Группа APT36 заражает Android-устройства вредоносными клонами YouTube

Группа APT36 заражает Android-устройства вредоносными клонами YouTube

Группа APT36 заражает Android-устройства вредоносными клонами YouTube

Киберпреступная группировка APT36, которую также называют «Transparent Tribe», теперь использует как минимум три Android-приложения, замаскированные под YouTube. Задача этого софта — заразить смартфоны жертв трояном CapraRAT.

Как только вредонос проникает на устройство, он начинает собирать данные, записывать аудио и видео. Другими словами, функциональность полностью попадает под определение шпионского софта.

APT36 принято связывать с Пакистаном, эта группировка часто использует фейковые Android-приложения в качестве приманки. На последнюю кампанию киберпреступников обратили внимание исследователи из SentinelLabs.

Вредоносные APK с копиями YouTube хранятся в сторонних магазинах приложений, обойти защитные механизмы Google Play Store злоумышленникам не удалось.

Чтобы жертва загрузила и установила программу, атакующие, скорее всего, прибегают к методам социальной инженерии. Сами APK уже успели побывать на VirusTotal в апреле, июле и августе 2023 года.

Два загруженных файла назывались «YouTube», ещё один — «Piya Sharma». В процессе инсталляции софт запрашивает много потенциально опасных разрешений, однако подозрения пользователя может нивелировать маскировка под YouTube.

 

Стоит отметить, что софт действительно изо всех сил старается показать жертве «реальный» YouTube, однако на деле всё происходит через WebView и представляет собой веб-версию хостинга видеозаписей. Кроме того, отсутствует ряд функций, доступных в легитимном YouTube.

 

На устройстве CapraRAT может выполнять следующие действия:

  • записывать аудио с микрофона, а видео — с фронтальной и основной камеры;
  • собирать СМС-сообщения, историю вызовов и информацию из переписок;
  • отправлять СМС-сообщения и блокировать входящие;
  • снимать скриншоты;
  • обходить системные настройки, особенно сетевые и GPS;
  • модифицировать файлы в операционной системы.
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru