Перейти к содержанию
AM_Bot

Обзор рынка сервисов мониторинга открытых источников информации

Recommended Posts

AM_Bot
Обзор рынка сервисов мониторинга открытых источников информации
Системы анализа упоминаний в открытых источниках стали популярны во всем мире. Мониторинг и анализ упоминаний в соцмедиа и СМИ помогает получить огромное количество данных из различных платформ социальных сетей, таких как Вконтакте, Facebook и Instagram, чтобы сформировать представление о потребителях, улучшить продукты и следить за конкурентами. Как развивается российский рынок мониторинга онлайн-источников и чем региональные участники отличаются от международных сервисов?  ВведениеМировой рынок услуг мониторинга открытых источников информацииРоссийский рынок услуг мониторинга открытых источников информацииФункциональные возможности систем мониторинга открытых источников информацииОбзор систем мониторинга открытых источников информации5.1. Angry Scan5.2. Babkee5.3. Brand Analytics5.4. IQBuzz5.5. SCAN5.6. SemanticForce5.7. YouScan5.8. Катюша5.9. Крибрум5.10. МедиалогияВыводы ВведениеАнализ данных из открытых источников — перспективная технология, совмещающая в себе лингвистические алгоритмы, математическое моделирование социальных процессов, социальную психологию и визуализацию больших данных.Услуги мониторинга открытых источников информации традиционно используют для управления репутацией — бренда, компании или персоны. Обычно специализированные сервисы собирают упоминания в публикациях в социальных сетях, блогах, новостях в онлайн-СМИ и комментариям по ключевым словам, относящимся к клиенту.В зависимости от специализации сервисы могут представлять собой как простой краулер, собирающий ссылки на упоминания, так и аналитический инструмент с настройками тональности упоминаний, количеством вовлечений, графиками распространения информации и многими другими дополнительными функциями.В последние годы сервисы сбора упоминаний чаще стали использоваться и для более широких бизнес-задач — таких как обнаружение информационных атак, оценка репутации контрагентов или определение психологического портрета и лояльности сотрудников. Кроме того, перспективным остается сфера применения таких услуг в конкурентной разведке и анализе общественного мнения по социально значимым вопросам. Мировой рынок услуг мониторинга открытых источников информацииПо данным агентства Mordor Intelligence, по состоянию на 2017 год мировой рынок услуг анализа публикаций в социальных сетях оценивался в 3 млрд долларов США и, согласно прогнозам, достигнет 16 млрд долларов США к 2023 году. Конкурентная среда на мировом рынке инструментов для мониторинга СМИ и соцмедиа определяется интенсивной конкуренцией между ведущими вендорами, такими как Hootsuite, Cision US, Meltwater, Agility PR Solutions, Mention, Trendkite, M-Brain, Critical Mention, Talkwalker, Brandwatch и BurrellesLuce. До сих пор для сохранения рыночных позиций эти компании полагались на постоянное расширение функциональности сервисов, запуск новых сопроводительных продуктов и услуг. Однако в последние годы фокус их внимания все больше смещается в сторону экспансии на различные региональные рынки, для чего они скупают региональных вендоров или заключают эксклюзивные партнерские соглашения.Кроме того, собственные решения для аналитики социальных сетей начали внедрять IBM, Oracle, а также Amazon, Salesforce, Adobe и SAS. Кейсы этих компаний, помимо маркетинга, охватывают более широкие бизнес-задачи — информационная безопасность, управление персоналом, бизнес-аналитика. Поэтому в технологиях данных вендоров немалое внимание уделяется хранению данных и интеграции со смежными системами предприятия.Тем не менее, по данным отчета MarketsandMarkets, на долю розничного сектора приходится доминирующая доля мирового рынка аналитики в социальных сетях. При этом Северная Америка заняла основную долю на рынке аналитики в социальных сетях — около 70% населения активно пользуются социальными сетями, генерируя значительное количество контента. Следующую по величине долю рынка занимает Азиатско-Тихоокеанский регион, особенно Китай, а также быстрорастущие Индия и Юго-Восточная Азия. Российский рынок услуг мониторинга открытых источников информацииОтечественный рынок решений для мониторинга социальных медиа в интернете начал формироваться семь лет назад и с тех пор активно развивается. Существует стабильный интерес маркетологов к услугам мониторинга открытых источников. Кроме того, стали появляться нишевые сервисы, специализированные на информационно-аналитической поддержке бизнеса, — в таком случае, помимо СМИ и социальных сетей, в перечень источников входят базы ЕГРЮЛ, площадки госзакупок и другие источники.Далее мы не станем рассматривать информационно-аналитические системы, обогащающие корпоративную информацию данными из открытых источников и внешних баз, поскольку различия между этими рыночными нишами заключаются не только в различных потребителях, но и в технологических принципах.В России представлено около десятка сервисов мониторинга открытых источников информации, и поскольку порог вхождения на рынок достаточно низкий, количество конкурентов увеличивается. Такая насыщенность рынка делает его подвижным — крупные участники становятся частью мультикорпораций (например, покупка «АЙКУМЕН» Ростелекомом в 2015 году, покупка «Медиалогии» банком ВТБ в начале 2019 года), либо поглощают конкурентов (например, команда «Юскан» в 2018 году приобрела одного из своих конкурентов BrandSpotter), либо просто уходят с рынка (за последние годы закрыты такие сервисы, как Wobot, «Репутометр» и ряд небольших сервисов). Кроме того, крупные корпорации и госстуктуры также создают системы мониторинга информации под свои нужды — такие как «Катюша» (ООО «М13») для комплексного мониторинга СМИ и соцсетей в интересах министерств и государственных ведомств.Аудитория подобных продуктов — в первую очередь крупные и средние B2C-компании. Их задачи — своевременное выявление негативных отзывов, бенчмаркетинг, поиск лидеров мнений, евангелистов и антагонистов бренда, сравнение с конкурентами, а также оценка успешности рекламных кампаний.Другим крупным потребительским сектором выступают государственные ведомства и компании. В 2018 году в системе госзакупок было размещено порядка 500 заявок на закупки систем мониторинга открытых источников информации или аналогичных аналитических услуг. Объем заключенных контрактов составил 1 млрд рублей, при этом 70% всех закупок пришлось на основных поставщиков медиамониторинга — ООО «Медиалогия», ООО «М13» и ЗАО «Интерфакс». Среди задач госучреждений — определение рейтинга чиновников, отношения к государственным инициативам, выявление социальных трендов и срезов общественного мнения.Следующая группа пользователей — журналисты и СМИ, а также представители медиаиндустрии, выявляющие охват публикаций, перепечатки и цитируемость.Помимо этого, сервисы востребованы у маркетинговых и PR-агентств, которые используют их для внешней независимой оценки результатов своей работы и оказывают с их помощью услуги медиамониторинга.Перспективной нишей для развития услуг мониторинга открытых источников является рынок информационной безопасности. Анализ упоминаний позволяет своевременно обнаруживать информационные атаки (вбросы, посев негативных отзывов, дискредитацию первых лиц компании и т. д.), их источники, а инструментарий работы с соцсетями из единого окна дает возможность оперативной реакции для минимизации ущерба. Функциональные возможности систем мониторинга открытых источников информацииСредняя система мониторинга открытых источников информации представляет собой краулер, индексирующий различные интернет-ресурсы и сохраняющий результаты в собственное хранилище. В личном кабинете пользователь заводит тему мониторинга, указывая ключевые слова, синонимы, заменители и косвенные атрибуты объектов поиска, и сервис начинает анализировать архив — это может занять от нескольких минут до суток. В проиндексированном массиве сервис отображает различные атрибуты упоминаний (социал-демографические данные авторов, охват публикации, географическое распределение), лингвистические алгоритмы определяют тональность упоминаний и схожесть публикаций. Помимо этого, сервисы могут предоставлять дополнительные аналитические возможности — оценка влиятельности автора, значимости публикации и многое другое. Обычно пул источников охватывает все популярные социальные сети, федеральные и крупные региональные онлайн-СМИ, агрегаторы отзывов. После того как в 2016 году Facebook и Instagram ввели ограничения к доступу сторонних приложений по API, работа с отзывами в этих системах вызывает определенные сложности у сервисов мониторинга. Точность оценки тональности, глубина поиска и поддержка специализированных интернет-ресурсов разнятся от сервиса к сервису, поэтому не всегда популярный инструмент может подойти под задачи отдельно взятой компании.Эталонными поставщиками услуг мониторинга упоминаний в Рунете считаются компании «Крибрум» (ГК InfoWatch), Brand Analytics и YouScan — они предоставляют наиболее широкий набор функций, востребованных у большей части потребителей рынка. Конкурирующие с ними сервисы IQBuss и SemanticForce специализируются на крупных клиентах, требующих индивидуального подхода и доработки решений под специализированные задачи. Для несложных задач или небольших компаний существует и бесплатный сервис Babkee, имеющий существенные функциональные ограничения, но справляющийся с основной задачей поиска упоминаний.Чтобы снизить уровень конкуренции, новые игроки рынка сразу начинают работать с узкоспециализированными нишами — например, сервис Angry Scan предоставляет специальный интерфейс для регионально распределенных компаний с большой филиальной сетью. Кроме того, сервисы мониторинга СМИ также начали наращивать функции анализа социальных сетей — например, сервис «Медиалогия» с недавних пор вывел отдельный инструмент мониторинга соцсетей, а анонсированный в 2017 году сервис Яндекс.Медиана также обещает добавить мониторинг соцмедиа при выходе на рынок. Тем не менее решения, изначально специализирующиеся на мониторинге социальных сетей, представлены в большинстве. Они обладают более широкими функциями, но имеют меньший охват других источников, по сравнению с теми продуктами, которые сфокусированы на СМИ.Все популярные на рынке сервисы предоставлены в виде веб-интерфейса с доступом в личный кабинет за ежемесячную абонентскую плату. Диапазон абонентской платы в месяц — от 5000 до 350 000 руб. в месяц, кроме того есть индивидуальные тарифы для особо крупных заказов. Стоимость лицензии зависит от количества объектов мониторинга, количества сохраняемых упоминаний, глубины ретроспективного анализа и индивидуальных дополнительных функций. Обзор систем мониторинга открытых источников информацииAngry ScanНовый участник рынка мониторинга информации определил для себя целевую нишу компаний с развитой филиальной сетью. Сервис предназначен для сбора отзывов в привязке к географическим данным и работы с ними в собственной внутренней CRM-системе. Помимо сервиса компания представляет услуги аналитиков для сопровождения работы — например, для ручной разметки релевантных отзывов и составления ежедневных дайджестов. Стоимость сервиса составляет от 20 000 до 50 000 рублей за месяц использования. Рисунок 1. Географическое распределение отзывов в Angry Scan    Особенности сервиса Angry Scan:Мониторинг отзывов с географической привязкой.Возможность работы с отзывами внутри системы.Аналитическое сопровождение работы сервиса.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.BabkeeКомпания Ingate Development (ООО «ЭП») анонсировала сервис Babkee в 2011 году. С тех пор он  стал наиболее массовым инструментом мониторинга социальных сетей и онлайн-СМИ. Это один из немногих сервисов, полностью доступных бесплатно. Однако возможности сервиса заметно уступают платным аналогам — как по количеству контролируемых источников, так и по аналитическим возможностям. Пользователь найдет упоминания в социальных сетях и блогах, допускающих API-интеграцию (Twitter, ВКонтакте, LiveJournal, Liveinternet и др.), но часть популярных социальных сетей, агрегаторы отзывов, видеохостинги, комментарии в интернет-магазинах и многое другое останется в тени. В базовых отчетах также анализируется тональность упоминаний, социально-демографические данные авторов и география, но ложных срабатываний слишком много, чтобы использовать этот инструмент без дополнительной ручной проверки. Тем не менее, для периодического мониторинга упоминаний многим пользователям будет достаточно предлагаемых функций. Рисунок 2. Лента упоминаний в сервисе Babkee Особенности сервиса Babkee:Полностью бесплатный доступ.Базовые аналитические функции.Возможность подключить дополнительные источники по RSS.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.Brand AnalyticsСистему мониторинга социальных медиа Brand Analytics создал в 2012 году системный интегратор «Ай-Теко», с тех пор решение вошло в состав лидеров рынка, и направление выделилось в отдельную компанию «ПалитрумЛаб». Система изначально ориентирована на работу с социальными сетями для среднего и крупного розничного бизнеса, поэтому функции сервиса направлены не столько на аналитические задачи, сколько на командную работу сотрудников клиента. Система Brand Analytics предоставляет все необходимые функции для командной работы — разграничение доступа, возможность реагирования на упоминания сразу из интерфейса сервиса, экспорт сообщений в различные форматы, группировка дублей, оповещения о важных событиях.Существенное преимущество сервиса — полнота источников информации. Brand Analytics анализирует все популярные социальные сети, блоги, интернет-СМИ, агрегаторы отзывов, форумы и видеохостинги.  В рамках партнерских проектов в сферу мониторинга системы включаются крупные информационные ресурсы, не предоставляющие API-доступ к контенту — такие как Яндекс.Маркет, «Одноклассники» или Google +. Кроме того, Brand Analytics решает задачу мониторинга отзывов на персональных страницах Facebook, хотя количество индексируемых страниц этой социальной сети на порядок меньше, чем ВКонтакте или Instagram. Аналитические функции сервиса также позволяют определять тональность упоминаний, тематические категории, а также собирать мета-данные авторов — географическую привязку и демографические портреты.  Стоимость доступа к сервису составит от 8500 до 99 000 руб. за месяц использования, пробный период 7 дней доступен сразу после регистрации на сайте производителя. Рисунок 3. Сводный отчет в сервисе Brand Analytics  Особенности сервиса Brand Analytics:Высокая скорость индексации — упоминания попадают в базу в течение нескольких минут после публикации.Мониторинг упоминаний на персональных страницах в Facebook, Instagram и «Одноклассниках».Подключение новых источников по запросам клиента — до 10 сайтов в месяц, источников с RSS — без ограничений.Мониторинг Telegram-каналов.Возможность скрыть нерелевантные сообщения (спам, благотворительность, интернет-торговля, аварии и т. п.).Возможность ответов к комментариям из интерфейса системы.Мобильное приложение для работы с сервисом в операционной системе iOS.Включен в реестр отечественного ПО.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.IQBuzzCистема мониторинга социальных сетей IQBuzz была создана в 2011 году компанией «Айкумен ИБС», специализирующейся на отраслевых и специализированных решениях анализа данных. После продажи 75% компании Ростелекому в 2015 году розничный сервис мониторинга открытых источников данных был вынесен в компанию «Айкубаз». Функциональность сервиса ориентирована на владельцев бизнеса, пресс-службы коммерческих структур и маркетинговые и PR-агентства. Краулер системы сохраняет информацию из всех популярных соцсетей (исключая персональные страницы Facebook), форумов и блогов, региональных и федеральных интернет-СМИ. Пользователям доступна выгрузка упоминаний в удобном формате, аналитические сводки по географическим и демографическим признакам авторов, определение тональности сообщений. В системе реализованы возможности гибкой фильтрации — вручную можно установить стоп-слова, указывающие на нерелевантность упоминания, добавить синонимы для каждой группы, а также настроить оценку тональности. Не так давно сервис обновил интерфейс, больше места уделив аналитическим сводкам и отчетам. Стоимость месяца пользования сервисом составит от 7900 до 54900 руб. Рисунок 4. Редактирование рубрики в сервисе IQBuzz Особенности сервиса IQBuzz:Доступ к ретроспективному поиску упоминаний в архиве до 10 лет без доплат.Возможность отвечать на сообщения прямо из сервиса от имени компании.Возможность подключения новых источников по запросу клиента.Интеграция с Helpdesk-системами (Zendesk, «Мегаплан»).Интеграция с CRM-системами.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.SCANСервис информагентства «Интерфакс» входит в тройку популярных систем медиа-анализа в госзакупках. В базе данных сервиса более 23 тысяч источников, включая основные информационные агентства, газеты, информационные интернет-издания, печатные газеты и журналы, сайты, радио и ТВ. Сервис специализируется на официальных источниках информации, поэтому не мониторит блоги, форумы и социальные сети. SCAN умеет оценивать тональность публикаций, группировать перепечатки и определять первоисточники, а также категоризировать публикации по тематике сюжета. При этом интеграция с другим продуктом «Интерфакса» — сервисом проверки контрагентов СПАРК — расширяет возможности сервиса до полноценной системы бизнес-аналитики. Рисунок 5. Лента публикаций в сервисе SCAN Особенности сервиса SCAN:Полный доступ к публикациям в СМИ.Оповещения о важных публикациях.Мобильное приложение с персональными настройками отображения публикаций.Интеграция с сервисом проверки юридических лиц для решения ИБ-задач.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.SemanticForceУкраинский разработчик системы мониторинга социальных медиа, имеет автономное представительство в Московской области. Компания занимает небольшую долю рынка и специализируется на крупных нестандартных заказчиках, требующих индивидуального подхода и персональных решений. Хотя интерфейс веб-сервиса немного устаревший, в системе SemanticForce используют собственные семантические алгоритмы и технологии парсинга социальных сетей, что позволяет добиться достаточно большого охвата и подключать специализированные источники. Среди стандартных социальных сетей, форумов и СМИ в пул источников системы попали сервис SlideShare, LinkedIn, отзывы в интернет-магазинах. Кроме того, производители заявляют о возможности подключения дополнительных источников информации по необходимости. Стоимость месяца пользования сервисом составляет от 9750 до 81250 руб. Рисунок 6. Интерфейс разметки тональности в SemanticForce Особенности сервиса SemanticForce:Возможность получать упоминания из ряда источников без задержек по времени.Распознавание логотипов на изображениях.Возможность самостоятельно добавить любой онлайн-источник на мониторинг.Мониторинг иностранных СМИ (250000 ресурсов в 150 странах мира).Технология отслеживания поведения автора упоминаний и его отношения к объекту мониторинга.Интеграция с GoogleAnalytics для маркетинговых исследований.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.YouScanНебольшой киевский стартап за 10 лет своего существования вошел в лидеры и стандарты отрасли мониторинга социальных медиа в СНГ. В России ООО «Юскан» занимает лидирующие позиции на рынке по числу клиентов (данные AdIndex) и усиливает свои позиции через поглощение конкурентов (покупка сервиса BrandSpotter в 2018 году). Функционально система представляет собой гибкий набор инструментов для мониторинга социальных медиа. YouScan находит отзывы во всех популярных социальных сетях, включая Facebook, Telegram-каналы и «Одноклассники», а также в блогах, форумах, сайтах отзывов и в онлайн-СМИ. Помогает выявить лидеров мнений и хейтеров бренда, определяет тематику и тональность упоминаний. Мониторинг упоминаний в комментариях к публикациям Instagram возможен только по хештегу. Большинство упоминаний в комментариях к публикациям попадают в систему с задержкой от нескольких секунд до нескольких часов. Пользователю доступно большое количество настроек, фильтров и вариантов реакций на упоминания для адаптации сервиса под свои бизнес-процессы. При этом современный интерфейс веб-сервиса интуитивно понятен и все функции несложно найти. Каскадная система аналитических отчетов позволяет проваливаться от общих графиков к конкретным событиям. Главный недостаток сервиса — достаточно высокая стоимость по сравнению с конкурентами. Месяц пользования системой обойдется от 35000 до 350000 руб., демоверсия предоставляется по запросу. Рисунок 7. Распознавание логотипов на изображениях в сервисе YouScan Особенности сервиса YouScan:Распознавание изображений логотипов и ситуации потребления на иллюстрациях и фото пользователей соцмедиа даже в тех постах, где название бренда не упоминается.Нет ограничений на количество пользователей, доступна постановка задач и разграничение прав доступа к темам системы.Возможность подключить мониторинг обновлений конкретных каналов информации, независимо от публикуемого контента.Интеграция с CRM-платформами.Мультиязычный интерфейс (доступны русский, английский и украинский языки).Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.КатюшаСервис, созданный компанией «М13» в 2017 году специально для задач медиамониторинга в госсекторе. Информация сгруппирована по времени, информационным поводам, тематикам, событиям, персонам и типам СМИ. Для оценки масштаба и качества распространения информации в системе используются тональность публикаций, их количество и охват аудитории. Оперативность достигается коротким интервалом сканирования — сообщения появляются в системе в интервале времени от 1 до 10 минут после их публикации на сайте источника. Сообщения с пометкой «Срочно» по наиболее важным темам по запросу пользователя могут отправляться в виде sms, email, и push-уведомлений. Рисунок 8. Список событий в сервисе «Катюша» Особенности сервиса «Катюша»:Отображение упоминаний с задержкой в 10 минут после публикации.Срочные уведомления о критически важных публикациях.Круглосуточная поддержка пользователей.Доступ к результатам мониторинга через мобильные приложения на iOS и Android.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя.КрибрумОдин из старейших сервисов мониторинга открытых источников информации создан маркетинговым агентством «Ашманов и партнеры» и компанией InfoWatch. Система охватывает как платформы социальных сетей, блогов и форумов, так и доступных онлайн СМИ, включая сайты радиостанций и телевидения, а также видеохостинги и отраслевые сайты. Краулер системы находит упоминания за промежуток от 15 минут до 2-4 часов после публикации. Возможности платформы позволяют автоматизировать большую часть аналитической работы — определять тональность упоминаний, тематические категории, географическую распределенность, вес авторов и примерный охват публикаций. Можно приобрести как лицензию на доступ к платформе, так и услуги аналитиков «Крибрума» для точной настройки системы под конкретные кейсы, или отдельные отчеты о текущем состоянии инфополя по заданной теме. Сервис ориентируется на крупных бизнес-пользователей, данные о стоимости не разглашаются в открытых источниках, пробная версия предоставляется потенциальным клиентам по запросу. Рисунок 9. Отображение найденных упоминаний в «Крибруме» Особенности сервиса «Крибрум»:Широкий охват региональных и отраслевых источников.Собственная лингвистическая база (правильная обработка отрицания в упоминаниях).Способность различать усиления и сравнения с конкурентами.Для нестандартных кейсов доступны дополнительные услуги аналитиков.Включен в реестр отечественного ПО.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителяМедиалогияКомпания «Медиалогия» — старейший поставщик услуг мониторинга СМИ. С 2003 года сервис специализируется на мониторинге региональных СМИ, ежедневно предоставляя клиентам сводки об упоминаниях ключевых слов в печати, на ТВ и радио. До 2016 года сервис являлся основным поставщиком услуг мониторинга СМИ для государственных заказчиков. С недавних пор компания добавила направление мониторинга соцмедиа. Как заявляет производитель, система охватывает 800 млн соцмедиа и 49 тысяч СМИ — это наибольший объем источников среди аналогов. Однако полнота анализа социальных сетей пока что остается под вопросом — судя по публичным отчетам, мониторинг социальной сети Facebook охватывает только публичные группы, либо упоминания, помеченные хештегом. Аналитические инструменты сервиса достаточно гибкие и разнообразные, что полезно для работы с большим пулом упоминаний.Помимо стандартных услуг аналитики и мониторинга, «Медиалогия» предлагает премиальные услуги ГЛАСС и «Призма», позволяющие формировать картину дня, персональную медиабазу, рабочее место руководителей и контролировать установленные показатели.  Рисунок 10. Работа с инцидентами в сервисе «Медиалогия» Особенности сервиса «Медиалогия»:Наиболее полный мониторинг СМИ.Большое количество преднастроенных отчетов.Мониторинг Telegram-каналов.Возможность настроить инциденты для дальнейшей работы с упоминаниями.Подробнее с сервисом можно ознакомиться на сайте производителя. ВыводыВысокая конкуренция на российском рынке систем мониторинга открытых источников информации заставляет участников активно развивать свои сервисы, поэтому функциональные возможности региональных систем как минимум не уступают ведущим мировым вендорам. За последние пару лет такие функции, как мониторинг Telegram-каналов, оценка тональности и значимости упоминания, распознавание изображений, — уже стали ожидаемым стандартом. Однако технические ограничения, созданные Facebook для сторонних краулеров, не получилось преодолеть у большинства платформ мониторинга. Учитывая, что это одна из наиболее популярных платформ у платежеспособного сегмента аудитории, технология обеспечивает весомые конкурентные преимущества.Кроме того, усиливается конкуренция по доступности и качеству дополнительного сервиса — услуги аналитиков и индивидуальные настройки предлагают практически все вендоры.Профиль рынка распределился характерным для российской экономики образом — 50% рынка составляют единичные сверхкрупные заказы и госконтракты, обслуживаемые 3-5 крупными вендорами, остальные 50% — розничные заказы средних предприятий, медиакомпаний и индивидуальных заказчиков. Учитывая ежегодный рост затрат на мониторинг медиа в госсекторе, логично, что крупные госкорпорации стремятся включить в свои активы производителей перспективных платформ. При этом наиболее перспективным путем развития технологии мониторинга открытых источников информации становится переход от задач маркетинга и PR к бизнес-аналитике за счет интеграции с другими открытыми источниками информации — тендерными площадками, системами мониторинга юридических лиц, системами информационной безопасности и т. п.  Первые шаги в этом направлении уже сделали несколько вендоров (IQPlatform, Data Plexus, «Спарк-Скан»). Такая парадигма дает возможность конкурировать за часть клиентов с крупными информационно-аналитическими платформами для бизнеса (как IBM Watson, «Гарда Аналитика» или Palantir).

Читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • petrowpetrovp
      Вся актуальная информация про большой теннис, доступна на этом сайте. Ежедневные обновления, позволяет вам всегда быть вы курсе последних событий. Кроме новостей теннисе, вы сможете больше узнать про ставки на данный вид спорта, а также про букмекеров, которые предлагают выгодно заключать пари с высокими коэффициентами.
    • AM_Bot
      В киберпространстве Standoff 365 воссоздаются операционные и бизнес-процессы реальных промышленных, энергетических, транспортных, финансовых компаний и целых отраслей. Участие в Standoff 365 — быстрый и действенный способ оценить на практике уровень информационной защищённости компании, найти все слабые места в ИТ-инфраструктуре и подготовиться к отражению кибератак.     ВведениеВозможности платформы Standoff 365Платформа Bug Bounty3.1. Для кого предназначена платформа Bug Bounty3.2. Особенности платформы Bug Bounty3.3. Работа на платформе Bug BountyОнлайн-киберполигон4.1. Для кого предназначен онлайн-киберполигон4.2. Особенности онлайн-киберполигона4.3. Процесс работы на онлайн-киберполигонеОткрытые киберучения Standoff5.1. Для кого предназначены киберучения Standoff5.2. Варианты участия в киберучениях StandoffВыводыВведениеСогласно исследованию Positive Technologies, во II квартале 2022 года:Объём целенаправленных атак на российские компании составил 71 %.Количество атак APT-группировок обновило предыдущий рекордный показатель, зафиксированный в IV квартале 2021 года (91 против 86).Госучреждения вновь столкнулись с наибольшим количеством кибератак: в 46 % случаев они были атакованы с использованием вредоносных программ, среди которых 63 % составили шифровальщики, и некоторые жертвы были вынуждены заплатить выкуп.Значительно выросло число атак на промышленные учреждения — на 53 % по сравнению с предыдущим кварталом.Число атак на веб-ресурсы организаций продолжает расти: нынешний показатель составил 28 %, на п. п. выше, чем в предыдущем квартале.Подобная статистика объясняет, почему бизнес уделяет всё больше внимания кибербезопасности, причём это касается как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В полной цифровых вызовов среде компаниям необходимо постоянно повышать свою киберустойчивость, и помочь в этом могут специалисты по исследованию информационных систем: белые хакеры, редтимеры, пентестеры.Идея онлайн-платформы Standoff 365 выросла из популярных в сфере информационной безопасности соревнований Standoff — зрелищной кибербитвы, где одни команды выступают в роли хакеров, а другие защищаются от их атак. Standoff появился в 2016 году и с тех пор непрерывно развивался, усложняя правила и инфраструктуру. Сначала это был виртуальный город, где для исследования на проникновение и защиту предлагались несвязанные между собой виртуальные объекты. Сегодня это — виртуальное государство с объектами и целыми отраслями, которые взаимодействуют друг с другом.Платформа Standoff 365 — закономерное продолжение развития принципов ИБ 2.0: компании, отрасль и государство нужно полностью защитить от недопустимых событий.Вот почему миссия платформы — объединить разнопрофильных экспертов в области кибербезопасности со всего мира, в том числе хакеров и багхантеров, чтобы помочь бизнесу и государству предотвратить недопустимое.Возможности платформы Standoff 365В состав Standoff 365 входят:Краудсорсинговая платформа для размещения программ по возмездному поиску уязвимостей (bug bounty). Она позволяет исследователям безопасности искать бреши и пути к недопустимым событиям в ИТ-инфраструктурах компаний-участников за вознаграждение. Компании, размещающие на платформе свои программы баг-баунти, регулярно получают актуальную информацию об уязвимостях инфраструктуры и возможности реализовать недопустимое для бизнеса событие.Киберполигон, который позволяет проводить киберучения и исследовать атаки на информационную инфраструктуру и приложения в онлайн- и офлайн-режимах. Противостояние специалистам по взлому (этичным хакерам) даёт возможность объективно оценить и развить навыки по кибербезопасности, в особенности по мониторингу и расследованию инцидентов.Ключевые особенности платформы Standoff 365:тысячи практикующих специалистов с различным опытом и экспертизой, исследователей безопасности, участников CTF-соревнований и пентестеров;возможность проведения киберучений на готовой или собственной ИТ-инфраструктуре;исследование безопасности ИТ-систем в состоянии «как есть» в режиме 24×7;непрогнозируемый вектор атак;комплексный подход к обеспечению киберустойчивости: от поиска и устранения существующих уязвимостей до навыков мониторинга кибератак и понимания того, как действуют злоумышленники.Платформа Bug BountyПлатформа Standoff 365 Bug Bounty аккумулирует программы поиска уязвимостей за вознаграждение от российских компаний. На ноябрь 2022 года там представлено 25 публичных программ.Для компаний это — быстрый и эффективный способ оценивать и развивать информационную безопасность собственных ИТ-систем при участии большого количества исследователей, профессионалов и энтузиастов, не ограниченных временем и географическим положением.Для кого предназначена платформа Bug BountyСвою программу на платформе Standoff 365 Bug Bounty может запустить любая компания, которой важно повышать информационную безопасность своих продуктов и сервисов.В результате она получает:интерес со стороны уже собранных на платформе профессионалов;продуманный интерфейс коммуникаций с исследователями, простой процесс выплат и дополнительные услуги, такие как проверка сданных отчётов;достоверный анализ слабых мест в защите своего продукта или ИТ-системы;подтверждение того, что компания надёжно защищена от недопустимых событий, даже при целевых атаках;репутацию компании, которая надёжно защищена от киберугроз, и соответствующий имидж продукта.Особенности платформы Bug BountyБелые хакеры могут искать как уязвимости в классическом формате, так и цепочки реализации недопустимых для компании событий.Компании указывают элементы инфраструктуры или область уязвимостей, которые предоставляются для исследования, а также определяют размер выплат в зависимости от степени критической значимости уязвимости.Платформа может осуществлять первичную обработку отчётов и взять на себя организацию выплат исследователям безопасности. Следует также отметить, что она имеет выстроенный процесс по привлечению багхантеров.Работа на платформе Bug BountyЗапуск собственной программыПосле заключения договора и пополнения счёта для выплат исследователям компания получает доступ к личному кабинету, где создаёт свою страницу с описанием и прямую ссылку на неё, а также назначает (указывает адреса электронной почты) дополнительных пользователей, которые получат права на платформе.Компания может выбирать для каждой программы свой формат (по уязвимостям, по недопустимым событиям, по тому и другому вместе). Правила программы должны описывать область исследования, ограничения, критерии оценки отчётов, суммы вознаграждений и другие условия.Также у компании есть возможность проверить, могут ли быть реализованы недопустимые для её бизнеса события. Эта возможность — уникальная особенность платформы Standoff 365 Bug Bounty. Недопустимые события необходимо сформулировать и описать в программе, а хакеры будут пытаться реализовать их применительно к исследуемым активам компании. Рисунок 1. Описание публичной программы баг-баунти на платформе Исследователи безопасности знакомятся с описанием, охватом работ, вознаграждениями и решают, интересно ли им поучаствовать. Рисунок 2. Отчёт исследователя в случае обнаружения уязвимости В случае обнаружения уязвимости исследователь безопасности пишет отчёт.Обработка отчётовВ этой части интерфейса компания может принимать и изучать присланные отчёты, а также добавлять ссылки на внутренние системы и референсы, которые будут видны только коллегам. Полям можно присваивать идентификатор CVE и уровень критической значимости, а также выбирать статус отчёта для удобства дальнейшей работы. Здесь же можно начать чат с исследователем безопасности (он получит уведомление о сообщении на электронную почту). Рисунок 3. Административная панель платформы Новый отчёт отражается в списке сданных. Рисунок 4. Административная панель платформы Здесь представители компании могут изучить подробности, присвоить CVE, уровень опасности и отметить статус работ по отчёту. Рисунок 5. Чат с исследователем в административной панели Также можно вступить в переписку с исследователем. Рисунок 6. История взаимодействия с исследователем История взаимодействия с исследователем сохраняется в кабинете компании. Рисунок 7. Письмо исследователю о принятии отчёта Исследователь получает письмо о том, что отчёт принят.Если найденная уязвимость не входит в описанный охват работ или отчёт признаётся дубликатом, он не оплачивается.Если же отчёт признан валидным и проверка подтверждает наличие уязвимости, он принимается. С этой же страницы можно запустить процесс назначения выплаты (через систему подтверждений от двух ответственных лиц со стороны компании). В этот момент статус отчёта меняется на «Уязвимость принята».Выплата вознаграждения Рисунок 8. Первый этап назначения вознаграждения за найденную уязвимость Рисунок 9. Окно подтверждения выплаты Процесс выплаты вознаграждения запустится после того, как его подтвердит второй представитель компании. Рисунок 10. Процесс выплаты вознаграждения в личном кабинете исследователя Так процесс выплаты вознаграждения отображается в личном кабинете исследователя. Рисунок 11. Письмо о подтверждении вознаграждения Исследователь безопасности узнаёт о награде из письма. Рисунок 12. Отображение переписки по вознаграждению Вся история взаимодействий отражена в кабинете вендора.Важно отметить, что платформа Standoff 365 Bug Bounty не берёт собственной комиссии с выплат и отправляет получателям полную сумму вознаграждений (за удержанием НДФЛ). Возможность получать более крупные выплаты по сравнению с другими агрегаторами привлекает на платформу больше исследователей безопасности.Онлайн-киберполигонКиберполигон Standoff 365 появился как онлайн-версия киберучений Standoff, которые проводятся с 2016 года в формате многодневных офлайн-мероприятий.Пока киберполигон открыт только для атакующих: он позволяет исследовать копии ИТ-систем реальных компаний из различных отраслей экономики, искать уязвимости и пути реализации критических событий безостановочно в режиме 24×7×365.В 2023 году доступ к киберполигону получат и специалисты защиты. Они смогут изучать и расследовать инциденты, отслеживать перемещения атакующих внутри инфраструктуры, изучать техники и тактики злоумышленников и нарабатывать практический опыт предотвращения недопустимых событий.Для кого предназначен онлайн-киберполигонНаибольшую пользу из присутствия на онлайн-киберполигоне извлекают компании, которые занимаются редтимингом и пентестами наряду с отдельными исследователями безопасности.Особенности онлайн-киберполигонаДоступ к онлайн-киберполигону открыт постоянно из любой точки мира.Полная свобода действий: нет сценариев и скриптованных атак.Можно изучить на практике технологические и бизнес-процессы копий реальных объектов и отраслей экономики.Полигон непрерывно расширяется и прирастает новыми объектами из различных сегментов экономики.Ради удобства исследователей функциональность киберполигона регулярно совершенствуется. Так, недавно появились автоматическое принятие отчётов, автоматизированный доступ к сегментам и системам, а также возможность вернуть системы к исходному состоянию после их взлома другими участниками. Рисунок 13. Страница с инструментами для работы на киберполигоне Исследователь безопасности получает полезные инструменты.Процесс работы на онлайн-киберполигонеСейчас на Standoff 365 исследователи могут тестировать защищённость трёх сегментов: корпоративного, энергетического и банковского. Корпоративный сегмент состоит из почтового сервера, веб-приложений, ERP- и CRM-систем; энергетический — из электросети и электроустановок. В банковском осуществляются финансовые операции между предприятиями и гражданами, межбанковские переводы, работает система ДБО.Атакующие должны находить уязвимости, реализовывать недопустимые события, выполняя задания, и получать за это баллы.За атаку на адреса, которые не входят в предоставленный список, организаторы могут отстранить участника от киберучений. Кроме того, участникам запрещается проводить DoS- и DDoS-атаки на службы, сервисы и приложения инфраструктуры полигона. Рисунок 14. Описание сегмента киберполигона Правила для атакующихИсследователи получают баллы следующими способами:За реализацию недопустимых событий. Задания могут быть связаны, например, с получением конфиденциальной информации, отключением одного или нескольких сервисов или несанкционированным изменением информации на тестовом сайте.За нахождение уязвимостей. Участник может представить отчёт об изъянах, найденных в информационной инфраструктуре.Рисунок 15. Страница с рейтингом участников Исследователь видит своё место в рейтинге. Рисунок 16. Общая статистика достижений исследователя безопасности на платформе Баллы за выполнение заданий начисляются автоматически. На основе полученных баллов формируется рейтинг участников; самые активные в дальнейшем будут получать приглашения в закрытые программы и на профильные мероприятия (например, на встречи Standoff Talks в качестве экспертов). Организаторы вправе дисквалифицировать участника, если он пытается выдать отчёт другого исследователя за свой.Недопустимые событияВ качестве заданий используются приближенные к реальности ситуации. Задание дано в карточке уязвимости или недопустимого события, там же указана стоимость задания в баллах. Рисунок 17. Описание недопустимых событий и хода действий Недопустимые события и ход действий уже описаны; осталось реализовать их.Чтобы заработать баллы за реализацию недопустимого события, нужно сдать отчёт с верным ответом на задание. Ответ должен содержать набор символов (флаг), который участнику необходимо найти в анализируемой информационной системе. Флаг — это подтверждение того, что задание выполнено. Рисунок 18. Отчёт о недопустимом событии Исследователь смог реализовать недопустимое событие и сдаёт флаг.Правильность флага проверяется автоматически при попытке сдать отчёт. Если в отчёте будет указан неверный флаг, то на экране появится соответствующее сообщение и сдать отчёт не получится. После нахождения другого флага участник может попробовать сдать отчёт повторно.Поиск уязвимостейЧтобы заработать баллы за найденную уязвимость, нужно сдать отчёт с указанием типа уязвимости, системы, в которой она была найдена, и верным ответом на задание. Здесь ответ участника также должен содержать флаг, без которого задание не будет считаться выполненным.Принимаются отчёты только об определённых типах уязвимостей: удалённом выполнении кода (RCE), внедрении SQL-кода (SQLi), обходе каталога (Path Traversal), подмене запросов на стороне сервера (SSRF).Открытые киберучения StandoffОткрытые киберучения Standoff проводятся дважды в год и могут быть приурочены к любой конференции, как это было на Positive Hack Days или HITB в Абу-Даби.Мероприятие Standoff — культовое в индустрии кибербезопасности. Благодаря охвату в федеральных, отраслевых и региональных СМИ и интернет-каналах (более 30 млн совокупно на ноябрь 2021 года, когда состоялись предыдущие самостоятельные открытые киберучения) о нём регулярно узнаёт широкий круг специалистов в сферах ИТ и ИБ.Для кого предназначены киберучения StandoffПомимо очевидных преимуществ киберучений участие в Standoff даёт компаниям возможность публично заявить о своём бизнесе как о современном, эффективном и безопасном.Варианты участия в киберучениях StandoffПринять участие в открытых киберучениях Standoff можно на стороне защитников или атакующих.Команды защитников тренируются своевременно выявлять инциденты и обеспечивать доступность сервисов собственной ИТ-инфраструктуры. Они в настоящем времени наблюдают атаки на свои системы и учатся понимать ход мысли атакующих, а также обучаются эффективному взаимодействию внутри команды: быстрому детектированию и расследованию инцидентов.Основная задача атакующих — реализация недопустимых событий, предусмотренных для каждой компании. В ходе мероприятия они практикуются в исследовании ИТ-систем и поиске уязвимостей, знакомятся с реальным оборудованием и ПО, которое используют специалисты SOC, а также учатся общаться на языке бизнеса — оформлять и сдавать отчёты.ВыводыКибератаки на компании, как правило, случаются неожиданно. Последствиями могут стать утечка персональных данных, сбой оборудования или другие события, влекущие за собой финансовый и репутационный ущерб. Гарантированно избежать подобных ситуаций могут только киберустойчивые компании.Киберустойчивость — это готовность столкнуться с компьютерными атаками, умение грамотно реагировать на такие атаки и восстанавливать ИТ-инфраструктуру компании. Эти навыки необходимы для стабильной работы и развития бизнеса. Чтобы построить киберустойчивую организацию, нужно хорошо понимать, как работают хакеры.Вот почему киберучения, проводимые с участием хакеров, а также программы баг-баунти — обязательные элементы для исследования информационной безопасности компаний. Платформа Standoff 365 объединила в себе различные инструменты, чтобы компании любого уровня могли плодотворно сотрудничать с исследователями безопасности и развивать киберустойчивый бизнес в полной цифровых вызовов среде.Читать далее
    • demkd
      проверил, работает, но стоит помнить что кэш используется только при массовой проверке и только для файлов не получивших статус проверенного ранее.
      для проверки отдельного файла кэш не используется по очевидным причинам.
    • PR55.RP55
      Определять время применения GPO Определять время применения GPO - с привязкой к событию. ( например запуск... скрипта ) Писать в Инфо.
    • PR55.RP55
      Настройка vtCacheDays= не работает. ( залез, а в папке сотни файлов  ) пробовал менять настройки\даты - не работает.  
×