Отрасль ЦОД в России к 2030 году изменится до неузнаваемости

Отрасль ЦОД в России к 2030 году изменится до неузнаваемости

Отрасль ЦОД в России к 2030 году изменится до неузнаваемости

Период стартапов на российском рынке центров обработки данных (ЦОД) закончился. Это связано с существенным увеличением порога входа за счет повышения капиталоемкости, усложнения доступа к квалифицированным кадрам и ужесточения регулирования.

Но при этом рынок ЦОД в России останется быстрорастущим и довольно турбулентным.

Такой прогноз дал президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев, выступая на конференции IT Elements 2024.

По его оценке, российский рынок ЦОД несколько отстает по развитию бизнес-тенденций от мирового, но в целом следует тем же тенденциям.

Как подчеркнул Игорь Дорофеев, сославшись на аналитические агентства, на развитие рынка ЦОД влияет сочетание трех факторов: наличие платежеспособного спроса, каналов связи и инфраструктуры. Все остальные, включая стоимость электроэнергии или недвижимости, как показала мировая и российская практика, малозначимы.

Поэтому ещё долго основная доля рынка ЦОД в России будет приходиться на Москву и Санкт-Петербург. Возможно разве что перетекание спроса в другие города с миллионным населением.

Другим фактором Игорь Дорофеев назвал усиление регуляторики, которое направлено на локализацию и сохранность данных. Его значимость будет расти по всему миру, и в России в том числе.

Это будет способствовать развитию сетей ЦОД во многих регионах. Однако, по мнению Игоря Дорофеева, продолжится тенденция к перетоку данных в США за счет крупнейших гиперскейлеров — Amazon Web Services, Google и Microsoft.

По мнению Игоря Дорофеева, основным фактором, сдерживающим развитие рынка ЦОД в России, является так называемое восточноевропейское мышление, обусловленное высоким уровнем технических знаний. При прочих равных условиях восточноевропеец предпочтет «держать сервер под столом», а не арендовать его на стороне. По его оценке, количество таких серверов в несколько раз опережает количество серверов во всех коммерческих и операторских ЦОД в России.

Но, как отметил Игорь Дорофеев, со временем эти серверы неизбежно переместятся или в коммерческие ЦОД, или их содержимое переместится в облака. По его мнению, рынок облаков в ближайшие годы ждет рост с темпами в 30% в годовом выражении: его драйверами будут дефицит кадров и стремление снизить затраты на эксплуатацию.

По мнению Игоря Дорофеева, к 2030 году российский рынок ЦОД изменится до неузнаваемости. Скорее всего, за счет консолидации количество игроков в нем уменьшится, но структура усложнится за счет появления новых сегментов и ниш. К примеру, большой объем займут ЦОД, целиком занятые обучением нейросетей или обслуживанием населения.

Иран подозревают в подготовке к отключению от глобального интернета

Иран подозревают в подготовке к фактическому отключению от глобального интернета. Власти уже ограничили доступ к ресурсам, не входящим в так называемый «белый список», а также последовательно развивают национальную интрасеть, лишь минимально связанную с внешним миром.

О таких планах иранских властей сообщила газета Guardian со ссылкой на эксперта по цифровым правам Амира Рашиди.

По его словам, в стране уже функционирует внутренняя сеть, практически изолированная от глобального интернета и полностью контролируемая государством. Ее развитие стало частью долгосрочной политики по формированию замкнутой цифровой экосистемы.

Как напоминает Guardian, 8 января интернет в Иране был полностью отключен на фоне протестов, вспыхнувших в конце декабря из-за резкого роста цен, связанного с ослаблением национальной валюты. Лишь 12 января доступ частично восстановили — но только к ресурсам из «белого списка», находящимся под полным контролем властей. В него вошли поисковые сервисы, картографические приложения, одобренные мессенджеры и стриминговый сервис.

По словам Рашиди, наиболее значимым каналом связи с внешним миром остаются спутниковые терминалы Starlink. По разным оценкам, их число в стране может достигать 100 тыс., при этом использование таких терминалов в Иране является бесплатным.

Однако их выявление входит в число приоритетных задач силовых структур. Для поиска терминалов используются беспилотники. С лета прошлого года применение Starlink криминализировано, а владельцам оборудования грозит до 10 лет лишения свободы. Кроме того, стабильная работа спутниковой связи затруднена из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Более-менее устойчиво Starlink работает лишь в отдельных регионах страны. По оценке экспертов, опрошенных Guardian, доступ к нему имеют лишь считанные проценты населения. Другие способы обхода ограничений используют крайне немногие иранцы.

Как отметил Амир Рашиди, работы по созданию изолированной цифровой среды ведутся в Иране уже несколько лет. «Скелет» внутренней сети, по его словам, фактически уже сформирован, а уровень ограничений в ней может оказаться жестче, чем в Китае. По неподтвержденной информации, после подавления протестов жителям страны могут оставить доступ только к этой внутренней сети, с минимальной связью с глобальным интернетом.

В то же время, как сообщило РИА Новости со ссылкой на иранское агентство FARS, полный доступ к интернету в Иране может быть восстановлен в течение одной-двух недель — и в том же объеме, что и до отключения.

«В течение предстоящей недели-двух соответствующими органами будет принято окончательное решение о предоставлении большего доступа к интернету», — говорится в сообщении FARS.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru