Телефонные мошенники готовы на самооговор ради заветного СМС-кода

Телефонные мошенники готовы на самооговор ради заветного СМС-кода

Телефонные мошенники готовы на самооговор ради заветного СМС-кода

ВТБ фиксирует рост популярности схемы телефонного мошенничества, сочетающей элементы социальной инженерии и взлом аккаунтов на сайтах госуслуг. Обманщики при этом звонят дважды, стараясь выманить одноразовый код доступа, высылаемый в виде СМС.

При первом звонке злоумышленник, выдающий себя за сотрудника госучреждения, сообщает о некоем заказном письме — например, из налоговой службы, и спрашивает, куда направить уведомление, на почту или имейл.

Если выбор сделан, собеседника просят назвать код из СМС, который якобы нужен для оформления заявки. И действительно, вскоре ему приходит текстовое сообщение «код восстановления доступа», однако к этому времени намеченная жертва может уже завершить разговор из-за возникших сомнений.

В этом случае злоумышленники перезванивают от имени той же госструктуры и говорят, что прошлый раз звонил мошенник и аккаунт пользователя уже взломан. Для принятия мер против кражи личных данных срочно требуется одноразовый код, высланный в СМС.

«Сейчас мы наблюдаем активный рост числа атак в гибридном формате, когда мошенники совмещают методы социальной инженерии и взлом аккаунтов пользователей, — комментирует старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов, возглавляющий департамент цифрового бизнеса. — По нашим данным, такие звонки составляют уже 30% от общего числа атак. Подобные схемы особенно распространены в период уплаты налогов».

Минувшей весной о двойных атаках телефонных мошенников предупреждал Т-Банк.

Согласно результатам проведенного ВТБ опроса, 85% пострадавших добровольно переводили деньги на указанные счета, снимали и передавали мошенникам наличные, раскрывали персональные данные. Сервис определителя номера используют более 70% респондентов, и 20% уверены, что это хорошая защита от нежелательных звонков.

Конституционный суд упростил иски для жертв телефонного мошенничества

Конституционный суд подтвердил право жертв телефонного мошенничества обращаться в суд по месту своего жительства, а не по месту проживания ответчика. Ранее, исходя из положений статей 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды нередко требовали подавать иски о возмещении ущерба именно по месту жительства ответчика.

С жалобой в высшую судебную инстанцию обратилась жительница Ставропольского края, сообщает «Российская газета».

Женщина стала жертвой злоумышленников, которые получили доступ к её онлайн-банку и похитили значительную сумму денег. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако его приостановили из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В ходе расследования при этом удалось установить номер банковской карты дропа. Потерпевшая подала иск к владельцу карты о взыскании неосновательного обогащения, однако суды отклонили обращения «за нарушение принципа подсудности», поскольку ответчик проживал в Московской области. Поездка в другой регион, как указала заявительница, была для неё связана с «болезненными и практически непреодолимыми трудностями».

Судьи Конституционного суда напомнили, что право на судебную защиту предполагает эффективное восстановление нарушенных прав и свобод посредством правосудия.

«Актуальная социально-криминологическая обстановка и меняющийся характер и динамика преступности дают дополнительные основания для совершенствования гарантий доступности правосудия для потерпевших от преступлений, — приводит издание выдержку из решения Конституционного суда. — При этом учёту подлежат особенности правовой природы отношений собственности как объекта посягательства и такого их предмета, в качестве которого выступают деньги, способные поступать в результате хищения в распоряжение лиц, находящихся в самых разных, в том числе весьма удалённых от места жительства потерпевшего, местах».

В итоге Конституционный суд признал необходимость отступления от принципа территориальной подсудности при подаче исков жертвами мошенников. В суде указали, что следование прежнему подходу смещает баланс в пользу потенциального ответчика, и такой дисбаланс должен быть устранён, в том числе на законодательном уровне.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru