Роскомнадзор предложил ранжировать операторов ПДн по степени полномочий

Роскомнадзор предложил ранжировать операторов ПДн по степени полномочий

Роскомнадзор предложил ранжировать операторов ПДн по степени полномочий

Роскомнадзор прорабатывает систему ранжирования операторов персональных данных, чтобы сократить объемы хранимых ПДн. Регулятор убежден, что разделение таких обработчиков по уровням доступа поможет эффективно бороться с утечками.

В настоящее время в реестре федеральной службы надзора числится более 950 тыс.  операторов ПДн. Среди них с большими объемами данных (свыше 1 млн записей) имеют дело менее 100.

«Стоит дифференцировать операторов данных: ввести несколько рангов, которые будут зависеть от объема накапливаемых данных, способности автономно решать сложные задачи и в целом от стратегического назначения оператора, — пояснил замглавы РКН Милош Вагнер, выступая в Питере на международном юридическом форуме (ПМЮФ). — Например, операторы первого ранга могли бы помогать операторам поменьше, взяв на себя функции по защите информации и контролю доступа к ней, по проведению аудитов и прочего. Операторам низшего ранга также стоит предоставить возможность работать с минимальным количеством данных, не накапливать их, не передавать третьим лицам».

В настоящее время россиян по любому случаю заставляют давать согласие на обработку персональных данных, и это большая проблема, считает спикер. Привязанный ссылкой документ (расшифровка набора куки, условия использования и т. п.) может содержать текст на десятках листов.

Стремясь получить нужный доступ, многие принимают условия, не вдаваясь в подробности,  и в итоге их данные могут разойтись по 20-30 организациям, с которыми потом придется контактировать.

Действующий с 2006 года Закон об обработке персональных данных (№152 –ФЗ), по мнению Вагнера, давно требует модернизации. Назрели, к примеру, поправки, предусматривающие простой механизм отказа от обработки персданных — за один клик.

Необходимо также составить детальные инструкции по хранению такой информации для операторов ПДн и узаконить их право на использование доверенных систем идентификации. В случае утечки базу обезличенных идентификаторов и транзакционных данных будет сложно расшифровать и использовать со злым умыслом.

В начале текущего года эксперты отметили, что объем утечек в России существенно возрос. По данным РКН, с января в Сеть было слито свыше 510 млн записей ПДн; регулятор при этом зафиксировал лишь 19 фактов утечки. По итогам 2023 года эти показатели составили 300 млн и 168 соответственно.

Ввиду роста угрозы Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) запустил онлайн-сервис проверки утечек, аналогичный Have I Been Pwned. С его помощью пользователи смогут самостоятельно контролировать сохранность своих данных.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru