Microsoft уличили в самовольном сборе данных для обучения нейросетей

Microsoft уличили в самовольном сборе данных для обучения нейросетей

Microsoft уличили в самовольном сборе данных для обучения нейросетей

Как выяснилось, набор функций Connected Experiences приложений Microsoft Office, предназначенный для анализа созданных пользователями материалов, передается в Microsoft для обучения нейросетей. Отключение этой функции возможно, но неочевидно. Сама корпорация все отрицает.

На включенную функциональность по умолчанию, обратил внимание пользователь соцсети X (бывший Twitter) под ником nixCraft. Причем явного согласия на это Microsoft не спрашивает.

«Этот параметр в дефолтной конфигурации позволяет Microsoft использовать любые документы, включая статьи, романы или другие произведения, в том числе являющиеся объектом авторских прав или содержащих коммерческую тайну без явного согласия авторов или владельцев, — предупреждает обозреватель онлайн-издания Tom’s Hardware Guide Антон Шилов.

«Возникает также конфликт интересов, поскольку данные, созданные в Microsoft Office, могут использоваться для обучения внутренних нейросетей в компаниях. По этой причине любой, кто обеспокоен защитой своей интеллектуальной собственности или конфиденциальной информации, должен немедленно принять меры».

Отключение данной функции возможно, но неочевидно. Для этого необходимо перейти в меню Файл → Параметры → Центр управления безопасностью → Параметры центра управления безопасностью → Параметры конфиденциальности → Параметры конфиденциальности → Сетевые функции → Взаимодействия для анализа контента и снять галочку с пункта «Включить функции, позволяющие анализировать содержимое».

По мнению Шилова, действия Microsoft находятся в русле общей тенденции использования данных пользователей для обучения ИИ, причем без явного согласия последних. Это не раз становилось поводом для скандалов и доходило до судебных разбирательств.

Microsoft ответила на обвинение. По словам ее представителей, Connected Experiences собирает некоторые данные с помощью офисных приложений, но это нужно только для работы сетевых функций, например, совместной работы над документами. Для обучения нейросетей эти данные не используются.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru