Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

Эксперты предупреждают о лавинообразном росте дипфейк-атак

По итогам 2024 года количество атак с использованием технологий дипфейков, преимущественно голосовых, достигло десятков тысяч. Эксперты прогнозируют резкий рост подобных инцидентов в 2025 году, вплоть до увеличения их числа в несколько раз.

Согласно данным МТС VisionLabs, на которые ссылаются «Известия», реальное число таких атак значительно превышает официальные показатели.

«Аудио- и видеодипфейки в 2024 году стали массовым явлением, поскольку преступники усовершенствовали технологии их создания», — отметил в комментарии для «Коммерсанта» Максим Бузинов, руководитель R&D-лаборатории Центра технологий кибербезопасности ГК «Солар».

Как правило, злоумышленники подделывают голос руководителя компании или близкого родственника потенциальной жертвы. По оценкам экспертов, наиболее уязвимыми категориями для таких атак остаются подростки, женщины и пожилые люди.

В 2025 году количество таких случаев может значительно возрасти благодаря появлению систем, способных подделывать голос в режиме реального времени. Первые рабочие версии таких приложений начали появляться уже во второй половине 2024 года.

«Проблема в том, что даже сложные алгоритмы дипфейков теперь можно легко найти в открытом доступе», — предупреждает Татьяна Дешкина, представитель VisionLabs. «Кроме того, порог входа для их создания значительно снизился — появились приложения, позволяющие генерировать дипфейки даже людям без минимального опыта в программировании».

При этом программное обеспечение для изменения голоса доступно практически без ограничений. Уже сегодня можно сгенерировать видеозвонок в режиме реального времени. Хотя качество такого видео пока низкое, это легко списывается на плохое соединение или низкое разрешение камеры.

Тем не менее такие звонки чрезвычайно опасны, так как их можно использовать для вымогательства, оформления кредитов от имени жертвы, получения конфиденциальной информации или шантажа.

Дмитрий Соколов, руководитель службы информационной безопасности компании «МойОфис» и эксперт АРПП «Отечественный софт», подчеркивает, что такие инструменты позволяют имитировать не только голос, но и интонации, что делает дипфейк практически неотличимым от оригинала.

Помимо этого, злоумышленники активно используют методы психологического давления, повышая уровень стресса у жертвы, а также играют на неосведомленности широкой аудитории о технологиях дипфейков.

Эксперты сходятся во мнении, что основная рекомендация для пользователей — перезванивать тому, от чьего имени якобы поступил звонок. Тем временем разработчики активно работают над созданием решений для выявления дипфейков, в том числе в режиме реального времени. Такие продукты уже представили компании MTS AI, Сбер, онлайн-кинотеатр Wink и ГК «Солар».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru