США актуализирует нормы кибербезопасности для гражданской авиации

США актуализирует нормы кибербезопасности для гражданской авиации

США актуализирует нормы кибербезопасности для гражданской авиации

Федеральная администрация авиации Министерства транспорта США обнародовала проект новых требований по кибербезопасности для воздушных судов.

Документ учитывает целый ряд новых реалий, связанных с устранением возможных злонамеренных влияний. Документ должен быть принят до конца 2024 г.

Предыдущая версия требований была принята еще 8 лет назад, в 2016 г. В них неоднократно вносились изменения, в итоге общий объем документов превысил 67 тыс. страниц печатного текста.

Но при этом отсутствовал единый подход к обеспечению кибербезопасности воздушного судна как единого целого. Кроме того, не была решена задача гармонизации требований между требованиями других национальных и наднациональных регуляторов. Другой проблемой, которую призван решить данный документ, является снижение сроков сертификационных испытаний.

«Регуляторы и промышленность должны постоянно контролировать среду угроз кибербезопасности, чтобы выявить и смягчить новые источники угроз. Эти конструкции могут вводить или допускать уязвимости кибербезопасности, которые исходят от USB-устройств, прошивок бортовых систем, сетей связи аэропортов и авиакомпаний, датчиков воздушных судов, мобильных и спутниковых сетей, GPS и других спутниковых систем позиционирования, портативных устройств», — говорится в преамбуле документа.

Для идентификации и оценки риска безопасности заявитель на получение сертификата летной годности должен будет выполнить анализ рисков безопасности для выявления всех условий угрозы, связанных с системой, архитектурой, внешними или внутренними интерфейсами.

Такая оценка должна будет проанализировать эти риски на предмет вероятности эксплуатации. Новые меры будут требовать от производителей и эксплуатантов компенсационных мер для выявленных рисков. Информация о возможных рисках и мерах по их устранению должна стать обязательной частью сопроводительной документации для авиационной техники.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru