В России предложили создать критерии доверия к ОС на базе Android для КИИ

В России предложили создать критерии доверия к ОС на базе Android для КИИ

В России предложили создать критерии доверия к ОС на базе Android для КИИ

АРПП «Отечественный софт» направила ФСТЭК России предложения разработать критерии доверенности для мобильных операционных систем на базе Android, используемых на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), госучреждениях и компаниях с госучастием.

Причиной для данного обращения, как говорится в официальном сообщении организации, стали возможные риски, связанные с использованием в госсекторе и КИИ операционных систем, разработанных на базе AOSP – версии Android с открытым исходным кодом.

Среди ключевых рисков AOSP в АРПП «Отечественный софт» прежде всего выделили следующие:

  • Отсутствие регулярных обновлений безопасности;
  • Сборка на зарубежных серверах, что создает риски уязвимостей и не декларируемых возможностей;
  • Риски конфиденциальности и безопасности данных за счет интеграции с элементами экосистемы Google, что может противоречить нормативной базе по защите данных;
  • Лицензионные и репутационные риски из-за использования AOSP без согласования с Google, что может быть расценено как нарушение лицензионных соглашений.

В документе АРПП «Отечественный софт» просит дать рекомендации по использованию мобильных устройств на базе AOSP на объектах КИИ, а также в государственных и муниципальных информационных системах, и выработать рекомендации по применению мобильных ОС для обеспечения безопасности данных.

Глава комитета по развитию экосистемы российских мобильных продуктов АРПП «Отечественный софт», генеральный директор «НТЦ ИТ РОСА» Олег Карпицкий отметил, что риски, которые обозначены в документе, касаются исключительно мобильных ОС и не затрагивают десктопные решения, в том числе операционные системы на базе Linux:

«Проблемы AOSP обусловлены их моделью разработки и распространения: они не являются полностью open-source и выпускаются корпорацией Google лишь раз в год, что ограничивает возможности для их безопасного и легитимного использования в России».

Разработкой операционных систем на базе AOSP в России занимаются Kvadra, часть холдинга Yadro (KvadraOS, однако она используются исключительно на планшетах Kvadra_T, предназначенных для потребительского рынка), «Ред софт» (РЕД ОС М) и «Атол» (ATOL OS). О планах на разработку мобильной операционной системы на базе AOSP также заявил «Аквариус». ОС на базе AOSP выпускают Яндекс, но она используется в телевизорах, и VK — для автомобильных бортовых систем.

По данным источников РБК, системы на РЕД ОС М используются в МЧС, но в ограниченных масштабах. В целом же объекты КИИ и госсектор не спешат переходить на российские решения из-за низкой активности регуляторов и руководства ведомств и компаний в данном направлении.

Между тем, как заявил министр цифрового развития, массовых коммуникаций и связи Максут Шадаев, министерство работает над созданием консорциума разработчиков мобильной ОС на базе AOSP. Она станет одной из систем, на которой будут работать планшеты для медиков и педагогического персонала. Главный мотив — использование накопленной базы приложений для Android.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru