Перейти к содержанию
Сергей Ильин

Тест эргономичности корпоративных антивирусов

Recommended Posts

Сергей Ильин

Уважаемые коллеги, недавно мы провели тест эргономичности персональных антивирусов. Несмотря на ряд замечаний, тест вызвал интерес и мы хотим провести данный тест для корпоративных антивирусов. В общем-то проверка юзабилити корпоративных продуктов и было изначальной целью тестов этого класса.

За основу методологии к данному тесту предлагается брать методологию к теста персональных версий, внеся в нее ряд существенных изменений:

1. В исследовании будут принимать участие только эксперты, обычные пользователи не участвуют. Причина – сложность оцениваемых приложений. Для экспертов администрация anti-malware предлагает прочесть несколько лекций по особенностям работы с корпоративными антивирусами, а после провести тестирование из знаний и умений. Это позволит снять сомнения в квалификации экспертов. Также предлагается увеличить количество экспертов с 5 до 7 человек.

2. Изменяется список оцениваемых действий при работе с антивирусом.

3. В связи с большим количеством критики для корпоративного теста предлагается субъективную удовлетворенность экспертов при работе с антивирусом оценивать, но не используется для расчета итогового значения. Полученные результаты по данному показателю отразить в отчете все равно.

4. Изменить веса критериев на следующие: скорость выполнения действий – 0.3, устойчивость к ошибкам – 0.3, скорость обучения – 0.2, техническая эстетика – 0.2.

Для анализа нужно выбрать не менее 10 действий, которые значимы для работы администратора. При этом нужно, чтобы эти действия можно было бы выполнять во всех антивирусах. Мы проанализировали похожие исследований лаборатории Tolly (tolly.com) и Cascadia Lab и сформировали предварительный список действий. Хотим услышать Ваши замечания/предложения:

1. Развертка антивируса на защищаемых станциях через консоль (на 1 или 5 ПК).

2. Создание политики для клиента.

3. Создание задачи обновления.

4. Создание задачи для сканирования по расписанию.

5. Создание политики для реагирования при обнаружении новой угрозы. Например, правила по изоляции сегмента сети, запуск сканирования.

6. Настройка фаервола. Например, включение определенных настроек и закрытие определенных портов.

7. Получение информации о файле, помещенном в карантин ( как вариант – получить сам файл).

8. Генерация централизованного отчета о работе АВ за N дней. Например, статистика по инцидентам.

9. Настройка политики управления устройствами.

10. Инвентаризация программного обеспечения на клиентах.

11. Поиск в справке конкретной информации.

12. Создание отчетов о состоянии всех защищенных машинах по требованию (автоматически\по расписанию).

И последнее. В качестве участников мы зарезервировали четыре места для продуктов, которые наиболее представлены на российском рынке – Kaspersky, Eset, Dr.Web, Symantec. Еще два места свободно (всего будет 6 продуктов в тесте). Кандидаты такие:

- Trend Micro

- McAfee

- AVG

Нужно выбрать 2 из 3. Голосуем и высказываемся по этому поводу.

Итого к три вопроса к сообществу:

1. Предлагаемые изменения в методологии тестирования. Поддерживаете ли указанные нами изменения? Хотите ли внести свои предложения?

2. Какие действия при работе с антивирусами стоит использовать в тесте?

3. Какие продукты должны учувствовать в тестировании?

P.S. Нужны конструктивные предложения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
MORDRED

Trend Micro - протух и завонял, ибо невидно не слышно. Берите авг и макафее ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.

Никого не нужно, тест уныл и бесполезен и неадекватен более чем полностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
petr

Соглашусь. Я думаю, вендоры не готовы к такому тесту.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Соглашусь. Я думаю, вендоры не готовы к такому тесту.

А чем определяется их готовность в данном случае? И почему они к тестам Tolly или Cascadia готовы, а к нашему тесту нет ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
OlegAndr

Вопрос следующий.

Эргономичность для корпоративных администраторов может затеряться только после того как администратор интерфейс изучил. Такие вещи как очевидность в корпоративных решениях уже не катят.

Можно посчитать количество кликов для того чтобы сделать что-то, конечно.

"

скорость выполнения действий – 0.3, устойчивость к ошибкам – 0.3, скорость обучения – 0.2, техническая эстетика – 0.2."

Скорость выполнения в каком смысле? Это будет субъективная оценка?

Устойчивость к ошибкам как будет замеряться?

Скорость обучения - нерелевантна

Техническая эстетика - субъективно. Некоторым вон и Windows 8 нравится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
mvs

есть вообще то стандарты ... ISO 9241-10-98, ISO 9241-14-1997, ISO/IEC 11581-(1999-2000) на основе их можно было бы тестировать эргономичность

ну и учесть и принять во внимание основные принципы создания пользовательского интерфейса

+ госты ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000, ГОСТ Р ИСО МЭК 9126-93

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
petr
А чем определяется их готовность в данном случае? И почему они к тестам Tolly или Cascadia готовы, а к нашему тесту нет ...

У меня впечатление такое субъективное сложилось - Интерфейс корпоративных антивирусов еще недостаточно проработан.

Многие операции сделаны крайне странно и трудоемко. Это касается и известных вендоров. Поэтому такой тест даст весьма спорные результаты во всех отношениях.

Вот пример http://www.sophos.com/en-us/medialibrary/P...0a9&dl=true (утащено отсюда http://www.sophos.com/en-us/security-news-...ise-review.aspx )

В данном тесте большой акцент сделан на количестве шагов и времени выполнения операций. Пожалуй, проверяемые операции кажутся наиболее востребованными. Тогда отчего же такой разброс у продуктов? Причем, в зависимости от операции - с совершенно разный разброс. Складывается впечатление, что вендоры не четко понимают, что нужно пользователю впервую очередь, чтобы сделать самые востребованные функции проще в использовании. И это лишь касается характеристик, которые вроде легко измерить. А как измерить понимание и толкование интерфейса?

Однако, если объективный провал подтолкнет к улучшениям в продуктах. Тогда я за.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Umnik

Я отключал вообще взаимодействие пользователя с интерфейсом. Бухов не нужно было пугать и о чем-то им сообщать. То есть никто даже не видел, как выглядит АВ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег

Как админ безопасности с многолетним стажем могу сказать, что такой тест не выйдет ... дело в том, что:

1. Админ (если он в своем уме) никогда не делает "на скорость" такие вещи, как политики антивируса. Более того, политики обычно делаются один раз, и потом как максимум немного уточняются (у меня они годами не меняются). Как следствие, показатель "скорость" вообще не критичен и не важен. Далее берем устойчивость к ошибкам - это как ? Например, я указал периодичность обновления раз в месяц - это ошибка или нет ?

2. Работа с корпоративным антивирусом требует подготовки и изучения продукта, создания тестовых политик и задач ... следовательно, как оценить "обучение" или поиск чего-то в справке (админ должен не F1 жать по каждому поводу, а изучить документацию, прежде чем что-то делать).

3. Cкорость обучения крайне субъективна: что лучше, сложный и требующий обучения функционал (но в итоге дающий большую гибкость и кучу возможностей), или красивый интерфейс с тремя кнопками, который можно изучить за минуту, но не получить в итоге больших возможностей и гибкости ?? Аналогично с созданием отчета - я могу потратить кучу времени (как на настройку отчета, так и на обучение), но получить тот отчет, что мне нужен. Или тремя кликами получить отчет, который не нужен :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
petr
Я отключал вообще взаимодействие пользователя с интерфейсом. Бухов не нужно было пугать и о чем-то им сообщать. То есть никто даже не видел, как выглядит АВ.

В данном тесте под пользователем понимается - администратор сети.

Бухгалтерам по идее и знать не надо, что у них антивирус развернут. Так же как не надо знать о мощности автоматов защиты в распределительном щитке на этаже.

  • Upvote 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
petr
2. Работа с корпоративным антивирусом требует подготовки и изучения продукта, создания тестовых политик и задач ... следовательно, как оценить "обучение" или поиск чего-то в справке (админ должен не F1 жать по каждому поводу, а изучить документацию, прежде чем что-то делать).

Это смотря из какой категории пользователь. Если из организации, где есть штатные специалисты и работа организована - то конечно да. А если из малого бизнеса, где администрированием занимаются случайные люди. Документация вряд ли поможет - они ее не читают. Не зря же Windows доминирует в корпоративном секторе, вытеснив более совершенные, но сложные системы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Я отключал вообще взаимодействие пользователя с интерфейсом. Бухов не нужно было пугать и о чем-то им сообщать. То есть никто даже не видел, как выглядит АВ.

Дима, ты о чем вообще? Речь об консолях управления корпоративной антивирусной защитой идет. Клиенты никто тестировать не собирается, это бессмысленно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Зайцев Олег
Это смотря из какой категории пользователь. Если из организации, где есть штатные специалисты и работа организована - то конечно да. А если из малого бизнеса, где администрированием занимаются случайные люди. Документация вряд ли поможет - они ее не читают. Не зря же Windows доминирует в корпоративном секторе, вытеснив более совершенные, но сложные системы.

Тогда смысл теста получается "насколько удобен корпоративный продукт для случайного человека, конторый администрировать не умеет и не читает инструкции" ? :) В этом то и состояло мое изначальное сомнение в необходимости теста и тех 10 позициях ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Тогда смысл теста получается "насколько удобен корпоративный продукт для случайного человека, конторый администрировать не умеет и не читает инструкции" ? В этом то и состояло мое изначальное сомнение в необходимости теста и тех 10 позициях ...

Я для себя вижу смысл теста немного по-другому. Я как администратор системы понимаю, что я в любом случае прочитаю документацию, настрою политики и задачи, я профессионал и это лишь вопрос временных затрат. Но я хочу понимать, с каким продуктам мне придется хлебнуть по полной и убить сутки на простейшие операции, а с каким я все прекрасно настрою за пару часов без лишнего убийства нервных клеток и сяду делать цепочки из скрепок :)

В качестве примера. Наш сайт на Drupal, я эту систему знаю достаточно хорошо, но она многими вещами не перестает меня бесить. Чувство что ты работает с системной которая тебя регулярно бесит достаточно неприятное. Это как ездить на неудобной машине или сидеть на неудобным столом.

Тогда смысл теста получается "насколько удобен корпоративный продукт для случайного человека, конторый администрировать не умеет и не читает инструкции" ? В этом то и состояло мое изначальное сомнение в необходимости теста и тех 10 позициях ...

Я для себя вижу смысл теста немного по-другому. Я как администратор системы понимаю, что я в любом случае прочитаю документацию, настрою политики и задачи, я профессионал и это лишь вопрос временных затрат. Но я хочу понимать, с каким продуктам мне придется хлебнуть по полной и убить сутки на простейшие операции, а с каким я все прекрасно настрою за пару часов без лишнего убийства нервных клеток и сяду делать цепочки из скрепок :)

В качестве примера. Наш сайт на Drupal, я эту систему знаю достаточно хорошо, но она многими вещами не перестает меня бесить. Чувство что ты работает с системной которая тебя регулярно бесит достаточно неприятное. Это как ездить на неудобной машине или сидеть на неудобным столом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Sansero.ee

Если возьмётесь за AVG, то что выберите, AVG CloudCare или AVG Internet Security Business Edition? В случае с последним я бы не спешил :) его ещё не перевели на 2012 версию, но уже вот вот... хотя конечно и сроки подбивать под кого то одного - та ещё бяка :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kapral
Это смотря из какой категории пользователь. Если из организации, где есть штатные специалисты и работа организована - то конечно да. А если из малого бизнеса, где администрированием занимаются случайные люди. Документация вряд ли поможет - они ее не читают. Не зря же Windows доминирует в корпоративном секторе, вытеснив более совершенные, но сложные системы.

Намекаю, собираются тестировать мордочку, а не отделять козлищ от ангцев ой... Одминов от Админов

А вообще полностью поддерживаю возражения Олега

И вообще мое повседневное общение с управляющим центром обычно ограничивается чтением отчетов пришедших по факту всяких, подозрительных событий

чаще всего дальнейшие действия ограничиваются вправлением назад вывихнутой от зевания челюсти :D

Вот это эргономика нормальная ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Александр Шабанов

А может лучше сделать тест юзабилити DLP-систем? Вот там как раз очень много разных кейсов, плюс подразумевается, что офицер безопасности пользуется им ежедневно.

Соглашусь с мнениями выше, тестировать продукты, где единственная роль - администратор бессмысленно, победит консоль, а вот продукты где есть неадминские роли совсем другое дело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kartavenko M.V.
Как админ безопасности с многолетним стажем могу сказать, что такой тест не выйдет ... дело в том, что:

1. Админ (если он в своем уме) никогда не делает "на скорость" такие вещи, как политики антивируса. Более того, политики обычно делаются один раз, и потом как максимум немного уточняются (у меня они годами не меняются). Как следствие, показатель "скорость" вообще не критичен и не важен. Далее берем устойчивость к ошибкам - это как ? Например, я указал периодичность обновления раз в месяц - это ошибка или нет ?

2. Работа с корпоративным антивирусом требует подготовки и изучения продукта, создания тестовых политик и задач ... следовательно, как оценить "обучение" или поиск чего-то в справке (админ должен не F1 жать по каждому поводу, а изучить документацию, прежде чем что-то делать).

3. Cкорость обучения крайне субъективна: что лучше, сложный и требующий обучения функционал (но в итоге дающий большую гибкость и кучу возможностей), или красивый интерфейс с тремя кнопками, который можно изучить за минуту, но не получить в итоге больших возможностей и гибкости ?? Аналогично с созданием отчета - я могу потратить кучу времени (как на настройку отчета, так и на обучение), но получить тот отчет, что мне нужен. Или тремя кликами получить отчет, который не нужен :)

Спасибо за комментарий.

1. Скорость это обратная величина времени выполнения. Данным критерием показывается, сколько времени нужно на выполнения пользователем каких-либо действий. Например, действие 1 продукте А выполняется за 10 секунд, а в продукте В за 140 секунд. Следовательно в продукте А работать будет удобнее.

2-3. Обучение оценивается косвенно - по полноте справки и документации, наличии средств помощи и обучения в пользовательском интерфейсе, наличию дополнительных средств обучения и непротиворечивости информационной модели ПО. Экспериментально изучать время изучения на конкретных пользователях это достаточно противоречивая и сложная задача, естественно.

Тут интересно именно насколько продукт "помогает" администратору в понимании своего устройства.

есть вообще то стандарты ... ISO 9241-10-98, ISO 9241-14-1997, ISO/IEC 11581-(1999-2000) на основе их можно было бы тестировать эргономичность

ну и учесть и принять во внимание основные принципы создания пользовательского интерфейса

+ госты ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000, ГОСТ Р ИСО МЭК 9126-93

Да, техническую эстетику и предполагается измерять на соответствие требованиям ряда ГОСТов по эргономике. В предыдущей методологии, в списке литературы, часть ГОСТов была приведена: http://www.anti-malware.ru/node/9570

Вопрос следующий.

Эргономичность для корпоративных администраторов может затеряться только после того как администратор интерфейс изучил. Такие вещи как очевидность в корпоративных решениях уже не катят.

Можно посчитать количество кликов для того чтобы сделать что-то, конечно.

"

скорость выполнения действий – 0.3, устойчивость к ошибкам – 0.3, скорость обучения – 0.2, техническая эстетика – 0.2."

Скорость выполнения в каком смысле? Это будет субъективная оценка?

Устойчивость к ошибкам как будет замеряться?

Скорость обучения - нерелевантна

Техническая эстетика - субъективно. Некоторым вон и Windows 8 нравится.

Ну да, в этом тесте как раз и предполагается использовать только экспертную оценку, исключив пользователей.

Подробно про критерии и способы их оценки написано в методологии к предыдущему аналогичному тесту: http://www.anti-malware.ru/node/9570

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kapral
1. Скорость это обратная величина времени выполнения. Данным критерием показывается, сколько времени нужно на выполнения пользователем каких-либо действий. Например, действие 1 продукте А выполняется за 10 секунд, а в продукте В за 140 секунд. Следовательно в продукте А работать будет удобнее.

А если так для человека который недавно взялся за этот продукты А и Б

Действие 1 в продукте А - 30 сек, в Б - 45 сек

Действие 2 в продукте Б - 30 сек, в Б - 40 сек

Вроде как А получше, так?

А для того кто давно знаком Б,

Действие 1 в продукте А - 30 сек, в Б - 10 сек

Действие 2 в продукте А - 30 сек, в Б - 3 сек.

2-3. Обучение оценивается косвенно - по полноте справки и документации,

Тут интересно именно насколько продукт "помогает" администратору в понимании своего устройства.

Хм... проверить все возможности и насколько они будут полно описаны

И понимание что этот флажок делает во включенном и чот во выключенном

И в каком случае нажимать эту БОЛЬШУЮ КРАСНУЮ кнопку

что-то мне кажется что время на тестирование будет гораздо больше чем планируется

ЗЫ. а если еще учитывать возможность сделать развесистое дерево с политиками и оценитьчто же получим в результате если применится вот ЭТА цепочка политик, и почему она для данного конкретного случая лучше чем соседняя

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Groft

Солидерен с А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kartavenko M.V.
А если так для человека который недавно взялся за этот продукты А и Б

Действие 1 в продукте А - 30 сек, в Б - 45 сек

Действие 2 в продукте Б - 30 сек, в Б - 40 сек

Вроде как А получше, так?

А для того кто давно знаком Б,

Действие 1 в продукте А - 30 сек, в Б - 10 сек

Действие 2 в продукте А - 30 сек, в Б - 3 сек.

Хм... проверить все возможности и насколько они будут полно описаны

И понимание что этот флажок делает во включенном и чот во выключенном

И в каком случае нажимать эту БОЛЬШУЮ КРАСНУЮ кнопку

что-то мне кажется что время на тестирование будет гораздо больше чем планируется

ЗЫ. а если еще учитывать возможность сделать развесистое дерево с политиками и оценитьчто же получим в результате если применится вот ЭТА цепочка политик, и почему она для данного конкретного случая лучше чем соседняя

Есть методы оценки времени выполнения действий. Аналитически вычисляется время выполнения цепочки операций. В этом случае знание продуктов не учитывается. Это некоторое упрощение, однако оно позволяет сравнивать несколько продуктов между собой.

Тест действительно занимает много времени, требует учета большого количество параметров. А так как используется экспертная оценка, то все оценки делается группой экспертов. Что вместе с учетом большого количества критериев и параметров и позволяет уменьшить субъективность.

Во многом по этому в тесте участвуют 5-6 продуктов, а не 15-20 как во многих других тестах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kapral

Kartavenko M.V. Я не спорю, что можно получить некоторые показатели по эргономике корпоративных продуктов

только мне кажется, что в оценке покупателями что же именно выбрать данный показатель не столь уж важен

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Mr. Justice
Trend Micro - протух и завонял, ибо невидно не слышно. Берите авг и макафее ;)

Это в корпоративном секторе он "протух и завонял"?

А может лучше сделать тест юзабилити DLP-систем? Вот там как раз очень много разных кейсов, плюс подразумевается, что офицер безопасности пользуется им ежедневно.

А что это за должность - "офицер безопасности"? Речь не об офицерах ФСБ? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
mvs
А что это за должность - "офицер безопасности"? Речь не об офицерах ФСБ? :)

обычная должность, на многих предприятиях есть... :) у нас есть и офицер по безопасности и администратор по ИБ

  • Upvote 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Сообщения

    • Ego Dekker
      Домашние антивирусы для macOS были обновлены до версии 7.4.1200. В числе прочего добавлена поддержка macOS Sonoma (версия 14).
    • Ego Dekker
      Домашние антивирусы для Windows были обновлены до версии 16.2.15.
    • PR55.RP55
      Желательно чтобы uVS проверял записи защитника и помечал все файлы в исключениях как подозрительные. Если есть информация почему она не используется? https://forum.kasperskyclub.ru/uploads/monthly_2020_12/1607963082071-1990362701.thumb.jpg.fce65d13df469559a736960ab2de447a.jpg    
    • AM_Bot
      В обновлённом релизе корпоративного менеджера паролей «Пассворк 6.0» представлен ряд улучшений для более гибкой и комфортной совместной работы с паролями, оптимизированы пользовательский интерфейс и раздел настроек, усилена безопасность.      ВведениеКогда будет полезен менеджер паролей «Пассворк»Функциональные возможности «Пассворк»3.1. Сейфы и папки3.2. Работа с паролями3.3. Управление пользователями и безопасность3.4. Прочие возможности и особенностиНовые возможности «Пассворк 6.0»4.1. Ярлыки4.2. Безопасная отправка паролей4.3. Оптимизация работы с LDAP4.4. Управление настройками4.5. Прочие улучшенияВыводыВведениеЦифровизация жизни современного человека привносит в повседневность удобство и комфорт, экономит время. Множество различных веб-сервисов и приложений для работы, спорта, здоровья, шопинга и т. п. рано или поздно накапливаются у каждого пользователя, и наступает момент упорядочить хаос доступов в удобную структуру. А если речь заходит о бизнесе или госсекторе, то важнейшими атрибутами становятся безопасность и возможность коллективной работы с конфиденциальными данными.Настанет день, когда придётся задаться простым вопросом: где хранить сотни корпоративных паролей и как ими делиться с коллегами?Единственным на данный момент продуктом подобного типа, внесённым в реестр Минцифры России, является корпоративный менеджер паролей «Пассворк», который начал свой путь ещё в 2014 году и за прошедшее время завоевал симпатии сотен компаний.«Пассворк» упрощает совместную работу с доступами к корпоративным сервисам и обеспечивает при этом необходимую безопасность.Парольные данные в «Пассворк» зашифрованы, хранятся строго на серверах клиента, не выгружаются в облако и не передаются наружу. Отдел ИБ управляет правами пользователей, контролирует все действия с паролями и проводит аудит безопасности.Необходимые доступы к корпоративным ресурсам всегда находятся у сотрудника под рукой: «Пассворк» представлен не только в виде удобной веб-платформы, но и в качестве мобильного приложения (Android, iOS), а также расширения для браузера (поддерживаются Chrome, Firefox, Edge, Safari).Когда будет полезен менеджер паролей «Пассворк»Допустим, компанию покинул работник — службе безопасности необходимо знать, какие пароли к каким сервисам необходимо изменить. Если, наоборот, в компанию поступил новый человек, то необходимо оперативно выдать доступ к ресурсам с учётом рисков испытательного срока. Менеджер паролей для бизнеса «Пассворк» позволяет экономить время в рутинных делах, удобно организовывая безопасную работу с паролями в компании.Зачастую доступ к самым ценным данным есть у ограниченного круга сотрудников. В случае когда важный работник отдела не на связи, а логин и пароль к нужному ресурсу по той или иной причине находятся только у него, корпоративные данные рискуют оказаться заблокированными. «Пассворк» позволяет организовать контролируемый доступ к важным данным компании без задержек для бизнеса, при этом снижая риски в информационной безопасности.В случае роста компании и увеличения штата администраторов в «Пассворк» безопасно устроена совместная работа с базой паролей, что усиливает киберзащиту, исключая утечки данных из внешних облачных хранилищ.Рабочих сценариев, когда «Пассворк» экономит время и оказывается полезным, множество. Помимо корпоративной безопасности парольный менеджер ориентирован на удобство в рутинных задачах, что делает его важным инструментом сотрудников на каждый день.Предлагаем рассмотреть возможности и взглянуть на интересные решения актуальной на этот момент версии корпоративного менеджера паролей «Пассворк» — 6.0.Функциональные возможности «Пассворк»Сейфы и папкиИспользуя принцип защищённых контейнеров (сейфов), «Пассворк» хранит пароли в зашифрованном виде на сервере организации. Рисунок 1. Зашифрованное хранилище паролей (сейф) Сейф может содержать как пароли, так и вложенные папки. Папка тоже является контейнером и позволяет структурировать пароли в рамках сейфа, объединяя тематически схожие кодовые слова в удобные иерархические структуры.«Пассворк» поддерживает два типа сейфов: доступ в личный сейф есть только у его владельца, доступ к сейфам организации определяется политикой доступа.256-битный мастер-пароль ограничивает доступ к каждому сейфу и автоматически генерируется случайным образом при создании хранилища. Криптографический алгоритм (ГОСТ или AES-256, на выбор администратора) отвечает всем современным требованиям по безопасности. Рисунок 2. Импорт данных в сейф «Пассворк» Поддерживается возможность импортировать пароли в сейф из файлов CSV, JSON или в формате KeePass XML.Администратор может создать, переименовать, удалить сейф или просмотреть историю действий с ним, а также добавить или удалить пользователя, просмотреть права доступа к сейфу. Рисунок 3. Добавление пользователя в папку Ролевая модель позволяет удобно разграничить права доступа работников компании к сейфам на этапе добавления пользователя.Работа с паролямиПароли можно редактировать, копировать в буфер или отправлять другому пользователю системы. Есть история действий с паролями для отслеживания всех редакций. Рисунок 4. Добавление нового пароля в «Пассворк» При добавлении новых реквизитов доступа необходимо заполнить ряд стандартных полей, а также активировать дополнительные опции, если нужно — например, добавить поле для секрета двухфакторной аутентификации или указать тег для дополнительной категоризации.Нельзя не отметить, что разработчики удобно внедрили опцию генерации паролей в одноимённое поле. По щелчку можно быстро сгенерировать пароль с учётом всех требований по сложности и безопасности.История изменений пароля отображается на вкладке «История действий», рядом на вкладке «Редакции» можно откатиться к предыдущим версиям пароля.Поле «Поиск» позволит найти строки во всей базе с учётом прав доступа. Рисунок 5. Поиск по базе доступов в «Пассворк» Здесь же можно быстро отфильтровать данные по цветовым меткам или тегам.«Пассворк» позволяет безопасно поделиться паролем с конкретным сотрудником напрямую, отправив пароль в личные сообщения. Рисунок 6. Личные доступы в «Пассворк» У владельца сохраняется контроль над паролем, все изменения будут отображаться у всех сотрудников, с кем пользователь поделился данными.Также возможно безопасно передать пароль в виде URL любому человеку за пределы «Пассворк» (но в пределах периметра сети компании), создав одноразовую ссылку или ссылку со сроком жизни.Управление пользователями и безопасностьКак мы отметили выше, в «Пассворк» реализована гибкая ролевая модель: каждому пользователю назначаются определённые уровни доступа к паролям. Рисунок 7. Управление пользователями в «Пассворк» По каждому пользователю представлено своего рода досье: роль, сейфы, активные доступы, статус, настройки, последние действия. Здесь же можно деактивировать, отредактировать и удалить учётную запись, сбросить её пароль, настроить права и применить роль. В один щелчок деактивированный пользователь лишается доступа ко всем паролям организации.Для регистрации нового пользователя в системе администратор в ручном режиме создаёт новый аккаунт или генерирует ссылку-приглашение для самостоятельной регистрации, после которой потребуется подтверждение от администратора (лично или через специальный код). Рисунок 8. Панель безопасности в «Пассворк» В сводной панели администраторы могут обзорно оценить текущее состояние системы. «Пассворк» собирает все события и метаданные, которые связываются с паролями, и на базе анализа даёт заключения и рекомендации.Панель интерактивна, можно по наведению курсора получить подсказку о рисках и статусе, быстро внести необходимые изменения, по щелчку переходя в соответствующий раздел. Рисунок 9. История действий в «Пассворк» Полезная функция для проведения аудита безопасности или расследований — запись всех действий пользователей и администраторов в системе. История действий может быть экспортирована по протоколу Syslog в комплексы управления событиями (SIEM).Прочие возможности и особенностиОбзорно отметим наиболее важные особенности «Пассворк»:Устанавливается на локальные серверы, все данные шифруются, доступ и контроль осуществляет только заказчик.Гибкое управление пользователями и правами.Поддержка Active Directory / LDAP позволяет проводить авторизацию в среде «Пассворк» по соответствующему протоколу.Поддержка прикладного интерфейса (API) для более богатого обмена данными с инфраструктурой компании.Поддержка сквозного входа (SAML SSO) и двухфакторной аутентификации благоприятна для безопасности и экономит время.Открытый исходный код позволяет провести аудит на предмет уязвимостей или нелегитимных функций.Полностью российский продукт, входит в единый реестр российского ПО.Поддерживает кластеризацию и позволяет организовать отказоустойчивую инфраструктуру.Гибкое лицензирование удовлетворит потребности компании на любом этапе роста.Сертифицированный партнёр Astra Linux и «РЕД СОФТ».Простой интерфейс и быстрая интеграция в любую ИТ-инфраструктуру.Поддержка алгоритмов шифрования ГОСТ открывает возможности для внедрения «Пассворк» в государственном секторе и отвечает политике импортозамещения.Качественный портал с документацией и оперативная техподдержка.Расширение «Пассворк» для браузера является полноценным приложением для работы с паролями, которое включает в себя следующие функции: доступ ко всем паролям, автоматическое сохранение данных и заполнение форм аутентификации, добавление и редактирование паролей, поиск, генератор паролей, блокировка расширения ПИН-кодом. Рисунок 10. Вид мобильной версии менеджера паролей «Пассворк» Мобильная редакция «Пассворк» поддерживает все ключевые возможности настольной версии и гарантирует, что важные данные компании защищены и находятся всегда под рукой у сотрудника.Новые возможности «Пассворк 6.0»В «Пассворк 6.0» расширены возможности совместной работы с паролями, усилена безопасность действий администраторов, улучшено управление LDAP, добавлены новые уведомления и в целом оптимизирован интерфейс, что делает взаимодействие с программным комплексом ещё более удобным в повседневной корпоративной рутине.ЯрлыкиЕщё один способ быстро предоставить дополнительный доступ к паролю — создать ярлык. Теперь нет необходимости дублировать пароли в разных сейфах, достаточно создать несколько ярлыков в нужных директориях, и команда получит доступ к паролю. Рисунок 11. Дополнительный доступ к паролю через ярлык в «Пассворк» В случае смены пароля коллеги будут в курсе всех изменений: в зависимости от настроек ролевой модели пользователи имеют возможность просматривать или редактировать данные через ярлык.Безопасная отправка паролейТеперь, когда администратор выдаёт доступ к паролю (через «Входящие» или ярлык), пользователю предоставляется доступ непосредственно к кодовому слову без выдачи «частичного доступа» в сейф. Рисунок 12. Отправка пароля сотруднику в «Пассворк» Такой подход повышает общую безопасность системы и усиливает контроль доступа как к сейфам, так и к определённым паролям.Оптимизация работы с LDAPРазработчики изменили интерфейс раздела LDAP в «Пассворк» и переосмыслили логику управления пользователями: добавлять новые учётные записи посредством протокола LDAP стало проще и безопаснее, особенно если активировано клиентское шифрование.Теперь при первом входе в систему работник самостоятельно устанавливает мастер-пароль и после этого администратор подтверждает добавление нового пользователя. Рисунок 13. Добавление нового пользователя из LDAP в «Пассворк» Добавление новых пользователей из AD происходит через отдельное модальное окно, а зарегистрированные ранее представлены на вкладке «Пользователи». Все данные обновляются в фоновом режиме.Важно отметить, что «Пассворк 6.0» отображает больше данных о группах безопасности: те, которые связаны с ролями или не подгрузились после обновления, помечаются соответствующими тегами. Так администратор видит, что необходимо изменить настройки поиска или удалить группу из списка, плюс это даёт информацию о том, какие именно пользователи входят в состав каждой группы безопасности.Управление настройкамиВендор доработал раздел настроек: переосмыслил логику и привёл всё к единому визуальному стилю. Рисунок 14. Оптимизированные системные настройки в «Пассворк» В настройках системы на вкладке «Глобальные» все, у кого есть соответствующий уровень доступа к сейфу (права на редактирование и выше), могут создавать ссылки на пароли и отправлять их другим пользователям «Пассворк».В «Пассворк 6.0» любые изменения в настройках необходимо подтверждать для устранения рисков от случайных действий; для этого добавлены кнопки «Сохранить» и «Отменить изменения» в системных настройках.Также сотрудники теперь могут самостоятельно настроить индивидуальный тайм-аут для выхода из системы; администраторы задают только максимальную длительность сеанса при неактивности.Администраторы могут разрешить пользователям самостоятельно выбирать язык интерфейса.Прочие улучшенияВ контексте оптимизации интерфейса в «Пассворк 6.0» доработали перетаскивание: теперь система предлагает действия на выбор (переместить, копировать или создать ярлык). Рисунок 15. Улучшенный интерфейс при перетаскивании Также выделим из улучшений:Отдельные окна для доступа в сейф и дополнительного доступа. Информация о доступе теперь отображается в двух окнах: в одном — пользователи и роли, у которых есть доступ в сейф, в другом — доступ к паролям из сейфа через ярлыки, ссылки или отправленные пароли.Кнопки действий с паролем. Для оптимизации работы с паролем добавлена кнопка «Редактировать», а для дополнительного доступа к паролю — кнопки для ярлыка, ссылки или отправки лично пользователю.Дополнительные поля при импорте и экспорте паролей. «Пассворк 6.0» позволяет перенести не только логин и пароль, но и дополнительную информацию, которая хранится внутри карточки пароля.Новые уведомления. Администраторы теперь получают уведомления о новых неподтверждённых пользователях, а сотрудники — о новых паролях во «Входящих».Более полная информация о «Пассворк 6.0» представлена на официальном ресурсе вендора.Разработчик отмечает, что для обновления до версии 6.0 необходимо выполнить несколько шагов по инструкции: сначала обновиться до версии 5.4, пройти миграцию данных и подтвердить это на клиентском портале «Пассворк».ВыводыКорпоративный менеджер паролей «Пассворк» — программный комплекс от российского разработчика, минималистичный удобный продукт для безопасной совместной работы с паролями в компании.«Пассворк» функционирует на базе защищённых хранилищ (сейфы), которые могут содержать парольные данные от любых систем (веб-ресурс, сервер, приложение, накопитель и т. д.), файлы ключей или сертификатов.Браузерное расширение и мобильное приложение, удобная иерархическая структура, полная интеграция с Active Directory / LDAP, авторизация с помощью SSO и 2FA, собственный API, ролевая модель доступа и отслеживание действий сотрудников обеспечивают безопасность, гибкость и комфорт в рутинных процессах организации каждый день.Программный комплекс разворачивается на мощностях компании-заказчика, данные хранятся в зашифрованном виде согласно требованиям регуляторов (ГОСТ или AES-256), что в контексте импортозамещения последних лет добавляет платформе веса. Кроме того, «Пассворк» поставляется с открытым исходным кодом, зарегистрирован в реестре отечественного ПО, имеет гибкую схему лицензирования, которая подойдёт как крупной состоявшейся корпорации, так и начинающей свой путь компании.«Пассворк» востребован на рынке РФ, ему доверяет множество организаций с 2014 года, продукт постоянно развивается и растёт. В свежем релизе «Пассворк 6.0» оптимизирован интерфейс, совместная работа стала ещё более гибкой и удобной, переработаны и расширены настройки, усилены безопасность и контроль за действиями пользователей, что увеличивает возможности специалистов по безопасности при расследовании инцидентов и предотвращении утечек конфиденциальных данных. Всё это делает «Пассворк» важным инструментом в корпоративном арсенале для продуктивной и безопасной совместной работы с данными доступа.Читать далее
    • Ego Dekker
      Домашние антивирусы для macOS были обновлены до версии 6.11.414. Добавлена поддержка macOS Sonoma (версия 14).
×