Перейти к содержанию
AM_Bot

Обзор систем контроля и управления доступом к неструктурированным данным — Data Access Governance (DAG)

Recommended Posts

AM_Bot
Обзор систем контроля и управления доступом к неструктурированным данным — Data Access Governance (DAG)
Как осуществлять контроль и управление доступом к неструктурированным данным? Рассмотрим системы, выполняющие эти функции (Data Access Governance — DAG), в контексте мирового и российского рынков. В статье дается определение базовой терминологии, история возникновения и развития DAG, приводятся краткие обзоры наиболее популярных решений.    ВведениеЧто такое контроль и управление доступом к неструктурированным данным?2.1. Контроль активностей с данными2.2. Управление правами доступа к ресурсам2.3. Реагирование на события и отчетностьМировой рынок систем контроля и управления доступом к неструктурированным даннымРоссийский рынок систем контроля и управления доступом к неструктурированным даннымКраткий обзор продуктов, предназначенных для контроля и управления доступом к неструктурированным данным5.1. Netwrix Auditor5.2. SailPoint SecurityIQ5.3. Varonis Data Governance Suite5.4. Veritas Data Insight5.5. One Identity — Data Governance Edition5.6. STEALTHbits StealthAUDIT5.7. НАУТИЛУС (Cross Technologies)Выводы  ВведениеОдной из наиболее насущных проблем в сфере ИТ сегодня, в эпоху больших данных, является бурный рост объемов неструктурированного контента. Практически в любом корпоративном центре обработки данных (ЦОД) есть файловые сервера, корпоративные порталы, папки Microsoft Exchange, сетевые и облачные хранилища, в которых находится множество различных документов, в том числе и с содержанием критически важной информации. При этом многократный рост объемов и нарастающее разнообразие хранимой и обрабатываемой информации существенно усложняют задачу управления этими данными.Согласно исследованиям Gartner, приведенным в отчете компании EY — Big Data & Analytics, почти 80% корпоративных данных являются неструктурированными. Это означает, что данные хранятся в неподдающемся управлению формате, в котором отсутствует формальное назначение прав приложением или процессом. Процентная доля неструктурированных данных сохраняется, но при этом объем данных постоянно растет. По оценкам многих организаций, ежегодный прирост объема данных в файловых системах составляет 30-40%. Кроме того, до 60% корпоративных хранилищ занимает информация, не приносящая организации никакой пользы: многочисленные копии документов, файлы, к которым никто не обращался несколько лет, данных больших объемов, папок с нерабочим контентом и прочий «корпоративный мусор».Управление такими массивами данных вызывает затруднения не столько из-за их объема, сколько из-за непрозрачности и отсутствия полноценной системы контроля над ними, в особенности за файлами с критичными данными. Зачастую владельцы бизнеса, руководители подразделений и ИТ- и ИБ-специалисты затрудняются ответить на вопросы: на каких серверах какая информация хранится, кто является владельцем этих данных, кто и как их использует. Неэффективное управление информацией ведет к увеличению рисков для бизнеса: хранение персональных данных и прочей конфиденциальной информации на общедоступных информационных ресурсах, появление подозрительных пользовательских зашифрованных архивов, нарушения политик доступа к важной информации и т. д. Таким образом, управление доступом к неструктурированным данным становится проблемой каждой крупной компании.Штатные средства операционных систем имеют ограниченный набор функций и не позволяют получить такую ​​информацию быстро и в полном объеме, а ручное назначение и отслеживание прав доступа требует значительных человеческих и временных затрат и не гарантирует успешного результата.Почти все лидирующие на российском рынке DLP-системы несколько лет назад получили функции обнаружения и анализа структурированных и неструктурированных данных. Однако они не ориентированы на управление этими данными, а являются по сути лишь инструментами аудита хранения этих данных и минимизации рисков, связанных с их случайным разглашением.Поэтому на рынке и стали появляться специализированные решения для контроля и управления доступом к неструктурированным данным (DAG-решения). Что такое контроль и управление доступом к неструктурированным данным?Встречаются различные англоязычные аналоги наименования решений для контроля и управления доступом к неструктурированным данным, такие как Data Access Governance (DAG), Unstructured Data Management (UDM), Data Security Governance (DSG).  В этом обзоре мы будем придерживаться аббревиатуры DAG как наиболее распространенной.Согласно концепции Gartner, решения для контроля и управления доступом к неструктурированным данным являются сегментом более крупного рынка защиты данных — Data-Centric Audit and Protection (DCAP). Системы класса DAG также относят к рынку программного обеспечения для аналитики файлов — File Analysis (FA).Системы класса DAG представляют собой комплексные решения по управлению доступом к неструктурированным данным и контролю за активностями с этими данными, которые позволяют выявить, категоризировать и классифицировать ценные с коммерческой точки зрения данные, предоставляя возможность централизованно управлять, а также контролировать к ним доступ с применением целостной системы административных процессов, политик и руководств.Системы класса DAG направлены на защиту критичных данных, отвечают за выдачу прав доступа к ресурсам, контролируя каждую из операций, способных привести к неправомерному использованию данных. Все критичные данные должны иметь владельцев, которые обязаны нести ответственность за их сохранность. В зависимости от принятых в компании политик, контроль за данными и выдача прав доступа к ним осуществляется владельцами и/или офицером информационной безопасности.Принцип работы DAG основан на сборе и анализе метаданных. Системой анализируется содержимое файлов и проводится их категоризация, классификация. Собирается информация о группах и пользователях из Active Directory, LDAP, NIS, SharePoint, о разрешениях на доступ к файлам. Системой проводится аудит доступа — анализируется, какие пользователи, когда и с какими данными работали и как именно их использовали.Объектами контроля систем класса DAG могут быть:Файловые сервераСетевые хранилищаКорпоративные и совместные порталыЯщики электронной почтыПапки в облачных сервисахС помощью систем класса Data Access Governance решаются следующие задачи информационной безопасности:Контроль над действиями пользователей с данными, мониторинг активностей с ними.Контроль над массовой и аномальной активностями.Контроль за доступом к критичным данным и их распространением.Реализация модели наименьших привилегий в области прав доступа к ресурсам.Получение актуальной матрицы доступа в разрезе пользователя и ресурса.Возможность отслеживать в автоматическом режиме исполнение политики разграничения прав доступа и политики распространения критичных данных.Возможность получать уведомления о критичных событиях в режиме реального времени.При этом основными функциями систем Data Access Governance являются: контроль активностей с данными; управление правами доступа к ресурсам, реагирование на события и отчетность. Расскажем о каждом подробнее.Контроль активностей с даннымиК данной группе функций систем DAG относится:Поиск данных по различным параметрам.Автоматическая идентификация данных по заданным критериям и последующие действия с ними по архивированию или удалению для высвобождения дискового пространства.Категоризация данных (контентный и/или поведенческий анализ) и классификация данных.Мониторинг всех действий пользователей при работе с данными.Обнаружение аномальной активности пользователей с данными.Анализ действий с данными.Примеры использованияОпределение, где находятся критичные данные компании средствами контентного поиска и поведенческого анализа, например:Подпадающие под соответствие ФЗ №152, ФЗ № 323, стандарта PCI DSS, требований SOX и др.Подпадающих под действие режима коммерческой тайныПроектная документацииДокументы, принадлежащие департаменту финансовКоммерческие предложенияМониторинг и контроль всех действий с данными на файловых ресурсах (открытие, создание, изменение, удаление, пр.), что поможет ответить, например, на следующие вопросы:Кто может читать письма генерального директора?Какие конфиденциальные данные доступны для всех?Кто изменял важные записи, коммерческие предложения?Поиск и автоматическое обнаружение данных по заданным критериям:Данные большого объемаУстаревшие данныеФайлы определенного разрешенияПотерянные, удаленные папки и файлыПапки с нерабочими файлами (музыка, видео, фото)Неиспользуемые ресурсы и директорииКонфиденциальная информацияАнализ всех операций с данными:Совершенных определенным сотрудникомПроизведенных в определенной папкеОбнаружение и получение оповещений об аномальной активности с данными:Копирование информации при увольненииМассовое удаление файловДействия с данными, связанные с вирусными программамиУправление правами доступа к ресурсамК данной группе функций систем DAG относится:Анализ существующих прав доступа пользователей, выявление неиспользуемого и избыточного доступа и ограничение доступа к ресурсам в соответствии с принципом наименьших привилегий.Запрос на предоставление/пересмотр прав доступа через портал самообслуживания.Автоматизированный процесс выдачи прав доступа пользователям.Пересмотр прав доступа к ресурсам на периодической или событийной основе.Определение и назначение владельцев данных, ответственных за хранение и обработку данных.Симуляции доступа, «что, если?». Моделирование последствий различных действий с правами доступа.Рекомендации по накопленной статистике по сокращению избыточного доступа, без негативного влияния на выполнение сотрудником своих прямых обязанностейПримеры использованияАвтоматизированный процесс предоставления/изменения прав доступа к ресурсу на основании:Одобренного решения на запросПересмотра прав доступа.Уведомление сотрудника отдела информационной безопасности:Об изменении прав доступа к конфиденциальным даннымПолучение доступа в обход системы DAG.Пересылка в режиме реального времени оповещений по почте или предупреждений в SIEM о неправомерных действиях с правами доступа.Использование портала самообслуживания:Для запроса нового доступа к ресурсуДля запроса по пересмотру прав доступа (смена должности, департамента)Для проведения плановой аттестации доступа владельцем ресурса.ИТ-департаменту может быть недостаточно информации для принятия верного решения по выдаче прав доступа и корректному контролю за действиями с данными. Только руководители бизнес-подразделений могут точно определить ценность информации и понимать, кто должен иметь к ней доступ в соответствии со своими должностными обязанностями. Поэтому возникают дополнительные задачи.Делегирование ответственности по управлению правами доступами на бизнес-пользователей:Назначение владельцев данныхВедение каталога файловых ресурсов с привязкой к бизнес-владельцам.Пересмотр прав доступа (устранения избыточных прав):к папкам;корпоративным порталам;почтовым ящикам;папкам в облачных хранилищах.Оперативное и наглядное получение информации:список прав доступа для конкретного сотрудника/группы;список сотрудников, имеющих права доступа к конкретной папке/файлу.Возможность смоделировать последствия действий:К каким папкам сотрудник получит доступ, если добавить его в группу.К каким папкам сотрудник потеряет доступ, если удалить его из группы.Реагирование на события и отчетностьК данной группе функций систем DAG относится:Различные настроенные оповещения в режиме реального времени.Помощь в расследовании инцидентов ИБ.Наглядное отображение информации в виде дашбордов, графиков.Формирование отчетов в различных разрезах.Примеры использованияРеагирование на обнаружение активности по обращению к критичным данным от пользователей в нерабочее время, выходные дни или праздники.В качестве владельца данных получать оповещения в режиме реального времени об удалении и изменении данных, определять устаревшие и неиспользуемые ресурсы и пр.Расследование инцидентов, связанных с утечкой конфиденциальных данных по вине сотрудника:Наглядное отображение статистики доступа пользователя к папкам, его активность со временем.Если известно только имя файла, возможен поиск по всем файловым ресурсам для получения информации по операциям со всеми файлами с похожим именем, с отображением полного пути к файлу и имени пользователя.Формирование отчетов, например:об использовании критичных данных в любых разрезах;о ресурсах, которые не используются более года;о пользователях, которые не заходили в AD более года;о папках, занимающих много места и не предназначенных для хранения на серверах компании и др. Мировой рынок систем контроля и управления доступом к неструктурированным даннымИсследовательская компания Gartner в своем отчете Market Guide for Data-Centric Audit and Protection 2017 проанализировала глобальный рынок Data-Centric Audit and Protection и перечислила его представителей, разделив их на несколько сегментов: решения для контроля баз данных (DataBase), решения для контроля файловых хранилищ (File Storage), решения для работы с Big Data, решения контроля для SaaS и IaaS. Рисунок 1. Диаграмма Gartner распределения вендоров рынка DCAP  В статье мы будем рассматривать представителей рынка, которые, по классификации Gartner, специализируются на файловой аналитике и осуществляют управление доступом к неструктурированным данным — Data Access Governance (решения, захватывающие сегмент File Storage на рисунке 1):IBMImpervaOracleNextLabsInformaticaProtegrityAvePointFasooSailPointSTEALTHbitsVaronisVeritasQuestКак можно увидеть, выбор поставщиков на мировом рынке DAG-решений широк.Согласно отчету Data Governance Market by Component (Solution and Service), Application (Incident Adjustment Management, Risk Management, Sales & Marketing Optimization), Deployment, Vertical, Business Function & Region - Global Forecast to 2021, опубликованному MarketsandMarkets, рынок Data Governance, по прогнозам, вырастет с 863,2 млн долларов (2016 г.) до 2234,7 млн долларов к 2021 году. При этом среднегодовой темп роста (CARG) в течение прогнозируемого периода равен 21%. В отчете отмечается, что основными факторами, движущими рынком Data Governance, являются необходимость соблюдения требований по безопасности регуляторов, а также совершенствование и поддержание стратегического управления рисками. Согласно прогнозу на 2016-2020 годы, ожидается, что основная доля рынка Data Governance придется на страны Северной Америки.Основными игроками рынка Data Governance, по данным MarketsandMarkets, являются Collibra, Inc. (Брюссель, Бельгия), Informatica Corporation (Калифорния, США), SAS Institute Inc. (Северная Каролина, США), IBM (Нью-Йорк, США), Oracle (Калифорния, США), SAP SE (Вальдорф, Германия), TIBCO Software Inc. (Калифорния, США), Talend Inc. (Калифорния, США), Information Builders (Нью-Йорк, США), Varonis Systems Inc. (Нью-Йорк, США), и Orchestra Networks (Париж, Франция). К сожалению, мы не располагаем данными об объемах продаж и долях рынка этих компаний и поэтому не сможем в рамках данной статьи провести их ранжирование. Российский рынок систем контроля и управления доступом к неструктурированным даннымРоссийский рынок Data Access Governance на данный момент пока на стадии развития. В основном представлены решения западных вендоров. К российским решениям, пожалуй, можно отнести только продукт НАУТИЛУС от компании Cross Technologies, который является OEM решением модуля DatAdvantage производства компании Varonis Systems с полностью русскоязычным интерфейсом. В настоящий момент рассматривается поданная заявка на внесение данного решения в реестр российского ПО. Также стоит отметить, что некоторые российские решения класса IDM частично имеют функциональность DAG решений в части управления доступом к данным, хранящихся в разделяемых папках и порталах Microsoft SharePoint, без функциональности по категоризации и контроля за активностями с этими данными. Это такие системы, как 1IDM (подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь) и КУБ (подробнее с продуктом можно ознакомиться здесь).Среди западных продуктов на российском рынке представлены решения следующих вендоров:NetwrixSailPointVaronisVeritasOne IdentitySTEALTHbitsСтоит отметить, что решение Identity Manager — Data Governance Edition компании One Identity (бывший Dell) для предоставления функциональности по управлению правами доступа к ресурсам использует свой IDM-движок (One Identity Management) для неструктурированных данных, хранящихся на файловых серверах, что позволяет считать этот продукт полноценной DAG-системой.Краткий обзор продуктов, представленных на российском рынке, приведен ниже. Краткий обзор продуктов, предназначенных для контроля и управления доступом к неструктурированным данным Netwrix AuditorКомпания Netwrix предлагает продукт Netwrix Auditor для детализированного и полного контроля доступа к неструктурированным данным в корпоративных сетях.Netwrix Auditor — комплексное решение для аудита ИТ-инфраструктуры, анализа поведения пользователей и управления доступом к данным. Продукт предоставляет информацию по каждому инциденту: кто, что, в какой системе и когда вносил изменения, а также кто и к каким данным имеет доступ.Использование Netwrix Auditor позволяет предотвратить утечки данных, вызванные превышением полномочий, помогает пройти аудит и автоматизировать отчетность по аудиту изменений. Netwrix Auditor поддерживает широкий спектр систем и приложений: Microsoft Active Directory, Microsoft Exchange, Windows Server, файловые сервера, Microsoft SharePoint, VMware, SQL Server, системы хранения EMC2 и NetApp и др.Преимущества:Непрерывный мониторинг сети и полный контроль за событиями в ИТ-инфраструктуре.Отслеживание доступа к неструктурированным данным.Контроль прав доступа и защита уязвимых данных.Обнаружение и анализ аномального поведения пользователей, подозрительной активности на ранних стадиях, используя Enterprise Overview Dashboards.Соответствие ИБ-нормативам и оптимизация ИТ-службы.Инструмент для проведения расследований ИБ.Двухуровневая система хранения данных аудита (БД SQL + файловый архив) AuditArchive.Подробнее с продуктом Netwrix Auditor можно ознакомиться здесь.  SailPoint SecurityIQSailPoint SecurityIQ — это система контроля и управления доступом к неструктурированным данным, которая позволяет выявить ценные/критичные для компании данные, предоставляя возможность централизованно управлять, контролировать, а также определять, кто из пользователей имеет к ним доступ и как они используются (например: чтение, изменение, перемещение, удаление и пр.). Решение позволяет упростить процесс предоставления пользовательского доступа к неструктурированным данным на протяжении всего цикла существования каждой учетной записи в организации, устанавливает контроль за данными, повышает продуктивность сотрудников, уменьшая время, потраченное на диагностику, исследования и на задачи по администрированию данных, а также помогает предприятиям соблюдать требования законодательства посредством предоставления информации для формирования доказательной базы при проведении аудита.Преимущества:Обеспечивает всеобъемлющий поиск, категоризацию и мониторинг неструктурированных данных, хранящихся как внутри организации, так и в облаке.Управление жизненным циклом данных, определение владельцев данных административным путем или путем проведения голосования.Позволяет обнаружить редко используемые, неиспользуемые или устаревшие данные на основании сведений об их создании, размещении и характере использования, а также оповещать их владельцев о необходимости очистки дисковых ресурсов или расширения периода актуальности данных.Автоматизация процессов архивирования и очистки дискового пространства.Возможность совместного использования SailPoint SecurityIQ и решения класса IGA  SailPoint IdentityIQ как единого комплекса по управлению доступом к структурированным и неструктурированным данным, тем самым обеспечивая централизованное администрирование и управление всеми приложениями и данными предприятия.Подробнее с продуктом SecurityIQ можно ознакомиться здесь.  Varonis Data Governance SuiteVaronis Systems предлагает комплексное решение Varonis Data Governance Suite, предоставляя организациям возможность управлять доступом к корпоративной информации, отслеживать каждую операцию по работе с данными, выявлять владельцев данных и категоризировать информацию. Varonis Data Governance Suite предлагает всеобъемлющее и эффективное решение за счет использования масштабируемого и расширяемого каркаса метаданных. Решение позволяет не только систематизировать доступ к неструктурированным массивам информации, но и оперативно оповещать администратора об аномальной активности пользователей, а также моделировать ситуацию с изменениями прав доступа по принципу «что, если».   Преимущества:Varonis DatAdvantage — модуль для автоматизированного контроля данных и управления доступом к файловым хранилищам, Sharepoint-порталам, почтовым ящикам Exchange и папкам общего доступа. Визуально отображает полную картину прав доступа, позволяет проводить аудит использования данных, выявлять их «владельцев» и формировать рекомендации по сокращению избыточного доступа.Varonis DataPrivilege — дополнительный веб-интерфейс, который позволяет делегировать управление правами доступа к данным специалистам, отвечающим за них. Снижает нагрузку на ИТ-персонал и не требует реструктуризации ИТ-инфраструктуры.Varonis Data Classification Framework — модуль контекстного поиска. Выявляет конфиденциальную информацию, хранимую на файловых серверах компании, показывая ее в срезе существующих прав доступа и статистики использования.Подробнее с продуктом Varonis Data Governance Suite можно ознакомиться здесь.  Veritas Data InsightРешение Veritas Data Insight компании Veritas предназначено для отслеживания доступа и упорядочивания, структурирования и анализа информации. Продукт помогает своевременно выявлять информационные риски, оказывает помощь в их устранении, способствует соблюдению нормативных требований, чем позволяет любой организации воплотить свою стратегию управления данными.Преимущества:Позволяет пользователям идентифицировать файлы и приложения, которые подвержены риску, и закрывать доступ к конфиденциальной информации организации.Определяет типы файлов, как и кем они используются, кому принадлежат и в каком доступе находятся.Составляет отчеты, включающие информацию о миграции и удалении данных, а также рекомендации о полном закрытии или частичном ограничении доступа к тем или иным данным.Интеграция с Veritas Enterprise Vault позволит добиться автоматической очистки.При помощи записи потока проводимых операций можно задать политику хранения информации в рабочей среде посредством тегов метаданных: Veritas Data Insight автоматически присваивает всем приложениям, файлам и папкам теги, после чего Veritas Enterprise Vault их распознает и задает политику для архивирования данных.Подробнее с продуктом Veritas Data Insight можно ознакомиться здесь.  One Identity — Data Governance EditionКомпания One Identity предлагает продукт Identity Manager — Data Governance Edition для детализированного и полного контроля доступа к неструктурированным данным в корпоративных сетях. Решение предлагает массу возможностей для автоматизации задач по назначению и контролю доступа силами самих владельцев информации, а не IT-специалистов. В результате линейные руководители могут сами контролировать, кто имеет доступ к данным, и защищать организацию, получая право на анализ, рассмотрение и исполнение запросов на доступ. Ответственные за принятие решений получают в свое распоряжение дашборд для просмотра информации в динамике, анализа хронологии и текущей активности. Кроме того, можно просматривать статус доступа для каждого сотрудника в отдельности, а отчеты, которые генерируется системой, можно использовать для подтверждения соответствия требованиям ИБ перед аудиторами без участия IT-отдела.Преимущества:Делегирование управления доступом руководителям бизнес-подразделений.Возможность просмотра статуса доступа для каждого сотрудника в отдельности.Персонализированные дашборды для просмотра различных сведений и управления доступом.Подробнее с продуктом IdentityManager — Data Governance Edition можно ознакомиться здесь.  STEALTHbits StealthAUDITКомпания STEALTHbits предлагает продукт StealthAUDIT для детализированного и полного контроля доступа к неструктурированным данным в корпоративных сетях и StealthINTERCEPT для детального мониторинга изменений в контролируемых ресурсах.StealthAUDIT предоставляет автоматизированную, масштабируемую и совместимую с другими информационными системами (IDM, SIEM и др.) платформу для управления неструктурированными данными (контроль активностей с данными и управление правами доступа к данным),  для защиты критичных данных, с применением согласованной модели выдачи прав доступа и обеспечения ликвидации глобального доступа/выявление неиспользуемого, избыточного доступа и применения принципа наименьших привилегий/минимизация прав доступа.StealthINTERCEPT — это модуль мониторинга изменений и контроля в режиме реального времени, который защищает от преднамеренных и непреднамеренных изменений, внесенных в MS Active Directory, MS Exchange и файловые системы. StealthINTERCEPT предоставляет оперативную информацию об изменениях и оповещения в режиме реального времени, контролирует использование критичных данных, а также отслеживает злоупотребления, связанные с привилегированными учетными записями, и обнаруживает внесенные несанкционированные изменения.Преимущества: Поиск, категоризация и классификация данных, исходя из их содержимого по заданным администратором правилам, определение папок, где хранятся наиболее важные и критичные для бизнеса данные, организация дополнительного контроля над ними.Выявление владельцев ресурсов на основе анализа системных разрешений и истории доступа к ресурсам (папкам и файлам) защищаемых серверов.Мониторинг активности пользователей при обращении к файлам и объектам и получение оповещений об аномальной активности, связанной с деятельностью инсайдеров (удаление/изменение критичных данных) или вирусных программ (вирусы-шифровальщики/вирусы-вымогатели), о неправомерных действиях с правами доступа и пр.Автоматизированный процесс отзыва прав доступа пользователей к файловым ресурсам при обнаружении аномальной активности.Глубокая интеграция из коробки с SIEM-системами, такими как Splunk, Q-radar и др., с возможностью вывода на единую панель SIEM-системы адаптированных дашбордов по событиям, связанных с правами доступа/активностями с данными.Интеграция с IAM-системами, такими как IBM SIM, Microsoft FIM, Aveksa и SailPoint через IAM frameworks.Подробнее с продуктом StealthAUDIT и модулем StealthINTERCEPT можно ознакомиться здесь.  НАУТИЛУС (Cross Technologies)Компания Cross Technologies (АО «Кросс технолоджис») для контроля доступа к неструктурированным данным в корпоративных сетях предлагает продукт НАУТИЛУС.НАУТИЛУС предназначен для контроля прав доступа к сетевым файловым ресурсам и аудита операций пользователей с этими ресурсами. Может использоваться для контроля соблюдения политик информационной безопасности относительно сетевых файловых ресурсов и для расследования инцидентов информационной безопасности.Преимущества:Двунаправленное отображение прав доступа пользователей к файлам.Аудит действий пользователя.Оповещение в реальном времени о доступе, изменении или удалении файлов, изменениях прав доступа, изменениях в Active Directory, о получении административных привилегий, работе с данными в непредусмотренное время.Назначение прав доступа к файлам сотрудниками, ответственными за информацию (не ИТ-подразделение).Поиск и категоризация информации с помощью регулярных выражений и словарей, анализ содержимого и дополнительных метаданных и атрибутов.Определение мест хранения, пользователей, прав доступа и владельцев конфиденциальных данных, рекомендации по правам доступа.Подробнее с продуктом НАУТИЛУС можно ознакомиться здесь. ВыводыРешения Data Access Governance (DAG) — специализированные системы для контроля и управления доступом к неструктурированным данным, которые помогают удостовериться, что доступ к этим данным имеют только те сотрудники, которые должны иметь его согласно настроенным политикам компании (данные — пользователи — ресурсы — доступ к ним), и обеспечивают мониторинг активностей, оповещения в режиме реального времени и анализ поведения пользователей с данными наряду с корректной выдачей прав доступа. Они значительно сокращают затраты на администрирование и обеспечивают необходимый уровень информационной безопасности. Аналитический подход и интеллектуальное управление доступом к данным помогают структурировать существующие права доступа и обеспечивают аудит использования данных внутри информационной системы.Применение таких систем позволяет:Снизить риски ИБ путем категоризации данных, понимания, кто имеет к ним доступ, кто пользовался этим доступом, и удаления избыточного доступа.Предотвратить утечку данных: путем получения оповещений об аномальной активности с данными, несанкционированном доступе к критичным данным и пр.Соответствовать политике безопасности компании: автоматически отслеживать и исправлять изменения, противоречащие политикам компании.Соответствовать требованиям законодательства и стандартам ИБ, например: №152-ФЗ; № 323-ФЗ; PCI DSS; стандарт СТО БР ИББС; закон SOX и др.Увеличить продуктивность путем сокращения временных затрат департаментов ИТ и ИБ на ручное управление и защиту данных.Оптимизировать системы хранения, выявляя неиспользуемые данные и неправомерную информацию, автоматическое перемещение, удаление и архивирование данных.Визуализация данных и отчетность позволяют упростить ряд бизнес-процессов: нахождение потерянных файлов, назначение владельцев данных, быстрое и эффективное проведение расследований инцидентов.В настоящее время рынок DAG-решений стремительно развивается, при этом выбор поставщиков DAG широк. На мировом рынке представлены уже десятки решений для контроля и управления доступом к неструктурированным данным. Российский рынок Data Access Governance на данный момент пока на стадии раннего развития, но на нем уже представлена значительная часть глобальных производителей.Учитывая постоянно растущие объемы неструктурированных данных, можно утверждать, что решения класса DAG будут актуальны и дальнейший спрос на них будет только расти. И это должно, несомненно, положительно сказаться на развитии российского рынка продуктов этого класса. 

Читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • AM_Bot
      Компания «АВ Софт» является российским производителем средств обеспечения информационной безопасности, которые вендор разрабатывает с 2010 г. Портфель продуктов включает в себя систему защиты от целевых атак ATHENA, программный комплекс для имитации корпоративной инфраструктуры LOKI, антивирусный мультисканер OCTOPUS, корпоративный мессенджер BOND и другие продукты, уже зарекомендовавшие себя у российских заказчиков.    ВведениеПозиционирование вендора на рынкеСектор рынкаATHENALOKIOCTOPUSBONDCRIMLABNFIКатегории заказчиковНовые продуктыЗарубежные проектыГибкость и адаптация решенийПартнёрская сетьСертификацияПодведение итоговВыводыВведениеБренд «АВ Софт» придумал Антон Чухнов, основатель компании, имея скромное желание изменить индустрию информационной безопасности в России. Сердце потребителей планировалось пронзить стрелой чего-то нового и оригинального.В 2010 году системы на базе технологии «песочницы» обладали слабой гравитацией на рынке, многим идея казалась неперспективной и странной. Антон пришел от неё в восторг и объединил в первом прототипе системы ATHENA возможность анализировать поведение программного обеспечения с антивирусным мультисканером. Единство технологий принесло первый коммерческий успех, который стал отправной точкой для набора команды и развития продукта.В 2016–2019 гг. палитра предложений компании существенно увеличилась. В ней появились классы решений по маскировке операционных систем, защите мобильных устройств и мониторингу компрометации сетевых устройств. Каждое разработанное решение имеет свой стиль и концептуальное преподнесение. Система ATHENA стала флагманским продуктом и гибко адаптировалась под различные инфраструктурные пожелания заказчиков. Компания стала участником ассоциации АРПП «Отечественный софт», резидентом инновационного центра «Сколково», выиграла несколько конкурсов по инновациям в сфере ИТ и безопасности.В 2020 г. компания «АВ Софт» стала лауреатом гранта российского фонда РФРИТ по разработке системы ложных распределённых целей на базе технологии «deception». Новое решение позволит имитировать ИТ-инфраструктуру организации и заманивать злоумышленников в «ловушки», оберегая реальные устройства от кибератак. Система ATHENA была выбрана для участия в отечественном мультисканере (аналоге VirusTotal), который уже активно проходит тестирование. Также компании удалось развить партнёрскую сеть и реализовать ряд научно-технологических проектов.В команде есть всё необходимое для развития и роста: концентрация идей, потенциал для создания новых продуктов и самый важный бриллиант для любого вендора — доверие заказчиков.Позиционирование вендора на рынкеОбъективная оценка вендора на рынке играет важную роль для потребителей продуктов и услуг в области информационной безопасности. Управление рисками при выборе поставщика решений для защиты ИТ-инфраструктуры требует высоких профессиональных компетенций. Базовая оценка контрагента, выполняемая финансовым отделом, может упустить важные аспекты этой весьма наукоёмкой сферы.Можно выделить следующие направления анализа организаций, специализирующихся на разработке программного обеспечения и оказании услуг в области информационной безопасности:сектор рынка,категории заказчиков,создание новых продуктов,зарубежные проекты,гибкость и адаптация решений,партнёрская сеть,сертификация.Оценка всегда предполагает градацию её уровней, поэтому была разработана шкала присвоения веса по каждому параметру оценки. Таблица 1. Параметры оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию Сектор рынкаЗдесь важно учесть возможность не только начитаться маркетинговых материалов на сайте, но и получить пробную версию или возможность организации «пилота», который не потерпит крушение, что достоверно подтвердит наличие самих продуктов.У компании «АВ Софт» есть следующие направления решений:антивирусный мультисканер,песочница (sandbox),ловушки (deception),контроль сетевого взаимодействия устройств,криминалистический анализ,безопасная коммуникация.Разнообразие направлений продуктов в компании даёт представление о системном охвате рынка, развитии смежных компетенций у специалистов и потенциальной возможности построения сложных конструкций в ИТ-инфраструктуре.Пробные версии показывают возможности продуктов компании, о которых будет рассказано далее.ATHENAФлагманский продукт по защите от целенаправленных атак AVSOFT ATHENA SANDBOX с помощью методов поведенческого анализа и искусственного интеллекта способен проверять всю входящую в компанию информацию на наличие опасного и вредоносного содержимого.Внутри системы ATHENA присутствует множество инструментов проверки, которые можно разделить на два больших блока анализа: статический и динамический. Рисунок 1. Интерфейс системы ATHENA При прохождении файлом или веб-ссылкой статического вида анализа выполняется проверка контента на наличие известных сигнатур множеством локальных антивирусных ядер, синтаксическими анализаторами (парсерами) и искусственным интеллектом, а также осуществляется сбор информации по исследуемому объекту во внешних репутационных базах данных.При динамической проверке осуществляется анализ поведения файла в имитационной среде — «песочнице» (она может быть как виртуальной, так и физической), которая соответствует реальному рабочему месту пользователя или серверу компании. В ней происходят запуск файла, провоцирование его на вредоносные действия, сбор событий о его поведении и вынесение вердикта на основе результатов аналитического блока и поведенческих сигнатур, которые разработаны командой аналитиков «АВ Софт».Стоит отметить, что в системе ATHENA присутствует широкая линейка поддерживаемых в песочницах операционных систем, включающая отечественные ОС:Microsoft Windows;Linux:Astra Linux,RedOS,Alt Linux,Red Hat Enterprise Linux,Debian,Ubuntu,openSUSE,CentOS;Android.После завершения всех видов анализа система ATHENA отображает подробный отчёт. Рисунок 2. Отчёт по проверке в системе ATHENA Рисунок 3. Отчёт по проверке сетевого трафика в системе ATHENA Важно обращать внимание на современность и удобство интерфейсов систем, которые вы берёте попробовать. Сейчас уже вполне устойчиво сформировались общепризнанные требования и правила по эргономике, грамотному использованию цветовых палитр, а также интерактивным возможностям современного программного обеспечения. Если вы осознаёте, что интерфейс часто вводит вас в заблуждение или недоумение, т. е. вы не понимаете, куда нужно двигаться и что делать, и вместо службы доставки вкусного ужина пытаетесь дозвониться до службы поддержки вендора, то что-то идёт не так. Любое нарушение графическими интерфейсами устоявшихся сценариев поведения пользователей тормозит бизнес-процессы компании.LOKIПрограммный комплекс AVSOFT LOKI DECEPTION имитирует корпоративную инфраструктуру на базе технологии «deception» и позволяет виртуально моделировать на различном уровне любое устройство в организации, включая оборудование IoT и IIoT (контроллеры АСУ ТП). Рисунок 4. Интерфейс системы LOKI Имитация устройств осуществляется с помощью ловушек (honeypot) и песочниц (sandbox). На рабочих местах сотрудников и серверах разворачиваются приманки, которые ведут в ловушки и песочницы, уводя вектор атаки от реальных устройств.Использовать систему LOKI несложно, достаточно сделать 4 шага:Просканировать подсети для определения состава активных устройств.Система сама предложит ловушки к ним, можно будет просто согласиться с её выбором.Развернуть ловушки в выбранной подсети одной кнопкой.Скачать приманки на рабочие места и установить их. Рисунок 5. Панель статистики системы LOKI Сейчас линейка имитируемых устройств в системе LOKI уже включает в себя большой список типов и моделей, который активно пополняется: рабочие станции, серверы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, IP-телефоны, IP-камеры, принтеры и сканеры, PoS-терминалы, ЧПУ-станки. Рисунок 6. Карта сети ловушек и реальных устройств в системе LOKI При работе с программным продуктом не стоит забывать о простоте его использования, чтобы любой шаг был естественен и логично следовал из предыдущего. В системе LOKI есть эта особенность, хотя изначально концепция идеи может сформировать представление о чём-то громоздком и сложном. Конечно, комплексы, автоматизирующие процессы в информационной безопасности, имеют большие функциональные возможности, но продукт должен стараться исключать людей из процесса, выполняя по максимуму всё самостоятельно, т. к. человеческий фактор — это всегда риск.OCTOPUSСистема AVSOFT OCTOPUS MULTISCANNER — это антивирусный мультисканер, который может быстро обрабатывать большие объёмы трафика и подходит в том числе для небольших компаний за счёт невысокой стоимости.Внутри системы — больше 20-ти локальных антивирусных ядер, при желании можно добавить и больше. Помимо этого есть модули статического анализа файлов, модели на базе машинного обучения, интеграция с внешними репутационными сервисами.Можно отправить на проверку самые разнообразные типы файлов: исполняемые, офисные, скрипты, мобильные приложения, архивы, включая многотомные и закрытые паролем, и др. Рисунок 7. Страница проверки файлов в системе OCTOPUS При оценке любой современной системы важно учитывать скорость обработки данных; если вендор предлагает решить её только за счёт «железа», то это — порочная практика, т. к. она всегда ставит перед заказчиком вопрос о дополнительных затратах. Важно уточнять у вендора, как происходит обработка очередей и больших объёмов задач, чтобы подстраховать себя от незапланированных финансовых потоков во внешний мир.BONDAVSOFT BOND MESSENGER — мессенджер для безопасного корпоративного общения. Он позволяет управлять всей коммуникацией в компании через собственный сервер. После развёртывания мессенджера в инфраструктуре никто кроме уполномоченных администраторов из персонала заказчика не имеет доступа к серверу, включая самих разработчиков программы. Рисунок 8. Интерфейс мессенджера BOND Получение быстрого доступа к продукту, как в случае с мессенджером, который можно просто скачать и поставить, даёт возможность сразу оценить его характеристики и принять решение. Если приходится пройти сражение с драконом или спасти принцессу, чтобы получить «пилот» или пробный доступ, то стоит задуматься, стоит ли ввязываться в этот бой, поскольку так же сложно могут быть выстроены и другие процессы, связанные с поддержкой или инсталляцией в инфраструктуру.CRIMLABКриминалистическая лаборатория AVSOFT CRIMLAB ANALYTICS предоставляет инструменты для детального анализа файлов и разнообразной агрегации собранных данных: сравнение исследований, создание коллекций, формирование базы знаний и др. Решение актуально для центров мониторинга информационной безопасности (SOC) и компаний, которые хотят развить компетенции своих специалистов в данной области. Рисунок 9. Схема работы CRIMLAB Решение позволяет проводить детальный анализ содержимого любого типа файлов, изучать его поведение в виртуальных и физических песочницах, тонко индивидуализировать параметры среды исследования и добавлять инструменты исследований, а также осуществлять ретроспективный анализ. Рисунок 10. Подробный отчёт по файлу Возможность тонкой индивидуализации внутренних функций и настроек системы всегда говорит о её гибкости и адаптивности, это уже стало базовым качеством многих современных программных продуктов. Не стоит забывать, что осуществление индивидуализации не должно быть сложным или запутанным, т. к. это повышает риск ошибок, система должна запрещать пользователю выполнять заведомо некорректные настройки.NFIНебольшой программно-аппаратный комплекс AVSOFT NFI контролирует взаимодействие сетевых устройств с внешней сетью (интернетом). NFI представляет собой устройство, которое берёт в кольцо сетевые пакеты, работая на 3-м уровне модели OSI. Инспектор способен оперативно выявить и заблокировать компрометацию любого сетевого устройства и оповестить об этом службу безопасности. Рисунок 11. Схема работы AVSOFT NFI NFI имеет графический интерфейс, в котором можно задавать правила фильтрации и управлять устройством. Рисунок 12. Интерфейс программно-аппаратного устройства NFI Итак, компанией охвачены востребованные направления на рынке информационной безопасности и этих направлений больше 5-ти, что даёт основание присвоить ей 3 балла по принятой методике оценки.Категории заказчиковДля вендора большую роль играет получение опыта с разными категориями заказчиков. Все осознают, что государственные и коммерческие организации — это два больших разных «королевства» со своими требованиями и правилами. Непрерывная реконструкция и анализ многогранных кейсов с клиентами может помочь пересмотреть процесс реализации новых проектов. Заказы от коммерческих компаний преимущественно ориентированы на скорость и оптимизацию затрат, от государственных структур — на соблюдение требований регуляторов, а качество, конечно, интересует всех.Компания «АВ Софт» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками. Веер направлений деятельности клиентов включает в себя промышленность, транспорт, оказание услуг по безопасности и задачи связанные с обороной. Не присутствуют пока зарубежные заказчики, что позволяет поставить по методике оценки 2 балла.Новые продуктыОриентация на создание новых продуктов — обязательный талисман для всех, кто планирует расти. Сфера кибератак развивается со скоростью гепарда, поэтому вендорам важно не упускать шанса моделировать инструменты охоты, которых ни у кого нет или которым есть куда стремиться по уровню качества. Конкуренты всегда помогают в развитии, никогда не сидят спокойно и ждут возможности забрать себе кусочек того, что кто-то потерял, потому что отстал в развитии. Если компания постоянно генерирует новые идеи и не жалеет ресурсов на развитие новых продуктов, то это выделяет её с точки зрения планирования долгосрочной стратегии.Команда «АВ Софт» почти каждый год выпускает новый продукт, и основная концепция компании как таковая базируется на непрерывном выпуске новых продуктов. По методике можно присвоить ей 3 балла.Зарубежные проектыКогда вендор вращается только в своей домашней зоне, это не даёт ему возможности развиться до уровня международных конкурентов, и тем самым он обрекает себя на стагнацию, которая наступит рано или поздно. Очень важно стремиться расширять круг заказов за границами комфортного «стеклянного шара», адаптируя свои решения под требования заказчиков из других стран.Опыта зарубежных проектов компания «АВ Софт» пока не имела шанса получить, поэтому по методике ей ставим 0 баллов.Гибкость и адаптация решенийСпособность продуктов гибко трансформироваться не всегда удобна вендорам, потому что это влечёт за собой дополнительные ресурсы на поддержку и сопровождение. Но желания заказчиков никто не отменял, и пока они не удовлетворены — это всегда отличный повод для действия. Клиентоориентированный подход уже пронизывает все сферы рынка и требует покориться ему в том числе и от поставщиков решений по информационной безопасности.Индивидуализация продуктов компании «АВ Софт» возможна и является одним из обязательных условий работы с заказчиками, взятых на себя командой. Высокая адаптивность продуктов — это всегда отчасти и риск, но при должной оптимизации этого процесса он даёт гораздо больше, чем ограничения клиентов. Формируется совершенно иной уровень доверия, появляется возможность реализовать действительно полезные проекты. По методике мы можем поставить в данной категории 3 балла.Партнёрская сетьРазвитая партнёрская сеть свидетельствует о доверии и устойчивой позиции вендора на рынке. Если среди партнёров есть крупные интеграторы и дистрибьюторы, то это показывает, что компания получила признание у сильных игроков.У компании «АВ Софт» — больше 15-ти партнёров, что даёт основание выставить ей по методике ещё 3 балла.СертификацияПолучение сертификации — ювелирная работа, которая требует в первую очередь стабильности продуктов и чёткого их соответствия заявленным требованиям. При наличии лицензий можно сделать вывод о том, что присутствует баланс между разработкой новых функций и их устойчивым состоянием.Часть продуктов компании «АВ Софт» имеет сертификацию, остальные находятся в процессе её получения, поэтому в нашей финальной метрике мы можем выставить 2 балла.Подведение итоговВ итоговой таблице компания «АВ Софт» получает 16 баллов, что вполне неплохо, но значит, что есть куда стремиться. Цветом выделены баллы, которые компания получила в результате прохождения оценки в рамках настоящего материала. Таблица 2. Методика оценки вендора№Параметр1 балл2 балла3 балла1.Сектор рынкаНаправление продуктов всего одноЕсть 2–3 направления продуктовЕсть больше 3-х направлений продуктов2.Категории заказчиковТолько государственные организацииПрисутствуют государственные и коммерческие организацииПрисутствуют государственные, коммерческие и зарубежные заказчики3.Новые продуктыНовые продукты создаются реже чем раз в 5 летНовые продукты создаются раз в 2–3 годаНовые продукты создаются каждый год4.Зарубежные проектыЕсть 1 зарубежный проектЕсть 2–5 зарубежных проектовЕсть более 5-ти зарубежных проектов5.Гибкость и адаптация решенийРешения очень редко допускают индивидуализациюДопускается частичная индивидуализацияВсе решения могут гибко адаптироваться под нужды заказчика6.Партнёрская сетьЕсть 1–2 партнёраПартнёрская сеть невелика и находится в развитииРазвитая партнёрская сеть (более 10-ти партнёров)7.СертификацияКомпания имеет 1 сертификатЧасть продуктов компании имеет сертификациюВсе продукты компании имеют сертификацию ВыводыОценка вендора может быть адаптирована под потребности конкретной организации и особенности защиты её ИТ-инфраструктуры. Рекомендуется также выстраивать управление рисками в части поставки решений по информационной безопасности и методику оценки качества продуктов и услуг вендора. Читать далее
    • andery777
    • Guffy
    • andery777
      Только для 10? Как думаете с 7 совместима?
    • AM_Bot
      Продукт, известный сейчас как Ideco UTM, произошёл из Ideco ICS (Internet Control Server), первый выпуск которого состоялся в 2005 г. За 15 лет продукт поменял название, расширил список функциональных возможностей и стал называться Ideco UTM. В конце 2020 года состоялся релиз новой, 9-й версии; слоганом презентации стало «Дальше только космос». Рассмотрим, какие изменения произошли по сравнению с предыдущей, 8-й версией.    ВведениеНовые возможности Ideco UTM 9Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейПреимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиКонцепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Принцип «всегда на связи»ВыводыВведениеIdeco UTM представляет собой шлюз безопасности типа Unified Threat Management (система единообразной обработки угроз) российского разработчика «Айдеко». Предыдущая, 8-я, версия этого шлюза рассматривалась на нашем сайте весьма подробно. Новая редакция продукта обладает широкими функциональными возможностями за счёт использования таких модулей и механизмов, как защита от несанкционированного доступа и внешних угроз (межсетевой экран, WAF, контроль приложений и другие), контроль доступа, контентная фильтрация, антивирусная проверка трафика, антиспам (на основе технологий «Лаборатории Касперского»), возможности работы в качестве VPN-, DNS-, DHCP- и даже почтового сервера.Исходя из перечисленных функций можно сказать, что Ideco UTM уже вышел за рамки привычного класса устройств для сетевой безопасности и представляет собой экосистему, работающую не только для организации и защиты сети, но также для частичного построения серверной инфраструктуры.За прошедшие 15 лет это решение стали использовать такие компании и ведомства, как Федеральная таможенная служба, холдинг «Вертолёты России», ArcelorMittal. В целом более 14 000 организаций используют в своих сетях решение Ideco UTM.Ещё одним преимуществом рассматриваемого решения является его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это позволяет использовать Ideco UTM 9 для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 16 ноября 2015 г., а также в рамках программы импортозамещения, что важно в свете планируемого перевода субъектов КИИ на российские продукты.Новые возможности Ideco UTM 9Ideco UTM 9 основана на новейшем ядре Linux 5.11. В этой версии обновлены многие системные пакеты, увеличена производительность, включена поддержка новых платформ.Переработан веб-интерфейс администратора. Теперь он ещё удобнее с точки зрения структуры и работает быстрее, чем раньше. Рисунок 1. Интерфейс администратора Ideco UTM 9 Добавлена ролевая модель администраторов. Теперь благодаря ей доступ разделён на две категории: полный доступ и только чтение, что позволяет предоставлять его обучающимся или неопытным пользователям. Рисунок 2. Добавление учётной записи администратора Реализован раздельный доступ в консоль по SSH под логинами администраторов. Это позволяет настроить сети, из которых возможен доступ по SSH. Раньше была возможность подключаться только к веб-интерфейсу шлюза. Рисунок 3. Управление доступом по SSH В обновлённой версии шлюза безопасности добавлена установка пароля администратора при развёртывании сервера. Данная возможность исключает использование стандартных паролей и делает необходимой их ручную смену после установки продукта. Это позволяет избавиться от типичной проблемы использования нестойких и подверженных взлому паролей в привилегированных учётных записях.В межсетевой экран добавлены счётчики срабатывания правил, что позволяет эффективнее управлять правилами, удаляя или дорабатывая правила файрвола не имеющие срабатываний. Рисунок 4. Управление правилами файрвола В Ideco UTM 9 появился почтовый узел («релей») с возможностью работы в качестве полноценного почтового сервера с модулем антиспама от «Лаборатории Касперского». Рисунок 5. Основные настройки почтового релея Почтовый релей может подписывать исходящие письма DKIM-ключом, который используется почтовыми сервисами для идентификации и классификации электронной почты. Рисунок 6. Включение функции DKIM В продукте обновлён модуль системы предотвращения вторжений. Теперь он более эффективен в выявлении и предотвращении атак.Добавлена возможность отправки оповещений о событиях на сервере с помощью телеграм-бота. Рисунок 7. Настройка телеграм-бота Системные требования Ideco UTM 9 для разного количества пользователейIdeco UTM — это программное решение, что весьма выгодно с точки зрения отсутствия необходимости покупать продукт вместе с аппаратной частью. Достаточно выделить соответствующие ресурсы из уже имеющихся. Несмотря на новые функции, появившиеся в версии 9, требования к аппаратному обеспечению не изменились по сравнению с 8-й версией. Таблица 1. Минимальные системные требования, предъявляемые Ideco UTM 9Минимальные системные требованияПримечаниеПлатформаОбязательна поддержка UEFI Гипервизор2-е поколение виртуальных машин HyperV (с отключённым SecurityBoot) ПроцессорIntel Pentium G / i3 / i5 / Xeon E3 / Xeon E5 с поддержкой инструкций SSE 4.2Требования могут варьироваться в зависимости от сетевой нагрузки и используемых сервисов, таких как контентная фильтрация, антивирусы и система предотвращения вторжений. Для работы системы требуется минимум два, лучше четыре ядра процессора.Объём оперативной памяти8 ГБ (16 ГБ при количестве пользователей более 75)Дисковая подсистемаЖёсткий диск (магнитный или SSD) объёмом 64 ГБ или больше с интерфейсом SATA, SAS либо совместимый аппаратный RAID. В случае использования почтового сервера — второй жёсткий диск.Не поддерживаются программные RAID-контроллеры (интегрированные в чипсет или материнскую плату). При использовании аппаратных RAID-контроллеров настоятельно рекомендуется использовать плату с установленным аккумулятором, иначе высока вероятность краха RAID-массива. Не поддерживаются диски объёмом выше 2 ТБ.Сетевые адаптерыДва сетевых адаптераРекомендуются сетевые адаптеры, основанные на чипсетах 3Com, Broadcom, Intel или Realtek со скоростью 100/1000 Mбит/с.ДополнительноМонитор, клавиатураДля установки и работы Ideco UTM не требуются предустановленная ОС и дополнительное программное обеспечение. Ideco UTM устанавливается на выделенный сервер с загрузочного компакт-диска или USB-накопителя, при этом автоматически создаётся файловая система и устанавливаются все необходимые компоненты. Ниже в таблице представлены несколько типов конфигураций, которые зависят от количества пользователей. Таблица 2. Минимальные характеристики сервера для Ideco UTM 9 в зависимости от количества пользователей в сетиКоличество пользователей2550–200200–50010002000Модель процессораIntel Pentium Gold G5400 или совместимыйIntel i3 8100 или совместимыйIntel i5, i7, Xeon E3 от 3 ГГц или совместимыйIntel Xeon E3, E5 или совместимыйIntel Xeon E5 или совместимый 8-ядерныйОбъём оперативной памяти4 ГБ (рекомендуется 8 ГБ)8 ГБ16 ГБ16 ГБ32 ГБДисковая подсистема64 ГБ64 ГБHDD 500 ГБ либо SSD 256 ГБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБ2x1000 ГБ, аппаратный RAID либо SSD 1 ТБСетевые адаптерыДва сетевых адаптера Преимущества Ideco UTM 9 перед конкурентамиIdeco UTM имеет немало особенностей и отличий. Как было сказано выше, это — программное решение, поддерживаемое всеми гипервизорами, без привязки к конкретным аппаратным платформам. Благодаря этому можно разворачивать продукт как на собственных мощностях, так и в облаке.Настройка шлюза упрощена за счёт большей автоматизации процесса. Рисунок 8. Настройка контроля приложений Время внедрения системы в организации минимизировано благодаря интеграции с Active Directory, SIEM, DLP-системами, а также предпродажной (presale) поддержке от производителя решения. Рисунок 9. Настройка интеграции с Active Directory Рисунок 10. Настройка отправки отчётов в SIEM Рисунок 11. Настройка интеграции Ideco UTM с сервисами ICAP (DLP, антивирусы и т. д.) В Ideco UTM есть все модули глубокого анализа трафика, как в классических UTM- / NGFW-решениях, что позволяет предотвращать многие атаки на корпоративные ресурсы компании-покупателя.Одна из концепций «Айдеко» — использование опенсорс-продуктов в совокупности со своими разработками. Компания не скрывает факта использования программ с открытым исходным кодом: ядра Linux, Suricata, Nginx, Squid и других. «Айдеко» дорабатывает их и делится этими доработками с сообществом. Собственные разработки «Айдеко» касаются создания правил для определения и предотвращения атак.Отметим усовершенствованную систему справки — рядом с каждым пунктом меню веб-интерфейса продукта есть иконка, нажав на которую администратор перейдёт к соответствующему пункту документации. Рисунок 12. Иконка вызова документации Рисунок 13. Переход в документацию Быстрые релизы и постоянное развитие продукта — принцип «agile» в действии. Также отдельного упоминания заслуживают мгновенные ответы техподдержки по различным каналам коммуникации.Давайте рассмотрим последние два принципа чуть подробнее.Концепция постоянных обновлений Ideco UTM 9Компания «Айдеко» уделяет огромное внимание управлению изменениями своего продукта. С момента выхода 9-й версии в конце 2020 года выпущено уже 8 релизов. Средний интервал между ними составляет около 2 недель.Обновления касаются не только исправления выявленных ошибок, но и улучшения используемых модулей (например, в редакции от 19 марта обновлён модуль системы предотвращения вторжений Suricata до версии 6.0.2), а также ввода новой функциональности (в релизе от 5 февраля добавлены новые возможности, касающиеся учёта и отчётов по веб-трафику).Таким образом, компания заботится о том, чтобы решение было удобно для организаций и действительно работало так, как это нужно пользователям.Принцип «всегда на связи»Забота о клиентах проявляется не только в том, что компания регулярно обновляет свой продукт, но и в том, что она обеспечивает его поддержку и собирает обратную связь для выявления потребностей используя абсолютно разные каналы связи. Это — классическая почта и портал технической поддержки, многоканальный телефон, телеграм-бот и канал в Telegram, чат в веб-интерфейсе самого продукта. Также в чат и в телеграм-бот оперативно приходит информация о наличии новой версии Ideco UTM.ВыводыIdeco UTM 9 — это постоянно развивающееся отечественное решение, включившее в себя не только функциональную часть как таковую, но и современный подход к разработке и сопровождению продукта. С одной стороны, это IPS, межсетевой экран, почтовый релей и т. д., а с другой стороны — постоянная обратная связь с производителем решения, регулярные релизы и обновления.С каждой версией производитель всё больше заботится об администраторах с базовыми знаниями сетевых технологий, упрощая процесс настройки шлюза безопасности, структурируя веб-интерфейс и принудительно заставляя уходить от «пустых» паролей и паролей «по умолчанию», что важно для бюджетных организаций и компаний с маленьким штатом ИТ-сотрудников. Читать далее
×