Перейти к содержанию
AM_Bot

Обзор платформы реагирования на инциденты R-Vision IRP 4.2

Recommended Posts

AM_Bot
Обзор платформы реагирования на инциденты R-Vision IRP 4.2
R-Vision Incident Response Platform – решение для автоматизации реагирования на инциденты информационной безопасности, разработанное российской компанией R-Vision. Платформа R-Vision IRP, как и любой SOAR-продукт, нацелена на то, чтобы стать единой точкой, в которой для работы аналитика SOC аккумулируются данные обо всех инцидентах ИБ и обеспечивается координация работы команды.   ВведениеИнтеграция с внешними системами в R-Vision IRP 4.22.1. Интеграция с SIEM2.2. Интеграция со средствами защиты информации2.3. Универсальная интеграцияУправление инцидентами в R-Vision IRP 4.23.1. Карточка инцидента3.2. Жизненный цикл инцидента3.3. Работа со списком инцидентов3.4. Возможности совместной работы3.5. Управление задачамиАвтоматизация в R-Vision IRP 4.24.1. Коннекторы4.2. Сценарии реагирования4.3. Применение автоматизацииУчет активов и управление уязвимостями в R-Vision IRP 4.25.1. Ресурсно-сервисная модель5.2. Управление уязвимостямиОтчетность и визуализация в R-Vision IRP 4.26.1. Графики и контрольные панели6.2. Геокарта и карты сетей6.3. Отчетность и экспортMulti-Tenancy в R-Vision IRP 4.2Выводы ВведениеИнцидент безопасности, будь то фишинговое письмо, вирусное заражение или попытка взлома сайта, попадает к сотруднику служб ИБ, как правило, в виде первичной информации от средств защиты — совокупности событий. Далее работают три фактора. Во-первых, для того, чтобы расследовать инцидент, нужен контекст — та информация, которая позволит его правильно интерпретировать: имена учетных записей должны стать именами живых людей, «свои» IP-адреса — превратиться в серверы и рабочие станции, узлы, с которых производится предполагаемая атака, — обрасти данными о регистрации доменов, рейтингами на основе результатов киберразведки и т.п. Во-вторых, в отношении инцидента необходимо принять меры — как технические (завершить вредоносный процесс, заблокировать учетную запись пользователя, остановить трафик на сетевом экране, удалить вредоносное письмо), так и организационные (оповестить пользователя, подключить к расследованию узкого специалиста, выдать задачу в службы ИТ). Наконец, третий и основной фактор — время. Сколь угодно качественное расследование инцидента будет лишено смысла, если не отреагировать вовремя.Системы класса SOAR, к которым относится и R-Vision IRP, нацелены на автоматизацию обработки инцидентов — как с точки зрения взаимодействия с внешними системами (принятие мер, обогащение), так и с позиций алгоритмизации процесса реагирования, когда создаются сценарии отклика на инциденты (англ. playbook). Высшая цель этого класса решений — сделать так, чтобы система в зависимости от типа инцидента шаг за шагом направляла пользователя по соответствующему алгоритму реагирования, оставляя за человеком определяющие решения и автоматизируя всю оставшуюся рутину.Ранее мы публиковали обзор R-Vision IRP 3.1, где подробно описали процесс инсталляции и первичной настройки продукта, архитектуру, схему лицензирования и другие технические детали. Поскольку в новых выпусках никаких глобальных изменений с этой точки зрения не произошло, перейдем сразу к самому интересному — возможностям обработки инцидентов и реагирования; здесь производитель как раз хорошо и плодотворно поработал.В последних релизах активно развиваются инструменты для командной работы и конструктора статусной модели инцидента, функциональность автоматизации реагирования. В частности, были добавлены следующие возможности:конструктор запросов для взаимодействия с внешними системами,графический редактор сценариев реагирования,нелинейные циклы обработки инцидентов,автоматическое распределение инцидентов между пользователями,универсальная интеграция с базами данных,конструктор графиков,поддержка корпоративных инсталляций в режиме Multi-Tenancy. Рисунок 1. Раздел «Инциденты» в системе R-Vision IRP Интеграция с внешними системами в R-Vision IRP 4.2Инцидент в R-Vision IRP может быть создан не только вручную, но и автоматически, на основе данных, полученных из внешних систем. На практике, если зрелость процессов и объемы происшествий в организации позволяют принять решение о внедрении SOAR, то основным случаем использования становится, как правило, именно автоматизированное создание инцидентов.Интеграция с SIEMВ оптимальном случае основным «поставщиком» инцидентов в SOAR являются SIEM-системы. Для разработок основных игроков рынка (ArcSight, QRadar, MP SIEM и ряда других) в R-Vision реализованы двусторонние интеграции, позволяющие как получить данные извне, так и синхронизировать статус инцидента между системой SIEM и SOAR. Рисунок 2. Список вариантов интеграции для получения инцидентов из внешних систем По умолчанию R-Vision IRP предполагает обработку уже скоррелированных инцидентов с нормализованными полями. Однако работа с «сырыми» событиями также возможна — для интеграции с SIEM предусмотрена возможность запроса событий с их отображением непосредственно в интерфейсе R-Vision.Интеграция со средствами защиты информацииВ системе представлены варианты интеграции с решениями таких вендоров, как Kaspersky, InfoWatch, Symantec, Positive Technologies, «Код Безопасности», Tenable, McAfee и ряда иных. Некоторые из этих сценариев направлены на обогащение ресурсно-сервисной модели, другие — на импорт инцидентов.Вполне ожидаемо, что система от R-Vision поддерживает работу и с недавно представленной на рынке собственной платформой киберразведки (R-Vision TIP).Универсальная интеграцияДля получения данных из произвольных систем в R-Vision IRP заложено несколько универсальных механизмов. Это:REST API, посредством которого в системе можно создавать и изменять инциденты;почтовая интеграция, в рамках которой текст посылаемого в систему сообщения электронной почты интерпретируется как описание инцидента, в том числе с возможностью распознавания значений полей по тегам;появившаяся в версии 4.2 интеграция с базами данных, позволяющая извлекать информацию о происшествиях с настройкой соответствия между полями БД и полями карточки инцидента (т.н. «маппинг»). Рисунок 3. Настройка интеграции с внешней базой данных  Для «раскладывания» данных, поступающих извне, по полям карточки инцидента используются регулярные выражения, которые могут быть заданы для каждого поля в системе. Управление инцидентами в R-Vision IRP 4.2Учет инцидентов — базовая функциональность для систем класса SOAR. Данные о происшествии надо структурировать для удобного вывода и поиска; кроме того, нужно дать команде реагирования возможность совместной работы над инцидентом. Посмотрим, что предлагает в этом отношении продукт от R-Vision.Карточка инцидентаИнциденты в системе R-Vision IRP классифицируются по категориям и типам. При этом перечень категорий и входящих в них типов является полностью настраиваемым. Например, можно создать категорию инцидента «Вредоносное программное обеспечение» и включить в нее типы «Попытка доставки» и «Заражение». Рисунок 4. Настройка категорий и типов инцидентов  Карточка инцидента в системе R-Vision IRP представляет собой набор полей, который настраивается также в привязке к категории и типу. Поддерживаются следующие типы полей:текстовые;числовые (включая денежные);список с привязанным справочником;дата / время;флажок («чекбокс»);выбор пользователя. Рисунок 5. Создание нового поля в системе  Для примера, показанного выше, мы можем:создать текстовое поле «Классификация ВПО» и привязать его к категории «Вредоносное программное обеспечение»;создать поле «Способ доставки» с привязанным к нему справочником для типа «Попытка доставки»;включить в тип «Заражение» поле «Способ выявления». Рисунок 6. Настройка состава полей для типа  Приведенный пример, разумеется, является вырожденным, но он демонстрирует конструктор карточки инцидента в действии.Помимо набора полей к инциденту привязаны:«свидетельства» (файлы);«активы» (оборудование, пользователи и другие сущности из ресурсно-сервисной модели);«действия» (механизм реагирования, запуск которого инициирован для инцидента либо вручную, либо в рамках автоматического сценария). Рисунок 7. Примеры разделов карточки инцидента Жизненный цикл инцидентаОдним из нововведений, представленных в версии 4.2, стал нелинейный цикл обработки инцидента. Цикл обработки представляет собой совокупность статусов, которые может принимать происшествие, и правил перехода между этими статусами. Для разных категорий инцидентов могут быть назначены разные циклы обработки.Продолжая развивать наш пример (см. выше), к категории «Вредоносное программное обеспечение» можно привязать цикл обработки, как показано на рисунке 8. Рисунок 8. Пример схемы нелинейного цикла обработки инцидента  В этом примере можно разрешить закрывать инцидент, например, только группе пользователей «Старшие аналитики». Настройка такого ограничения будет выглядеть в системе следующим образом (рис. 9). Рисунок 9. Настройка переходов по рабочему процессу (workflow) инцидента Работа со списком инцидентовОсновной рабочий экран системы SOAR — список текущих инцидентов. В системе от R-Vision он представляет собой таблицу, в колонках которой выводится содержимое соответствующих полей. Рисунок 10. Список инцидентов  Несмотря на несколько перегруженный вид таблицы, ее можно настроить под собственные нужды — состав и порядок колонок может быть легко переопределен пользователем. Рисунок 11. Настройка списка инцидентов  По поводу фильтрации инцидентов следует заметить, что найти ее в интерфейсе трудно: опция спрятана в настройки колонок (впрочем, разработчики обещают исправить эту ситуацию в ближайших релизах). Функционально, тем не менее, она позволяет задать произвольный фильтр, который может быть закреплен в интерфейсе как отдельная вкладка, и это — довольно удобно. Рисунок 12. Настройка фильтра  Так, например, применив фильтр по статусу инцидента, мы можем создать отдельные вкладки для вывода необработанных инцидентов (статус «Создан») и инцидентов в работе (все остальные статусы, кроме «Закрыт»). Рисунок 13. Вкладка из сохраненного фильтра  Интересной опцией является возможность тиражирования интерфейса: после настройки для одного пользователя (выводимые поля инцидентов, фильтр по полям, вкладки) можно распространить его и на других операторов системы, назначив интерфейсом по умолчанию для той или иной группы. Рисунок 14. Распространение настроек интерфейса  Карточка инцидента выводится в системе в двух вариантах — в виде боковой панели и в качестве отдельной вкладки с выводом данных во всю ширину окна браузера. Таким образом, возможны и быстрый просмотр инцидентов при переходе между записями в таблице, и работа с выбранным инцидентом с максимальной концентрацией на его содержимом. Недочетом можно назвать различие в поведении системы при работе с «маленькой» и «большой» карточкой инцидента: в первом случае изменения, вносимые в инцидент, сохраняются «на лету», во втором — только по нажатию кнопки «Сохранить». Рисунок 15. Боковая панель инцидента  Рисунок 16. Полная карточка инцидента в новой вкладке  Помимо собственно полей с данными в карточке инцидента доступны другие разделы (прикрепленные файлы, чат по инциденту, связанные активы и др.), функциональность которых рассмотрена в этом обзоре отдельно.Возможности совместной работыДля обеспечения возможности командной работы с потоком инцидентов система предлагает внушительный набор функций. Помимо назначения на инцидент ответственного лица, R-Vision предлагает формировать рабочую группу по инциденту, привлекая к разбирательству необходимых специалистов. Рисунок 17. Управление рабочей группой по инциденту  И назначение ответственного лица, и включение участников в рабочую группу можно производить как вручную, так и в рамках автоматических действий в зависимости от заданных критериев. Например, к разбирательствам по инцидентам, которые происходят на узлах из группы «Рабочие станции», можно автоматически подключить администраторов инфраструктуры Microsoft. Рисунок 18. Автоназначение рабочей группы в зависимости от критериев  Еще одна очень интересная опция спрятана в автоматическом действии «Назначение». Начиная с версии 4.2, ответственного за инцидент можно назначить из заданной группы. При этом внутри такой группы события будут динамически распределяться исходя из загрузки ее участников: новый инцидент будет назначен тому пользователю, которому в текущий момент вменено меньше всего происшествий. Распределять инциденты таким способом можно как между всеми участниками группы, так и только между теми, кто находится в статусе «онлайн». Рисунок 19. Настройка динамического распределения инцидентов  Таким, возможно, не совсем очевидным образом в системе реализован механизм распределения нагрузки, который крайне полезен при организации работы SOC в несколько линий, да и в целом при работе команды.Еще один инструмент взаимодействия — чат по инцидентам. Среди разделов карточки инцидента он скрывается под названием «Комментарии». Начиная с версии 4.2, в чате стала возможной отправка сообщений с упоминаниями пользователей; также был переработан интерфейс, который в итоге стал больше напоминать то, что мы привыкли видеть в мессенджерах. Рисунок 20. Чат по инциденту Управление задачамиПоследний функциональный пласт, сопряженный с процессом управления инцидентами, который нам хотелось бы осветить, — это «Задачи». Он аналогичен тому, что в базовом виде предоставляют автономные диспетчеры: дает возможность вести список задач и распределять их между сотрудниками. Рисунок 21. Раздел «Задачи»  При этом задачи могут формироваться как вручную, так и (что действительно важно) автоматически из других функциональных блоков системы. Например, при обнаружении вредоносного программного обеспечения можно автоматически поставить задачу по ретроспективному поиску выявленных для него индикаторов компрометации. Рисунок 22. Создание задачи из инцидента  Для задач, созданных из инцидента, возможно управление их статусами непосредственно из диаграммы действий по инциденту. Рисунок 23. Управление задачей из плейбука по инциденту  Работа с задачами может оказаться довольно полезной для сложных систем и больших организаций, потому как позволяет полноценно упорядочить работу исполнителей.Поддерживаются экспорт задач и их синхронизация с системой HP SM. Автоматизация в R-Vision IRP 4.2Одна из ключевых задач систем класса SOAR — автоматизация тех рутинных процессов, которые сопряжены с обработкой инцидента, будь то обогащение в процессе расследования или принятие мер, инициируемое по его результатам. Посмотрим поближе на ту функциональность, которую продукт R-Vision предлагает в этой части.КоннекторыОсновная «боевая единица», обеспечивающая решение задач по взаимодействию SOAR с внешними системами, в случае R-Vision называется коннектором. Коннектор — это заранее настроенный скрипт, запуск которого может быть инициирован в процессе обработки происшествий как вручную, так и автоматически в рамках сценария реагирования. Например, коннекторы могут использоваться для:обогащения инцидента информацией из внутренних (CMDB, AD и т.п.) и внешних (TI, RIPE и т.п.) систем;выполнения действий по ликвидации инцидента на оконечных узлах (блокировка пользователя, завершение процесса, удаление файла и др.);принятия мер на сетевом оборудовании (добавление правила по запрещению прохождения трафика, блокировка устройства на порту коммутатора и т.п.). Рисунок 24. Раздел настроек, посвященный настройке коннекторов  Поддерживается создание коннекторов для CMD, PowerShell, REST, SOAP, LDAP, SNMP, SSH (с полезной нагрузкой на Shell, Java, JS, Python), СУБД (Oracle, MS SQL, PostgreSQL, MySQL). Если говорить об их функциональном наполнении, то оно ограничено лишь фантазией пользователя.Запускаемый в рамках реагирования коннектор может работать с карточкой инцидента — отправлять вовне содержимое заданных полей или записывать результат в указанное поле. Например, коннектор для получения вердикта VirusTotal по хешу из карточки будет выглядеть так (рис. 25): Рисунок 25. Пример коннектора для обогащения из сервиса VirusTotal  Для постобработки данных, возвращаемых коннектором, может быть применено регулярное выражение. В случае коннекторов к командным оболочкам (SSH, CMD) эта функциональность, возможно, является не самой актуальной — удобнее обработать информацию собственным скриптом, — но при получении сведений по HTTP (REST) или из баз данных это может пригодиться.Сценарии реагированияЕсли коннекторы представляют собой автоматизацию атомарных действий, то функция сценариев нацелена на то, чтобы выстроить алгоритм реагирования на инцидент, на каждом шаге которого выполняется то или иное действие — как из числа созданных в системе коннекторов, так и из набора стандартных операций. К последним относятся:уведомление по электронной почте с возможностью сформировать текст с подстановкой данных из полей инцидента;запрос информации через электронную почту (ответ на письмо-запрос будет прикреплен к инциденту);назначение пользователей, участвующих в обработке инцидента;модификация данных инцидента;постановка задачи пользователю;сканирование оборудования, связанного с инцидентом;запрос событий в SIEM (для ArcSight, QRadar);создание инцидента в HP SM.Сценарий реагирования (или плейбук, если пользоваться сложившейся на рынке терминологией) позволяет выстроить процесс реагирования с использованием базовых шаблонов программирования, но без написания кода. Пользователь работает с графическим редактором. Рисунок 26. Пример сценария для назначения ответственного лица и рабочей группы  Сценарий может представлять собой линейную последовательность действий или «ветвиться». В сравнении с версией 3.1, обзор которой ранее публиковался на Anti-Malware.ru, работа с графическим редактором стала комфортнее — добавление действий и изменение их последовательности производятся за счет манипуляций со стрелками, которые вытягиваются из блоков, как показано на рисунке. Рисунок 27. Пример сценария обогащения индикаторов в процессе редактирования  Ветки сценария могут выполняться параллельно либо запускаться в зависимости от заданного условия. Визуальный конструктор для условного оператора носит имя «Решение» и похож на используемую в программировании конструкцию «case». Присутствует возможность принять упомянутое решение автоматически (в зависимости от значений полей карточки инцидента или связанных активов) либо доверить его оператору системы. Рисунок 28. Пример сценария с ручным принятием решения  Коннекторы в сценарии могут быть запущены как единожды, так и циклично. В качестве критерия останова может выступать заданное число итераций цикла или условие, настроенное на значение какого-либо из полей карточки инцидента.Применение автоматизацииВся описанная выше автоматика может запускаться и вручную, и самостоятельно. В последнем случае настраиваются критерии запуска, роль которых могут играть значения полей и признаки связи заданного оборудования с инцидентом. Есть возможность сочетать критерии при помощи логических операторов. Например, для запуска одного из сценариев реагирования, приведенных в предыдущем разделе, назначены два условия: должны сработать первый и второй критерии одновременно или только третий (рис. 29). Рисунок 29. Пример настройки критериев запуска сценария реагирования  Автоматические действия, выполняемые для инцидента, отображаются в виде графической диаграммы, с которой в случае «ручных» переходов между операциями взаимодействует пользователь. Различными цветами на диаграмме отображаются  завершившиеся, выполняемые и ожидающие своей очереди действия. Рисунок 30. Отображение автоматики в процессе выполнения  Таким образом, средства автоматизации, предлагаемые в системе, располагают достойным инструментарием для «программирования без кода». В системе возможно создание собственных коннекторов с использованием хорошего набора протоколов, которым можно охватить большинство практических задач; сценарии реагирования обладают гибкостью, достаточной для построения сложных последовательностей действий.Если вспомнить версию 3.1, которая ранее тестировалась нами, то чувствуется, что новый продукт был «обточен» практикой: появилось много нововведений, нацеленных на то, чтобы сделать средства автоматизации внутри системы функционально полными (произвольные ветвления, сочетания критериев и т.д.). Как недостаток можно отметить не очень интуитивную процедуру настройки автоматики, что, по словам вендора, можно компенсировать обучением. Учет активов и управление уязвимостями в R-Vision IRP 4.2Существенным отличием платформы R-Vision от собратьев по классу SOAR является наличие функциональности по инвентаризации и учету активов, а также контролю уязвимостей.Ресурсно-сервисная модельCMDB в системе представлена в разделе «Активы». R-Vision предлагает сформировать ресурсно-сервисную модель и поддерживать ее актуальность за счет инвентаризации с использованием собственного сканера сетевых хостов и модуля безагентского сбора информации с оконечных узлов, а также путем импорта информации о хостах из множества внешних систем.R-Vision IRP поддерживает сложные иерархии объектов с поддержкой таких сущностей, как «Организация», «Подразделение», «Бизнес-процесс», «Группа ИТ-активов», «Сеть», «Оборудование» и «Персонал». Объекты CMDB можно связать также с характером обрабатываемой информации или помещением.Важное преимущество наличия в SOAR элементов CMDB заключается в том, что атрибуты информационных активов (например, степень важности, принадлежность к какой-либо системе или бизнес-процессу, контакты ответственного лица) доступны пользователю системы непосредственно после привязки оборудования к инциденту. В результате аналитик имеет дело не с «голыми» IP-адресами, а с узлами сети, у которых есть название, ответственный сотрудник, гриф обрабатываемой информации и иные атрибуты. Рисунок 31. Раздел «Активы»  Второй нюанс, на который хотелось бы обратить внимание, — возможность работы с конфигурацией узлов. Для каждого хоста при настройке инвентаризации и соответствующей интеграции с внешними системами доступна следующая информация:сведения о операционной системе;статус антивирусного программного обеспечения;статус автоматического обновления;статус USB-портов;статус межсетевого экрана;информация о программном обеспечении, установленном на хосте;технические характеристики хоста (мощности и использование процессора, ОЗУ, накопителей);информация о составе пользователей рабочей станции и времени последнего входа.Таким образом, раздел «Активы» системы от R-Vision предоставляет (безотносительно к функциональности по обработке инцидентов) весьма богатые возможности, позволяющие выявлять и исправлять нежелательные конфигурации на оконечных узлах, вести статистику и проводить оперативную аналитическую работу.  Рисунок 32. Характеристики хоста, полученные из скриптов инвентаризации  В дополнение к автоматически собираемой информации присутствует и возможность запуска скриптов для сбора расширенных сведений. Например, при помощи поставляемых с системой скриптов можно получить список автозагрузки на Windows-хосте или информацию о запущенных процессах. Всего в комплект поставки входит несколько десятков скриптов. Рисунок 33. Скрипты автоматизации в карточке оборудования  Помимо собственных модулей инвентаризации, источником сведений для управления активами является интеграция с внешними системами, среди которых:CMDB-системы (Naumen, Micro Focus);средства защиты информации (Kaspersky, Symantec, InfoWatch, SecretNet);системы мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой (Microsoft System Server Configuration Manager, Active Directory, Zabbix);другие, порой довольно специфичные системы (например, Atlassian Jira).Для  систем, не поддерживаемых напрямую, предусмотрена универсальная интеграция с базами данных.Сведения, полученные из внешних источников, соотносятся друг с другом при помощи алгоритма слияния, цель которого — исключить создание дублей. На уровне настроек можно также определить, какие внешние системы будут являться первоисточниками информации о тех или иных объектах (опция «не создавать новые узлы») и какими сведениями следует обогащать данные об оборудовании (блок настроек «Импорт дополнительных данных)».Управление уязвимостямиФункциональность по управлению уязвимостями, с одной стороны, неотделима от встроенной CMDB, а с другой — представляет собой автоматизацию совершенно самостоятельного процесса.Система R-Vision производит сбор данных от сканеров уязвимостей, в числе которых — MaxPatrol, XSpider, Nessus, Nexpose, Qualys, RedCheck. Также информацию об уязвимостях можно получить из интеграции с «Антивирусом Касперского». Дополнительным источником для обогащения сведений об уязвимости служит сервис Vulners.Работа пользователя с аккумулированной таким образом информацией возможна несколькими способами.Исходя из общего списка уязвимостей, где для каждой бреши доступен список оборудования, на котором она зафиксирована. Рисунок 34. Раздел «Уязвимости»  Исходя из списка оборудования, где для каждой единицы доступен список обнаруженных уязвимостей. Рисунок 35. Перечень уязвимостей в карточке оборудования  Исходя из списка бюллетеней безопасности Windows, где для каждого обновления от корпорации «Майкрософт» доступен список узлов, уязвимости которых будут закрыты при его установке. Рисунок 36. Перечень бюллетеней обновлений  Применительно к уязвимости, зафиксированной на том или ином хосте, возможны следующие действия:отметить уязвимость как ложное срабатывание;назначить ответственного сотрудника и сроки устранения бреши;создать инцидент из уязвимости.Таким образом, функции по управлению уязвимостями позволяют собрать воедино информацию об изъянах в программах и конфигурациях, предлагают различные варианты сортировок и отображения, облегчающие выбор первоочередных задач для реагирования в условиях ограниченности ресурсов, и обеспечивают назначение и контроль задач по устранению уязвимостей. Благодаря фильтрам и сортировкам можно выделить, к примеру, хосты с наибольшим числом критических брешей, особо опасные уязвимости, присутствующие на наибольшем количестве хостов, и патчи «Майкрософт», установка которых устранит критические ошибки безопасности на наибольшем количестве хостов. Отчетность и визуализация в R-Vision IRP 4.2Как и любая система класса SOAR, R-Vision IRP предлагает пользователю возможность генерировать различного рода отчеты и выводить статистическую информацию в виде графиков на контрольную панель («дашборд»). Рассмотрим эту функциональность немного подробнее.Графики и контрольные панелиРаздел с дашбордами в системе доступен по щелчку на логотипе вендора. Возможно создание множества панелей, навигация по которым производится путем переключения вкладок. Рисунок 37. Графики на дашборде  Процесс работы с графиками аналогичен тому, к которому привык любой пользователь популярных офисных пакетов. Первый путь добавления графика — выбор среди шаблонов, которые поставляются с системой и могут быть созданы оператором дополнительно. Рисунок 38. Мастер создания графика из шаблона  Второй путь — создать график самостоятельно с использованием конструктора. В этом случае схема стандартна: выбираются тип графика, отображаемая величина, критерии группировки и т.д. Поддерживаются все основные виды визуализации — линейная, круговая, диаграмма с областями, вертикальная и горизонтальная гистограммы. Рисунок 39. Конструктор пользовательских графиков Геокарта и карты сетейОтдельного упоминания заслуживает отображение статистики по инцидентам и активам на карте. Придумать что-то новое в этой нише сложно, но реализация от R-Vision выглядит действительно неплохо — в темных цветах, с автоматическим масштабированием и плавной анимацией. Рисунок 40. Геокарта  Интересная особенность заключается в том, что карты в системе являются не только «красивой картинкой», но и вполне самостоятельным инструментом аналитики. Маркеры на карте отображают не только количество инцидентов, но и их распределение по уровню опасности. По щелчку на маркере непосредственно на карте появляются дополнительные окна с подробной информацией и ссылками для перехода в соответствующие разделы системы. Рисунок 41. Геокарта с расширенной информацией  Помимо информации об инцидентах на карту можно вывести статистику по активам и уязвимостям.В разделе «Карты и схемы» также представлена функциональность по выводу карт сетей и помещений. В этом случае карта строится автоматически на основании данных ресурсно-сервисной модели, описанной в разделе выше. Рисунок 42. Карта сети с выводом информации о выбранном устройстве Отчетность и экспортС системой поставляется более 20 шаблонов отчетов с возможностью их частичной модификации (без изменения структуры). В будущих выпусках разработчик обещает реализовать конструктор отчетов, но деталями с широкой общественностью не делится. Рисунок 43. Раздел «Отчеты» и список шаблонов отчетов  Для заказчиков из банковского сектора будет любопытным то обстоятельство, что  система поддерживает заполнение и отправку через API карточек инцидентов в формате ФинЦЕРТ, а также генерацию отчета 0403203. Рисунок 44. Форма инцидента для передачи в АСОИ ФинЦЕРТ  Экспорт и импорт списка инцидентов возможны в формате Excel.Multi-Tenancy в R-Vision IRP 4.2R-Vision IRP поддерживает режим Multi-Tenancy — возможность изолированной работы нескольких организаций в одном экземпляре системы. Эта опция востребована MSSP-провайдерами и группами компаний с централизованными процессами ИБ.Каждая организация в режиме МТ работает только со своими инцидентами, при этом сотрудникам сервис-провайдера может быть назначен доступ как ко всем организациям в инсталляции, так и к только заданным явно. Рисунок 45. Добавление пользователя с доступом к нескольким организациям  Режим Multi-Tenancy лицензируется отдельно и включается автоматически при добавлении двух и более организаций в систему.С точки зрения взаимодействия пользователя с системой (user experience) включение режима не привносит существенных изменений в интерфейс: объекты системы, которые используются раздельно, получают дополнительный атрибут «Организация», управлять которым можно только при наличии соответствующих прав. ВыводыСистема R-Vision IRP — интересный продукт на рынке автоматизации реагирования на инциденты ИБ. Поддерживая функциональность, которой обладают ключевые представители класса SOAR, система, возможно, и обладает некоторыми интерфейсными шероховатостями, но при этом предоставляет эксклюзивные инструменты, позволяющие выстроить ресурсно-сервисную модель и работать с автоматически обогащенной информацией о сетевых устройствах.Интеграционные возможности системы позволяют «вписать» ее в большое количество инфраструктур безопасности за счет хорошего покрытия рынка готовыми вариантами интеграции и возможностью использовать универсальные способы взаимодействия со сторонними решениями. Хорошо поддержаны как специфичные для российского рынка вендоры, так и основные игроки мирового рынка.В сравнении с версией 3.1 средства автоматизации, представленные в системе, существенно выросли в функциональной полноте. Придумать сценарии, при которых они не позволяли бы реализовать какой-то практический процесс, весьма сложно. На фоне зарубежных конкурентов не хватает, пожалуй, магазина готовых «коннекторов», хотя производитель уверен, что это нивелируется привносимой им экспертизой на этапе внедрения системы.Разработчикам, безусловно, есть над чем поработать, но в целом система оставляет приятное впечатление. Хорошей тенденцией для рынка становится то, что отечественная компания не предлагает надстройку над «джентльменским набором» программ с открытым кодом, а делает полноценный продукт, качественно покрывающий потребности современного SOC.Преимущества:широкий набор вариантов интеграции, в том числе с основными игроками отечественного рынка;конструктор жизненного цикла инцидента, позволяющий выстроить процесс реагирования согласно собственным потребностям эксплуатанта;функционально полный набор средств автоматизации, дающий возможность взаимодействовать в рамках процесса реагирования с фактически произвольными внешними системами и выстраивать сложные ветвления плейбуков;поддержка экспорта инцидентов для выполнения требований отечественных регуляторов;встроенный функционал управления активами и уязвимостями.Недостатки:сложность первоначальной настройки системы;нагруженность интерфейса;отсутствие «магазина» готовых коннекторов.

Читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • petrowpetrovp
      Вся актуальная информация про большой теннис, доступна на этом сайте. Ежедневные обновления, позволяет вам всегда быть вы курсе последних событий. Кроме новостей теннисе, вы сможете больше узнать про ставки на данный вид спорта, а также про букмекеров, которые предлагают выгодно заключать пари с высокими коэффициентами.
    • AM_Bot
      В киберпространстве Standoff 365 воссоздаются операционные и бизнес-процессы реальных промышленных, энергетических, транспортных, финансовых компаний и целых отраслей. Участие в Standoff 365 — быстрый и действенный способ оценить на практике уровень информационной защищённости компании, найти все слабые места в ИТ-инфраструктуре и подготовиться к отражению кибератак.     ВведениеВозможности платформы Standoff 365Платформа Bug Bounty3.1. Для кого предназначена платформа Bug Bounty3.2. Особенности платформы Bug Bounty3.3. Работа на платформе Bug BountyОнлайн-киберполигон4.1. Для кого предназначен онлайн-киберполигон4.2. Особенности онлайн-киберполигона4.3. Процесс работы на онлайн-киберполигонеОткрытые киберучения Standoff5.1. Для кого предназначены киберучения Standoff5.2. Варианты участия в киберучениях StandoffВыводыВведениеСогласно исследованию Positive Technologies, во II квартале 2022 года:Объём целенаправленных атак на российские компании составил 71 %.Количество атак APT-группировок обновило предыдущий рекордный показатель, зафиксированный в IV квартале 2021 года (91 против 86).Госучреждения вновь столкнулись с наибольшим количеством кибератак: в 46 % случаев они были атакованы с использованием вредоносных программ, среди которых 63 % составили шифровальщики, и некоторые жертвы были вынуждены заплатить выкуп.Значительно выросло число атак на промышленные учреждения — на 53 % по сравнению с предыдущим кварталом.Число атак на веб-ресурсы организаций продолжает расти: нынешний показатель составил 28 %, на п. п. выше, чем в предыдущем квартале.Подобная статистика объясняет, почему бизнес уделяет всё больше внимания кибербезопасности, причём это касается как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В полной цифровых вызовов среде компаниям необходимо постоянно повышать свою киберустойчивость, и помочь в этом могут специалисты по исследованию информационных систем: белые хакеры, редтимеры, пентестеры.Идея онлайн-платформы Standoff 365 выросла из популярных в сфере информационной безопасности соревнований Standoff — зрелищной кибербитвы, где одни команды выступают в роли хакеров, а другие защищаются от их атак. Standoff появился в 2016 году и с тех пор непрерывно развивался, усложняя правила и инфраструктуру. Сначала это был виртуальный город, где для исследования на проникновение и защиту предлагались несвязанные между собой виртуальные объекты. Сегодня это — виртуальное государство с объектами и целыми отраслями, которые взаимодействуют друг с другом.Платформа Standoff 365 — закономерное продолжение развития принципов ИБ 2.0: компании, отрасль и государство нужно полностью защитить от недопустимых событий.Вот почему миссия платформы — объединить разнопрофильных экспертов в области кибербезопасности со всего мира, в том числе хакеров и багхантеров, чтобы помочь бизнесу и государству предотвратить недопустимое.Возможности платформы Standoff 365В состав Standoff 365 входят:Краудсорсинговая платформа для размещения программ по возмездному поиску уязвимостей (bug bounty). Она позволяет исследователям безопасности искать бреши и пути к недопустимым событиям в ИТ-инфраструктурах компаний-участников за вознаграждение. Компании, размещающие на платформе свои программы баг-баунти, регулярно получают актуальную информацию об уязвимостях инфраструктуры и возможности реализовать недопустимое для бизнеса событие.Киберполигон, который позволяет проводить киберучения и исследовать атаки на информационную инфраструктуру и приложения в онлайн- и офлайн-режимах. Противостояние специалистам по взлому (этичным хакерам) даёт возможность объективно оценить и развить навыки по кибербезопасности, в особенности по мониторингу и расследованию инцидентов.Ключевые особенности платформы Standoff 365:тысячи практикующих специалистов с различным опытом и экспертизой, исследователей безопасности, участников CTF-соревнований и пентестеров;возможность проведения киберучений на готовой или собственной ИТ-инфраструктуре;исследование безопасности ИТ-систем в состоянии «как есть» в режиме 24×7;непрогнозируемый вектор атак;комплексный подход к обеспечению киберустойчивости: от поиска и устранения существующих уязвимостей до навыков мониторинга кибератак и понимания того, как действуют злоумышленники.Платформа Bug BountyПлатформа Standoff 365 Bug Bounty аккумулирует программы поиска уязвимостей за вознаграждение от российских компаний. На ноябрь 2022 года там представлено 25 публичных программ.Для компаний это — быстрый и эффективный способ оценивать и развивать информационную безопасность собственных ИТ-систем при участии большого количества исследователей, профессионалов и энтузиастов, не ограниченных временем и географическим положением.Для кого предназначена платформа Bug BountyСвою программу на платформе Standoff 365 Bug Bounty может запустить любая компания, которой важно повышать информационную безопасность своих продуктов и сервисов.В результате она получает:интерес со стороны уже собранных на платформе профессионалов;продуманный интерфейс коммуникаций с исследователями, простой процесс выплат и дополнительные услуги, такие как проверка сданных отчётов;достоверный анализ слабых мест в защите своего продукта или ИТ-системы;подтверждение того, что компания надёжно защищена от недопустимых событий, даже при целевых атаках;репутацию компании, которая надёжно защищена от киберугроз, и соответствующий имидж продукта.Особенности платформы Bug BountyБелые хакеры могут искать как уязвимости в классическом формате, так и цепочки реализации недопустимых для компании событий.Компании указывают элементы инфраструктуры или область уязвимостей, которые предоставляются для исследования, а также определяют размер выплат в зависимости от степени критической значимости уязвимости.Платформа может осуществлять первичную обработку отчётов и взять на себя организацию выплат исследователям безопасности. Следует также отметить, что она имеет выстроенный процесс по привлечению багхантеров.Работа на платформе Bug BountyЗапуск собственной программыПосле заключения договора и пополнения счёта для выплат исследователям компания получает доступ к личному кабинету, где создаёт свою страницу с описанием и прямую ссылку на неё, а также назначает (указывает адреса электронной почты) дополнительных пользователей, которые получат права на платформе.Компания может выбирать для каждой программы свой формат (по уязвимостям, по недопустимым событиям, по тому и другому вместе). Правила программы должны описывать область исследования, ограничения, критерии оценки отчётов, суммы вознаграждений и другие условия.Также у компании есть возможность проверить, могут ли быть реализованы недопустимые для её бизнеса события. Эта возможность — уникальная особенность платформы Standoff 365 Bug Bounty. Недопустимые события необходимо сформулировать и описать в программе, а хакеры будут пытаться реализовать их применительно к исследуемым активам компании. Рисунок 1. Описание публичной программы баг-баунти на платформе Исследователи безопасности знакомятся с описанием, охватом работ, вознаграждениями и решают, интересно ли им поучаствовать. Рисунок 2. Отчёт исследователя в случае обнаружения уязвимости В случае обнаружения уязвимости исследователь безопасности пишет отчёт.Обработка отчётовВ этой части интерфейса компания может принимать и изучать присланные отчёты, а также добавлять ссылки на внутренние системы и референсы, которые будут видны только коллегам. Полям можно присваивать идентификатор CVE и уровень критической значимости, а также выбирать статус отчёта для удобства дальнейшей работы. Здесь же можно начать чат с исследователем безопасности (он получит уведомление о сообщении на электронную почту). Рисунок 3. Административная панель платформы Новый отчёт отражается в списке сданных. Рисунок 4. Административная панель платформы Здесь представители компании могут изучить подробности, присвоить CVE, уровень опасности и отметить статус работ по отчёту. Рисунок 5. Чат с исследователем в административной панели Также можно вступить в переписку с исследователем. Рисунок 6. История взаимодействия с исследователем История взаимодействия с исследователем сохраняется в кабинете компании. Рисунок 7. Письмо исследователю о принятии отчёта Исследователь получает письмо о том, что отчёт принят.Если найденная уязвимость не входит в описанный охват работ или отчёт признаётся дубликатом, он не оплачивается.Если же отчёт признан валидным и проверка подтверждает наличие уязвимости, он принимается. С этой же страницы можно запустить процесс назначения выплаты (через систему подтверждений от двух ответственных лиц со стороны компании). В этот момент статус отчёта меняется на «Уязвимость принята».Выплата вознаграждения Рисунок 8. Первый этап назначения вознаграждения за найденную уязвимость Рисунок 9. Окно подтверждения выплаты Процесс выплаты вознаграждения запустится после того, как его подтвердит второй представитель компании. Рисунок 10. Процесс выплаты вознаграждения в личном кабинете исследователя Так процесс выплаты вознаграждения отображается в личном кабинете исследователя. Рисунок 11. Письмо о подтверждении вознаграждения Исследователь безопасности узнаёт о награде из письма. Рисунок 12. Отображение переписки по вознаграждению Вся история взаимодействий отражена в кабинете вендора.Важно отметить, что платформа Standoff 365 Bug Bounty не берёт собственной комиссии с выплат и отправляет получателям полную сумму вознаграждений (за удержанием НДФЛ). Возможность получать более крупные выплаты по сравнению с другими агрегаторами привлекает на платформу больше исследователей безопасности.Онлайн-киберполигонКиберполигон Standoff 365 появился как онлайн-версия киберучений Standoff, которые проводятся с 2016 года в формате многодневных офлайн-мероприятий.Пока киберполигон открыт только для атакующих: он позволяет исследовать копии ИТ-систем реальных компаний из различных отраслей экономики, искать уязвимости и пути реализации критических событий безостановочно в режиме 24×7×365.В 2023 году доступ к киберполигону получат и специалисты защиты. Они смогут изучать и расследовать инциденты, отслеживать перемещения атакующих внутри инфраструктуры, изучать техники и тактики злоумышленников и нарабатывать практический опыт предотвращения недопустимых событий.Для кого предназначен онлайн-киберполигонНаибольшую пользу из присутствия на онлайн-киберполигоне извлекают компании, которые занимаются редтимингом и пентестами наряду с отдельными исследователями безопасности.Особенности онлайн-киберполигонаДоступ к онлайн-киберполигону открыт постоянно из любой точки мира.Полная свобода действий: нет сценариев и скриптованных атак.Можно изучить на практике технологические и бизнес-процессы копий реальных объектов и отраслей экономики.Полигон непрерывно расширяется и прирастает новыми объектами из различных сегментов экономики.Ради удобства исследователей функциональность киберполигона регулярно совершенствуется. Так, недавно появились автоматическое принятие отчётов, автоматизированный доступ к сегментам и системам, а также возможность вернуть системы к исходному состоянию после их взлома другими участниками. Рисунок 13. Страница с инструментами для работы на киберполигоне Исследователь безопасности получает полезные инструменты.Процесс работы на онлайн-киберполигонеСейчас на Standoff 365 исследователи могут тестировать защищённость трёх сегментов: корпоративного, энергетического и банковского. Корпоративный сегмент состоит из почтового сервера, веб-приложений, ERP- и CRM-систем; энергетический — из электросети и электроустановок. В банковском осуществляются финансовые операции между предприятиями и гражданами, межбанковские переводы, работает система ДБО.Атакующие должны находить уязвимости, реализовывать недопустимые события, выполняя задания, и получать за это баллы.За атаку на адреса, которые не входят в предоставленный список, организаторы могут отстранить участника от киберучений. Кроме того, участникам запрещается проводить DoS- и DDoS-атаки на службы, сервисы и приложения инфраструктуры полигона. Рисунок 14. Описание сегмента киберполигона Правила для атакующихИсследователи получают баллы следующими способами:За реализацию недопустимых событий. Задания могут быть связаны, например, с получением конфиденциальной информации, отключением одного или нескольких сервисов или несанкционированным изменением информации на тестовом сайте.За нахождение уязвимостей. Участник может представить отчёт об изъянах, найденных в информационной инфраструктуре.Рисунок 15. Страница с рейтингом участников Исследователь видит своё место в рейтинге. Рисунок 16. Общая статистика достижений исследователя безопасности на платформе Баллы за выполнение заданий начисляются автоматически. На основе полученных баллов формируется рейтинг участников; самые активные в дальнейшем будут получать приглашения в закрытые программы и на профильные мероприятия (например, на встречи Standoff Talks в качестве экспертов). Организаторы вправе дисквалифицировать участника, если он пытается выдать отчёт другого исследователя за свой.Недопустимые событияВ качестве заданий используются приближенные к реальности ситуации. Задание дано в карточке уязвимости или недопустимого события, там же указана стоимость задания в баллах. Рисунок 17. Описание недопустимых событий и хода действий Недопустимые события и ход действий уже описаны; осталось реализовать их.Чтобы заработать баллы за реализацию недопустимого события, нужно сдать отчёт с верным ответом на задание. Ответ должен содержать набор символов (флаг), который участнику необходимо найти в анализируемой информационной системе. Флаг — это подтверждение того, что задание выполнено. Рисунок 18. Отчёт о недопустимом событии Исследователь смог реализовать недопустимое событие и сдаёт флаг.Правильность флага проверяется автоматически при попытке сдать отчёт. Если в отчёте будет указан неверный флаг, то на экране появится соответствующее сообщение и сдать отчёт не получится. После нахождения другого флага участник может попробовать сдать отчёт повторно.Поиск уязвимостейЧтобы заработать баллы за найденную уязвимость, нужно сдать отчёт с указанием типа уязвимости, системы, в которой она была найдена, и верным ответом на задание. Здесь ответ участника также должен содержать флаг, без которого задание не будет считаться выполненным.Принимаются отчёты только об определённых типах уязвимостей: удалённом выполнении кода (RCE), внедрении SQL-кода (SQLi), обходе каталога (Path Traversal), подмене запросов на стороне сервера (SSRF).Открытые киберучения StandoffОткрытые киберучения Standoff проводятся дважды в год и могут быть приурочены к любой конференции, как это было на Positive Hack Days или HITB в Абу-Даби.Мероприятие Standoff — культовое в индустрии кибербезопасности. Благодаря охвату в федеральных, отраслевых и региональных СМИ и интернет-каналах (более 30 млн совокупно на ноябрь 2021 года, когда состоялись предыдущие самостоятельные открытые киберучения) о нём регулярно узнаёт широкий круг специалистов в сферах ИТ и ИБ.Для кого предназначены киберучения StandoffПомимо очевидных преимуществ киберучений участие в Standoff даёт компаниям возможность публично заявить о своём бизнесе как о современном, эффективном и безопасном.Варианты участия в киберучениях StandoffПринять участие в открытых киберучениях Standoff можно на стороне защитников или атакующих.Команды защитников тренируются своевременно выявлять инциденты и обеспечивать доступность сервисов собственной ИТ-инфраструктуры. Они в настоящем времени наблюдают атаки на свои системы и учатся понимать ход мысли атакующих, а также обучаются эффективному взаимодействию внутри команды: быстрому детектированию и расследованию инцидентов.Основная задача атакующих — реализация недопустимых событий, предусмотренных для каждой компании. В ходе мероприятия они практикуются в исследовании ИТ-систем и поиске уязвимостей, знакомятся с реальным оборудованием и ПО, которое используют специалисты SOC, а также учатся общаться на языке бизнеса — оформлять и сдавать отчёты.ВыводыКибератаки на компании, как правило, случаются неожиданно. Последствиями могут стать утечка персональных данных, сбой оборудования или другие события, влекущие за собой финансовый и репутационный ущерб. Гарантированно избежать подобных ситуаций могут только киберустойчивые компании.Киберустойчивость — это готовность столкнуться с компьютерными атаками, умение грамотно реагировать на такие атаки и восстанавливать ИТ-инфраструктуру компании. Эти навыки необходимы для стабильной работы и развития бизнеса. Чтобы построить киберустойчивую организацию, нужно хорошо понимать, как работают хакеры.Вот почему киберучения, проводимые с участием хакеров, а также программы баг-баунти — обязательные элементы для исследования информационной безопасности компаний. Платформа Standoff 365 объединила в себе различные инструменты, чтобы компании любого уровня могли плодотворно сотрудничать с исследователями безопасности и развивать киберустойчивый бизнес в полной цифровых вызовов среде.Читать далее
    • demkd
      проверил, работает, но стоит помнить что кэш используется только при массовой проверке и только для файлов не получивших статус проверенного ранее.
      для проверки отдельного файла кэш не используется по очевидным причинам.
    • PR55.RP55
      Определять время применения GPO Определять время применения GPO - с привязкой к событию. ( например запуск... скрипта ) Писать в Инфо.
    • PR55.RP55
      Настройка vtCacheDays= не работает. ( залез, а в папке сотни файлов  ) пробовал менять настройки\даты - не работает.  
×