Positive Technologies: хакеры все чаще сдают трояны в аренду

Positive Technologies: хакеры все чаще сдают трояны в аренду

Эксперты Positive Technologies отмечают, что во II квартале 2017 года продолжают набирать популярность сервисы «вымогатели как услуга» по сдаче троянов в аренду. США и Россия по-прежнему наиболее частые жертвы кибератак, однако во II квартале 2017 года больше четверти атак (28%) были масштабными и затронули одновременно десятки стран и сотни (в отдельных случаях тысячи) компаний.

По статистике Positive Technologies, 67% атак были совершены с целью получения прямой финансовой выгоды. При этом больше половины атак носили массовый характер и использовали преимущественно вредоносное программное обеспечение.

Эпидемия вируса-вымогателя WannaCry (WanaCypt0r, WCry) показала, что стать жертвой атаки можно даже если не открывать подозрительные письма и не кликать по ссылкам в них. По данным Intel, общее количество зараженных компьютеров превысило 530 тысяч. На биткойн-кошельки разработчиков WannaCry от жертв поступило более 50 BTC (128 000 долл. США), при этом общий ущерб компаний составил более миллиарда долларов.

Другая масштабная вредоносная кампания в конце июня была вызвана шифровальщиком NotPetya (также известным под именами ExPetr, PetrWrap, Petya, Petya.A и др.). Отличительной чертой этой эпидемии было то, что целью преступников не была финансовая выгода, они не стремились рассылать ключ восстановления в обмен на выплаты. ВПО распространялось для вывода из строя информационных систем, уничтожения файлов и саботажа. Более 40 жертв заплатили выкуп на общую сумму, эквивалентную 10 000 долл. США.

Тренд «вымогатели как услуга» (ransomware as a service), о котором аналитики Positive Technologies рассказывали в прошлом отчете, набирает обороты. Появляются новые сервисы по сдаче троянов в аренду: например, дистрибьютор Petya или Mischa получает от 25% до 85% от суммы платежей жертв, а другой троян-шифровальщик Karmen продается на черном рынке за 175 долларов.

 

 

Пока одни злоумышленники предпочитают криптовалюту для получения незаконных доходов (жертвам троянов-шифровальщиков предлагается перечислять деньги на биткойн-кошельки), другие атакуют криптовалютные биржи и счета их клиентов. Например, получив доступ к персональным данным 31 800 пользователей южнокорейской биржи Bithumb, злоумышленники затем смогли получить доступ и к их счетам. Потери от этой атаки оценили в 1 миллиард вон (890 000 долл. США). В ходе другой атаки, на Tapizon, злоумышленники получили доступ к четырем кошелькам и в общей сложности похитили около 3816 биткойнов (5,3 млн долл. США).

Аналитики отмечают появление новых нестандартных цепочек проникновения в целевую систему. Например, группировка Cobalt использовала произвольные уязвимые сайты в качестве хостинга для вредоносного ПО. Члены группировки APT10 в ходе целевых атак сначала получали доступ в корпоративные сети провайдеров облачных сервисов, а затем по доверенным каналам проникали в сеть организаций-жертв.

«Пока все обсуждают масштабные атаки вирусов-вымогателей, злоумышленники не сидят сложа руки, работают над новым вредоносным софтом и планируют будущие атаки, — комментирует результаты исследования аналитик Positive Technologies Ольга Зиненко. — К примеру, исследователи обнаруживают новые ботнеты из IoT-устройств, однако известий о новых инцидентах, связанных с высоконагруженными атаками, пока поступает немного. Нельзя исключать возможность, что злоумышленники копят ресурсы, чтобы в дальнейшем реализовать масштабные атаки».

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

СУАТМ поможет бороться с кол-центрами и звонками мошенников в мессенджерах

В России может появиться еще одна антифрод-платформа. По замыслу, система учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ) позволит вовлечь в обмен данными всех заинтересованных лиц с тем, чтобы охватить даже такие каналы, как IP-телефония и мессенджеры.

Автором идеи объединить на общей платформе всех участников рынка — банки, операторов связи, регуляторов, правоохранительные органы — является «Тинькофф». По сути, это будет аналог автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России, но для телекома, у которого сейчас есть только «Антифрод» Роскомнадзора.

СУАТМ в числе прочего поможет в реальном времени выявлять операторов, обеспечивающих работу мошеннических кол-центров, и сообщать о таких нарушениях регулятору. Новую систему также можно будет использовать для блокировки IMаккаунтов, используемых обманщиками, и звонков с виртуальных сим-карт.

Сценарий взаимодействия при этом может выглядеть следующим образом. Клиент жалуется банку на мошеннический звонок, тот отправляет уведомление в СУАТМ, система в режиме реального времени получает от телеоператора информацию об инициаторе звонка.

Если это другой оператор, перебирается вся цепочка (за несколько минут), и данные «нулевого пациента» передаются всем провайдерам для блокировки мошеннического трафика либо аккаунта в мессенджере. Об источнике также ставятся в известность РКН и МВД. Если виновник — оператор, его могут оштрафовать на 500 тыс. руб. за пропуск мошеннических звонков.

По словам «Тинькофф», банки, операторы, ЦБ положительно восприняли инициативу. Однако для эффективной работы СУАТМ придется корректировать нормативную базу. Операторов нужно будет обязать подключиться к новой антифрод-платформе. Кроме того, созданию подобной системы наверняка будет мешать регуляторный запрет на передачу персональных данных сторонним организациям.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru