iOS- и Android-шпион SparkKitty пробрался в App Store и Google Play

iOS- и Android-шпион SparkKitty пробрался в App Store и Google Play

iOS- и Android-шпион SparkKitty пробрался в App Store и Google Play

Специалисты по кибербезопасности обнаружили новый шпионский софт под названием SparkKitty. Он способен заражать мобильные устройства как на iOS, так и на Android. Причём распространяется он не только через сторонние сайты, но и в официальных магазинах приложений — включая App Store, что происходит крайне редко.

На iPhone SparkKitty маскировался под приложение для отслеживания курсов криптовалют и получения торговых сигналов.

Кроме того, он распространялся через поддельные страницы, имитирующие App Store — чаще всего в виде модифицированных версий TikTok и программ, связанных с азартными играми.

По словам специалистов Kaspersky, злоумышленники использовали один из легальных способов установки приложений вне App Store — через корпоративные инструменты. В заражённой версии TikTok троянец не только крал изображения из галереи, но и подменял содержимое профиля пользователя, добавляя туда ссылки на подозрительные ресурсы, принимающие криптовалюту.

На Android вредоносная программа попадала к пользователям через сторонние сайты и Google Play — под видом сервисов, связанных с криптовалютой. Одно из заражённых приложений, замаскированное под мессенджер с функцией криптообмена, было скачано более 10 тысяч раз. Эти приложения рекламировались в соцсетях и на YouTube.

После установки пользователь действительно получал обещанную функциональность, но вместе с ней — и шпионские возможности. SparkKitty отправлял злоумышленникам изображения из памяти устройства.

Предположительно, на этих фото атакующие могли искать данные, позволяющие получить доступ к криптокошелькам. На такую цель указывают и другие признаки: большинство заражённых приложений так или иначе были связаны с цифровыми активами, а в поддельный TikTok был встроен магазин, принимавший оплату в криптовалюте.

По данным исследователей, основная цель атакующих — пользователи из стран Юго-Восточной Азии и Китая. Однако под удар могли попасть и жители России. Отдельные технические детали указывают на связь этой вредоносной кампании с ранее обнаруженным троянцем SparkCat.

Разработчики платформ были уведомлены об обнаруженных шпионских приложениях. Продукты «Лаборатории Касперского» детектируют угрозу как:

  • HEUR:Trojan-Spy.AndroidOS.SparkKitty.
  • HEUR:Trojan-Spy.IphoneOS.SparkKitty.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

X лидирует по сбору данных о местоположении пользователей среди соцсетей

Новое исследование, посвящённое практикам сбора данных о местоположении в крупнейших социальных сетях, показало: пользователи делятся куда большим объёмом информации, чем привыкли думать.

Анализ деклараций в App Store по десяти популярным платформам — включая X, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), TikTok и другие — выявил, что именно X собирает максимальный объём сведений о местоположении.

Сервис получает как точные координаты, так и «приблизительные» данные — и делает это для всех целей, указанных в магазине приложений.

Как соцсети отслеживают местоположение

Практически все платформы в той или иной форме собирают информацию о местоположении пользователей. Даже если в настройках отключён доступ к точным координатам, компании могут определить примерное местоположение по IP-адресу, Bluetooth-сигналам или сопоставлению с другими источниками данных.

 

«Точные» координаты (с точностью до трёх и более знаков после запятой) позволяют формировать детальную картину передвижений: от места работы и визитов в медучреждения до интимных деталей вроде ночёвок вне дома. Сбор таких данных может происходить каждые полчаса.

Кто и зачем собирает данные:

  • X, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Threads, Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Pinterest и Snapchat используют точные геоданные для таргетированной рекламы.
  • 90% платформ собирают хотя бы приблизительное местоположение для рекламных целей.
  • Для собственных маркетинговых кампаний 60% соцсетей также применяют точные координаты.

Таким образом, у платформ формируется несколько параллельных каналов для создания подробных профилей пользователей.

Интересно, что Reddit оказался самым «щадящим»: он не связывает местоположение с личностью пользователя и не собирает точные координаты. TikTok и Reddit ограничиваются лишь грубыми данными.

В противоположность им, X, Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), Threads, Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России) и Pinterest отмечены как наиболее настойчивые в сборе геоинформации — в том числе для неясно обозначенных «других целей», что вызывает вопросы о прозрачности.

Проблема доверия

Авторы исследования отмечают явный разрыв между ожиданиями пользователей и фактическими практиками компаний. Даже отключение геолокации не гарантирует полной приватности — платформы находят способы получать данные через косвенные признаки.

Вывод один: сбор и использование геоданных стал повсеместным инструментом соцсетей, а X сегодня занимает первое место по интенсивности и полноте отслеживания. Для пользователей это означает новые вызовы в попытках сохранить личную жизнь под контролем.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru