AM_Bot

Обзор рынка систем контроля эффективности персонала и учета рабочего времени 2017

В этой теме 1 сообщение

Обзор рынка систем контроля эффективности персонала и учета рабочего времени 2017
В настоящей статье кратко описываются системы мониторинга эффективности сотрудников, тенденции мирового и российского рынка, рассматриваются популярные системы, представленные на российском рынке, — StaffCop Enterprise, Стахановец, LanAgent, Kickidler, Searchinform TimeInformer, Falcongaze SecureTower, Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor, Bitcop Security, CrocoTime, а также приводятся их основные преимущества.   ВведениеСистемы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениПринцип работы систем мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениМировой рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениРоссийский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениКраткий обзор продуктов, предназначенных для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени6.1. Bitcop Security6.2. CrocoTime6.3. Falcongaze SecureTower6.4. Kickidler6.5. LanAgent6.6. Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor6.7. Searchinform TimeInformer6.8. StaffCop Enterprise6.9. СтахановецВыводы  ВведениеОдной из главных проблем для большинства работодателей является нецелевое использование сотрудниками рабочего времени. Согласно исследованиям:64% работников компаний тратят от 15 минут до одного часа в день на личные цели;46% ежедневно читают личную почту или новости,33% общаются по личным вопросам в мессенджерах,26% тратят рабочее время на социальные сети.Такое нецелевое использование рабочего времени несет вполне конкретные экономические потери для организации.Еще одна из самых серьезных угроз для бизнеса сегодня — это утечки конфиденциальной информации. Как правило, источниками таких угроз являются недобросовестные сотрудники компаний — инсайдеры. Неконтролируемое использование интернета (социальные сети, мессенджеры, личная почта) может привести к утечкам конфиденциальной информации, что в свою очередь нанесет бизнесу существенный вред.Кроме того, головной болью любого руководителя является мошенничество сотрудников. Различные откаты и серые схемы способны принести не только разовый экономический урон, но и серьезно подмочить репутацию организации на долгое время, что приводит к еще большим суммарным финансовым потерям.И если руководитель не знает, как работают его сотрудники, то и его бизнес не может быть эффективным, продуктивным и защищенным. Учет рабочего времени и контроль сотрудников в подобной ситуации — мера не просто желательная, а жизненно необходимая. И многие работодатели заинтересованы в контроле поведения работника на рабочем месте. Поэтому сегодня все больше компаний присматриваются к системам мониторинга эффективности сотрудников, которые помогают решать комплекс задач по предотвращению утечек информации, расследованию инцидентов, если таковые произошли, а также контролировать бизнес-процессы и то, как рабочее время используется сотрудниками. Системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениСогласно исследованию Gartner Market Guide for Employee-Monitoring Products and Services, системы мониторинга эффективности сотрудников относят к классу систем Employee Monitoring Software, а также к классу User Activity Monitoring.Системы мониторинга эффективности сотрудников применяют для решения следующих задач:Учет рабочего времени сотрудников.Оценка и контроль эффективности работы персонала.Выявление нелояльных сотрудников и мошеннических схем внутри предприятия.Поиск возможных утечек информации и защита от инсайдеров.Расследование инцидентов информационной безопасности.Оперативный контроль сотрудников и определение групп риска.Типовая архитектура таких систем предполагает наличие сервера, базы данных, агента и консоли администратора. При этом можно выделить:системы на толстом клиенте, сервер и агенты обязательно должны находиться в рамках локальной сети,решения, позволяющие работать с агентами, находящимися в других сетях,решение на основе облака — база данных находится у вендора, а агенты не привязаны к локальной сети, управление и просмотр осуществляется через веб-консоль.Если же отталкиваться от концепции решений, то системы можно дифференцировать следующим образом:Первая группа систем позволяет собирать большой объем данных и предоставлять их в виде аналитических отчетов, а также вести статистику продуктивного и непродуктивного рабочего времени.Вторая группа предоставляет руководителю возможность осуществлять мониторинг сотрудников через просмотр онлайн-трансляций или видеозаписи их действий, а также осуществлять контроль нарушений.Третья группа систем обладает достаточно узким набором функций, которые сводятся только к учету рабочего времени персонала. Принцип работы систем мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времениВ общем случае схема работы систем мониторинга эффективности сотрудников выглядит следующим образом: на компьютеры сотрудников устанавливается агент системы, который собирает информацию о действиях пользователя на рабочем месте. Агент передает информацию на сервер для анализа. Администратор или руководитель при помощи консоли («толстый» клиент или веб-консоль) знакомится с результатами деятельности сотрудников: это могут быть отчеты, просмотр онлайн-трансляций с мониторов сотрудников, просмотр скриншотов, видеозапись рабочего стола или перехваченный в переписке файл и т. д.При этом с функциональной точки зрения системы можно поделить на три основные группы:мониторинг событий;мониторинг информации;мониторинг системы.Основным направлением мониторинга событий является контроль факта включения/выключения системы, нажатия клавиш, использования (кликов) мышки, а также факты работы с приложениями и интернетом (посещение веб-сайтов). Факт включения, выключения системы, нажатия клавиш и мышки дает возможность контролировать активность пользователя, которая отображает: приход и уход сотрудников, наличие опозданий, переработок, общее время работы, а также время активности и простоя в часах.Следующий блок, вытекающий из контроля активности, это факты работы с приложением и посещением веб-сайтов, а также разбивка полученной информации на продуктивную и непродуктивную деятельность. Активное время анализируется в процентном соотношении работы с продуктивными, неопределенными и непродуктивными ресурсами. При этом важной составляющей является возможность строить отчеты, топы, а также сравнивать отделы и пользователей.Помимо задачи, связанной с контролем эффективности пользователей, системы мониторинга решают ряд проблем, связанных с контролем каналов передачи данных и предотвращением утечек конфиденциальной информации — системы могут успешно выполнять основную, наиболее востребованную часть функций DLP и отслеживать утечку конфиденциальной информации благодаря наличию контроля всевозможных каналов передачи данных и работы с внешними устройствами.В части мониторинга событий системы может контролироваться реестр ПО, аппаратное обеспечение, порты, использование программ и веб-сайтов. Мировой рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениНа мировом рынке представлено множество различных систем мониторинга эффективности сотрудников — как от известных вендоров в области безопасности (Symantec и Trend Micro), так и нишевых игроков, занимающихся только этим классом продуктов. Согласно исследованию Hexa Reports Employee Monitoring Software Market Size, Share, Industry Trends, Analysis And Forecast, 2022: Hexa Reports, на мировом рынке представлены следующие основные игроки:TeramindVeriato 360 (SpectorSoft)SentryPCNetVizorInterGuardWork ExaminerStaffCopOsMonitoriMonitor EAMPearl Echo.SuiteWorkTimeSymantecTrend MicroBetterWorksMonitisQuest FoglightStackDriverОтметим, что исследование проводилось для рынков США, Европейского союза, Японии, Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. Среди основных игроков на мировом рынке заметен только один российский вендор — компания StaffCop. Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времениРоссийские вендоры также включились в процесс разработки подобных решений для мониторинга эффективности сотрудников.Наиболее известные продукты российских разработчиков: StaffCop Enterprise (компания «Атом Безопасность»), InfoWatch Person Monitor (компания «Инфовотч», продает под своим брендом «Стахановец»), LanAgent (компания «НетворкПрофи»), TimeInformer (компания «СёрчИнформ»), SecureTower (компания Falcongaze), Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor (компания «Мипко»).Среди новичков можно отметить Zecurion Staff Control (продает под своим брендом StaffCop Enterprise).На российском рынке также присутствуют и зарубежные системы. Система Kickidler от сингапурской компании TeleLink Soft — относительно новый продукт на рынке программного обеспечения для учета рабочего времени сотрудников.  Система контроля «Стахановец» от украинской компании Mirobase. Отметим, что на территории Украины и других стран «Стахановец»  известен под брендом Mirobase, а на территории России продается также под названием InfoWatch Person Monitor.Среди систем, функциональные возможности которых сосредоточены исключительно на учете рабочего времени, можно выделить: Bitcop Security (компания «Биткоп»), CrocoTime (компания «Инфомаксимум»).Краткий обзор продуктов, представленных на российском рынке, приведен ниже. Краткий обзор продуктов, предназначенных для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени Bitcop SecurityРоссийский разработчик программного обеспечения компания «Биткоп» для контроля эффективности персонала предлагает систему учета рабочего времени Bitcop Security. Система ведет количественный и качественный учет отработанного времени сотрудниками в разрезе ряда аналитик, формируя развернутую картину реального положения дел в организации. Система позволяет:Вести учет времени начала и окончания рабочего дня, опозданий и переработок.Контролировать интенсивность занятости сотрудника в рабочее время, а также его активность на протяжении дня.Вести статистику работы с программами, которые запускал определенный коллега, а также видеть, как часто и на какие сайты он заходил.Вести оперативную сводку занятости всего персонала и список существующих нарушений.Оценить продуктивность работы на основании используемых программ и сайтов в рабочее время.Система выдает всю перечисленную выше информацию в определенной, удобной и понятной форме.Анализ данных в системе контроля персонала Bitcop Security происходит на основании наглядных детальных отчетов. Разнообразные отчетные формы отражают реальный график работы сотрудников, помогают установить объем и причины потерь рабочего времени, свидетельствуют о продуктивности служащих применительно к занимаемым должностям.Bitcop Security располагает обширным потенциалом по применению фильтров. Все аналитические отчеты можно строить по выбранному временному интервалу (день, неделя, месяц, год) — что позволяет быстро получить выборку только интересующих результатов.Преимущества и особенности системы:Синхронизация системы Bitcop Security с Active Directory.Оповещения о событиях в режиме реального времени.Высокая степень защиты агента.Подробнее с продуктом Bitcop Security можно ознакомиться здесь.  CrocoTime Саранская компания «Инфомаксимум» для учета рабочего времени предлагает продукт CrocoTime, использующий использует клиент-серверную архитектуру. Сбор статистики осуществляется при помощи агентов мониторинга, которые передают данные на сервер по локальной сети предприятия или по интернету в реальном времени. Также имеется возможность отслеживания некомпьютерных занятий с привязкой к клиентам с помощью функции таймтрекинга, запускаемой вручную.Система учитывает активность периферийных устройств ввода (клавиатура, мышь) и считает время работы с активным окном программы или активной вкладкой браузера. Если в течение 5 минут мышь или клавиатура не используются, система не будет считать это временем активности сотрудника.CrocoTime может быть интегрирован с другими системами, такими как корпоративные календари, системы IP-телефонии, СКУД и др. Для этого был реализован API, с помощью которого можно запрашивать из CrocoTime необходимые данные.Преимущества и особенности системы:Учет времени из разных источников (система предоставит полную картину рабочего дня через интеграцию с IP-телефонией, календарями, POS-терминалами/турникетами).Автоматические табели (фиксация нарушений рабочего регламента для дальнейшего сравнения их с отчетами кадровых служб).Облачная и локальная версии системы.Подробнее с продуктом CrocoTime можно ознакомиться здесь. Falcongaze SecureTowerДля контроля эффективности сотрудников компания Falcongaze в своей DLP-системе SecureTower реализовала функциональность контроля рабочего времени, позволяющую увидеть, сколько реально времени работник потратил на выполнение той или иной задачи.Благодаря кейлоггеру, функциям аудио- и видеомониторинга и снятия скриншотов рабочего стола можно составить полную картину рабочего дня сотрудника.  Система отчетности предоставляет исчерпывающие данные о работе персонала, а также дает возможность создавать прозрачные отчеты по работе сотрудников и отделов для вышестоящего руководства.Являясь в первую очередь DLP-системой, SecureTower полностью сохраняет всю деловую переписку персонала. Кроме того, система контролирует время, которое сотрудник проводит в различных программах, сайтах и социальных сетях. Опираясь на эти данные, можно организовать отправление уведомлений при повышении статистики посещения определенных сайтов либо вообще блокировать отдельные веб-ресурсы или программы.Мониторинг рабочих процессов персонала обеспечивается с помощью перехвата электронной почты, переписок в соцсетях и онлайн-чатах, общения в большинстве популярных мессенджеров, таких как Skype, Viber, Telegram и другие. Кроме того, SecureTower анализирует все документы, пересылаемые в почте и по интернету, а также контролирует облачные хранилища — Dropbox, OneDrive, Яндек.Диск, iCloud и Google Drive. Поиск по всей перехваченной информации позволяет найти в переписке нужный документ даже по неполным данным.Для анализа взаимосвязей персонала внутри компании и за ее пределами в SecureTower используется граф-анализатор, позволяющий видеть, с кем и сколько общается каждый сотрудник. Все полученные SecureTower данные может визуализировать в виде отчетов, в которых будут отображаться инциденты безопасности и ежедневная деятельность персонала.Преимущества и особенности системы:Фиксирует время прихода и ухода сотрудника, перекуры, опоздания, прогулы.Просмотр и запись снимков с веб-камеры и звука с микрофона (в т. ч. по расписанию).Контроль времени, проведенного сотрудниками на различных сайтах и в различных приложениях.Контроль SIP-телефонии.Возможность скрытой установкиПодробнее с продуктом SecureTower можно ознакомиться здесь.Отметим, что SecureTower является полновесной DLP-системой, и функциональность контроля эффективности и учета рабочего времени — это одна из подсистем продукта, поэтому ценовая категория SecureTower на порядок выше остальных анонсируемых в данном обзоре систем.Подробный обзор продукта SecureTower KickidlerKickidler — система мониторинга деятельности персонала с возможностью наблюдения за действиями сотрудников на компьютерах и удаленного подключения к их рабочим столам. Правами на программу владеет сингапурская компания TeleLinkSoft, а эксклюзивной дистрибуцией Kickidler на территории России занимается компания «АйТи Сервис Менеджмент». Kickidler — относительно новый продукт на рынке программного обеспечения для учета рабочего времени сотрудников. Концепция продукта значительно отличается от аналогичных систем контроля сотрудников. Разработчики решения делают упор на возможность наблюдения в режиме реального времени за сотрудниками всей компании одновременно, а также записи видео их активности и фиксации нарушений.Программный комплекс Kickidler имеет клиент-серверную архитектуру. В состав продукта входят:Граббер — программа-агент, которая устанавливается на компьютеры сотрудников, собирает всю информацию об активности на рабочем компьютере и передает ее на сервер.Сервер — занимается хранением информации, полученной от агентов.Вьюер (просмотрщик) — позволяет просматривать собранные данные как в виде онлайн-трансляций режиме реального времени, так и в виде отчетов, гистограмм нарушений и видео. Именно вьюер выступает главным инструментом руководителя для мониторинга персонала. Также с его помощью можно удаленно управлять компьютерами сотрудников.Преимущества и особенности системы:Возможность вести онлайн-наблюдение сразу за большим количеством сотрудников (как в системах видеонаблюдения).Запись видео с экранов сотрудников в специальном экономном формате, позволяющем хранить записи активностей за долгое время.Подробные гистограммы нарушений с возможностью перехода к видеозаписи события.Функция удаленного управления компьютером с возможностью снятия скриншотов экрана сотрудника.Подробнее с продуктом Kickidler можно ознакомиться на сайте дистрибьютора в России.Подробный обзор Kickidler LanAgentДля мониторинга персонала российская компания ООО «Нетворк Профи» предлагает программный комплекс LanAgent. Он позволяет контролировать основные каналы передачи информации: копирование файлов на флешки, отправку писем, сообщений ICQ, Skype, печать документов на принтер, выгрузку файлов в интернет и др., получать уведомления при нарушении пользователем заданных правил безопасности, а также отследить конкретные действия каждого пользователя (ведется подробный лог всех действий сотрудника на компьютере, в т. ч. делаются снимки экрана монитора) и заблокировать подключение носителей информации, запуск программ, посещение определенных сайтов.Для корпоративного использования предлагается два исполнения — LanAgent Enterprise и LanAgent Terminal. Исполнение LanAgent Terminal предназначено для работы на терминальном сервере (для контроля дистанционной работы пользователей, подключающихся через удаленный рабочий стол (RDP) и с аппаратных «тонких» клиентов.Архитектура программы построена так, что агент может работать автономно, независимо от остальной части системы. То есть, если компьютер с серверной частью программы по какой-то причине выключен или с ним нет связи по локальной сети, то агент будет сохранять информацию в зашифрованных лог-файлах на своем компьютере. И будет хранить эту информацию до тех пор, пока от серверной части не поступит запрос на их получение. После отправки лог-файлы на компьютере агента будут очищены.Преимущества и особенности системы:Возможность работы агента в офлайн-режиме (без сервера).Гибкий механизм распределения прав на просмотр информации между специалистами безопасности.Возможность отправки уведомлений о нарушениях политик безопасности на ICQ или e-mail специалиста безопасности.Визуализации полной картины рабочего дня подчиненных с указанием, сколько времени фактически было затрачено на работу.Наглядные аналитические отчеты с возможностью их отправки на e-mail.Уведомления при нарушении сотрудниками заданных политик безопасности.Подробнее с продуктами LanAgent можно ознакомиться здесь. Mipko Employee Monitor и Terminal MonitorКомпания «Мипко» для мониторинга деятельности сотрудников в корпоративном окружении предлагает продукты Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor. Продукты обеспечивают перехват фраз, вводимых с клавиатуры, перехват чатов и общения в социальных сетях (Facebook и подобные), отслеживает посещаемые веб-ресурсы, осуществляет ведение журнала запущенных приложений, делает снимки экрана компьютера. Фиксирует операции с файлами, а также запуск приложений. Для сотрудников система работает в скрытом режиме.Преимущества и особенности системы:Данные хранятся на том компьютере, на котором они были собраны.Передача данных по сети осуществляется только в момент просмотра.Гибкая система оповещений о потенциальных нарушениях по ключевым словам.Подробнее с продуктами Mipko Employee Monitor и Terminal Monitor можно ознакомиться здесь. Searchinform TimeInformerКомпания SearchInform для автоматического контроля работы сотрудников за компьютерами предлагает продукт TimeInformer.  Система показывает, чем заняты сотрудники, осуществляет прозрачный контроль активности работников в любых программах и приложениях.Агенты TimeInformer устанавливаются на компьютеры сотрудников — есть скрытый и открытый режим работы. Агенты могут быть установлены из консоли удаленно (как в домен, так и в рабочую группу) либо локально (вручную через инсталлятор агента). Агент собирает информацию о времени включения и выключения компьютера, времени простоя, времени использования программ и сайтов. Алгоритмы TimeInformer с точностью до 3 секунд определяют время, когда сотрудник прекратил работу за компьютером.TimeInformer анализирует собранные данные и предоставляет администратору набор отчетов и оповещений, из которых можно сделать выводы о работе как отдельного сотрудника, так и подразделений, и всей компании. В TimeInformer есть 33 предустановленных отчета, есть возможность создавать собственные варианты отчетов, а также настраивать уведомления о запуске тех или иных программ.TimeInformer также имеет инструменты «онлайн»-наблюдения, которые позволяют подключаться к компьютеру в реальном времени (до 16 подключений одновременно), а также отображают статистику и занятость сотрудников на текущий момент.Преимущества и особенности системы:Собирает данные о приложениях, которые сотрудник использует в течение дня, а также проведенное в них время. Система автоматически определяет, работал ли пользователь в приложении, либо оно было просто запущено.Фиксирует все посещенные сайты и время, проведенное на каждом из них. Доступна динамическая категоризация любых сайтов на тематические группы (новости, игры, онлайн покупки и т. д.)  через встроенную БД категорий или подключение к онлайн-категоризатору.Делает снимки экранов рабочих станций сотрудников с привязкой к конкретной активности.Фиксирует время прихода и ухода сотрудника, перекуры, опоздания, прогулы.Может записывать важные разговоры сотрудников с клиентами, партнерами или коллегами для дальнейшего анализа. Запись происходит при помощи микрофона, встроенного в компьютер, или обычной гарнитуры.Перехватывает нажатия клавиш, а также информацию из буфера обмена.Подробнее с продуктом TimeInformer можно ознакомиться здесь. StaffCop EnterpriseРоссийская компания «Атом Безопасность» продвигает на рынке систему мониторинга StaffCop Enterprise, позволяющую анализировать действия персонала за компьютерами для обеспечения информационной безопасности предприятия, обнаружения утечек конфиденциальных данных, расследования инцидентов, учета рабочего времени и оценки эффективности работы персонала.Продукт призван решать несколько задач. Первая — помочь оптимизировать бизнес-процессы: получить картину рабочего дня сотрудников, выявить «узкие» места в системе, выделить неэффективных сотрудников. Вторая — снизить риски возникновения инцидентов, связанных с утечкой конфиденциальной информации, злонамеренных или случайных действий сотрудников способных привести к финансовым и репутационным потерям компании. Третья — расследование произошедших инцидентов.StaffCop Enterprise достаточно мощное endpoint-решение для мониторинга и анализа действий персонала на рабочих станциях Windows, GNU/Linux и терминальных серверах. Имеет клиент-серверную архитектуру с поддержкой PostgreSQL и обладает современным стеком технологий: «тонкий» клиент, OLAP-кубы, собственные алгоритмы анализа действий сотрудников. Поэтому имеет относительно низкие требования к «железу», гибкую аналитику и возможность мониторинга удаленных офисов и рабочих станций, не находящихся в локальной сети. Веб-интерфейс позволяет получить быстрый доступ к аналитике и управлению системой без установки специальных программ.Решение обладает гибкой настройкой фильтров и оповещений, поэтому возможную утечку или вторжение удается обнаружить на ранней стадии, чем существенно сократить последствия. Глобальная система записи всех возможных событий позволяет в случае произошедшего инцидента быстро добраться до источника утечки и точно назвать время, автора и объем утраченной информации. Графическое представление данных помогает визуализировать аномалии при поведенческом анализе пользователей. Применяемая технология «дрилл-даун» позволяет в несколько кликов установить корреляцию между данными, собранными агентами на конечных точках.Преимущества:Оперативный контроль сотрудников и определение групп риска.Аналитические срезы по любым видам событий и данным (многомерные отчеты).Оценка и контроль эффективности работы персонала с категоризацией работы сотрудников по продуктивности и видам деятельности.Подсчет времени активности сотрудника в приложениях и на сайтах.Блокировка приложений, доступа к сайтам для отдельных пользователей и групп.Учет рабочего времени сотрудников.Подробнее с продуктом StaffCop Enterprise можно ознакомиться здесь.Подробный обзор StaffCop Enterprise СтахановецДля мониторинга эффективности сотрудников украинская компания Mirobase предлагает систему «Стахановец».  Основная задача «Стахановца» — помочь руководителю существенно повысить эффективность работы персонала, сократить издержки и предотвратить утечки конфиденциальной информации. Продукт также продается под именем InfoWatch Person Monitor.Среди главных особенностей комплекса — анализатор рисков, нетипичного поведения и отклонений от нормы. Благодаря такой функциональности руководитель может выявить наиболее продуктивных и непродуктивных сотрудников, проанализировать их действия, определить различия и ключевые факторы успешности. На основании полученных данных компания получает возможность повсеместно внедрить модель работы, приносящую максимальную прибыль.Система умеет определять действия, отклоняющиеся от нормы, и оповещает службу безопасности об инциденте, ведь главная задача комплекса — своевременно локализовать угрозу.«Стахановец» позволяет прослушивать переговоры в режиме реального времени, фиксировать и распознавать диалоги в Skype, Lync, Viber и сохранять их в текстовые файлы, а также реагирует на «кодовые фразы».Продукт ориентирован на использование руководителями всех уровней, отделом кадров и ИБ-ИТ-департаментами.Преимущества и особенности системы:Контроль присутствия и активности сотрудников, учет времени работы и контроль опозданий.Анализ клавиатурного почерка, выявление автора документа, сотрудников в состоянии алкогольного опьянения.Перехват изображений с рабочего стола, веб-камеры, звука с микрофона. Хранение видео-, аудиофайлов и скриншотов.Мониторинг звуковых переговоров в мессенджерах (Skype, Lync, Viber), распознавание речи.Подробнее с продуктом «Стахановец» можно ознакомиться здесь. ВыводыВ статье мы познакомились с системами мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени. Системы этого класса представляют собой мощный набор инструментов для анализа событий и информации, что позволяет оценивать и контролировать продуктивность сотрудников за рабочими местами, быстро и точно расследовать инциденты ИБ внутри компании. Кроме того, применение систем мониторинга эффективности позволяет сократить опоздания и использование рабочего времени сотрудниками в личных целях. Помимо задачи, связанной с контролем эффективности сотрудников, системы мониторинга решают ряд проблем, сопряженных с контролем потенциальных каналов утечки данных, т. е. выполнять основную, наиболее востребованную часть функций хостовых DLP.На мировом рынке представлено множество различных систем мониторинга эффективности сотрудников — как от известных вендоров в области безопасности (Symantec и Trend Micro), так и нишевых игроков, занимающихся только этим классом продуктов. Среди основных игроков на мировом рынке присутствует и российский вендор — компания «Атом Безопасность» (StaffCop).На отечественном рынке популярностью пользуются продукты российских разработчиков. Из наиболее известных можно выделить StaffCop Enterprise («Атом Безопасность»), TimeInformer («СёрчИнформ»), SecureTower (Falcongaze), а также продукты зарубежных вендоров, например, Kickidler от сингапурской компании TeleLinkSoft и «Стахановец» от украинской компании Mirobase (продаваемый также под брендом InfoWatch).Перечисленные выше системы мониторинга эффективности концептуально отличаются друг от друга. Некоторые системы, например StaffCop Enterprise, Стахановец, SecureTower, LanAgent, Mipko, способны собирать большой объем данных и предоставлять их в виде аналитических отчетов, вести статистику продуктивного и непродуктивного рабочего времени.При этом StaffCop Enterprise для детектирования инсайдеров использует анализ поведения пользователей и выявление аномалий в их поведении. Подразумевается, что необычная активность, не соответствующая стандартному профилю, может более точно указывать на потенциальные инциденты информационной безопасности. По классификации Gartner, этот класс решений называется User and Entity Behavior Analytics (UEBA).Kickidler предоставляет руководителю возможность осуществлять мониторинг сотрудников через просмотр онлайн-трансляций или видеозаписи их действий.Системы учета рабочего времени CrocoTime, BitCop сохраняют минимум данных: только посещенные сайты и запущенные программы. Системы этого класса делят активность на продуктивную, непродуктивную, нейтральную и формируют отчеты, в которых работодатель сможет увидеть, на что тратили время его подчиненные. Преимущество подобных систем в их простоте и малом объеме данных для хранения и передачи, но в решении проблем утечек информации они мало чем могут помочь.О плюсах и минусах рассмотренных систем в данном обзоре говорить не будем. Чтобы подробно разобраться в преимуществах той или иной системы, в дальнейшем мы проведем детальное сравнение систем мониторинга эффективности сотрудников.

Читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти с помощью Facebook Войти Войти с помощью Twitter
Anti-Malware.ru Вконтакте   Anti-Malware.ru в Facebook   Anti-Malware.ru в Twitter   Anti-Malware.ru в LinkedIn   RSS
  • Сообщения

    • Максим744
      Попробуйте зажать сонр аль и делит   http://xixiko.ru
      http://tolkozdes.pw
    • Максим744
      Посмотрим что из этого выйдет http://xixiko.ru
      http://tolkozdes.pw
    • AM_Bot
      В статье представлены по отдельности и в сравнении друг с другом сканеры уязвимостей компании Tenable, предназначенные как для малых организаций, так и для крупных предприятий, а также рассмотрен инновационный динамический подход для управления и измерения кибератак.       ВведениеNessus Professional2.1. Основные возможности Nessus ProfessionalTenable.io3.1. Основные возможности Tenable.ioTenable SecurityCenter4.1. Основные возможности Tenable SecurityCenterСравнение решений TenableВыводы ВведениеАктивы организаций никогда не находятся в статичном состоянии — обновляются операционные системы и программное обеспечение, добавляются новые серверы и рабочие станции пользователей, претерпевает изменения топология сети. Такие действия рано или поздно могут привести к ошибкам при настройке и негативным последствиям — инфраструктура становится уязвимой. Одним из запоминающихся примеров может служить вирус-шифровальщик WannaCry, широкое распространение которого было связано с несвоевременным обновлением операционных систем.В связи с этим организациям, разрабатывающим свое программное обеспечение, необходимо задумываться о безопасности создаваемых приложений и их кода. Причем эффективнее это делать на этапе разработки продукта, будь то облако, мобильное приложение, SaaS или DevOps. В свою очередь заказчикам не стоит забывать о безопасности, своевременном обновлении и устранении уязвимостей операционных систем, сетевого оборудования, баз данных и компонентов виртуальной инфраструктуры.На этом фоне компания Tenable (Штат Мэриленд, США) разработала продукты как для малых компаний, так и для крупных корпораций, которые обладают всеми основными функциями решений для управления уязвимостями — безопасность приложений, агенты на конечных устройствах, аудит конфигурации, настройка приоритизации при поиске угроз, приоритизация, построенная в контексте бизнеса, и многое другое. Важную роль в развитии Tenable сыграл и инновационный подход к поиску уязвимостей и угроз — основанный на активах информационных технологий, что позволило привнести в компанию порядка 200 млн долларов инвестиций. Руководство компании в лице нового генерального директора Амита Йорана (бывший директор RSA) закладывает понимание того, что активы уже давно вышли за пределы лишь ноутбуков и серверов, а складываются в сложные комбинации вычислительных платформ, подверженные разнообразным атакам. Для того чтобы избежать финансовых потерь и вовремя выявить уязвимости инфраструктуры, в зависимости от требуемых возможностей программы и количества человеческих ресурсов, организации могут выбрать подходящий продукт от компании Tenable — Nessus Professional, Tenable.io, Tenable SecurityCenter. Nessus ProfessionalNessus Professional — сканер уязвимостей для небольших организаций, включающих в себя до 50 рабочих машин, а также для аудиторов, осуществляющих анализ безопасности своих заказчиков. Продукт позволяет оценивать конфигурации, находить уязвимости и, в случае обнаружения проблем при настройке инфраструктуры, предотвращать сетевые атаки. Рисунок 1. Интерфейс, доступный администратору, в Nessus Professional Основные возможности Nessus ProfessionalК основным возможностям Nessus Professional можно отнести:Широкий выбор режимов анализа защищенности.Гибкие настройки параметров анализа уязвимостей.Управление обновлениями продукта и контента.Составление отчетов по заданным критериям.Совместимость с плагинами Nessus.Автоматические ежедневные обновления системы.Возможные типы анализа защищенностиNessus Professional предоставляет возможность проведения проверок для обеспечения соответствия нормативным требованиям FFIEC, HIPAA, NERC, PCI DSS, а также отраслевым стандартам CERT, CIS, COBIT / ITIL, DISA STIG. Такой охват обеспечивают более 450 предустановленных шаблонов.Сканирование уязвимостей . Оценка систем, сетей и приложений на наличие уязвимостей.Аудит конфигурации. Проверка соответствия сетевых активов политикам и отраслевым стандартам.Обнаружение вредоносных программ. Также обнаруживается потенциально нежелательное и неуправляемое программное обеспечение.Сканирование веб-приложений. Обнаружение уязвимостей веб-серверов и служб и уязвимостей OWASP.Гибкие поисковые запросы. Определение закрытой информации в системах или документах.Аудит системы управления. Сканирование систем SCADA, встроенных устройств и приложений ICS.Поддержка облачных вычислений . Оценка слабых мест конфигурации облачных решений, таких как Amazon Web Services, Microsoft Azure и Rackspace.Возможности анализа защищенностиСистема поддерживает несколько вариантов сканирования, таких как поддержка удаленного и локального сканирования активов, сканирования с аутентификацией, режим автономного аудита конфигурации сетевых устройств.Обнаружение и сканирование активов. Сетевые устройства, включая брандмауэры нового поколения, операционные системы, базы данных, веб-приложения, виртуальные и облачные среды.Сканирование сетей. Сканирование на IPv4, IPv6 и гибридных сетях.Сканирование по расписанию. Сканирование с настройкой по времени и частоте запуска.Выборочное повторное сканирование хоста. Выполнение повторного сканирования всех или выборочных хостов.Автоматический анализ сканирования. Рекомендации по восстановлению и настройке сканирования.Возможности управленияОбновление продукта. Автоматическое обновление программного обеспечения Nessus и изменение пользовательского интерфейса.Обновление контента. Постоянное обновление уязвимостей с помощью плагинов Nessus, актуальных угроз, угроз нулевого дня и новых типов конфигураций, позволяющих соответствовать нормативным требованиям.Поддержка пользователей. Варианты предоставления услуги технической поддержки — веб-портал, чат и электронная почта.Составление отчетовСистема может самостоятельно пересылать отчеты ответственным лицам в случае обнаружения уязвимостей, изменения их степени опасности, по расписанию, в том числе так называемые отчеты об исправлении.Гибкая отчетность. Возможность создания отчетов с сортировкой по уязвимостям или хосту, создание резюме или сравнение результатов сканирования для поиска изменений.Несколько форматов отчетов. Встроенный (XML), PDF (требуется, установка Oracle Java на сервер Nessus), CSV и HTML.Уведомление о целевых почтовых уведомлениях. Уведомление о результатах сканирования, рекомендациях по исправлению и улучшению конфигурации.Совместимость с другими системамиВ данный момент Nessus Professional поддерживает интеграцию с Nessus RESTful API — стандартизированный, поддерживаемый и документированный API для интеграции Nessus в рабочий процесс.  С помощью плагина Nessus можно поддерживать актуальное состояние системы, что позволяет своевременно получать отчеты и реагировать на новые уязвимости. Tenable.ioTenable.io является универсальной облачной платформой, предназначенной для управления уязвимостями в рамках крупного, среднего и малого бизнеса. Совсем недавно Tenable совместно с дистрибьютором в России (компания «Тайгер Оптикс») сообщила о новой версии Tenable.io, которая включает расширенные возможности, позволяющие снижать риски в критически важных информационных системах, таких как АСУ ТП и SCADA.Основные возможности Tenable.ioК основным возможностям Tenable.io можно отнести:Встроенные приложения. Tenable.io предоставляет несколько приложений для решения задач безопасности, таких как управление уязвимостями, безопасность контейнеров и сканирование веб-приложений. Приложения основаны на общей платформе, используют сенсоры Nessus®, API и SDK для получения информации и доступны в едином интерфейсе.Безопасность контейнеров. Tenable.io постоянно контролирует образы контейнеров на наличие уязвимостей, вредоносных программ и соответствия корпоративным политикам. Благодаря обеспечению безопасности в процессе сборки контейнеров организации могут увидеть скрытые риски в контейнерах и исправить их, а также обеспечить соответствие образов контейнеров политикам безопасности предприятия.Параметры сканирования. Включенные сенсоры Nessus увеличивают охват сканирования и уменьшают количество скрытых уязвимостей. Активное сканирование с помощью Nessus Professional обеспечивает широкий охват активов и уязвимостей, а сканирование на основе агентов Nessus Agents и мониторинг пассивного трафика на основе Nessus Network Monitor охватывают труднодоступные объекты, такие как периферийные устройства и критичные хосты (например, в сегментах АСУ ТП).Отслеживание активов. Используя расширенный алгоритм идентификации активов, Tenable.io определяет истинную идентичность каждого ресурса в инфраструктуре компании, в том числе ноутбуки и виртуальные машины. Этот алгоритм использует набор атрибутов для точного отслеживания изменений в активах, независимо от того, какие им присваиваются IP-адреса, как они перемещаются или как долго хранятся.Документированный API и интегрированный SDK. Сторонние компоненты можно интегрировать в продукт Tenable.io и автоматизировать использование его возможностей и данных об уязвимостях. Рисунок 2. Структура продукта Tenable.io  Модульные приложения Tenable.ioTenable.io предлагает модульные приложения, которые отвечают конкретным потребностям в области безопасности, такие как «Управление уязвимостями», «Сканирование веб-приложений» и «Защита контейнеров». Приложения Tenable.io могут быть лицензированы индивидуально; нет предварительных условий или требований о совместной покупке.Управление уязвимостямиПриложение «Управление уязвимостями», позволяющее обеспечить широкий охват активов, предоставляет администратору следующие возможности:Комплексная оценка активов инфраструктуры.Отслеживание активов с помощью алгоритма идентификации.Внутреннее и внешнее сканирование.Использование предустановленных шаблонов и встроенных проверок конфигурации.Интегрирование с хранилищами паролей, решениями по управлению уязвимостями и мобильными устройствами. Рисунок 3. Приложение «Управление уязвимостями» позволяет просматривать состояние уязвимостей в компании  Сканирование веб-приложенийПриложение «Сканирование веб-приложений» позволяет повысить уровень безопасности веб-приложений за счет автоматического сканирования и обнаружения уязвимостей благодаря следующим возможностям:Понимание собственных веб-приложений за счет информации об их расположении и полной карты сайта.Безопасное сканирование веб-приложений, позволяющее разграничить части веб-приложений, которые требуется сканировать всегда, и части, которые не должны никогда проверяться.Автоматизация сканирования.Включение в покрытие сканирования веб-приложений на HTML, HTML5 и AJAX.Интеграция с другими решениями компании Tenable.Безопасность контейнеровПриложение «Защита контейнеров» позволяет оценить уязвимость, обнаружить вредоносы и обеспечить соблюдение политик при работе с контейнерами благодаря следующим возможностям:Непрерывная оценка защищенности, которая позволяет запускать проверку в случае появления в базе данных ранее неизвестной уязвимости.Защита контейнеров от вредоносных программ за счет оценки исходного кода образа контейнера.Настройка корпоративной политики, позволяющей вовремя оповестить разработчиков контейнера в случае превышения в нем порогового значения уровня риска.Сводные отчеты, представленные в дашбордах и позволяющие оценить оперативную обстановку.Ускорение DevOps путем определения рисков безопасности.Внедрение тестирования безопасности в инструментарий разработки программного обеспечения. Tenable SecurityCenterTenable SecurityCenter предназначен для управления уязвимостями в крупных компаниях (от 500 машин). Tenable SecurityCenter консолидирует и оценивает данные об уязвимости на предприятии, уделяя приоритетное внимание рискам безопасности и обеспечивая четкое представление о состоянии защищенности информационных активов. Tenable SecurityCenter позволяет получить контекст, необходимый для эффективного определения приоритетов и устранения уязвимостей, обеспечения соответствия инфраструктуры стандартам и нормативным требованиям безопасности и принятия действенных мер для обеспечения эффективности программы обеспечения безопасности информационных технологий и снижения бизнес-рисков. Рисунок 4. Отчет Tenable SecurityCenter с анализом угроз за 3 месяца Основные возможности Tenable SecurityCenterК основным возможностям Tenable SecurityCenter можно отнести следующее:Управление уязвимостями и аналитика. В системе настраиваются панели мониторинга и отчеты, полученные данные можно группировать, визуализировать и анализировать, измеряя эффективность программы безопасности.Расширенная аналитика. Позволяет консолидировать и анализировать все данные об уязвимостях, полученных с различных сенсоров Nessus, которые были распределены по всей организации.Отчеты и дашборды. Администратор может воспользоваться предустановленными отчетами на основе HTML5. Такой инструмент предоставляет данные, необходимые для принятия решений администраторам безопасности, аналитикам и руководящему составу.Оповещения и уведомления. В системе можно настроить оповещения и действия для быстрого реагирования, которые предупредят администраторов о важных событиях и инцидентах безопасности, что позволяет вовремя устранить уязвимость и снизить риски.Оценка активов и их группировка. Для получения информации в режиме реального времени можно выполнять группировку активов информационных технологий компании на основе политик и проводить их оценку.Соответствие нормативным актам и международным стандартам, которое достигается благодаря встроенным в продукт шаблонам и отчетам.Возможность интеграции со многими смежными решениями, такими как патч-менеджмент, управление мобильными устройствами, а также киберразведка и анализ угроз. Рисунок 5. Пример построения отчета в Tenable SecurityCenter  Сравнение решений TenableКазалось бы, каждое из представленных решений позволяет выявлять уязвимости, однако их возможности и область применения различны. Это позволяет организациям осознанно подходить к вопросу безопасности своих активов и выбрать продукт, который будет оптимально соответствовать требованиям. Таблица 1. Сравнение решений для анализа защищенности компании TenableКритерийNessus ProfessionalTenable.ioTenable SecurityCenterУстановкаНа площадке заказчикаВ облакеНа площадке заказчикаСканирование на уязвимости+++Сканирование на соответствие политикам+++Поиск вредоносов и взломов+++Киберразведка (Threat Intelligence)+++Сканирование АСУ ТП+++Официальное сканирование на PCI DSS-+ОпцияОтчеты и дашбордыБазовыеСтандартныеРасширенная подсистемаЦентрализованный репозиторий политик и результатов сканированияОпция++Интеграции с MDM, Patch Management, PIMОпция++Сканирование агентамиОпцияОпцияОпцияСистема тикетов--+Динамические списки активов--+Непрерывный мониторинг по сети Nessus Network Monitor (ранее Passive Vulnerability Scanner, PVS)-ОпцияОпцияАналитика поведения хостов--ОпцияДетектирование аномалий поведения--Опция ВыводыПродукты компании Tenable имеют широкий спектр возможностей, позволяющий в режиме реального времени выявлять и эффективно устранять многие угрозы безопасности. Компаниям, которые рассматривают возможность использования в своей инфраструктуре сканеров уязвимости, стоит определиться с необходимыми возможностями продукта (требуется ли гибкая настройка подсистемы отчетов или достаточно базовых, нужен ли непрерывный мониторинг сети или определение аномалий поведения и др.), а также с типами и количеством информационных активов в организации.Несмотря на большое количество возможностей по анализу защищенности, у всех представленных решений отсутствует встроенная поддержка отечественных стандартов, потому что компания не так давно вышла на российский рынок, что частично компенсируется возможностью создания собственных отчетов. По тем же причинам продукты еще не сертифицированы ФСТЭК России.Тем не менее, решения позволяют в полной мере защищать организацию от уязвимостей, ошибочных настроек и вредоносов, что положительно сказывается на общей защищенности инфраструктуры и позволяет оценивать и снижать риски информационной безопасности.  Читать далее
    • AM_Bot
      В статье описываются системы поведенческого анализа пользователей и сущностей User and Entity Behavioral Analytics (UBA/UEBA), основные принципы их работы, сферы использования и тенденции развития рынка. UEBA — достаточно молодой класс систем, но представляющий большой практический интерес в связи с тем, что эти системы используют принципиально новый подход в борьбе с современными угрозами.   ВведениеПринцип работы UEBA-системКакие прикладные задачи решают системы поведенческого анализа?3.1. Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций3.2. Определение и предотвращение инсайдерских угроз3.3. Мониторинг сотрудников и их прав доступаМировой рынок систем поведенческого анализаРоссийский рынок систем поведенческого анализаКраткий обзор продуктов, предназначенных для поведенческого анализа6.1. Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций6.2. Exabeam Advanced Analytics (Exabeam)6.3. Splunk UBA (Splunk)6.4. Определение и предотвращение инсайдерских угроз6.5. Microsoft Advanced Threat Analytics (ATA) (Microsoft)6.6. ObserveIT (ObserveIT)6.7. Мониторинг сотрудников и их прав доступа6.8. HPE ArcSight UBA (HPE/MicroFocus)6.9. IBM QRadar UBA (IBM)6.10. Другие игрокиВыводы ВведениеЦелевых атак стало больше, они стали более изощрёнными и продуманными, злонамеренные пользователи стали умнее, а корпоративные информационные системы показывают лавинообразный вертикальный и горизонтальный рост. В таком мире контролировать и реагировать на инциденты информационной безопасности становится все сложнее и дороже. Поэтому перед индустрией ИБ стоит множество задач по автоматизации процессов определения и реагирования на инциденты и угрозы. Одну из таких задач решают системы класса User [and Entity] Behavioral Analytics (UEBA/UBA).User [and Entity] Behavioral Analytics (UEBA/UBA) — класс систем, позволяющих на основе массивов данных о пользователях и ИТ-сущностях (конечных станциях, серверах, коммутаторах и т. д.) с помощью алгоритмов машинного обучения и статистического анализа строить модели поведения пользователей и определять отклонения от этих моделей, как в режиме реального времени, так и ретроспективно. В качестве источников данных для UEBA-систем могут выступать файлы журналов серверных и сетевых компонентов, журналы систем безопасности, локальные журналы с конечных станций, данные из систем аутентификации и даже содержание переписки в социальных сетях, мессенджерах и почтовых сообщениях.Формально UEBA и UBA относятся к одному классу систем, но при этом имеют одно фундаментальное отличие. UBA-системы берут за основу информацию, связанную только с пользовательской активностью и, соответственно, фокусируются на пользователях и их ролях. UEBA-системы информацию о пользователях и ролях обогащают информацией о системном окружении — хостах, приложениях, сетевом трафике и системах хранения данных. Это позволяет UEBA-системам строить профили не только пользователей, но и всего ИТ-окружения. Благодаря этому UEBA-системы, в отличие от UBA, способны идентифицировать более широкий класс угроз, связанных не только с пользователями, но и с объектами ИТ-инфраструктуры.Системы UEBA представлены как в виде отдельных программных решений, так и в виде расширений для уже существующих систем: SIEM (Security Information and Event Management), DLP (Data Loss Prevention), EDR (Endpoint Detection and Response) и пр. Принцип работы UEBA-системСистемы UEBA, архитектурно, решают 4 основные задачи:Прикладная аналитика данных из различных источников, как простая статистическая, так и расширенная, с использованием методов машинного обучения, в режиме реального времени и/или с определенной периодичностью.Быстрая идентификация атак и других нарушений, большинство из которых не определяются классическими средствами ИБ.Приоритизация событий, консолидированных из разных источников (SIEM, DLP, AD и т. д.), для более оперативного реагирования со стороны администраторов ИБ.Более эффективная реакция на события за счет предоставления администраторам ИБ расширенной информации об инциденте, включающей все объекты, которые были вовлечены в аномальную активность.Исходя из вышесказанного, в ядро любой UEBA-системы включаются технологии по работе с большими массивами данных. И если в случае с расширениями к известным SIEM-системам (IBM QRadar UBA, HPE ArcSight UBA, LogRhythm AI Engine) такие технологии доступны из коробки, то самостоятельные решения должны либо использовать сторонние разработки (например, Exabeam использует Elastic Stack), либо свои собственные (Splunk UBA, Microsoft ATA).Опираясь на массив собранных данных, UEBA-система строит модель нормального поведения пользователя и его взаимодействия с корпоративными системами. Построение модели происходит как с помощью простых статистических алгоритмов, так и с помощью алгоритмов машинного обучения. Помимо этого, UEBA-системы могут строить модели поведения целых групп пользователей и определять отклонения каждого из них от общей модели.Если какие-то действия пользователя выбиваются из построенной модели, UEBA-система определяет это как аномальную активность и создает соответствующее предупреждение администратору безопасности. Обычно это происходит в режиме реального времени или близком к нему.В дополнение к этому, системы UEBA ведут ретроспективную статистику по каждому пользователю и на основе собранных данных по его аномальной активности способны выставлять своеобразные оценки риска каждому из них. В дальнейшем эти оценки используются в ранжировании событий, облегчая работу администратора безопасности.Наконец, UEBA-системы предоставляют развернутую информацию по инцидентам, включая информацию обо всех задействованных пользователях и системах, с анализом определенных аномалий в их поведении, что значительно упрощает дальнейшее расследование. Какие прикладные задачи решают системы поведенческого анализа?Благодаря общему подходу ко всем сетевым сущностям (не только к пользователям, но и к элементам ИТ-инфраструктуры) UEBA способны дополнять широкий класс ИБ-систем и решать задачи, которые эти системы не могут решить в принципе.Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станцийБольшинство организаций обычно фокусируются на защите периметра и конечных станций. При этом злоумышленники зачастую могут обойти такую защиту, не обнаруживая себя. Решения класса UEBA в состоянии отследить такую активность, начиная с самой ранней стадии заражения и заканчивая конечными станциями и узлам ИТ-инфраструктуры, которые были поражены вследствие горизонтального распространения угрозы.В этом случае UEBA системе не принципиально, вовлечен ли в зловредную активность только пользовательский аккаунт или же под ударом оказались конечные станции и сервера — аномальная активность будет определяться на всех уровнях.Задача определения горизонтального распространения угрозы и последующего расследования инцидента практически недоступна для решения классическими ИБ-системами, ориентированными на защиту периметра и конечных станций.В этом случае UEBA системы могут быть использованы, как вспомогательные к системам классов SIEM, IPS и EDR.Определение и предотвращение инсайдерских угрозПомимо внешних атак на инфраструктуру, есть большой класс угроз, исходящих от доверенных источников — сотрудников организации. Сюда можно отнести утечки данных, внутренний фрод и эксплуатацию уязвимостей в корпоративных системах для повышения привилегий или вывода систем из строя. UEBA-системы в этом случае могут определить аномальную активность в поведении пользователей в их взаимодействии с корпоративными системами и предоставить исчерпывающую информацию администраторам безопасности.Производители UEBA-систем, фокусирующихся на внутренних угрозах, в качестве источников информации часто используют не только системные журналы, но и содержание переписок из корпоративной почты и мессенджеров, что позволяет строить более детальные и персонифицированные модели поведения пользователей.В этом случае UEBA-системы выступают вспомогательными к основным EDR-, SIEM-, DLP- и IPS-системам.Мониторинг сотрудников и их прав доступаНе всегда необходимость профилирования пользователей напрямую связана с предотвращением каких-либо угроз. Подчас, особенно в больших и сложных корпоративных структурах, возникает необходимость в более гранулированном подходе к пользовательским правам, как по их уровню доступа, так и по целевым системам, к которым предоставляется доступ.В этом случае UEBA-система, собирая информацию о пользователях и их привилегиях, дает очень ценную информацию о том, к каким корпоративным системам и с какими привилегиями эти пользователи осуществляют доступ. В результате анализа может выясниться, что не все привилегии и целевые системы, доступ к которым разрешен пользователю, ему реально необходимы. Это помогает понижать привилегии и сокращать число доступных целевых систем для единичных пользователей и групп, что в свою очередь снижает риски внутренних угроз.В этом случае UEBA-системы направлены на помощь ИТ- и ИБ-администраторам и могут использоваться в качестве дополнения к системам классов IAM/IDM, PAM/PUM и DAG. Мировой рынок систем поведенческого анализа«К 2022 году рынок UEBA-систем перестанет существовать», — вот так безрадостно, на первый взгляд, оценивает этот рынок вице-президент Gartner Авива Литан. И для этого есть основания.Мировой рынок UEBA-систем показывает стремительный рост — так со своего появления в 2014 году он растет на 100% от года к году - $50 млн в 2015 году, $100 млн в 2016 году, $200 млн в 2017 году (прогноз). При этом, как самостоятельный продукт UEBA-системы скорее всего в ближайшей перспективе перестанут существовать. И дело здесь в самой технологии.Действительно, UEBA-системы — это мощный аналитический инструмент. При этом для эффективного анализа эти системы требуют большого количества данных, собранных из разных источников. Задачи сбора и систематизации таких данных решают SIEM-системы, предоставляющие доступный из коробки инструментарий по сбору и базовому анализу больших данных. Поэтому наиболее эффективным механизмом внедрения UEBA является их тесная интеграция с уже существующими SIEM-системами.Этот тренд подтверждается слияниями и поглощениями на рынке SIEM/UEBA-систем. Так, в 2015 году Splunk (платформа для работы с большими массивами данных) приобрела поставщика UEBA Caspida и тесно интегрировала их не только со своим ядром (Splunk UBA), но и с собственным SIEM-решением Enterprise Security. HPE выпустил свое решение ArcSight UBA, включившее в себя разработки Securonix. Решение Microsoft Advanced Threat Analytics (ATA) включает в себя разработки купленной в 2014 году израильской компании Aorata, которая, в том числе, разрабатывала средства поведенческого анализа для учетных записей AD. 2017 год также был насыщенным на громкие поглощения: в январе HPE Aruba приобрела Niara, а уже в августе Forcepoint поглотил RedOwl. Нужно ли говорить, что обе компании — лидеры сегмента UEBA.Также некоторые производители SIEM-систем развивают собственные дополнения, отвечающие за поведенческий анализ. Так, IBM выпустил бесплатное расширение UBA для своей SIEM-системы QRadar — IBM QRadar UBA, а LogRhythm выпустил AI Engine — движок для определения аномалий в собираемых данных.При этом классические UEBA-производители, напротив, расширяют функциональность своих продуктов. Так, например, Exabeam, один из пионеров UEBA-рынка, теперь позиционирует свой продукт именно как SIEM & UBA. Balabit уже позиционируется как PUM-вендор и классическую UBA-функциональность использует в рамках своего продукта Blindspotter, отвечающего за расширенный анализ поведения привилегированных пользователей. ObserveIT — полноценный продукт для борьбы с инсайдерскими угрозами (Insider Threat Management), основанный на собственных разработках в области поведенческой аналитики.Gartner прогнозирует, что к 2018 году как минимум четыре компании в сфере UEBA будут поглощены производителями SIEM, DLP и других систем, ориентированных на задачи информационной безопасности. А к 2020 году на рынке останется менее пяти производителей, сфокусированных исключительно на поведенческом анализе. Российский рынок систем поведенческого анализаНа сегодняшний день на российском рынке UEBA-систем широко представлены иностранные продукты, которые поставляются в основном в рамках классических продуктовых каналов производителей ИТ- и ИБ- систем, уже зарекомендовавших себя на российском рынке: IBM, HPE, Splunk, Microsoft и т. д.Российские производители делают первые шаги в сторону поведенческой аналитики, и подобная функциональность уже внедряется в некоторые отечественные продукты:Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций:Secure Portal от Group IBKaspersky Fraud Prevention от «Лаборатории Касперского»Определение и предотвращение инсайдерских угроз:Solar Dozor от Solar SecurityКонтур информационной безопасности (КИБ) от SearchInformМониторинг сотрудников и их прав доступа:StaffCop Enterprise от «Атом Безопасность»Но говорить о полноценной автоматической поведенческой аналитике в российских продуктах еще рано. Краткий обзор продуктов, предназначенных для поведенческого анализаКлассификация решений в обзоре весьма условна и базируется на сильных сторонах продукта, а не на исчерпывающем наборе функций.  Большинство решений класса UEBA/UBA в том или ином виде решают практически все перечисленные задачи.Определение скомпрометированных аккаунтов пользователей и конечных станций  Exabeam Advanced Analytics (Exabeam)Exabeam по праву можно считать пионером UEBA-рынка. По заявлениям самой компании, Exabeam имеет самую большую инсталляционную базу UEBA-систем в мире. На сегодняшний день компания позиционирует себя как комплексная платформа для SIEM с расширенной аналитической функциональностью. Классическое UEBA-решение компании стало частью этой экосистемы и получило название Exabeam Advanced Analytics.В основе Exabeam Advanced Analytics лежит собственная технология, названная Statefull User Tracking, которая в полностью автоматическом режиме строит нормальный профиль пользователей, опираясь на информацию о сессиях, устройствах, IP-адресах и учетных записях пользователей. Exabeam Advanced Analytics может разворачиваться как в качестве отдельного решения, так и как часть Exabeam Security Intelligence Platform. Рисунок 1. Интерфейс UEBA-модуля Exabeam Advanced Analytics  К дополнительным задачам, решаемым с помощью платформы Exabeam, можно отнести:Инсайдерские угрозы и утечка данных.Обнаружение вредоносных программ и их горизонтального распространения.Проведение аудита системы на соответствие требованием регуляторов.Платформа Exabeam лицензируется по числу пользователей и не привязывается к объему обрабатываемых данных, как классические SIEM-системы.Подробнее с платформой Exabeam Advanced Analytics можно ознакомиться здесь.  Splunk UBA (Splunk)Компания Splunk была основана в 2003 году и фокусировалась на обработке и быстрой аналитике больших массивов текстовых данных. Логичным продолжением развития платформы стала интеграция алгоритмов машинного обучения и расширений для работы с различными типами данных. Одним таких из решений стал продукт Splunk UBA, который выпускается как отдельное приложение, построенное на продуктах Big Data Foundation (Hadoop, Spark и GraphDB). Несмотря на это, Splunk UBA имеет прозрачную интеграцию с основным продуктами Splunk Enterprise и Splunk Enterprise Security (SIEM-расширение для платформы Splunk).Splunk UBA создает поведенческие модели пользователей, одноранговых групп, конечных станций, сетевых объектов, источников данных и др. Рисунок 2. Основное окно интерфейса Splunk UBA  К дополнительным задачам, решаемым с помощью Splunk UBA, можно отнести:Кража интеллектуальной собственности и «эксфильтрация» данных.Подозрительное поведение в связке пользователей, устройств и приложений.Обнаружение вредоносных программ и их горизонтального распространения.Splunk UBA лицензируется по числу анализируемых пользователей, полученных из Microsoft AD, LDAP или любой аналогичной системы аутентификации пользователей в сети.Подробнее с продуктом Splunk UBA можно ознакомиться здесь.Определение и предотвращение инсайдерских угроз  Microsoft Advanced Threat Analytics (ATA) (Microsoft)В ноябре 2014 года Microsoft купила израильскую компанию Aorato, а уже в мае 2015 года на своей конференции Microsoft Ignite представила решение Advanced Threat Analytics. Microsoft ATA может забирать данные как классическими средствами Microsoft (пересылка событий WEF или непосредственно из сборщика событий Windows), так и из сторонних SIEM-систем.Microsoft ATA выявляет три типа угроз: атака злоумышленников, аномальное поведение и проблемы/риски безопасности. Атаки злоумышленников определяются детерминировано по списку известных атак на инфраструктуру Microsoft (Pass-the-Hash, Golden Ticket, вредоносные запросы на репликацию и т. д.). Аномальное поведение, как и в других UBA-системах, определяется с помощью механизмов машинного обучения. Проблемы/риски безопасности включают в себя определение известных уязвимостей в протоколах или использование их старых неподдерживаемых версий. Рисунок 3. Пример поведенческого отчета в Microsoft ATA  Можно выделить несколько дополнительных сфер применения для Microsoft ATA с точки зрения поведенческой аналитики:Кража учетных записей и злоупотребление привилегированными учетными записями.Обнаружение неизвестных угроз и их горизонтального распространения.Microsoft ATA лицензируется либо по числу устройств, либо по числу пользователей. Помимо отдельно приобретаемой лицензии, Microsoft ATA входит в комплекты лицензий и подписок: Enterprise Client Access License Suite (и по пользователям, и по устройствам), Enterprise Mobility Suite + Security (только по пользователям) и Enterprise Cloud Suite (только по пользователям).Подробнее с решением Microsoft Advanced Threat Analytics можно ознакомиться здесь.  ObserveIT (ObserveIT)Компания ObserveIT была основана в 2006 году в Израиле. Изначально компания фокусировалась на мониторинге внешних поставщиков. С развитием собственной платформы поведенческого анализа компания стала расширять сферы применения своего продукта на мониторинг внутренних сотрудников, привилегированных пользователей и внешних поставщиков. С этого момента ObserveIT сосредоточилась на разработке полноценного ITM (Insider Threat Management) решения. В феврале 2016 года компания представила первое комплексное решение для предотвращения (а не только определения) внутренних угроз.Отличительной чертой архитектуры решения ObserveIT является наличие легковесных клиентских агентов. Эти агенты, помимо сбора данных, позволяют осуществлять проактивную блокировку определенных действий пользователя, в том числе при определении поведенческих аномалий в них. Рисунок 4. Окно интерфейса ObserveIT Insider Threat Intelligence  К дополнительным задачам, решаемым с помощью ObserveIT, можно отнести:Определение скомпрометированных учетных записей.Проведение аудита системы на соответствие требованием регуляторов.ObserveIT, в отличие от классических UEBA-решений, лицензируется по числу конечных станций, находящихся под управлением системы.Подробнее с ObserveIT можно ознакомиться здесь.Мониторинг сотрудников и их прав доступа  HPE ArcSight UBA (HPE/MicroFocus)HPE ArcSight UBA является расширением для одной из самых известных и распространенных SIEM-систем HPE ArcSight. ArcSight UBA построен на базе одного из лидеров UEBA-рынка — компании Securonix. Компания Securonix классически фокусируется на широком классе угроз: начиная с внутренних угроз и утечек данных, заканчивая безопасностью облачных сред и контролем учетных записей пользователей.HPE ArcSight UBA на основе готовых математических моделей для профилирования активности на основе полученных событий позволяет производить группировку однотипных событий (peer group analysis), выявлять аномалии (anomaly detection), определять штатные профили работы пользователей (baseline profiling), определять частоту возникновения событий (event rarity). Рисунок 5. Интерфейс HPE ArcSight UBA с поведенческой аналитикой пользователей  К дополнительным задачам, которые решает HPE ArcSight UBA, можно отнести:Определение инсайдерской активности.Обнаружение неизвестных угроз и их горизонтального распространения.В сентябре 2017 года завершилось слияние Software подразделения HPE и компании MicroFocus, из магазина которой теперь доступно расширение UBA. HPE ArcSight UBA лицензируется по количеству пользователей, для которых производится поиск поведенческих аномалий.Подробнее с расширение HPE ArcSight UBA можно ознакомиться здесь.  IBM QRadar UBA (IBM)IBM Security QRadar User Behavior Analytics (UBA) представляет собой расширение для SIEM-системы IBM QRadar, доступное из IBM X-Force App Exchange. На сегодняшний день UBA-расширение для IBM QRadar фокусируется исключительно на поведенческом анализе пользователей. Выставление оценок риска каждому пользователю производится, как на основе простых статистических правил, так и с помощью методов машинного обучения.Необходимо отметить, что IBM QRadar UBA является собственной разработкой IBM Security и в планах компании обеспечить непрерывное развитие приложения и расширение сфер его применения. Рисунок 6. Основное окно приложения IBM Security QRadar UBA  На сегодняшний день можно выделить несколько дополнительных сфер применения IBM QRadar UBA:Определение инсайдерской активности и утечек данных (инициированных пользователями)Обнаружение неизвестных угроз и их горизонтального распространения (если такая активность затрагивает конечных пользователей)Приложение IBM Security QRadar UBA доступно из IBM X-Force App Exchange и распространяется бесплатно.Подробнее с расширение IBM Qradar UBA можно ознакомиться здесь.Другие игрокиВ подробный отчет не включены производители, чьи решения не представлены на российском рынке, хотя они и имеют сильные позиции в сегменте UEBA/UBA:LogRhythm (и его AI Engine)Gurucul Risk Analytics (GRA)Balabit BlindspotterТакже в отчет не вошли компании, поглощенные относительно недавно более крупными игроками, которые представлены на российском рынке:Niara (поглощена HPE Aruba в феврале 2017 года)RedOwl (поглощена Forcepoint в августе 2017 года)Пока мало информации о конкретных сферах применения этих UEBA-систем в составе продуктов материнских компаний.Помимо этого, в отчет не вошли системы, представленные на российском рынке:McAfee UBA Content Pack — пока поддерживает базовые правила корреляции и ограниченное число сфер применения.RSA NetWitness Suite, в который глубоко интегрированы UBA-возможности, наравне с остальными решениями Advanced Threat Detection & Cyber Incident Response.Нужно заметить, что оба производителя являются безусловными лидерами многих сегментов ИБ-рынка, но выделить в их продуктах UEBA/UBA-функциональность, доступную для отдельного анализа, сложно. ВыводыUEBA/UBA-системы — это следующий шаг в определении неизвестных типов угроз, целенаправленных атак и внутренних нарушителей. Основываясь исключительно на поведенческом анализе, эти системы способны выявлять аномалии и неочевидные взаимодействия пользователей с корпоративными системами, что в конечном итоге позволяет администраторам безопасности видеть расширенную картину безопасности предприятия и оперативно реагировать на инциденты ИБ.При этом даже сейчас становится очевидным, что UEBA выступают отличным дополнением к аналитическим функциям SIEM-систем, но как отдельный продукт со своим рынком скорее всего перестанут существовать. В свою очередь, UBA-системы гармонично встраиваются в архитектуру ИБ-систем, сфокусированных исключительно на пользователях, таких как DLP и PUM.  Несмотря на технологически иной (и местами на порядок более качественный) подход к определению угроз, отдельные UEBA/UBA-системы будут восприниматься очередным нагромождением в ИБ-ландшафте предприятия, наравне с уже существующими SIEM, DLP, EDR, IAM и прочими системами. В будущем это станет ключевым фактором при выборе или отказе от внедрения отдельной UEBA/UBA-системы. Уже сегодня лидирующие UEBA/UBA-системы имеют механизмы тесной интеграции с существующими SIEM-системами, что открывает перед ними куда более широкий рынок, но уже как для OEM-поставщиков.На российском рынке уже есть интерес к подобному классу систем, но пока это носит точечный бессистемный характер. Мировой рынок UEBA/UBA-систем весьма молодой и перспективный, поэтому есть надежда, что российские производители SIEM, EDR и DLP будут расширять аналитические способности своих систем, в том числе с внедрением методов поведенческой аналитики или соответствующих продуктов сторонних производителей.  Читать далее
    • msulianov
      У многих моих знакомых Dr.Web установлен. Все рады. менять не хотят.