Продавцов на маркетплейсах хотят заставить регистрироваться через Госуслуги

Продавцов на маркетплейсах хотят заставить регистрироваться через Госуслуги

Продавцов на маркетплейсах хотят заставить регистрироваться через Госуслуги

Одной из инициатив правительства в рамках мер по противодействию мошенничеству является обязательная регистрация пользователей маркетплейсов и досок объявлений через Госуслуги. Как уточнили инициаторы, эти правила коснутся только тех, кто хочет разместить объявления.

Тем не менее участники рынка опасаются, что мера негативно отразится на бизнесе.

С пакетом предложенных изменений ознакомилось издание Forbes. Они будут закреплены на законодательном уровне в виде поправок к законам «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Помимо обязательной регистрации через Госуслуги, меры включают:

  • запрет на использование иностранными мессенджерами сотрудниками банков, операторов связи, маркетплейсов и интернет-магазинов;
  • возможность использования биометрии в качестве одного из методов авторизации в приложениях банков, интернет-магазинов и операторов связи.

По данным Forbes, эти инициативы находятся на стадии межведомственного согласования.

О нововведениях впервые объявил первый вице-премьер Дмитрий Григоренко в ноябре 2024 года. В их разработке участвовали Минцифры, другие ведомства, правоохранительные органы и Банк России.

«В рамках этой работы подготовлены два ключевых пакета законопроектов. Первый направлен на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством, второй — на регулирование цифровых платформ. Их цель — предоставить гражданам надежные инструменты защиты от мошенников», — сообщили Forbes в аппарате Дмитрия Григоренко.

В то же время представители бизнеса выразили обеспокоенность. По оценке компаний, входящих в Ассоциацию больших данных (членами которой являются крупнейшие банки, операторы связи и интернет-компании), обязательная регистрация через Госуслуги может привести к снижению конверсии на классифайдах на 50%, а также к сокращению числа пользователей.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов раскритиковал возможный запрет на использование зарубежных мессенджеров: «Бизнес уже интегрировал многие процессы в эти каналы коммуникации, и клиентам это удобно. Вместо жестких ограничений и запретов стоит продолжать выстраивать продуманную политику регулирования».

В «МегаФоне» также выразили сомнения:

«Мошенники все чаще используют мессенджеры. Доля мошеннических звонков в них достигла 40%, тогда как три года назад этот показатель не превышал 1%. При этом операторы связи не могут фильтровать звонки и защищать абонентов в мессенджерах, а владельцы таких платформ предпринимают недостаточно усилий для защиты пользователей».

Бизнес-консультант по информационной безопасности Positive Technologies Алексей Лукацкий напомнил, что портал Госуслуг чаще подвергается кибератакам, чем маркетплейсы. Он также отметил, что мошенники могут начать арендовать чужие учетные данные для аутентификации, аналогично тому, как они используют платежные реквизиты в схемах с дроппами.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Оператора связи оштрафовали на ₽600 тысяч за пропуск мошеннических звонков

В Санкт-Петербурге по требованию прокуратуры крупному оператору сотовой связи назначили штраф в размере 600 тыс. руб. за халатное отношение к обязанности блокировать звонки мошенников с подменных номеров.

Факт правонарушения было выявлен в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о связи. Имя виновника не разглашается.

Как оказалось, из-за пропущенных оператором звонков с подменой телефонного номера пострадал местный житель: мошенники путем обмана украли у него более 500 тыс. рублей.

Дело об административном правонарушении рассматривалось в рамках ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП (неисполнение оператором связи обязанности по прекращению оказания услуг связи и/или услуг по пропуску трафика в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

В Питере также возбуждено уголовное дело о телефонном мошенничестве. Прокуратура взяла его на контроль.

Блокировать вызовы и СМС с подменных номеров операторы обязаны согласно поправкам к закону «О связи», принятым в июле 2022 года. База номеров телефона, используемых мошенниками, доступна всем операторам, подключенным к Антифроду Роскомнадзора.

Случаи пренебрежения такими обязанностями редки — или просто не попадают в поле зрения регуляторов. Так, три года назад российскую дочку Orange наказали по максимуму по той же статье КоаП, взыскав 1 млн рублей за пропуск вызова с подменного номера.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru