Бизнес критикует проект ФСБ о передаче данных пассажиров такси

Бизнес критикует проект ФСБ о передаче данных пассажиров такси

Идея ФСБ собирать с агрегаторов такси данные о геолокации и платежах обернется “многомиллиардными затратами”. Так считают в АНО “Цифровая экономика”. Понятия размыты, а некоторые формулировки дублируют уже имеющиеся требования.

Круглосуточная передача ФСБ информации от сервисов такси несет риски для бизнеса в отсутствие существенных преимуществ для государства. Такое заключение на проект силового ведомства дали в АНО “Цифровая экономика”. Текст документа оказался в распоряжении РБК.

Кроме того, инициатива силовиков налагает на всю ИT-отрасль существенные финансовые издержки, считают участники рынка. 

Председателем набсовета АНО является вице-премьер Дмитрий Чернышенко, также в состав совета входят министр экономического развития Максим Решетников, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев и представители крупнейшего российского бизнеса.

Формулировка одного из пунктов постановления, предложенная ФСБ, предполагает, что не только службы такси будут обязаны передавать информацию о платежах и геолокацию, а все организаторы распространения информации (ОРИ), опасаются в АНО “Цифровая экономика”.

Последние сейчас обязаны предоставлять ФСБ и другим уполномоченным госорганам данные о действиях пользователей, включая содержимое переписки. К ним относятся более 300 организаций, в том числе “Яндекс” и его сервисы, а также “Пикабу”, LiveJournal, Habr, Тинькофф Банк, “Авито”, VK и другие.

Помимо этого у АНО возникли и другие “концептуальные замечания”.

В проекте, например, не раскрыто понятие и объем “электронного мониторинга геолокации” и не указано, чью конкретно геолокацию (пассажира или водителя) нужно передавать ФСБ.

Более того, у служб заказа такси нет технической возможности передавать данные о геолокации в режиме реального времени.

Сам мониторинг геолокации дублирует данные, которые уже запрашиваются у сотовых операторов в рамках СОРМ.

В проекте не раскрыто понятие и объем “средства платежа”, а текущая формулировка допускает возможность запрашивать у служб заказа легкового такси неограниченную финансовую информацию о пользователях, которой те не владеют.

Для хранения данных сервисы такси будут вынуждены создавать новые базы, для этого потребуются дополнительные расходы.

По оценке АНО “Цифровая экономика”, в случае принятия проекта в текущем виде службы такси будут вынуждены дополнительно понести “многомиллиардные затраты” и тратить около 10% от реализации на ежегодное обслуживание новых требований.

Закон о такси был принят в конце 2022 года. Служба заказа такси обязана предоставлять федеральному органу исполнительной власти в области безопасности доступ к информационным системам и базам данных, но не автоматически, а по запросу.

В марте ФСБ разработала проект постановления правительства, в котором предложила обязать агрегаторы такси предоставлять во внесудебном порядке “круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси”.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru