Данные утекали почти из каждой компании стран глобального Юга

Данные утекали почти из каждой компании стран глобального Юга

Данные утекали почти из каждой компании стран глобального Юга

Эксперты центра противодействия кибератакам Solar JSOC ГК «Солар» пришли к выводу, что утечки данных происходили практически у всех компаний стран СНГ и глобального Юга. Самая частая проблема, которая встречается в 98% организаций, — компрометация учетных данных сотрудников.

Отчет Solar JSOC  был составлен на основе анализа более 150 крупнейших организаций из госсектора и ключевых отраслей экономики стран СНГ (исключая Россию), а также Таиланда, Кубы, Ирана, Ирака, Эфиопии, Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ).

По оценкам Solar JSOC, хуже всего дела обстоят в госсекторе, транспорте и здравоохранении. Чуть лучше дела обстоят в силовых структурах и банковском секторе.

Одной из основных причин утечек корпоративных аккаунтов в странах СНГ и глобального Юга становится использование рабочих учетных данных (логина и пароля) при регистрации на сторонних сайтах и сервисах (например, бесплатной почты) с помощью корпоративного ящика. Среднее количество утекших записей на одну организацию составляет 4, а максимальное число — более 120 записей.

Проблема компрометации рабочих учеток актуальна и для России. По данным «Солара», в 2024 году 40% успешных атак начинались именно со взлома корпоративных аккаунтов. Это втрое больше, чем год назад.

Второй по значимости причиной инцидентов стали незакрытые уязвимости на ИТ-периметрах. Как показало исследование, в среднем на одну организацию приходится около 10 опубликованных веб-сервисов, которые содержат уязвимости выше 8,5 из 10 баллов по шкале CVSS score. В 75% организаций обнаружены незакрытые уязвимости, позволяющие злоумышленнику получить удаленный доступ в инфраструктуру через известные эксплойты.

Для России проблема уязвимостей также актуальна: доля подобных атак, в расследовании которых в 2024 году принимали участие эксперты «Солара», составляет 40% (против 61% в 2023 году). По мнению экспертов, это является свидетельством того, что под серьезным натиском атак российские организации стараются закрывать бреши на своих ИТ-периметрах.

«Проблема усугубляется тем, что в 80% исследованных организаций для удаленного доступа к корпоративным ресурсам (например, при работе из дома) не используется второй фактор аутентификации. То есть украденный пароль позволяет злоумышленнику беспрепятственно получить прямой доступ в инфраструктуру жертвы. В России аналогичные проблемы удаленного доступа имеют менее 20% ключевых организаций», — отметил директор центра противодействия кибератакам Solar JSOC Владимир Дрюков.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru