Кибернаемники стояли за 44% целевых атак в I полугодии 2024-го

Кибернаемники стояли за 44% целевых атак в I полугодии 2024-го

Кибернаемники стояли за 44% целевых атак в I полугодии 2024-го

Количество киберинцидентов в первом полугодии 2024 года выросло на 60% год к году, за большинством атак стояли кибернаемники. Такой вывод сделали эксперты Центра исследования киберугроз Solar 4RAYS ГК «Солар».

Чаще всего целями профессиональных злоумышленников становились государственные организации, телекоммуникационные и промышленные компании.

Всего количество атакованных отраслей увеличилось с четырех в первом полугодии 2023 года до десяти в 2024 году. Особо эксперты выделяют ИТ, транспорт и логистику, а также здравоохранение.

За большинством расследованных атак стояли кибернаемники (44% атакующих), финансово мотивированные кибермошенники (28%) и проправительственные группировки (12%).

Доля кибернаемников среди категорий среди атакующих за год увеличилась без малого в 4,5 раза: в 2023 году на них приходился лишь каждый десятый инцидент. А вот атаки киберхулиганов (включая хактивистов) практически сошли на нет, хотя год назад на них приходилось более трети инцидентов.

Однако авторы исследования обращают внимание: деление группировок во многом условно и многие из них начинают вести себя по-другому. Например, в прошлом финансово мотивированные злоумышленники начинают действовать как кибернаемники или хактивисты, а также совершать атаки от имени силовых ведомств. Особенно характерна такая миграция для проукраинских группировок.

Скомпрометированные аккаунты (43% инцидентов) и уязвимости в веб-приложениях (43%) стали наиболее распространенными векторами первоначальной компрометации. Годом ранее на уязвимости в веб-приложениях приходилось 54% инцидентов из всех идентифицированных, на фишинг — 31% атак, а на скомпрометированные аккаунты — 15%.

Но при этом атаки стали короче. В 2024 году длительность трети инцидентов не превышала недели. Зато доля тех, где злоумышленники оставались в атакуемой инфраструктуре от 1 до 6 месяцев, снизилась с 30% до 19%.

Это в Solar 4RAYS связали с тем, что активность злоумышленников научились быстрее выявлять и пресекать. Хотя фиксировались случаи, когда атакующим удавалось закрепиться на два года и больше, тогда как в 2023 году таких случаев не отмечалось.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Новая схема обмана: фейковый сайт аренды домов лишил россиян 2,3 млн ₽

Компания F6 зафиксировала новый вид онлайн-мошенничества, рассчитанный на желающих арендовать дом для отдыха в Подмосковье. Злоумышленники создали поддельный сервис бронирования под названием Point House и с его помощью обманули около 300 человек, которые в сумме перевели аферистам более 2,3 млн рублей.

По данным департамента Digital Risk Protection компании F6, мошенники адаптировали под аренду жилья популярную схему FakeDate — «фальшивое свидание».

Всё начинается с сайтов знакомств, телеграм-ботов и соцсетей, где пользователи видят анкеты якобы привлекательных девушек. Эти анкеты создаются с помощью заранее подготовленных фото, голосовых и видеосообщений, а за ними стоят скамеры, получающие материалы через специальные телеграм-боты.

После короткого знакомства «девушка» предлагает встретиться — но не в кафе, а в «уютном домике для отдыха» в Подмосковье. Она присылает ссылку на сайт Point House, уверяя, что уже пользовалась его услугами и может поделиться «промокодом» на скидку. На деле этот промокод — идентификатор, который помогает организаторам схемы отслеживать, какой из скамеров привёл очередную жертву.

Сайт Point House выглядит убедительно: на нём представлены четыре варианта домов, каждый из которых обозначен как «Последний вариант», чтобы создать ощущение срочности. После выбора домика пользователю предлагают указать дату, число гостей и ввести «промокод», а затем — ввести данные банковской карты, включая CVV-код. В этот момент деньги уходят мошенникам в качестве «предоплаты».

По данным F6, максимальная сумма, списанная со счёта одной жертвы, составила 74 тысячи рублей, минимальная — около тысячи.

Старший аналитик департамента Digital Risk Protection Мария Синицына отмечает, что конкуренция между скам-группами усиливается, и злоумышленники всё быстрее адаптируют старые схемы под новые тренды:

«Когда мошенники видят растущий интерес к определённой услуге — будь то аренда домов, доставка или онлайн-знакомства, — они быстро подстраивают под это уже известные сценарии обмана. Часто они используют не только реальные бренды, но и придумывают собственные фейковые».

Эксперты предупреждают: если сервис бронирования выглядит подозрительно, а оплата предлагается только через неизвестный сайт — лучше не торопиться с предоплатой и проверить дом или площадку через официальные источники.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru