Женщины и молодежь наиболее уязвимы для дистанционного мошенничества

Женщины и молодежь наиболее уязвимы для дистанционного мошенничества

Женщины и молодежь наиболее уязвимы для дистанционного мошенничества

Согласно статистике, собранной Роскомнадзором, больше половины жителей России сталкивались с телефонным мошенничеством. Наиболее уязвимыми категориями перед аферистами категориями оказались женщины и зумеры (они же «поколение Z», родившиеся в 1995-2014 гг.).

Более половины (56%) опрошенных «Ренессанс страхование» россиян сталкивались с телефонными мошенниками, причем зачастую неоднократно. 18% опрошенных получали один звонок, 26% — два, а 12% — три.

Чаще всего жертвами мошенников, по данным Роскомнадзора, становятся дети, пожилые люди и те, кто оказался в сложной материальной ситуации. Мошенники пользуются тем, что пожилые люди испытывают дефицит общения и при этом слабо разбираются в современных технологиях.

Поэтому они легко принимают «помощь» от мошенников, например, устанавливая вредоносное приложение под видом официального сервиса. Злоумышленники также часто эксплуатируют готовность пожилых людей помочь правоохранительным органам.

Дети и подростки нередко попадаются на уловки мошенников из-за недостатка жизненного опыта и слабого контроля за банковскими картами, оформленными на детей со стороны родителей. Наиболее простой схемой в отношении них является мошенничество с цифровым контентом: злоумышленники предлагают различные игровые предметы по заниженным ценам, а затем исчезают.

Детей вовлекают в разного рода дропперские схемы. За последние два года количество подобных инцидентов выросло в 74 раза. Такую статистику привел вице-президент Сбербанка Сергей Лебедь на слушаниях в Совете Федерации.

Но очень часто детей и подростков мошенники вовлекают в дропперство, что называется, «втемную», под видом помощи бизнесу или удаленной работы. Как прокомментировали для «Известий» в Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) при Банке России, в дропперство мошенники также активно вовлекают бывших воспитанников детских домов и людей, оказавшихся в тяжелой финансовой ситуации, а также одиноких и инвалидов. Все они рискуют столкнуться с юридическими последствиями, включая возмещение ущерба.

Самые уязвимые абоненты, по оценке компании PRO32 — те, кто спешит, загружен делами или занят важной беседой. Такие люди, полностью сосредоточенные на своем занятии, испытывают раздражение от внезапного звонка и, стремясь как можно скорее завершить разговор, иногда выдают важную информацию или устанавливают вредоносное приложение.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новая схема обмана: фейковый сайт аренды домов лишил россиян 2,3 млн ₽

Компания F6 зафиксировала новый вид онлайн-мошенничества, рассчитанный на желающих арендовать дом для отдыха в Подмосковье. Злоумышленники создали поддельный сервис бронирования под названием Point House и с его помощью обманули около 300 человек, которые в сумме перевели аферистам более 2,3 млн рублей.

По данным департамента Digital Risk Protection компании F6, мошенники адаптировали под аренду жилья популярную схему FakeDate — «фальшивое свидание».

Всё начинается с сайтов знакомств, телеграм-ботов и соцсетей, где пользователи видят анкеты якобы привлекательных девушек. Эти анкеты создаются с помощью заранее подготовленных фото, голосовых и видеосообщений, а за ними стоят скамеры, получающие материалы через специальные телеграм-боты.

После короткого знакомства «девушка» предлагает встретиться — но не в кафе, а в «уютном домике для отдыха» в Подмосковье. Она присылает ссылку на сайт Point House, уверяя, что уже пользовалась его услугами и может поделиться «промокодом» на скидку. На деле этот промокод — идентификатор, который помогает организаторам схемы отслеживать, какой из скамеров привёл очередную жертву.

Сайт Point House выглядит убедительно: на нём представлены четыре варианта домов, каждый из которых обозначен как «Последний вариант», чтобы создать ощущение срочности. После выбора домика пользователю предлагают указать дату, число гостей и ввести «промокод», а затем — ввести данные банковской карты, включая CVV-код. В этот момент деньги уходят мошенникам в качестве «предоплаты».

По данным F6, максимальная сумма, списанная со счёта одной жертвы, составила 74 тысячи рублей, минимальная — около тысячи.

Старший аналитик департамента Digital Risk Protection Мария Синицына отмечает, что конкуренция между скам-группами усиливается, и злоумышленники всё быстрее адаптируют старые схемы под новые тренды:

«Когда мошенники видят растущий интерес к определённой услуге — будь то аренда домов, доставка или онлайн-знакомства, — они быстро подстраивают под это уже известные сценарии обмана. Часто они используют не только реальные бренды, но и придумывают собственные фейковые».

Эксперты предупреждают: если сервис бронирования выглядит подозрительно, а оплата предлагается только через неизвестный сайт — лучше не торопиться с предоплатой и проверить дом или площадку через официальные источники.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru