Яндекс Диск используется в целевых кибератаках на российский ТЭК

Яндекс Диск используется в целевых кибератаках на российский ТЭК

Яндекс Диск используется в целевых кибератаках на российский ТЭК

Хакеры начали использовать Яндекс Диск в атаках на российские медиаресурсы и топливно-энергетические компании. Речь о группировке АРТ31, которую считают китайской. Эксперты рекомендуют “не витать в облаках” без антивируса.

О схеме с использованием Яндекса Диска для кибератак рассказали в Positive Technologies. До этого преступники задействовали популярные зарубежные сервисы OneDrive и Dropbox. Хранилище из России злоумышленники использовали впервые, утверждают специалисты.

Загрузить в подобные файловые хранилища вредоносный код просто — компании не имеют права идентифицировать личные файлы пользователей. 

Обнаружить саму вредоносную активность сложно, она выглядит как обычный трафик.

Заражение устройства происходит так: жертва по электронной почте получает документ с названием, например, «список.docx». Как только его открывают, файл начинает загрузку макроса (специального алгоритма, записанного злоумышленником заранее).

 

Алгоритм приводится в действие и загружает три файла: исполняемый (набор инструментов, заставляющий компьютер выполнить определенную задачу), вредоносную библиотеку и сам документ, который должен отвлечь внимание пользователя.

Исполняемый файл — это компонент “Яндекс Браузера”, уязвимого к кибератаке, сказали в Positive Technologies. Там уточнили: “Яндекс Браузер” в полном составе не используется, то есть у пользователя на компьютере может быть открыт любой другой, задействован один конкретный файл. Далее вирус идет на “Яндекс Диск” и забирает оттуда необходимые ему команды, рассказали специалисты.

Исследование показало, что атакующие используют “Яндекс Диск” в качестве контрольного сервера. Хакеры из APT31 задействовала популярный облачный сервис в том числе для того, чтобы трафик был похож на легитимный, объяснил эксперт Positive Technologies Даниил Колосков.

По его словам, вредоносную программу, которую применяют в качестве контрольного сервера “Яндекс Диск”, крайне сложно идентифицировать.

Чтобы защитить себя, эксперты по информационной безопасности советуют с недоверием относиться к любым вложениям в электронных письмах, пришедших с незнакомых адресов.

Переход на российские облачные хранилища для атаки на российских же пользователей выглядит весьма логичным и прогнозируемым, комментирует новость для Anti-Malware руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ компании “Газинформсервис” Сергей Полунин.

“Подобные зарубежные сервисы стали ограничивать доступ для россиян, поэтому злоумышленникам тоже пришлось подстраиваться” — добавляет эксперт. — Плюс, немало пользователей продолжают доверять брендам, да и в описание того же Яндекс.Диска указано, что все загружаемые файлы проверяются антивирусом”.

Основной экспертный совет — относиться к файлам из публичных облачных хранилищ так же, как к тем, что скачиваются с неизвестного ресурсам в интернете.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

41% сотрудников российских компаний не распознают фишинговые письма

Компания RED Security проанализировала результаты проектов по обучению киберграмотности сотрудников в российских организациях. Согласно данным платформы RED Security Awareness, до прохождения обучения 41% работников не отличают фишинговые письма и переходят по вредоносным ссылкам или открывают вложения.

Каждый третий сотрудник вводит на поддельных сайтах логины и пароли от корпоративных учётных записей.

Исследование проводилось на основе симуляций фишинговых атак: с начала года семь тысяч сотрудников из крупных компаний получили тестовые рассылки, имитирующие реальные письма злоумышленников. Все действия пользователей фиксировались и анализировались, чтобы оценить уровень их киберграмотности.

Результаты оказались тревожными:

  • 41% сотрудников переходят по подозрительным ссылкам или открывают вложения;
  • 34% вводят корпоративные данные на поддельных страницах;
  • 13% делают это несколько раз подряд, если не получают ожидаемого результата.

По словам специалистов RED Security, в реальной атаке такие действия с высокой вероятностью привели бы к взлому корпоративной инфраструктуры. В отчётах центра мониторинга компании отмечается, что фишинг и использование реальных учётных записей сотрудников — самые распространённые методы первоначального проникновения в сеть.

Отдельно эксперты предупреждают, что фишинговые рассылки становятся всё более качественными и персонализированными. Этому способствует активное использование злоумышленниками технологий искусственного интеллекта: по данным RED Security SOC, количество писем с признаками применения ИИ выросло на 53% по сравнению с прошлым годом.

Руководитель направления по обучению корпоративных пользователей Артём Мелехин отмечает, что уровень киберграмотности сотрудников снижается:

«В прошлом году 28% работников вводили свои логины и пароли на поддельных сайтах, сейчас — уже 34%. Компании должны выстраивать системное обучение персонала, иначе риск инцидентов будет только расти».

Тестовые письма для сотрудников напоминали обычные внутренние уведомления — о запуске нового портала ДМС, опросах по качеству кофе в офисе или корпоративных бонусных программах.

Чаще всего люди попадались на темы, связанные с привилегиями и бонусами, например, с просьбами оценить качество кофе или подтвердить участие в медицинской страховке.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru