Новый метод позволяет перехватывать сканирование отпечатков в Android

Новый метод позволяет перехватывать сканирование отпечатков в Android

Новый метод позволяет перехватывать сканирование отпечатков в Android

Один из студентов Китайского университета Гонконга обнаружил интересную форму атаки, использующую встроенный в современные Android-смартфоны сканер отпечатков пальцев. Новая злонамеренная техника получила имя «Fingerprint-Jacking».

Свою находку Сяньбо Ван описал на конференции Black Hat Europe. Оказалось, что специалист искал баги в мобильном приложении Wallet, а выявил куда более серьёзную проблему безопасности.

Атака вида «Fingerprint-Jacking» основана на пользовательском интерфейсе и функции сканирования отпечатков пальцев в мобильных приложениях. На конференции Ван продемонстрировал обнаруженный метод. Сначала он запустил на устройстве под Android 10 приложение Magisk, способное контролировать программы, у которых есть root-доступ.

Затем он открыл обычное приложение-дневник и увидел экран блокировки. С помощью сканирования отпечатка пальца специалист разблокировал устройство и снова попал в приложение-дневник. Однако после повторного запуска Magisk стало понятно, что у софта теперь есть root-доступ на девайсе.

«Цель подобной атаки — заставить жертву одобрить вредоносные действия без её ведома. Для этого могут использоваться приложения с минимальными правами в системе», — объяснил сам эксперт.

В ходе исследования Ван пытался выяснить, может ли одно приложение использовать API для сканирования отпечатков (FingerprintManager), когда другое находится на переднем плане. Несмотря на попытки разработчиков Android блокировать подобное поведение, специалист нашёл способ обойти эти ограничения.

Описанная атака основывается на том, что на мобильном устройстве пользователя уже установлено вредоносное приложение, замаскированное под легитимное. Именно этот вредонос должен вызвать функцию сканирования отпечатка пальца в другой программе.

Вывод пользовательского интерфейса должен заставить жертву поднести палец к сканеру, а результат перенаправляется вредоносному приложению в фоновом режиме. Таким образом происходит несанкционированная авторизация, а зловред получает возможность выполнить ране недоступные действия.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru