Перейти к содержанию
Сергей Ильин

Тест эргономичности персональных антивирусов

Recommended Posts

Сергей Ильин

У нас завершен абсолютно новый для нас тест персональных антивирусов на эргономичность (удобство использования). Этот тест мы обдумывали около года и наконец сделали.

Понятие "эргономичности" весьма сложное, комплексное и во многом субъективное. Последнего мы хотели избежать, поэтому методология нашего теста получилась очень непростой, в том числе в нем используются ссылки на ГОСТы по эргономике. Ознакомиться с ней можно здесь http://www.anti-malware.ru/node/9570 Описание метода GOMS (это сокращение от английского Goals, Operators, Methods, and Selection Rules) можно прочитать в этом документе http://www.anti-malware.ru/files/GOMS_Method.doc

Схема награждения лучших с точки зрения эргономичности продуктов опубликована здесь http://www.anti-malware.ru/node/9571

Мы планируем опубликовать результаты теста в течение недели, в зависимости от скорости получения комментариев от производителей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
strat

Какова практическая цель? Сказать клиенту - "Как ты можешь пользоваться таким неэнергономичным продуктом?" или чтобы производители почесались и косяки исправили?

исправьте ошибки в методологии

В тесте учувствовали четыре персональных
представленные ниже сборки актуальны на момент начала теста - 04.06.2011)

судя по версиям там должен быть 2012 год

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
jet

Я тоже сомневаюсь в практичности подобного теста. Ведь не каждый день рядовой юзер лезет в настройки антивируса, если вообще туда заглядывает. Есть один вопрос, по какой причине MSE не включен в список испытуемых?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
strat

в методологии написано, что список продуктов связан с долей рынка в России

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
SySOPik

Да , куда делся MSE ?

Кстати поддержу вопрос, что значит эргономичный ? Какие критерии эргономичности?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Какова практическая цель? Сказать клиенту - "Как ты можешь пользоваться таким неэнергономичным продуктом?" или чтобы производители почесались и косяки исправили?

Практических цели две:

1. Показать пользователям какой из антивирусов удобнее в использовании. Этот критерий является одним из основных при выборе продукта, наряду с эффективностью, скоростью работы и надежностью/стабильностью.

2. Дать производителям пищу для размышления и возможность внести улучшения в свои продукты.

судя по версиям там должен быть 2012 год

Все верно, поправили, была ошибка в дате.

Я тоже сомневаюсь в практичности подобного теста. Ведь не каждый день рядовой юзер лезет в настройки антивируса, если вообще туда заглядывает. Есть один вопрос, по какой причине MSE не включен в список испытуемых?

А тут речь не только о настройках. В частности фокус-группой оценивались следующие действия (в методологии это есть):

Сканирование определенной директории на наличие вредоносных программ.

Запуск полного сканирования всех дисков и областей.

Настройка сканирования по расписанию (в 12.00 каждый четверг).

Запуск обновления.

Восстановление файла из карантина.

Поиск в справке информации по работе с карантином.

Просмотр отчета о последнем сканировании и найденных угрозах.

Настройка сетевого экрана (добавить Adobe Reader в доверенные программы).

Добавление программы в исключение из проверки.

Настройка типа реагирования на обнаруженную угрозу – «Добавлять в карантин» или «Спрашивать у пользователя».

Это типовые активности, которые большинство юзеров делают с продуктов. И тут очень часто возникают проблемы, продукт начинает бесить. То карантин невозможно найти, то сканирование не понятно как запустить ну и т.д.

Да , куда делся MSE ?

Мы взяли 5 наиболее популярных продукта. MSE в их число не попал.

Кстати поддержу вопрос, что значит эргономичный ? Какие критерии эргономичности?

Все же написано в методологии http://www.anti-malware.ru/node/9570 даже есть рисунок 1, который наглядно отвечает на ваш вопрос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
~Джон Доу~
5. Техническая эстетика

Техническая эстетика оценивается комбинированным способом - при помощи экспертной оценки и анкетирования пользователей после работы с приложением.

Данный показатель складывается из оценки используемых в пользовательском интерфейсе шрифтов, цветов, анимации, звуковых сигналов, пиктограмм, программных элементов, группировок программных элементов.

С экспертами всё ясно.

А с пользователями - не совсем. Их самих, пользователей, тестировали на "эргономичность" (а вдруг у кого-нибудь из них бессонница была по причине зубной боли), возрастную и гендерную принадлежность и психологию, а так же - толерантность в ощущениях (вдруг они сознание перед тестом расширяли путём приёма веществ)?

Справки, заверенные нотариусом, от нарколога, психиатра и окулиста они предоставили?

Это важно! А то у всех же восприятие разное. Например, при кликании Настройки/Внешний вид/Тема и субъективном просмотре результатов (ежели у тестируемых продуктов присутствует подобный функционал конечно).

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Umnik
Это типовые активности, которые большинство юзеров делают с продуктов.
Сканирование определенной директории на наличие вредоносных программ.

Запуск полного сканирования всех дисков и областей.

Настройка сканирования по расписанию (в 12.00 каждый четверг).

Запуск обновления.

Восстановление файла из карантина.

Поиск в справке информации по работе с карантином.

Просмотр отчета о последнем сканировании и найденных угрозах.

Настройка сетевого экрана (добавить Adobe Reader в доверенные программы).

Добавление программы в исключение из проверки.

Настройка типа реагирования на обнаруженную угрозу – «Добавлять в карантин» или «Спрашивать у пользователя».

Нет связи между этими двумя цитатами. Приведенный набор - это набор задач, которые можно выполнить. Но не часто, а вообще. В моем окружении нет ни одного человека, и это я не утрирую, который бы выполнял эти задачи хотя бы один раз за последний год.

Таким образом оценка сводится к "на сколько просто выполнить такие-то задачи". Без учета, нужны ли эти задачи этому человеку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Таким образом оценка сводится к "на сколько просто выполнить такие-то задачи". Без учета, нужны ли эти задачи этому человеку.

Дима, соглашусь при одном НО. Если все эти задачи никому не нужны, то зачем они существуют? И более того, производители частенько указывают мол "да вы настройте то-то, зайдите сюда и все будет ХОРОШО". А потом сами же говорят, что туда лазить не нужно. :) Где логика?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Umnik
Если все эти задачи никому не нужны, то зачем они существуют?

Не знаю. Я бы с удовольствием вытравил множество настроек в KIS, к примеру. Ну и в MSE изменил бы логику и настройки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kartavenko M.V.
С экспертами всё ясно.

А с пользователями - не совсем. Их самих, пользователей, тестировали на "эргономичность" (а вдруг у кого-нибудь из них бессонница была по причине зубной боли), возрастную и гендерную принадлежность и психологию, а так же - толерантность в ощущениях (вдруг они сознание перед тестом расширяли путём приёма веществ)?

Справки, заверенные нотариусом, от нарколога, психиатра и окулиста они предоставили?

Это важно! А то у всех же восприятие разное. Например, при кликании Настройки/Внешний вид/Тема и субъективном просмотре результатов (ежели у тестируемых продуктов присутствует подобный функционал конечно).

:)

А у Вас есть справка от психиатра и диплом о среднем образовании, чтобы на форумах писать ;)

Пользователями выступали студенты 3-го курса кафедры психологии ТТИ ЮФУ. Все здоровые, бодрые (исследования начиналось в 10.20), 6 М и 6 Ж.

Тут дело не в конкретных пользователях (хотя особенности конечно у всех разные). Если Вы почитаете как буржуи проводят юзабилити-тестирование, то увидите, что они просто берут 5-6 случайных пользователей, для того, чтобы выявить типичные ошибки и проблемы интерфейса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.
Если Вы почитаете как буржуи проводят юзабилити-тестирование, то увидите, что они просто берут 5-6 случайных пользователей, для того, чтобы выявить типичные ошибки и проблемы интерфейса.

я не знаю как там буржуи проводят, но у нас например есть статистика о том какие кнопки нажимают миллионы наших пользователей. и не только кнопки, конечно.

а уж про толерантность и восприятие - это настолько отдельная тема, что вот из-за некоторых стран звук свиньи приходится убирать. а вашим-то студентам конечно оно пофигу будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Kartavenko M.V.
я не знаю как там буржуи проводят, но у нас например есть статистика о том какие кнопки нажимают миллионы наших пользователей. и не только кнопки, конечно.

а уж про толерантность и восприятие - это настолько отдельная тема, что вот из-за некоторых стран звук свиньи приходится убирать. а вашим-то студентам конечно оно пофигу будет.

Если не знаете как проводят буржуи - почитайте. Это как раз гуру в этой теме.

Хорошо что Вы собираете статистику и какое отношение имеет это к обсуждению методологии.

Понятно, что все люди разные и что из этого. Один из вопросов в наших анкетах касался и звуков.

Мы не предлагаем Вам некую истину или рецепт счастья. Это просто тест, оценивающий конкретные параметры программного продукта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.
Мы не предлагаем Вам некую истину или рецепт счастья. Это просто тест, оценивающий конкретные параметры программного продукта.

Точно.

Точно также как кривые тесты школьников "просканировал 200 вирусов, скачанных из интернета, Касперский пропустил 10!" - тоже оценивают какие-то параметры.

Но вот за тест "200 вирусов" принято гнобить, а тут нам предлагают нечто, под брендом уважаемой лаборатории АМ.

Впрочем, если Илье так угодно - хозяин-барин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
Точно также как кривые тесты школьников "просканировал 200 вирусов, скачанных из интернета, Касперский пропустил 10!" - тоже оценивают какие-то параметры.

Но вот за тест "200 вирусов" принято гнобить, а тут нам предлагают нечто, под брендом уважаемой лаборатории АМ.

Все же тут параллели нельзя такие проводить. Методика теста системная и она на выходе реально показывает у кого что хромает. Что касается выборки, то тут классика фокус-групп. Берем 12 человек, которые оценивают продукты по ряду критериев. Если бы фокус-группы не работали, то их бы никто не далал. Вопрос в том, как проводить фокус-группы и что у людей спрашивать. В данном случае у меня лично есть уверенность, что мы спрашиваем правильные вещи.

Возможно, из опубликованной методологии не все понятно, так как полная ее версия представляет из себя очень объемный документ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
у нас например есть статистика о том какие кнопки нажимают миллионы наших пользователей. и не только кнопки, конечно.

Такая статистика скажет только какие функции востребованы, а какие нет. Возможно, как-то получится вытащить данные о скорости работы (как быстро юзер находит нужную настройку и фичу). Но эта статистика не скажет вам ничего о количестве ошибочных действий юзера, его субъективной удовлетворенности интерфейсом продукта. Техническую эстетику, могут оценить внутренние эксперты по юзабилити, ок.

И самое главное. Это статистика только ваших пользователей. Вы не знаете, что думают об юзабилити продукта другие пользоватили.

Таким образом, результаты этого теста не противоречат никакой статистике. Наоборот, они ее дополняют. Я даже уверен, что ваши юзабилити-эксперты оценят тест по достоинству.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.
Но эта статистика не скажет вам ничего о количестве ошибочных действий юзера, его субъективной удовлетворенности интерфейсом продукта. Техническую эстетику, могут оценить внутренние эксперты по юзабилити, ок.

А этот тест скажет ?

И самое главное. Это статистика только ваших пользователей. Вы не знаете, что думают об юзабилити продукта другие пользоватили.

ась ? чего ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
mvs
я не знаю как там буржуи проводят, но у нас например есть статистика о том какие кнопки нажимают миллионы наших пользователей. и не только кнопки, конечно.

ооо какие подробности, а каким образом данная статистика собрана? уже не через KSN ли? или по анализам трейсов во время тестирования и обращения в саппорт? :)

эргономичность интерфейса есть смысл проверять на программах в которых каждый день трогают какие либо настройки и инструменты.. уже если тестировать то лучше консоли управления антивирусными продуктами.. сами антивирусы и их интерфейсы нет смысла, ну разве только если отчетов о сканировании и обнаруженных угрозах. Разработчики уделяют внимание только рюшечкам в главном окне, на остальное просто забивают - все равно там никто не лазит, и приоритеты ошибок GUI как правило низки, если они не вызывают падений продукта или некоректность работы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
А этот тест скажет ?

Да, покажет. Там есть разделы, которые показывают количество ошибочных действий юзера, его субъективную удовлетворенность интерфейсом продукта и оценку технической эстетики продуката.

ась ? чего ?

Повторю свою мысль. KSN собирает данные от пользователей Антивируса Касперского, которые его выбрали и используют. Понятно, что есть еще в разы больше пользователей, которые НЕ используют Антивирус Касперского и о них KSN ничего не знает. Мы же исследуем выборку из генеральной совокупности всех пользователей, а не только пользователей Антивируса Касперского. В этом принципиальная разница.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.
Повторю свою мысль. KSN собирает данные от пользователей Антивируса Касперского, которые его выбрали и используют. Понятно, что есть еще в разы больше пользователей, которые НЕ используют Антивирус Касперского и о них KSN ничего не знает. Мы же исследуем выборку из генеральной совокупности всех пользователей, а не только пользователей Антивируса Касперского. В этом принципиальная разница.

Ты сказал

@Вы не знаете, что думают об юзабилити продукта другие пользоватили[email protected]

Зачем нам знать, что думают о юзабилити нашего продукта пользователи не наших продуктов ? Как они вообще могут что-то думать о нашем юзабилити ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
уже если тестировать то лучше консоли управления антивирусными продуктами

Корпоративные продукты, а именно консоли управления, также планируется тестировать. Но начать мы решили с более простых вещей.

Вообще дискуссия выглядит несколько странно. Такое ощищуние, что меня пытаются убедить, что антивирусу интерфейс не нужен. А если он и нужен, то все равно какой он там. Допустим это так. Тогда нафига напрягаться и каждый год говорить об улучшениях интерфейса, его оптимизации и разных украшательствах, если он не нужен? Вендоры противоречят сами себе.

Юзеру важен интерфейс, даже если он туда и заходит пару раз в год. Он знает, что если что-то понадобится, то сможет это быстро найти и сделать. Некрасивый продукт в конечном итоге никто покупать не будет. Потому что мало кто хочет платить за "галимое поделье", разработчики которого настолько не уважают пользователя, что выпускают в продажу убожество в стиле Windows 95. Нормальные люди не покупают некрасивые машины, не женятся на страшных женщинах и не ставят себе софт с убогим интерфейсом :) Каждый хочет за свои деньги качественный и красивый продукт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
A.

Дорогие читатели, а теперь квест - Угадайте, насколько один интерфейс выигрывает у другого

007_DrWeb7_01sa.png

269232-norton-antivirus-2012-advanced-interface.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Umnik

Мы уперлись в две разных сути:

1. Реальное мнение конечного пользователя

2. Простота выполнения заданных задач

Проблема в том, что эти два пункта слабо связаны, но тест пытается это сделать. ИМХО зря. В тесте рассматриваются задачи, которые реальному пользователю вообще не уперлись. И реальный пользователь (точнее 6 человек) "тупит". А после этого теста больше никогда не будет снова выполнять эти задачи.

Если Сергей пойдет на переформулирования целей теста, то негативный напор сократится. Это не тест юзабилити. Для теста юзабилити нужно рассмотреть реальные взаимодействия пользователя с антивирусами (у ЛК есть такая статистика, кстати), а исходя из тех реальных задач сформировать список, по которому "прогнать" ну хотя бы эту шестерку.

Простой пример. Антивирус не требует обновить базы, даже если им уже пара месяцев (Симнтек, Касперский). Значит и пользователь не будет этого делать. А антивирус и сам обновит по необходимости. Зато вызвать окно настроек или включить и настроить Родительский контроль - это уже вполне задача для оценки.

Дорогие читатели, а теперь квест - Угадайте, насколько один интерфейс выигрывает у другого

Ох как я не люблю, когда логику iOS переносят в Win приложения. Тем более не целиком, а одним-двумя элементами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
strat

имхо drweb однозначно выигрывает по простоте на конкретном окне, только вот для большинства все спецтермины будут непонятны и они просто поставят все галки, а раз ставят все галки, то зачем их вообще разделять, пусть будет одна кнопка посередине "Запустить проверку" которая проверит все

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сергей Ильин
И реальный пользователь (точнее 6 человек) "тупит". А после этого теста больше никогда не будет снова выполнять эти задачи.Для теста юзабилити нужно рассмотреть реальные взаимодействия пользователя с антивирусами (у ЛК есть такая статистика, кстати), а исходя из тех реальных задач сформировать список, по которому "прогнать" ну хотя бы эту шестерку.

Выборка действий для этого теста очень важный его элемент, я согласен, но не ключевой. Если все настройки сделаны через Ж, то все равно какую из них дергать.

Простой пример. Антивирус не требует обновить базы, даже если им уже пара месяцев (Симнтек, Касперский). Значит и пользователь не будет этого делать. А антивирус и сам обновит по необходимости. Зато вызвать окно настроек или включить и настроить Родительский контроль - это уже вполне задача для оценки.

А многие ли лезут включать Родительский контроль? Вопрос будет тот же. Например я ручное обновление переодически дергаю, чтобы удостовериться что антивирус еще жив. А Родитеский контроль не включать мне даже в голову не придет на своем компьютере.

Потом тут есть еще один важный момент. Эти действия должны быть возможны в любом продукте. Тот же родительский контроль отпадает, так как он есть не у всех. Но это так, к слову.

Ох как я не люблю, когда логику iOS переносят в Win приложения. Тем более не целиком, а одним-двумя элементами.

Не ты один такой. Многие из тестовой группы на Нортоне "сломались". Хотя нарисовано все вроде как круто ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Создайте учетную запись или войдите, чтобы комментировать

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Сообщения

    • Quinzy
      Ну конечно, проигрывая деньги на ставках, ты конечно заработаешь себе на бизнес, ага. Не обязательно на обычной работе собирать деньги, чтобы вложиться в бизнес. Я даже скажу, что никакой бизнесмен так не делал. Все идёт через кредиты. И, кстати, игровой бизнес очень выгодный, когда ты сам ведешь казино или букмекерскую контору. Я вот подобным и пробую сейчас заниматься. Пока доделывают сайт, уже купил ПО с игровыми автоматами champion club casino https://sharks-soft.com/champion-club-casino/ , взял кредит, чтобы на развитие этого всего. Надеюсь быстро всё на игроманах окупится. 
    • AM_Bot
      «СёрчИнформ Контур информационной безопасности» («СёрчИнформ КИБ», КИБ) – российская DLP-система для защиты от утечек конфиденциальных данных, а также предотвращения и расследования внутреннего мошенничества. Ранее мы рассматривали ее архитектуру и технические требования, теперь же сосредоточимся на новых возможностях и сценариях применения.     Введение АрхитектураЧто умеет «СёрчИнформ КИБ»3.1. Контроль коммуникаций и передвижения информации по максимально возможному числу каналов3.2. Анализ перехвата3.3. Расследование инцидентовНовые возможности «СёрчИнформ КИБ»4.1. Контроль привилегированных пользователей: удаленные доступы и сессии4.2. Отключение сетевых устройств при связи по LAN4.3. Контроль новых каналов4.4. Расширение возможности контроля корпоративных облачных хранилищ4.5. Расширение функциональности для агентов на Linux4.6. Интеграция со СКУД «Орион Про»Выводы Введение  «Однозадачность» DLP-систем ушла в прошлое. Современные программы должны создавать полноценный контур информационной безопасности в компании, защищать от:утечек информации (в личных целях, в пользу конкурентов, по глупости и ошибке, из мести);корпоративного мошенничества (создания «боковых схем», взяточничества, кумовства);непродуктивного использования рабочего времени и ресурсов компании.«СёрчИнформ» фокусируется на оптимизации работы системы, расширении ее функциональности, а также выпускает родственные решения, которые работают в связке с DLP («СёрчИнформ SIEM», «СёрчИнформ ProfileCenter», «СёрчИнформ TimeInformer» и «СёрчИнформ FileAuditor», о котором писали недавно).Это — тоже в духе потребностей рынка, потому что в идеальном случае софт должен избавлять заказчика от необходимости переключаться с одного решения на другое, снимать вопросы внутренней безопасности в едином интерфейсе.Это — не первый обзор «СёрчИнформ КИБ». Вы можете прочесть полную информацию о предыдущих версиях программного обеспечения в обзорах 2016 и 2018 годов. В этом тексте для удобства повторимся в описании основных функциональных возможностей системы и расскажем об обновлениях. Рисунок 1. Линейка продуктов «СёрчИнформ». Все бесшовно интегрируются друг с другом  Архитектура«СёрчИнформ КИБ» имеет клиент-серверную структуру, защита данных обеспечивается:на конечных рабочих станциях;посредством взаимодействия с сетевым оборудованием или прокси-серверами;за счет интеграции с корпоративными системами.Продукт имеет 15 модулей контроля каналов передачи информации, 2 аналитических модуля. Что умеет «СёрчИнформ КИБ»Главное современное требование к DLP-системам – защищать информацию по всем каналам в любом формате, анализировать поток данных и немедленно выявлять среди них факты нарушения политик безопасности, в том числе в ретроспективном режиме.Рассмотрим, как это реализовано в «СёрчИнформ КИБ». Контроль коммуникаций и передвижения информации по максимально возможному числу каналовПередача данных, а также коммуникации сотрудников друг с другом и пользователями за пределами компании полностью берутся под контроль.«СёрчИнформ КИБ» собирает информацию из:почты;внешних устройств;FTP-серверов;принтеров;мессенджеров, включая те, что используют end-to-end шифрование (Telegram, WhatsApp, Viber);с микрофона, камеры, монитора и клавиатуры компьютера;трафика, переданного по HTTP/HTTPS-протоколам, а также запущенных программ;действий пользователей через удаленные соединения;облачных хранилищ.Контроль также возможен в режиме реального времени, т.к. DLP-система позволяет подключаться к монитору, микрофону, веб-камере. Рисунок 2. В «СёрчИнформ КИБ» — 15 модулей, которые держат под контролем все основные каналы передачи информации Анализ перехватаАналитические возможности – сильная сторона «СёрчИнформ КИБ». В отличие от решений конкурентов, система работает на движке собственной разработки – SearchServer, который создавался исключительно для использования в DLP. В прошлом году движок был обновлен, что повысило производительность всей программы на 30% (по результатам некоторых тестов — на 40%). Это ускорило все процессы, от первичной обработки информации до итоговой поисковой выдачи.SearchServer позволяет индексировать данные перехвата и искать по нему информацию, используя множество разных видов анализа: по словам, словарям, морфологии, атрибутам, по регулярным выражениям, цифровым отпечаткам, по алгоритму «поиск похожих», статистическим и комплексным поисковым запросам, а также любым комбинациям вышеперечисленных. В систему встроен бесплатный OCR-модуль – средство распознавания символов. Он позволяет обнаружить в массиве документов те, которые отвечают установленному образцу. «СёрчИнформ КИБ» также интегрирован с решением ABBYY FineReader Engine, имеющим более широкие, чем у бесплатной OCR, возможности распознавания текста на изображениях (более 200 языков, более качественное распознавание рукописных символов).Также система «понимает» попытки обхода политик безопасности, уловки, например использование цифр вместо букв, транслитерацию, умышленное искажение слов и даже попытки шифровать архивы.Поисковый движок КИБ поддерживает Unicode – он работает с документами на разных языках (решение адаптировано для работы в 26 странах), имеет совместимость со всеми популярными типами файлов.В новой версии также реализована возможность находить заданную комбинацию символов в точной последовательности. Эта опция появилась как альтернатива поиску по регулярным выражениям и позволяет не создавать лишнюю нагрузку на сервер. Она подходит, когда ИБ-специалист точно знает, какую комбинацию ищет (номер машины, договора, паспорта и т.д.). Рисунок 3. Обнаружены документы (авиабилеты) с помощью модуля распознавания текста   Запись аудио для экономии времени можно настроить по критериям: например, она может включаться каждый раз при запуске конкретных критичных процессов или программ.Такие мощные поисковые возможности позволяют реализовывать текущий контроль даже по самым сложно настроенным политикам безопасности, предотвращать преступления на этапе их планирования, а также проводить ретроспективные расследования, анализируя архив собранных данных.Расследование инцидентовВсе описанные выше возможности востребованны не только для одномоментного обнаружения инцидента по политикам безопасности, но и для сбора информации обо всех обстоятельствах нарушения, восстановления цепочки действий и круга причастных лиц. Всё это становится основой для доказательной базы.Сценарий использования:После установки DLP стало понятно, что региональный директор производственной компании и ее подчиненная берут «откаты». Более того, стало ясно, что происходило это на протяжении 12 лет. Суммы контрактов были большими, и за годы накопились миллионы долларов.Заподозрили схему благодаря анализу коммуникаций коллег друг с другом (устные переговоры, сообщения в мессенджерах). Далее ИБ-служба начала собирать всю информацию за эти годы. Подняли все заключенные обеими сотрудницами контракты, изучили цены и рынок, пообщались с представителями контрагентов. В итоге выяснилось, что сотрудница и руководитель закладывали «откат» в размере 10% от итоговой стоимости контракта. Во время общения со службой безопасности сотрудница признала наличие схемы. Обе причастные коллеги уволены.В качестве иллюстрации обстоятельств инцидента КИБ предлагает больше 30 базовых шаблонов отчетов. Они удобны для работы пользователей программы – ИБ-специалистов и ИБ-директоров. Кроме того, они позволяют быстро собрать информацию для отчета перед руководством.Отчет по связям – показывает каналы коммуникации, число сообщений по пользователям как внутри сети, так и с внешними адресатами.Рисунок 4. Граф отношений, построенный в Консоли аналитика  Контентный маршрут – описывает перемещение документов от отправителя к получателю как по внутренним, так и по внешним каналам связи. Рисунок 5. Контентный маршрут в «СёрчИнформ КИБ»  Отчет продуктивности и эффективности пользователей – показывает загрузку, фактически отработанное время, фиксирует ранние и поздние уходы, а также наглядно иллюстрирует эффективность сотрудников по тем процессам, которыми они были заняты в течение дня.Отчет по программам и устройствам – упорядочивает данные об установке и удалении программ, отражает изменения в комплектующих и устройствах, которые пользователи подключают к компьютеру.Пользователь может настроить для себя и другие отчеты под собственные нужды. Рисунок 6. Скриншот отчета    Новые возможности «СёрчИнформ КИБ»Контроль привилегированных пользователей: удаленные доступы и сессииВ новой версии функции контроля усилены, реализована функциональность для предотвращения опасных действий пользователей.В «СёрчИнформ КИБ» можно комплексно контролировать протокол подключения к удаленному рабочему столу (RDP) – основному средству удаленного администрирования Windows. С помощью гибких настроек стало удобнее управлять действиями пользователей при активном RDP-подключении:  задавать разные правила для ПК пользователя и удаленной машины – например, запретить копирование с одной стороны или вставку с другой;делать теневую копию всех файлов, обмен которыми идет в RDP;запрещать любое перемещение файлов через RDP-подключение.Также специалисты по безопасности смогут ограничивать действия сотрудников, которые используют VMware/VirtualBox для доступа к виртуальным средам (машинам, ресурсам, приложениям). КИБ заблокирует флешки и другие съемные устройства, если пользователь попытается подключить их к виртуальной машине. Рисунок 7. Настройка действий при использовании VMware/VirtualBox  Основная цель обоих инструментов – не дать пользователям с привилегиями занести на удаленную машину нежелательные файлы или украсть оттуда информацию. На данный момент в DLP конкурентов нет таких широких возможностей защиты терминальных серверов, виртуальных сред и средств удаленного администрирования. Первым шагом было взятие под контроль TeamViewer и его аналогов как самых популярных средств удаленного администрирования. После появились решения для контроля других инструментов, с помощью которых пользователи получают доступ к удаленным хранилищам и машинам.Сценарий использования:Сотрудник банка с привилегированным доступом был в курсе, что действия пользователей контролируются с помощью DLP «СёрчИнформ КИБ», но о том, что система видит действия пользователей во время удаленных сессий, не знал. В результате ИБ-служба увидела попытку сотрудника скопировать часть базы с персональными данными клиентов через интерфейс TeamViewer и предотвратила утечку.Отключение сетевых устройств при связи по LANВ КИБ появилась возможность контролировать действия пользователя при подключении сетевых устройств – реализована опция блокировки беспроводных соединений, если подключен сетевой кабель. Рисунок 8. Настройка действий при подключении по LAN  Опциональная блокировка работы Opera VPNВ КИБ добавлена возможность блокировать работу VPN-соединений в HTTPS/SOCKS в браузере Opera, что позволяет закрыть потенциальную «дыру» в безопасности сети. Без блокировки трафик VPN-соединений в Opera окажется фактически невидимым, и пользователь сможет обходить правила безопасности.Контроль новых каналовС момента прошлого обзора в «СёрчИнформ КИБ» расширена функциональность контроля переписки в бизнес-чате Bitrix24. Теперь мониторинг сообщений происходит путем интеграции с внутренним сервером Bitrix, что не создает дополнительную нагрузку на агент, облегчает возможность перехвата.Под контроль КИБ также взяты бизнес-мессенджеры Microsoft Teams, Slack, Lotus Sametime. В поле зрения специалистов по безопасности попадут документы, изображения и ссылки, которыми обмениваются пользователи.Корпоративные мессенджеры интегрированы с популярными облачными хранилищами и онлайн-планировщиками. Информация оттуда тоже станет доступной. Рисунок 9. Контроль мессенджера Slack. Сработала политика безопасности по «откатной» тематике  Теперь КИБ обеспечивает контроль наибольшего числа популярных мессенджеров – как общедоступных, так и корпоративных. Перехват информации из популярных мессенджеров с end-to-end-шифрованием (Telegram, WhatsApp, Viber и др.) осуществляется на уровне рабочих станций. При этом контролируются не отдельные приложения и типы коммуникаций, а клиенты для рабочего стола, веб-версии, тексты, звонки и файлы.«СёрчИнформ КИБ» находит утечки документов и файлов через переписки, а также обнаруживает коммуникации, сигнализирующие об опасных склонностях и поведении сотрудников.Сценарий использования:На производстве сдавали кислоту на утилизацию, за что организация платила подрядчику 12 тысяч рублей за каждую сданную тонну. В перехват DLP попала переписка из WhatsApp (веб-версия), сработала политика по словарю «боковые схемы». Из нее следовало, что сотрудник, ответственный за сдачу кислоты, каждый раз дописывает 5 лишних тонн. В результате по каждой сделке компания переплачивала 60 тысяч рублей (360 тысяч рублей за год).Расширение возможности контроля корпоративных облачных хранилищВ DLP-системе «СёрчИнформ КИБ» расширена возможность сканирования облачных хранилищ. Содержимое проверяется на соответствие политикам безопасности. Можно проверять документы, которые загружаются или скачиваются сотрудниками из корпоративной инфраструктуры, а также все данные, хранящиеся на аккаунтах. В новой версии функциональность доступна и для популярного хранилища OneDrive. В более ранних версиях КИБ под контроль были взяты Yandex.Disk, DropBox, CMIS.Расширение функциональности для агентов на Linux«СёрчИнформ КИБ» была первой системой, прошедшей сертификацию на совместимость с ОС Astra Linux Special Edition по программе «Software Ready for Astra Linux». Первоначально возможности КИБ для Linux были скромными, но вендор продолжает наращивать их, и сейчас они приближаются к возможностям для Windows-систем.Реализован сбор данных по протоколам HTTP, IM, Mail, FTP, Cloud для операционных систем Ubuntu 16.04.5 LTSи CentOS 7.6. Для CentOS 7.6 также доступна блокировка USB-устройств и сетевых ресурсов. Появилась возможность создавать белые/черные списки – обеспечивать контроль доступа.В новой версии реализована возможность добавления сайтов в черный и белый списки блокировки HTTP. Ранее это делалось на сетевом уровне, что не решало вопроса блокировки в том случае, если пользователь подключался к интернету посредством, например, Wi-Fi, розданного с личного телефона. Теперь блокировка возможна на уровне агента, что в случае необходимости ограничит или, наоборот, разрешит доступ к определенным сайтам с конкретного компьютера.Интеграция со СКУД «Орион Про»Решение поддерживает интеграцию со СКУД с 2017 года. В новой версии добавлена поддержка еще одной распространенной системы, «Орион-Болид». Данные из нее теперь возможно опционально отобразить в отчетах ProgramController:опоздания сотрудников,ранние уходы,журнал рабочего времени,посещения сотрудников,табель рабочего времени.Интеграция DLP со СКУД дополняет отчеты о соблюдении режима доступа информацией о продуктивности сотрудников и показывает, кто появляется на работе в срок, но проводит время за разговорами и кофе, симулирует сверхурочную занятость и т.д. DLP-система фиксирует на видео события, попадающие в поле обзора камеры компьютера. Но интеграция со СКУД позволяет дополнить картину инцидента еще и по «физическим» уликам в офисном пространстве.Сценарий использования:В тех компаниях, где предусмотрена оплата за отработанные часы, встречается форма «латентного» воровства – ненужные переработки, когда человек может сделать задачу за 4 часа, но будет делать ее весь день, а может, и останется на часок после работы. Для сотрудника это — «переработки», которые оплачиваются как сверхурочные.ИБ-служба должна выявлять такие факты. В этой истории ИБ-специалист проверил отчеты по ProgramController, выбрал сотрудников, которые работают более 10 часов, выгрузил данные из СКУД. Внимание привлекла аномалия по одному работнику. Он прошёл через турникет в 18:02, как и все, но судя по запущенным на компьютере процессам, работал за ним до 21:27. Возможные причины:кто-то работал за его машиной из-под его учетки,сам сотрудник работал удаленно,сбой в СКУД.Дальнейшее расследование показало, что «старательный» сотрудник логинился через TeamViewer Portable. Программы удаленного доступа в компании были запрещены, но для TeamViewer Portable не нужны права администратора. Так ИБ-служба раскрыла лазейку, которой воспользовался сотрудник, а также предотвратила «кражу времени» в компании. ВыводыВ целом «СёрчИнформ КИБ» уже можно рассматривать как многофункциональную «машину» для защиты не только данных, но и всего бизнеса от внутренних угроз. Задачи трансформации DLP перед вендорами встают регулярно, и «СёрчИнформ» движется в русле этого тренда.ДостоинстваПродукт позволяет выполнять смежные для DLP функции: eDiscovery, Time Tracking, Risk Management, криптозащита информации, аудит IТ-инфраструктуры, контроль привилегированных пользователей и другое. Также «СёрчИнформ КИБ» легко интегрируется с другими продуктами с «родственными» задачами (SIEM, FileAuditor, ProfileCenter).«СёрчИнформ КИБ» –  отечественная разработка. Наличие сертификатов и опыт позволяют реализовывать крупные и сложные проекты (максимальный размер внедрения – 50 тысяч рабочих станций), в том числе в госсекторе.Большое число контролируемых каналов (почта, внешние устройства, принтеры, мессенджеры, в том числе end-to-end, облачные хранилища, интеграция со СКУД и др.)Развитые возможности поиска и анализа информации, проведения расследований и сбора доказательной базы: обширный архив, в том числе теневых копий файлов с устройств, облачных хранилищ и т.п.Самые широкие среди конкурирующих продуктов возможности контроля удаленных и привилегированных пользователей.  Высокая скорость внедрения и возможность быстрого расширения функциональности благодаря модульной структуре.Более низкая, чем у продуктов конкурентов, нагрузка на IT-инфраструктуру.НедостаткиВ КИБ пока нет поддержки бесплатных СУБД.Нет поддержки macOS на агентах, нет агентов для мобильных платформ.Нет возможности использовать бесплатную операционную систему для сервера, работа только на платной ОС Windows Server.Функциональность для Linux развивается, но пока уступает возможностям агентов для Windows-систем.Вы можете запросить систему для бесплатного полноценного триала на любое число рабочих станций в течение месяца.  Читать далее
    • OlesyaAverina
      У нас случай был, когда в семье была охотничья собака. Так вот она жила одна на двухкомнатной квартире). Мы только ходили её кормить и выгуливать. Так вот после парочки жалоб соседей, тоже решили купить ошейник антилай https://satom.ru/k/osheyniki-antilay/ . Жалко конечно её таким мучить, но по другому к сожалению с этим бороться нельзя. 
    • Vladimir2314
      У меня собака ночью очень сильно воет. И я решил купить ей ошейник антилай. Подскажите пожалуйста где его можно купить по нормальной цене?
    • Quinzy
      Всегда забавляли игроки в "танки". Никто в армию идти не хочет, испытать всю эту жизнь в реальности, зато все спецы в танковом деле.)) На играх, как мне кажется лучше пробовать зарабатывать, а не наоборот. Тратить деньги на лишнюю броню. В реальной жизни это вряд ли поможет. Лучше играть и зарабатывать в какие-нибудь игровые автоматы. Я вот сам хочу этим заняться и тут  тренируюсь на бесплатных играх. Вроде ничего так выходит. Пора пробовать и на депозитных поиграть. 
×