Дедлайн на импортозамещение близок, субъекты КИИ удвоили расходы на ИБ

Дедлайн на импортозамещение близок, субъекты КИИ удвоили расходы на ИБ

Дедлайн на импортозамещение близок, субъекты КИИ удвоили расходы на ИБ

По данным «Кода Безопасности», в I квартале 2024 года объемы инвестиций в кибербезопасность критически важных объектов РФ (КИИ) увеличились на 92%. Рост активности эксперты объясняют стремлением соблюсти требования по переходу на отечественные решения.

Сроки импортозамещения ИБ- и ИТ-продуктов для КИИ определены указами Президента РФ № 166 от 30.03.2022 и № 250 от 01.05.2022. Все работы на этом направлении должны быть завершены к 1 января 2025 года, однако а прошлом году возникли опасения, что далеко не все субъекты КИИ успеют перейти на российские разработки до дедлайна.

«За предыдущие два года компании проанализировали доступные решения на российском рынке и провели пилотные проекты, теперь начинается закупка выбранных продуктов, — комментирует результаты исследования Федор Дбар, коммерческий директор «Кода безопасности». — Большинство компаний решили активно внедрять отечественные средства информационной безопасности до конца первой половины 2024 года. Часть компаний активизируются лишь во втором полугодии. Во многом это связано с тем, что импортозамещение они начали позже остальных».

Большие прочих российскими СЗИ интересуются владельцы и операторы ГИС, на их долю, по оценке экспертов, приходится около половины закупок. В разделении по вертикалям по объему инвестиций лидируют ИТ и телеком, госсектор и ВПК, а также научно-технические организации. Ожидается, что к концу года этот список пополнят финансовые институты.

Чаще всего субъекты КИИ приобретают средства сетевой безопасности, что объяснимо в условиях цифровизации экономики и роста числа кибератак. В объемах закупок преобладают NGFW, межсетевые экраны с функциями VPN и комплексы доверенной загрузки для защиты конечных точек.

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru