Уровень инсайдерских утечек в промышленности снизился

Уровень инсайдерских утечек в промышленности снизился

Уровень инсайдерских утечек в промышленности снизился

Как показало регулярное исследование компании «СёрчИнформ» по оценке уровня информационной безопасности в России, в 52% промышленных компаний страны в 2024 году произошли утечки данных по вине сотрудников, что на 8% меньше, чем годом ранее (60%).

Авторы исследования отметили, что промышленные компании до сих пор ориентировались преимущественно на защиту от внешних угроз. Однако с введением новых норм, значительно усиливающих ответственность за утечки данных, включая уголовную, и с введением оборотных штрафов, мотивация компаний уделять внимание защите от внутренних угроз заметно возросла.

Исследование показало, что в 2024 году 52% промышленных компаний столкнулись с утечками данных по вине сотрудников, в то время как годом ранее этот показатель составлял 60%. Почти две трети инцидентов были случайными и происходили из-за незнания сотрудников основных норм и правил информационной безопасности.

 

«Чаще всего инциденты в сфере ИБ происходят из-за нарушений, допущенных сотрудниками. При этом большинство таких инцидентов, независимо от отрасли и масштаба бизнеса, связаны не с умышленными утечками, а с ошибками сотрудников, не обладающих достаточными ИБ-компетенциями. Повышение цифровой грамотности сотрудников поможет снизить риски нарушений и, в конечном итоге, уменьшить негативные последствия для компаний», — прокомментировал ведущий аналитик компании «СёрчИнформ» Леонид Чуриков.

В 2024 году чаще всего происходили утечки технической информации (53%) и данных о клиентах и сделках (37%). Утечки финансовой документации и персональных данных были зафиксированы в 31% и 23% промышленных компаний соответственно.

В 72% случаев причиной инцидентов стали действия линейных сотрудников или руководителей. В 23% случаев утечку спровоцировали руководители подразделений, а в 20% — высшее руководство. Каждый седьмой случай был связан с контрагентами.

Основными каналами утечек остаются электронная почта, мессенджеры и внешние накопители. На втором месте — фото на телефон, который может быть недооценен из-за сложности его контроля.

 

В случае утечки 84% компаний проводят расследование, однако лишь 26% из них уведомляют регулятора.

Кроме того, 45% промышленных компаний увеличивают ИТ-бюджеты, а 46% сохраняют их на прежнем уровне. О сокращении бюджетов сообщили только 9%. Основной причиной увеличения или сохранения ИТ-бюджетов являются потребности бизнеса.

Большая часть бюджетных средств (73%) направляется на продление лицензий, 59% — на закупку отечественного ПО и оборудования. 60% промышленных организаций используют встроенные средства ИБ в российских операционных системах, 42% — отечественные DLP-системы и NGFW. Половина опрошенных выделяет средства на оплату технической поддержки внедренных решений, а треть — на масштабирование уже существующих средств защиты.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru