В России растет волна инвестиционного мошенничества

В России растет волна инвестиционного мошенничества

В России растет волна инвестиционного мошенничества

В первом полугодии 2024 г. аналитики компании F.A.C.C.T. обнаружили более 10 000 доменов для мошеннических инвестиционных проектов. Количество постов в социальных сетях для продвижения мошеннических ресурсов с января по май 2024 г. увеличилось в 40 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Инвестиционное мошенничество (инвестскам) направлено на то, чтобы жертва добровольно передала деньги мошенникам под воздействием обещаний прибыли от инвестиционных вложений в акции или криптовалюту для получения стабильного пассивного дохода.

Приобретенные на мошеннических ресурсах ценные бумаги или криптовалюта не имеют никакой реальной ценности, а вложенные средства «инвестор» уже не сможет вывести. Часто, помимо перевода денег, жертву будут вынуждать делиться конфиденциальными данными.

По данным аналитиков департамента Digital Risk Protection компании F.A.C.C.T., в 2024 г. количество мошеннических доменов выросло на 25% по сравнению с 2022 г., когда подобное исследование проводилось в прошлый раз. Количество рекламных постов в соцсетях для привлечения на мошеннические сайты за первые пять месяцев этого года увеличилось почти в 40 раз по сравнению с январем-маем 2023 года: с 201 до 7869 рекламных постов. С января 2023 года по май 2024 мошенники опубликовали 17 969 соответствующих рекламных постов на русском языке в Instagram и Facebook (признаны экстремистскими и запрещены в России), причем 98% из них было запущено только с августа 2023.

По мнению экспертов, рост активности злоумышленников в инвестиционном мошенничестве связан с популяризацией по этому направлению мошеннических партнерских программ, которые позволяют злоумышленникам масштабировать незаконный бизнес, привлекать больше жертв и увеличивать прибыль за счет разделения задач. Актуальность мошеннических схем зависит от инфоповодов, экономической ситуации и других факторов. Всего эксперты F.A.C.C.T. выявили 10 партнерских программ, активно работающих в направлении мошенничества с инвестициями.

Злоумышленники создают поддельные веб-ресурсы, регистрируются в социальных сетях и мессенджерах, разрабатывают приложения, имитирующие инвестиционные проекты и биржи. После пополнения баланса в мошеннической инвестиционной платформе первое время жертве могут демонстрировать красивые графики об успешном росте капитала, который потом сменится падением котировок и необходимостью новых инвестиций.

Реклама мошеннических ресурсов запускается в социальных сетях, мессенджерах, на видеохостингах, через рассылки по почте, холодные звонки, поисковые сервисы. В постах для продвижения используют якобы личные истории:

  • Взломанная переписка знаменитостей, где они обсуждают пассивных доход от инвестиционного проекта.
  • Мужчина, разбогатевший на инвестициях, оказался в больнице из-за распутного образа жизни, но хочет поделиться секретами своего дохода.
  • Семья свингеров нашла секрет гармонии и способ получать стабильный доход через вложения в акции.

 

Одним из признаков мошеннических схем с инвестициями в большинстве случаев является активное участие колл-центров. Потенциальной жертве назначается личный «инвестиционный эксперт», чья задача убеждать жертву вкладывать деньги в «выгодный проект». Некоторые партнерские программы организуют колл-центры самостоятельно, но в большинстве случаев они пользуются услугами отдельных сервисов для мошенников.

«Количество веб-ресурсов, офферов, партнерских программ, а также рекламы, которое было обнаружено, может свидетельствовать о том, что «инвестиционный» вид мошеннических схем с акциями или криптовалютами продолжает развиваться, — отмечает руководитель департамента Digital Risk Protection F.A.C.C.T. Станислав Гончаров. — Партнерские программы являются масштабными проектами и представляют серьезную угрозу для обычных интернет-пользователей и компаний, чьи бренды эксплуатируются в схеме. Изучение инфраструктуры этих программ позволяет эффективнее бороться с образующимися угрозами».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

30% страховщиков ограничивают лимиты по киберрискам до 100 млн руб.

Как показало исследование страхового брокера АСТ, действующие лимиты по страхованию киберрисков недостаточны для покрытия всех возможных убытков. Среди ключевых препятствий также называют высокую стоимость полисов — даже при использовании франшиз. По данным АСТ, 30% страховых компаний предлагают лимиты в диапазоне от 10 до 100 млн рублей, а 43% — от 100 до 500 млн рублей.

Результаты исследования привёл «Коммерсантъ». При этом 15% опрошенных организаций заявили, что хотели бы иметь покрытие на сумму свыше 500 млн рублей.

По словам совладельца страхового брокера Mains Сергея Худякова, существующие лимиты, предлагаемые российскими страховыми компаниями, подходят в основном компаниям малого и среднего бизнеса. Однако крупные предприятия — в частности, промышленные компании, крупные ретейлеры, телеком-операторы и банки с масштабной ИТ-инфраструктурой — нуждаются в более высоком уровне покрытия.

Среди тех, кто не смог подобрать подходящие условия страхования, оказалась даже подведомственная Банку России «Национальная страховая информационная система» (НСИС). Как отметил её руководитель Николай Галушин в комментарии для «Коммерсанта», ситуация с предложениями для структур такого масштаба за последний год не изменилась в лучшую сторону.

По мнению экспертов, одним из возможных решений может стать перестрахование — распределение рисков между несколькими страховыми компаниями. Этот вариант уже обсуждается с Российской национальной перестраховочной компанией. Однако, как уточнил исполнительный директор СОГАЗа Анар Бахшалиев, такой подход требует от клиентов предоставления более подробной информации об ИТ-инфраструктуре и уровне её защиты, что увеличивает сроки заключения договоров.

Исследование АСТ также показало, что уровень киберзащищённости компании является главным фактором, влияющим на стоимость полиса. По оценке Сергея Худякова, она составляет от 1 до 3% от суммы покрытия. Встречаются и случаи, когда договоры заключаются бесплатно — как дополнение к пакету услуг, однако при этом размер покрытия минимален.

Ещё одной проблемой, по мнению авторов исследования, является самоуверенность компаний. Более половины участников опроса заявили, что не сталкивались с киберинцидентами, а 20% признались, что не знают, были ли они вообще. Однако, как отметил директор департамента «Страхование» компании «Рексофт» Никита Евсеенко, подобная уверенность часто основана не на реальной защищённости, а на культуре замалчивания инцидентов.

Тем не менее 90% компаний готовы оформить полис, если страхование киберрисков станет обязательным. Соответствующие инициативы обсуждаются с 2023 года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru