Только пятая часть российских госкомпаний уже перешла на российское ПО

Только пятая часть российских госкомпаний уже перешла на российское ПО

Только пятая часть российских госкомпаний уже перешла на российское ПО

Только 5 из 25 госкомпаний, чьи представители участвовали в совещании Минцифры 6 декабря, полностью завершили переход на российское ПО. Такую статистику привел заместитель гендиректора по ИТ аэропорта Шереметьево Кирилл Алифанов.

Для госсектора и объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) датой перехода на отечественное ПО установлено 1 января 2025 года. Однако успеют сделать это далеко не все.

«Из 25 компаний пять отчитались, что они полностью выполнили указ президента и импортозаместились. Не было сказано, сколько сотен миллиардов было на это потрачено, но главное — выполнили указ», — заявил Кирилл Алифанов в выступлении на форуме «Пульс цифровизации».

В Минцифры, однако, сохраняют оптимизм. Как сообщили в ведомстве корреспондентам «Коммерсанта», большинство компаний уже завершают работу по переходу на отечественное ПО.

«Все компании-участники совещания доложили, что успешно переходят на отечественное ПО на объектах КИИ. Они доложат об импортозамещении на объектах КИИ на отдельном совещании», — сообщила пресс-служба Минцифры в ответ на запрос «Коммерсанта».

В Минцифры также обещали провести «строгий анализ причин» в том случае, если компания не успеет провести импортозамещение в установленные сроки. Минцифры также рассматривает возможность обязать такие компании заключать форвардные контракты.

«По каждому такому случаю будет проведен определенный анализ причин. Они в большинстве случаев банальны и связаны с отсутствием финансирования. Начиная с 2022 года эти задачи были поставлены, но расходы на федеральные ведомства, на "цифру", увеличены не были», — говорил Максут Шадаев на Cnews Forum 7 ноября.

По оценке опрошенных изданием экспертов, не успеют перейти на российское ПО 15-20% объектов КИИ. Основным препятствием является сложность проектов миграции и длительное тестирование, необходимое для проверки совместимости различных отечественных решений. Особенно остро данная проблема стоит в таких отраслях как авиаперевозки, энергетика и финансовый сектор, где велика зависимость от специфичного отраслевого ПО.

«Основная сложность при импортозамещении ПО заключается в том, что российских операционных систем много, а необходимая программа может работать только на одной ОС, другая на второй. Стопроцентный переход на отечественное ПО во всех сферах — это вопрос десятилетия, потому что сейчас идет глобальное импортозамещение массового ПО, до специфического нужно удовлетворить именно этот спрос»,— отметил гендиректор SETERE Group Олег Ивченков.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru