Яндекс опубликовал подробный разбор масштабного сбоя 29 ноября

Яндекс опубликовал подробный разбор масштабного сбоя 29 ноября

Яндекс опубликовал подробный разбор масштабного сбоя 29 ноября

Сбой 29 ноября был вызван нарушением сетевой связности из-за технических неполадок в работе инфраструктуры «Яндекс Облака». Компания выложила подробный разбор и разъяснила причины.

Массовый сбой в работе целого ряда сервисов произошел вечером 29 ноября. Он затронул работу банков, служб доставки, операторов связи, соцсетей, маркетплейсов, интернет-компаний.

Инциденте также отразился на работе системы бронирования авиабилетов «Леонардо».

Уже вечером 29 ноября пресс-служба Яндекса признала в ответ на запрос «Ведомостей», что в одной из зон доступности Yandex Cloud возникли проблемы с сетевой связностью.

«29 ноября один из контроллеров сети отказал, и совокупность вышеуказанных факторов привела к тому, что сетевые контроллеры в пике могли осуществлять распространение нескольких миллионов обновлений маршрутов в секунду, при этом работая медленнее, но штатно, всё ещё сохраняя функциональность связанного сервиса, — такие подробности привели технические специалисты Yandex Cloud. — При этом пограничные маршрутизаторы (узлы, отвечающие за внешнюю связность) не были готовы к такому потоку обновления маршрутной информации и не успевали декодировать обновления. Это приводило к росту очереди обновлений одновременно на всех инстансах разных группировок внешней связности и связному росту потребления памяти. Рост нагрузки на пограничные маршрутизаторы привел к их частичному отказу».

Для устранения инцидента технические специалисты локализовали контроллер, который вызвал отказ, и восстановили его работоспособность. Помимо этого, они увеличили объем памяти и доработали механизм защиты от исчерпания памяти для группировок пограничных маршрутизаторов, отвечающих за внешнюю связность.

Затем сотрудники технической службы воспроизвели инцидент в лабораторном контуре для проверки эффективности сделанных изменений и приняли меры к тому, чтобы циклическое обновление невалидных маршрутов не повторялось, причем при разных сценариях. Полностью работы по устранению сбоя были завершены 1 декабря.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ущерб от Android-вредоноса NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей

F6 предупреждает о новой опасной вредоносной версии легитимного Android-приложения NFCGate. По данным аналитиков, она встроена в многофункциональный банковский троян RatOn и в ближайшее время может быть использована против клиентов крупных российских банков. Такой зловред позволяет злоумышленникам незаметно для владельца устройства похищать деньги как с банковских счетов.

По расчётам F6, только за первые 10 месяцев 2025 года ущерб от всех вредоносных версий NFCGate в России превысил 1,6 млрд рублей.

МВД также фиксирует рост заражений: во второй половине года на «обратную» модификацию NFCGate пришлось более половины всех инцидентов — 52,4%.

RatOn: новая и более опасная связка

Исследователи ThreatFabric первыми обнаружили RatOn в Чехии, а специалисты F6 смогли получить его образец и подробно изучить. По их словам, RatOn значительно мощнее предыдущих модификаций NFCGate: фактически, это целый набор инструментов для скрытного управления устройством.

Схема заражения выглядит так:

  1. Пользователь скачивает поддельное приложение — исследованный образец маскировался под TikTok.
  2. После установки на устройстве незаметно появляется второй APK-файл — троян удалённого доступа.
  3. Затем устанавливается третий APK — вредоносная версия NFCGate.

Эта «матрёшка» позволяет преступникам развернуть нужную функциональность поэтапно, не вызывая подозрений.

RatOn получает полный доступ к устройству через Android Accessibility — систему специальных возможностей, которая в данном случае используется в целях удалённого управления.

Троян умеет:

  • запускать банковские приложения, вводить ПИН-код и увеличивать лимиты операций;
  • выполнять автоматические переводы на заранее подготовленные счета;
  • собирать данные из приложений, соцсетей и мессенджеров;
  • подменять номера счетов и другие чувствительные данные;
  • отправлять СМС;
  • блокировать экран «чёрным окном», скрывая свою активность;
  • заставлять пользователя менять пароль и перехватывать его;
  • создавать новые контакты и подменять номера в телефонной книге.

Для удалённого контроля RatOn делает снимки экрана каждые 50 мс и передаёт потоковое изображение злоумышленникам.

Аналитики F6 отмечают: функциональность RatOn изначально адаптирована под русскоязычные приложения. Это значит, что разработчики закладывали возможность атаковать российских пользователей ещё на этапе разработки.

Кроме того, предыдущие версии NFCGate почти всегда доходили до России: сначала применялись за рубежом, а затем появлялись в атаках на российских клиентов банков.

Как защититься

Рекомендации специалистов F6:

  • не общаться в мессенджерах с незнакомцами, представляющимися сотрудниками банка или госструктур;
  • не переходить по ссылкам из СМС и сообщений;
  • не устанавливать приложения по совету посторонних и с непроверенных сайтов;
  • скачивать программы только из официальных магазинов (RuStore, Google Play);
  • внимательно читать отзывы о приложениях;
  • не сообщать никому логины, пароли, PIN и CVV-коды;
  • при подозрении на компрометацию карты — сразу блокировать её через банк;
  • не удалять банковские приложения по просьбе незнакомых людей.

Также можно самостоятельно проверить устройство:

  1. Какие приложения имеют доступ к NFC.
  2. Какой софт выбран платежной системой по умолчанию.
  3. Какие программы подключены к Android Accessibility.

Если среди них есть что-то неизвестное или установленное «по чьему-то совету», такое приложение лучше удалить.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru