Правительство готовит масштабный пакет мер против онлайн-мошенничества

Правительство готовит масштабный пакет мер против онлайн-мошенничества

Правительство готовит масштабный пакет мер против онлайн-мошенничества

Правительственная комиссия в ближайшее время рассмотрит пакет из десятков поправок к действующим законам и нормативным актам, направленных на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством.

Как выяснил РБК, документ содержит изменения в нескольких десятках законов и нормативных актов.

Некоторые из предложенных мер, включая обязательную регистрацию продавцов на маркетплейсах через портал Госуслуг, ранее уже обсуждались. В документе также учтены поручения президента о разработке механизмов блокировки мошеннических звонков из-за рубежа. По данным РБК, заседание комиссии, на котором рассмотрят эти инициативы, запланировано на 10 февраля.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко подтвердил разработку поправок в ответ на запрос издания:

«Мы детально проанализировали наиболее распространенные мошеннические схемы — телефонные и СМС-обманы, взломы личных кабинетов, оформление кредитов на чужие паспорта. На основе этого анализа разработан комплекс мер, направленных на защиту граждан от подобных угроз. В результате у людей появится широкий набор инструментов, которые помогут обезопасить себя от телефонного и интернет-мошенничества».

Среди предложенных мер, помимо обязательной регистрации продавцов на маркетплейсах:

  • Запрет на использование зарубежных мессенджеров для общения с гражданами, покупателями и заказчиками сотрудниками госорганов, кредитных организаций, ЦБ, операторов связи, владельцев соцсетей, агрегаторов товаров и услуг, сервисов размещения объявлений.
  • Обязательная маркировка звонков от организаций.
  • Возможность для абонентов мобильных операторов отказаться от рекламных рассылок и обзвонов.
  • Запрет на рассылку СМС-сообщений во время телефонных разговоров.
  • Предоставление правоохранительным органам доступа к данным операторов связи по запросу.
  • Запрет на ввоз и продажу терминалов спутниковых систем, работа которых запрещена или ограничена в РФ и ЕАЭС.
  • Обязательная биометрическая идентификация при получении выписок из бюро кредитных историй и дистанционном оформлении микрозаймов.
  • Возможность запретить заключение договоров с операторами связи без личного присутствия.
  • Возможность внедрения биометрической идентификации для операторов связи, банков, маркетплейсов, агрегаторов и соцсетей.

По словам представителя Минцифры, реализация этих мер запланирована на 2025–2026 годы.

«С правовой точки зрения большинство предложенных мер обоснованы и соответствуют мировым тенденциям в сфере кибербезопасности», — отметил управляющий партнер Veta Илья Жарский.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru