Новый Windows-бэкдор BITSLOTH использует службу BITS для С2-связи

Новый Windows-бэкдор BITSLOTH использует службу BITS для С2-связи

Новый Windows-бэкдор BITSLOTH использует службу BITS для С2-связи

Исследователи в области кибербезопасности наткнулись на ранее неизвестный Windows-бэкдор, использующий Фоновую интеллектуальную службу передачи (BITS) для получения команд (C2). Вредоносу дали имя BITSLOTH.

Впервые бэкдор попался на глаза специалистам компании Elastic Security Labs 25 июня 2024 года. Тогда его связывали с кибератакой на неназванное госучреждение Южной Америки.

«На момент этой публикации последняя версия бэкдора располагает 35 функциями, включая возможности кейлогера и захвата экрана. Кроме того, у BITSLOTH есть дополнительная функциональность, необходимая для обнаружения, перечисления и выполнения из командной строки», — пишут в отчёте исследователи Сет Гудвин и Дэниел Степаник.

По оценкам Elastic Security Labs, BITSLOTH находится в разработке с декабря 2021 года и используется операторами преимущественно для сбора данных. Пока бэкдор не связали с конкретной кибергруппировкой, однако эксперты утверждают, что его авторы могут говорить на китайском языке.

На связь с Китаем исследователей также натолкнуло использование инструмента RingQ. Последний обычно применяется для шифрования вредоносных программ, чтобы те могли уйти от детектирования.

 

Ранее в отчёте AhnLab Security Intelligence Center (ASEC) отмечалась связь китайской киберпреступной группы с серверами, распространявшими вредоносы с помощью RingQ.

Сам бэкдор BITSLOTH использует библиотеку «flengine.dll» и метод сторонней загрузки (DLL sideloading), внедряясь в легитимный исполнимый файл популярного секвенсора и DAW — FL Studio.

«В последней версии BITSLOTH получил новый компонент для планирования, позволяющий выбирать отдельные временные промежутки для работы в системе жертвы», — объясняют исследователи.

Бэкдор может выполнять команды, выгружать и скачивать файлы, составлять список файлов, собирать данные с помощью фиксации нажатий клавиш и записи экрана.

Помимо этого, вредоносная программа устанавливает связь с командным центром, используя BITS — фоновая службы служба передачи, которая обычно применяется сисадминами для скачивания файлов или их отправки на веб-серверы.

Треть звонков от организаций не маркируется

Около трети звонков от организаций по-прежнему не маркируются, несмотря на то что соответствующее требование действует с 1 сентября 2025 года. Эксперты связывают это с игнорированием нормы со стороны небольших операторов связи, нерешёнными вопросами оплаты и фактическим отсутствием ответственности за её несоблюдение.

Как пишут «Известия», до трети звонков от компаний остаются анонимными.

По данным источников издания, такие вызовы чаще всего проходят через фиксированные сети небольших операторов, которых в России насчитывается около тысячи. В целом же, отмечают собеседники «Известий», в маркировке звонков не заинтересованы ни сами операторы, ни их корпоративные клиенты. Особенно это касается банков и микрофинансовых организаций.

Как сообщил РБК со ссылкой на источники, с 27 января вся «большая четвёрка» мобильных операторов перестала маркировать звонки от крупнейших банков, включая Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Причиной, по данным источников на финансовом рынке, стало отсутствие договоров между банками и операторами связи.

«По нашим данным, примерно одна треть от общего количества звонков, поступающих нашим клиентам ежемесячно, не маркируется, — сообщили “Известиям” в “Вымпелкоме” (Билайн). — При этом доля таких вызовов может меняться от месяца к месяцу. Как правило, речь идёт о звонках от компаний финансового сектора и небольших операторов связи».

Официальный представитель Т2 Дарья Колесникова оценила долю немаркированных звонков в 35–40%. По её словам, корпоративные заказчики, особенно из финансового сектора, сферы недвижимости и числа небольших операторов, зачастую не заинтересованы в подключении услуги из-за нежелания оплачивать маркировку.

Источники «Известий» также указывают, что такую позицию усиливает отсутствие прямой ответственности за саботаж маркировки. На эту проблему обращали внимание ещё в феврале 2020 года, когда инициатива только обсуждалась. Тогда Минцифры обещало проработать механизм ответственности, однако соответствующие изменения так и не были реализованы.

Партнёр ComNews Research Леонид Коник напомнил, что в правительственном постановлении, регулирующем маркировку звонков от организаций, прямо не прописан характер договоров между операторами и коммерческими заказчиками — в том числе, должны ли они быть возмездными. По его оценке, сама операция обходится оператору в среднем в 30 копеек за звонок, вне зависимости от того, состоялось соединение или нет. Малые операторы и бизнес-клиенты компенсировать эти расходы, как правило, не готовы.

«Многие компании и индивидуальные предприниматели не заключили со своими операторами договоры на маркировку. Причём зачастую речь идёт вовсе не о мелком бизнесе», — констатирует Леонид Коник.

«Поскольку наибольшую долю среди немаркированных звонков составляют кредитно-финансовые организации, мы ожидаем от Банка России указаний о необходимости обязательной идентификации таких вызовов, — заявила Дарья Колесникова. — Это критически важно, поскольку маркировка не только снижает раздражение абонентов от нежелательных звонков, но и помогает бороться с телефонным мошенничеством».

«В Кодексе об административных правонарушениях необходимо закрепить конкретные меры ответственности за звонки без маркировки. Кроме того, должны быть разработаны документы, чётко регламентирующие оплату этой услуги», — считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

По мнению Дениса Кускова, маркировка звонков — полезный инструмент, который помогает абонентам понять, можно ли доверять вызывающему номеру. При этом он признаёт, что стоимость услуги остаётся ощутимой нагрузкой для бизнес-заказчиков и небольших операторов связи.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru