Китайские кибершпионы оказались любителями старины

Китайские кибершпионы оказались любителями старины

Китайские кибершпионы оказались любителями старины

Злоумышленники проникли в сеть одной из международных аэрокосмических компаний, воспользовавшись уязвимостями серверов под управлением IBM AIX. AIX является коммерческим клоном Unix от IBM. Вышла на рынок в 80-е годы.

В качестве системы для высокопроизводительных рабочих станций и серверов ее еще в 2000-е годы вытеснили Windows и Linux, однако в ряде ниш системы под управлением AIX оказалось нечем заменить.

IBM продолжает поддерживать AIX. Директор по исследованиям безопасности Binary Defense Джон Дуайер в интервью для издания The Register заявил, что кибершпионы, скорее всего, из спонсируемой правительством Китая группировки, впервые скомпрометировали один из трех неуправляемых серверов AIX компании-жертвы в марте и оставались в ее ИТ-инфраструктуре в течение четырех месяцев.

Компания, которую эксперт отказался называть, занята производством компонентов для аэрокосмической техники и других секторов экономики, в частности, нефтегазовой промышленности. Целью злоумышленников была техдокументация.

В августе сотрудники компании обнаружили постороннюю активность в своей ИТ-инфраструктуре и уведомили правоохранительные органы, как местные, так и федеральные, а также регуляторов. Кроме того, руководство компании привлекло Binary Defense для расследования инцидента и устранения его последствий.

Как оказалось, злоумышленники получили постоянный доступ к ИТ-инфраструктуре организации через развернутый внутри нее веб-интерфейс. Это давало возможность не только для кибершпионажа, но и атак на цепочки поставок компании-жертвы, что, как подчеркнул Джон Дуайер, таило большие риски, поскольку охватывало широкий круг организаций — от начальных школ до федеральных министерств.

Американские органы власти и регуляторы предупреждали о росте активности китайских группировок, особо выделяя APT40 и Volt Typhoon. Их обвиняли в шпионаже и подготовке деструктивных атак на критическую инфраструктуру.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru