHENALOKIOCTOPUSBONDCRIMLABNFIКатегории заказчиковНовые продуктыЗарубежные проектыГибкость и адаптация решенийПартнёрская сетьСертификацияПодведение итоговВыводыВведениеБренд «АВ Софт» придумал Антон Чухнов, основатель компании, имея скромное желание изменить индустрию информационной безопасности в России. Сердце потребителей планировалось пронзить стрелой чего-то нового и оригинального.В 2010 году системы на базе технологии «песочницы» обладали слабой гравитацией на рынке, многим идея казалась неперспективной и странной. Антон пришел от неё в восторг и объединил в первом прототипе системы ATHENA возможность анализировать поведение программного обеспечения с антивирусным мультисканером. Единство технологий принесло первый коммерческий успех, который стал отправной точкой для набора команды и развития продукта.В 2016–2019 гг. палитра предложений компании существенно увеличилась. В ней появились классы решений по маскировке операционных систем, защите мобильных устройств и мониторингу компрометации сетевых устройств. Каждое разработанное решение имеет свой стиль и концептуальное преподнесение. Система ATHENA стала флагманским продуктом и гибко адаптировалась под различные инфраструктурные пожелания заказчиков. Компания стала участником ассоциации АРПП «Отечественный софт», резидентом инновационного центра «Сколково», выиграла несколько конкурсов по инновациям в сфере ИТ и безопасности.В 2020 г. компания «АВ Софт» стала лауреатом гранта российского фонда РФРИТ по разработке системы ложных распределённых целей на базе технологии «deception». Новое решение позволит имитировать ИТ-инфраструктуру организации и заманивать злоумышленников в «ловушки», оберегая реальные устройства от кибератак. Система ATHENA была выбрана для участия в отечественном мультисканере (аналоге VirusTotal), который уже активно проходит тестирование. Также компании удалось развить партнёрскую сеть и реализовать ряд научно-технологических проектов.В команде есть всё необходимое для развития и роста: концентрация идей, потенциал для создания новых продуктов и самый важный бриллиант для любого вендора — доверие заказчиков.Позиционирование вендора на рынкеОбъективная оценка вендора на рынке играет важную роль для потребителей продуктов и услуг в области информационной безопасности. Управление рисками при выборе поставщика решений для защиты ИТ-инфраструктуры требует высоких профессиональных компетенций. Базовая оценка контрагента, выполняемая финансовым отделом, может упустить важные аспекты этой весьма наукоёмкой сферы.Можно выделить следующие направления анализа организаций, специализирующихся на разработке программного обеспечения и оказании услуг в области информационной безопасности:сектор рынка,категории заказчиков,создание новых продуктов,зарубежные проекты,гибкость и адаптация решений,партнёрская сеть,сертификация.Оценка всегда предполагает градацию её уровней, поэтому была разработана шкала присвоения веса по каждому параметру оценки. Таблица 1. Параметры оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию Сектор рынкаЗдесь важно учесть возможность не только начитаться маркетинговых материалов на сайте, но и получить пробную версию или возможность организации «пилота», который не потерпит крушение, что достоверно подтвердит наличие самих продуктов.У компании «АВ Софт» есть следующие направления решений:антивирусный мультисканер,песочница (sandbox),ловушки (deception),контроль сетевого взаимодействия устройств,криминалистический анализ,безопасная коммуникация.Разнообразие направлений продуктов в компании даёт представление о системном охвате рынка, развитии смежных компетенций у специалистов и потенциальной возможности построения сложных конструкций в ИТ-инфраструктуре.Пробные версии показывают возможности продуктов компании, о которых будет рассказано далее.ATHENAФлагманский продукт по защите от целенаправленных атак AVSOFT ATHENA SANDBOX с помощью методов поведенческого анализа и искусственного интеллекта способен проверять всю входящую в компанию информацию на наличие опасного и вредоносного содержимого.Внутри системы ATHENA присутствует множество инструментов проверки, которые можно разделить на два больших блока анализа: статический и динамический. Рисунок 1. Интерфейс системы ATHENA При прохождении файлом или веб-ссылкой статического вида анализа выполняется проверка контента на наличие известных сигнатур множеством локальных антивирусных ядер, синтаксическими анализаторами (парсерами) и искусственным интеллектом, а также осуществляется сбор информации по исследуемому объекту во внешних репутационных базах данных.При динамической проверке осуществляется анализ поведения файла в имитационной среде — «песочнице» (она может быть как виртуальной, так и физической), которая соответствует реальному рабочему месту пользователя или серверу компании. В ней происходят запуск файла, провоцирование его на вредоносные действия, сбор событий о его поведении и вынесение вердикта на основе результатов аналитического блока и поведенческих сигнатур, которые разработаны командой аналитиков «АВ Софт».Стоит отметить, что в системе ATHENA присутствует широкая линейка поддерживаемых в песочницах операционных систем, включающая отечественные ОС:Microsoft Windows;Linux:Astra Linux,RedOS,Alt Linux,Red Hat Enterprise Linux,Debian,Ubuntu,openSUSE,CentOS;Android.После завершения всех видов анализа система ATHENA отображает подробный отчёт. Рисунок 2. Отчёт по проверке в системе ATHENA Рисунок 3. Отчёт по проверке сетевого трафика в системе ATHENA Важно обращать внимание на современность и удобство интерфейсов систем, которые вы берёте попробовать. Сейчас уже вполне устойчиво сформировались общепризнанные требования и правила по эргономике, грамотному использованию цветовых палитр, а также интерактивным возможностям современного программного обеспечения. Если вы осознаёте, что интерфейс часто вводит вас в заблуждение или недоумение, т. е. вы не понимаете, куда нужно двигаться и что делать, и вместо службы доставки вкусного ужина пытаетесь дозвониться до службы поддержки вендора, то что-то идёт не так. Любое нарушение графическими интерфейсами устоявшихся сценариев поведения пользователей тормозит бизнес-процессы компании.LOKIПрограммный комплекс AVSOFT LOKI DECEPTION имитирует корпоративную инфраструктуру на базе технологии «deception» и позволяет виртуально моделировать на различном уровне любое устройство в организации, включая оборудование IoT и IIoT (контроллеры АСУ ТП). Рисунок 4. Интерфейс системы LOKI Имитация устройств осуществляется с помощью ловушек (honeypot) и песочниц (sandbox). На рабочих местах сотрудников и серверах разворачиваются приманки, которые ведут в ловушки и песочницы, уводя вектор атаки от реальных устройств.Использовать систему LOKI несложно, достаточно сделать 4 шага:Просканировать подсети для определения состава активных устройств.Система сама предложит ловушки к ним, можно будет просто согласиться с её выбором.Развернуть ловушки в выбранной подсети одной кнопкой.Скачать приманки на рабочие места и установить их. Рисунок 5. Панель статистики системы LOKI Сейчас линейка имитируемых устройств в системе LOKI уже включает в себя большой список типов и моделей, который активно пополняется: рабочие станции, серверы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, IP-телефоны, IP-камеры, принтеры и сканеры, PoS-терминалы, ЧПУ-станки. Рисунок 6. Карта сети ловушек и реальных устройств в системе LOKI При работе с программным продуктом не стоит забывать о простоте его использования, чтобы любой шаг был естественен и логично следовал из предыдущего. В системе LOKI есть эта особенность, хотя изначально концепция идеи может сформировать представление о чём-то громоздком и сложном. Конечно, комплексы, автоматизирующие процессы в информационной безопасности, имеют большие функциональные возможности, но продукт должен стараться исключать людей из процесса, выполняя по максимуму всё самостоятельно, т. к. человеческий фактор — это всегда риск.OCTOPUSСистема AVSOFT OCTOPUS MULTISCANNER — это антивирусный мультисканер, который может быстро обрабатывать большие объёмы трафика и подходит в том числе для небольших компаний за счёт невысокой стоимости.Внутри системы — больше 20-ти локальных антивирусных ядер, при желании можно добавить и больше. Помимо этого есть модули статического анализа файлов, модели на базе машинного обучения, интеграция с внешними репутационными сервисами.Можно отправить на проверку самые разнообразные типы файлов: исполняемые, офисные, скрипты, мобильные приложения, архивы, включая многотомные и закрытые паролем, и др. Рисунок 7. Страница проверки файлов в системе OCTOPUS При оценке любой современной системы важно учитывать скорость обработки данных; если вендор предлагает решить её только за счёт «железа», то это — порочная практика, т. к. она всегда ставит перед заказчиком вопрос о дополнительных затратах. Важно уточнять у вендора, как происходит обработка очередей и больших объёмов задач, чтобы подстраховать себя от незапланированных финансовых потоков во внешний мир.BONDAVSOFT BOND MESSENGER — мессенджер для безопасного корпоративного общения. Он позволяет управлять всей коммуникацией в компании через собственный сервер. После развёртывания мессенджера в инфраструктуре никто кроме уполномоченных администраторов из персонала заказчика не имеет доступа к серверу, включая самих разработчиков программы. Рисунок 8. Интерфейс мессенджера BOND Получение быстрого доступа к продукту, как в случае с мессенджером, который можно просто скачать и поставить, даёт возможность сразу оценить его характеристики и принять решение. Если приходится пройти сражение с драконом или спасти принцессу, чтобы получить «пилот» или пробный доступ, то стоит задуматься, стоит ли ввязываться в этот бой, поскольку так же сложно могут быть выстроены и другие процессы, связанные с поддержкой или инсталляцией в инфраструктуру.CRIMLABКриминалистическая лаборатория AVSOFT CRIMLAB ANALYTICS предоставляет инструменты для детального анализа файлов и разнообразной агрегации собранных данных: сравнение исследований, создание коллекций, формирование базы знаний и др. Решение актуально для центров мониторинга информационной безопасности (SOC) и компаний, которые хотят развить компетенции своих специалистов в данной области. Рисунок 9. Схема работы CRIMLAB Решение позволяет проводить детальный анализ содержимого любого типа файлов, изучать его поведение в виртуальных и физических песочницах, тонко индивидуализировать параметры среды исследования и добавлять инструменты исследований, а также осуществлять ретроспективный анализ. Рисунок 10. Подробный отчёт по файлу Возможность тонкой индивидуализации внутренних функций и настроек системы всегда говорит о её гибкости и адаптивности, это уже стало базовым качеством многих современных программных продуктов. Не стоит забывать, что осуществление индивидуализации не должно быть сложным или запутанным, т. к. это повышает риск ошибок, система должна запрещать пользователю выполнять заведомо некорректные настройки.NFIНебольшой программно-аппаратный комплекс AVSOFT NFI контролирует взаимодействие сетевых устройств с внешней сетью (интернетом). NFI представляет собой устройство, которое берёт в кольцо сетевые пакеты, работая на 3-м уровне модели OSI. Инспектор способен оперативно выявить и заблокировать компрометацию любого сетевого устройства и оповестить об этом службу безопасности. Рисунок 11. Схема работы AVSOFT NFI NFI имеет графический интерфейс, в котором можно задавать правила фильтрации и управлять устройством. Рисунок 12. Интерфейс программно-аппаратного устройства NFI Итак, компанией охвачены востребованные направления на рынке информационной безопасности и этих направлений больше 5-ти, что даёт основание присвоить ей 3 балла по принятой методике оценки.Категории заказчиковДля вендора большую роль играет получение опыта с разными категориями заказчиков. Все осознают, что государственные и коммерческие организации — это два больших разных «королевства» со своими требованиями и правилами. Непрерывная реконструкция и анализ многогранных кейсов с клиентами может помочь пересмотреть процесс реализации новых проектов. Заказы от коммерческих компаний преимущественно ориентированы на скорость и оптимизацию затрат, от государственных структур — на соблюдение требований регуляторов, а качество, конечно, интересует всех.Компания «АВ Софт» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками. Веер направлений деятельности клиентов включает в себя промышленность, транспорт, оказание услуг по безопасности и задачи связанные с обороной. Не присутствуют пока зарубежные заказчики, что позволяет поставить по методике оценки 2 балла.Новые продуктыОриентация на создание новых продуктов — обязательный талисман для всех, кто планирует расти. Сфера кибератак развивается со скоростью гепарда, поэтому вендорам важно не упускать шанса моделировать инструменты охоты, которых ни у кого нет или которым есть куда стремиться по уровню качества. Конкуренты всегда помогают в развитии, никогда не сидят спокойно и ждут возможности забрать себе кусочек того, что кто-то потерял, потому что отстал в развитии. Если компания постоянно генерирует новые идеи и не жалеет ресурсов на развитие новых продуктов, то это выделяет её с точки зрения планирования долгосрочной стратегии.Команда «АВ Софт» почти каждый год выпускает новый продукт, и основная концепция компании как таковая базируется на непрерывном выпуске новых продуктов. По методике можно присвоить ей 3 балла.Зарубежные проектыКогда вендор вращается только в своей домашней зоне, это не даёт ему возможности развиться до уровня международных конкурентов, и тем самым он обрекает себя на стагнацию, которая наступит рано или поздно. Очень важно стремиться расширять круг заказов за границами комфортного «стеклянного шара», адаптируя свои решения под требования заказчиков из других стран.Опыта зарубежных проектов компания «АВ Софт» пока не имела шанса получить, поэтому по методике ей ставим 0 баллов.Гибкость и адаптация решенийСпособность продуктов гибко трансформироваться не всегда удобна вендорам, потому что это влечёт за собой дополнительные ресурсы на поддержку и сопровождение. Но желания заказчиков никто не отменял, и пока они не удовлетворены — это всегда отличный повод для действия. Клиентоориентированный подход уже пронизывает все сферы рынка и требует покориться ему в том числе и от поставщиков решений по информационной безопасности.Индивидуализация продуктов компании «АВ Софт» возможна и является одним из обязательных условий работы с заказчиками, взятых на себя командой. Высокая адаптивность продуктов — это всегда отчасти и риск, но при должной оптимизации этого процесса он даёт гораздо больше, чем ограничения клиентов. Формируется совершенно иной уровень доверия, появляется возможность реализовать действительно полезные проекты. По методике мы можем поставить в данной категории 3 балла.Партнёрская сетьРазвитая партнёрская сеть свидетельствует о доверии и устойчивой позиции вендора на рынке. Если среди партнёров есть крупные интеграторы и дистрибьюторы, то это показывает, что компания получила признание у сильных игроков.У компании «АВ Софт» — больше 15-ти партнёров, что даёт основание выставить ей по методике ещё 3 балла.СертификацияПолучение сертификации — ювелирная работа, которая требует в первую очередь стабильности продуктов и чёткого их соответствия заявленным требованиям. При наличии лицензий можно сделать вывод о том, что присутствует баланс между разработкой новых функций и их устойчивым состоянием.Часть продуктов компании «АВ Софт» имеет сертификацию, остальные находятся в процессе её получения, поэтому в нашей финальной метрике мы можем выставить 2 балла.Подведение итоговВ итоговой таблице компания «АВ Софт» получает 16 баллов, что вполне неплохо, но значит, что есть куда стремиться. Цветом выделены баллы, которые компания получила в результате прохождения оценки в рамках настоящего материала. Таблица 2. Методика оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию ВыводыОценка вендора может быть адаптирована под потребности конкретной организации и особенности защиты её ИТ-инфраструктуры. Рекомендуется также выстраивать управление рисками в части поставки решений по информационной безопасности и методику оценки качества продуктов и услуг вендора. Читать далее
    • andery777
    • Guffy
    • andery777
      Только для 10? Как думаете с 7 совместима?
    • AM_Bot
      Продукт, известный сейчас как Ideco UTM, произошёл из Ideco ICS (Internet Control Server), первый выпуск которого состоялся в 2005 г. За 15 лет продукт поменял название, расширил список функциональных возможностей и стал называться Ideco UTM. В конце 2020 года состоялся релиз новой, 9-й версии; слоганом презентации стало «Дальше только космос». Рассмотрим, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей, 8-й версией.    ВведениеНовые возможности Ideco UTM 9Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейПреимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиКонцепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Принцип «всегда на связи»ВыводыВведениеIdeco UTM представляет собой шлюз безопасности типа Unified Threat Management (система единообразной обработки угроз) российского разработчика «Айдеко». Предыдущая, 8-я, версия этого шлюза рассматривалась на нашем сайте весьма подробно. Новая редакция продукта обладает широкими функциональными возможностями за счёт использования таких модулей и механизмов, как защита от несанкционированного доступа и внешних угроз (межсетевой экран, WAF, контроль приложений и другие), контроль доступа, контентная фильтрация, антивирусная проверка трафика, антиспам (на основе технологий «Лаборатории Касперского»), возможности работы в качестве VPN-, DNS-, DHCP- и даже почтового сервера.Исходя из перечисленных функций можно сказать, что Ideco UTM уже вышел за рамки привычного класса устройств для сетевой безопасности и представляет собой экосистему, работающую не только для организации и защиты сети, но также для частичного построения серверной инфраструктуры.За прошедшие 15 лет это решение стали использовать такие компании и ведомства, как Федеральная таможенная служба, холдинг «Вертолёты России», ArcelorMittal. В целом более 14 000 организаций используют в своих сетях решение Ideco UTM.Ещё одним преимуществом рассматриваемого решения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволяет использовать Ideco UTM 9 для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16 ноября 2015 г., а также в рамках программы импортозамещения, что важно в свете планируемого перевода субъектов КИИ на российские продукты.Новые возможности Ideco UTM 9Ideco UTM 9 основана на новейшем ядре Linux 5.11. В этой версии обновлены многие системные пакеты, увеличена производительность, включена поддержка новых платформ.Переработан веб-интерфейс администратора. Теперь он ещё удобнее с точки зрения структуры и работает быстрее, чем раньше. Рисунок 1. Интерфейс администратора Ideco UTM 9 Добавлена ролевая модель администраторов. Теперь благодаря ей доступ разделён на две категории: полный доступ и только чтение, что позволяет предоставлять его обучающимся или неопытным пользователям. Рисунок 2. Добавление учётной записи администратора Реализован раздельный доступ в консоль по SSH под логинами администраторов. Это позволяет настроить сети, из которых возможен доступ по SSH. Раньше была возможность подключаться только к веб-интерфейсу шлюза. Рисунок 3. Управление доступом по SSH В обновлённой версии шлюза безопасности добавлена установка пароля администратора при развёртывании сервера. Данная возможность исключает использование стандартных паролей и делает необходимой их ручную смену после установки продукта. Это позволяет избавиться от типичной проблемы использования нестойких и подверженных взлому паролей в привилегированных учётных записях.В межсетевой экран добавлены счётчики срабатывания правил, что позволяет эффективнее управлять правилами, удаляя или дорабатывая правила файрвола не имеющие срабатываний. Рисунок 4. Управление правилами файрвола В Ideco UTM 9 появился почтовый узел («релей») с возможностью работы в качестве полноценного почтового сервера с модулем антиспама от «Лаборатории Касперского». Рисунок 5. Основные настройки почтового релея Почтовый релей может подписывать исходящие письма DKIM-ключом, который используется почтовыми сервисами для идентификации и классификации электронной почты. Рисунок 6. Включение функции DKIM В продукте обновлён модуль системы предотвращения вторжений. Теперь он более эффективен в выявлении и предотвращении атак.Добавлена возможность отправки оповещений о событиях на сервере с помощью телеграм-бота. Рисунок 7. Настройка телеграм-бота Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейIdeco UTM — это программное решение, что весьма выгодно с точки зрения отсутствия необходимости покупать продукт вместе с аппаратной частью. Достаточно выделить соответствующие ресурсы из уже имеющихся. Несмотря на новые функции, появившиеся в версии 9, требования к аппаратному обеспечению не изменились по сравнению с 8-й версией. Таблица 1. Минимальные системные требования, предъявляемые Ideco UTM 9Минимальные системные требованияПримечаниеПлатформаОбязательна поддержка UEFI Гипервизор2-е поколение виртуальных машин HyperV (с отключённым SecurityBoot) ПроцессорIntel Pentium G / i3 / i5 / Xeon E3 / Xeon E5 с поддержкой инструкций SSE 4.2Требования могут варьироваться в зависимости от сетевой нагрузки и используемых сервисов, таких как контентная фильтрация, антивирусы и система предотвращения вторжений. Для работы системы требуется минимум два, лучше четыре ядра процессора.Объём оперативной памяти8 ГБ (16 ГБ при количестве пользователей более 75)Дисковая подсистемаЖёсткий диск (магнитный или SSD) объёмом 64 ГБ или больше с интерфейсом SATA, SAS либо совместимый аппаратный RAID. В случае использования почтового сервера — второй жёсткий диск.Не поддерживаются программные RAID-контроллеры (интегрированные в чипсет или материнскую плату). При использовании аппаратных RAID-контроллеров настоятельно рекомендуется использовать плату с установленным аккумулятором, иначе высока вероятность краха RAID-массива. Не поддерживаются диски объёмом выше 2 ТБ.Сетевые адаптерыДва сетевых адаптераРекомендуются сетевые адаптеры, основанные на чипсетах 3Com, Broadcom, Intel или Realtek со скоростью 100/1000 Mбит/с.ДополнительноМонитор, клавиатураДля установки и работы Ideco UTM не требуются предустановленная ОС и дополнительное программное обеспечение. Ideco UTM устанавливается на выделенный сервер с загрузочного компакт-диска или USB-накопителя, при этом автоматически создаётся файловая система и устанавливаются все необходимые компоненты. Ниже в таблице представлены несколько типов конфигураций, которые зависят от количества пользователей. Таблица 2. Минимальные характеристики сервера для Ideco UTM 9 в зависимости от количества пользователей в сетиКоличество пользователей2550–200200–50010002000Модель процессораIntel Pentium Gold G5400 или совместимыйIntel i3 8100 или совместимыйIntel i5, i7, Xeon E3 от 3 ГГц или совместимыйIntel Xeon E3, E5 или совместимыйIntel Xeon E5 или совместимый 8-ядерныйОбъём оперативной памяти4 ГБ (рекомендуется 8 ГБ)8 ГБ16 ГБ16 ГБ32 ГБДисковая подсистема64 ГБ64 ГБHDD 500 ГБ либо SSD 256 ГБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБСетевые адаптерыДва сетевых адаптера Преимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиIdeco UTM имеет немало особенностей и отличий. Как было сказано выше, это — программное решение, поддерживаемое всеми гипервизорами, без привязки к конкретным аппаратным платформам. Благодаря этому можно разворачивать продукт как на собственных мощностях, так и в облаке.Настройка шлюза упрощена за счёт большей автоматизации процесса. Рисунок 8. Настройка контроля приложений Время внедрения системы в организации минимизировано благодаря интеграции с Active Directory, SIEM, DLP-системами, а также предпродажной (presale) поддержке от производителя решения. Рисунок 9. Настройка интеграции с Active Directory Рисунок 10. Настройка отправки отчётов в SIEM Рисунок 11. Настройка интеграции Ideco UTM с сервисами ICAP (DLP, антивирусы и т. д.) В Ideco UTM есть все модули глубокого анализа трафика, как в классических UTM- / NGFW-решениях, что позволяет предотвращать многие атаки на корпоративные ресурсы компании-покупателя.Одна из концепций «Айдеко» — использование опенсорс-продуктов в совокупности со своими разработками. Компания не скрывает факта использования программ с открытым исходным кодом: ядра Linux, Suricata, Nginx, Squid и других. «Айдеко» дорабатывает их и делится этими доработками с сообществом. Собственные разработки «Айдеко» касаются создания правил для определения и предотвращения атак.Отметим усовершенствованную систему справки — рядом с каждым пунктом меню веб-интерфейса продукта есть иконка, нажав на которую администратор перейдёт к соответствующему пункту документации. Рисунок 12. Иконка вызова документации Рисунок 13. Переход в документацию Быстрые релизы и постоянное развитие продукта — принцип «agile» в действии. Также отдельного упоминания заслуживают мгновенные ответы техподдержки по различным каналам коммуникации.Давайте рассмотрим последние два принципа чуть подробнее.Концепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Компания «Айдеко» уделяет огромное внимание управлению изменениями своего продукта. С момента выхода 9-й версии в конце 2020 года выпущено уже 8 релизов. Средний интервал между ними составляет около 2 недель.Обновления касаются не только исправления выявленных ошибок, но и улучшения используемых модулей (например, в редакции от 19 марта обновлён модуль системы предотвращения вторжений Suricata до версии 6.0.2), а также ввода новой функциональности (в релизе от 5 февраля добавлены новые возможности, касающиеся учёта и отчётов по веб-трафику).Таким образом, компания заботится о том, чтобы решение было удобно для организаций и действительно работало так, как это нужно пользователям.Принцип «всегда на связи»Забота о клиентах проявляется не только в том, что компания регулярно обновляет свой продукт, но и в том, что она обеспечивает его поддержку и собирает обратную связь для выявления потребностей используя абсолютно разные каналы связи. Это — классическая почта и портал технической поддержки, многоканальный телефон, телеграм-бот и канал в Telegram, чат в веб-интерфейсе самого продукта. Также в чат и в телеграм-бот оперативно приходит информация о наличии новой версии Ideco UTM.ВыводыIdeco UTM 9 — это постоянно развивающееся отечественное решение, включившее в себя не только функциональную часть как таковую, но и современный подход к разработке и сопровождению продукта. С одной стороны, это IPS, межсетевой экран, почтовый релей и т. д., а с другой стороны — постоянная обратная связь с производителем решения, регулярные релизы и обновления.С каждой версией производитель всё больше заботится об администраторах с базовыми знаниями сетевых технологий, упрощая процесс настройки шлюза безопасности, структурируя веб-интерфейс и принудительно заставляя уходить от «пустых» паролей и паролей «по умолчанию», что важно для бюджетных организаций и компаний с маленьким штатом ИТ-сотрудников. Читать далее
×