Syncjacking позволяет получить контроль над устройством через Chrome-аддоны

Syncjacking позволяет получить контроль над устройством через Chrome-аддоны

Syncjacking позволяет получить контроль над устройством через Chrome-аддоны

Исследователи из SquareX обнаружили новый вектор атаки под названием «Browser Syncjacking»: злоумышленники могут использовать с виду легитимное расширение браузера Google Chrome для получения полного контроля над устройством жертвы.

Описанная техника включает несколько этапов: сначала злоумышленник перехватывает контроль над Google-аккаунтом жертвы, затем — над браузером, а в конечном счёте — над самим устройством.

Несмотря на многоступенчатую структуру, вектор можно использовать незаметно, поскольку он требует минимальных разрешений в системе и практически исключает взаимодействие с жертвой, кроме установки  якобы легитимного расширения.

Общая схема Syncjacking делится на четыре этапа:

  1. Создание вредоносного домена Google Workspace. Злоумышленник настраивает несколько профилей, отключая у них защитные меры, (например, многофакторную аутентификацию). Этот домен используется для создания управляемого профиля на устройстве жертвы.
  2. Публикация вредоносного расширения. Аддон маскируется под полезный софт с легитимными функциями и размещается в Chrome Web Store.
  3. Обман жертвы с помощью социальной инженерии. Жертва устанавливает расширение, после чего оно тайно регистрирует ее в одном из управляемых злоумышленником профилей Google Workspace. Это происходит в скрытом окне браузера, работающем в фоновом режиме.
  4. Включение синхронизации Chrome. Расширение открывает страницу поддержки Google и, используя разрешение на чтение и запись веб-страниц, внедряет в нее сообщение, побуждающее жертву включить синхронизацию. После активации злоумышленник получает доступ ко всем сохранённым данным пользователя, включая пароли, историю просмотров и другую конфиденциальную информацию.

 

После компрометации профиля злоумышленники используют поддельное обновление Zoom для получения полного контроля над браузером.

  1. Жертва получает фальшивое приглашение на конференц-связь.
  2. При переходе по ссылке расширение подменяет содержимое страницы, предлагая обновить клиент Zoom.
  3. На  деле загружается исполняемый файл с токеном регистрации, который передает злоумышленнику полный контроль над браузером жертвы.

 

После успешного взлома злоумышленники могут:

  • Незаметно получать доступ ко всем веб-приложениям жертвы.
  • Устанавливать дополнительные вредоносные расширения.
  • Перенаправлять пользователя на фишинговые сайты.
  • Отслеживать и модифицировать загрузки файлов.
  • Фиксировать нажатия клавиш, включая пароли.
  • Активировать веб-камеру и микрофон.

SquareX подчеркивает, что этот метод особенно сложен для обнаружения. В отличие от традиционных атак, использующих сложную социальную инженерию, здесь злоумышленникам требуются лишь минимальные разрешения и немного социальной инженерии.

«Если пользователь неискушён и не проверяет регулярно настройки Chrome, он даже не заметит, что браузер скомпрометирован», — говорится в отчете.

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru