Российские предприятия потратили на софт рекордную сумму

Российские предприятия потратили на софт рекордную сумму

Российские предприятия потратили на софт рекордную сумму

По оценке аналитиков FinExpertiza, российские крупные и средние предприятия потратили в 2023 г. на закупку и разработку ПО рекордные 329 млрд рублей, что на 6% больше уровня 2022 г. За последние шесть лет годовые корпоративные затраты на ПО в России увеличились практически в три раза.

Расчеты основаны на статистических данных Росстата (форма 12-Ф), по которой отчитываются крупные и средние предприятия (кроме банков, страховых компаний и других финансовых организаций, а также государственных и муниципальных учреждений).

Корпоративные расходы на создание и приобретение программного обеспечения включают в себя затраты на разработку и покупку всех видов ПО, а также других ИТ-продуктов.

Как подсчитали в FinExpertiza, в среднем каждая российская компания в 2023 году потратила на программное обеспечение 3,9 млн руб. Максимальные суммы, в среднем расходуемые на софт одним предприятием, фиксировались в Ямало-Ненецком автономном округе (13,8 млн руб. в год), Санкт-Петербурге (11,8 млн руб.), Москве (9,4 млн руб.), Вологодской области (6,1 млн руб.), Краснодарском крае (5,8 млн руб.), Татарстане (5,1 млн руб.), Московской области (2,44 млн руб.), Красноярском крае (2,43 млн руб.), Липецкой области (2,38 млн руб.) и Якутии (2,1 млн руб.).

Но при этом темпы роста в 2023 г. вдвое снизились по сравнению с 2022 г. Ускорение темпов увеличения рынка в FinExpertiza связали с ускоренным импортозамещением и экстренными закупками ПО взамен потерявшей работоспособность продукции ушедших с рынка зарубежных компаний.

Номинальные расходы корпоративного сегмента на разработку и закупку существующего программного обеспечения стабильно увеличивались из года в год с 2005 года. Исключением стали 2010-й и 2017-й, когда затраты снижались. Начиная же с 2018 года траты на софт демонстрируют непрерывный рост. Всего за последние шесть лет они увеличились практически в три раза.

«Рост затрат бизнеса на софт в 6% можно считать относительно невысоким — даже в пандемийном 2020-м он достигал 8,1%. Однако с учетом как среднегодовой потребительской инфляции (4,3%), так и промышленной инфляции (4%) реальные затраты лишь незначительно превысили прошлогодние. Если же брать в расчет базовую инфляцию (без учета позиций, цены на которые подвержены влиянию административного и сезонного факторов), которая в 2023 году составила 6,8%, а также принимать во внимание годовое удорожание непосредственной разработки ПО, оцениваемое экспертами более чем в 10%, то рекордно высокое значение в 329 млрд руб. кажется не таким уж впечатляющим. Причины замедления темпов роста затрат на компьютерный софт могут варьироваться в широких пределах: от приобретения компаниями многолетних лицензий — основные средства на ПО в таких случаях были израсходованы именно в 2022 году — до нехватки финансирования и покупки ПО с использованием серых импортных схем. Несмотря на формальный уход западных вендоров с российского рынка, корпоративные пользователи не готовы в одночасье отказаться от их продуктов, поскольку экстренный переход на аналоги, имеющиеся на российском рынке, создал бы очевидные риски, в том числе связанные с потерей данных», — комментирует результаты исследования президент FinExpertiza Елена Трубникова.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Ozon отстранил курьеров за использование данных клиентов

Маркетплейс Ozon сообщил об отстранении от работы курьеров, которые неправомерно использовали личные данные клиенток. Ранее депутат Госдумы Ксения Горячева обратилась к генеральному директору «Озон холдинг» Дмитрию Киму с запросом о мерах, предпринимаемых для защиты персональных данных пользователей.

Как передаёт ТАСС, документ с запросом оказался в распоряжении агентства. Поводом для обращения стали жалобы клиенток маркетплейса на недопустимое поведение курьеров.

В одном случае сотрудник использовал контактный номер покупательницы для личной переписки, в ходе которой допускал грубые и нецензурные выражения. В другом случае клиентка стала жертвой сталкинга — курьер звонил ей с разных номеров и проявлял агрессию в различных формах.

«О двух случаях, указанных в обращении, нам известно — эти курьеры были немедленно отстранены и внесены в чёрный список. Они больше не смогут доставлять заказы для сервисов Ozon, поскольку подобное поведение недопустимо», — сообщили в пресс-службе компании.

В Ozon также отметили, что с 2024 года в компании внедряется система защиты контактных данных клиентов. Теперь курьеры совершают звонки через виртуальные номера и не видят реальные контакты покупателей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru