Российскую энергетику атакует цепкий шпионский троян Unicorn

Российскую энергетику атакует цепкий шпионский троян Unicorn

Российскую энергетику атакует цепкий шпионский троян Unicorn

В начале текущего месяца защитные решения «Лаборатории Касперского» зафиксировали новые вредоносные рассылки, нацеленные на кражу данных у российских компаний. Анализ выявил неизвестного ранее трояна — шпионскую программу, нареченную Unicorn.

В отличие от собратьев данный зловред не удаляет себя после кражи, а продолжает жить в системе, воруя файлы по мере их появления или обновления — пока его не поймают за руку. Атакам подвергаются энергетические компании, заводы, разработчики и поставщики электронных компонентов.

Вредоносные письма содержат вложение или ссылку на RAR-файл на Яндекс.Диске. Архив содержит файл с двойным расширением .pdf.lnk — ярлык с командой на скачивание и запуск HTA, замаскированного под PDF.

 

При активации HTA выполняется скрипт VBS, который создает на диске update.vbs и upgrade.vbs и прописывает их на автозапуск. Вредонос также генерирует дополнительные ключи реестра (в HKCU\Software\ReaItek\Audio\) с зашифрованным VBS-кодом.

При запуске update.vbs создается папка %USERPROFILE%\AppData\Local\ReaItek, куда копируются файлы из домашнего каталога пользователя (txt, pdf, doc, docx, xls, xlsx, png, rtf, jpg, zip, rar весом менее 50 Мбайт, а также содержимое папки %USERPROFILE%\AppData\Roaming\Telegram Desktop\tdata).

Скрипт upgrade.vbs с помощью расшифрованного кода из реестра отправляет добычу на C2-сервер. Чтобы не повторяться, оба VBS создают себе памятку — ids.txt и oids.txt соответственно, куда записываются данные о скопированных / отправленных файлах, а также даты последних изменений этих объектов.

«Особенность этих атак заключается в том, что после кражи данных вредоносные скрипты остаются в системе, — подчеркнул эксперт Kaspersky Олег Купреев. — Вместо того чтобы один раз украсть данные и замести следы, вредоносное ПО продолжает передавать злоумышленникам новые или обновлённые файлы, пока его не обнаружат и не примут меры, что потенциально увеличивает масштаб возможных потерь».

Защитные решения ИБ-компании детектируют нового зловреда с вердиктом Trojan-Spy.VBS.Unicorn.

В сообществе Linux впервые появился план на случай ухода Линуса Торвальдса

Сообщество разработчиков ядра Linux впервые официально оформило план на случай, если Линус Торвальдс вдруг решит уйти на пенсию или если что-то пойдёт не так. Сам Торвальдс возглавляет разработку ядра с 1991 года, и за это время стал не просто мейнтейнером, а настоящей константой проекта.

Не так давно он и сам заметил, что сообщество «становится возрастным», но при этом подчеркнул: с точки зрения экспертизы всё в порядке — новые люди приходят, и через несколько лет вырастают в ключевых разработчиков.

Тем не менее вопрос «а что если?» всё же решили закрыть документально. Новый план — это сценарий, который будет задействован только в том случае, если не получится провести спокойную и заранее подготовленную передачу полномочий.

Если такой момент всё-таки настанет, первым делом сообщество назначит организатора. Им станет либо последний организатор Maintainers Summit, либо действующий председатель Технического консультативного совета Linux Foundation (TAB). После этого у него будет 72 часа, чтобы запустить обсуждение с участниками последнего саммита мейнтейнеров.

Если же с последнего Maintainers Summit прошло больше 15 месяцев, список участников определит TAB — с правом привлекать других мейнтейнеров по своему усмотрению. Дальше всё довольно по-деловому: у этой группы есть две недели, чтобы прийти к решению и объявить его сообществу через почтовые рассылки.

По сути, это аккуратно оформленный способ сказать: «Мы знаем, как договориться, но на всякий случай записали процесс на бумаге».

Ирония в том, что даже без такого плана Linux вряд ли оказался бы в кризисе. Как не раз отмечал сам Торвальдс, проектов с мейнтейнерами, которые работают над кодом более 30 лет подряд, в open source практически не существует. Сообщество ядра давно научилось самоорганизации — просто до сих пор у него был нулевой так называемый bus factor.

Bus factor — это количество людей, которые могут «выпасть» из проекта (по любой причине), прежде чем он окажется в серьёзной опасности. У Linux этот показатель формально равнялся нулю: без Торвальдса всё держалось, но официального плана не существовало.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru