Перейти к содержанию
AM_Bot

Обзор безопасности популярных в России мобильных мессенджеров

Recommended Posts

AM_Bot
Обзор безопасности популярных в России мобильных мессенджеров
Какие мессенджеры являются самыми популярными в России? Насколько и от каких угроз они защищены разработчиками? Что может предпринять сам пользователь, чтобы обезопасить данные на своем устройстве, пользуясь мессенджерами? Ответы в аналитическом обзоре рынка мессенджеров.     ВведениеПро безопасность мессенджеровПопулярные в России мессенджеры3.1. WhatsApp Messenger3.2. Viber3.3. Telegram3.4. Skype3.5. Facebook Messenger3.6. Hangouts GoogleВыводы ВведениеСейчас мобильные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. С их развитием нам стали доступны специализированные сервисы для мгновенного обмена сообщениями, которые постепенно вытесняют стандартные SMS. В отличие от простых SMS, мессенджеры используют общедоступный интернет. Кроме того, у пользователя сейчас есть возможность устанавливать мессенджеры как на мобильные устройства, так и на настольные компьютеры. Помимо обмена сообщениями, в мессенджерах стали добавляться возможности осуществления звонков и видеовызовов. Мы можем вести общение как с конкретным человеком, так и создавать групповые беседы (чаты).Таким образом, популярность мессенджеров сегодня достаточно велика. Подтверждением тому является также их многообразие. Пользователю доступно несколько десятков различных вариантов мессенджеров, из которых он может выбирать. Ограничением такого выбора, конечно, является аудитория пользователя, с которой он собирается общаться. То есть мессенджеры между собой несовместимы и поэтому общение с конкретным человеком возможно при наличии у него идентичного мессенджера. По этой причине многие пользователи используют сразу несколько мессенджеров.Приведенное выше описание касается основного предназначения мессенджеров. И, конечно же, большинство пользователей выбирают мессенджер с точки зрения простоты и удобства использования. И как часто это бывает, о вопросах безопасности пользователи задумываются в меньшей степени. А в общей массе и вовсе не вспоминают об этом при выборе и использовании мессенджеров.В статье мы рассмотрим мессенджеры именно с точки зрения функциональности по обеспечению безопасности. При этом нами будут рассмотрены именно варианты мессенджеров, которые используются на мобильных устройствах с наиболее популярными операционными системами Android и iOS (к сожалению, функциональность мессенджеров в мобильных и настольных операционных системах не всегда совпадает). Про безопасность мессенджеровКак мы написали выше, вопросы безопасности в общей массе не являются критерием для выбора конкретного мессенджера. Как правило, пользователь может задуматься о безопасности при использовании мессенджера в случае, если у него уже произошел какой-нибудь инцидент (например, утечка чувствительной для пользователя информации). Есть сегмент пользователей, которые выбирают мессенджер именно из соображений безопасности. Но их меньшинство по сравнению с общей массой, ориентированной в первую очередь на основные функции рассматриваемых сервисов.Обратимся непосредственно к понятию безопасности мессенджеров. В настоящее время различные СМИ периодически публикуют новости, связанные с конфиденциальностью переписки в мессенджерах. А именно, силовые структуры различных стран пытаются получить доступ (а в некоторых странах и законодательно закрепить) к данным переписки мессенджеров. Ситуация в нашей стране не является исключением — наши спецслужбы (в первую очередь ФСБ) также предпринимают попытки получения ключей шифрования, используемых в мессенджерах.Соответственно, ведутся дискуссии на эту тему, кто-то из представителей мессенджеров заявляет о физической невозможности такого доступа. Также периодически можно прочитать информацию, что вся переписка в мессенджерах может быть скомпрометирована непосредственно на стороне серверного оборудования конкретного сервиса. И опять же можно найти опровержения данной информации, которые дают представители различных мессенджеров. Таким образом, на сегодня нет четкого понимания относительно конфиденциальности переписки в мессенджерах, что в свою очередь в некой степени ставит под сомнение описанные в статье функции безопасности.Соответственно, здесь вы не найдете описания используемых сценариев шифрования, конкретных алгоритмов шифрования, используемых ключей, их стойкости и аналогичных технических вопросов, связанных с безопасностью мессенджеров на стороне серверов.Мы рассмотрим мессенджеры в части предоставляемых пользователю возможностей по обеспечению безопасности данных. С учетом, что основные функции мессенджеров подразумевает обмен сообщениями, нам интересны именно возможности по обеспечению безопасности данных сообщений в первую очередь с точки зрения конфиденциальности. Также немаловажным является вопрос авторизации в приложениях. Поэтому будут рассмотрены следующие основные механизмы безопасности, которые нами были выделены и с нашей точки зрения должны присутствовать в мессенджерах:авторизация при запуске приложения;шифрование пересылаемых сообщений;секретные чаты — специальные чаты с дополнительными функциями по безопасности;скрытые чаты;верификация пользователей;резервное копирование данных.Ниже в статье представлены наиболее популярные мессенджеры в России и приведено описание доступных для пользователя механизмов безопасности. Популярные в России мессенджерыВ рамках статьи мы отобрали наиболее популярные с нашей точки зрения мессенджеры, которые используются в нашей стране. В первую очередь за основу мы брали статистику App Store и Google Play. Определив основные описываемые мессенджеры, мы отобрали наиболее популярные на наш взгляд, удовлетворяющие следующим условиям:имеется клиент для мобильных операционных систем Android и iOS;клиент доступен на бесплатной основе (основные функции).Кроме того, мессенджеры, в которых не реализованы механизмы шифрования, мы также из данного обзора исключили (например, в мессенджере ICQ в настоящее время так и не было реализовано шифрование).Таким образом, у нас получился следующий перечень мессенджеров, которые будут рассмотрены ниже в статье:WhatsApp Messenger;Viber;Telegram;Skype;Facebook Messenger;Hangouts Google.WhatsApp MessengerWhatsApp представляет собой сервис мгновенных сообщений для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через интернет. Владельцем мессенджера сегодня является компания Facebook Inc, ранее владельцем была компания-создатель — WhatsApp Inc.Авторизация в приложении представляет собой разовую операцию при его установке — необходимо подтвердить свой номер телефона для создания учетной записи. Подтверждение осуществляется посредством 6-значного кода, который можно получить посредством SMS или звонка через приложение. Рисунок 1. Подтверждение номера телефона в WhatsApp  Впоследствии для запуска приложения использование логина и пароля не требуется. Предлагаемый способ авторизации создает опасность для пользователя в случае потери или кражи телефона (вопрос блокировки самого аппаратного устройства мы здесь не рассматриваем). В случае потери устройства разработчик рекомендует выполнить деактивацию аккаунта.При этом есть дополнительная возможность (защита от кражи аккаунта) включить функцию двухфакторной аутентификации, при которой потребуется вводить шестизначный пароль каждый раз при входе в учетную запись с нового устройства (двухшаговая проверка). При установке пароля приложение также запрашивает адрес электронной почты, который будет использоваться для сброса пароля, а также для защиты учетной записи (электронный адрес можно и не указывать). Рисунок 2. Двухшаговая проверка в WhatsApp В приложении доступно сквозное шифрование всех передаваемых данных. При этом обязательным условием является использование всеми участниками беседы последней версии мессенджера. Обусловлено это тем, что в ранних версиях продукта сквозное шифрование отсутствовало. Шифрование и расшифрование осуществляется непосредственно на устройствах пользователей, таким образом гарантируется, что данные доступны только этим пользователям. При этом сами данные хранятся на устройствах в открытом виде. Кроме того, все сообщения удаляются с серверов мессенджера при их доставке конечному адресату. Таким образом пользователям гарантируется полная конфиденциальность их переписки.Функция скрытых чатов в приложении реализована посредством использования архивов. При этом использование каких-либо паролей или PIN-кодов для просмотра созданного архива в приложении не предусмотрено. Соответственно, чтобы скрыть какой-либо чат на экране устройства, пользователю необходимо перенести его в архив. При необходимости чаты можно просмотреть в этом архиве. Пользователь может заархивировать как выбранный чат, так и все чаты сразу. Рисунок 3. Архивирование чатов в WhatsApp  Каких-либо других функциональных возможностей по безопасности чатов в приложении не реализовано, дополнительные секретные чаты отсутствуют.Верификации контакта в приложении как самостоятельной функции нет. Однако можно произвести такую верификацию посредством функции «Подтвердить код безопасности», основное назначение которой является подтверждение факта шифрования чата. Код безопасности — это видимая версия специального общего ключа между вами и вашим собеседником. Если участники переписки находятся рядом, они могут сравнить этот код. Сравнение можно провести посредством сканирования QR-кода или визуального сравнения 60-значного номера, который доступен в разделе «Инфо о контакте». Рисунок 4. Код безопасности в WhatsApp  Дополнительно в приложении можно включить уведомления, приходящие при изменении кода безопасности контакта.Пользователю доступна функция резервного копирования истории своей переписки в облако. При этом сквозное шифрование не обеспечивается. Стоит отметить, что резервное копирование выполняется не на сервера мессенджера, а в хранилища, привязанные к мобильной операционной системе.ViberViber представляет собой сервис мгновенных сообщений, который позволяет совершать бесплатные звонки с использованием интернета, а также передавать изображения, видео и аудиосообщения, различные документы и файлы. Владельцем мессенджера является международная компания Viber Media с главным офисом в Люксембурге.Авторизация в приложении выполнена в виде первоначальной активации при установке мессенджера с привязкой к номеру мобильного телефона. Разработчик не использует стандартные схемы авторизации в виде логина и пароля. Первоначальная активация происходит посредством телефонного звонка или смс на номер телефона, к которому привязывается профиль в мессенджере — так пользователь получает код активации, необходимый для первоначальной авторизации. Рисунок 5. Активация мессенджера Viber  Таким образом, потом приложение запускается без запроса авторизационных данных. Этот метод авторизации создает опасность для пользователя в случае потери или кражи телефона (вопрос блокировки самого аппаратного устройства мы здесь не рассматриваем). Но разработчик в такой ситуации советует произвести деактивацию Viber на потерянном устройстве посредством активации учетной записи с тем же номером телефона на новом устройстве.В приложении используется сквозное шифрование всех чатов и вызовов по умолчанию, которое гарантирует, что только участники беседы смогут прочитать сообщения или услышать собеседника во время вызова. Этот механизм является стандартом и не может быть отключен пользователем. При этом разработчик заявляет, что шифрование применяется на стороне устройств и ключи шифрования хранятся на самих устройствах отправителя и получателя, тем самым гарантируя полную конфиденциальность передаваемых данных. Кроме того, сами сообщения не хранятся на серверах приложения и удаляются с них сразу после доставки.Но надо помнить, что в самом приложении данные хранятся в незашифрованном виде, т. е. данные шифруются только при их передаче. Поэтому в приложении есть возможность скрывать чаты (скрытые чаты). Пользователь может скрыть какой-либо чат и установить PIN-код для доступа к такому чату. При открытии чатов скрытый чат не будет отображаться. Для его открытия необходимо в строке поиска ввести PIN-код, после чего скрытый чат будет доступен для использования. Рисунок 6. Открытие скрытого чата в Viber  Есть в приложении отдельная категория чатов — секретные чаты, которые выделяются в отдельный диалог и предоставляют дополнительные функции по безопасности. В рамках секретного чата пользователю доступны следующие возможности:таймер исчезновения сообщений, позволяющий установить временной интервал, после которого сообщения удаляются;уведомление о скриншотах, которые приходят в случае, если собеседник решил сделать фотографию экрана с чатом;защита от пересылки сообщений, при которой пользователю запрещены действия по копированию и пересылке сообщений;сквозное шифрование, при котором также осуществляется шифрование сообщений непосредственно на устройстве пользователя. Рисунок 7. Секретный чат в Viber  К тому же в мессенджере есть возможность выполнить верификацию пользователя, т. е. подтвердить его личность. Для этого необходимо выполнить вызов в меню верификации и сравнить коды, которые отображаются у обоих пользователей и которые должны совпадать. Коды можно посмотреть, нажав на значок замка, который появляется во время вызова. Рисунок 8. Верификация контакта в Viber  Выше мы уже писали, что данные не хранятся на сервере мессенджера. Но у пользователя есть возможность включить функцию резервного копирования истории переписки, которую можно восстановить при переустановке приложения. При этом надо учитывать, что данные, сохраненные в облаке, не защищены шифрованием. Также стоит отметить, что резервное копирование выполняется не на сервера мессенджера, а на хранилища, привязанные к мобильной операционной системе.TelegramTelegram представляет собой кроссплатформенный мессенджер, позволяющий обмениваться сообщениями и различными файлами, в последних версиях добавлена функция голосовых вызовов. Сервис создан Павлом Дуровым (основателем социальной сети «ВКонтакте») и представляет собой концепцию безопасного способа коммуникаций.В настоящее время Роскомнадзор по решению Таганского районного суда пытается заблокировать Telegram в нашей стране по причине отказа в передаче ФСБ ключей дешифровки сообщений. Но полностью ограничить доступ к приложению пока не получается (блокировка сервиса представляет собой нетривиальную операцию), поэтому большая часть пользователей продолжает использовать данный сервис.В приложении есть два типа авторизации пользователей. В первом случае реализована стандартная схема для мессенджеров — пользователю при первоначальной регистрации предлагается указать номер телефона, на который высылается SMS с авторизационным кодом. Если пользователь в течение минуты не вводит этот код, приложение инициирует голосовую отправку кода на номер телефона. Таким образом, для регистрации пользователю необходимо указать полученный код. Рисунок 9. Регистрация пользователя в Telegram  Для повторной регистрации приложения на новом устройстве у пользователя есть возможность включить функцию двухэтапной аутентификации. При этом пользователю предлагается установить пароль, который будет использоваться в дополнение к проверочному коду для входа с новых устройств. Кроме того, у пользователя здесь есть возможность указать электронную почту для восстановления забытого пароля. Для подтверждения включения данной функции необходимо перейти по ссылке в письме, высланному на указанный пользователем электронный адрес. Рисунок 10. Двухэтапная аутентификация в Telegram  Дальше у пользователя есть выбор — открывать установленное приложение без дополнительной аутентификации или установить код-пароль для доступа к нему. При этом приложение блокируется при его полном закрытии или же пользователь может его заблокировать вручную. На телефонах с поддержкой идентификации по отпечатку пальцу возможно включить соответствующую функцию, позволяющую разблокировать приложение по Touch ID.С этим типом аутентификации пользователю необходимо помнить, что если он забудет код доступа, то придется переустанавливать приложение и все секретные чаты будут потеряны безвозвратно. Рисунок 11. Код-пароль и Touch ID для доступа к приложению в Telegram  Основным отличием этого приложения от других мессенджеров является собственный протокол шифрования переписки MTProto. По заявлениям разработчиков, здесь применяются несколько технологий шифрования (используются 256-битное симметричное шифрование AES, шифрование RSA 2048 и обмен ключами методом Диффи-Хеллмана), и сообщения при этом шифруются непосредственно на устройствах пользователя, что обеспечивает высокий уровень конфиденциальности.Но стоит отметить, что все же шифрование осуществляется именно двумя способами. В первом случае по умолчанию шифрование осуществляется по схеме клиент-сервер/сервер-клиент (обычные чаты). При этом все сообщения хранятся на серверах мессенджера в зашифрованном виде. Во втором случае обеспечивается более надежная схема шифрования клиент-клиент (секретные чаты), при которой сообщения хранятся только на устройствах пользователя.Таким образом, в мессенджере могут использоваться секретные чаты, которые предоставляют пользователям следующие дополнительные возможности по безопасности:оконечное шифрование по схеме клиент-клиент;сообщения хранятся только на устройствах пользователей (на серверах приложения ничего не остается);удаление сообщений по таймеру, который позволяет задать время самоудаления сообщений после их прочтения;запрет на пересылку сообщений;уведомление о сделанных пользователем скриншотах экрана с чатом. Рисунок 12. Секретный чат в Telegram  В приложении реализован своеобразный механизм верификации контакта. Чтобы убедиться в подлинности собеседника, необходимо совершить звонок посредством приложения и сравнить набор эмодзи (картинок), которые отображаются на экранах собеседников.Резервное копирование, как мы писали выше, реализовано только для обычных чатов, и вся переписка в зашифрованном виде хранится на серверах приложения.Есть еще одна функция, которую стоит отметить. В приложении через меню «Активные сеансы» можно контролировать устройства (отображаются все активные сеансы с информацией об IP-адресе), на которых запущен мессенджер и удалять незнакомые или неиспользуемые устройства. Рисунок 13. Активные сеансы в Telegram SkypeSkype представляет собой сервис с закрытым кодом и дает возможность совершать видеозвонки, видеоконференции, обмен сообщениями, файлами, картинками и т. д. Мессенджер был создан компанией Skype Technologies. После приложение было полностью куплено компанией Microsoft.Первоначальная регистрация учетной записи осуществляется посредством использования номера телефона или адреса электронной почты — пользователь выбирает способ, которым сможет получить код подтверждения. Рисунок 14. Создание учетной записи в Skype  Впоследствии вход в приложение осуществляется автоматически при его запуске. Если мессенджер запускается на новом устройстве, потребуется ввод учетной записи и пароля. Рисунок 15. Авторизация в мессенджере Skype  Шифрование реализовано в мессенджере по умолчанию, но в политике конфиденциальности мессенджера указано, что руководство компании может получить доступ к переписке пользователя. Таким образом, пользователи могут не бояться внешних злоумышленников, но есть вероятность предоставления их переписки по запросу, например, силовых структур.В начале 2018 года в мессенджере была анонсирована функция приватного чата, в котором осуществляется сквозное шифрование непосредственно на устройствах пользователей. В настоящее время эта функция доступна только в испытательной версии. Когда она будет доступна всем пользователям мессенджера — неизвестно.Переписка пользователя сохраняется локально на устройстве. То есть резервное копирование на сторонние серверы не осуществляется.Facebook MessengerFacebook Messenger представляет собой сервис для обмена мгновенными сообщениями и видео, создан компанией Facebook. Это приложение интегрировано с системой обмена сообщениями на основном сайте Facebook.Для использования Facebook Messenger пользователям необходимо иметь учетную запись в Facebook. При входе в приложение нужно указать учетные данные (логин и пароль). Рисунок 16. Авторизация в мессенджере Facebook Messenger  По умолчанию в приложении реализовано шифрование только при передаче от устройства до сервера (сквозное шифрование не реализовано). Но позднее в мессенджере реализовали полное шифрование (сквозное шифрование), при котором данные шифруются непосредственно на устройствах пользователя. Получается, такие данные доступны только пользователям. Таким образом, зашифровать можно только персональные чаты с текстом.Эта функция доступна в разделе «Секретные переписки». При этом для пользователя создается отдельный чат. Помимо шифрования в таком чате можно настраивать автоматическое удаление всех сообщений через установленный интервал времени после отправки. Рисунок 17. Секретные переписки в Facebook Messenger Hangouts GoogleHangouts Google представляет собой сервис для мгновенного обмена сообщениями и проведения видеоконференций, разработан компанией Google.Чтобы пользоваться этим мессенджером, необходимо завести аккаунт Google. При запуске приложения пользователю нужно вести свои данные: учетную запись и пароль (в том числе при запуске приложения на новом устройстве). Рисунок 18. Авторизация в мессенджере Hangouts Google  Сервис выполняет шифрование всей передаваемой информации. Но данные шифруются только в период передачи с устройства до сервера сервиса и от сервера к устройству собеседника. Таким образом, как только данные попадают на сервер, нет гарантии их безопасности (дополнительное шифрование не обеспечивается).История переписки сохраняется в облаке для последующей синхронизации на всех устройствах пользователя (при этом данные хранятся в открытом виде). ВыводыВ статье мы рассмотрели наиболее популярные мессенджеры с точки зрения доступных механизмов обеспечения безопасности. При этом мы не преследовали цель провести детальное сравнение с соответствующими выводами по каждому мессенджеру.По итогам обзора выяснилось, что какие-то из механизмов безопасности присутствуют во всех рассмотренных мессенджерах. Что-то используется по умолчанию, что-то доступно на выбор. Надо отметить, что набор таких механизмов для различных мессенджеров отличается: какие-то функции есть у всех рассмотренных сервисов, а какие-то являются уникальными для конкретного мессенджера. Однако все представители рассмотренных мессенджеров обращают внимание на вопросы безопасности в своих продуктах и работают над совершенствованием соответствующих механизмов. Также не стоит забывать про давление со стороны спецслужб, которые периодически пытаются получить ключи шифрования, используемые в мессенджерах (и с большой долей вероятности спецслужбы имеют определенный доступ к переписке пользователей). Поэтому полной уверенности, что переписка останется конфиденциальной, скорее всего нет, и данный риск нужно знать и принимать во внимание.Таким образом, нами были рассмотрены возможности, которые предоставляются пользователю для обеспечения приватности его данных. В условиях современного мира, когда человек много времени проводит в цифровом мире, а также оставляет там большое разнообразие различной информации, вопросы безопасности должны рассматриваться им в обязательном порядке. Мессенджеры представляют собой сервис, в котором также собирается информация различной степени критичности для конечного пользователя. И пользователь должен хотя бы понимать и знать те возможности, которые он может использовать в том или ином мессенджере для обеспечения безопасности своих данных. А использовать или нет эти механизмы безопасности — решает каждый пользователь самостоятельно.

Читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Компания «АВ Софт» является российским производителем средств обеспечения информационной безопасности, которые вендор разрабатывает с 2010 г. Портфель продуктов включает в себя систему защиты от целевых атак ATHENA, программный комплекс для имитации корпоративной инфраструктуры LOKI, антивирусный мультисканер OCTOPUS, корпоративный мессенджер BOND и другие продукты, уже зарекомендовавшие себя у российских заказчиков.    ВведениеПозиционирование вендора на рынкеСектор рынкаATHENALOKIOCTOPUSBONDCRIMLABNFIКатегории заказчиковНовые продуктыЗарубежные проектыГибкость и адаптация решенийПартнёрская сетьСертификацияПодведение итоговВыводыВведениеБренд «АВ Софт» придумал Антон Чухнов, основатель компании, имея скромное желание изменить индустрию информационной безопасности в России. Сердце потребителей планировалось пронзить стрелой чего-то нового и оригинального.В 2010 году системы на базе технологии «песочницы» обладали слабой гравитацией на рынке, многим идея казалась неперспективной и странной. Антон пришел от неё в восторг и объединил в первом прототипе системы ATHENA возможность анализировать поведение программного обеспечения с антивирусным мультисканером. Единство технологий принесло первый коммерческий успех, который стал отправной точкой для набора команды и развития продукта.В 2016–2019 гг. палитра предложений компании существенно увеличилась. В ней появились классы решений по маскировке операционных систем, защите мобильных устройств и мониторингу компрометации сетевых устройств. Каждое разработанное решение имеет свой стиль и концептуальное преподнесение. Система ATHENA стала флагманским продуктом и гибко адаптировалась под различные инфраструктурные пожелания заказчиков. Компания стала участником ассоциации АРПП «Отечественный софт», резидентом инновационного центра «Сколково», выиграла несколько конкурсов по инновациям в сфере ИТ и безопасности.В 2020 г. компания «АВ Софт» стала лауреатом гранта российского фонда РФРИТ по разработке системы ложных распределённых целей на базе технологии «deception». Новое решение позволит имитировать ИТ-инфраструктуру организации и заманивать злоумышленников в «ловушки», оберегая реальные устройства от кибератак. Система ATHENA была выбрана для участия в отечественном мультисканере (аналоге VirusTotal), который уже активно проходит тестирование. Также компании удалось развить партнёрскую сеть и реализовать ряд научно-технологических проектов.В команде есть всё необходимое для развития и роста: концентрация идей, потенциал для создания новых продуктов и самый важный бриллиант для любого вендора — доверие заказчиков.Позиционирование вендора на рынкеОбъективная оценка вендора на рынке играет важную роль для потребителей продуктов и услуг в области информационной безопасности. Управление рисками при выборе поставщика решений для защиты ИТ-инфраструктуры требует высоких профессиональных компетенций. Базовая оценка контрагента, выполняемая финансовым отделом, может упустить важные аспекты этой весьма наукоёмкой сферы.Можно выделить следующие направления анализа организаций, специализирующихся на разработке программного обеспечения и оказании услуг в области информационной безопасности:сектор рынка,категории заказчиков,создание новых продуктов,зарубежные проекты,гибкость и адаптация решений,партнёрская сеть,сертификация.Оценка всегда предполагает градацию её уровней, поэтому была разработана шкала присвоения веса по каждому параметру оценки. Таблица 1. Параметры оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию Сектор рынкаЗдесь важно учесть возможность не только начитаться маркетинговых материалов на сайте, но и получить пробную версию или возможность организации «пилота», который не потерпит крушение, что достоверно подтвердит наличие самих продуктов.У компании «АВ Софт» есть следующие направления решений:антивирусный мультисканер,песочница (sandbox),ловушки (deception),контроль сетевого взаимодействия устройств,криминалистический анализ,безопасная коммуникация.Разнообразие направлений продуктов в компании даёт представление о системном охвате рынка, развитии смежных компетенций у специалистов и потенциальной возможности построения сложных конструкций в ИТ-инфраструктуре.Пробные версии показывают возможности продуктов компании, о которых будет рассказано далее.ATHENAФлагманский продукт по защите от целенаправленных атак AVSOFT ATHENA SANDBOX с помощью методов поведенческого анализа и искусственного интеллекта способен проверять всю входящую в компанию информацию на наличие опасного и вредоносного содержимого.Внутри системы ATHENA присутствует множество инструментов проверки, которые можно разделить на два больших блока анализа: статический и динамический. Рисунок 1. Интерфейс системы ATHENA При прохождении файлом или веб-ссылкой статического вида анализа выполняется проверка контента на наличие известных сигнатур множеством локальных антивирусных ядер, синтаксическими анализаторами (парсерами) и искусственным интеллектом, а также осуществляется сбор информации по исследуемому объекту во внешних репутационных базах данных.При динамической проверке осуществляется анализ поведения файла в имитационной среде — «песочнице» (она может быть как виртуальной, так и физической), которая соответствует реальному рабочему месту пользователя или серверу компании. В ней происходят запуск файла, провоцирование его на вредоносные действия, сбор событий о его поведении и вынесение вердикта на основе результатов аналитического блока и поведенческих сигнатур, которые разработаны командой аналитиков «АВ Софт».Стоит отметить, что в системе ATHENA присутствует широкая линейка поддерживаемых в песочницах операционных систем, включающая отечественные ОС:Microsoft Windows;Linux:Astra Linux,RedOS,Alt Linux,Red Hat Enterprise Linux,Debian,Ubuntu,openSUSE,CentOS;Android.После завершения всех видов анализа система ATHENA отображает подробный отчёт. Рисунок 2. Отчёт по проверке в системе ATHENA Рисунок 3. Отчёт по проверке сетевого трафика в системе ATHENA Важно обращать внимание на современность и удобство интерфейсов систем, которые вы берёте попробовать. Сейчас уже вполне устойчиво сформировались общепризнанные требования и правила по эргономике, грамотному использованию цветовых палитр, а также интерактивным возможностям современного программного обеспечения. Если вы осознаёте, что интерфейс часто вводит вас в заблуждение или недоумение, т. е. вы не понимаете, куда нужно двигаться и что делать, и вместо службы доставки вкусного ужина пытаетесь дозвониться до службы поддержки вендора, то что-то идёт не так. Любое нарушение графическими интерфейсами устоявшихся сценариев поведения пользователей тормозит бизнес-процессы компании.LOKIПрограммный комплекс AVSOFT LOKI DECEPTION имитирует корпоративную инфраструктуру на базе технологии «deception» и позволяет виртуально моделировать на различном уровне любое устройство в организации, включая оборудование IoT и IIoT (контроллеры АСУ ТП). Рисунок 4. Интерфейс системы LOKI Имитация устройств осуществляется с помощью ловушек (honeypot) и песочниц (sandbox). На рабочих местах сотрудников и серверах разворачиваются приманки, которые ведут в ловушки и песочницы, уводя вектор атаки от реальных устройств.Использовать систему LOKI несложно, достаточно сделать 4 шага:Просканировать подсети для определения состава активных устройств.Система сама предложит ловушки к ним, можно будет просто согласиться с её выбором.Развернуть ловушки в выбранной подсети одной кнопкой.Скачать приманки на рабочие места и установить их. Рисунок 5. Панель статистики системы LOKI Сейчас линейка имитируемых устройств в системе LOKI уже включает в себя большой список типов и моделей, который активно пополняется: рабочие станции, серверы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, IP-телефоны, IP-камеры, принтеры и сканеры, PoS-терминалы, ЧПУ-станки. Рисунок 6. Карта сети ловушек и реальных устройств в системе LOKI При работе с программным продуктом не стоит забывать о простоте его использования, чтобы любой шаг был естественен и логично следовал из предыдущего. В системе LOKI есть эта особенность, хотя изначально концепция идеи может сформировать представление о чём-то громоздком и сложном. Конечно, комплексы, автоматизирующие процессы в информационной безопасности, имеют большие функциональные возможности, но продукт должен стараться исключать людей из процесса, выполняя по максимуму всё самостоятельно, т. к. человеческий фактор — это всегда риск.OCTOPUSСистема AVSOFT OCTOPUS MULTISCANNER — это антивирусный мультисканер, который может быстро обрабатывать большие объёмы трафика и подходит в том числе для небольших компаний за счёт невысокой стоимости.Внутри системы — больше 20-ти локальных антивирусных ядер, при желании можно добавить и больше. Помимо этого есть модули статического анализа файлов, модели на базе машинного обучения, интеграция с внешними репутационными сервисами.Можно отправить на проверку самые разнообразные типы файлов: исполняемые, офисные, скрипты, мобильные приложения, архивы, включая многотомные и закрытые паролем, и др. Рисунок 7. Страница проверки файлов в системе OCTOPUS При оценке любой современной системы важно учитывать скорость обработки данных; если вендор предлагает решить её только за счёт «железа», то это — порочная практика, т. к. она всегда ставит перед заказчиком вопрос о дополнительных затратах. Важно уточнять у вендора, как происходит обработка очередей и больших объёмов задач, чтобы подстраховать себя от незапланированных финансовых потоков во внешний мир.BONDAVSOFT BOND MESSENGER — мессенджер для безопасного корпоративного общения. Он позволяет управлять всей коммуникацией в компании через собственный сервер. После развёртывания мессенджера в инфраструктуре никто кроме уполномоченных администраторов из персонала заказчика не имеет доступа к серверу, включая самих разработчиков программы. Рисунок 8. Интерфейс мессенджера BOND Получение быстрого доступа к продукту, как в случае с мессенджером, который можно просто скачать и поставить, даёт возможность сразу оценить его характеристики и принять решение. Если приходится пройти сражение с драконом или спасти принцессу, чтобы получить «пилот» или пробный доступ, то стоит задуматься, стоит ли ввязываться в этот бой, поскольку так же сложно могут быть выстроены и другие процессы, связанные с поддержкой или инсталляцией в инфраструктуру.CRIMLABКриминалистическая лаборатория AVSOFT CRIMLAB ANALYTICS предоставляет инструменты для детального анализа файлов и разнообразной агрегации собранных данных: сравнение исследований, создание коллекций, формирование базы знаний и др. Решение актуально для центров мониторинга информационной безопасности (SOC) и компаний, которые хотят развить компетенции своих специалистов в данной области. Рисунок 9. Схема работы CRIMLAB Решение позволяет проводить детальный анализ содержимого любого типа файлов, изучать его поведение в виртуальных и физических песочницах, тонко индивидуализировать параметры среды исследования и добавлять инструменты исследований, а также осуществлять ретроспективный анализ. Рисунок 10. Подробный отчёт по файлу Возможность тонкой индивидуализации внутренних функций и настроек системы всегда говорит о её гибкости и адаптивности, это уже стало базовым качеством многих современных программных продуктов. Не стоит забывать, что осуществление индивидуализации не должно быть сложным или запутанным, т. к. это повышает риск ошибок, система должна запрещать пользователю выполнять заведомо некорректные настройки.NFIНебольшой программно-аппаратный комплекс AVSOFT NFI контролирует взаимодействие сетевых устройств с внешней сетью (интернетом). NFI представляет собой устройство, которое берёт в кольцо сетевые пакеты, работая на 3-м уровне модели OSI. Инспектор способен оперативно выявить и заблокировать компрометацию любого сетевого устройства и оповестить об этом службу безопасности. Рисунок 11. Схема работы AVSOFT NFI NFI имеет графический интерфейс, в котором можно задавать правила фильтрации и управлять устройством. Рисунок 12. Интерфейс программно-аппаратного устройства NFI Итак, компанией охвачены востребованные направления на рынке информационной безопасности и этих направлений больше 5-ти, что даёт основание присвоить ей 3 балла по принятой методике оценки.Категории заказчиковДля вендора большую роль играет получение опыта с разными категориями заказчиков. Все осознают, что государственные и коммерческие организации — это два больших разных «королевства» со своими требованиями и правилами. Непрерывная реконструкция и анализ многогранных кейсов с клиентами может помочь пересмотреть процесс реализации новых проектов. Заказы от коммерческих компаний преимущественно ориентированы на скорость и оптимизацию затрат, от государственных структур — на соблюдение требований регуляторов, а качество, конечно, интересует всех.Компания «АВ Софт» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками. Веер направлений деятельности клиентов включает в себя промышленность, транспорт, оказание услуг по безопасности и задачи связанные с обороной. Не присутствуют пока зарубежные заказчики, что позволяет поставить по методике оценки 2 балла.Новые продуктыОриентация на создание новых продуктов — обязательный талисман для всех, кто планирует расти. Сфера кибератак развивается со скоростью гепарда, поэтому вендорам важно не упускать шанса моделировать инструменты охоты, которых ни у кого нет или которым есть куда стремиться по уровню качества. Конкуренты всегда помогают в развитии, никогда не сидят спокойно и ждут возможности забрать себе кусочек того, что кто-то потерял, потому что отстал в развитии. Если компания постоянно генерирует новые идеи и не жалеет ресурсов на развитие новых продуктов, то это выделяет её с точки зрения планирования долгосрочной стратегии.Команда «АВ Софт» почти каждый год выпускает новый продукт, и основная концепция компании как таковая базируется на непрерывном выпуске новых продуктов. По методике можно присвоить ей 3 балла.Зарубежные проектыКогда вендор вращается только в своей домашней зоне, это не даёт ему возможности развиться до уровня международных конкурентов, и тем самым он обрекает себя на стагнацию, которая наступит рано или поздно. Очень важно стремиться расширять круг заказов за границами комфортного «стеклянного шара», адаптируя свои решения под требования заказчиков из других стран.Опыта зарубежных проектов компания «АВ Софт» пока не имела шанса получить, поэтому по методике ей ставим 0 баллов.Гибкость и адаптация решенийСпособность продуктов гибко трансформироваться не всегда удобна вендорам, потому что это влечёт за собой дополнительные ресурсы на поддержку и сопровождение. Но желания заказчиков никто не отменял, и пока они не удовлетворены — это всегда отличный повод для действия. Клиентоориентированный подход уже пронизывает все сферы рынка и требует покориться ему в том числе и от поставщиков решений по информационной безопасности.Индивидуализация продуктов компании «АВ Софт» возможна и является одним из обязательных условий работы с заказчиками, взятых на себя командой. Высокая адаптивность продуктов — это всегда отчасти и риск, но при должной оптимизации этого процесса он даёт гораздо больше, чем ограничения клиентов. Формируется совершенно иной уровень доверия, появляется возможность реализовать действительно полезные проекты. По методике мы можем поставить в данной категории 3 балла.Партнёрская сетьРазвитая партнёрская сеть свидетельствует о доверии и устойчивой позиции вендора на рынке. Если среди партнёров есть крупные интеграторы и дистрибьюторы, то это показывает, что компания получила признание у сильных игроков.У компании «АВ Софт» — больше 15-ти партнёров, что даёт основание выставить ей по методике ещё 3 балла.СертификацияПолучение сертификации — ювелирная работа, которая требует в первую очередь стабильности продуктов и чёткого их соответствия заявленным требованиям. При наличии лицензий можно сделать вывод о том, что присутствует баланс между разработкой новых функций и их устойчивым состоянием.Часть продуктов компании «АВ Софт» имеет сертификацию, остальные находятся в процессе её получения, поэтому в нашей финальной метрике мы можем выставить 2 балла.Подведение итоговВ итоговой таблице компания «АВ Софт» получает 16 баллов, что вполне неплохо, но значит, что есть куда стремиться. Цветом выделены баллы, которые компания получила в результате прохождения оценки в рамках настоящего материала. Таблица 2. Методика оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию ВыводыОценка вендора может быть адаптирована под потребности конкретной организации и особенности защиты её ИТ-инфраструктуры. Рекомендуется также выстраивать управление рисками в части поставки решений по информационной безопасности и методику оценки качества продуктов и услуг вендора. Читать далее
    • andery777
    • Guffy
    • andery777
      Только для 10? Как думаете с 7 совместима?
    • AM_Bot
      Продукт, известный сейчас как Ideco UTM, произошёл из Ideco ICS (Internet Control Server), первый выпуск которого состоялся в 2005 г. За 15 лет продукт поменял название, расширил список функциональных возможностей и стал называться Ideco UTM. В конце 2020 года состоялся релиз новой, 9-й версии; слоганом презентации стало «Дальше только космос». Рассмотрим, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей, 8-й версией.    ВведениеНовые возможности Ideco UTM 9Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейПреимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиКонцепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Принцип «всегда на связи»ВыводыВведениеIdeco UTM представляет собой шлюз безопасности типа Unified Threat Management (система единообразной обработки угроз) российского разработчика «Айдеко». Предыдущая, 8-я, версия этого шлюза рассматривалась на нашем сайте весьма подробно. Новая редакция продукта обладает широкими функциональными возможностями за счёт использования таких модулей и механизмов, как защита от несанкционированного доступа и внешних угроз (межсетевой экран, WAF, контроль приложений и другие), контроль доступа, контентная фильтрация, антивирусная проверка трафика, антиспам (на основе технологий «Лаборатории Касперского»), возможности работы в качестве VPN-, DNS-, DHCP- и даже почтового сервера.Исходя из перечисленных функций можно сказать, что Ideco UTM уже вышел за рамки привычного класса устройств для сетевой безопасности и представляет собой экосистему, работающую не только для организации и защиты сети, но также для частичного построения серверной инфраструктуры.За прошедшие 15 лет это решение стали использовать такие компании и ведомства, как Федеральная таможенная служба, холдинг «Вертолёты России», ArcelorMittal. В целом более 14 000 организаций используют в своих сетях решение Ideco UTM.Ещё одним преимуществом рассматриваемого решения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволяет использовать Ideco UTM 9 для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16 ноября 2015 г., а также в рамках программы импортозамещения, что важно в свете планируемого перевода субъектов КИИ на российские продукты.Новые возможности Ideco UTM 9Ideco UTM 9 основана на новейшем ядре Linux 5.11. В этой версии обновлены многие системные пакеты, увеличена производительность, включена поддержка новых платформ.Переработан веб-интерфейс администратора. Теперь он ещё удобнее с точки зрения структуры и работает быстрее, чем раньше. Рисунок 1. Интерфейс администратора Ideco UTM 9 Добавлена ролевая модель администраторов. Теперь благодаря ей доступ разделён на две категории: полный доступ и только чтение, что позволяет предоставлять его обучающимся или неопытным пользователям. Рисунок 2. Добавление учётной записи администратора Реализован раздельный доступ в консоль по SSH под логинами администраторов. Это позволяет настроить сети, из которых возможен доступ по SSH. Раньше была возможность подключаться только к веб-интерфейсу шлюза. Рисунок 3. Управление доступом по SSH В обновлённой версии шлюза безопасности добавлена установка пароля администратора при развёртывании сервера. Данная возможность исключает использование стандартных паролей и делает необходимой их ручную смену после установки продукта. Это позволяет избавиться от типичной проблемы использования нестойких и подверженных взлому паролей в привилегированных учётных записях.В межсетевой экран добавлены счётчики срабатывания правил, что позволяет эффективнее управлять правилами, удаляя или дорабатывая правила файрвола не имеющие срабатываний. Рисунок 4. Управление правилами файрвола В Ideco UTM 9 появился почтовый узел («релей») с возможностью работы в качестве полноценного почтового сервера с модулем антиспама от «Лаборатории Касперского». Рисунок 5. Основные настройки почтового релея Почтовый релей может подписывать исходящие письма DKIM-ключом, который используется почтовыми сервисами для идентификации и классификации электронной почты. Рисунок 6. Включение функции DKIM В продукте обновлён модуль системы предотвращения вторжений. Теперь он более эффективен в выявлении и предотвращении атак.Добавлена возможность отправки оповещений о событиях на сервере с помощью телеграм-бота. Рисунок 7. Настройка телеграм-бота Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейIdeco UTM — это программное решение, что весьма выгодно с точки зрения отсутствия необходимости покупать продукт вместе с аппаратной частью. Достаточно выделить соответствующие ресурсы из уже имеющихся. Несмотря на новые функции, появившиеся в версии 9, требования к аппаратному обеспечению не изменились по сравнению с 8-й версией. Таблица 1. Минимальные системные требования, предъявляемые Ideco UTM 9Минимальные системные требованияПримечаниеПлатформаОбязательна поддержка UEFI Гипервизор2-е поколение виртуальных машин HyperV (с отключённым SecurityBoot) ПроцессорIntel Pentium G / i3 / i5 / Xeon E3 / Xeon E5 с поддержкой инструкций SSE 4.2Требования могут варьироваться в зависимости от сетевой нагрузки и используемых сервисов, таких как контентная фильтрация, антивирусы и система предотвращения вторжений. Для работы системы требуется минимум два, лучше четыре ядра процессора.Объём оперативной памяти8 ГБ (16 ГБ при количестве пользователей более 75)Дисковая подсистемаЖёсткий диск (магнитный или SSD) объёмом 64 ГБ или больше с интерфейсом SATA, SAS либо совместимый аппаратный RAID. В случае использования почтового сервера — второй жёсткий диск.Не поддерживаются программные RAID-контроллеры (интегрированные в чипсет или материнскую плату). При использовании аппаратных RAID-контроллеров настоятельно рекомендуется использовать плату с установленным аккумулятором, иначе высока вероятность краха RAID-массива. Не поддерживаются диски объёмом выше 2 ТБ.Сетевые адаптерыДва сетевых адаптераРекомендуются сетевые адаптеры, основанные на чипсетах 3Com, Broadcom, Intel или Realtek со скоростью 100/1000 Mбит/с.ДополнительноМонитор, клавиатураДля установки и работы Ideco UTM не требуются предустановленная ОС и дополнительное программное обеспечение. Ideco UTM устанавливается на выделенный сервер с загрузочного компакт-диска или USB-накопителя, при этом автоматически создаётся файловая система и устанавливаются все необходимые компоненты. Ниже в таблице представлены несколько типов конфигураций, которые зависят от количества пользователей. Таблица 2. Минимальные характеристики сервера для Ideco UTM 9 в зависимости от количества пользователей в сетиКоличество пользователей2550–200200–50010002000Модель процессораIntel Pentium Gold G5400 или совместимыйIntel i3 8100 или совместимыйIntel i5, i7, Xeon E3 от 3 ГГц или совместимыйIntel Xeon E3, E5 или совместимыйIntel Xeon E5 или совместимый 8-ядерныйОбъём оперативной памяти4 ГБ (рекомендуется 8 ГБ)8 ГБ16 ГБ16 ГБ32 ГБДисковая подсистема64 ГБ64 ГБHDD 500 ГБ либо SSD 256 ГБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБСетевые адаптерыДва сетевых адаптера Преимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиIdeco UTM имеет немало особенностей и отличий. Как было сказано выше, это — программное решение, поддерживаемое всеми гипервизорами, без привязки к конкретным аппаратным платформам. Благодаря этому можно разворачивать продукт как на собственных мощностях, так и в облаке.Настройка шлюза упрощена за счёт большей автоматизации процесса. Рисунок 8. Настройка контроля приложений Время внедрения системы в организации минимизировано благодаря интеграции с Active Directory, SIEM, DLP-системами, а также предпродажной (presale) поддержке от производителя решения. Рисунок 9. Настройка интеграции с Active Directory Рисунок 10. Настройка отправки отчётов в SIEM Рисунок 11. Настройка интеграции Ideco UTM с сервисами ICAP (DLP, антивирусы и т. д.) В Ideco UTM есть все модули глубокого анализа трафика, как в классических UTM- / NGFW-решениях, что позволяет предотвращать многие атаки на корпоративные ресурсы компании-покупателя.Одна из концепций «Айдеко» — использование опенсорс-продуктов в совокупности со своими разработками. Компания не скрывает факта использования программ с открытым исходным кодом: ядра Linux, Suricata, Nginx, Squid и других. «Айдеко» дорабатывает их и делится этими доработками с сообществом. Собственные разработки «Айдеко» касаются создания правил для определения и предотвращения атак.Отметим усовершенствованную систему справки — рядом с каждым пунктом меню веб-интерфейса продукта есть иконка, нажав на которую администратор перейдёт к соответствующему пункту документации. Рисунок 12. Иконка вызова документации Рисунок 13. Переход в документацию Быстрые релизы и постоянное развитие продукта — принцип «agile» в действии. Также отдельного упоминания заслуживают мгновенные ответы техподдержки по различным каналам коммуникации.Давайте рассмотрим последние два принципа чуть подробнее.Концепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Компания «Айдеко» уделяет огромное внимание управлению изменениями своего продукта. С момента выхода 9-й версии в конце 2020 года выпущено уже 8 релизов. Средний интервал между ними составляет около 2 недель.Обновления касаются не только исправления выявленных ошибок, но и улучшения используемых модулей (например, в редакции от 19 марта обновлён модуль системы предотвращения вторжений Suricata до версии 6.0.2), а также ввода новой функциональности (в релизе от 5 февраля добавлены новые возможности, касающиеся учёта и отчётов по веб-трафику).Таким образом, компания заботится о том, чтобы решение было удобно для организаций и действительно работало так, как это нужно пользователям.Принцип «всегда на связи»Забота о клиентах проявляется не только в том, что компания регулярно обновляет свой продукт, но и в том, что она обеспечивает его поддержку и собирает обратную связь для выявления потребностей используя абсолютно разные каналы связи. Это — классическая почта и портал технической поддержки, многоканальный телефон, телеграм-бот и канал в Telegram, чат в веб-интерфейсе самого продукта. Также в чат и в телеграм-бот оперативно приходит информация о наличии новой версии Ideco UTM.ВыводыIdeco UTM 9 — это постоянно развивающееся отечественное решение, включившее в себя не только функциональную часть как таковую, но и современный подход к разработке и сопровождению продукта. С одной стороны, это IPS, межсетевой экран, почтовый релей и т. д., а с другой стороны — постоянная обратная связь с производителем решения, регулярные релизы и обновления.С каждой версией производитель всё больше заботится об администраторах с базовыми знаниями сетевых технологий, упрощая процесс настройки шлюза безопасности, структурируя веб-интерфейс и принудительно заставляя уходить от «пустых» паролей и паролей «по умолчанию», что важно для бюджетных организаций и компаний с маленьким штатом ИТ-сотрудников. Читать далее
×