Метод обхода Windows Smart App Control с 2018 года участвует в кибератаках

Метод обхода Windows Smart App Control с 2018 года участвует в кибератаках

Метод обхода Windows Smart App Control с 2018 года участвует в кибератаках

Проблема в Windows Smart App Control и SmartScreen, позволяющая киберпреступникам запускать программы без предупреждения от системы безопасности, как минимум с 2018 года использовалась в реальных атаках.

Задача Smart App Control — выявлять и блокировать ненадёжные, неподписанные или откровенно опасные файлы и приложения. Для этого система использует данные о репутации, полученные от аналитических служб Microsoft.

До Windows 11 функциональность Smart App Control выполняла система SmartScreen, которую представили в Windows 8. Они обе выводят предупреждения при попытке открыть скачанные файлы, помеченные Mark of the Web (MotW).

Специалисты Elastic Security Labs выявили баг, всплывающий при обработке файлов-ярлыков — LNK. В случае его эксплуатации злоумышленники могут обойти блокировку потенциально опасного софта.

Атакующий должен подготовить специальные LNK-файлы с нестандартными путями и внутренней структурой, чтобы при открытии такого файла процесс explorer.exe автоматически модифицировал его для правильного форматирования.

Однако проблема заключается в том, что при таком подходе с загруженных файлов удаляется ярлык MotW, который и используется для выведения пользователю предупреждений.

Источник: BleepingComputer

 

Например, злоумышленник может добавить точку или пробел в пути к целевому файлу или создать LNK-файл с относительным путём — «.\target.exe». Если пользователь нажмёт на ссылку, Проводник WIndows найдёт .exe с соответствующим именем, удалив при этом MotW, после чего запустит исполняемый файл.

 

«У Smart App Control и SmartScreen есть ряд конструктивных изъянов, которые могут убрать предупреждения системы безопасности без какого-либо взаимодействия с пользователем», — предупреждают исследователи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru